Введение нэпа началось с сельского хозяйства заменена на продовольственный налог

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2015-05-23 views image
1912

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г. Нэп включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они означали "отступление" от принципов "военного коммунизма" — возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5% сельскохозяйственной продукции. Новая экономическая политика на селе была направлена на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России. Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет.

Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег, и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа - преодоление разрухи - была решена.

Нэп вызвал некоторые изменения в социальной политике. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Прекратились трудовые мобилизации. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке. Однако социальная политика имела ярко выраженную классовую направленность. При выборах депутатов в органы власти преимущество по-прежнему имели рабочие. Часть населения, как и раньше, была лишена избирательных прав ("лишенцы"). В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, середняки платили половину.




Новые веяния во внутренней политике не изменили методы политического руководства страной. Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат. Однако социально-политический кризис 1920-1921 гг. и введение нэпа не прошли бесследно для большевиков. Среди них начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявшими позиции В.И. Ленина. Одни настаивали на демократизации системы управления, предоставлении профсоюзам широких хозяйственных прав ("рабочая оппозиция"). Другие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы (Л.Д. Троцкий). Многие коммунисты вышли из РКП(б), считая, что введение нэпа означает реставрацию капитализма и измену социалистическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было, с точки зрения В.И. Ленина, совершенно недопустимо. На Х съезде РКП(б) были приняты резолюции, осуждающие "антимарксистские" взгляды "рабочей оппозиции", запрещающие создание фракций и групп. После съезда была проведена проверка идейной устойчивости членов партии ("чистка"), на четверть сократившая ее численность. Все это позволило укрепить единомыслие в партии и ее единство как важнейшего звена в системе управления государством.

Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря. Особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. В 1922 г. ГПУ обвинило 47 арестованных ранее руководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности. Состоялся первый крупный политический процесс при советской власти. Трибунал ВЦИК приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, остальных — к различным срокам тюремного заключения. Осенью 1922 г. из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделявших большевистскую доктрину. С идейным противостоянием было покончено.

Насаждая большевистскую идеологию в обществе. Советское правительство нанесло удар по русской православной церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет об отделении церкви от государства. В 1922 г. под предлогом сбора средств для борьбы с голодом была конфискована значительная часть церковных ценностей. Усиливалась антирелигиозная пропаганда, разрушались храмы и соборы. Начались преследования священников. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным Собором, был заключен под домашний арест.

Для подрыва внутрицерковного единства правительство оказывало материальную и моральную поддержку "обновленческим" течениям, призывавшим мирян повиноваться власти. После смерти Тихона в 1925 г. правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха. Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Петр был арестован. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев вынуждены были проявить лояльность по отношению к советской власти. В 1927 г. они подписали Декларацию, в которой обязывали священников, не признававших новую власть, отойти от церковных дел.

Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая "диктатура пролетариата в союзе с крестьянством" на деле означала диктатуру ЦК РКП(б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

Итоги внутренней политики начала 20-х годов. Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, закупочные цены на сырье и продукты занижались. Сложность налаживания нормального товарообмена между городом и деревней порождало также неудовлетворительное качество промышленной продукции. Осенью 1923 г. разразился "кризис сбыта", затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. к нему добавился "кризис цен", когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания. В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением разрешить все экономические и социальные трудности одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых "врагов народа". Это служило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.

Переход к НЭПу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и СОВНАРКОМА, решениями IХ Всероссийского съезда Советов в декабре 1921г. НЭП включал комплекс экономических и социально – политических мероприятий. Они означали «отступление от принципов «военного коммунизма»» - возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение требований крестьянства.

Сельское хозяйство.

Введение НЭПа началось именно с сельского хозяйства.

Продразверстка была заменена продналогом (продовольственный налог). Он устанавливался до посевной компании, не мог измениться в течении года и был в 2 раза меньше разверстки.

После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.

Допускалась аренда земли и найм рабочей силы.

Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепится в деревне частному, мелкотоварному сектору.

Крестьяне единоличники давали 98% сельскохозяйственной продукции.

Вообще, система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул для промышленного производства. В результате к 1925г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России.

Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М. 2002г. – стр. 354

Торговля

Для осуществления проекта требовались товарные запасы, которых не было в разоренной стране. Стало ясно, что для обеспечения растущего спроса необходимо привлечение частного капитала в производство предметов потребления, а для этого необходима денационализация части предприятий.

Поскольку государственная торговля не могла обеспечить рост товарооборота, частный капитал был допущен в сферу торгового и денежного обращения. В результате допуска частных отношений в торговлю в стране нормализовались рыночные отношения.

В 1924г. был создан Наркомат внутренней торговли СССР. Начали работать ярмарки (в 1922 – 1923гг. их было более 600), наиболее крупные - Нижегородская, Киевская, Бакинская, Ирбитская, торговые выставки и биржи (в 1924г. их было около 100), формировались Госторги (ГУМ, Мосторг и др.), государственные и смешанные торговые общества («Хлебопродукт», «Кожсырье» и т.д.). Большую роль на рынке играла потребительская кооперация. Она была отделена от системы Наркомата продовольствия и превратилась в широко разветвленную систему, охватившую всю страну. Таким образом, во внутренней торговле участвовали и государственные, и кооперативные, и частные предприятия. Они дополняли друг друга, а конкуренция, возникавшая между ними, еще более стимулировала рост товарооборота. К 1924г. она уже достаточно хорошо обслуживала хозяйственные связи в экономике.

Финансовая система.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. Стабилизация денежной системы благоприятно повлияла на рыночные отношения в стране.

16 ноября 1921г. были открыты Государственный банк РСФСР и специализированные банки. Банковское кредитование на этом этапе становиться не безвозмездным финансированием, а сугубо коммерческой сделкой между банками и клиентами, за нарушение условий которой надо отвечать по закону.

Очень жесткой становиться налоговая политика. 70% прибылей промышленных предприятий отчислялись в казну. Сельхозналог составлял 5%. уменьшаясь или увеличиваясь в зависимости от качества земли, количества скота. Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной платили все граждане, кроме чернорабочих, поденщиков, государственных пенсионеров, а также рабочих и служащих с зарплатой, менее 75 руб. в месяц. Прогрессивный налог платил только тот, кто получал дополнительную прибыль (нэпманы, частнопрактикующие адвокаты, врачи и т.п.). Существовали еще косвенные налоги: на соль, спички и пр.

В 1922г. была проведена денежная реформа Сокольниковым. Были выпущены так называемые Совзнаки. Это была первая деноминация денежных знаков, один новый рубль равнялся 10 тыс. прежних рублей. Рубль стал конвертируемым . 1рубль – 5 американским долларам. В оборот ввели Советский червонец – 10 руб. Сократилась эмиссия бумажных денег. Советский червонец высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволяло не только укрепить национальную валюту, но и побороть инфляцию. Вторая деноминация была проведена в 1923г. Рубль этого образца равнялся 1 млн. прежних рублей. На основе твердой валюты стала возможной полная ликвидация дефицита бюджета начинающего выполнять роль единого государственного плана, а большинство статей расходов бюджета идет на восстановление и развитие экономики.

Промышленность

Восстановление промышленности началось с перестройки организационных форм и методов управления. Декретами ВЦИК и СНК (май – август 1921г.) приостанавливалась национализация мелкой и средней промышленности, допускалась частное предпринимательство, в частные руки могли передаваться предприятия с численностью до 20 человек. Повсеместно разрешалась аренда. Предусматривалась реорганизация государственного сектора на основе внедрения отношений хозяйственного расчета. Основной принцип хозрасчета – оперативная самостоятельность и самоокупаемость. Был отменен декрет о всеобщей национализации промышленности. Но государство оставило за собой право оставить командные высоты в таких отраслях как:

Это позволяло государству контролировать рост капиталистических элементов и влиять на них. В аренду сдавались мелкие и средние предприятия, производящие потребительские товары. Аренда промышленности в целом дала положительные результаты: было восстановлено несколько тысяч мелких предприятий, что способствовало развитию рынка товаров и укреплению экономических связей между городом и деревней; создавались дополнительные рабочие места; арендная плата увеличила материально – финансовые ресурсы государства.




Другой значительной капиталистической формой в I пол.20-х годов являлись концессии. Они занимали большое место в отношениях государства с иностранным капиталом. Концессия (от лат. «уступка») – договор о сдаче в аренду иностранным фирмам предприятий или участков земли, принадлежащих государству, с правом производственной деятельности. Государство представляло предприятия или территорию для разработки природных ресурсов и осуществляло контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии облагались теми же налогами, что и государственные предприятия. Часть полученной прибыли (в виде продукции) отдавалась в качестве платы государству, а другая ее часть могла быть реализована за границей. По сути, так возник новый для экономики России государственно – капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет. Вместо отраслевой системы управления вводилась территориально – отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты. Также крупные предприятия объединились в тресты, подчинявшиеся ВСНХ. Была отменена трудовая повинность и трудовая мобилизация, внедрялась оплата труда по тарифам с учетом количества и качества продукции. В итоге, в результате мероприятий НЭПа в 1926г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения значительно улучшились. Была отменена карточная система распределения продуктов питания.

Таким образом, одна из целей НЭПа – преодоление разрухи – была решена.

После семи лет Первой мировой и гражданской войны положение страны было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало самых необходимых продуктов питания.

По некоторым данным, людские потери с начала Первой мировой войны от боевых действий, голо­да и болезней, «красного» и «белого» террора составили 19 миллионов человек. Эмигрировали из страны около 2 миллионов человек, причем среди них – почти все представители политической и финан­сово-промышленной элиты дореволюционной России.

До осени 1918 года огромные поставки сырья и продовольствия осуществлялись, согласно условиям мира, в Германию и Австро-Венгрию. Отступая из России, интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, марганца, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Недовольство политикой «военного коммунизма» все ярче проявлялась в деревне. В 1920 году развернулось одно из самых массовых крестьянских повстанческих движений под руководством Антонова – «антоновщина».

Недовольство политикой большевиков распространилось и в армии. С оружием в руках поднялся Кронштадт – крупнейшая военно-морская база Балтийского флота, «ключ к Петрограду». Большевики приняли экстренные и жестокие меры для ликвидации кронштадтского мятежа. В Петрограде было введено осадное положение. Кронштадтцам был направлен ультиматум, в котором тому, кто готов был сдаться, обещали сохранить жизнь. К стенам крепости были направлены армейские подразделения. Однако предпринятое 8 марта наступление на Кронштадт окончилось неудачей. В ночь с 16 на 17 марта по уже тонкому льду Финского залива на штурм крепости двинулась 7-я армия (45 тысяч человек) под командованием М.Н. Тухачевского. В наступлении принимали участие и делегаты Х съезда РКП(б), направленные из Москвы. К утру 18 марта выступление в Кронштадте было подавлено.

На все эти вызовы советская власть ответила НЭПом. Это был неожиданный и сильный ход.

История.РФ: НЭП, инфографический ролик

СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕНИН ДАВАЛ НЭПУ

Выражение «Всерьез и надолго». Из выступления советского наркома земледелия Валериана Валериановича Осинского (псевдоним В. В. Оболенского, 1887-1938) на X конференции РКП(б) 26 мая 1921 г. Так он определил перспективы новой экономической политики - нэпа.

Слова и позиция В. В. Осинского известны только по отзывам В. И. Ленина, который в своем заключительном слове (27 мая 1921 г.) сказал: «Осинский дал, три вывода. Первый вывод - «всерьез и надолго». А также; «всерьез и надолго - 25 лет». Я не такой пессимист».

Позднее, выступая с докладом «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин сказал о нэпе (23 декабря 1921 г.): «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

Употребляется обычно в прямом смысле - основательно, фундаментально, прочно.

О ЗАМЕНЕ ПРОДРАЗВЕРСТКИ

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», принятий на основе решения Х съезда РКП(б) «О замене разверстки натуральным налогом» (март 1921 г.), положил начало переходу к новой экономической политике.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. (. )

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. (. )

21 марта, 1921 г.

Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.. 1957. Т. 1

ОГРАНИЧЕННАЯ СВОБОДА

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости («Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов» и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно-государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

НЭПМАНЫ

Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков - людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

По своему политическому, социальному и экономическому положению представители этого слоя резко отличались от прочего населения. Согласно действовавшему в 20-е годы законодательству, они лишались избирательных прав, возможности учить своих детей в одних школах с детьми других социальных групп населения, не могли легально выпускать свои газеты или вести пропаганду своих взглядов каким-либо иным способом, не призывались на службу в армии, не были членами профсоюзов и не занимали должности в государственном аппарате…

Группа предпринимателей, использовавших наемный труд как в Сибири, так и в СССР в целом, была крайне немногочисленной - 0,7 процента от общей численности городского населения(1). Их доходы были в десятки раз выше, чем у рядовых граждан…

Предпринимателей 20-х годов отличала удивительная мобильность. М. Шагинян писала: «Нэпманы разъезжают. Они магнетизируют собой огромные русские пространства, избывая их с курьерской скоростью, то на крайний юг (Закавказье), то на крайний север (Мурманск, Енисейск), часто взад и вперед без передышки»(2).

По уровню культуры и образованности социальная группа «новых» предпринимателей мало отличалась от остального населения и включала в себя самые разнообразные типы и характеры. Большинство составляли «нэпманы-демократы», по описанию одного из авторов 20-х годов, «юркие, жадные, крепколобые и крепкоголовые парни», которым «воздух базара был полезнее и прибыльней атмосферы кафе». В случае удачной сделки «базарный нэпман» «радостно хрюкает», а когда сделка срывается, «с его уст несется сочное, крепкое, как он сам, русское «словцо». Здесь «мать» звучит в воздухе часто и непринужденно». «Нэпманы благовоспитанные, - по описанию того же автора, - в американских котелках и штиблетах с перламутровыми пуговками совершали те же миллиардные сделки в полумраке кафе, где тонкий разговор велся на тонкой деликатности».

Е. Демчик. «Новые русские», годы 20-е. Родина. 2000, №5

8 марта 2011 года исполняется 90 лет со дня начала Десятого съезда РКП, на котором было принято решение о переходе к НЭПу.

Новая экономическая политика (НЭП) – проводившаяся в период с 1921 по 1924 гг. в Советской России экономическая политика, пришедшая на смену политике "военного коммунизма".

Кризис большевистской политики "военного коммунизма" проявился острее всего в экономике. На нужды гражданской войны шла большая часть продовольствия, запасов металла и топлива. Промышленность тоже работала военные нужды, в результате сельскому хозяйству поставлялось в 2‑3 раза меньше машин и орудий, чем требовалось. Недостаток рабочих рук, сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда привел к сокращению посевных площадей, валовой сбор сельскохозяйственной продукции уменьшился на 45 %. Все это стало причиной возникновения в 1921 г. голода, в результате которого погибло почти 5 млн. человек.

Ухудшение экономического положения, сохранение экстренных коммунистических мер (продразверстка) привели к возникновению в 1921 г. острого политического и экономического кризиса в стране. Результатом стали антибольшевистские выступления крестьян, рабочих и военных с требованиями политического равенства всех граждан, свободы слова, установления рабочего контроля над производством, поощрения частного предпринимательства и др.

Для нормализации экономики, разрушенной Гражданской войной, интервенцией и мероприятиями "военного коммунизма", и стабилизации социально‑политической сферы Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих принципов. Политика временного перехода к капиталистической экономике с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем получила название НЭП (новой экономической политики).

Переход от "военного коммунизма" к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости ("Химуголь", "Государственный трест машиностроительных заводов" и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. "Пайковая" система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет "военного коммунизма".

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к "неизбежному злу", опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно‑государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ "нэпмана" как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

Отходу от НЭПа способствовали такие факторы, как слабость отечественного частного предпринимательства, ставшая следствием его длительного запрещения и излишнего государственного вмешательства. Неблагоприятный мировой экономический фон (экономический кризис на Западе в 1929 г.) трактовался как "загнивание" капитализма. Экономический подъем советской промышленности к середине 1920‑х гг. затруднялся отсутствием новых реформ, необходимых для поддержания темпов роста (например, создания новых промышленных отраслей, ослабления государственного контроля, пересмотра налогов).

В конце 1920‑х гг. резервы иссякли, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений в сельское хозяйство и промышленность для реконструкции и модернизации предприятий. Из‑за нехватки средств на развитие промышленности город не мог удовлетворить сельский спрос в городских товарах. Ситуацию пытались спасти повышением цен на промтовары ("товарный голод" 1924 г.), что повлекло утрату интереса крестьянства к продаже продовольствия государству или невыгодному обмену его на промтовары. Снизились объемы производства, в 1927‑1929 гг. обострился кризис хлебозаготовок. Печатание новых денег, удорожание сельскохозяйственной и промышленной продукции привели к обесцениванию червонца. Летом 1926 г. советская валюта перестала быть конвертируемой (операции с ней за границей были прекращены после отказа от золотого стандарта).

Столкнувшись с нехваткой государственных финансовых средств на развитие промышленности, с середины 1920‑х гг. все нэповские мероприятия были свернуты с целью большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов, а к концу 1920‑х гг. страна пошла по пути планово‑директивного развития индустриализации и коллективизации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Плакат времён НЭПа

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Предпосылки перехода к НЭПу

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%.

Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падения жизненного уровня и труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 года в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Армии. По мере того, как фронты гражданской войны отступали к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки, которая реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции. В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. — всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б), что тоже в последствии явилось одной из причин перехода к НЕПу. Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. По существу речь шла о кризисе политики «военного коммунизма».

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов — все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Сущность НЭПа

Сдача зерна по продналогу, 1921 г.

Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне, а вначале 20 годов после ведения НЭПа, появилась и новая буржуазия, носительница реставраторских тенденций. Широкое поле деятельности для нэпманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие основные важнейшие потребительские интересы города и деревни. В. И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опасности развития на пути НЭПа. Он считал необходимым укрепление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный характер, а сохранение административно-командных — принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистического (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны при опоре на «командные высоты» и использованием рычагов экономического и административного воздействия на крупных и мелких собственников (налоги, кредиты, ценовая политика, законодательство и т.д.).

С точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря — предоставления известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Как не раз подчеркивал большевистский лидер, НЭП являлся обходным, опосредованным путем к социализму, единственно возможным после провала попытки прямого и быстрого слома всех рыночных структур. Прямой путь к социализму, впрочем, не отвергался им в принципе: Ленин признавал его вполне пригодным для развитых капиталистических государств после победы там пролетарской революции.

НЭП в сельском хозяйстве

Сдача продналога в г. Егорьевске, 1922 г.

Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «пределами местного хозяйственного оборота». Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень. 13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революционной промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

НЭП в промышленности

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % — местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

Большая Сухаревская площадь в Москве в годы НЭПа

Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала — рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты — объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922 г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:

  1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный);
  2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности);
  3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой — это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).

Финансовая реформа НЭПа

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.

Один червонец, 1922 г.

В соответствии с декретом СНК с ноября 1922 г. начался выпуск параллельной советской валюты — «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику — 78, 24 доли или 7,74234 г. чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926 г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996 г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924 г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924 г.г. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924 г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925-26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926 г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924 г.г. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.

Роль частного сектора во времна НЭПа

Одна из улиц Ленинграда во времена НЭПа

В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор — он производил до 20% всей промышленной продукции (1923 г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.

Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925 г.г. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923 г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т.д.

В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.

Последствия НЭПа

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926-1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

Читайте также: