Выездная налоговая проверка рб

Опубликовано: 14.05.2024

Завтра к вам приходит налоговая проверка. У девяти из десяти предпринимателей эта фраза щекочет нервы. Даже если положенные отчисления делаются вовремя и все отчеты отправлены, куда нужно. Психологи говорят, что чаще всего страх возникает от неуверенности и незнания. Поэтому мы хотим уберечь вас от необоснованных переживаний и рассказать, как вести себя при налоговой проверке.

Виды налоговых проверок в РБ

Налоговая проверка – это мероприятие в рамках государственного надзора, которое проводит Налоговая инспекция под патронажем Министерства по налогам и сборам РБ. Проведение надзорных мероприятий регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 года.

До 2018 года существовал график проведения плановых налоговых проверок. В настоящий момент регулярное формирование плана мероприятий надзорной деятельности отменено Указом Президента Республики Беларусь № 376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности".

Проверки налоговой инспекции разделяются на виды по основанию и характеру проведения.

По основанию выделяют:

  • Плановые
  • Внеплановые налоговые проверки.

Необходимость проведения проверок определяется Порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

По характеру проведения налоговые проверки бывают:

  • Выездные - проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
  • Камеральные - проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают.

Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель - дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.

Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.

Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.

По объему проверяемых вопросов выездные налоговые проверки делятся на комплексные, тематические, встречные и рейдовые.

Комплексная проверка

Тематическая проверка

Рейдовая проверка

Встречная проверка

Проверяют

Все налоговые выплаты налогоплательщика

Отдельные виды налоговых платежей и сборов

Законность деятельности налогоплательщика в местах ее осуществления

Хозяйственные операции, проведенные с другим налогоплательщиком, по которому проводится основная проверка

Для выявления нарушений налогового законодательства – пять лет, в остальных случаях – три года*

Заявление сторонних лиц или подозрение налогоплательщика в нарушениях закона о предпринимательстве и налогах

Согласно новой редакции Налогового Кодекса РБ, проверка может охватывать налоговые документы более чем за 5 лет.

Это возможно в случае подачи налогоплательщиком уточняющих деклараций за период свыше 5 лет:

  • По налогу на прибыль, если в новой декларации возникают, либо увеличиваются убытки;
  • По НДС, если в новой декларации сумма налогового вычета увеличивается.

Как проводятся налоговые проверки в РБ

Когда к вам приходит налоговая проверка, важно знать свои права и обязанности. О них и о том, что вас ждет с приходом налоговой инспекции, мы расскажем дальше.

Период налоговой проверки

Чаще всего налоговая проверка ИП и юридических лиц длится месяц. Дата начала и окончания всегда прописана в предписании, с которым к вам приходят сотрудники налоговой службы. Иногда сроки проведения проверки смещаются до пятнадцати дней.

Основанием для того может быть необходимость инвентаризации или встречной проверки.

Есть понятие "приостановка налоговой проверки". Пауза бывает, если проверяемому нужно восстанавливать бухгалтерские документы. Максимальная длительность перерыва – три месяца. Исключение делается, если налоговым органам нужно запрашивать документы из-за границы. В этом случае проверка может быть возобновлена и через полгода.

Как вести себя при налоговой проверке

Любая выездная проверка предполагает присутствие представителя надзорного органа в компании. Для этого он обязан предъявить предписание на проведение проверки и служебное удостоверение. Потом проверяющий заполняет книгу учета проверок - и только тогда получает доступ к документам компании.

Руководитель проверяемого предприятия имеет право:

  • Поинтересоваться причиной прихода сотрудника налоговой;
  • Попросить к предъявлению служебное удостоверение и предписание. Если проверяющий отказывается, вы имеете право не пускать его на территорию предприятия;
  • Не давать доступ к документам, если не заполнена книга учета проверок и ревизий и не поставлена подпись представителя налоговой;
  • Не удовлетворять требования проверяющего, если они прямо не касаются проверки;
  • Сопровождать проверку на всех этапах и давать разъяснения на возникающие у проверяющего вопросы.

Подготовить к налоговой проверке Вас может компания ОДО "Консалт"

Оставь заявку на обратный звонок!

Ответственность проверяющего за нарушение процедуры проверки

За грубые нарушения правил проведения налоговой проверки проверяющий может быть наказан штрафом от 2 до 30 базовых величин.

Необоснованное назначение проверки, а также незаполнение книги учета проверок влечет наложение штрафа от 20 до 100 базовых величин.

Если в результате нарушений государственным служащим правил проведения налоговых проверок возникает ущерб государству или обществу, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Результаты проверки налоговыми органами

По окончании проверочных мероприятий вы получаете:

  1. Справку - если нарушений нет;
  2. Акт - если есть ошибки в налоговом учете.

Случается, что руководитель компании не согласен с решением проверяющего. Тогда он имеет право подать заявление с возражениями в налоговый орган в течение 15 рабочих дней. Налоговая проверяет все ваши аргументы и присылает заключение в письменной форме в течение 15 дней с момента подачи заявления.

Если в ходе проверки выявляются грубые нарушения налогового законодательства, то налоговый орган имеет право обратиться в экономический суд с требованием ликвидировать компанию. Если бизнес ликвидируется по суду, то учредители в течение года не имеют права на регистрацию новых субъектов хозяйствования.

Резюме

Мы постарались осветить основные вопросы проведения налоговых проверок в Республике Беларусь. Многих бизнесменов волнует вопрос, как избежать налоговых проверок. На самом деле здесь есть только одно средство - тщательный налоговый учет.

Если вы сомневаетесь, правильно ли ваш бухгалтер подает налоговые декларации - обращайтесь за консультацией к компетентным специалистам. Бухгалтеры компании "Консалт" проведут аудит вашего налогового учета и при необходимости помогут подать уточняющие декларации в налоговую. Ведите бизнес грамотно - и вам будет не страшна любая проверка.

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Права налоговых органов при проведении выездной проверки

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Повторная выездная налоговая проверка

Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Налогоплательщики (даже добросовестные) крайне негативно относятся к любым проверкам, но особенную нелюбовь у компаний и организаций вызывает выездная налоговая проверка. Причины понятны: мало того, что налоговики обрушиваются «как снег на голову», но для них нужно создавать приемлемые условия для работы, а физическое присутствие проверяющих в офисе создаёт атмосферу нервозности, стресса для сотрудников, нарушает привычный ритм работы.

Подготовиться к плановой камеральной проверке всегда можно заранее: продумать ответы на каждый вопрос, добыть недостающие документы или внести исправления в имеющиеся, попытаться «заткнуть дыры». С выездной так не получится: в одно прекрасное утро вы просто встречаете гостей, которые вовсе не обязаны ставить вас в известность о визите заблаговременно (письмо ФНС № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).

Можно ли узнать о предстоящем визите налоговиков заранее? Напрямую, позвонив по телефону или обратившись с письменным запросом – нет. Но есть косвенные методы, используя которые, можно с большой долей вероятности предугадать предстоящую проверку:

  • Если у вас сложились тесные доверительные отношения с вашим банком, его сотрудник может намекнуть, что у банка затребовали расширенную выписку о движении средств по вашим счетам за последние два или три года.
  • Если ваш контрагент попал в поле зрения налоговых или правоохранительных органов, вам могут прислать запрос информации о ваших с ним взаимоотношениям. Верный сигнал, что «потянув за ниточку», придет и к вам.
  • Так называемые встречные проверки – обычное дело. Если «трясут» вашего поставщика или покупателя (хозяйственная деятельность на протяжении 2-3 лет), ваш партнер может по-дружески сигнализировать вам о рисках.
Как быть, если у вас крохотный офис и физически невозможно выделить даже одно рабочее место для сотрудника налоговой? Налоговики должны лично убедиться в невозможности работы «по адресу» и тогда они будут базироваться у себя в налоговой, а ваша задача – привезти им все нужные документы для работы туда.

План или веские подозрения?

Согласно Концепции выездных проверок (приказ ФНС № ММВ-7-2-297), налоговики формируют свой план на основании оценки рисков работы компании, отдавая себе отчет, что всех юридических и физических лиц в стране поголовно проверить невозможно технически, поэтому контроль осуществляется выборочно.

У кого есть повышенные шансы попасть под пристальное внимание и очутиться «под колпаком»? Вот некоторые критерии:

  • Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  • Убытки на протяжении нескольких лет (2 года и более).
  • Крайне низкая рентабельность не мешает успешности бизнеса.
  • Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  • Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  • Рост расходов существенно впереди рост доходов на протяжении долгого периода.
  • Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.
Всё перечисленное само по себе ‒ не беда и не преступление, а только «маячки», повод для подозрений! Внезапный визит гостей из инспекции может быть вызван сведениями, полученными от органов внутренних дел или ФСБ, результатами допросов бывших и действующих сотрудников иных юрлиц. Автоматические системы типа «НАЛОГ-3» могут указать на подозрительные финансовые трансакции, связанные с фирмами-однодневками, что также может побудить ФНС заинтересоваться деятельностью вашей компании.

Важно помнить, что у фискальных органов существует свой внутренний план, основным показателем которого является наполнение бюджета. Это означает, что в успешную и прибыльную компанию могут прийти «просто так», если наполняемость бюджета низкая и нужно срочно «заткнуть дыры» за счет доначислений и штрафов.

Типы и варианты, разновидности выездных проверок. Какие бывают налоговые проверки, и что могут проверять инспектора?

  1. Плановая: максимум две в течение одного года, а период деятельности, подлежащий проверке – максимум три года от текущего. Что это означает: если к вам пришли в сентябре 2018 года, возьмут проверять 2015, 2016, 2017 года. Есть исключения, например, контроль НДФЛ, который уплачивается помесячно: налоговики пожелают проверить правильность исчисления и уплаты НДФЛ за январь-август 2018, к примеру.
  2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится в любое время вне зависимости от времени осуществления плановой, даже сразу после завершения плановой! Очень часто поводом служит ликвидация организации либо её реорганизация, слияния и поглощения.
  3. Первичная – осуществляемая в первый раз, обычно – в рамках плановой.
  4. Повторная: исполняется вышестоящим налоговым органом, если закрались некие подозрения в отношении подчиненного налогового органа, проведшего свою работу «спустя рукава» либо (возможно) вступившего в сговор с адресатом проверки, результатом чего стало уменьшение сумм налогов, назначенных к уплате в бюджет.
  5. Сплошная: тотальная проверка всех документов фирмы за подлежащий проверке период.
  6. Выборочная: объектом становится лишь часть документов или за какой-то короткий период. Если выявляются нарушения, то очень возможно, что такие же нарушения могут попасться и в прочих документах, либо в других временных периодах.
  7. Комплексная: проверяются все налоги без исключения.
  8. Выборочная: контролируются избирательно лишь некоторые налоги, но не всё подряд.

Ограничения, связанные с назначением и проведением ВНП

  • Проверяются только три календарных года деятельности организации перед годом проведения ВНП.
  • Проверка может проводиться исключительно по фактическому месту нахождения налогоплательщика (центральный офис) или, если условия не позволяют организовать рабочее место для сотрудников фискальных органов, в местном офисе ФНС.
  • Разрешены только две ВНП за год, причем повторная проверка одних и тех же документов во второй раз также запрещена.

Налоговая проверка на выезде: что это и как работает?

  • Если компания занимается воплощением в жизнь регионального инвестиционного проекта.
  • В случаях, когда налогоплательщик использует специальный режим налогообложения (это отражено в главах от 26.1 по 26.5 НК). В этом случае нужно быть готовым к тому, что контролеры займутся всеми сборами и налогами, проведут доскональную ревизию всего массива финансовых и бухгалтерских документов без исключения.
Юридически право назначить проверку имеется только у руководителя налогового органа по месту работы организации, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК). Есть небольшие исключения, касающиеся крупных компаний или организаций, которые имеют сеть удаленных филиалов, подразделений. Если это так, то инициировать проверку вправе налоговый орган, который осуществил постановку организации на учет, даже если он территориально расположен в другом регионе.

Начало работы налоговиков

После предъявления решения и ознакомления с ним директора организации обычно проводится собеседование как с руководством, так и с другими лицами, отвечающим за налоги – заместителями, финансистами, главным бухгалтером. Уклоняться от разговора – глупая тактика, стоит подумать, как установить контакт и наладить сотрудничество, но в рамках корпоративного этикета и правил.

Стандартные процедуры, используемые в процессе налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в 95% случаев сопровождается инвентаризацией, что помогает налоговикам оценить движение товарно-материальных ценностей и так собрать ценные сведения о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. Сотрудники налоговой имеют полное право подвергать осмотру офисные комнаты (не путать с обыском – это совсем иное процессуальное действие), посещать склады, цеха, торговые залы, подсобки и задавать при этом неожиданные вопросы. Нельзя запрещать им посещать те или иные площади, препятствовать этому, но стоит обязательно отрядить парочку сотрудников в роли свидетелей или понятых – на случай составления Акта осмотра.

Согласно статьям 93 и 93.1 НК налоговые органы имеют право истребовать любые документы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании. Если налоговики опасаются намеренного утаивания бумаг либо их сокрытия с целью уничтожения или тайного внесения в них изменений, сотрудники налоговой вправе произвести выемку, но только в дневное время.

Иногда для установления истины налоговые органы прибегают к экспертизам документов (ст. 95), в крайнем случае – к допросу свидетелей (вовсе необязательно сотрудников проверяемой компании).

Типовые цели и задачи, которые преследуют налоговики:

  • Соблюдены ли правила постановки на учет, предоставлялись ли вовремя сведения о банковских счетах (открытие и закрытие)?
  • Устанавливаются задержки или непредоставление налоговой декларации, любых сведений, необходимых им для контроля за налогообложением компании.
  • Сотрудники налоговой начинают тщательное исследование документов, где отражена вся финансово-хозяйственная деятельность компании с целью выявить налогооблагаемую базу. Выявляются нарушения бухучета налогооблагаемой базы, доходов и расходов компании, проверяется соответствие декларируемого режима налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой структуры.
  • Проверяется соответствие закону исчислений налогов, полнота их уплаты в бюджет, отсутствие просрочек.
  • В процессе проведения выездной налоговой проверки вскрываются арифметические, непреднамеренные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах, фиксируются искажения и даются оценки нарушений бухгалтерского учета, повлекшие изменения налогооблагаемой базы.
Обычно «мишенями» налоговых инспекторов становятся товарные накладные и фактуры, банковские бумаги (платежки и выписки), книги покупок и продаж, книга учетов доходов и расходов. В ряде случаев выездная налоговая проверка уделяет внимание начислению зарплаты работникам, расчетно-платежным ведомостям. Это несложная задача для опытных проверяющих: именно здесь концентрируются недочеты, ошибки, опечатки, поскольку этих первичных документов всегда много и уследить за правильностью их оформления в организации бывает трудно. Часто отсутствуют печати или подписи, неполностью заполняются реквизиты, но от штрафов такие, казалось бы, мелочи не избавят.

После проведения всех процедур проверяющие неторопливо систематизируют информацию, формируют итоговые документы проверки.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: справка и акт

По закону, на составление итогового Акта налоговикам отводится 2 месяца. Форма Акта оговорена Приказом ФНС ММВ-7-2/189, документ состоит из вводной, описательной и итоговой части. Даже если абсолютно никаких нарушений Налогового кодекса не обнаружено во время ВНП, всё равно Акт составляется и подписывается.
Что написано в Акте?

  • Реквизиты налогоплательщика, дата составления, период начала и завершения проверки.
  • Перечень проверенных документов, все мероприятия, проведенные в ходе ВНП (инвентаризации, осмотры, выемки документов и т.д.).
  • В описательном разделе Акта — что нашли и почему это считается нарушением. Обязательны доказательства и ссылки на реальные статьи НК РФ, фантазиям и предположениям в Акте не место!
  • В третьей части Акта приводятся рекомендации, способы и сроки устранения выявленных нарушений.
Акт передается директору или руководителю под расписку в течение пяти дней, начиная от даты, которая на нем стоит, на акте ставиться подпись получателя. Если проверяемый отказался подписывать Акт и вовсе брать его в руки, то на документе ставиться запись об этом, экземпляр Акта отправляется заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика.

Принято, что с даты проставления почтового штампа на письме должно пройти 6 дней (для компаний с иностранной юрисдикцией – 20 дней) и будет считаться, что Акт вручен плательщику. Именно с 6 дня начинается отсчет срока для обжалования (возражений) по проверке.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Если что-то недоплачено или вовсе не уплачивалось, налоговики производят пропорциональные доначисления и обязуют организацию выполнить свой долг по уплате налогов. За нарушения привлекают к ответственности, самое малое из возможных мер – штрафы и пени.

Кстати, налоговики в любой момент могут обратиться в Следственный комитет или прочие органы правосудия, если выявят серьезные нарушения законодательства. Сотрудники органов могут официально принимать участие в проверке, если нарушения «тянут» на уголовную статью.

Наверняка в организации работают сотрудники, вина которых доказана, даже если это были случайные ошибки в оформлении. Руководитель организации обязан привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, что отражается приказом, но также вправе отказаться от привлечения сотрудников к ответственности.

Выездная налоговая проверка в 2017 и 2018 годах: список особенностей

  • Если в течение 36 месяцев перед внесением в ЕГРЮЛ записи о начале ликвидации организации или ИП отсутствовало движение денежных средств по банковским счетам, ВНП проводится не будет.
  • После сдачи уточненной налоговой декларации и в случае, если сумма уплачиваемого налога уменьшилась, проверяется только обоснованность уменьшения.
  • Для возражений по Акту ВНП для налогоплательщиков ФНС разработала специальный бланк.
  • Приложения к Акту проверки теперь могут вручаться налогоплательщику отдельно от Акта и позже.

Два месяца – далеко не предел для срока проведения проверки (ВНП)

Однако, по ряду причин срок продлевается до двух или шести месяцев, решение об этом принимает руководитель проверяющего налогового подразделения. Для продления должны быть веские причины, часть которых перечислена в приказе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:

  • Если налоговая проверка ведется в крупной корпорации (организации) и у налоговиков просто нет кадровых ресурсов, чтобы закончить работу вовремя. Сюда же можно отнести наличие у проверяемого субъекта сети филиалов и удаленных подразделений, которые могут быть географически удалены от головного офиса.
  • В случаях, когда на руках у проверяющих уже имеется информация о возможных нарушениях, что вызывает необходимость «копать глубже».
  • Если проверяемый налогоплательщик затягивает предоставление требуемых документов.
  • Никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций: если случается пожар или наводнение, срок увеличивается.
  • В приказе ФМС есть фраза «иные обстоятельства» — увы, этот пункт дает налоговикам слишком широкие возможности.
Иногда проверка может быть поставлена «на паузу», через некоторое время отсчет срока возобновляется. Такое право «паузы» применяется, ели есть нужда в проведении экспертиз, устанавливающих подлинность документов, для перевода бумаг с иностранных языков на русский. НК РФ устанавливает срок приостановки не более 6 месяцев (п. 9. Ст. 89).

Есть ли предельный срок на проведение выездной налоговой проверки? Да, он равняется одному году, включая все продления и «паузы».

Как минимизировать риски?

  1. Внутренний аудит: содержите свою документацию в порядке, обяжите сотрудников регулярно проверять бумаги, устранять банальные ошибки в расчетах или при заполнении документов.
  2. Внешний аудит: заключите договор с профильной компанией.
  3. Есть специализированные консультанты, которые проведут имитацию ВНП, рассмотрят возможные сценарии, укажут на риски, на тренингах подготовят сотрудников к взаимодействию с налоговыми органами.
Худшая стратегия – ничего не предпринимать: в этом случае есть шанс подпасть под все возможные штрафы и пени. Выездная налоговая проверка – не приговор, при внимательном отношении к работе бухгалтерии, финансового отдела и менеджеров компании потери будут минимальны.

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.

Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:

Лимиты для проверяющих

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

Как это будет происходить?

Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.

Схематично:

1. Включение в план

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

2. Разработка программы

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.

3. Оформление назначения

Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:

  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
  • сформулированный предмет проверки;
  • ограничение проверяемого периода;
  • полная информация о проверяющих (ФИО и должности).

ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.

4. Проведение непосредственно проверки

В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:

  • изучение документации – в соответствии со ст.93 НК, проверяющие могут истребовать документы, необходимые для прояснения предмета проверки, причем не только у проверяемого, но и у его контрагентов;
  • выемка – если в документации содержится информация, подтверждающая подозрения налоговиков, или таким доказательством является предмет, указанное доказательство изымается (ст.94);
  • осмотр – сотрудники налоговой могут заходить и осматривать любые помещения и территории, связанные с содержанием предмета проверки или вообще с деятельностью предпринимателя (ст. 91. 92);
  • беседа со свидетелями – налоговики могут допросить сотрудников, партнеров, кредиторов, соседей предпринимателя, если полагают, что они могут пролить свет на обстоятельства, касающиеся предмета проверки; человека могут официально вызвать для дачи показаний (ст. 90);
  • инвентаризация – с ее помощью проверяются данные, представленные налогоплательщиком в декларации; также ее часто используют при проверке, сопровождающей ликвидацию или реорганизацию фирмы;
  • экспертиза – если проверяющие сочтут нужным, то могут заручиться услугами эксперта на договорной основе (ст. 95);
  • услуги переводчика – могут быть запрошены при необходимости бесед или изучения документов на иностранных языках (ст. 95).

5. Выписка справки

Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.

6. Оформление акта о результатах ВНП

Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:

  • реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
  • ФИО и должности ревизоров;
  • дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
  • предмет ВНП, проверяемый период;
  • перечень изученных документов (с датой их предоставления);
  • сроки проверки (дата старта и финала);
  • список проведенных мероприятий;
  • факты выявленных налоговых нарушений;
  • выводы и предписания по их устранению.

Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.

К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.

7. Возможность оспорить результаты

Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).

8. Вынесение итогового решения

Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.

Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.

9. Апелляция

Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.

Обязанности проверяемого

Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Читайте также: