Введение продовольственного налога год

Опубликовано: 15.05.2024

Какие налоги вступят в силу в 2021 году?

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с начала января 2021 года, уже рассмотрены, приняты и утверждены. Они коснутся как ключевых налогов (НДФЛ, на прибыль, НДС), так и налогов на землю, транспорт, имущество, туризм и т.д.

Информация о новых нормах налогообложения пригодится не только занимающимся бухгалтерским учетом сотрудникам, но и всем сознательным гражданам, ведь отсутствие знаний о внесении поправок не освобождает от ответственности (административной и даже уголовной). Чтобы не иметь проблем с законом, стоит ознакомиться с изменениями и уплатить налоги в срок.

Отмена ЕНВД

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Транспортный и земельный налоги изображение

Сведения о среднесписочной численности

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

Туристические сборы

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

Налог на процентный доход по вкладам

Разберем подробнее вопрос налога на процентный доход по вкладам.

Как уже упоминалось ранее, полученные в 2021 году проценты по некоторым депозитам будут облагаться 13% НДФЛ. Однако изменения в начислении коснутся только людей, инвестировавших в банк сумму, превышающую 1 000 000 рублей. Причем речь идет не об одном вкладе, а о совокупности всех имеющихся у частного лица депозитов.

Взимать налог по новым правилам начнут с 2022 года. Рублевая переоценка вкладов в иностранной валюте облагаться повышенным НДФЛ не будет. Кроме того, доходы от рублевых депозитов, чья процентная ставка не превышает 1% годовых, а также от эскроу-счетов под 13% налог не подпадают.

Для тех, кто хочет разобраться с перипетиями уже принятых документов, 19 сентября пройдет семинар «ТОП-10 «жарких» налоговых споров 2020 года», посвященный судебной практике по налоговым спорам.

Мероприятие проводит Разумова Анастасия Сергеевна – действующий главный бухгалтер, сертифицированный преподаватель, директор представительства международного центра методологии и повышения квалификации бухгалтеров, финансистов, аудиторов и управленцев «Альтерра», а также обладать сертификата британского Института специалистов по управленческому учету CIMA.

Семинар предусматривает два формата участия: «Лайт» и «Профи». Слушатель, выбравший второй вариант, в результате прохождения обучения получит не только новые знания, но и:

  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат участника;
  • Сертификат ИПБ о повышении профессионального уровня.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Война за хлеб, начинавшаяся в 1918 году введением продовольственной диктатуры, подходила к концу. Она могла закончиться намного раньше, если бы поставки продуктов питания продолжались на минимально необходимом уровне. Вопрос о введении стабильного налогообложения, вместо конфискаций, поднимался уже в апреле 1918 года.

В "Очередных задачах Советской власти", опубликованных 28 апреля 1918 года, В.И.Ленин писал: "Но, чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны перейти к этим последним приемам, мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля."

Однако эти планы рухнули после захвата противниками Советской власти самых богатых хлебных районов. Вместо правильного налогообложения пришлось прибегнуть к конфискациям. Через полгода после установления "продовольственной диктатуры" была предпринята попытка введения натурального налога.

30 октября 1918 года ВЦИК утвердил декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов".

Однако для осуществления этого решения требовался мощный аппарат, для создания которого не было людей. Таким образом, вместо натурального подоходного дохода, 11 января 1919 года была введена продразверстка, которая раскладывалась по губерниям.

На X съезде РКП(б) В.И.Ленин напомнил делегатам: "Закон о налоге датирован 30 октября 1918 года. Он был принят — этот закон, вводящий натуральный налог с земледельцев, — но в жизнь он не вошел. За его объявлением последовало в течение нескольких месяцев несколько инструкций, и он остался у нас непримененным.

С другой стороны, взятие с крестьянских хозяйств излишков означало такую меру, которая в силу военных обстоятельств была нам навязана с абсолютной необходимостью, но которая сколько-нибудь мирным условиям существования крестьянского хозяйства не отвечает."

После многих месяцев ожесточенных боев с белогвардейцами, завершившихся убедительными победами, идея замены продразверстки натуральным налогом была предложена Ю.Лариным и Л.Д.Троцким в феврале 1920 года. Год спустя они с определенной иронией напоминали своим товарищам о своих предложения, которые могли бы предотвратить многие восстания, но в условиях еще незаконченной войны Ленин на эти уступки идти не захотел.

О введении продовольственного налога снова заговорили в феврале 1921 года в разгар многочисленных крестьянских восстаний и петроградских забастовок. Вопрос о замене продразвёрстки продналогом был рассмотрен на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 8 февраля 1921 г. по докладу Н.Осинского (В.В.Оболенского) "О посевной кампании и положении крестьянства".

16 февраля 1921 г. Политбюро решило открыть дискуссию "О замене развёрстки продналогом". Первые статьи на эту тему были опубликованы в "Правде" 17 и 26 февраля. В извещениях о созыве X съезда от 12 и 20 декабря 1920 года никаких упоминаний о продналоге еще не было.

Однако уже при открытии съезда 8 марта 1921 года председательствовавший сообщил об изменении порядка дня: "Пункт 5-й - очередные задачи хозяйственного строительства - мы предлагаем в этой формулировке выбросить, заменив его двумя пунктами: 1) обсуждением вопроса о продразверстке и продналоге и 2) докладом комиссии, избранной ЦК, по вопросу о топливном кризисе."

В отчетном докладе В.И.Ленин разъяснил: "Это дело самое важное для нас. дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог, чтобы мелкий хозяин мог лучше рассчитать свое производство и сообразно с налогом устанавливать размер своего производства."

Отвечая на замечания о недостаточной подготовленности отмены продразверстки, Председатель Совнаркома сказал: "Кто-то из ораторов, кажется, Рязанов, упрекнул меня лишь в том, что налог явился будто бы в моей речи откуда-то сразу, не будучи подготовленным обсуждением. Это неправильно. Я удивляюсь только, как перед партийным съездом ответственными товарищами делаются такие заявления. Дискуссия о налоге была открыта несколько недель тому назад в "Правде"."

Ленин не скрывал, что переход к натуральному налогу, расширяет рамки всячески ограничивавшейся частной торговли.

Он говорил: "Можно ли это сделать, теоретически говоря, можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно ли это?

Можно, ибо вопрос — в мере. Если бы мы оказались в состоянии получить хотя бы небольшое количество товаров и держали бы их в руках государства, в руках имеющего политическую власть пролетариата, могли бы пустить эти товары в оборот, - мы бы, как государство, к политической власти своей прибавили экономическую власть."

В.И.Ленин поставил вопрос не просто о налоговой реформе, но и о частичной денационализации и реформе кооперации. Характерно, что многие оппозиционные группы, спорившие с официальными докладчиками, возражать против замены продразверстки продналогом не стали. По итогам дискуссии были приняты три коротких решения. Отмена разверстки была оформлена в виде соответствующей резолюции из 9 пунктов.

В ней говорилось: "1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота."

С отменой продразверстки была связана резолюция о кооперации, предложенная Лениным: "Ввиду того, что резолюция IX съезда РКП об отношении к кооперации вся построена на признании принципа разверстки, которая теперь заменяется натуральным налогом, X съезд РКП постановляет: Указанную резолюцию, отменить.

Съезд поручает ЦК выработать и провести в партийном и советском порядке постановления, которые бы удучшали и развивали строение и деятельность кооперативов в согласии с программой РКП и применительно к замене разверстки натуральным налогом".

Таким образом, детализация намеченной реформы целиком зависела от правительства. Еще короче была резолюция, предложенная Е.А.Преображенским: "Съезд поручает пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему, тарифов и провести в советском порядке нужные реформы".

Официально продразверстка была отменена декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года.

Рамки будущего натурального налога устанавливались согласно резолюции X съезда РКП(б):

"2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева - крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога."

Важным пунктом была отмена круговой поруки, широко использовавшейся в дореволюционном налогообложении и в рамках продразверстки:

"7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется."

28 марта Совнарком принял декрет "О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.", в котором говорилось:

"Вместо 423 миллионов пудов зерновых продуктов, которые должны были быть собраны в 1920 - 21 гг. с территории Республики, не считая Украины и Туркестана, путем государственной разверстки, установить во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) размер продовольственного натурального налога на 1921-22 гг. в сумме не свыше 240 миллионов пудов зерновых продуктов при среднем урожае.

Совет Народных Комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога."

Вслед за декретами РСФСР были приняты аналогичные решения в других Советских республиках. 27 марта чрезвычайная сессия Всеукраинского ЦИК приняла решение о замене продразверстки продовольственным налогом, а уже 29 марта правительство УССР издало декрет о нормах и размере налога.

В Азербайджане продразверстку отменили в мае 1921 года. Немедленных результатов от реформы никто не ожидал. Крестьянам еще предстояло оценить выгоды новой системы налогообложения по сравнению с продразверсткой.

В разных регионах величина льгот оказалась различной. На Алтае в результате неурожая продналог оказался таким же разорительным, как и продразверстка. В Кабарде натуральный налог получился в три раза меньше продразверстки. Поневоле приходилось корректировать "продналоговую кампанию".

Однако поворот от конфискаций к стабильным налогам был уже необратимым. На смену войне пришел мир, основы которого были заложены в 1917 году.


1. Ю.А.Поляков. К вопросу о содержании и этапах аграрной революции в СССР. Вопросы истории. 1962. № 8.

2. Ю.А.Поляков. Ещё раз о некоторых вопросах истории аграрной революции. Вопросы истории. 1963. № 2.

3. Ю.А.Поляков. Некоторые вопросы перехода к нэпу. Вопросы истории КПСС. 1963. № 12.

4. Ю.А.Поляков. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М. 1968.

5. Ю.А.Поляков. 1921 г.: победа над голодом. М. 1975.

6. В.И.Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. ПСС. 5-е издание. Т. 43. С. 70.

7. С.А.Есиков. Переход от развёрстки к налогу. Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конференции (25-27 июня 1991 г.). Новосибирск. 1991.

8. С.А.Есиков. В очередной раз о переходе к нэпу. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2009. № 2 (3). C. 37-40.

9. Э.Б.Генкина. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922 гг.). М. 1954.

10. СССР в период восстановления народного хозяйства. 1921 - 1925 гг. М. 1955.

11. П.В.Карпов. В.И.Ленин об укреплении союза рабочего класса и крестьянства в период перехода Советского государства к новой экономической политике (1921 - 1922 гг.). Труды Ленинградского библиотечного института. Т. 7. Л. 1960.

12. С.П.Трапезников. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. В 2-х томах. М. 1967.

13. А.И.Федотов, Д.Н.Ватулин. К вопросу о продналоге и продналоговой политике партии. Вопросы, истории КПСС. 1967. № 5.

14. А.Г.Введенская. Продналоговая политика Советского государства и ее влияние на восстановление производства сельского хозяйства Сибири в начале нэпа. Вопросы истории и философии. Сборник аспирантских работ. Иркутск. Иркутский педагогический институт. 1966.

15. Постановление Президиума ВЦИК о замене разверстки натуральным налогом. 15 марта. Декреты Советской власти. Т. 13. 1 февраля - 31 марта 1921 г. М. 1989. С. 204.

16. Е.М.Хенкин. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921—1922). Красноярск. 1988.

17. В.А.Поляков. Российская деревня в 1922 году: апогей голода первый итог продналога. Вестник Челябинского государственного университета. 2009.

18. В.В.Кулин. Переход от продразверстки к продналогу в Тамбовской губернии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. Ч. II. Тамбов. Грамота. 2014. № 2 (40). C. 112-115.

Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства. [c.103]


Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки (продовольственной разверстки), представлявшей собой способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, применявшийся в Советской России до введения продналога, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. продразверстка официально определялась как чрезвычайная мера, вызванная исключительно тяжелым военным и экономическим положением страны. [c.201]

Завершение эпохи военного коммунизма и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства. [c.203]


Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Мобилизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота задания по продналогу должны были снижаться. [c.203]

Введение продналога осуществлялось с одновременным установлением платности услуг для населения. В годы военного коммунизма существовала повсеместная практика бесплатных хозяйственных услуг для населения транспорт (в том числе и городской), жилище, почтовые отправления, газеты и т.д. предоставлялись бесплатно. [c.203]

Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г. взимались налоги на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель сено молочные продукты мясо яйца птицу мед шерсть льняное волокно пеньку кожевенное сырье пушнину мелкое животное сырье табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения. [c.205]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [c.205]

Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И. Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению X съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено. [c.207]


В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога — прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога. [c.210]

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая. [c.213]

С 1921 г. начинается новая полоса экономической политики в русской деревне. Переход от разверстки к продналогу создает повышенные стимулы к расширению площади крестьянских запашек. Потребность в рабочих руках возрастает, а демобилизация армии наряду с нарастающими процессами расслоения деревни поставляет все более широкие кадры наемной рабочей силы для удовлетворения этой возрастающей потребности путем дополнительного найма чужого труда во всех тех хозяйствах, где своего уже не хватает. [c.283]

При распределении прибыли предполагалось полнее использовать принцип продналога, т. е. строить платежи в бюджет не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресурсы. [c.459]

В. И. Ленин, просмотрев два экземпляра доклада В. Г. Яковенко, на одном из них сделал пометку в папку о продналоге , на другом Яковенко член ВЦИК, Канского уезда . [c.59]

Во время работы X съезда партии В. И. Ленин получил от И. М. Шера — делегата съезда, руководящего партийного работника Красноярска, сведения о В. Г. Яковенко После решения съезда о замене продразверстки продналогом Владимир Ильич обратил внимание на то, что для успешного проведения в жизнь принятых съездом [c.59]

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие [c.82]

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) — натуральный налог с крестьянского х-ва, введенный декретами Советского правительства в марте—апр. 1921 г. Был установлен на хлеб, картофель, маслосемена, яйца и молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак и т. п. Заменил собой продовольственную разверстку (см. Продразверстка). Явился результатом провозглашения новой экономической политики и изменения государственной продовольственной политики. [c.244]

Финансы в восстановительный период нэпа. Победа над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного х-ва. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Необходимо было восстановить и последовательно проводить принцип материальной заинтересованности, овладеть новыми приемами и [c.536]

X. з., выпущенный на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи (в переводе на деньги — 3,8 млн. руб.), был первым займом Советского гос-ва. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Погашение производилось с 1 дек. 1922 г. по 15 марта 1923 г. X. з., гарантировавший помещенные в него средства от обесценения совзнаков, был успешно реализован. Он был особенно выгоден для крестьянства, к-рое, уплачивая продналог облигациями, не несло расходов на доставку и сдачу своей продукции гос-ву, освобождалось от обязательства сдавать по налогу [c.573]

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу товарно-денежные отношения стали быстро развиваться, чему в значительной мере способствовала замена продразверстки продналогом. Перед партией и правительством встала неотложная задача — осуществить стабилизацию рубля. Одним из первых шагов в этом направлении были две деноминации, проведенные в 1921 —1922 гг., в результате к-рых 1 млн. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых денежных знаков. Однако для полной стабилизации рубля [c.358]

Замена продразверстки продналогом означала, что каждый крестьянин заранее знал свои налоговые обязательства перед государством и, выполнив их, остальную часть сельскохозяйственной продукции мог свободно реализовать за деньги по ценам, складывающимся на рынке под воздействием цен государственной торговли. [c.53]

Приобретенные крестьянами за деньги облигации этого займа принимались в уплату продналога, который таким образом пре- [c.60]

Отметив, что переход от продразверстки к продналогу принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически , XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны . Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг — освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме . Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек но взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи в обеспечит устойчивость денежного обращения 8. [c.75]

Степень реализации принципа демократического централизма на разных этапах развития социалистического общества в силу объективных и субъективных обстоятельств была неодинаковой. В период военного коммунизма в СССР возобладало централизованное руководство, а демократические начала в хозяйственной жизни вследствие чрезвычайной обстановки гражданской войны оказались ограничен ными. Переход от продразверстки к продналогу, осуществление новой экономической политики резко усилили демократизм в хозяйственном управлении. Расширилась самостоятельность трестов и промышленных предприятий, повысилась роль местных органов в хозяйстве. При этом централизация управления приняла новый облик — был образован Госплан СССР, стали разрабатываться и осуществляться годовые планы, предусматривающие в первую очередь экономические методы [c.537]

В. И. Ленин указывает, что в России тогда были налицо политические условия перехода к социализму — диктатура пролетариата, но не было материально-производственных условий— крупного, базирующегося на новейшей технике машинного производства и его планомерной государственной организации. Страна была разорена войной, в экономике преобладало мелкое крестьянское производство. Замена продразверстки продналогом и связанное с этим допущение частной торговли заинтересовывали крестьян в подъеме сельского хозяйства, что способствовало восстановлению промышленности. Одновременно укреплялся союз рабочего класса с крестьянством — основа диктатуры пролетариата. [c.293]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на класовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств , пониженные — для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. [c.204]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населе- [c.210]

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог, а в КНР — с.-х. налог. [c.93]

В годы становления Советской власти и гражданской войны (1917—1920) они осуществлялись в виде продуктообмена и продразверстки, при переходе к мирному строительству— продналога (1921 —1922) и рыночных закупок (1923—1927) в период коллективизации (1928—1932) — контрактации объемов производства и продажи государству по договору части валовой продукции после завершения социалистической перестройки села с 1933 г. — обя-зательских поставок и натуральной платы за работы МТС начиная с 1958 г. —в форме контрактации. [c.38]

Вместо трудовой и гужевой повинности периода гражданской воины в ноябре 1921 г. был установлен трудгужналог, что должно было устранить причины, мешающие проявлению и должному развитию у сельского населения хозяйственной предприимчивости, требующей оставления в, полном и свободном распоряжении сельского населения всего его времени и гужевых средств после того, как им выполнены точно установленные обязательства в пользу государства . Основное назначение этого налога заключалось в обеспечении проведения лесозаготовок и перевозки поступающих по продналогу продуктов рабочей силой и транспортными средствами. [c.73]

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог — органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог — наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог — местными органами власти. [c.121]

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР. На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем видам налогов с населения не превышали 9% доходов государственного бюджета. [c.275]

Смотреть страницы где упоминается термин Продналог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.244 ]


Сместив царя и сформировав правительство, коммунистическая власть столкнулась со множеством проблем: растущая армия, требующая продовольствия, уменьшение рабочих мест, надвигающийся голод. Чтобы утвердиться на занятых позициях и не допустить экономического хаоса, а также негодования общества, власти решаются на реформы, которые должны упрочнить их политику.

Продразверстка или продналог?

Это был вопрос, который обсуждался партийным руководством в начале 20-х годов. Взяв курс на индустриализацию и электрификацию России, Ленин не готов был отказаться от такого заманчивого плана. Но чем больше сил было брошено на строительство промышленности, тем меньше людей занималось сельским хозяйством.

Растущая армия требовала хлеба, что и толкнуло новую власть на проведение ряда преобразований, которые должны были обеспечить требуемую норму зерна. Например, на введение продразверстки - принудительного отбора урожая у крестьян. Однако был не учтен тот факт, что большая часть полей, использованных ранее, была заброшена, а чаще крестьянам просто не хватало семян для посева.

продналог это

Были установлены жесткие нормы сдачи продукции по удобной для государства цене, что привело к продовольственной диктатуре и обнищанию аграриев. Так называемая хлебная монополия вынуждала сдавать весь урожай в закрома родины, оставляя небольшое количество, требуемое для выживания хозяйств.

Если изначально продразверстка «высасывала» все запасы зерновых, то к концу 1920 года нормы сдачи появились и на другие продукты (мясо, картофель и т. д.). Недовольство, вызванное таким жестоким потребительским отношением, в скором будущем могло вылиться в крестьянские вооруженные выступления.

На Десятом съезде партии было решено смягчить меры и ввести новые, лояльные методы, способствующие возрождению сельского хозяйства. Был введен продналог и еще несколько сопутствующих мер. Они уменьшали нагрузку на сельское хозяйство и укрепляли экономический рынок страны.

продналог что означает

Формулировка

Значение слова «продналог» становится понятным, если принять во внимание, что оно происходит от двух слов - «продовольственный» и «налог». Таким образом, данное сокращение объясняет значение термина, то есть речь идет о натуральном налоге, которым облагались крестьяне в СССР до 1923 года.

«Мягкая» методика

Что означает продналог для населения? Нормы, которые крестьяне должны были отдавать в казну, имели четкие границы, поскольку учитывалось количество едоков, посевных земель, а также голов скота. Можно отметить, что введения продналога имело свои результаты.

В первый же год были собраны установленные нормы в объеме двухсот сорока миллионов пудов зерна, что было намного меньше, чем при продразверстке, но не критично для хозяйства страны. Исключением стали кулаки, имеющие более зажиточные подворья. Для них устанавливался налог выше, чем для других крестьян.

продналог значение

Значение продналога

Со вступлением в силу нового декрета экономика России стала понемногу выходить из кризиса. Начали возрождаться рыночные взаимоотношения. Излишки продукции, которые оставались после обязательных выплат, население могло продать, а не обменивать, как это было раньше.

Такой поворот событий дал толчок к проведению денежной реформы и появлению стабильной валюты. А снятие моратория на работу мелких частных предприятий, вернуло многим возможность продолжать вести свое дело.

продналог значение слова

Разрешая торговлю внутри страны, а также проведя денационализацию отдельных секторов промышленности, Ленин стабилизировал экономику за счет собственных средств населения, не прибегая к принудительным методам.

Таким образом, можно отметить, что продналог - это не просто фиксированный налог, а хорошо продуманный план новой экономической политики. Способствуя образованию внутреннего рынка страны, власти содействовали созданию оборота между производителем и потребителем, увеличивая тем самым товарооборот больших предприятий.

Люди, ранее не занимавшиеся трудом, вынуждены были отбывать принудительную рабочую повинность. Также появились организации, занимавшиеся трудоустройством населения.

Несмотря на приложенные усилия, новая экономическая политика не успела полностью скорректировать экономику государства. Благодаря продналогу значение приобрел аграрный сектор. Люди, спешившие в светлое коммунистическое будущее, требовали активных действий, следствием которых были бы быстрые видимые результаты.

Ввиду сложившейся ситуации в мае 1921 года Ленин заявил, что продналог – это достаточно приемлемая политика для государства, идущего в ногу со временем. До этого скачки цен на промышленные товары и снижение себестоимости натурального производства заставили жителей страны роптать. Но введение фиксированных норм сдачи сельхозпродукции успокоило население.

Благодаря таким переменам началось оздоровление экономики страны. А послужили толчком к этому продналог и развитие промышленного сектора.

Читайте также: