Введение налогов на личные подсобные хозяйства год

Опубликовано: 15.05.2024

О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

21 июня 2003 года

26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

3 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

И хотя закон прямо не устанавливает обязанность ЛПХ платить налог, в пояснительной записке к законопроекту и из стенограмм обсуждений в рамках заседания Госдумы ясно, что получать патент владельцам ЛПХ всё-таки придется.

Если по-простому, то суть законопроекта сводится к следующему: все ЛПХ, производящие продукцию на продажу, будут обязаны приобретать патент и платить налог. Налогом предполагается обложить такие два вида деятельности как растениеводство и животноводство. Пчёлы если что тоже к животным относятся.

То есть, любая бабушка на рынке, продавая свою морковку-картошку, будет должна пройти государственную регистрацию в качестве ИП (или если примут соответствующий закон — самозанятого гражданина) и выбрать патентную систему налогообложения. Патент может быть выдан на срок от 1 до 12 месяцев.

Чем это грозит помимо налога в 6%?

Во-первых, по действующему законодательству самозанятый гражданин не может получить патент, для этого необходима регистрация в качестве ИП. А значит и обязанность устанавливать контрольно-кассовую технику, платить за её обслуживание и программное обеспечение (онлайн-кассы).

Кроме того, владелец патента обязан будет оплачивать взносы в ФОМС и Пенсионный фонд. Годовые взносы — это примерно 25000 рублей. Если на меньший срок — то размер взносов поменьше.

Мы посмотрели видеозапись заседания. Все партии кроме ЕдРа проголосовали против. Но у Единой России большинство голосов, они могут принять любой закон и без одобрения остальных.

Так что, полагаем, второе и третье чтение закон также пройдёт. Будем следить за его движением.

Вы говорите, что с личных подсобных хозяйств надо брать налоги?

С зарплаты заплатил налоги, купил семян — заплатили налоги, посадил в землю, с которой заплатил налоги, сорвал огурцы, с которых нужно уплатить налоги.

Депутат Нилов прокомментировал налог с личных подсобных хозяйств: «Вы говорите о том, что надо платить налоги, мы здесь уже сколько раз говорим о том, что нужно платить справедливые налоги, с богатых брать прогрессивную шкалу, с олигархов — еще больше. А вы, куда вы рулите?

Вы говорите, что с личных подсобных хозяйств надо брать налоги? С крестьян, которые и так нищие? Да они же с сапог и телогреек не вылазят, без всякой поддержки.

Прежде чем говорить о налогах, вы вложите сначала, как вкладывают в Европе в сельское хозяйство, а потом говорите о налогах. Итак все на людях, и свет, и грязь, и дорога и бездорожье, а потом власть еще говорит, вы нам не доплачиваете, крестьяне. А вы пойдите, постойте на их место, хотя бы месяц. Я посмотрю, как Вам захочется платить налоги.

Торговля через личный расчетный счет, расчеты с покупателями через онлайн-банкинг, зачисление на счет наличных средств через банкоматы или переводом со счёта окажутся в поле зрения налоговой службы. Если решение по законопроекту будет положительным, это затронет деятельность 18 миллионов личных подсобных хозяйств. В Государственной Думе считают, что садоводы, дачники и крестьяне тождественны бизнесменам, и именно сейчас самое время вводить новые налоги и трясти всех, в том числе и дачников, на предмет «помочь государству» в очередной раз вылезти из черной дыры, в которую залезли наши «умные» чиновники. Полагаю, что подобная «денежная повинность» – это практически гарантированное разорение крестьянского хозяйства, да и вообще всего массового явления дачников и огородников, обнищание в сельской местности. Для 80% владельцев ЛПХ этот налог будет просто разорительным, даже малейшего шанса выплатить его нет. При всем желании.

Сельских жителей заставят платить налоги. Всех поголовно! Владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) планируют приравнять к предпринимателям – законопроект уже в Госдуме

Вы живете в деревне и у вас есть личное подсобное хозяйство? Вы выращиваете свои овощи-фрукты, имеете коровку, свинок, курочек? Значит, вы – предприниматель! Так решили в Госдуме. И предложили обложить всех селян налогами.

Власти готовят новое налоговое ужесточение – теперь личные подсобные хозяйства (ЛПХ) могут стать непосильным бременем для сельских жителей, – сообщает «Независимая газета» и поясняет: в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства.

Оказалось, что за 10 лет в стране почти вдвое сократилась численность крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), которые нужно регистрировать и которые платили налоги. Зато ЛПХ стало больше. А эти не платят. Непорядок! Поэтому авторы проекта предлагают дать регионам право пополнять местные бюджеты за счет крестьян.

Вы спрашиваете, кто автор этого законопроекта? Депутаты-единороссы. Именно они внесли в Госдуму законопроект N 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», – поясняют «Новые Известия».

В пояснительной записке к законопроекту говорится:

«Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам Российской Федерации объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».
Это означает, что облагаться налогом будут личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ), которые сейчас, согласно пункта 13 ст. 217 Налогового кодекса, освобождаются от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации излишков продукции, выращенной в ЛПХ. В настоящий момент деятельность ЛПХ признана некоммерческой.

Однако по новому законопроекту такая деятельность подлежит налогообложению. Но не НДФЛ, как раньше, а по патентной системе. А это значит, владелец личного подсобного хозяйства обязан будет платить не только налог, но и взносы в пенсионный фонд и фонд ОМС. Сейчас это примерно 30 тысяч в год.

Если закон примут, почти всем сельским жителям, чтобы продавать свой урожай, придется оформиться как индивидуальный предприниматель (ИП).

По мнению авторов законопроекта в новшествах нет ничего страшного. Напротив, это – большое благо!

Во-первых, уверены они, в регионах «ожидается укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса».

Во-вторых, «законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности на индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН». «Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации – все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях», – считают авторы документа. По их версии, предлагаемые новации «повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях».

Ну а то, что селянам, которые и так сидят без работы и без денег, придется ежегодно раскошеливаться на десятки тысяч рублей – это же ведь не важно, правда?


Несмотря на то, что налоги на дачные постройки существуют в разных вариантах с прошлого века, несколько интернет-ресурсов заявили про новые дачные налоги 2021 года. Не будем забывать, что большинство потенциальных налогоплательщиков этой категории составляют пожилые люди. Поэтому тема очень болезненна для многих.

Речь шла о том, что теперь бедные дачники будут платить налог со всех построек, невзирая на их назначение и внешний вид. В первую очередь говорили о налоге на теплицы, бани, сараи и туалеты. Последний стал нарицательным для этой темы. В сети так называемый «новый» налог окрестили «налогом на туалеты».

Какие дачные постройки будут облагаться налогом, а какие нет?

Итак, бани, сараи, теплицы и другие сооружения – это имущество граждан, которое располагается на их дачных участках. Речь идет не о капитальном доме, а о хозяйственных объектах.

В СМИ прозвучала новость о том, что Минфин России ввел новый налог на бани и сараи, который начал работать с 2021 года. Кроме того, дачники обязаны заявить о наличии на своих участках хозяйственных построек. Это сообщение было интерпретировано самими владельцами так, что теперь им придется платить не только за бани и сараи, но и за теплицы, летние кухни и туалет.

После многочисленных вопросов в Минфин от дачников сами чиновники поспешили внести ясность.

Законодательство о налоговой базе

Так что же из сказанного — правда, а что является выдумкой? Во-первых, нужно вспомнить о том, что налог на дачные постройки берет свое начало еще в 1992 году. Для того, чтобы выяснить налоговую базу, нужно обратиться к законодательству.

Объектом налогообложения, согласно закону об имущественном налоге физлиц, практически не изменился. Так же, как и прежде, им является любое недвижимое имущество:

  • жилой дом;
  • квартира;
  • дача;
  • гараж;
  • иные строения.

Важным замечанием, сделанным в 1 и 2 статьях закона, является то, что этот налог платят только собственники. Собственностью считается только такие виды имущества, которые зарегистрированы в Росреестре. Раньше владелец после процедуры оформления получал Свидетельство о праве собственности. Сейчас — юридически равноценную выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости).

Другими словами, налогом облагаются только те постройки, которые можно зарегистрировать в государственном кадастре и получить право собственности на них. Таковыми могут являться только капитальные строения.

Капитальные постройки отличаются от временных тем, что имеют крепкий фундамент и долговременные цели для их использования. Есть несколько видов капитальных построек, но главными являются жилые и нежилые. Все остальные постройки, которые представляют собой нестабильный внешний вид и непостоянные цели, относят к временным.

Статья 406 Налогового кодекса России (НК РФ) дополняет налоговую базу следующими объектами:

  • объекты незавершенного строительства;
  • совокупность построек, в которую входит один или более жилых домов;
  • хозпостройки.

Осталось выяснить, о каких именно постройках идет речь. Действительно ли бабушки и дедушки будут платить с каждого ветхого строения, которое громко называется теплицей или сараем? Подробные разъяснения по этому поводу дают в средствах массовой информации представители Министерства финансов.

Теперь придется платить за баню и сарай?

Во-первых, сам Минфин не может ввести новый налог. Для этого нужно внести изменения в Налоговый кодекс РФ. Это делает Государственная дума.

Во-вторых, закона о том, что бани, сараи и дачные туалеты теперь облагаются налогом, не существует.

Тут речь идет о налогах на имущество, которые платят физические лица. А они это делают с 1992 года. Но в 2015 году закон был отменен. А в 2021 появились поправки в главу 32 Налогового кодекса РФ. Именно в соответствии с ними все хозяйственные объекты, которые располагаются на земельных участках, приравниваются к имуществу дачника наравне с самим домом. Но тут есть поправки:

1. Налогом облагаются только так называемые капитальные сооружения. Если объект можно передвинуть и при этом его целостность не нарушится, то на него не распространяется этот закон. Таким образом, теплицы, туалеты, летние души и даже некоторые сараи не в списках.

2. Налогом облагается только то, на что зарегистрировано право собственности.

3. Площадь хозяйственной постройки должна быть не меньше 50 кв. м. На объекты меньшие по площади действует льгота.

Итак, ни туалеты, ни теплицы, ни другие несущественные постройки налогом не облагаются. Помимо этого, сначала придется зарегистрировать право собственности, а потом обращаться в налоговую службу.

Нововведения и особенности налога на дачный дом

Налог на дачу основывается на изменениях, которые произошли в законодательстве в 2021 году. Это касается закона о дачах, который предусматривает формирование государственных сборов, относящихся к той категории, которая включает в себя владельцев земельных и садовых участков.

Дачные участки

Несмотря на то, что изменения должны были упростить систему формирования сумм, эксперты утверждают, что в настоящее время существует достаточное количество проблем и нерассмотренных вопросов, которые требуют внимания.

На фоне того, что ранее установленные законодательные нормы утверждались около двух десятилетий назад, к моменту последних нововведений имели место значительные проблемы, относящиеся к изменению правовых норм, развивавшихся всё это время.

Так называемая «дачная амнистия» позволила узаконить постройки, которые возводились вне правовых норм. В особенности это коснулось Московской области, где их количество превысило все ожидаемые показатели. Всего по России отметили около 12 миллионов построек, которые были признаны законными на основании упомянутой «амнистии».

Чего коснулись нововведения:

  • льготных категорий;
  • срока непрерывного владения;
  • процентных ставок;
  • иных условий по владению дачной постройкой.

Новый закон призван уменьшить количество возникающих вопросов и упростить процесс администрирования данной сферы. Тем не менее, с учетом попыток облегчить жизнь владельцам земельных участков и собственникам дачных построек всё ещё остаются некоторые вопросы, касающиеся формирования суммы.

Какие хозяйственные постройки облагаются налогом, а какие нет?

Итак, руководствуясь предписаниями самих налоговиков (предыдущая глава), дачник будет платить за:

• капитальный жилой дом на земельном участке – платить;

• баня с фундаментом (размер от 50 кв. м) – платить;

• капитальный сарай площадью от 50 кв. м – платить;

• сарай без фундамента – не платить;

• туалет (если он типа «сортир») – не платить;

• теплица – не платить;

• некапитальный гараж (открытого, закрытого типа) – не платить;

• беседка – не платить;

• парник – не платить;

• забор – разумеется, не платить.

Право собственности на постройку – основное условие, которым руководствуется налоговая.

Согласно Гражданскому кодексу право собственности на любую недвижимость возникает с того момента, как она будет официально зарегистрирована. Федеральный закон №122 «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок» подробно объясняет нюансы этой процедуры.

Каждое построенное сооружение (чаще всего речь идет о жилых домах и гаражах) не вносится автоматически в базу данных Росреестра. Сначала владелец земли получает разрешение на их постройку, а затем с этим разрешением он может оформить недвижимость (в том числе, незавершенное строительство). Если хозяин земельного участка хочет зарегистрировать любую хозяйственную постройку или блок строений, он может обратиться с заявлением в Росрееср или МФЦ. Но, поскольку чаще всего у такого владельца земли нет специального разрешения на постройку сарая, бани или туалета, собственник участка должен обратиться в специализированную организацию, где работают кадастровые инженеры. Заключается договор, по которому кадастровый инженер выезжает на место и составляет документацию на строения. Вся информация заносится в базу данных государственного кадастра, и после этого объект появляется на публичной кадастровой карте.

Такие случаи — редкость, чаще всего они связаны с ведением коммерческой деятельности, когда регистрация становится необходимой. Услуги кадастровых инженеров стоят недешево. Потому редко кто из обычных граждан прибегает к такой обременительной и никому не нужной процедуре. Нужно иметь в виду, что только после такой процедуры гражданин (как собственник этого строения) обязан платить налог на постройки. Это значит, что волнения дачников по поводу своих дач, необоснованны.

Уведомление налоговых органов о хозпостройках

Какие строения нужно регистрировать

Данные налоговой инспекции передает Росреестр, но за гражданином сохранена обязанность уведомлять эти структуры о появлении права собственности на недвижимость. Он должен это сделать, если уведомления о постановке на учет не приходят. Процедуру можно пройти онлайн через сайт налоговой или при личном визите в отделение. Бланки и формы заявлений можно скачать с официального ресурса или взять у сотрудника инспекции.

Обязательство налогоплательщика

Регистрации права собственности нужно пройти до 31 декабря года, с которого он стал владельцем объекта. Налог будет начисляться с момента подачи данных. Уведомлять инспекцию необходимо и о давно полученном недвижимом имуществе, на которое не приходят извещения об уплате налога. Эта обязанность зафиксирована статьей 23 НК РФ. Если налог на недвижимость был начислен хотя бы раз, сообщать не нужно. Значит, объект уже внесен в реестр.

  • Как посчитать сотки на участке
  • Белая хна для рисунков, тату и осветления волос — описание, свойства и побочные эффекты
  • Новые права для работающих пенсионеров с 2021 года

Что будет, если не уведомлять

Государство борется с неплательщиками. Неучтенные здания выявляют с помощью спутниковых карт или беспилотников. Скрыть незарегистрированные строения не получится. Если инспекция обнаружит на земельном участке физического лица здание, с которого не платится имущественный налог, хозяин постройки будет наказан. Штраф составит 20% от неуплаченной суммы за весь период владения (не более трех лет до времени направления уведомления). Инспектор имеет право провести начисление с повышенным коэффициентом, где ставка составит 0,5%.

Налог на строения: сколько платить

Если строение все-таки зарегистрировано, то какой налог с него нужно платить? Таких людей не очень много, но, возможно, кому-то будет интересно: сколько он будет отдавать денег в бюджет при регистрации сарая или бани? Чтобы рассчитать налог, можно воспользоваться несколькими способами:

  • Обратиться в местное отделение ФНС (Федеральной налоговой службы). Сотрудник налоговой службы поможет вам, показав вам, как именно нужно определить налог.
  • Обратиться на официальный сайт ФНС. Необходимо найти функцию «налоговый калькулятор». Далее выбрать из предложенных нужный налог: «на имущество физических лиц». Пройти далее последовательно выбрать: год, область, где находится постройка и ее кадастровый номер. Кадастровую стоимость, которую запрашивает программа, можно найти по номеру на Публичной кадастровой карте. В результате, исходя из площади, кадастровой стоимости калькулятор подсчитает сумму налога.
  • Самостоятельно рассчитать сумму налога, исходя из данных постройки и норм права.

В Налоговом кодексе России (последняя редакция в начале июня 2018 года), в статье 406 «Налоговые ставки», есть способ расчета имущественного налога. Налог рассчитывается путем умножения суммарной инвентаризационной стоимости на коэффициент:

  • Инвентаризационная стоимость до 300 тысяч рублей: налог составляет 0,1%.
  • При стоимости объекта от 300 до 500 тысяч, налог составит от 0,1 до 0,3%.
  • От 500 тысяч — 0,3-2%.

Если рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости, то расчет будет следующим:

  • 0,1% от кадастровой стоимости, если площадь каждой хозпостройки составит не более 50 квадратных метров. Строение должно быть расположено на участке ЛПХ, СНТ или ИЖС.
  • 0,5% в отношении прочих объектов.

В отношении налога на имущество региональным властям дана возможность уменьшать его или увеличивать (но не более, чем в 3 раза).

Льготные категории

Льготные категории граждан по имущественному налогу:

  • Герои РФ и СССР, имеющие орден славы трех степеней.
  • Инвалиды с детства, I и II групп инвалидности.
  • Участники Вов.
  • Пострадавшие после катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк», после ядерных испытаний в Семипалатинске.
  • Военнослужащие, срок службы которых 20 и более лет.
  • Члены семей военнослужащих, которые потеряли кормильца.
  • Пенсионеры.
  • Граждане, которые выполняли интернациональный долг в Афганистане.
  • Родители и супруги тех, кто погиб военнослужащих, погибших при выполнении служебного долга.
  • Лица, творчество которых используется в организации выставок.
  • Физические лица, во владении которых находятся постройки. Их площадь не превышает 50 м2. Они расположены на землях СНТ, ЛПХ, ИЖС.

Как видим, пенсионеры входят в льготную категорию граждан. Льготы учитываются только в том случае, когда собственник постройки обратится с заявлением в отделение налоговой службы. До первого ноября они выбирают любой объект, на который будет распространяться льгота.

Льготное налогообложение дачных строений

Лица, которые в 2021 г. имеют право не платить налог на садовый дом:

  • участники войны;
  • пенсионеры;
  • инвалиды 1, 2 группы и детства;
  • дети-инвалиды;
  • Герои СССР и России;
  • семьи погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • пострадавшие от ядерных катастроф.

Льготы сохранены для владельцев дачных строений и подсобных построек площадью меньше 50 кв. м. Даже если это здание капитальное, налогообложению оно равно не подлежит. Местные власти имеют право добавлять к федеральным преференциям собственные. Уточнить, есть ли такие в конкретном регионе, можно в его администрации.

Льготы предоставляются по заявлению гражданина. Чтобы претендовать на них, нужно до 1 ноября текущего года подать письменное прошение в Инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС). Внести в список исключений можно только один объект.

Порядок уплаты налога

Срок уплаты и штрафные санкции

Имущественный налог на строения на дачном участке платится ежегодно за истекший календарный период. Например, за 2021 г. собственник недвижимости должен заплатить в 2021 г. ИФНС производит исчисление налога и присылает уведомление гражданину по месту официальной регистрации. В письме будет указан перечень объектов, сумма и реквизиты, на которые надо перечислить деньги.

Сроки

Уплатить начисленный налог на хозяйственные постройки 2021, как и на любое недвижимое имущество, необходимо до 1 декабря текущего года. Квитанция приходит задолго до этой даты. Отсутствие уведомления не освобождает собственника от уплаты. Сведения о начислении можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

В случае нарушения сроков будут применены санкции – пеня за каждый день просрочки или штраф. Первый вид наказания зависит от суммы долга и от ставки Центробанка на момент начисления. Второй составляет 20–40% от размера задолженности, но не менее 1 тыс. рублей. Далее ИФНС вправе решать вопрос взыскания долга в судебном порядке. От уплаты основной суммы эти расходы не освобождают.

Способы

С 1 января 2021 года физическим лицам упрощена уплата имущественного налога. Сделать отчисления можно через систему единого платежа. Для этого гражданин заранее переводит определенную сумму на счет Федерального казначейства, а платежи налоговые органы запрашивают самостоятельно.

Привычные способы уплаты не отменили. Можно перечислить деньги через почту, платежные системы, терминалы самообслуживания. Формы для быстрого заполнения есть на онлайн-сервисах банков. Погасить налоговый долг можно через личный кабинет налогоплательщика и портал Госуслуги. Датой платежа считается день перечисления средств.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд налоговых льгот для владельцев личного подсобного хозяйства. Во многих случаях владельцы ЛПХ освобождаются от налогов полностью, за исключением налога на землю.

ЛПХ НАЛОГ НДФЛ

Отношения между гражданами, занимающимися ведением ЛПХ и государством регулируются Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (далее - Закона N 112-ФЗ). Ведение личного подсобного хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 112-ФЗ), связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд и реализацией излишек этой продукции населению. Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве с/х продукции на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи. Вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода - главные признаки предпринимательской деятельности.

Условия освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Выращивать можно все, что связано с сельским хозяйством и не запрещено законом.

Примеры деятельности:

  • выращивание любых сельскохозяйственные культуры под открытым небом;
  • выращивание агрокультур в защищенном грунте, установка теплиц любой площади, - насколько позволяет участок;
  • содержание и разведение сельскохозяйственных животных;
  • содержание и разведение сельскохозяйственной птицы;
  • создание и получение дохода с личной пасеки.

Так же разрешено самостоятельно перерабатывать полученную продукцию. При реализации необходимо взять справку в отделе городского хозяйства Администрации городского округа, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции. Именно этот документ освободит от обязанности платить налог по месту реализации.

Доходы с реализации продукции освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 112-ФЗ;
  • если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Данный документ должен подтверждать, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).

Рассмотрим несколько примеров, которые могут вызвать вопросы при применении нормативных правил.

Пример 1. Гражданин производит органические удобрения

В ситуации, вынесенной в подзаголовок данного раздела, НДФЛ уплатить придется. Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 N Ф01-81/2015 по делу N А28-15338/2013.
По материалам дела гражданин производил на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке органическое удобрение биогумус и другую продукцию на его основе (биогрунт, жидкий биогумус), которые в дальнейшем он реализовывал покупателям оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Суд указал, что названная продукция не относится к продукции животноводства. Следовательно, названный доход получен в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, а не в рамках ведения личного подсобного хозяйства, поэтому не подлежит освобождению от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ. Добавим, что аналогичным образом в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Как указал суд, данную продукцию нельзя расценивать в качестве продукции растениеводства либо животноводства.

Пример 2. Наличие личного подсобного хозяйства подтверждено справкой животноводческого общества

Как было указано выше, для применения освобождения от НДФЛ по п. 13 ст. 217 НК РФ налогоплательщику необходимо представить документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Если справка представлена от иной организации, надлежащей ее считать нельзя (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 по делу N А78-4246/06-С2-8/240).

Пример 3. От ведения личного подсобного хозяйства гражданин получает доход в большом размере

Нормы налогового законодательства не содержат никаких ограничений как по минимальному, так и по максимальному размеру дохода, который позволял бы применять льготу, предусмотренную в п. 13 ст. 217 НК РФ. Однако материалы судебной практики подтверждают, что деятельность граждан, получающих значительный доход, может привлечь внимание проверяющих.
Так, по материалам одного из дел налоговый орган пытался привлечь гражданина к ответственности за неуплату НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности. В суде представители инспекции указывали, что систематичность значительного объема реализуемой предпринимателем продукции не позволяла сделать вывод о том, что он осуществлял продажу излишков продукции в рамках ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, по мнению инспекторов, реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относилась к оптовой торговле, что также указывало на то, что гражданин осуществлял деятельность, которая по своему характеру являлась предпринимательской.
Суд же проверяющих не поддержал, указав, что раз гражданином соблюдены все условия, предусмотренные п. 13 ст. 217 НК РФ, оснований для начисления налогов, пеней и штрафов у налогового органа не имелось (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2015 N Ф09-6758/15 по делу N А47-11096/2014).

Пример 4. Гражданин получил субсидию из бюджета

Достаточно распространенным является следующее ошибочное суждение: вся деятельность, связанная с функционированием личного подсобного хозяйства, не облагается НДФЛ. В соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождается только доход от продажи соответствующей продукции.
Субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, не могут рассчитываться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Налоговые льготы, в том числе по субсидиям, могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленным в НК РФ. В данном конкретном случае в ст. 217 НК РФ субсидии прямо не поименованы. Исключение предусмотрено только в п. 35 ст. 217 НК РФ. Эта норма устанавливает, что не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Следовательно, субсидии, получаемые гражданами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции растениеводства и животноводства, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Подтверждают данный вывод и материалы судебной практики (см., например, Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 19.12.2011 по делу N 2-833/2011 г.).

Пример 5. Гражданин занимается пчеловодством

До 2012 г. в п. 13 ст. 217 НК РФ было четко указано, что доходы от пчеловодства освобождаются от НДФЛ. С 2012 г. в новой редакции НК РФ указания на пчеловодство больше нет. Данный вопрос был прокомментирован финансовым ведомством в Письме от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" законодательство РФ в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство и пчеловодство.
Таким образом, доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции пчеловодства, представляющего собой одну из отраслей животноводства, освобождаются от НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.
Интересная ситуация была рассмотрена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.06.2014 по делу N А06-6673/2013. По материалам дела в качестве документа, подтверждающего права на льготу, гражданин предъявил справки садоводческого товарищества о том, что он являлся собственником земельного участка в садоводческом товариществе, на котором имел размещенную пчеловодческую пасеку.
Суд посчитал факт ведения личного подсобного хозяйства недоказанным, поскольку указание на размещение пчеловодческой пасеки само по себе не свидетельствует о получении продукции от ведения личного подсобного хозяйства на указанном земельном участке. Данные выводы необходимо принимать во внимание тем гражданам, которые получают доход от пчеловодства.

Ведением ЛПХ заниматься выгодно, особенно в последнее время. Благодаря программе импортозамещения, продукция с фермерских и личных подсобных хозяйств стала более востребована на рынке, во многих регионах России заметно подросли закупочные цены. С ростом безработицы и снижением зарплат на предприятиях, данный вид деятельности стал единственным приемлемым вариантом для многих тысяч сельских жителей.


Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому личные подсобные хозяйства (и растениеводческие, и животноводческие) могут перейти на патентную систему налогообложения.

Крупное ЛПХ — это лазейка для хитрых, уверены авторы инициативы («Единая Россия» во главе с Сергеем Неверовым): хозяйства не имеют статуса КФХ или ИП, а значит, не облагаются налогом.

«За десять последних лет, как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, — существует довольно многочисленная группа ЛПХ, ведущих по сути предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя», — говорится в пояснительной записке к документу.

Там же указано, что введение изменений положительно скажется на местном уровне: доходная база бюджетов будет укрепляться.

Однако есть одно «но». Далеко не все личные подсобные хозяйства занимаются предпринимательской деятельностью и прикрываются статусом ЛПХ, чтобы увильнуть от налогов. Не станет ли для них введение патентной системы налогообложения аргументом в пользу отказа от сельскохозяйственной деятельности? Как это будет выглядеть и какие преимущества обещает патентная система владельцу ЛПХ?

Давайте разбираться, как в принципе работает патентная система.

Что такое патент?

Патентная система налогообложения — это налог, уплата которого происходит авансом. В качестве доказательства того, что налог уплачен, инспекция выдаёт документ, который называется патент.

Сколько действует патент?

Патент выдаётся с любой даты, на период от одного до двенадцати месяцев, но в пределах одного календарного года.

В чём плюсы перехода на патентную систему?

1. Налог платится только за патент, причём сумма налога не зависит от фактических доходов предприятия. Субъект РФ, в котором осуществляется деятельность, устанавливает фиксированный потенциально возможный годовой доход, исходя из которого рассчитывается стоимость патента. Кроме того, производитель освобождается от уплаты НДФЛ, НДС (за исключением НДС с товаров, ввозимых на территорию РФ и в иных случаях, предусмотренных НК РФ) и налога на имущество физических лиц. А платит в бюджет заранее определённую и неизменную сумму налога за патент.

2. Не нужно приезжать в налоговые органы для сдачи декларации. Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, в налоговые органы не представляется.

3. Поскольку можно выбрать любое время в пределах одного года, это очень удобно для тех, кто занимается сезонными работами.

А какие минусы?

1. Главный недостаток - «авансовая» система уплаты налога. Его нужно оплатить не позднее 25 дней с момента получения. Предприниматель уплачивает налог сразу, и сумма не зависит от того, какую прибыль получит предприниматель в итоге.

2. Если вы занимаетесь разными видами деятельности или работаете над одной и той же, но в разных субъектах РФ, то придётся получать и платить несколько патентов на каждый вид деятельности или в каждом регионе.

3. Совокупный доход предприятия не может превышать 60 млн рублей за календарный год, нанимать больше 15 человек вы не имеете права. Эти ограничения относятся ко всем видам деятельности, осуществляемым предпринимателем в совокупности. Если вы выходите за установленные лимиты, то налог придётся платить на общих основаниях, а сумма, уплаченная за патент, обратно не возвращается.

Agrobook.ru выяснил, что думают эксперты о переходе ЛПХ на патентную систему налогообложения и кто, по их мнению, от этого выиграет. Подробности

Как перейти на патентную систему налогообложения?

Если переход на патентную систему станет обязателен, когда нужно будет подавать заявление?

Не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения.

Куда подавать заявление?

Если вы зарегистрированы и ведёте деятельность в одном и том же субъекте РФ, то за получением патента нужно идти в налоговую инспекцию по месту регистрации. Если субъекты РФ разные, то вы сами выбираете налоговый орган, расположенный в регионе ведения деятельности.

Какая налоговая ставка?

Налоговая ставка по патентной системе составляет 6% от потенциально возможного годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого был куплен патент. Но законами субъектов РФ на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для ИП, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Налоговые каникулы действуют по 2020 год.

Кроме того, если вы живёте в республике Крым, то вам повезло: налоговая ставка до 2021 года будет до 4%.

Как рассчитывается налог?

Налог высчитывается по формуле: налоговая база умноженная на ставку. То есть:

Размер налога = (налоговая база/12 месяцев Х количество месяцев срока, на который выдан патент) Х 6%, где налоговая база — это денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения.

По каким причинам мне могут отказать в выдаче патента?

1. Если вида предпринимательской деятельности, указываемого в заявлении, нет в перечне разрешённых к тем видам, в отношении которых на территории субъекта РФ введена патентная система налогообложения, то вам откажут.

2. Нужно указать срок от одного до двенадцати месяцев включительно, но в пределах одного календарного года. Например, указывать «с 1 сентября 2018 по 31 марта 2019» нельзя.

3. Если вы утратили право на применение патентной системы налогообложения или прекратили предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, и сделали это до истечения срока действия патента, то вы вправе вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года.

4. Если есть недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Читайте также: