Взаимодействие налоговой и гибдд

Опубликовано: 01.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 8 октября 2012 г. N ПА-4-6/16857@

О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

С ГИБДД И ОРГАНАМИ РОСРЕЕСТРА

Согласно Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, Федеральная налоговая служба предоставляет государственную услугу по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Также указанным Административным регламентом установлены сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов и федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами при предоставлении государственной услуги.

Согласно пункту 101 Административного регламента в рамках индивидуального информирования на основании запросов в письменной форме в случае, если на вопросы, содержащиеся в письменном запросе, ответ не может быть дан должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, и для подготовки ответа требуется получение информации от органа, указанного в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, должностное лицо не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации письменного запроса направляет запрос в соответствующий орган.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.

Предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии с требованиями к межведомственному взаимодействию при предоставлении государственных услуг, установленными статьей 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).

Разработка клиентской части к сервису Росреестра в электронном виде включена в состав версии АИС ФЦОД 226-12-01 от 13.08.2012.

В составе указанной разработки реализованы запросы сведений из ГКН и ЕГРП:

- выписка о правах ФЛ на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества;

- выписка о правах ЮЛ на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества;

- выписка о переходе прав на объект недвижимого имущества;

- выписка о правах на объект недвижимого имущества;

- кадастровая выписка из ГКН о земельном участке.

Вместе с тем, Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", и в частности, в пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому сведения ЕГРП и ГКН предоставляются должностным лицам, имеющим право получать указанные сведения и назначенным соответствующим распорядительным документом органа государственной власти, полномочия которых подтверждаются соответствующей электронной подписью.

В этой связи после соответствующей договоренности с Росреестром распоряжением ФНС России от 02.10.2012 N 191@ "О взаимодействии с Росреестром" МИ ФНС России по ЦОД поручено обеспечить принятие необходимых организационных документов по назначению ответственных лиц для подписания запросов в Росреестр в рамках СМЭВ.

Разработка клиентской части к сервису ГИБДД МВД России в электронном виде включена в состав версии АИС "ФЦОД" 247-12-01 от 03.09.2012.

В составе указанной разработки реализованы запросы сведений о регистрационных действиях в отношении транспортных средств (далее - ТС) и их владельцах:

1. по реквизитам ТС;

2. по реквизитам владельца - физического лица;

3. по реквизитам владельца - физического лица и ТС;

4. по реквизитам владельца - юридического лица;

5. по реквизитам владельца - юридического лица и ТС.

Согласно ТКМВ срок направления ответа МВД России и Росреестром с момента получения запроса составляет 5 рабочих дней.

Таким образом, при рассмотрении обращений налогоплательщиков в случае необходимости уточнения данных о транспортных средствах или их владельцах, а также об объектах налогообложения (в том числе земельных участках) и их правообладателях необходимо пользоваться указанными электронными сервисами.

При этом, необходимо учитывать, что в случаях, когда ответ, полученный по каналам СМЭВ, отличается от информации, содержащейся в базе данных налоговых органов, необходимо информировать органы Росреестра и МВД России (ГИБДД) о необходимости предоставить соответствующие сведения по формам и форматам, разработанным в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации и утвержденными соответствующими приказами ФНС России. Только после получения информации в установленном порядке возможно внесение изменений в базу данных налоговых органов.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается вопрос с Росреестром и МВД России о предоставлении сведений через СМЭВ в соответствии с требованиями, установленными пунктом 10 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если информация налогоплательщика не подтверждается регистрирующими органами и совпадает с информацией, содержащейся в базе данных налогового органа, то налогоплательщику направляется письмо о том, что данные, на основании которых исчислен налог, подтверждены регистрирующими органами, и для внесения изменений в базу данных налогового органа необходимо внесение изменений в информационные ресурсы регистрирующего органа (указывается наименование и адрес регистрирующего органа, откуда получена информация об объекте налогообложения).

Судебная практика и законодательство — ФНС России от 08.10.2012 N ПА-4-6/16857@ "О межведомственном взаимодействии с ГИБДД и органами Росреестра"

Письмом ФНС России от 08.10.2012 N ПА-4-6/16857@ до Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации доведена информация о реализации возможности направления запросов в ГИБДД МВД России и Росреестр по каналам СМЭВ.

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 декабря 2008 г.

Регистрационный N 12968

В целях обеспечения организационно-методического единства взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктами 4 и 5 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2000, N 32, ст. 3340; 2003, N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231) - приказываем:

1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы 1 .

2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, Управлению информатизации ФНС России (В.В. Ряснову) обеспечить разработку и внедрение программного обеспечения, реализующего обмен сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в соответствии с Положением и в сроки, установленные пунктом 2 настоящего приказа.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения - главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации В.Н. Кирьянова, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.А. Чушкина.

1 Далее - "Положение".

Министр внутренних дел Российской Федерации
Р. Нургалиев

Руководитель Федеральной налоговой службы
М. Мокрецов

Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы

1. Настоящее Положение определяет основные правила и регулирует порядок взаимодействия управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДРО 1 и Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации 2 при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 части первой и пунктами 4 и 5 статьи 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции и Управлений ФНС России при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, осуществляется на региональном уровне в электронном виде в соответствии с Таблицей территориального соответствия подразделений Госавтоинспекции и Управлений ФНС России по месту своего нахождения для организации информационного взаимодействия при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (приложение N 1 к Положению).

3. Состав передаваемых сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, и правила их заполнения приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Положению.

4. Сведения, указанные в пункте 3 настоящего Положения, передаются подразделениями Госавтоинспекции в соответствующие Управления ФНС России в виде файлов передачи данных:

ежегодно до 1 февраля текущего календарного года о всех транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года;

в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации транспортных средств, а также лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Требования к форматам передачи данных приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.

5. Справочники и классификаторы, используемые при обмене информацией между подразделениями Госавтоинспекции и Управлениями ФНС России, приведены в приложении N 4 к настоящему Положению.

Обмен справочниками и классификаторами осуществляется на федеральном уровне между Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации 3 и ФНС России.

При внесении уполномоченными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации изменений в справочники и классификаторы, обмен их обновленными версиями между Департаментом ОБДД МВД России и ФНС России осуществляется в течение 10 дней со дня внесения изменений.

Полученные обновленные данные в 10-дневный срок направляются Департаментом ОБДД МВД России и ФНС России в соответствующие подразделения Госавтоинспекции и Управления ФНС России.

6. Файлы передачи/корректировки данных со сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляются по электронной почте или на электронных носителях с сопровождением реестра файлов (приложения N 5 и N 6 к Положению).

При представлении и использовании сведений обеспечиваются меры, исключающие несанкционированный доступ к ним.

7. Недостающая информация по представляемым в Управления ФНС России сведениям уточняется подразделениями Госавтоинспекции по учетным регистрационным данным в соответствии с перечнем показателей, содержащихся в карточке учета транспортных средств, либо в ходе проведения государственного технического осмотра транспортных средств.

8. Управления ФНС России:

8.1. Проводят сверку сведений, полученных из подразделений Госавтоинспекций со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах налоговых органов.

В случае расхождения сведений, содержащихся в переданных подразделениями Госавтоинспекции файлах передачи данных, со сведениями баз данных налоговых органов и/или при их недостаточности для исчисления транспортного налога, налоговые органы корректируют данные и/или вносят недостающие сведения, и формируют файлы корректировки.

В налоговых органах подлежат сверке сведения о владельце транспортного средства. Представление сведений осуществляется в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

8.2. Направляют в соответствующие подразделения Госавтоинспекции сформированные файлы корректировки.

8.3. Обеспечивают защиту информации в соответствии с требованиями к работе с информацией ограниченного доступа.

9. Подразделения Госавтоинспекции:

9.1. После получения от Управлений ФНС России файлов корректировки и реестров файлов корректировки вносят изменения в базы учетных и регистрационных данных в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Положения.

9.2. Формируют файлы с достоверными и полными сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, и передают их в соответствующие Управления ФНС России.

10. При передаче файлов со сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, а также реестров файлов соблюдаются следующие условия:

сведения, подлежащие передаче, предварительно должны быть проверены на отсутствие компьютерного вируса;

сформированные файлы архивируются с помощью программы-упаковщика, обеспечивающей работу с именами файлов более 8-ми символов под управлением операционных систем MS Windows 98, 2000, ХР (и более поздних);

архивные файлы, а при необходимости и программа-упаковщик отправляются получателю с помощью стандартных или специальных программных средств передачи данных или на электронном носителе;

информация считается принятой только после получения от получателя сообщения об успешном приеме данных;

в случае обнаружения ошибок в принятой информации, получателем формируется файл, содержащий ошибки обработки файла (таблица 3.1 приложения N 3 к Положению), направляемый отправителю, который обязан скорректировать информацию и передать файл, содержащий скорректированную информацию.

11. При передаче сведений на электронных носителях соблюдаются дополнительные условия:

реестры файлов представляются в двух экземплярах за подписью ответственного сотрудника подразделения Госавтоинспекции или Управления ФНС России. Один экземпляр реестра передается адресату сведений, второй экземпляр возвращается отправителю с соответствующей отметкой принимающей стороны о получении первого экземпляра;

электронные носители помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации с них без нарушения целостности упаковки.

12. Формирование сведений в электронном виде осуществляется с использованием программно-технических средств отправителя.

13. Обработка сведений в электронном виде осуществляется с использованием программно-технических средств получателя.

14. Подразделения Госавтоинспекции и Управления ФНС России в целях выработки предложений по совершенствованию взаимодействия осуществляют консультации, совместные рабочие встречи и тематические семинары.

1 Далее - "подразделения Госавтоинспекции".

2 Далее - "Управления ФНС России".

3 Далее - "Департамент ОБДД МВД России".

О взаимодействии ФТС России и ФНС России

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Правительством Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции, предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию неблагоприятной экономической ситуации.

В данной статье мы разберем основные изменения относительно налоговых проверок и мероприятий налогового контроля в условиях кризиса и распространения инфекции.

Мораторий на назначение ВНП, и не только.

Итак, отвечая на главный вопрос бизнеса относительно назначения выездных налоговых проверок и сроков их приостановления, сообщаем, что вынесение решений о проведении ВНП, проведение назначенных ВНП (запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок), а также течение сроков ВНП приостановлено до 31 мая 2020 года включительно.

При этом ФНС России в письме от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ разъясняет, что приостановление течения сроков ВНП распространяется на сроки:

  • проведения и приостановления ВНП;
  • составления и вручения акта ВНП;
  • представления возражений на акт ВНП;
  • рассмотрения материалов ВНП и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составления и вручения дополнения к акту ВНП;
  • представления возражений на дополнение к акту ВНП;
  • составления акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ, представления на него возражений, а также рассмотрения дела о соответствующем налоговом правонарушении.

Однако, на данный момент налоговыми органами активно проводится аналитическая работа, предпроверочный анализ налогоплательщиков, а также камеральные налоговые проверки, в рамках которых направляются требования о предоставлении документов (информации) и пояснений, заменяющие такие мероприятия, как налоговые комиссии и допросы свидетелей.

Ответы на требования и порядок взаимодействия с налоговыми органами.

Срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованиям налоговиков увеличен на двадцать рабочих дней. Срок представления документов и пояснений на требования, направляемые в рамках камеральной проверки деклараций по НДС увеличен на десять рабочих дней.

Однако следует учитывать, что данное увеличение срока предоставляется только при условии получения налогоплательщиком требования с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.

Также до 31 мая 2020 года налоговым органам запрещено проведение вне рамок ВНП мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками.

Кроме того, предусмотрена возможность обеспечения участия налогоплательщика в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях с использованием телекоммуникационных каналов связи, а также каналов видеоконференцсвязи, то есть без необходимости посещения налоговой инспекции. Для использования такой возможности налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган до даты рассмотрения дела о налоговом правонарушении копии документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, планирующих принять участие в рассмотрении.

Проверки валютного законодательства.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 31 мая 2020 года приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Исключение составляют случаи, когда по таким проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В таких случаях проведение проверок будет продолжаться только в части таких нарушений.

Дополнительные мероприятия налогового контроля.

В случае если в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля назначено проведение допросов свидетелей, вместо проведения допроса в текущей ситуации налоговики могут истребовать у свидетеля документы (информацию). Состав информации в данном случае не ограничивается информацией о конкретных сделках, поэтому проверяющие направят свидетелю перечень отдельных вопросов.

Ответственность за нарушения налогового законодательства.

Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства установлен мораторий на применение налоговые санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ, совершенных в период с 1 марта 2020 года до 31 мая 2020 года включительно. Производство по таким нарушениям не осуществляется.

Таким образом, в области налогового законодательства наблюдается ряд значительных послаблений для бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции, но при этом остается открытым вопрос усиления налогового контроля после стабилизации экономической ситуации.

Поэтому имеет смысл использовать данный период для проведения профилактических мер, направленных на снижение налоговых рисков.

Источники:

  • Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@;
  • Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
  • Письмо ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409».

Контакты

Если хотите первым получать наши публикации и материалы, подписывайтесь на телеграмм канал BLOGFISCAL

Читайте также: