Вывозные таможенные пошлины диплом

Опубликовано: 20.09.2024




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Законом СССР "О таможенном тарифе" (ст. 7) экспортная пошлина была введена в таможенно-тарифную систему. До этого вывозные пошлины существовали лишь для строго ограниченного числа товаров, а сами таможенные тарифы именовались тарифами по привозной торговле. Согласно ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", вывозные таможенные пошлины, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования "являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации".

Содержание

1.Вывозные таможенные пошлины.
1.1 Природа таможенных пошлин и порядок формирования вывозных т.п, функции.
1.2 Применение вывозных т.п. в РФ, РБ, РК.
1.3 Роль вывозных таможенных пошлин в формировании федерального бюджета.
2.Содержание и механизм применения таможенных пошлин.
2.1 Ставки вывозных таможенных пошлин.
2.2 Порядок взимания вывозных там пошлин.
2.3 Особенности формированиям вывозных там пошлин на углеводородное сырье
1.Вывозные таможенные пошлины.

Вложенные файлы: 1 файл

заготовка .docx

1.Вывозные таможенные пошлины.

1.1 Природа таможенных пошлин и порядок формирования вывозных т.п, функции.

1.2 Применение вывозных т.п. в РФ, РБ, РК.

1.3 Роль вывозных таможенных пошлин в формировании федерального бюджета.

2.Содержание и механизм применения таможенных пошлин.

2.1 Ставки вывозных таможенных пошлин.

2.2 Порядок взимания вывозных там пошлин.

2.3 Особенности формированиям вывозных там пошлин на углеводородное сырье

1.Вывозные таможенные пошлины.

1.1 Природа таможенных пошлин и порядок формирования вывозных т.п, функции.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Законом СССР "О таможенном тарифе" (ст. 7) экспортная пошлина была введена в таможенно-тарифную систему. До этого вывозные пошлины существовали лишь для строго ограниченного числа товаров, а сами таможенные тарифы именовались тарифами по привозной торговле. Согласно ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", вывозные таможенные пошлины, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования "являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации". В постановлении Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 г. "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (п. 3) предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 г. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. Они обеспечивали (и продолжают обеспечивать) значительную часть поступлений от общей суммы уплаченных таможенных платежей. Принятым в конце 1995 г. Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст. 14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации. в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Но уже 1 апреля 1996 г. было принято постановление Правительства РФ N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин”, в котором снова предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 г. вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата (п. 1), а с 1 июля 1996 г. предусматривалось производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, также без взимания вывозной таможенной пошлины. Во исполнение этого постановления был издан приказ ГТК России от 30 апреля 1996 г. N 261 "О ставках вывозных таможенных пошлин", в котором было подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 г. экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. Однако на практике данные решения не были выполнены, и экспортные (вывозные) таможенные пошлины по-прежнему занимают важное место в системе таможенных платежей.

Первоначально экспортные (вывозные) таможенные пошлины были введены в России постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1991 г. N 91 "О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации" .

Данное постановление было принято "в целях обеспечения экономической основы суверенитета, защиты внутреннего рынка и улучшения структуры экспорта". В этом постановлении одновременно были отменены экспортные налоги, установленные постановлением Совета Министров СССР от 10 января 1991 г. N 27. В дальнейшем ставки экспортного тарифа России, номенклатура включенных в него товаров неоднократно пересматривались и изменялись. Изменения вносятся достаточно часто. Поэтому экспортный тариф представлен в виде ряда правительственных постановлений, в которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин, перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также содержатся внесенные в последующем изменения и дополнения ставок вывозных таможенных пошлин и номенклатуры облагаемых товаров.

Для целей принятия решения о применении или неприменении к товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государства-участника Таможенного союза, вывозных таможенных пошлин основным документом признается договор (контракт), заключенный на поставку товаров и содержащий сведения о:

- резиденте Российской Федерации - экспортере (полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, юридический адрес (место нахождения) в Российской Федерации либо фамилия, имя, отчество физического лица, паспортные данные, адрес (место жительства) в Российской Федерации);

- контрагенте по договору (контракту) - импортере (полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, юридический адрес ( место нахождения) либо полное наименование предприятия (организации), не являющегося юридическим лицом по законодательству зарегистрировавшего государства-участника Таможенного союза, организационно-правовая форма, адрес (место нахождения) либо фамилия, имя, отчество физического лица, паспортные данные, адрес (место жительства).

В случае отсутствия указанных сведений в договоре (контракте), а также при возникновении сомнений в том, что контрагент по договору (импортер) относится к резиденту государства- участника Таможенного союза в значении, предусмотренном Правилами определения страны происхождения товаров, его статус может быть подтвержден справкой (свидетельством) налоговой службы государства-участника Таможенного союза о постановке такого лица на учет в качестве налогоплательщика государства- участника Таможенного союза, уплачивающего налоги с производственной или иной хозяйственной деятельности (в том числе налог с оборота), содержащей сведения о регистрационном (идентификационном) номере налогоплательщика, реквизиты и адрес налоговой службы. Если из представленной справки налоговой службы не представляется возможным однозначно определить, что лицо уплачивает налоги с производственной или иной хозяйственной деятельности (включая налог с оборота), дополнительно может быть представлена справка (свидетельство) уполномоченного органа, осуществившего государственную регистрацию такого лица на территории государства- участника Таможенного союза в порядке, установленном законодательством данного государства, содержащая сведения о месте нахождения (адресе) лица, реквизиты и адрес уполномоченного органа.

В зависимости от видов экспортируемых товаров ставки вывозных пошлин могут быть специфическими (устанавливаются в евро за единицу количества вывозимой продукции) или адвалорными (устанавливаются в процентах от таможенной стоимости)

Одним из важных принципов формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики. Если данная отрасль или производство приоритетны для развития экономики страны, то условия их конкуренции с импортными товарами должны обеспечивать реализацию потребителям торов примерно по одной и той же цене с учетом потребительских свойств и полезности товаров, а отечественным производителям – прибыль, достаточную для поддержания нормального функционирования предприятий. В то же время при формировании таможенных пошлин необходимо обеспечивать равновыгодность реализации продукции в оптово-торговом звене отечественной и импортной продукции.

При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок.

Нарушение принципа формирования таможенных пошлин приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен. Одним из принципов установления таможенных пошлин является учет социально-экономических последствий введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок аможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению работников, что связано с решением вопросов их трудоустройства. Особенно эти вопросы актуальны для территорий, где такие предприятия занимают ведущее место в экономике региона или являются градообразующими. Рассматривая критерии формирования таможенных пошлин, следует исходить из общепринятого определения критерия как признака, на основании которого производится оценка определение или классификация чего-либо, мерило измерения. Для того чтобы, что-то определить, оценить, классифицировать, необходимо исходить из сущности той категории, которая отражает данное явление, данную реальность.

Важнейшим критерием формирования таможенной пошлины является степень достоверности отражения разницы в уровне национальной и мировой стоимости товаров, что предполагает использование при формировании таможенной пошлины цен, в максимально возможной степени отражающих стоимость и потребительские свойства товаров и применение методов, позволяющих определять такие цены.

Действующие цены под влиянием различных факторов отклоняются от стоимости товаров. Поэтому при обосновании пошлин их необходимо определенным образом скорректировать.

Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень ее воздействия на экономическое поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей. С точки зрения ее соответствия интересам национальной экономики этот критерий тесно связан с критерием достоверности таможенной пошлины.

Если же достоверность таможенных пошлин невысока, то затруднительно определить, в какой степени она воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара или его отсутствие. Этот критерий представляется достаточно важным, поскольку каждая страна должна иметь состав и структуру производства, вытекающие из геополитического и геоэкономического положения. Пошлины, формируемые с учетом наличия собственного производства, можно определить термином "регулярные таможенные пошлины". При их обосновании необходимо рассчитывать цены, отражающие уровень и общественно необходимых затрат труда на производимую продукцию, и при этом существуют более жесткие рамки изменения ставок таможенных пошлин. Пошлины, формируемые при отсутствии собственного производства, можно определить термином "нерегулярные таможенные пошлины", поскольку существует возможность более свободного маневрирования такими пошлинами, хотя, естественно, существуют ограничения в таком маневрировании.

Вывозные таможенные пошлины выполняют две основные функции фискальную и регулятивную. Рассмотрим их более подробно:

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 3 569 422,5 млн. рублей (6,08% к ВВП), в том числе: по нефти сырой – 2 088 653,7 млн. рублей, по газу природному – 485 844,2 млн. рублей, по товарам, выработанным из нефти, – 933 703,8 млн. рублей, по прочим товарам – 61 220,8 млн. рублей.

Вывозные таможенные пошлины на прочие товары рассчитаны на основе стоимостных прогнозируемых объемов экспорта (за исключением топливно- энергетической группы ТН ВЭД), средних ставок пошлин по основным группам товаров по отчету за 2010 год.

Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на 2012 год на 4 416,7 млн. рублей или на 0,1% меньше суммы доходов по уточненной оценке за 2011 год.

Снижение доходов федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин обусловлено:

- уменьшением средневзвешенных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (с 385,49 до 361,75 долларов США за тонну), на нефть сырую с прочих месторождений Восточной Сибири (с 182,48 до 167,23 долларов США за тонну), с месторождений Северного Каспия (с 189,16 до 167,19 долларов США за тонну) в результате изменения среднегодовой цены на нефть марки «Юралс» со 108 до 100 долларов США за баррель – на 138 327,3 млн. рублей;

- снижением предельного коэффициента при расчете ставки на нефть сырую с 65% до 60 процентов – 119 493,5 млн. рублей;

- уменьшением средневзвешенных ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в результате изменения среднегодовой цены на нефть марки «Юралс» со 108 до 100 долларов США за баррель – 74 764,0 млн. рублей;

- снижением облагаемых объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, – на 47 688,1 млн. рублей.

На увеличение доходов федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин оказали влияние следующие факторы:

- установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставки на нефть сырую; на прямогонный бензин – 90% от ставки на нефть сырую – на 142 745,4 млн. рублей;

- увеличение прогнозируемых объемов экспорта нефти сырой – на 127 840,2 млн. рублей;

- повышение средневзвешенных цен на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья (с 389,82 до 424,14 долларов США за тыс. куб. м), страны СНГ (с 302,81 до 361,53 долларов США за тыс. куб. м) и на Украину (с 307,10 до 377,80 долларов США за тыс. куб. м) – на 49 934,4 млн. рублей;

- рост прогнозируемых объемов экспорта газа природного – на 40 171,7 млн. рублей;

- повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 12 070,9 млн. рублей;

- рост облагаемых объемов экспорта товаров, не относящихся к топливно-энергетической группе ТН ВЭД, – на 3 093,6 млн. рублей.

Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов. Также имеет место тарифная эскалация:

В прошлый вторник Правительство России одобрило введение экспортной плавающей пошлины на подсолнечное масло с 1 сентября и изменение пошлины на вывоз подсолнечника с 1 июля за пределы Евразийского экономического союза. Железнодорожные операторы прогнозируют рост объёмов перевозки подсолнечного масла, идущего на экспорт, в краткосрочной перспективе. Однако с осени ожидается снижение экспортных поставок и рост внутренних перевозок. При этом география поставок масла на внутреннем рынке останется неизменной.

Как сообщается на официальном сайте Правительства России, корректировка пошлин – часть комплекса мер по стабилизации цен на продовольствие, разработанного правительством по поручению президента России.

С 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года вводится 70%-ная плавающая вывозная пошлина на подсолнечное масло. Пошлина будет взиматься с разницы между базовой ценой ($1 тыс. за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента ($50 за тонну).

Для установления индикативной цены Министерству сельского хозяйства РФ поручено вести постоянный мониторинг рыночных цен на подсолнечное масло. Информация о размере пошлины будет размещаться на сайте ведомства. Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин на подсолнечное масло будут применяться начиная с 1-го числа месяца. Пошлина распространяется на продукцию, вывозимую из России за пределы Евразийского экономического союза.

А уже с 1 июля 2021 года по 31 августа 2022 года включительно семена подсолнечника будут облагаться вывозной пошлиной по ставке 50% от таможенной стоимости вывозной продукции, но не менее чем $320 за тонну. Кроме того, до 31 августа 2022 года продлевается действие 30%-ной пошлины на рапс.

Экспортная пошлина на семена подсолнечника и рапс в России уже повышена с 6,5 до 30%, но не менее 165 евро за тонну и действует с 9 января по 30 июня 2021 года. А с 1 июля экспортная пошлина на семена подсолнечника увеличится до 50%.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), объём перевозок семян подсолнечника на экспорт по сети в I квартале 2021 года в сравнении с I кварталом 2020 года (75,7 тыс. тонн) сократился на 75,2% и составил 18,8 тыс. тонн. Экспорт растительного масла по сети РЖД в I квартале 2021 года также незначительно снизился и составил 246,4 тыс. тонн, что на 11,2% меньше, чем в тот же период времени 2020 года (277,5тыс. тонн). Скидки или какие-либо другие преференции на экспортные перевозки подсолнечного масла и семян подсолнечника в компании отсутствуют.

«С начала этого года действует повышенная экспортная пошлина на подсолнечник, рапс и сою. Отсюда и сокращение объёмов перевозок за рубеж», – комментирует падение объёма перевозок исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.

Как пояснил «Гудку» аналитик рынка масличных Института конъюнктуры аграрного рынка Вадим Семикин, в последние годы объём производства подсолнечного масла в РФ варьируется в диапазоне 5–6 млн тонн, при этом его потребление по стране остаётся стабильным – на уровне 2,4 млн тонн, а всё остальное масло идёт на экспорт.

Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев отметил, что 1,15 млн тонн масла, или более 30% от всего объёма перевозок подсолнечного масла, в прошлом году поставлялось за границу железнодорожным транспортом.

«На сегодняшний день преимущественно преобладают железнодорожные перевозки масла в направлении Узбекистана, Казахстана, Афганистана, Азербайджана, Туркмении, Киргизии, Монголии, Латвии и Грузии. В Алжир и Турцию подсолнечное масло поставляется мультимодальными перевозками», – уточнил эксперт.

Крупнейшие производства подсолнечного масла расположены в Ростовской области и Краснодарском крае. «Доля экспорта достигает 40% и проходит через черноморские порты в пределах Северо-Кавказской железной дороги», – говорит генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

По мнению Артура Нурмухамедова, производство масла – дело сезонное, рост выпуска начинается с сентября, и введение пошлины не повлияет на объёмы. «Можно предположить, что до сентября производители будут стремиться отгрузить по экспортным контрактам прошлогодние запасы, пользуясь конъюнктурой мирового рынка и благоприятным режимом экспорта, дополнительно загружая железную дорогу. Но думаю, что с 1 сентября ожидать катастрофического падения объёмов погрузки масличных не стоит, судя по сохранившимся перевозкам зерна, также ограниченным экспортной пошлиной», – говорит он.

В целом операторы прогнозируют снижение экспорта этой номенклатуры груза. По мнению советника генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимира Прокофьева, ситуация с объёмом перевозок экспортных грузов явно поменяется. «Правительство пытается снизить цену масла внутри страны и сократить объёмы экспортных перевозок, соответственно, они должны пойти на внутренний рынок, – говорит А. Нурмухамедов. – Как правило, такое регулирование рынка не приводит ни к чему хорошему».

Член правления компании RAILGO Олег Яценко считает, что пошлина вводится для того, чтобы увеличить долю поставок на внутренний рынок. «Внутри страны объёмы перевозок железнодорожным транспортом только увеличатся уже по существующим маршрутам. А география поставок меняться не будет», – говорит он.

«Конечно, это далеко не идеальный инструмент управления, и долго им пользоваться невозможно. Поэтому сегодня озвучены рыночные механизмы регулирования рынка, которые позволят обеспечить стоимость сырья на внутреннем рынке, поддерживающую доступные для потребителей цены на полке магазина», – считает Михаил Мальцев.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Простой онлайн-калькулятор находится по этой ссылке .

Самостоятельный расчет таможенных платежей:

Под таможенными платежами подразумеваются обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами при пересечении таможенной границы Таможенного Союза. Платежи перечисляются безналичным путем по отдельным реквизитам для каждого вида платежа с указанием кода таможни в специальных графах платежного поручения. Если в платежке не будут указаны КБК и код таможни, или они будут указаны с ошибкой, то выпустить декларацию не получится, т.к. инспектор таможенного органа не увидит в электронном виде наличие денежных средств. Причем средства должны быть перечислены заранее (один-два дня) до подачи декларации. Если таможенный орган не видит в системе денег, то не поможет ни наличка, ни скан платежки, ни гарантийное письмо.

При оформлении ввоза существуют следующие виды таможенных платежей: таможенные сборы, ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, также могут применяться различные виды прочих пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные, сезонные).

При оформлении вывоза: таможенные сборы, вывозная таможенная пошлина.

Прежде чем начать расчет таможенных платежей, нужно знать исходные данные: код ТН ВЭД товара, таможенную стоимость, для некоторых кодов ТН ВЭД дополнительно страну происхождения и количество товара в натуральных единицах (кг, шт и т.д.).

Определение размера ставок таможенных сборов за таможенное оформление.

Для подачи декларации на товары нас интересуют таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товара (таможенные сборы за таможенные операции). Именно о них и поговорим.

Итак, при ввозе для определения размера таможенных сборов нам понадобиться знать только размер общей таможенной стоимости по всей декларации (суммы таможенных стоимостей всех товаров), а именно значение гр.12.

Далее можно воспользоваться калькулятором или найти нужное значение в таблице:

таможенные сборы 2020

При вывозе (экспорте) товаров, по которым вывозные таможенные пошлины не начисляются, таможенные сборы не уплачиваются.

Подробнее о таможенных сборах можно ознакомиться, прочитав гл. 14 в законе №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», о ставках таможенных сборов за таможенные операции – в Постановлении Правительства РФ №342 от 26 марта 2020 года.

Расчет ввозной таможенной пошлины.

Начальные данные для расчета: таможенная стоимость товара (графа 45 декларации), ставка пошлины. Ставку пошлины ищем по коду ТН ВЭД в Едином Таможенном Тарифе ЕврАзЭС (ЕТТ ЕАЭС).

В ЕТТ ставка пошлины может быть указана:

— в % от таможенной стоимости (так называемая адвалорная ставка);

— в евро за единицу количественного показателя (специфическая ставка), например, в евро за кг;

— комбинированная ставка – когда указаны и %, и ставка за единицу товара- сравниваем два значения и выбираем большее из них.

Итак, считаем ввозную таможенную пошлину.

При адвалорной ставке (т.е. если указаны только проценты) высчитываем соответствующий процент от таможенной стоимости товара.

П- размер пошлины в рублях,

ТС- таможенная стоимость в рублях,

«а» -ставка пошлины в процентах.

Например, полиэтиленовая пленка с кодом 3920108900 имеет ставку в 6,5%. Таможенная стоимость ввозимой нами пленки равна 500 000 руб. Тогда пошлина будет равна 500 000*6,5/100= 32 500 руб.

При специфической ставке (указан размер пошлины за единицу товара) расчет выглядит следующим образом:

П- размер пошлины в рублях;

а- ставка пошлины в евро;

с- курс ЦБ евро на дату подачи декларации;

k- количество товара в единицах, указанных в ставке пошлины.

Например, резиновые сапоги с кодом 6401990000 имеют ставку 0,75 евро за пару. Ввозится 200 пар. Курс ЦБ на дату подачи, например, 90 руб/евро. Тогда пошлина будет равна 200*0,75*70=10 500 руб.

При комбинированной ставке (если в ЕТТ указаны и проценты, и количество евро за единицу товара) используем оба предыдущих расчета и выбираем большее.

Например, офисные кресла с кодом 9401300001 имеют ставку 15%, но не менее 0,527 евро за кг. Таможенная стоимость их равна 300 000 руб. Вес нетто кресел (графа 38 в декларации) равен 1000 кг. Курс ЦБ – 90 руб/евро.

Делаем два расчета:

а) по таможенной стоимости – П=300000*15/100=45000 руб.

б) по количеству – П=1000*0,527*70=36890 руб.

Большее в варианте а), следовательно пошлина к оплате будет в размере 45000 руб.

Расчет НДС при ввозе.

При импорте НДС уплачивается в процессе таможенного оформления. Для начала надо определить ставку НДС для вашего товара. В этом поможет Налоговый Кодекс. Возможные варианты – 0%, 10%, 20%. При стандартных ситуациях импорта НДС подлежит оплате в полном размере. В некоторых ситуациях возможно освобождение от уплаты. О них поговорим позже.

Формула для расчета НДС выглядит следующим образом:

ТС – таможенная стоимость товара, руб.;

П – ввозная пошлина, руб.;

А- сумма акциза, руб.;

Резюмируя, можно сказать, что в декларации на товары результаты расчета таможенных платежей, ставки и база для расчета каждого платежа указывается в графе 47 . Под кодом 1010 – указаны таможенные сборы, под кодом 2010 – ввозная таможенная пошлина, под кодом 5010 – НДС. Если товаров в декларации несколько, то таможенные сборы указываются только в гр.47 первого товара. В графе B можно увидеть размер всех платежей по декларации и платежные документы, с которых эти платежи будут (были) списаны.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: