Выпадающие доходы налог на прибыль

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Муниципальное предприятие - налогоплательщик налога на прибыль в 2020 году получило субсидию на компенсацию выпадающих доходов вследствие установления РЭК на 2020 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня. Данная субсидия в 2020 году была отражена на счете 91.01 "Прочие доходы и расходы". За 2020 год был получен убыток. В марте 2021 года было получено письмо от Министерства энергетики с просьбой вернуть денежные средства в результате перерасчета субсидии за 2020 год (в рамках постановления Правительства Сахалинской области от 11.08.2017 N 377).
Каков порядок отражения в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли возврата в 2021 году субсидии (НДС полученные средства не облагаются, поэтому в этой части отражение возврата субсидии не интересует)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное предприятие при возврате субсидии признает в 2021 году в бухгалтерском учете прочий расход, а при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль - внереализационный расход.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерских нормативных документах рассматриваемый вопрос отдельно не урегулирован.
В первую очередь обратим внимание, что речь не идет об исправлении ошибки, т.к. в учете организации корректно отражены операции на основании первичных учетных документов разных отчетных периодов по дате свершения фактов хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9, чч. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", Рекомендация Р 62/2015-КпР "Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам").
В связи с нераспространением на этот случай ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (п. 3), учет возникающих расходов в целях бухгалтерского учета будет осуществляться по общим правилам.
Согласно п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Выбытие денежных средств не относится к расходам по обычной деятельности, при возврате субсидии признается в учете прочим расходом текущего периода (пп. 4, 12, 16, 18 ПБУ 10/99).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и принимая во внимание пп. 7.3 и 7.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, возврат сумм субсидии в связи с пересчетом ее величины в 2021 году организация отразит записями:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- признано обязательство по возврату субсидии;
Дебет 76 Кредит 51 "Расчетные счета"
- перечислены средства в соответствии с установленным постановлением Правительства Сахалинской области от 11.08.2017 N 377 порядком.
Такой механизм согласуется с п. 32 МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" и не противоречит п. 14 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (который хотя и не применяется к рассматриваемым субсидиям, но может быть использован в качестве ориентира при разработке способа учета неурегулированной ситуации по п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Налог на прибыль

Та же логика применима и к налоговому учету.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Считаем, что этим требованиям соответствуют затраты на перечисление (возврат) субсидии при должном документальном оформлении этого факта и с учетом, что в ст. 270 НК РФ он не включен, а в случае невозврата налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 15.5.5 КоАП РФ. Такой вывод нам позволяют сделать положения упомянутого в вопросе постановления Правительства Сахалинской области от 11.08.2017 N 377 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов", содержащего условия о возврате субсидии в случае выявления избытка по итогам финансового года и изменении расчета субсидии (в частности, пп. 1.8, 3.1, 4.1, 4.2).
А вот классификация расходов при возврате субсидии и механизм включения в налоговую базу вызывает затруднения, поскольку прямо НК РФ не предусматривает такой вид расходов и порядок признания при исчислении налоговой базы.
В отношении общего случая чиновники указали (п. 4.1 ст. 271 НК РФ, смотрите письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-03-07/41091): субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль организаций, учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете. Если неиспользуемые средства субсидий подлежат возврату, налогоплательщику необходимо скорректировать сумму полученных субсидий на указанную сумму возврата (смотрите также письмо Минфина России от 14.03.2019 N 03-07-11/16752).
При этом в отношении средств, полученных коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, разъяснялось: такие субсидии и произведенные за их счет расходы учитываются в общеустановленном порядке. В случае возврата в соответствующий бюджет суммы остатка неизрасходованных организацией субсидий указанную операцию следует рассматривать в качестве нового обстоятельства, влияющего на размер действительных налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций. В этом случае сумма перечисленного в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий учитывается в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произведено указанное перечисление (смотрите письмо Минфина России от 16.05.2014 N 03-03-10/23121 и письмо ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@.
Аналогичный вывод о возврате субсидии, полученной на возмещение затрат, был сделан в постановлении АС Уральского округа от 04.12.2019 N Ф09-8270/19 и постановлении Третьего ААС от 23.10.2017 N 03АП-4092/17. Стоит заметить, в первом деле именно налогоплательщик настаивал на применении положений ст. 54 НК РФ с возможностью корректировки налоговой базы прошлых периодов на сумму возвращенной субсидии (т.е. с исключением из доходов соответствующих сумм). Однако суды в этой части поддержали налоговый орган, указав на возникновение нового обстоятельства, влекущего возможность признания внереализационного расхода в периоде возврата субсидии. А прошлые налоговые обязательства по налогу на прибыль не должны корректироваться. Во втором деле суды также сделали вывод, что возврат субсидии влияет на размер налогового обязательства именно в том периоде, в котором она была возвращена.
А в письме Минфина России от 10.05.2018 N 03-07-11/31174 были упомянуты п. 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 вместе с постановлением Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09 и сделаны такие заключения: если предоставляемая субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации электрической энергии по регулируемому тарифу (то есть когда компенсируется разница между базовой ценой (тарифом) и ценой реализации), то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату реализации электрической энергии. В случае, если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации электрической энергии по регулируемому тарифу, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет.
Считаем, что такой подход к поступающей субсидии позволяет признать внереализационный расход при ее возврате по подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на одну из дат, указанных в подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Помимо этого, считаем: рассматриваемая ситуация, когда речь идет о возмещении недополученных доходов, допускает также применение по аналогии к ней подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ с признанием внереализационного расхода отчетного периода в размере возвращенных сумм субсидии, как если бы шла речь о уменьшении выручки в связи с возвратом средств контрагенту (письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372).
Таким образом, на наш взгляд, сумма возвращенной субсидии может учитываться в качестве внереализационных расходов (убытков прошлых лет), влияющих на определение налоговой базы 2021 года. Необходимости корректировки налоговой базы 2020 года по правилам п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ мы не видим.
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. Полностью исключить налоговые споры по данному вопросу мы не можем. Для получения персонального ответа организация может обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.

Рекомендуем также ознакомиться материалами:
- Вопрос: Учет субсидий, полученных на компенсацию недополученных доходов при реализации услуг по регулируемому тарифу (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Вопрос: Финансирование некоммерческой организации (фонда) на обеспечение административно-хозяйственной деятельности осуществляется за счет средств бюджета. В текущем году фондом были получены субсидии на финансирование административно-хозяйственной деятельности. По результатам проверки вынесено предписание о возврате в бюджет суммы необоснованно понесенных расходов. Фондом были завышены нормы расхода топлива. Каким образом действия по возврату в бюджет необоснованных расходов и их отражению необходимо отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Как это повлияет на финансовый результат? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

22 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нет времени читать?

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н был утвержден новый КОСГУ «174 – Выпадающие доходы», используемый со счетом 401.10 «Доходы текущего финансового года», а также были регламентированы бухгалтерские записи по применению счета «401.10.174». Как его применять, покажем на примерах.

Что такое выпадающие доходы

Подсчет
Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 120 Инструкции № 162н).

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что выпадающие доходы – это суммы доходов, которые не были получены при предоставлении скидок, льгот, а также это суммы недополученных доходов, при которых, следуя законодательству, начисленные доходы (в том числе различного рода денежные взыскания – пени, штрафы, неустойки) подлежат уменьшению.

Наиболее распространенными примерами выпадающих расходов является:

  • оплата государственной пошлины через единый портал государственных услуг: по законодательству (п. 1 ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ) физлица и организации могут обращаться за совершением юридически значимых действий в государственные органы разного уровня, а те, в свою очередь, обязаны совершить в отношении обратившихся лиц значимые действия, за что государственные органы взимает госпошлину. Размер государственной пошлины согласно п. 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ применяется с учетом коэффициента, равного 0,7, в случае подачи заявления через единый портал госуслуг – www.gosuslugi.ru.
  • уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения: административные правонарушения, в частности нарушение правил дорожного движения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ регулируются наказанием в виде административного штрафа. Административный штраф является денежным взысканием и подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Руководствуясь ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, штраф может быть уплачен в размере половины наложенной суммы штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Кроме того, следует помнить, что такая скидка предусмотрена не для всех нарушений правил дорожного движения. Важно отметить, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
  • санкции по государственным контрактам: в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 в 2016 году, учреждения были обязаны предоставить отсрочку контрагентам уплаты неустойки по государственному контракту или списание полностью суммы неустойки, только в том случае, если исполнитель завершил в полном объеме все обязательства, которые должны быть осуществлены по контракту, исключение составили гарантийные обязательства. В 2017 г. пока что не было постановления Правительства, на основании которого можно простить неустойку, предоставить отсрочку платежа контрагенту, но стоить обратить внимание на практику прошлого года и иметь ввиду данный факт.

Примеры учета выпадающих доходов

Теперь рассмотрим отражение в бухгалтерском учете «выпадающих доходов» на примере.

Пример 1. Поставщиком своевременно не были доставлены товары учреждению-заказчику – Федеральному казенному учреждению «Гамма» (далее ФКУ «Гамма»). За несвоевременную поставку товаров условия контракта предполагают уплату неустойки в размере 10% от суммы контракта. Но после того как учреждением был получен товар, руководство учреждения приняло решение списать сумму неустойки, предъявленную ранее поставщику.

  1. Документом «Операция бухгалтерская» начислен доход за нарушение условий исполнения контракта на поставку товара:

Дт 1.0.209.40.560 – Кт 1.0.401.10.140 – сумма неустойки составила 10% от суммы контракта.

Документом «Операция бухгалтерская» производится списании ранее начисленной суммы неустойки:

Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.209.40.660 – сумма списания составила 10% от суммы контракта.

Пример 2. Казенное учреждение «Бетта» выполняет функции администратора доходов бюджета от штрафов за административные правонарушения в части дорожного движения.

Гражданином Н. была превышена скорость дорожного движения транспортного средства на величину свыше 20 км/ч, но и не более чем на 40 км/ч. Гражданин Н. был привлечен к административной ответственности и оплатил штраф. Штраф был оплачен до того, как истекло 20 дней с момента наложения административного штрафа. Казенным учреждением «Бетта» было решено уменьшить сумму штрафа согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

  1. Документом «Акт об оказании услуг» с видом операции «Прочие начисления доходов» («Операция бухгалтерская») начислен доход на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа:

Дт 1.0.205.41.560 – Кт 1.0.401.10.140 – 500 руб.

Документом «Кассовое поступление» с видом операцией «Поступление доходов в бюджет (210.02 - 205)» поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Дт 1.0.210.02.140 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

Документом «Операция бухгалтерская» отражается признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа

Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Любовь Маренич,
старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Налог на прибыль — один из основных налогов, который уплачивают организации. Облагаемая налогом прибыль — это разница между доходами и расходами организации. В нашей статье мы расскажем о том, как учесть доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль, как рассчитать сумму налога к уплате и представить декларацию.

Кто платит налог на прибыль

НК РФ относит к плательщикам налога на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, которые ведут бизнес в России через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

Как рассчитать налог на прибыль

Налоговый период по прибыльному налогу — год. Поэтому налог рассчитывается по итогам года. При этом в течение этого периода компания должна платить авансовые платежи.

Сумма налога рассчитывается так:

Hалоговая база х Cтавка налога.

Налоговая база — это прибыль за отчетный (налоговый) период. Она определяется нарастающим итогом с начала отчетного (налогового) периода. Налоговая база определяется отдельно для основной ставки налога и для каждой специальной ставки.

При этом НК РФ предусматривает особенности расчета налога в некоторых случаях, например, компании с обособленными подразделениями рассчитывают налог на прибыль по специальным правилам. Есть нюансы при исчислении налога вновь созданными организациями.

Годовой налог на прибыль компании должны перечислить в бюджет не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи уплачиваются:

  • по итогам каждого квартала и ежемесячно в рамках этого квартала;
  • только по итогам каждого квартала (внутри квартала авансы не уплачиваются);
  • по итогам каждого месяца, исходя из фактически полученной прибыли.

Порядок расчета авансовых платежей зависит от порядка их уплаты.

Определение доходов при расчете налога

Доход в целях главы 25 НК РФ — это экономическая выгода, полученная как в денежной, так и в натуральной форме. Налогооблагаемые доходы подразделяются на внереализационные и доходы от реализации.

При этом кодекс содержит закрытый перечень доходов, не облагаемых прибыльным налогом, который приведен в ст. 251. К таковым относятся, в частности, полученные авансы, целевое финансирование, залог или задаток и другие.

Момент признания доходов зависит от метода признания доходов и расходов, который применяет налогоплательщик. Так, если компания выбрала метод начисления, то доходы признаются на день перехода права собственности при реализации имущества (кроме объектов недвижимости) или дату передачи результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также имущественных прав (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Внереализационные доходы признаются в зависимости от вида дохода в порядке, установленном в п. 4 ст. 271 НК РФ.

Если же организация применяет кассовый метод, то доходы следует учитывать в момент поступления денег или иного имущества (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Определение расходов по налогу на прибыль

Расходами в целях налога на прибыль признаются затраты, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно:

  • экономически оправданны и направлены на извлечение прибыли;
  • документально подтверждены.

Расходы организации должны соотноситься с характером ее деятельности, а не с получением прибыли. Они учитываются независимо от наличия или отсутствия доходов от реализации в налоговом периоде (письмо Минфина РФ от 28.12.2017 № 03-03-06/1/87897).

НК РФ не содержит конкретного перечня документов, которыми нужно подтверждать расходы. Важно, чтобы из них было понятно, какие расходы были понесены. Документы, подтверждающие расходы, должны быть оформлены в соответствии с требованиями отечественного законодательства или обычаями делового оборота на территории иностранного государства, если расходы понесены за рубежом (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы подтверждаются первичными учетными документами, формы которых утверждает руководитель компании.

Расходы делятся на внереализационные и расходы, связанные с производством и реализацией. Перечень последних закреплен в п. 1 ст. 253 НК РФ. К таковым относят в том числе расходы на изготовление товаров, их хранение и доставку, на содержание основных средств. Указанные расходы могут быть прямые и косвенные. Прямые отражаются в целях исчисления прибыльного налога по мере реализации товаров, работ или услуг, а косвенные единовременно списываются в текущем периоде.

Состав внереализационных расходов прописан в ст. 265 НК РФ. К таковым кодекс относит, например, проценты по займам, расходы на услуги банков, судебные расходы. То есть внереализационные — это те расходы, которые непосредственно не связаны с производством, реализацией товаров, работ, услуг.

Обратите внимание: НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Он закреплен в ст. 270 кодекса. К таковым относятся, например, отчисления профсоюзам (п. 20 ст. 270 НК РФ).

Ставки налога на прибыль

Основная ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов (п. 1 ст. 284 НК РФ). Эта ставка делится на две части:

  • 3 процента идет в федеральный бюджет;
  • 17 процентов — в региональный.

Кроме того, НК РФ предусмотрены льготные ставки для некоторых доходов и отдельных категорий организаций.

Ставки для дивидендов:

  • нулевая ставка налога действует при выплате российской организации, владеющей 50-процентной и выше долей в уставном капитале 365 дней подряд;
  • ставка 13 процентов применяется к остальным российским организациям;
  • дивиденды, выплачиваемые иностранным компаниям, облагаются по ставке 15 процентов.

В отношении прибыли от продажи доли в уставном капитале российской организации, которой владели больше 5 лет, применяется ставка налога на прибыль 0 процентов.

Кроме того, нулевая ставка по налогу на прибыль применяется сельхозпроизводителями, образовательными и медицинскими организациями (ст. 284, 284.1 НК РФ).

Пониженные ставки могут быть установлены региональным законом.

Отчетность по налогу на прибыль

Декларации и расчеты по налогу на прибыль налогоплательщики и налоговые агенты подают:

  • за год — не позднее 28 марта следующего года;
  • за каждый отчетный период — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Если последний день срока выпадает на выходной, нерабочий праздничный или нерабочий день, представить отчетность нужно не позднее следующего за ним рабочего дня. Декларацию за 2020 год необходимо представить не позднее 29 марта 2021 года.

Обратите внимание: ФНС скорректировала бланк декларации по прибыльному налогу. Изменения в форму внесены Приказом ФНС РФ от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@. Среди них замена штрихкодов, в новых редакциях изложены:

  • лист 02 «Расчет налога»;
  • приложения № 4, 5, 7 к листу 02;
  • разделы А и Г;
  • листы 4 и 8.

Внесены поправки в порядок заполнения декларации и формат.

Все нововведения в бланке учитывают последние изменения НК в части уплаты налога с прибыли, в том числе возможность корректировки обязательств по результатам взаимосогласительной процедуры, особенности обложения налогами участников специальных инвестиционных контрактов, льготы резидентам Арктики и другие.

Обновленную форму нужно использовать с отчетности за 2020 год.

Любовь Маренич, консультант-специалист Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, лето 2017

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н был утвержден новый КОСГУ «174 – Выпадающие доходы», используемый со счетом 401.10 «Доходы текущего финансового года», а также были регламентированы бухгалтерские записи по применению счета «401.10.174». Как его применять, покажем на примерах.

Что такое выпадающие доходы

Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 120 Инструкции № 162н).

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что выпадающие доходы – это суммы доходов, которые не были получены при предоставлении скидок, льгот, а также это суммы недополученных доходов, при которых, следуя законодательству, начисленные доходы (в том числе различного рода денежные взыскания – пени, штрафы, неустойки) подлежат уменьшению.

Наиболее распространенными примерами выпадающих расходов является:

оплата государственной пошлины через единый портал государственных услуг: по законодательству (п. 1 ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ) физлица и организации могут обращаться за совершением юридически значимых действий в государственные органы разного уровня, а те, в свою очередь, обязаны совершить в отношении обратившихся лиц значимые действия, за что государственные органы взимает госпошлину. Размер государственной пошлины согласно п. 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ применяется с учетом коэффициента, равного 0,7, в случае подачи заявления через единый портал госуслуг – www.gosuslugi.ru.

уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения: административные правонарушения, в частности нарушение правил дорожного движения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ регулируются наказанием в виде административного штрафа. Административный штраф является денежным взысканием и подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Руководствуясь ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, штраф может быть уплачен в размере половины наложенной суммы штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Кроме того, следует помнить, что такая скидка предусмотрена не для всех нарушений правил дорожного движения. Важно отметить, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

санкции по государственным контрактам: в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 в 2016 году, учреждения были обязаны предоставить отсрочку контрагентам уплаты неустойки по государственному контракту или списание полностью суммы неустойки, только в том случае, если исполнитель завершил в полном объеме все обязательства, которые должны быть осуществлены по контракту, исключение составили гарантийные обязательства. В 2017 г. пока что не было постановления Правительства, на основании которого можно простить неустойку, предоставить отсрочку платежа контрагенту, но стоить обратить внимание на практику прошлого года и иметь ввиду данный факт.

Примеры учета выпадающих доходов

Теперь рассмотрим отражение в бухгалтерском учете «выпадающих доходов» на примере.

Пример 1. Поставщиком своевременно не были доставлены товары учреждению-заказчику – Федеральному казенному учреждению «Гамма» (далее ФКУ «Гамма»). За несвоевременную поставку товаров условия контракта предполагают уплату неустойки в размере 10% от суммы контракта. Но после того как учреждением был получен товар, руководство учреждения приняло решение списать сумму неустойки, предъявленную ранее поставщику.

Документом «Операция бухгалтерская» начислен доход за нарушение условий исполнения контракта на поставку товара:

Дт 1.0.209.40.560 – Кт 1.0.401.10.140 – сумма неустойки составила 10% от суммы контракта.

Документом «Операция бухгалтерская» производится списании ранее начисленной суммы неустойки:

Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.209.40.660 – сумма списания составила 10% от суммы контракта.

Пример 2. Казенное учреждение «Бетта» выполняет функции администратора доходов бюджета от штрафов за административные правонарушения в части дорожного движения.

Гражданином Н. была превышена скорость дорожного движения транспортного средства на величину свыше 20 км/ч, но и не более чем на 40 км/ч. Гражданин Н. был привлечен к административной ответственности и оплатил штраф. Штраф был оплачен до того, как истекло 20 дней с момента наложения административного штрафа. Казенным учреждением «Бетта» было решено уменьшить сумму штрафа согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Документом «Акт об оказании услуг» с видом операции «Прочие начисления доходов» («Операция бухгалтерская») начислен доход на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа:

Дт 1.0.205.41.560 – Кт 1.0.401.10.140 – 500 руб.

Документом «Кассовое поступление» с видом операцией «Поступление доходов в бюджет (210.02 - 205)» поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Дт 1.0.210.02.140 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

Документом «Операция бухгалтерская» отражается признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа

Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

Минфином России внесены изменения в инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях. Введен новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Выпадающими доходами признаются суммы недополученных доходов при предоставлении скидок, льгот, а также в иных случаях, при которых в соответствии с законодательством РФ начисленные доходы, в том числе денежные взыскания (пени, штрафы, неустойки), подлежат уменьшению. Подробнее о бухгалтерском учете выпадающих доходов и об их отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Нормативное правовое регулирование

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н внесены изменения в приложения к приказам Министерства финансов Российской Федерации:

  • от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;
  • от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  • от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Введен новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и бухгалтерские записи по его применению.

Наиболее полное описание приведено в пункте 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н):

Выдержка из документа

«уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством Российской Федерации об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 „Выпадающие доходы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 „Расчеты по доходам", 1 209 00 000 „Расчеты по ущербу и иным доходам"».

Примеры выпадающих доходов

Оплата государственной пошлины через единый портал госуслуг

Согласно пункту 1 статьи 333.16 главы 25.3 НК РФ при обращении организаций и физических лиц за совершением юридически значимых действий в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ, с них взимается государственная пошлина.

При этом согласно пункту 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ «Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государст­венной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ указанная норма применяется с 01.01.2017 до 01.01.2019.

Уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения до истечения 20 дней со дня его наложения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предус­мотрено применение за совершение административных правонарушений административного наказания в виде административного штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП).

В соответствии с частями 1, 5 статьи 3.5 КоАП административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Согласно части 1.3 статьи 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ «не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере».

Бухгалтерский учет выпадающих доходов

Рассмотрим применение счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» на примере.

Пример

Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 км/ч, влечет наложение административного штрафа 500 руб (ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ). На основании постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 руб. администратором доходов начислен доход. Виновное лицо уплатило штраф до истечения 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Выпадающие доходы отнесены администратором доходов на счет 1 401 10 174.

Бухгалтерские записи по оформлению данных операций согласно Инструкции № 162н и документы, которыми они формируются в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакций 1 и 2 (далее - БГУ1 и БГУ2), приведены в таблице.

Читайте также: