Аналитическая работа виды налогов

Опубликовано: 22.04.2024

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Матова Анна Владимировна

Методическая разработка урока по дисциплине «Технология перевозочного процесса на автомобильном транспорте»

ВложениеРазмер
nalog_ponyatie_funktsii_vidy.docx 50.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Сахалинский политехнический центр №5»

УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ТЕМА: «НАЛОГ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ»

«Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»

Автор: А.В. Матова, преподаватель ГБПОУ СПЦ №5

Тема 3.3. Налогообложение.

3.3.1.Налог: понятие, функции, виды.

“Гражданин охотно платит налоги, зная,

что они необходимы для поддержания

дарующей ему свою защиту родины”

Вид занятия: урок

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Образовательная: знакомство с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

Развивающая : формирование основ налоговой культуры, развитие аналитического и логического мышления;

Воспитывающая: формирование адекватного отношения к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Наглядные пособия: мультимедийные презентации по вопросам темы.

А.И. Гомола «Экономика»;

Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова «Экономика организации»

Н.П. Котерова / Экономика организации

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

1. Понятие налога

2. Налоговая система

3. Налоговая база

4. Налоговая ставка

5. Функции налогов

6. Классификация налогов

7. Упрощенная система налогообложения

В экономике, основанной на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат, прежде всего, налоги на доходы и имущество граждан и фирм.

И потому знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более, что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.

Налогообложение – один из древнейших экономических механизмов, родившихся с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может.

Государство для осуществления своих функций должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определённый период. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Актуализация опорных знаний:

Ответить на вопросы:

1. Какое из приведенных утверждений является неправильным? :

  • Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц
  • Налоги являются основным источником государственных доходов
  • Граждане уплачивают налоги государству на добровольной основе
  • Налоги выполняют в экономике регулирующую функцию

2. Заполните пробел:

Используя систему налогообложения, государство может (стимулировать, тормозить) те процессы, которые выгодны обществу, и напротив, (стимулировать, тормозить) те, в которых общество не заинтересовано.

В этом состоит суть регулирующей системы налогообложения.

3. Назовите виды налогов (из собственного примера или на примере родителей)

Актуализация новых знаний:

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

(Вопрос: Назовите отличие в понятиях «налог» и «сбор»)

В общем смысле слова, налог можно определить, как обязательный платёж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закреплённых правил для удовлетворения общественных потребностей.


Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную.


Регулирование развития народного хозяйства достигается путём маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для селективного развития экономики.

С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перевооружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в производстве.

Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в бюджеты страны в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также капиталоёмких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат.

Фискальная функция состоит в том, что за счёт налогов содержится государственный аппарат, оборонный комплекс, непроизводственная сфера, в том числе наука, образование, культура и др.

Контрольная функция предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджеты налогов, сопоставляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная функция налогов реализуется путём воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека, проявляется через обеспечение качества жизни человека (медицина, образование).

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов.

1. По способу взимания:

− прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество);

− косвенные налоги – включаются в цену товаров, работ, услуг.

Окончательным плательщиком является потребитель товара (работы, услуги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

− федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны (НДС, акцизы, НДФЛ, страховые взносы, налог на прибыль организаций, налог на пользование недрами, лесной налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина, таможенная пошлина);

− региональные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог на игорный бизнес, дорожный и транспортный налог);

− местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу).

3. По целевой направленности введения налогов:

− общие налоги, предназначенные для формирования доходов бюджетов в целом (НДС, НДФЛ, акцизы);

− целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (ЕСН). Для них часто создаётся специальный внебюджетный фонд.

4. По субъекту-налогоплательщику:

− налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);

− налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятий);

− смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица (земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж:

− закреплённые налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (НДС);

− регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определённой законодательством (НДФЛ, акцизы).

6. По характеру бухгалтерского учёта:

− включаемые в себестоимость или цену продукции (НДС);

− уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (налог на имущество предприятий);

− удерживаемые из доходов работника (НДФЛ).

7. По срокам уплаты:

− срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами (государственная пошлина, транспортный налог);

− периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные (НДФЛ), ежеквартальные (налог на прибыль), полугодовые, годовые.

8. По отношению налогов к доходам предприятия:

− прогрессивные – ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода (налог на землю);

− пропорциональные – ставка налога остаётся неизменной (НДФЛ – 13%);

− регрессивные – по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается.

Транспортные организации уплачивают в бюджет все виды налогов, определённые законодательством РФ, в том числе: налог на прибыль; НДС; налог на имущество; транспортный налог и др.

Часть автотранспортных организаций и индивидуальных предпринимателей применяют упрощённую систему налогообложения. Суть её в том, что вместо нескольких видов налогов уплачивается единый налог.

При переходе на упрощённую систему налогообложения индивидуальными предпринимателями и организациями необходимо выполнить ряд условий: численность наёмных работников не должна превышать 100 человек; доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам ограничена до 25% и др.

В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, применяется также система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Вменённый доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчёта величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Данная система применяется, в том числе при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате большинства налогов.

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? ( Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? ( Выслушиваются ответы )

Обучающимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах (свой ответ прокомментировать).

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

date image
2020-01-14 views image
84

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Система налогов Российской Федерации

Виды налогов

Общие сведения об основных видах налогов

Анализ основных видов налогов

3 Оценка российской налоговой политики

2. Гибкость налогообложения

3. Относительное равенство налоговых обязательств

4 Проблемы современной налоговой системы, оценка налогового бремени в России и в зарубежных странах

5 Направления совершенствования налоговой политики РФ

6 Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы

Почти в любой стране основной доход государства составляют разнообразнейшие налоги от простых и понятных, до курьезных, вроде налога на бороду.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законо­дательными актами". В этом же законе дается определение и налоговой си­стемы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги." В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. "Объектами налогообложения являются до­ходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, до­бавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами."

1. Понятия налогов

1.1 Элементы налогов.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через

элементы налогов, которые включа­ют: субъект, объект, источник, единицу

обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад.

Ука­занные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и

сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается




вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления

налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо

(юридическое или физическое), на которое по закону воз­ложена обязанность

платить налог. В некоторых случаях налог мо­жет быть переложен плательщиком

(субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком,

или но­сителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвен­ных

налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носи­тель налога совпадают

Субъекты налога и другие участники налоговых правоотноше­ний изображены в

Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть действие,

состояние или предмет, подлежащий налогообложению. , В этом качестве выступают:

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· доход (в виде процентов и дивидендов);

· иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую

характеристику (Приложение Б).

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог

на прибыль, налог на имущество, земель­ный налог и т.д. Объект

налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога —

валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного

ис­точника уплаты каждого налога все объекты налогообложения пред­ставляют

собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения. Единица обложения представляет собой оп­ределенную

количественную меру измерения объекта налогообло­жения. Поэтому она зависит от

объекта обложения и может высту­пать в натуральной или денежной форме

(стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по

уплате акциза является объем добытого природного газа; по зе­мельному налогу —

сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу — рубль.

Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую

или иную характеристику объекта налогообло­жения. Необходимо иметь в виду, что

налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть

объекта нало­га, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая

база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых

вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль

предприятия, но налоговую базу соста­вит не вся балансовая прибыль, а лишь

часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или

больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для

целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверх­нормативных расходов

на представительские цели, служебные ко­мандировки и т.д. Налоговая база и

порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам

устанавливают­ся налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу РФ налого­вым периодом

считается календарный год или иной период вре­мени, указанный в законе

применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая

база и исчисляет­ся подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая став­ка — это

величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета

(объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими)

или процентны­ми (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными,

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на еди­ницу обложения

независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при

обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом

законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта об­ложения и могут

быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту

обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности,

установленные российским законодатель­ством ставки налогов на прибыль и на

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличе­нием

стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия

ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения

простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта

налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта

налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной

ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой

системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц

подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода

граж­дан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) обла­галась

по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) — по ставке 20%; третья (более

150000 руб.) — по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохо­да. В

российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установ­лены по отдельным

налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов —

соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов

устанавлива­ются законами субъектов Российской Федерации и нормативны­ми

правовыми актами представительных органов местного само­управления. При этом

ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами

лишь в пределах, зафиксиро­ванных в соответствующем федеральном законе по

каждому виду налогов.

Налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение от налогов

субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов

налоговой льготы является необлагаемый мини­мум — наименьшая часть объекта

налогообложения, освобожден­ная от налога.

Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из об­лагаемого дохода,

уменьшения ставки налога вплоть до установле­ния нулевой ставки, скидки с

исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога,

уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта об­ложения. Взимание

налогового оклада может осуществляться тре­мя способами: у источника получения

дохода, по декларации и по кадастру.

Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении

налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени

фиксированных доходов. В частности, подоб­ный способ взимания налогов в России

характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия

исчисля­ет и удерживает данный налог с доходов как работающих на дан­ном

предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим

актам правового и гражданского законода­тельства. Взимание налога у источника

является по своей сути изъя­тием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его

получения. Указанный порядок предусмат­ривает подачу налогоплательщиком в

налоговые органы деклара­ции — официального заявления налогоплательщика

о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого спо­соба

взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении

нефиксированных доходов, а также в тех случа­ях, когда доходы налогоплательщика

формируются из множества источников.

Российское налоговое законодательство предусматривает пода­чу деклараций, в

частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

(нефиксированные доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использо­вание кадастра.

Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов

(земля, имущество, доходы), клас­сифицируемых по внешним признакам, к которым

относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью ка­дастра

определяется средняя доходность объекта обложения. Ука­занный способ взимания

налогового оклада применяется, как пра­вило, при обложении земельным налогом,

налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

1.2 Функции налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функ­ции. Каждая извыполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и чертыданной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образомреализуется предназначе­ние конкретного налога как инструмента стоимостногораспреде­ления и перераспределения доходов в обществе.Выделяют три важнейшие функции налогов:1) фискальную (финансирование государственных расходов);2) регулирующую, или распределительную (государственное ре­гулированиеэкономики);3) социальную (поддержание социального равновесия в обще­стве путем изменениясоотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживаниянеравенства между ними).Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, онивзаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявле­нии представляют собой единоецелое.Разграничение функций налога носит в значительной мере услов­ный характер,поскольку они осуществляются одновременно. От­дельные черты одной функциинепременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявленияналогом своих функ­ций. Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначальнохарактерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. Иэто естественно, так как главное предназначение налога — образованиегосударственного денежно­го фонда путем изъятия части доходов предприятий играждан для создания материальных условий функционирования государства ивыполнения им собственных функций — обороны страны и защи­ты правопорядка,решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержанияединой коммуникацион­ной структуры.Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регу­лирующая, илираспределительная, функция, выражающая экономи­ческую сущность налога какособого централизованного фискаль­ного инструмента распределительных отношенийв обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов черезбюджет и установленные законом внебюджетные фонды государ­ство перераспределяетфинансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляетфинансирование крупных ме­жотраслевых целевых программ, имеющихобщегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органовгосударствен­ной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по ихУстановлению, а также бюджетная система позволяют перераспре­делять финансовыересурсы и по регионам страны.Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляетперераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсовнаиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этомзаключена социальная функция налогов.Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства.Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическаяреализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговыхвычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система самапо себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитиеопределенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитиедругих. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитиеэкономики и ее от­дельных отраслей, на структуру и пропорции общественноговоспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связьстимулирующей функции налогов с распределительной.С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверкеэффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностьюпроводимой экономичес­кой политики государства. Так, в условиях остройконкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним изважнейших инструментов независимого контроля за эффективно­стьюфинансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях изконкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитатьсяс государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсовсигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в самуналоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

1.3 Принципы построения системы налогообложения

Основными принципами являются:

- равнонапряженность налогового изъятия;

- однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;

- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая

служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Разделы: Экономика

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Учитель: А теперь сравним с первоисточником. (Демонстрация слайда 2)

Налоги периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5), и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2), мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель, обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6.

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1) У каждой группы свои примеры.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос классу: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2). (Приложение 2). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6). Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

В упражнении 3 (Приложение 3) вам дан список налогов. Попробуйте определить, к каким видам относятся эти налоги – федеральным, региональным или местным. Обоснуйте, почему вы так решили.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В перечень местных налогов включены такие, которых в нашем городе нет. Дело в том, что местная власть сама может решать вводить или не вводить тот или иной налог.

А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….”

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак: “ Мы, владельцы собак считаем, что…”

Третья группа выступит от имени остальных жителей города.

Время на подготовку – 1 минута.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике?

Давайте сами попробуем сформулировать основные функции налогов, для этого выполним упражнение 4. (Приложение 4)

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы)

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9)

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги голосования.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на слайде 10).

  • Виды налогов и сборов — основания для их классификации
  • Какие бывают, краткая характеристика
    • По уровню законодательной власти
    • По виду налогоплательщика
    • По способу налогообложения
    • По предмету налогообложения
    • По цели использования
    • По налоговому периоду
    • По методу исчисления
    • По налоговой ставке
    • По источнику поступления
  • Действующая классификация налогов с примерами

Виды налогов и сборов — основания для их классификации

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (НК РФ ч.1, Статья 8).

Понятие налогов отличается от сборов и пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер.

Классификация налогов РФ — это распределение платежей, действующих на территории государства, по ряду признаков.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В РФ действует множество различных сборов. Чтобы уполномоченные органы могли осуществлять налогообложение, были определены элементы налога.

Элементы налогообложения — это принципы, правила, категории и термины, которые закреплены в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

Некоторые элементы являются основаниями для классификации. В целом к ним, согласно НК РФ ч.1, Статья 17, относятся:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Какие бывают, краткая характеристика

По уровню законодательной власти

Основная классификация налогов в РФ — классификация по органам власти, которые имеют полномочия осуществлять налогообложение. Платежи группируются по уровню бюджета, в который они отчисляются (по территориальному признаку).

1. Федеральный. Они формируют основную доходную статью федерального бюджета. Потом бюджет распределяется между регионами и муниципалитетами. Нормы по этим платежам устанавливает Правительство РФ, их уплата обязательна на всей территории государства. Список таких налогов:

  • НДС;
  • акцизы;
  • на доходы физических лиц;
  • на прибыль организаций;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина;
  • на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2. Региональный. Нормы по платежам устанавливают на региональном уровне власти субъекта: области, края, автономного округа, города федерального значения. Платежи поступают напрямую в бюджет субъекта. Список:

  • на имущество организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

3. Местный. Нормы налогообложения устанавливают муниципальные органы, платежи зачисляются в муниципальную казну. Список:

  • земельный;
  • на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Региональные и муниципальные органы не имеют права самостоятельно устанавливать новые платежи. При уточнении норм налогообложения они следуют рекомендациям вышестоящих органов.

По виду налогоплательщика

Действующую систему можно классифицировать по видам и категориям налогоплательщиков.

  1. Для физических лиц. В эту группу входят граждане государства и индивидуальные предприниматели — особая категория налогоплательщиков, которая платит налоги для физических лиц и осуществляет предпринимательскую деятельность. Примеры:
    • НДФЛ;
    • на имущество физических лиц.
  2. Для юридических лиц. Это налоговые обязательства экономических субъектов. Обязательны как для российских компаний, так и для иностранных, ведущих деятельность на территории РФ. Примеры:
    • на прибыль;
    • на имущество организаций.
  3. Смешанные. Плательщиками являются все группы: граждане, индивидуальные предприниматели и организации. Пример:
    • НДС.

По способу налогообложения

В зависимости от метода взимания, налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые — платежи, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество. Их размер пропорционален объекту обложения.

Применяется процентная или фиксированная ставка. К таким относятся НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Косвенные — те платежи, которые не определяются напрямую к налоговой базе. Их часто называют налогами на потребление.

Их размер включен в стоимость товаров и услуг. Например, НДС уже включен в стоимость товара. Его размер можно увидеть в товарном чеке.

По предмету налогообложения

Обязательные платежи также группируются по предмету обложения.

  1. Имущественные. Их платят собственники имущества: земельного участка, квартиры, жилого дома, транспортного средства и т. д. Налоговая ставка определяется в соответствии со стоимостью объекта.
  2. Доходные. Объектом является доход налогоплательщика. Уплачивается как процент от дохода физического или юридического лица за отчетный период.
  3. Рентные. Уплачиваются за эксплуатацию природных объектов и добычу полезных ископаемых.
  4. Потребления. Это категория обременения при потреблении товаров и услуг. Сюда входят все косвенные обязательства.
  5. Особые. Этот тип уплачивают экономические агенты, реализующие особые виды деятельности. Например, налог на игорный бизнес.

По цели использования

Основные виды налогов можно условно разделить по назначению платежа на целевые и общие.

Общие — средства, которые зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

После поступления они формируют основную часть бюджета. Органы власти распределяют их по статьям и используют в экономике, вне зависимости от источника поступления.

Целевые (специальные) — платежи, которые направляются в специальные фонды, чтобы расходовать их на определенные цели.

К целевым относятся транспортный и земельный налоги.

По налоговому периоду

Налоговый период — это временной период, по окончании которого рассчитывается налоговая база, исчисляется сумма обязательств к уплате и представляется декларация по налогу.

Каждому налогу соответствует свой налоговый период. Он может составлять:

  • календарный месяц (НДФЛ, страховые взносы);
  • квартал (НДС);
  • календарный год (на прибыль, на имущество);
  • иной период времени.

По методу исчисления

Методы исчисления налога делятся на две основные группы: прямой способ и расчетный. Эту категоризацию можно уточнить.

  1. Пропорциональные. Устанавливаются пропорционально объекту обложения. К примеру, НДФЛ (от 9% до 35% от дохода, в зависимости от резидентства РФ) и НДС (20% от стоимости реализуемого товара или услуги).
  2. Твердые. Не зависят от стоимости объекта обложения. Например, транспортный налог зависит от мощности автомобиля.
  3. Ступенчатые. Ставка изменяется при изменении объема фискальной базы. К этому типу относятся страховые взносы.
  4. Фиксированные. Их размер не меняется при изменении объекта налогообложения. Например, ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

По налоговой ставке

В зависимости от установленных ставок налогообложения, платежи бывают аккордными и подоходными.

Аккордные налоги не зависят от уровня дохода налогоплательщика.

Подоходные налоги составляют определенный процент от дохода экономического агента. Механизм их действия позволяет выделить среди них несколько типов.

  1. Прогрессивные. Средняя налоговая ставка повышается с ростом уровня дохода. Иными словами, богатые платят больше.
  2. Регрессивные. Средняя налоговая ставка уменьшается с ростом уровня дохода. К ним относят косвенные платежи. Поскольку цена на товары для людей с разным доходом одинакова, НДС ощущается тяжелее для людей с низким уровнем дохода.
  3. Пропорциональные. Ставка не зависит от величины дохода. Примером таких налогов служат налог на прибыль организаций и подоходный налог.

По источнику поступления

Эта классификация основана на отражении налогов в бухгалтерском учете.

  1. С выручки: УСН доходы.
  2. С заработной платы: НДФЛ, страховые взносы.
  3. Относимые на финансовые результаты: на имущество организаций.
  4. Относимые на себестоимость готовой продукции: транспортный, страховые взносы, НДФЛ.
  5. Исчисления с валовой прибыли: на прибыль организаций.

Действующая классификация налогов с примерами

Итак, классификация налогов по различным признакам широка. Структура классификации представлена на схеме ниже.

Читайте также: