Введение чрезвычайного налога пятой деньги год

Опубликовано: 27.04.2024

Пятница, 2 ноября. Казалось бы, ничем не примечательная дата, ничего особенного, день как день. Не 7/4 ноября. И даже не "пятница, тринадцатое". А между тем в этот день ровно сто лет назад – 2 ноября 1918 года – был распубликован Декрет ВЦИК «О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге. Он вводил обложение основных плательщиков - имущих групп городского и деревенского населения - повсеместным разовым налогом в сумме 10 млрд рублей.

В Декрете этом бросается в глаза масса сходств с продолжающимися ныне в органах власти изысканиями способов изъятия сверхприбыли у некоторых компаний и отраслей. А вот отличия сыскать ой как трудно!

Сами посудите, люди добрые.

«Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе на защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика создает мощную Красную Армию. Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы». Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика… И даже гибридные войны нам не в диковинку, вот только Персидская советская республика, так нуждающася в аэропланах и броневиках, живой силе и деньгах из России, долго не продержалась.

«Между тем, городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать – преимущественно путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом – огромные денежные средства. Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы». И это знакомая песня, не правда ли?

«Единовременный чрезвычайный налог не может взиматься с национализированных и муниципализированных предприятий, а также с потребительских кооперативов и сельскохозяйственных коммун». Иммунитеты и преференции для классово близких госкомпаний – этим сегодня никого не удивишь. А бюджетным организациям скоро можно будет даже не платить за загрязнение окружающей среды, судя по законопроекту об экологическом налоге, подготовленному Минфином. Загрязнять можно, а платить обществу за вред окружающей среде не надо. А как же принципы платности природопользования и равенства налогообложения? Дай ответ. Не дает ответа.

«Общая сумма единовременного чрезвычайного налога разверстывается между губерниями Республики согласно приложенному к настоящему декрету расписанию». У знающих-то людей это называется раскладочные налоги: сумма, которую надо собрать, распределяется по губерниям, в губерниях - между уездами и городами, в уездах – между волостями, в волостях – между селениями и поселками, а в поселениях – по спискам между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Эка невидаль! Региональные да местные власти и поныне так затыкают бюджетные дыры: глянут вокруг, с кого еще можно взять, с каких-таких предприятий, да и назначат. А ответственность налогоплательщиков за пропавших контрагентов не из той же серии случаем? – спросите вы. Ан нет, это еще поглубже надо посмотреть, потому как это про круговую поруку в крестьянской общине, отвечающей перед властями за грехи своих непутевых.

"Введение единовременного налога не отменяет прежних налогов». Но отменяет инвестиции, добавим мы.

«Ответственность за невзнос устанавливается личная и имущественная». А то как же, и личная, и имущественная, и личная имущественная.

За невзнос - в нос!

За недоимку - заимку!

Штрафом - по уклонистам!

В кутузку их! Не окажись там!

Как сказал бы, может быть, Владимир Владимирович (сами знаете какой, надеюсь).

"Настоящий декрет вводится в действие немедленно с таким расчетом, чтобы вся раскладка была закончена к 1 декабря, а взыскание не позднее 15 декабря с.г.». И этим нашего брата не удивишь. Вспомнить хотя бы, как во втором чтении в конце ноября 2016 года уполовинили со следующего года размер учитываемых убытков. Просто потому, что у правительства доходы с расходами не сходились. И правильно, правильно: надо так производство развивать, чтоб расходов при этом не несть. А разговоры про то, что налоговые законы надо принимать не позднее июля, так что ж с того. Дума-то наша боярская - царь своего слова, известное дело. Слово дала в ст. 53 БК - слово возвернула в другом законе. И так уж почитай десять годков.

«Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег. Навстречу мне

Только версты полосаты

Ну а коли вспомнили наше все такое, то вот еще из школьного, неистребимого:

«Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил,

И раб судьбу благословил».

Что же это получается, господа хорошие? Отказалось правительство от мысли взимать оброк со сверхдоходов, да заменило его барщины ярмом, по-нынешнему – участием в нацпроектах, а люди и возрадовались. Ужели Александр Сергеич был неправ, и барщина легче оброка?

Он не читал Адама Смита?

Не был глубокой эконом?

И не умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет?

Да только думается мне, что и ЕЧДРН, и поборы местных и региональных властей с предприятий, и моделируемый сегодня очередной налог на сверхприбыль - это не налог вовсе, а конфискация. Налоги объявляются заранее и задолго, а не взимаются по факту или опосля. И мы это узнали много раньше, чем в Европе.

Княгиня Ольга сделала правильные выводы из печальной кончины своего мужа Игоря и установила прогрессивные для того времени правила налогообложения - место ("погосты"), сроки ("уроки") и размер сбора полюдья. И за то была прозвана в народе мудрой. А коли явился за платой в неурочный час, так пеняй на себя.

До опубликования Исследования о природе и причинах богатства народов оставался 831 год.

Готовые сочинения по истории

  • Главная страница
  • Историческое сочинение
  • Термины
  • Аргументы ЗА и ПРОТИВ
  • Задачи

Поиск

Укрепление самодержавия в годы правления первых Романовых. Историческое сочинение

Данная тема характеризуется такими важными событиями и процессами, как сбор чрезвычайного налога «пятинных денег», принятие Соборного уложения, учреждение приказа Тайных дел и отмена местничества.

В начале правления Михаил Федорович утвердил сбор чрезвычайного налога «пятинных денег. Причиной введения налога, при котором сначала феодалы и купцы, а потом и крестьяне вынуждены были платить пятую часть годовых доходов стал дефицит денег в казне, вызванный событиями Смутного времени. Налог собирался 6 раз с 1614 по 1619 год и помог преодолеть кризис Смутного времени, укрепить личную власть царя. Земские соборы в будущем собираются гораздо реже.

В этот период одним из важнейших событий является принятие Соборного уложения. Причинами принятия данного уложения является, во-первых, устаревание и противоречие некоторых указов, принятых в промежуток с 1550 до 1649 года, во-вторых, массовые городские восстания (Соляной бунт 1648 года), в-третьих, Алексей Михайлович желал укрепить собственную власть и абсолютную монархию. Все вышеперечисленное привело к созданию в 1649 году согласованного и единого свода законов - Соборное уложение.

Огромную роль в этом событии сыграл Алексей Михайлович, который приказал создать специальную комиссию для разработки свода законов. Во главе комиссии был поставлен князь Никита Одоевский, который руководил процессом составления документа. Одоевский руководствовался многочисленными челобитными грамотами, на основе чего лично составлял некоторые статьи для свода законов. Также Алексей Михайлович приказал созвать Земский собор, который собрался в 1648 году, для принятия законопроекта. В результате было законодательно оформлено крепостное право, введен бессрочный сыск беглых крестьян без урочных лет. Деятельность Алексея Михайловича и Никиты Одоевского способствовала принятию Соборного уложения, которое просуществовало вплоть до 1832 года и было заменено Сводом законов Российской Империи, составленным под руководством М.М. Сперанского. Как итог, принятие Соборного уложения способствовало защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, оно узаконило оформление перехода к абсолютной монархии в России и системы крепостного права, которое будет отменено лишь в 1861 году Александром вторым.

Не менее важным событием является учреждение приказа Тайных дел в 1654 году. Причиной данного события является тенденция централизации, укрепление собственной власти царя России, где царь, с помощью приказа Тайных дел, мог контролировать деятельность других приказов и государственных учреждений. Эта тенденция пошла благодаря принятию Соборного уложения. Как следствие, учреждение данного приказа способствовало уменьшению значения органов сословного представительства в системе государственного управления (Земский собор), централизации аппарата, в руках русского царя сосредотачивается практически неограниченная власть, что свидетельствует об активном процессе начала становления абсолютной монархии в России.

Также можно выделить еще одно событие - отмена местничества. Причиной данного события является, во-первых, местнические споры, которые переливались в кровопролитные столкновения, во-вторых, неэффективность управления государством. Важную роль в этом событии сыграл Федор Алексеевич, который сам и выступил с инициативой отмены местничества. Федор Романов приказал сжечь разрядные книги, на основе которых вёлся учёт мест, и начать вести семейные родословные книги. Действия Федора Алексеевича привели к расширению царских полномочий и укреплению самодержавия. Следствием данного события является усиление личной власти царя, который теперь имел право назначать людей по своему усмотрению на важные должности, а при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип личных заслуг человека.

Таким образом, процесс укрепления самодержавия в годы правления первых Романовых способствовал становлению абсолютной монархии в России. Соборное уложение упорядочило систему управления государством, укрепляло положение и расширяло полномочия царской власти. Учреждение приказа Тайных дел и отмена местничества, опять же, усиливали личную власть царя и наделяли его соответствующими полномочиями, что свидетельствует о становлении абсолютизма в России 17 века. Петр первый во многом продолжил политику укрепления самодержавия, издав Табель о рангах, благодаря которому ещё больше падало значение боярской аристократии, а дворянский статус можно было получить благодаря продвижению по службе.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Какие налоги вступят в силу в 2021 году?

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с начала января 2021 года, уже рассмотрены, приняты и утверждены. Они коснутся как ключевых налогов (НДФЛ, на прибыль, НДС), так и налогов на землю, транспорт, имущество, туризм и т.д.

Информация о новых нормах налогообложения пригодится не только занимающимся бухгалтерским учетом сотрудникам, но и всем сознательным гражданам, ведь отсутствие знаний о внесении поправок не освобождает от ответственности (административной и даже уголовной). Чтобы не иметь проблем с законом, стоит ознакомиться с изменениями и уплатить налоги в срок.

Отмена ЕНВД

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Транспортный и земельный налоги изображение

Сведения о среднесписочной численности

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

Туристические сборы

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

Налог на процентный доход по вкладам

Разберем подробнее вопрос налога на процентный доход по вкладам.

Как уже упоминалось ранее, полученные в 2021 году проценты по некоторым депозитам будут облагаться 13% НДФЛ. Однако изменения в начислении коснутся только людей, инвестировавших в банк сумму, превышающую 1 000 000 рублей. Причем речь идет не об одном вкладе, а о совокупности всех имеющихся у частного лица депозитов.

Взимать налог по новым правилам начнут с 2022 года. Рублевая переоценка вкладов в иностранной валюте облагаться повышенным НДФЛ не будет. Кроме того, доходы от рублевых депозитов, чья процентная ставка не превышает 1% годовых, а также от эскроу-счетов под 13% налог не подпадают.

Для тех, кто хочет разобраться с перипетиями уже принятых документов, 19 сентября пройдет семинар «ТОП-10 «жарких» налоговых споров 2020 года», посвященный судебной практике по налоговым спорам.

Мероприятие проводит Разумова Анастасия Сергеевна – действующий главный бухгалтер, сертифицированный преподаватель, директор представительства международного центра методологии и повышения квалификации бухгалтеров, финансистов, аудиторов и управленцев «Альтерра», а также обладать сертификата британского Института специалистов по управленческому учету CIMA.

Семинар предусматривает два формата участия: «Лайт» и «Профи». Слушатель, выбравший второй вариант, в результате прохождения обучения получит не только новые знания, но и:

  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат участника;
  • Сертификат ИПБ о повышении профессионального уровня.

С 2021 года в России появится прогрессивная шкала налогообложения доходов. Это значит, что с ростом дохода будет увеличиваться ставка НДФЛ. При доходах более 5 000 000 Р в год она составит 15% с суммы превышения. Новая ставка коснется не всех доходов, есть исключения. А для 2021 и 2022 годов действуют переходные правила.

Вот кому придется платить больше и куда должны пойти эти деньги.

Для какого налога повышается ставка

Ставка повышается для налога на доходы физических лиц, НДФЛ. Это тот налог, что удерживают из зарплаты, платят при продаже имущества и возвращают с помощью вычетов.

Обычная ставка для НДФЛ — 13%. Это для большинства доходов резидентов. Налог с материальной выгоды или призов может составить 35%, с процентов по облигациям с ипотечным покрытием — 9%. А нерезиденты платят НДФЛ по ставке 15% с дивидендов, 30% — с других доходов и 13% — в некоторых случаях, например если они граждане ЕАЭС или высококвалифицированные специалисты.

Повышение ставки касается того НДФЛ, что начисляется по ставке 13% с обычных доходов, например зарплат или подработок на общей системе.

Каких доходов касается повышение ставки

В налоговом кодексе появилось новое понятие: совокупность налоговых баз. Это те виды доходов, что учитываются при расчете превышения. В общем порядке пороговое значение в 5 000 000 Р применяется именно к совокупности налоговых баз, а не к каждому доходу отдельно. Но в 2021 и 2022 годах применяется особое правило.

Для резидентов в совокупность налоговых баз войдут такие доходы:

  1. Основная налоговая база — например зарплата и вознаграждение по гражданско-правовым договорам, а также доход ИП на ОСНО.
  2. От долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые признаны в декларации.
  3. В виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
  4. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  5. По операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги.
  6. По операциям займа ценных бумаг.
  7. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС.
  8. Полученные участниками инвестиционного товарищества.
  9. В виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании.

Перечень доходов для нерезидентов содержится в п. 2.2 ст. 210 НК РФ в редакции 2021 года. В отличие от резидентов, в их доходах будет учитываться продажа имущества и подарки.

Считать эти базы нужно отдельно.

Как считать НДФЛ по новым правилам

С 2021 года к одним и тем же доходам нужно применять две ставки НДФЛ:

  1. если доход за год меньше или равен 5 000 000 Р — 13%;
  2. если доход больше 5 000 000 Р за год — 650 000 Р плюс 15% с суммы превышения.

То есть повышение ставки касается не всей суммы дохода, а только превышения.

А если доход за год меньше 5 000 000 Р , то вообще ничего не меняется. Под действие закона попадут только те, кто зарабатывает больше 417 тысяч в месяц. В России таких людей совсем немного: по разным оценкам, около 1%. Хотя было бы здорово, если бы больше россиян зарабатывали такие суммы — и тогда пусть даже их коснулось бы повышение ставки.

Например, Егор зарабатывает 80 000 Р в месяц. В год — 960 000 Р . Повышение ставки его не касается.

Анна зарабатывает 250 000 Р . Ее доход за год — 3 000 000 Р . Ставка НДФЛ для Анны составит 13%, как обычно.

Виктор зарабатывает 430 000 Р в месяц. Это 5 160 000 Р в год. Его доход превышает 5 млн, поэтому НДФЛ надо считать так: 650 000 Р + (5 160 000 Р − 5 000 000 Р ) × 15% = 674 000 Р .

Без повышения ставки Виктор заплатил бы 670 800 Р , то есть повышение НДФЛ при зарплате 430 000 Р в месяц составит 3200 Р за год, или 267 Р в месяц.

В 2021 и 2022 годах для расчета превышения налоговыми агентами будет учитываться не совокупность налоговых баз, а каждая отдельно. При соблюдении лимита по каждой из них повышенная ставка не применяется. С этой формулировкой не все понятно. Например, сможет ли налоговая потом сама начислить НДФЛ по повышеной ставке, если совокупность баз окажется больше 5 млн рублей? Эта формулировка может означать, что налоговым агентам немного упростят расчеты, а доплачивать налог все равно придется на основании уведомлений. Но доначислений по ставке 15% в таком случае вполне может и не быть, потому что ничего в законе на это не указывает. Пока разъяснения на этот счет ясности не внесли.

При расчете налоговой базы будут учитываться вычеты. То есть к доходу сначала применят вычеты на детей, за лечение, покупку квартиры или расходы по бизнесу ИП, а уже потом сравнят налоговую базу с 5 000 000 Р . Например, если зарплата за год составит 6 000 000 Р , но в том же году есть право на вычет в размере 2 000 000 Р при покупке жилья, налоговая база будет меньше лимита — и ставка не повысится.

Считать налог в основном будут налоговые агенты — те организации и ИП, что должны удерживать НДФЛ при выплате дохода. Чаще всего это работодатели, иногда доход нужно декларировать самим. Каждый налоговый агент сможет учесть только свою часть доходов, а не общую сумму. Зарплата на одном месте работы может быть меньше 5 000 000 Р , а на нескольких — больше.

Если зарплата от нескольких работодателей

Если есть доход из нескольких источников, каждый налоговый агент удерживает налог только со своей части, не учитывая совокупности налоговых баз в целом по налогоплательщику. Например, две компании платят по 3 000 000 Р . Они удерживают НДФЛ по ставке 13%, хотя общий доход за год больше 5 000 000 Р .

Потом налоговая получит информацию обо всех выплатах, обобщит ее, посчитает превышение и начислит НДФЛ по повышенной ставке. Сумму к доплате укажут в налоговом уведомлении — заплатить ее нужно будет до 1 декабря следующего года.

Для уплаты НДФЛ по ставке 15% ввели отдельный КБК — 182 1 01 02080 01 1000 110.

Если налоговый агент ошибется в расчетах, то за первый квартал 2021 года его не накажут штрафом и пенями. Но при условии, что до 1 июля недоимка будет погашена.

К этому закону еще немало вопросов, поэтому наверняка будут дополнительные разъяснения. Например, непонятно, будут ли отдельно считаться налоговые базы, которые входят в одну группу «Иные доходы»: зарплата и доходы от предпринимательства. От этого зависит расчет налога за 2021 и 2022 годы.

Какие доходы не учитываются

При расчете совокупной налоговой базы у резидентов не учитываются доходы от крупных сделок:

  1. Продажи имущества, кроме ценных бумаг, — например участка или квартиры.
  2. Подарков в виде имущества, например машины или доли в доме.
  3. Страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

При продаже квартиры за 6 000 000 Р повышенная ставка не применяется. Если тетя подарила участок за 8 000 000 Р , ставка для резидентов тоже составит 13% — без повышения.

Куда пойдут деньги

Обычно НДФЛ распределяется между бюджетами и идет на обычные расходы: ЖКХ, больницы, спорт, дороги, культуру.

Но налог по повышенной ставке будет собираться и тратиться отдельно. Эти суммы планируют использовать на конкретную цель: как дополнительное финансирование для лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.

Всего за 2021 год таким способом планируется получить около 60 млрд рублей. Этого могло бы хватить примерно на 375 уколов препарата «Золгенсма» — самого дорогого лекарства в мире, которое спасает жизни детям со спинальной мышечной атрофией. Сейчас на это лекарство собирают деньги родители и благотворительные фонды, а медлить с лечением нельзя.

За три года дополнительный доход от НДФЛ может составить 190 млрд рублей. Если повышение налога и правда пойдет на такие благородные цели, получится, что самые богатые люди страны принудительно скинутся на лечение детей — и будут отдавать ничтожную часть своего дохода. При зарплате 1 000 000 Р в месяц дополнительный налог составит около 1% от совокупного годового дохода. То есть из заработанного миллиона нужно отдать около 10 тысяч для спасения чьей-то жизни.

Как будут тратиться эти деньги, дойдут ли они до регионов и конкретных людей, удастся ли детям получить реальную помощь — это другой вопрос. Хочется надеяться, что процесс финансирования из нового источника будет простым и понятным.

Читайте также: