Введение потоварных дотаций в отличие от потоварных налогов приводит к

Опубликовано: 09.05.2024

6.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

6.5.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ПОТОВАРНОГО НАЛОГА

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых "потоварных" налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях ) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1 Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1

Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается прдавцами


Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается прдавцами

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит P1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1 В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P + , Р - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р + окажется выше первоначальной Р1 Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р - окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + Е2СР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть "налогового бремени" ложится на покупателей.

Если потоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют подогий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает

резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения


Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 6.15, а. Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р + - P1) возлагается на покупателей и меньшая часть (P1 - Р - ) - на производителей.

Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения


Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения

6.5.1.1. Влияние потоварного налога на излишки, получаемые потребителями и производителями

Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.

Как изображено на рис. 6.16, в связи с введением потоварного налога излишки потребителей сократились с величины, определяемой площадью треугольника P1AE1, до величины, определяемой площадью треугольника Р + АЕ2. Излишек производителей также уменьшился с площади Р1E1В до BP - L. Выгода у потребителей и производителей уменьшилась. Площадь Р - Р + Е2 L - общая сумма налога, которая идет в бюджет и будет использована на благо потребителей и производителей.

Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями


Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями

Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму: потери потребителя - на величину площади треугольника Е2E1М, потери производителя - на величину площади треугольника ME1L. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть (площадь треугольника E2E1L) не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и

перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

6.5.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ПОТОВАРНЫХ ДОТАЦИЙ

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций (рис. 6.17).

Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем


Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем

Дотация - это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1 а равновесная цена – Р1

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р - , цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р + . Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, - площадь прямоугольника Р - Р + КЕ2.

Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

6.5.2.1. Влияние потоварных дотаций на излишки потребителей и производителей

Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Рассмотрим эту модель (рис. 6.18).

Как видно из рис. 6.18, в случае получения потоварной дотации производителями излишки потребителей увеличились с площади треугольника AE1P1 до

площади треугольника АЕ2Р - , а излишки производителей выросли с величины ME1P1 до МКР + . Таким образом, суммарный излишек вырос на величину площади неправильной фигуры P + KE1E2P - . Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника Р + КЕ2Р - и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника E1E2K. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

6.5.3. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ

Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более "грубые" методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены (рис. 6.19).

Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей


Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей

Рис. 6.19. Фиксированные цены


Рис. 6.19. Фиксированные цены

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > РЕ), так и ниже ее (Р2 115 :: 116 :: 117 :: 118 :: 119 :: 120 :: 121 :: Содержание

date image
2015-01-30 views image
1952

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



К потоварным налогам относятся, прежде всего, акцизы. Непосредственными плательщиками таких налогов в государственный бюджет обычно являются продавцы. Ставки налога устанавливаются либо в виде абсолютной суммы (в рублях) с каждой единицы товара, либо в виде определенного процента от цены товара. Считается, что обложение товара налогом является более мягкой формой государственного воздействия, чем фиксирование цены.

Обратимся к рис. 10.2. До введения налога взаимодействие рыночного спроса (D) и рыночного предложения (S1) обуславливало равновесную цену Р1 и равновесный объем продаж Q1.


Рис. 10. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцами

Допустим, государство установило налог на данный товар в сумме Т рублей за каждую продаваемую единицу. Сначала предположим, что налог в бюджет уплачивают продавцы товара. Поскольку продавцы рассматривают налог как дополнительные затраты, то его введение приведет к тому, что цена предложения для каждого данного объема предложения увеличится на Т. Следовательно, произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, и линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: объем продаж Q2; цена Р + , уплачиваемая покупателем (цена-брутто с включением налога); цена Р - , фактически остающаяся у продавца (цена-нетто без включения налога). Цена, которую платит покупатель, после введения налога оказывается выше первоначальной равновесной цены Р1. Но цена, фактически получаемая продавцом, оказывается ниже первоначальной. Как можно легко понять из рис. 10.2, размер повышения цены-брутто и снижения как цены-нетто, так и продаваемого количества зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Общая сумма поступающих в государственный бюджет налоговых сумм равна площади прямоугольника Р + АВ Р - . Причем, несмотря на то что плательщиками налога выступают продавцы, фактически бремя налога распределилось между продавцами и покупателями. Действительно, если до введения налога продавец за каждую проданную единицу товара получал цену Р1, а после введения налога ̶ Р - , то он ощущает бремя налога именно как размер снижения реально получаемой им цены. В свою очередь, покупатель ощущает бремя налога как размер повышения уплачиваемой им цены – с Р1 до Р + . Из рис. 10.2 видно, что распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. И наоборот, чем меньше наклон линии спроса и чем больше наклон линии предложения, тем меньшая часть налога ложится на потребителей и тем большая часть налога ложится на производителей.

Еще одним важным моментом является то, как после введения налога изменяется общественная выгода. Вспомним, что общественная выгода возникает в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка, а ее величина характеризуется суммой излишков покупателей и продавцов. Из рисунка 10.2 видно, что в результате введения налога излишек покупателей сократился на величину площади фигуры Р1ЕА Р + , а излишек продавцов – на Р1ЕВР - . Часть этих потерь покупателей и продавцов, величиной Р + АВ Р - , поступила в бюджет и должна в принципе использоваться на благо тех же покупателей и продавцов. А вот другая часть потерь, величиной АВЕ, не компенсируется ничем. Она представляет собой читые потери общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом[35].

Можно представить ситуацию, когда потоварный налог уплачивается не продавцами, а покупателями. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 10.3). Действительно, после введения налога новая цена спроса покупателя для любого количества продукта будет меньше на величину налога, поскольку прежняя цена спроса представляет собой максимальную величину, которую покупатель готов заплатить за данное количество (включая и уплату налога).





Рис. 10.3. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого покупателями

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, а также цены Р + и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, с точки зрения изменения рыночных результатов и фактического распределения налогового бремени не имеет значения, кто – продавец или покупатель – является непосредственным плательщиком потоварного налога.

Теперь рассмотрим государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций. Дотация – это своего рода «налог наоборот» (со знаком минус). Потоварная дотация устанавливается либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара, либо как процент от цены товара. Обычно потоварные дотации получают продавцы, хотя не исключены и случаи выплаты потоварных дотаций потребителям.

Обратимся к рис. 10.4. Допустим взаимодействие линий спроса и предложения обуславливает равновесный объем продаж Q1 и равновесную цену Р1. Затем государство вводит дотации производителям данного товара в размере в расчете на единицу продукции V. В результате цена предложения для каждого данного объема снизится на величину дотации, что приведет к сдвигу линии предложения в положение S1. Новая линия предложения при взаимодействии со спросом генерирует новый равновесный объем продаж Q2, больший прежнего Q1. Цена Р - , уплачиваемая покупателями после введения дотации, ниже прежней равновесной цены Р1, а цена Р + , фактически получаемая продавцами, выше прежней равновесной цены.


Рис. 10.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, уплачиваемой продавцами

Также, как и в случае с потоварным налогом степень изменения объема продаж и цен покупателя и продавца в результате введения дотации, а также фактическое распределение дотации между покупателями и продавцами зависят от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Ранее было показано, как введение налога приводит к чистым потерям общества. Казалось бы, поскольку дотация – это налог наоборот, то ее введение должно вести к чистому общественному выигрышу. Но в действительности введение дотации также ведет к чистым потерям. Как видно из рис. 10.4, после введения дотации излишек потребителей возрос на величину площади трапеции Р1ЕLP - , а излишек производителей возрос на величину площади Р1ЕКP + . Следовательно, суммарный излишек возрос на величину площади фигуры P + КЕLP - . Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника P + КLP - и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника EKL. Эта величина и представляет чистые потери общества, вызванные перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет ценовая политика государства?

2. Когда целесообразно прямое вмешательство государства в действующие цены?

3. Как осуществляется косвенное регулирование цен?

4. Может ли возникнуть дефицит при установлении нижнего придела цены?

5. Можно ли утверждать, что тяжесть акцизного налога полностью ложится на покупателей продукта?

Введение - потоварный налог

Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать ( скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги ( штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. [1]

В результате введения потоварного налога сокращается объем как производства, так и потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Это означает, что налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. [2]

Но последствия введения потоварного налога и дотации не во всем противоположны. Сумма налогового сбора меньше, чем снижение излишков покупателей и продавцов; выплаты из бюджета при дотации, напротив, превышают суммарное увеличение их излишков. И в том, и в другом случае возникают чистые потери общества. В случае дотации их величина соответствует площади треугольной области Е0Е2Е2, выделенной на рис. 9 штриховкой. [4]

Если производство или потребление данного товара сопровождается внешними затратами, то введение потоварного налога может привести не к чистым потерям, а, наоборот, к чистому общественному выигрышу. [6]

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. [8]

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. За изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога , уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. [9]

На рис. 36 изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж. [11]

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спросаи предложения. На рис. 2.18 опо-казана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога , уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен ( без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка. [12]

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Qi, цеооы Р и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами. [13]

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами. [14]

Введение - потоварный налог

Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать ( скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги ( штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. [1]

В результате введения потоварного налога сокращается объем как производства, так и потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Это означает, что налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. [2]

Но последствия введения потоварного налога и дотации не во всем противоположны. Сумма налогового сбора меньше, чем снижение излишков покупателей и продавцов; выплаты из бюджета при дотации, напротив, превышают суммарное увеличение их излишков. И в том, и в другом случае возникают чистые потери общества. В случае дотации их величина соответствует площади треугольной области Е0Е2Е2, выделенной на рис. 9 штриховкой. [4]

Если производство или потребление данного товара сопровождается внешними затратами, то введение потоварного налога может привести не к чистым потерям, а, наоборот, к чистому общественному выигрышу. [6]

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. [8]

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. За изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога , уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. [9]

На рис. 36 изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж. [11]

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спросаи предложения. На рис. 2.18 опо-казана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога , уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен ( без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка. [12]

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Qi, цеооы Р и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами. [13]

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами. [14]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Основные переменные, влияющие на сдвиги кривых спроса и предложения.

Причины сдвига Направление сдвига
Кривая спроса
1. Рост цен замещающего товара П
2. Понижение цен замещающего товара Л
3. Рост цены дополняющего товара Л
4. Понижение цены дополняющего товара П
5.Рост дохода потребителя (нормальный товар) П
6. Уменьшение дохода потребителя (нормальный товар) Л
7. Рост дохода потребителя (низший товар) Л
8. Уменьшение дохода потребителя (низший товар) П
9. Предпочтение товара покупателями растет П
10. Предпочтение товара покупателя падает Л
11. Уменьшение потребительских ожиданий по поводу будущего состояния рынка (в зависимости от конкретных обстоятельств) ЛилиП
Кривая предложения
1. Рост цен на ресурсы Л
2. Понижение цен на ресурсы П
3. Появление технологий, сокращающих затраты на производство П
4. Рост цены на товар, производимый из тех же ресурсов, что и данный товар Л
5. Понижение цены товара, производимого из тех ресурсов, что и данный товар П
6. Изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка (в зависимости от конкретных обстоятельств) ЛилиП

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, люди планируют купить или продать определенное количества товара при каждой данной цене.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить кривые спроса и предложения на одном графике.

Равновесие – это ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке совпадают полностью, так что при данной цене(равновесная цена) объем спроса равен объему предложения (равновесный объем).

Государственное регулирование проводится через введение налогов или дотаций.

Ставка налога или дотации может устанавливаться в виде абсолютной величины (в руб.) или в процентах к цене (%). И в том и в другом случае рыночное равновесие изменится. При введении налога равновесный объем сократится, а равновесная цена раздвоится. Для покупателей она будет больше PE (P + ), а для продавца будет меньше PE (P - ).

При введении дотации (субсидии) равновесный объем обязательно увеличится, а равновесная цена раздвоится так, что покупатель будет платить меньше (P - ), а продавец получать больше (P + ).

7 – P + = - 5 + P + P + = P - + T = P + + 1

7 – P - - 1 = - 5 + 2P -

P - =

P + =
+ 1 =

QD = 7 -
=

=> QE1 =

QS = - 5 + 2*
=

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: