Введение пошлин на экспорт

Опубликовано: 30.04.2024

Введение пошлины на экспорт зерна способен помочь в сдерживании цен на сырьё, однако данный регулирующий механизм может спровоцировать и негативные последствия для развития компаний, заявил NEWS.ru зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. Перед этим крупные отечественные ассоциации производителей продуктов питания обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с призывом обдумать введение пошлины на экспорт зерновых. Такой шаг, на их взгляд, позволит снизить цены на сырьё. При поступлении обращения отраслевых союзов Минсельхоз комплексно рассмотрит его, принимая во внимание позицию всех заинтересованных сторон, сообщили NEWS.ru в министерстве.

По данным газеты «Ведомости», которая ссылается на копию письма ассоциаций, в числе производителей продуктов, подписавших обращение, фигурируют Национальная мясная ассоциация, «АСКОНД» («Объединённые кондитеры»), ассоциация «Русская мука», Национальный союз свиноводов и другие.

Ранее Минсельхоз РФ в целях сдерживания цен в интересах отечественных мукомолов и животноводов выступил с предложением в текущем сезоне, который длится с июля 2020 года по июнь 2021 года, ограничить экспорт зерновых при помощи квоты: с 15 февраля по 30 июня можно будет вывезти не более 15 млн тонн пшеницы, ржи, кукурузы, ячменя. Кроме того, ведомство предложило ограничить и самих экспортёров: доля компаний в отгрузках в указанный период должна быть не выше, чем в июле — декабре 2020 года.

По мнению авторов письма, квота является недостаточно эффективным механизмом, который в лучшем случае лишь стабилизирует цены на исторических максимумах, а в худшем приведёт к тому, что зерно снова подорожает из-за активизации экспортёров.


Dirceu Portugal/Keystone Press Agency/Global Look Press

Введение пошлины на экспорт зерна действительно может помочь в сдерживании цен на сырьё, однако данный регулирующий механизм может спровоцировать и негативные последствия для развития растениеводческих компаний. Введение квот в данном случае тоже не панацея. Вопрос должен быть детально проработан и решён с учетом интересов всех игроков рынка: и экспортёров, и производителей, которые закупают зерновые в качестве сырья для своей продукции.


Дмитрий Леонов

зампред правления «Руспродсоюза»

В Минсельхозе России с мнением Леонова в целом согласны. Как объяснили NEWS.ru в ведомстве, инициатива по установлению ненулевой экспортной пошлины требует тщательной проработки с учётом баланса интересов всех участников рынка АПК.

При этом Минсельхоз России реализует и планирует применение ряда регулирующих мер, которые уже доказали свою эффективность. В частности, во второй половине сезона планируется введение экспортной квоты, что позволит стабилизировать ценовую ситуацию на рынке зерна, — сказали в министерстве.

Как объяснил директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Анатолий Тихонов, подписанты письма в Минсельхоз — крупные холдинги, в первую очередь производители свинины. У них свой интерес, который не учитывает позицию растениеводов. Если не будет спроса на зерно, то, конечно, цены будут ниже, говорит специалист.

Производители будут продавать по любой цене — лишь бы взяли, потому что, во-первых, зерно имеет ограниченный срок хранения, а во-вторых, у растениеводов ограниченный ресурс по времени. Сейчас им уже нужно готовиться к посевной, закупать удобрения и так далее, плюс нести текущие расходы — платить зарплату, делать отчисления в различные фонды. На рынке сложилась какая-то удивительная ситуация, на мой взгляд. У нас в этом году рекордный урожай зерновых — почти 135 млн тонн. Наши потребности вдвое ниже. Для обеспечения внутреннего рынка, в том числе и кормами наших животноводов, столько зерна не надо. В то же время есть логистические ограничения по вывозу зерновых. Мы не можем пропустить через наши ворота больше чем 60 млн тонн в год — это уже исторически определено.


Анатолий Тихонов

директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ РАНХиГС)

То есть, с одной стороны, у нас очень много зерна, а волатильность рубля определяет привлекательность экспортных цен, с другой — существуют логистические ограничения для экспорта. Все эти факторы влияют на дисбалансировку внутренних цен, отмечает директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности.

Обращаться к правительству с просьбой ввести пошлины на экспорт зерновых, на его взгляд, «близко к понятию „отраслевой эгоизм“ и очень похоже на скрытый призыв к поддержке тех подписантов, которые инициировали данное обращение».

В свою очередь профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ибрагим Рамазанов полагает, что замена квот на пошлины несущественно отразится на ценах большей части зерновых культур, используемых для производства кормов, мяса и иного сырья для производства продовольственных товаров. Возможно, за исключением ситуации в мукомольной промышленности, основным сырьём для которой является пшеница — основа экспорта зерновых.


Dirceu Portugal/Keystone Press Agency/Global Look Press

Замена квот на пошлины может привести к потере некоторых рынков зерна не только по причине повышения цен, но и ухудшения репутации России как надёжного экспортёра зерна. Пошлина не является самым надёжным инструментом рыночного механизма. Высокие пошлины, способные снизить цены на зерно на внутреннем рынке, могут подорвать перспективы развития зернового хозяйства России и её экспортную политику, не оказав значимого влияния на развитие производства мяса, молока и иной продукции АПК.


Ибрагим Рамазанов

профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Кроме того, отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова, рост цен и падение производства мяса (в первую очередь говядины) наблюдались и в периоды, когда урожаи были высокими, а цены на зерно низкими. Причины, скорее всего, заключаются не в ценах и пошлинах на зерно, а в институциональных переменах и слабой инфраструктуре развития этих отраслей, подозревает Рамазанов.

Поэтому, во всей этой ситуации, невмешательство государства кажется наиболее логичным шагом, считает эксперт узкоспециализированного издания «Агровестник» Михаил Дмитриев.

Для государства все участники рынка одинаково важны — и экспортеры, и переработчики, и потребители. На мой взгляд, в ограничении экспорта заинтересованы прежде всего производители свинины, мяса птицы, где зерно занимает значительную часть рационов кормления. Для животноводов это сырьё. Но, безусловно, для производителей зерна это негативный момент, потому слабый рубль очень благоприятствует экспортёрам.


Михаил Дмитриев

эксперт узкоспециализированного издания «Агровестник»

Если раньше этот эффект, возможно, нивелировался бы необходимостью закупать импортное оборудование для выращивания и уборки зерновых, то последнее время отечественное машиностроение стало производить технику хорошего качества, подчёркивает эксперт. Именно в производстве зерна есть развитое отечественное семеноводство. Поэтому, безусловно, производители зерна сейчас находятся в режиме комфорта. И невмешательство государства вполне логично. Попытка введения пошлины привела бы к ограничению одних в пользу других, опасается аналитик.

Другой вопрос, отмечают опрошенные специалисты, состоит в том, что птицеводы и свиноводы, нарастив производство на волне импортозамещения, столкнулись с проблемой перепроизводства, падения цен и с тем, что даже некоторые производители вынуждены были уйти с рынка. Безусловно, перед ними стоит острый вопрос маржинальности бизнеса, и они вынуждены работать над себестоимостью.

В настоящее время правительство ставит задачу ввести в оборот 12 млн га земель. Лучшее, что может сделать государство для производителей животноводческой продукции, — активно способствовать её выходу на внешние рынки: помощь властей может выражаться в расширении списка экспортёров.

Анатолий Тихонов из РАНХиГС отмечает, что повышение пошлин может нанести урон имиджу нашей страны как крупнейшего мирового экспортёра, поскольку любые ограничения означают соответствующие нарушения уже заключённых контрактов. Репутация ненадёжного поставщика откликается тем, что наши партнёры при покупке российской продукции просят дисконт как плату за риски.

В этом контексте правительству было бы целесообразнее подумать о возрождении зерновых интервенций. Этот инструмент достаточно хорошо балансировал и внутренние цены, потому что он, во-первых, отсекал от рынка излишки продукции, во-вторых, обеспечивал хранение определённого запаса на случай катаклизмов. Это было бы предпочтительнее, чем прямое субсидирование отдельных сельскохозяйственных отраслей, — резюмировал экономист.

В любом случае, поясняет директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова, те ограничения, о которых попросили ассоциации, будут мерой краткосрочного снятия проблемы. Запрошенная корректировка просто откладывает назревшую проблему на потом. А с точки зрения развития сектора это неэффективное предложение, убеждена Серова. Подобные предложения приводят лишь к нервозности на рынке — как на российском, так и на международном, заключила директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

Российские аграрии бьют тревогу из-за решения Правительства РФ о повышении вывозных таможенных пошлин на зерно, семена подсолнечника, рапс и сою – на некоторые с 0% от таможенной стоимости товара до 50 евро за тонну. Это может привести к огромным убыткам для растениеводов и к сокращению объемов производства — крестьяне будут просто не заинтересованы в том, чтобы производить свою продукцию в прежних объемах. И в итоге мера властей даст обратный результат — повлечет не снижение, а рост конечных цен на продукты питания. Будет нанесен удар и по имиджу России как экспортера. Подробности — в материале Накануне.RU.

Лидер "Партии Дела", президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин во время пресс-конференции назвал решение кабмина "странным" и заявил, что со стороны российских властей было неправильно принимать его закулисно, без обсуждений.

Он обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не продлевать введенные таможенные пошлины на следующее полугодие и в дальнейшем никогда их не вводить. По мнению Константина Бабкина, это тормозит развитие агропромышленного комплекса, и если власти хотят сделать из России богатую, промышленную, аграрную державу, то "забирать деньги у крестьян" нельзя.

"В последние годы наше сельское хозяйство развивалось достаточно активно. Россия несколько лет подряд демонстрировала рекордный урожай зерновых и производства мяса, птицы, стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Серьезно развивалось сельхозмашиностроение. Наши машины экспортируются в 40 стран мира и занимают доминирующее положение на внутреннем рынке. Остановилось падение уровня жизни крестьян. Это решение [о введении пошлин] может перечеркнуть все достижения", — заявил Константин Бабкин.

Он отметил, что аргумент Правительства о том, что рост цен на продукцию сельского хозяйства может отрицательно сказаться на покупательской способности бедного населения, не выдерживает никакой критики, поскольку сбивание оптовых цен на зерно не приведет к реальному снижению цен на хлеб.

комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш" />

Смешным эксперт назвал и аргумент о том, что если не сдерживать экспорт, то все зерно вывезут из России. "Чтобы мы были обеспечены зерном, хлебом, нам надо не ограничивать развитие зерноводства, не сбивать цены на зерно, а стимулировать его сбыт, инвестиции, бороться за развитие экспорта", — отметил Константин Бабкин, добавив, что в большом количестве зерна заинтересованы и другие производства — например, птицеводы. Снижение цен на внутреннем рынке и снижение производства зерна противоречит их интересам.

Ограничение экспорта зерна откликается волной в других смежных отраслях. Крестьяне видят, что не смогут по справедливой цене продать свою продукцию и в результате меньше инвестируют в технику, удобрения, повышение квалификации сотрудников. Это все влияет на покупательскую способность людей.

В качестве примера аграрии приводят 2015 г., когда существовала аналогичная пошлина, которая действовала до осени 2016 г. Тогда ограничение экспорта зерна привело к тому, что рынок сельскохозяйственных машин снизился на 15-20% к предыдущему году.

Ведущий эксперт по АПК, директор "Совэкона" Андрей Сизов отметил, что из-за принятого решения об ограничении экспорта из кармана аграриев фактически изымут 211 млрд руб. в 2021 г. Тогда как весь аграрный бюджет составляет 260 млрд руб. Потери, на первый взгляд, по словам эксперта, незначительные, но на деле это серьезный удар по растениеводству. Основные убытки будут у производителей пшеницы ($2,6 млрд), производители ячменя и кукурузы не досчитаются $0,13 млрд и $0,07 млрд соответственно.

Однако убытки будут расти и в новом сезоне, в зависимости от урожая, составят уже 311 млрд руб. "Сейчас обсуждается некая плавающая пошлина на пшеницу. Это основная культура, на которой держится сельское хозяйство. Она может составить около 70% от разницы между экспортной ценой и $200 за тонну. Сейчас цена примерно $300, то $70 за тонну пшеница будет составлять. То есть столько аграрии будут недополучать не только за то, что идет на экспорт, но и за торговлю на внутреннем рынке, ведь наш рынок считается от мирового рынка", — отметил Сизов.

Главные проблемы, по его словам, начнутся с урожая 2022 г. Россия будет терять позиции лидера мирового экспорта, а российские сельхозпроизводители столкнутся с ростом цен на материально-технические ресурсы.

Директор "Совэкона" считает, что ограничение экспорта повлечет за собой репутационный риск для России — есть шансы потерять покупателей на мировых рынках. И вернуть их назад будет возможно, при желании Россия сможет вернуться на утраченные позиции, только продавая зерно по более низким ценам, чем у конкурентов. Сами же конкуренты нашей страны от этих мер только выигрывают.

"В целом, выигрывают все сельхозпроизводители мира, кроме России. И Франция, и Украина. Больше всех, пожалуй, американские фермеры. Там относительно высокие запасы пшеницы, они ее продадут по этой высокой цене — мировые цены выросли, в том числе за счет заявлений России об ограничении экспорта. Вопрос в том, почему Россия, являясь членом ВТО, вводит такие решения и можем ли мы получить иски от других государств? Такие ограничения возможны, когда, например, жуткий урожай, нашествия саранчи. Но сейчас урожай рекордный. Кто-то из покупателей зерна может обратиться в ВТО с иском. Может быть, тогда власти объяснят, почему приняли такое решение", — высказался Андрей Сизов.

По словам директора Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрия Паршукова, вопрос о введении пошлин напрямую коснется поддержки сельского хозяйства.

"В текущем году Ростовская область заняла первое место по валовому сбору зерновых — 12 млн 625 тыс. тонн. Рост к 2019 г. — 3%. А вообще за 10 лет, с 2008 по 2018 г., валовые сборы зерновых увеличились с 8 млн до 13 млн тонн, ежегодно по 500 тыс. тонн идет увеличение объемов производства. С чем это связано? С интересом к реализации этой продукции. Селяне научились работать: изучили все технологии, приобретали комбайны, вносили каждый год в полном объеме минеральные удобрения. Земля заработала. Землю не обманешь. Нужно продолжать накапливать ресурс, которым она располагает. И если будут ограничительные пошлины, то это, конечно, остановит рост непосредственно урожайности зерновых. Мы провели анализ по всем районам. Рост урожайности может быть увеличен, прошедший год показал, что это реально", — заявил он.

Ростовская область является крупным экспортером — вывозит 10 млн тонн зерна, тогда как 3 млн тонн отправляется на внутренний рынок. Ограничения могут привести к сокращению рабочих мест и падению уровня жизни населения. Паршков призвал взвешенно подходить к решению подобных вопросов.

"Решили убить курицу, которая несет золотые яйца", — заявил аграрий.

Председатель совета директоров группы компаний "Верхнехавский агрохолдинг" Антон Пермяков поддержал Паршукова, отметив, что есть риск перечеркнуть все положительные итоги динамичного развития российского растениеводства.

"Ради чего все это делается? Зачем мы пытаемся забрать из растениеводства 200-300 млрд? Что пытаемся дать взамен? Простой подсчет позволяет, мягко говоря, удивиться. В самом дорогом хлебе цена зерна вообще ничтожна. В самом дешевом, но самом лучшем хлебе — старый, советский, гостовский хлеб, очень сложно засунуть зерна больше чем на 10 руб. Норма потребления хлеба в год — 100 кг на человека. Берем 10 руб. зерна, умножаем на 100 — получаем 1000. Но мы же не говорим, что хлеб станет дешевле на столько. Нет, мы говорим, что зерно станет на 20% дешевле. 20% — это вся прибыль растениеводства за пределами юга. Чуть дальше на восток у растениеводства будет изъята вся прибыль. И ради чего? У нас, как всегда, когда дешевеет зерно, хлеб не дешевел ни разу. Я не помню, чтобы такое произошло хотя бы раз. Но если даже такое случится, то речь пойдет о суммах совершено ничтожных", — высказался он.

хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU" />

"Это даже не сжечь дом, чтобы приготовить поросенка. Это сжечь дом, чтобы приготовить поросенка, которого еще даже не поймали", — заявил Пермяков.

Издатель портала "Крестьянские ведомости" Игорь Абакумов призвал не забывать уроки прошлого — он напомнил, что в 1980 г. в США ввели эмбарго на поставку зерна в СССР в связи с войной в Афганистане и в результате потеряли крупнейшего покупателя, а такие страны, как Аргентина и Бразилия получили развитие. То есть, американцы сами создали себе конкурентов на рынке. После этого в США было принято решение, что любое зерновое эмбарго вводится только в случае ЧС. В 2010 г. в РФ прекращали экспорт зерна, что также привело к тому, что зерновой рынок просел.

Константин Бабкин отметил, что в России пришла пора менять экономическую идеологию — если крестьянам будет невыгодно выращивать хлеб, то выгодным останется только экспорт газа и нефти. И в этой ситуации многие люди останутся без работы, а число бедных возрастет.

"Четкой экономической идеологии на сегодняшний день у нас нет. Мы то стремимся построить самодостаточную, сильную экономику, то влиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях. То ограничиваем экспорт своей высокотехнологичной продукции, то стараемся его поддержать. Если посмотреть на решения последнего времени, то мы видим, что Правительство больше стимулирует экспорт непереработанного сырья. Строит новые газопроводы, нефтепроводы, инвестирует в это огромные средства. Никак не ограничивает экспорт металла, электричества, не ограничивает цены на топливо на внутреннем рынке. Но при этом ограничивает цены на сельхозтехнику, продукцию сельского хозяйства, снижает поддержку машиностроения, не исправляет политику малодоступности кредитов для аграриев. Пока экономическая политика шатается. И сейчас опять пошел дрейф в сторону подсаживания страны на сырьевую иглу. Тогда как нам стоит обратиться к опыту всех стран, которые прошли период модернизации, индустриализации. Это низкие налоги, доступные кредиты, мягкая денежная политика, поддержка своих производителей на внутренних рынках и внешних, стимулирование экспорта", — резюмировал он.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.


Анна Королева
корреспондент Expert.ru
11 декабря 2020, 10:43

Минсельхоз США опять повысил прогноз урожая и экспорта пшеницы из РФ, обещая ей возврат к мировому лидерству. Однако прогноз этот может сбыться не вполне: весьма вероятно введение пошлины на зерновой экспорт из-за ситуации на внутреннем рынке.

Кто съест российское зерно

Прогнозы и пшеница растут наперегонки

Россия в 2020-2021 сельскохозяйственном году вырастит на полмиллиона зерна больше, чем предполагалось по предыдущему прогнозу, сообщило свой уточненный прогноз Министерство сельского хозяйства США. Весь этот излишек она вывезет на экспорт, считают там.

Как передает ТАСС со ссылкой на ноябрьский обзор американского аграрного ведомства, его новая оценка урожая российского зерна составляет 84 млн тонн, против 83,5 млн тонн в октябре и 78 млн тонн в сентябре. Прогноз по экспорту пшеницы вырос до 39 млн тонн, против 38,5 млн тонн месяцем ранее.

Таким образом, по оценке министерства, Россия может в текущем сезоне вернуть себе мировое лидерство по экспорту пшеницы, которого она лишилась в сезоне 2019-2020 годов. В прошлом сезоне, по данным министерства, экспорт пшеницы из России составил 34,5 млн тонн, из стран Евросоюза — 38,4 млн тонн.

Риском для показателей остается вероятность ограничения экспорта пшеницы в России, особенно в свете заявления президента о росте цен на сельскохозяйственную продукцию. По мнению Владимира Путина, наши производители стараются «успевать за ценами на внешних рынках». Понятно, что из-за высоких цен на внешних площадках производители стремится наращивать и объемы экспорта, чтобы максимально заработать. Сами экспортеры с логикой президента согласны.

Как сообщает «Интерфакс», в России, кроме ограничения экспорта зерна квотой, может быть введена и пошлина на пшеницу. «Такой вариант в настоящее время обсуждается», — сообщил агентству председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

«Экспортеры готовы к такому решению, только мы просим, чтобы пошлину "привязали" к объему и рассчитывали на тонну», — сказал он, напомнив, что раньше пошлина рассчитывалась от контрактной стоимости.

По его словам, это существенно упрощает фискальное администрирование. Как отметил Зернин, экспортеры считают вопрос о квоте решенным и не предлагают заменить ее пошлиной. «Квота касается и других видов зерна, а пошлина — исключительно для пшеницы», — сказал он. — «Главное — синхронизировать эти меры по датам. У нас в полном разгаре контрактная кампания и экспортеры хотят остаться в рамках существующего регуляторного поля, не попав в зону убытков».

Что не учли американцы

Прогнозы американцев по экспорту пшеницы из России в 39 млн тонн даже оптимистичнее, чем октябрьские планы Минсельхоза РФ — вывоз 35 млн тонн, признает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. В любом случае, даже по нижней планке, этого достаточно, чтобы превысить показатели США и Евросоюза и вернуть России утраченное ранее лидерство как крупнейшего экспортёра пшеницы, уверен он. Безусловно, для нашей страны это не только достижение и предмет гордости, которых практически не осталось в последнее время. Но здесь важно и практическое значение — повышение валютной выручки, увеличение доходов бюджета, сельхозпредприятий, в целом АПК и пр.

Однако, как нет худа без добра, так и нет «добра без худа». Возможность занять имеющуюся «нишу» на мировом рынке, которую оставляют другие экспортёры, создает немалый соблазн увеличить вывоз за рубеж в ущерб внутреннему рынку, указывает Марк Гойхман. Это тем более выгодно при произошедшем в последние месяцы ослаблении рубля. Оно сделало экспортные цены в рублях гораздо более привлекательными по сравнению с внутренними ценами.

В этом кроется одна из причин сильного подорожания социально значимых продуктов - муки и хлебобулочных изделий — на потребительском рынке России, что крайне неблагоприятно в условиях падения доходов населения. Не случайно на это резко отреагировало руководство страны.
Необходимо вынужденно ограничить экспорт, считает Марк Гойхман. Вероятно, поэтому его оценки Минсельхозом РФ ниже, чем прогноз американцев. Последние, возможно, исходят из оценки урожая и не в полной мере учитывают проблему внутрироссийских потребностей. Соответственно, план по экспорту от российского Минсельхоза может стать более реалистичным.

Но для его осуществления недостаточно только административной меры — введения квот. Есть и экономический рычаг — пошлины на вывоз. Они, в отличие от квот, «убивают сразу двух зайцев». Делают внутренний рынок более привлекательным для производителей и одновременно напрямую пополняют бюджет. Пошлина, введенная в 2015 году, была отменена с 2016 года, когда стабилизировалась ситуация на зерновом рынке России. Нулевая ставка действует до 1 июля 2021 года. Но сейчас необходимость в пошлине возвращается. Вероятно, заключает аналитик, она будет введена уже в начале 2021 года.

Удобрить рынок конкуренцией

По итогам 2020 года ожидается, что экспорт продукции АПК превысит сумму 28 миллиардов долларов против 25,5 миллиарда долларов в 2019, отмечает преподаватель Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Подобное положение вещей не выглядело бы критичным, если бы на катастрофическое снижение доходов населения, считает он. Это обстоятельство заставило наше правительство вспомнить о народе, тем более, что задача борьбы с бедностью была декларирована на высшем уровне.

В то же время, надо иметь в виду, что снижение курса рубля привело к росту валютной составляющей затрат АПК, а это неизбежно транслируется и в систему розничной торговли, говорит эксперт. К этому следует добавить рост продовольственного спроса на мировых рынках, что открывает для российских продавцов прибыльный канал реализации, позволяющий отодвинуть на второй план потребности внутреннего рынка.

В этой ситуации сдержать рост цен мог только сужающийся спрос населения. Однако, указывает Анатолий Гожий, спрос на базовые продукты питания не отличается высокой эластичностью. Учитывая же высокую монополизацию нашего рынка, существенно ограничивающую конкурентное противостояние, «задирание» цен превращается в непреодолимый соблазн для всех участников процесса реализации товаров повседневного спроса.

Объективные возможности ограничить «жадность» сельскохозяйственных производителей существуют, говорит он: помимо хорошего урожая, АПК получил значительную государственную поддержку. Очевидная мера — повышение пошлин и введение квот на экспорт. Это способствует частичной переориентации производителей на внутренний рынок, но напрямую может и не оказать влияния на цены. Только параллельное административное регулирование ценообразования, посредством введения ограничений роста стоимости на товары первой необходимости, способно на время стабилизировать ситуацию.

Введение пошлин и квот на экспорт, попытки выявления фактов картельного сговора торговых сетей и производителей, административное сдерживание цен в системе торговли — все это будет иметь кратковременный эффект и со временем приведет к сокращению производства и необходимости вновь отпустить цены, что вызовет их взрывной рост, уверен Анатолий Гожий. Только развитие конкуренции на внутреннем рынке продовольствия, что предполагает снятие эмбарго на импорт основных продуктов питания, и решение проблемы низких доходов населения, в том числе через наращивание расходов социальных статей бюджета, способно в долговременной перспективе нормализовать ситуацию, сбалансировав спрос и предложение на товары первой необходимости.

Читайте также: