Вывозные таможенные пошлины как фактор обеспечения экономической безопасности

Опубликовано: 30.04.2024

Тема: Роль таможенных платежей в обеспечении экономической.

ID (номер) заказа

Тема: Роль таможенных платежей в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. 20 страниц

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

3 реферата по трём дисциплинам. по направлениям Экономика и организация и Управление персоналом

Реферат, Макроэкономическое планирование и прогнозирование, Введение в профессию, Психология управления

Срок сдачи к 25 мая

Можно выбрать любую тему из файла

Курсовая, административное право

Срок сдачи к 19 мая

Вся информация в приложенном файле. Тема

Курсовая, Веб разработка

Срок сдачи к 10 июня

Срок сдачи к 19 мая

Решение задач, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 20 мая

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 30 июня

Выполнить дипломную работу [АС]

Диплом, таможенное дело

Срок сдачи к 29 мая

2 типовых задач

Решение задач, дифференциальные уравнения

Срок сдачи к 26 мая

Решить задачи [КС]

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 22 мая

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по.

Курсовая, Управление муниципальной собственностью

Срок сдачи к 31 мая

Верно до 19 мая 13:00 объём - 1 лист а4 плагиат не меньше 60 выбирайте.

Срок сдачи к 19 мая

Проектирование балочной клетки рабочей площадки

Курсовая, Металлические конструкции включая сварку

Срок сдачи к 30 мая

Изучение платежеспособности клиента, выделив какую-либо группу или слой населения

Реферат, финансовый маркетинг

Срок сдачи к 22 мая

Республика как форма правления

Курсовая, Теория государства и права

Срок сдачи к 23 мая

Республика как форма правления

Курсовая, Теория государства и права

Срок сдачи к 23 мая

анализ временных рядов

Срок сдачи к 24 мая

Для трехфазной четырехпроводной звезды при симметричной нагрузке.

Тест дистанционно, электротехника и электроника

Срок сдачи к 21 мая

Отредактировать готовую курсовую по теме: Образование как фактор экономического роста

Срок сдачи к 23 мая

47 701 оценка Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 280 Сдано работ: 2 280
Рейтинг: 88 207
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 054
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 761
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Таможенная политика РФ представляет собой часть внешнеэкономической политики государства и является системой мер, правил и процедур, которые регулируют перемещение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов для того, чтобы защитить и стимулировать развитие национальной экономики. Ключевая задача государства в сфере международной торговли заключается в помощи экспортерам вывозе как можно больше собственной продукции, сделав их товаров наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничивать импорт, сделав иностранные товаров наименее конкурентными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования ориентирована на то, чтобы защитить внутренний рынок от иностранных конкурентов и поэтому относится, в первую очередь, к импорту. Таможенные сборы выступают одним из видов косвенных налоговых платежей. Необходимость их уплаты возникает при пересечении товаром государственной границы. В зависимости от направления движения груза, различают пошлины ввозные (импортные) и вывозные (экспортные). Экспортные пошлины в мировой практике распространены гораздо меньше ввозных. Они применимы в части достаточного ограниченного перечня грузов. Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в Иркутске . Воспользуйтесь сервисом Work5.. Как правило, это сырьевые запасы. Взимание вывозных пошлин в большей степени характерно для стран-монополистов, чья экономика формируется преимущественно за счет определенного ресурса. Так, объектом экспортного налогообложения в Индии является чай, в Бразилии – кофе. За счет применения вывозного налога правительство выравнивает объемы продаж того или иного ресурса на внешнем и внутреннем рынках, стараясь исключить возможный дефицит внутри страны. Это бывает необходимо, когда мировые цены, выше, а значит привлекательнее для продавцов, чем внутрирыночные. Кроме того, экспортные налоги часто применяются в качестве ограничителя массового вывоза сырья за рубеж. Таким образом, помимо традиционной задачи – пополнения бюджета, экспортный таможенный сбор выполняет регулирующую функцию. На ряд экспортируемых товаров периодически могут устанавливаться так называемые сезонные пошлины. Их действие ограничено по времени - не более полугода. В этот период базовые ставки не применяются. Введение сезонных пошлин наиболее характерно для сельскохозяйственной отрасли. Эта мера в большей части носит регулирующий характер и позволяет правительству выдерживать баланс между внутренним и внешним рынками. Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь всё более тесным сотрудничеством между странами посредством международной торговли. Таким образом, грамотная таможенная политика государства лежит в основе его стабильности и значимости на мировой арене. Целью работы является изучение вывозных пошлин как фактора обеспечения экономической безопасности РФ Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы вывозных пошлин 2. Исследовать государственную политику таможенных пошлин 3. Рассмотреть тарифное и нетарифное регулирование 4. Рассмотреть сущность вывозных пошлин 5. Анализировать практику применения вывозных пошлин 6. Исследовать влияние вывозных пошлин 7. Исследовать тенденцию развития тарифного регулирования РФ Предметом работы являются таможенные пошлины Российской Федерации Объектом работы является вывозная таможенная пошлина РФ Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В результате исследования было выяснено то, что: Одним из основных факторов, стимулирующих экономический рост является экспорт. Именно экспорт развивает такие отрасли экономики как промышленное производство и технологии, рынок создаваемых товаров и услуг. Помимо этого, экспорт стимулирует повышение в валовом внутреннем продукте доли продукции высокой степени переработки и добавленной стоимости, отвечающей международному уровню и спросу. С помощью экспортной торговли преодолеваются кризисы в деятельности предприятий, поддерживает производство и занятость. Основной источник доходной части федерального бюджета – это вывозные таможенные пошлины, то есть таможенные пошлины, уплачиваемые за вывоз товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Вывозные таможенные пошлины осуществляют фискальную функцию таможенных платежей. С помощью применения вывозных таможенных пошлин на внутреннем рынке поддерживают более низкие цены на производимые товары, если сравнивать с ценами на мировой арене. Применяя вывозные таможенные пошлины, государство ограничивает вывоз за пределы страны товаров, которые необходимы для экономики государства. Вывозные таможенные пошлины защищают экономическую безопасность страны, посредством сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки, стимулируют экспорт высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки. Экспорт – это один самых важнейших стимулирующих факторов экономического роста. Экспорт выполняет роль локомотива, который за собой ведет развитие промышленного производства, технологий, рынка создаваемых товаров и услуг, повышение в валовом внутреннем продукте доли продукции высокой степени переработки и добавленной стоимости, отвечающей международному уровню и спросу. Именно экспорт помогает преодолеть кризис в деятельности предприятий, поддерживает производство и занятость. Экспортные пошлины являются основным из одних источников доходной части государственного бюджета Российской Федерации. Таким образом, вывозные пошлин напрямую выполняют фискальную функцию, поддерживают на внутреннем рынке более низкие цен на производимые товары по сравнению с ценами мирового рынка; ограничивают вывоз за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения внутреннего рынка, защищают экономическую безопасность страны, сдерживают вывоз сырьевых товаров и продуктов первичной обработки, стимулируют экспорт высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.03.2019 2019-03-23

Статья просмотрена: 1213 раз

Библиографическое описание:

Захарова, В. А. Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере / В. А. Захарова, В. В. Сморчков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57468/ (дата обращения: 19.05.2021).

Научная статья посвящена проблемам реализации мер по обеспечению экономической безопасности как приоритетного вида национальной безопасности Российской Федерации. В области внешнеэкономических отношений возникают наиболее очевидные внешние угрозы экономике России. Одновременно пополнение федерального бюджета за счет таможенных платежей существенно укрепляет экономику страны изнутри. Это определяет роль таможенных органов и таможенного регулирования в укреплении экономической безопасности нашего государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, обеспечение безопасности, таможенное регулирование, таможенные платежи.

Экономическая безопасность Российской Федерации — один из важных составляющих элементов национальной безопасности. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1], которая основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, обеспечение экономической безопасности является одним из основных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом.

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации тем более важно в современном мире, что обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности государства в целом осуществляется, прежде всего, противостояниями в экономической и политической сферах, а не в военной.

Долгое время не было официального определения понятия «экономическая безопасность». Не давала его и ранее действовавшая Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации 1996 года [2], в которой в качестве цели обеспечения экономической безопасности России было провозглашено обеспечение такого уровня экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Разными учеными-исследователями было предложено свыше пятнадцати вариантов понятий более высокого уровня, через которые они предлагали сформулировать сущность экономической безопасности. Среди них: состояние экономики; состояние экономики и производительных сил; совокупность свойств состояния производственной подсистемы экономической безопасности; устойчивость экономики; способность экономики; возможность и готовность экономики; состояние национального хозяйства; состояние народнохозяйственного комплекса; состояние экономики и институтов власти; состояние экономики и готовность институтов власти; защищенность экономики; совокупность условий и факторов; режим функционирования государства [3].

Можно согласиться, что именно состояние экономики решающим образом предопределяет возможность решения экономических задач и личности, и общества, и государства. То есть предпочтительным является мнение тех авторов, которые определяют сущность экономической безопасности через состояние экономики.

Легальное понятие экономической безопасности было дано в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [4] (далее — Стратегия экономической безопасности), утвержденной Указом Президента Российской Федерации 13 мая 2017 года № 208. В ней под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Определение легального понятия экономической безопасности в официальном правовом документе имеет важное значение для формирования принципов и построения всей системы мер по ее обеспечению, а также для реализации государственной политики во всех связанных сферах общественных отношений, в том числе в таможенной сфере. Однако, то, что понятие экономической безопасности дано через «состояние защищенности», а не через «состояние экономики» определяет и средства ее обеспечения.

Этому определению соответствует направленность реализации Стратегии экономической безопасности на обеспечение противодействия вызовам и угрозам, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, на недопущение снижения качества жизни населения. То есть основным направлением обеспечения экономической безопасности является выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

Такой подход подтверждается и определением, что понимать под «обеспечением экономической безопасности», которое также дано в Стратегии. Обеспечение экономической безопасности — это реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса организационных, правовых, политических, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.

Таким образом, экономическая безопасность — это один из видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также как государственная, общественная, информационная, экологическая, транспортная, энергетическая, безопасность личности. С другой стороны, экономическая безопасность в достаточно большой степени опосредует все иные виды безопасности, поскольку они не могут быть обеспечены в государстве, не обладающем экономической безопасностью.

Такая точка зрения поддерживается и в науке. Например, А. А. Мага вполне справедливо полагает, что экономическая безопасность выходит на первый план в системе элементов национальной безопасности и является определяющим видом для принятия тех или иных управленческих решений как на микроуровне, так и на макроуровне [5].

Вместе с тем каждый из видов национальной безопасности не может быть обеспечен сколько-либо полно в отрыве от других видов. Только в результате комплексного воздействия на все факторы, влияющие на состояние защищенности личности, общества и государства, может быть достигнута стратегическая цель — развита национальная экономика, улучшено качество жизни граждан, стабилизирована внешнеполитическая обстановка, повышен уровень международного престижа Российской Федерации.

В свою очередь меры по обеспечению экономической безопасности, направленные на противодействие вызовам и угрозам и защиту экономических интересов Российской Федерации, также реализуются в различных сферах общественных отношений. Наиболее подверженными внутренним и внешним угрозам сферами экономической деятельности являются финансовая, минерально-сырьевая, энергетическая, промышленная, продовольственная, информационная, экологическая, сфера внешнеэкономической деятельности.

Область внешнеэкономических отношений является одной из тех, в которых возникают наиболее очевидные внешние угрозы экономике России. Одновременно пополнение федерального бюджета за счет таможенных платежей существенно укрепляет экономику страны изнутри. То есть значимость эффективной деятельности таможенных органов, осуществляющих государственную таможенную политику, и таможенного регулирования в укреплении экономической безопасности нашего государства весьма существенна.

В достижении экономической безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической сфере основную роль играют инструменты таможенного регулирования, методы и средства, используемые таможенными органами. Система таможенного регулирования включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу, их таможенного декларирования и выпуска, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, осуществления мер нетарифного регулирования, проведения таможенного контроля.

Таможенно-тарифное регулирование в сочетании с нетарифными мерами составляют государственное таможенное регулирование таможенного пространства, которое в целом представляет собой совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, призванных способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета, то есть в целом обеспечивать экономическую безопасность Российской Федерации в таможенной сфере.

Таким образом, можно выделить два основных направления обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере. Первое — это наполнение федерального бюджета Российской Федерации за счет поступления таможенных платежей.

Так, по официальным данным, представленным на сайте ФТС России, по состоянию на 28 декабря 2018 года объем доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей превысил отметку в 6 трлн рублей. Таким образом, прогноз по формированию доходов бюджета Российской Федерации выполнен таможенными органами на 101,5 %. При этом платежи от импорта товаров составляют 2 931,8 млрд. руб., или 48,7 % от общего объема перечислений ФТС России; НДС на ввозимые товары — 2 245,6 млрд. руб. (37,3 %); вывозная таможенная пошлина — 3 005,7 млрд. руб., или 49,9 % от общего объема перечислений ФТС России [6].

В свою очередь в 2017 году таможенными органами в бюджет Российской Федерации перечислено 4 трлн 462,8 млрд рублей, что составляет 100,26 % от установленного прогнозного задания по формированию доходов федерального бюджета [7].

По итогам 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд. рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1 % [8].

Процентное содержание таможенных платежей в федеральном бюджете РФ за 2011–2016 гг. представлено в следующей таблице [9]:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование таможенно-тарифного регулирования и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Изучить понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. Рассмотреть основные проблемы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
3. Исследовать принципы формирования и реализации таможенно-тарифного регулирования для обеспечения экономической безопасности.
4. Проанализировать вопросы совершенствования таможенно-тарифного регулирования в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации……………..…..5
1.1. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………. …….5
1.2. Основные проблемы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации……………..…13
Глава 2. Особенности таможенно-тарифного регулирования как фактора обеспечения экономической безопасности Российской Федерации……..…..18
2.1. Принципы формирования и реализации таможенно-тарифного регулирования для обеспечения экономической безопасности………………18
2.2. Совершенствования таможенно-тарифного регулирования в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации………. 26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35

Содержимое работы - 1 файл

Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности РФ.doc

По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные -тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные - их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма. 4

Таким образом, можно выделить два наиболее значимых преимущества использования таможенно-тарифных методов для экономики государства. Во-первых, они позволяют государству ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным способом (путем использования таможенной пошлины, системы тарифных льгот, таможенной номенклатуры); во-вторых, они помогают обеспечить государственный бюджет посредством фискальных пошлин налоговыми поступлениями. Наряду с высоким фискальным значением таможенной пошлины, она является эффективным инструментом протекционистской политики. Но в связи с последними событиями на международной арене, подписанием 16 декабря в Женеве протокола о присоединении России к глобальному торговому клубу, политика Российского государства резко изменится. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа на российский рынок товаров и услуг. И через 30 дней страна, таким образом, станет членом Всемирной торговой организации (ВТО).

В связи с вступлением в ВТО изменятся тарифные ставки. Прежде всего, выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться.

Россия, в рамках присоединения к ВТО, согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям, говорится в пресс-релизе ВТО.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом. 5

1.2. Основные проблемы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

Глобализация мирохозяйственных связей вызывает необходимость существенных изменений в национальных таможенных системах. Для интеграции в единое мировое экономическое пространство Россия должна создать универсальный эффективный механизм регулирования экспортно-импортных операций, отвечающий национальным интересам страны.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся изменений в таможенном-тарифном и нетарифном регулировании: применение новых законов, сопрягаемость и информационная прозрачность соответствующих служб трех государств, урегулирование аспектов, связанных с исполнением заданий по таможенным сборам, практическое функционирование механизма таможенно-тарифного регулирования (единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура и др.). Эти вопросы подвергаются серьезному обсуждению с субъектами внешнеэкономической деятельности.

Следует констатировать, что в настоящее время в ТС введены: Единый таможенный тариф, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Таможенного союза и единая система нетарифного регулирования, а полномочия по формированию политики в этих сферах делегированы наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. По существу это означает, что началось практическое функционирование механизмов ТС. Причем в сравнении с таможенным тарифом, действовавшим в Российской Федерации до 1 января 2010 года, в Едином таможенном тарифе уровень ввозных таможенных пошлин не изменился для Российской Федерации по 9300 позициям (82 %), понижение ставок затронуло 1500 тарифных позиций. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России. 6

Реализация таможенно-тарифной политики в среднесрочный плановый период 2012-2013 гг. будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно: посткризисное восстановление мировой экономики, ускорение технологических и структурных изменений в мировой экономике, начало функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также механизмов Таможенного союза, повышение роли государственной поддержки, как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, интенсификация инновационных процессов в российской экономике. Все эти условия вызывают необходимость принятия содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики в Российской Федерации, которые включают в себя: во-первых, необходимость обеспечения эффективного и оперативного механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающих задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц; во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, обеспечить прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

В ближайшей перспективе необходимо создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически своевременно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры. Для этого представляется целесообразным разработать и внедрить новейшие технологии таможенного оформления и таможенного контроля (электронное декларирование, электронное-интернет декларирование, программа удаленного выпуска, предварительного информирования). Требуется доработка и модернизация программных средств единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и организация взаимодействия с иными контролирующими органами. Также возрастает стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно- технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям. Ведь основная задача таможенного тарифа не фискальный сбор денег в бюджет, а мера по стимулированию внутреннего производства.

Необходимым, на наш взгляд, представляется снижение в дальнейшем ставки на комплектующие и, соответственно, повышение на готовые изделия по принципу эскалации, на котором строятся таможенные тарифы развитых стран. С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО. 7

В посткризисный период разработка мер таможенно-тарифной политики должна быть тесно увязана с отраслевыми программами и стратегиями модернизации и повышения конкурентоспособности, а также с этапами создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, формирования интегрированных межстрановых производственных комплексов, функционирующих в рамках единой таможенной территории.

В регулировании импорта ключевыми критериями для определения направлений и конкретных мер таможенно-тарифной политики в различных отраслях и секторах экономики будут следующие:

- уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке таможенного союза;

- рыночный потенциал выпускаемой продукции в рамках единой таможенной территории Таможенного союза (ТС), который станет привлекательным для инвесторов;

- возможности налаживания импортозамещающей кооперации и экономически целесообразного замещения на рынке ТС продукции из дальнего зарубежья товарами, происходящими с единой таможенной территории Таможенного союза, то есть помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, необходимо ее согласование с приоритетами промышленной политики.

Таким образом, успешное применение содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно- тарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, конкурентоспособность отечественного производителя, также послужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формированию интегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой таможенной территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 8

Глава 2. Особенности таможенно- тарифного регулирования как фактора обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

2.1. Принципы формирования и реализации таможенно-тарифного регулирования для обеспечения экономической безопасности

Сущность и стратегия экономической безопасности не исчерпываются только проблемами создания гибкой системы государственного регулирования рыночного типа, но и затрагивает реализацию тарифной политики государства для обеспечения сбалансированной протекционистской политики. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных областях экономики: в производстве, в научно-технической, социальной и во внешнеэкономической.

Приоритетным направлением в системе таможенного регулирования помимо выполнения фискальной, протекционистской (защитной), балансировочной функций, следует считать его направленность таможенно-тарифной политики на противодействие угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

В 2013-2014 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В 2015-2025 годах необходимо перейти к корректировке мер таможенной политики с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет мер таможенного регулирования должен отдаваться содействию импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

Приоритетной задачей в 2015-2025 годах должна стать дальнейшее совершенствование комплексного таможенного механизма поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. А также перераспределение доходов, получаемых от внешнеторговой деятельности в целях развития национальной экономики в виде создания системы государственных инвестиционных проектов и поддержки экспорта новейших технологий и оборудования. Одновременно с уяснением цели и задач таможенного регулирования необходимо осуществить снижение объема излишнего государственной регламентации внешней торговли и создание единого государственного органа в виде министерства внешней торговли по примеру Финляндии, Франции, Великобритании и других государств.

Реализация намеченных приоритетов таможенной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению задач социально-экономического развития государства, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике, обеспечения должного уровня экономической безопасности страны. 9

Выделим принципы таможенного регулирования внешней торговли Российской Федерации в условиях интеграции в мировое хозяйство:

  1. Принцип комплексности, который заключается в комплексном подходе формирования администрирования доходов от внешнеэкономической деятельности, а также создание правовых механизмов, содержащих исчерпывающее количества норм, носящих комплексный характер, учитывающих фискальные функции, а также необходимость защиты экономических интересов, в том числе обеспечение надлежащего уровня экон6омической безопасности в ходе осуществления таможенного регулирования внешнеторговой деятельности;
  2. Принцип системности, который заключается в создании системы таможенного регулирования деятельности в сфере внешнеторговых отношений, имеющей ясный упорядоченный характер и согласующийся со всей системой внутреннего и международного регулирования, действующей в сфере внешней торговли, а также с требованиями, предъявляемыми к эффективному обеспечению надлежащего уровня экономической безопасности страны;
  3. Принцип прозрачности может быть выражен в создании эффективного и оптимального механизма исчисления и уплаты всех таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении того или иного вида товара, а также позволяющего отследить дальнейшую направленность взысканных платежей на развитие экономического потенциала страны и обеспечение заданного уровня экономической безопасности. Это позволит сделать систему взимания таможенных платежей прозрачной и ясной для всех участников внешнеторговой деятельности.
  4. Принцип унификации и кодифицирования системы нормативно-правовой регламентации таможенной деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых правоотношений, т.е. создание системного комплекса правовых механизмов, объединенных в наименьшее количество нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу. Это приведет к снижению временных и затратных издержек при осуществлении внешней
  5. Принцип защиты национальных интересов или формирование «баланса интересов» основанный на основе поиска оптимального соотношения экономических интересов Российской Федерации, заданного уровня обеспечения экономической безопасности, интересов международных торговых институтов и субъектов внешнеторговой деятельности. Защита национальных экономических интересов должна производиться насколько это возможно в тех или иных условиях, в том числе путем заключения международных договоров с государствами-участниками внешней торговли, выделяя особые правила регулирования отношений со своими стратегическими партнерами. 10

Современный период развития экономики России и ее экономическая безопасность во многом зависит от взаимосвязи с другими экономиками стран-партнеров. Данная связь характеризуется в основном товарооборотом между странами, и таможенные органы стоят в этом процессе на передовых рубежах. Рассмотрим взаимосвязь экономической безопасности России и контроля таможенной стоимости и проведем анализ проблем данного процесса.

Таможенные органы Российской Федерации (РФ), как один из ключевых элементов системы обеспечения экономической безопасности РФ, имеют дело с внешней экономической средой, с динамично развивающимися внешними факторами, которые оказывают воздействие как на отечественных экономических агентов на мировом рынке (внешних рынках), так и на состояние национальной экономики [1, с. 18]. Учитывая возрастающую турбулентность процессов, происходящих в мировой экономике, значительную долю хаоса в международных экономических процессах, появление новых центров экономической силы (причем не только государственных) диктует необходимость перманентного совершенствования таможенной деятельности в аспекте обеспечения экономической безопасности.

Меры по обеспечению экономической безопасности, направленные на противодействие вызовам и угрозам, на защиту экономических интересов РФ, также реализуются в различных сферах общественных отношений. Наиболее подверженными внутренним и внешним угрозам сферами экономической деятельности являются финансовая, минерально-сырьевая, энергетическая, промышленная, продовольственная, информационная, экологическая [4, c. 169].

Проанализировав экономическую безопасность, можно сделать вывод, что в ее понятие входят такие элементы, как:

– системность таможенного национального и межгосударственного таможенного регулирования в условиях существования ЕАЭС и единой таможенной территории;

− защита национальных экономических интересов России в условиях существования ЕАЭС и единой таможенной территории;

− комплексный подход к администрированию доходов от внешнеэкономической деятельности;

− прозрачность механизма исчисления и уплаты таможенных платежей;

− прозрачность, простота и адекватность использования мер нетарифного регулирования.

В современных экономических условиях перед государством в лице таможенных органов, с одной стороны, и участниками ВЭД, с другой, стоят две разные задачи: первые, защищая государственные интересы, должны осуществлять таможенно-тарифное регулирование путём установления реальной таможенной стоимости ввозимых на российскую территорию товаров, вторые стремятся минимизировать свою расходную часть в виде таможенных платежей, которые рассчитываются на основе таможенной стоимости.

Существует 6 способов исчисления таможенной стоимости товаров, которые применяются последовательно: по стоимости сделок с ввозимыми товарами, с идентичными товарами, с однородными товарами, методы вычитания (сложения), резервный метод. Каждому способу отведены определенные статьи ТК ЕАЭС с пояснениями. Однако на территории Российской Федерации также действует Федеральный закон «О таможенном тарифе» в редакции от 28 декабря 2016 года, в котором встречаются значительные противоречия в сфере определения рассматриваемой величины. Закон устанавливает, что декларант обязан использовать первый метод с указанием достоверных сведений только в отношении тех условий, которые могут влиять на величину таможенной стоимости.

Однако в большинстве случаев контролирующая таможня при выпуске товаров часто прибегает к такому понятию, как «корректировка таможенной стоимости (КТС)», и пересчитывает цену, заявленную декларантом. В свою очередь, декларант вправе согласиться на условную или конечную корректировку и доплатить пошлину [5, с. 385].

В таком случае для таможенного органа не имеет значения цена, указанная в инвойсе, так как используются данные таможенной статистики, которая, по современному законодательству, является закрытой, внутренней информацией ФТС (Федеральной таможенной службы). Соответственно, если декларант собирается уплатить платежи от реальной цены за приобретённые товары, то он должен сначала подтвердить стоимость этих товаров.

В нашей стране для этого потребуется предоставить прайс-лист иностранного продавца, заверенного в Торгово-промышленной палате страны отправления, сертификат происхождения товара и ряд других документов. В данном случае декларант столкнётся с рядом проблем, например, в торгующей стране государственный орган, ответственный за подтверждение прайс-листа рассматривает такие заявки в период, который превышает российские сроки предоставления данного документа.

Возникает закономерный вопрос: если инвойс является коммерческим документом, который продавец предоставляет покупателю с указанием цены и количества товара, то почему этот документ не является подтверждением стоимости? Конечно, существует «серая» схема торговли по договорённости между продавцом и покупателем при искусственном занижении стоимости товаров с целью уплаты меньшего объема платежей, но при этом в РФ осуществляется валютный контроль, который не позволит в будущем покупателю передать продавцу большую сумму, чем была заявлена в инвойсе. Такая проблема сильно тревожит тех участников ВЭД, которые имеют дело, например, со скоропортящимися товарами [3, с. 188].

Препятствием к эффективному таможенному контролю является также применение Системы управления рисками (СУР) при контроле таможенной стоимости. Это автоматизированная система, которая часто случайным образом в принудительном порядке указывает неадекватные меры контроля таможенной стоимости (например, при отклонении на 2% от среднестатистических показателей), при этом не учитывая особенности и условия поставки, при которых такое отклонение вполне реально и возможно. Тем самым, надолго затягивается процесс проверки декларанта и производителя, товар при этом находится на складе временного хранения, что для покупателя является новой статьёй расходов.

Итак, таможенная стоимость товара – это стоимость, указываемая в декларации на товары, исходя их которой рассчитываются все пошлины и НДС, подлежащие уплате в государственный бюджет, для выпуска товара с таможни в свободное обращение. Таким образом, при импорте товара из-за границы, участники ВЭД сталкиваются с тщательной проверкой таможенными органами всех предъявляемых документов на товар. Более того, таможенный специалист при анализе получаемой информации основывается на данных СУР, и зачастую выявляет стоимость товара, отличающуюся от заявленной импортёром. Это за собой влечёт корректировки, по которым размер налогов и пошлин пересчитывается, опираясь на новые данные. Часто новая сумма превышает изначальную в несколько раз. При этом усреднённые цены, имеющиеся в базе СУР, не могут учитывать нюансы каждой конкретной закупки. Например, приобретение товара в несезон по специальным ценам, получение скидок за объём, наличие партнёрских договорённостей с поставщиком, например, Китая и прочее. Поэтому любое отличие закупочной цены товара от указанной в официальном прайсе продавца повлечёт за собой корректировки и пересчёт суммы таможенных платежей [2, с. 146].

Считаем, что целесообразно усилить ответственность таможенных органов за незаконное применение резервного метода при определении таможенной стоимости товаров, корректировку таможенной стоимости без веских на то причин и т. д. путем наказания (материального или дисциплинарного) сотрудника таможенного органа, допустившего указанное нарушение, а также увеличения судебных расходов, которые будут взыскиваться с таможни в полном объеме.

В целях совершенствования механизма использования ценовой информации по контролю таможенной стоимости необходимо модернизировать обеспечение ценовой информацией таможенных органов путем оснащения таможенных органов новыми источниками ценовой информации (отраслевыми изданиями, сведениями о биржевых котировках в режиме реального времени, если ввозимый товар является объектом биржевой торговли; аналитическими данными о порядке формирования мировых цен; информацией о товарных особенностях, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков) и в перспективе создать единый механизм общего пользования ценовыми источниками.

Корректное определение таможенной стоимости значимо не только для взимания положенных сумм таможенных платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на мировой «сцене», т. е. для экономической безопасности и упрочения страны в целом. А острые проблемы, которые накапливались десятилетиями – это только «вершина айсберга». Но, как бы это противоречиво ни звучало, проблемы есть двигатель прогресса, потому что они являются стимулом внедрения инноваций в различных сферах деятельности.

Конечно в идеале необходимо было бы чтобы ВТО/СТС – Всемирная таможенная организация взяла на себя обязательство по созданию и внедрению единого методологического аппарата деятельности таможенных органов стран – членов организации.

Читайте также: