Встречный административный иск к налоговой инспекции

Опубликовано: 15.05.2024

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

2. До принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Положения ч. 1 ст. 131 КАС РФ, определяющие условия, при выполнении одного из которых допускается принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления, закреплены по аналогии с положениями ст. 138 "Условия принятия встречного иска" ГПК РФ, предусматривающими, что судья принимает встречный иск в случае, если: встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

В ч. ч. 2 и 3 ст. 131 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим содержащимся в ст. 137 "Предъявление встречного иска" ГПК РФ: ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском; предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления иска.

Соответственно, имеют значение следующие разъяснения, данные в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 13:

- исходя из того, что встречный иск может быть принят судом лишь с соблюдением общих правил предъявления иска, кроме правил о подсудности (ст. 137, ч. 2 ст. 31 ГПК РФ), в случае, когда он заявлен в процессе рассмотрения дела, следует обсудить вопрос об отложении судебного разбирательства и предоставлении лицам, участвующим в деле, времени для соответствующей подготовки;

- откладывая разбирательство дела (ст. 169 ГПК), суд должен указать в определении мотивы отложения и назначить дату нового судебного заседания с учетом действий, которые должны быть произведены в период отложения. При этом на основании ч. 4 ст. 1 (аналогия закона) и ч. 3 ст. 39 данного Кодекса, регулирующей сходные отношения, установленный ст. 154 данного Кодекса срок рассмотрения и разрешения гражданского дела следует исчислять со дня принятия судом встречного иска;

- определение об отказе в принятии встречного иска по мотивам отсутствия условий, предусмотренных ст. 138 ГПК РФ, обжалованию в суд апелляционной или кассационной инстанции не подлежит, поскольку не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства (ст. ст. 331, 371 данного Кодекса).

Положения ст. 131 КАС РФ также аналогичны положениям ч. ч. 1 - 3 ст. 132 "Предъявление встречного иска" АПК РФ. В то же время названная ст. 132 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ) также содержит следующие положения, аналогичные которым не вошли в ст. 131 КАС РФ:

- арбитражный суд возвращает встречный иск, если отсутствуют условия, предусмотренные ч. 3 данной статьи, по правилам ст. 129 АПК РФ (ч. 4);

- арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеется несколько дел, требования по которым отвечают условиям первоначального и встречного исков, объединяет по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения по правилам, установленным ст. 130 АПК РФ (ч. 5);

- после принятия встречного иска рассмотрение дела производится с самого начала (ч. 6).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава, 2018. Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ"

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:
1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

2. До принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Комментарий к статье 131 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье предусмотрен порядок подачи и условия принятия встречного административного искового заявления.

Административный ответчик до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление по общим правилам его предъявления для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

Встречное административное исковое заявление может быть принято при соблюдении одного из следующих условий:

- между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

- удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

- встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В соответствии с ч. 9 ст. 307 Кодекса в суде апелляционной инстанции не применяются правила о предъявлении встречного административного иска.

Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 137 и 138 ГПК РФ.

Из разъяснений, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", следует, что исходя из того, что встречный иск может быть принят судом лишь с соблюдением общих правил предъявления иска, кроме правил о подсудности (ст. 137, ч. 2 ст. 31 ГПК РФ), в случае, когда он заявлен в процессе рассмотрения дела, следует обсудить вопрос об отложении судебного разбирательства и предоставлении лицам, участвующим в деле, времени для соответствующей подготовки.

Откладывая разбирательство дела (ст. 169 ГПК), суд должен указать в определении мотивы отложения и назначить дату нового судебного заседания с учетом действий, которые должны быть произведены в период отложения. При этом на основании ч. 4 ст. 1 (аналогия закона) и ч. 3 ст. 39 ГПК РФ, регулирующей сходные отношения, установленный ст. 154 ГПК РФ срок рассмотрения и разрешения гражданского дела следует исчислять со дня принятия судом встречного иска.

Определение об отказе в принятии встречного иска по мотивам отсутствия условий, предусмотренных ст. 138 ГПК РФ, обжалованию в суд апелляционной или кассационной инстанции не подлежит, поскольку не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства (ст. ст. 331, 371 ГПК РФ) .

Комментарии и консультации юристов по ст 131 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 131 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

На заявление ИФНС о взыскании задолженности по налогу, мною было подано встречное исковое заявление. (я был не согласен с налоговой ставкой по имуществу не используемому мною в предпринимательских целях).

Обоснование для подачи встречного иска были следующие:

В соответствии с п. 2 ст. 131 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - КАСС РФ) до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением. ВСТРЕЧНЫЙ ИСК БЫЛ ПОДАН НА СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ

Я, налогоплательщик считаю, необходимым предъявление настоящего встречного иска для защиты своих гражданских прав и интересов, так как удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления. (пп.2 п.1 ст. 131 КАСС РФ) ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ СУММЫ ИСКА ИФНС НАЛОГОВ ИСЧИСЛЕННЫХ ПО ИМУЩЕСТВУ НЕ ИСПОЛЬЗУЕМОМУ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Не чем не обосновывая своё решение судья назвал мой встречный иск – возражением.

Из текста определения: « В судебном заседании представитель административного ответчика представил письменные возражения (названные как встречное исковое заявление), в которых просил суд исключить из налогового уведомления от 24 октября 2018 года сумму налога, полученную в результате перерасчета земельного налога»

- имел ли право судья изменять статус моего обращения (гос. пошлина была оплачена)

- стоит ли обжаловать указанные действия судьи?

Уточнение от автора вопроса

Огромное спасибо за Ваши советы.

Остался один не выясненный вопрос.

Согласно п. 3 ст. 131 КАСС РФ Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Статья 124 КАСС РФ. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

Во встречном иске, в просительной части, я просил суд обязать ИФНС исключить из налогового уведомления сумму налога полученного в результате перерасчёта земельного налога по земельному участку, используемому мною в личных целях.

Конечно, нужно было просить суд признать применение ставки 1,5% при исчислении земельного налога в отношении земельного участка используемого в личных целях НЕЗАКОННЫМ, а потом уже обязать ИФНС исключать сумму налога, но я этого не сделал.

Соответствует ли моей просьбе во встречном иске следующая норма пп.3 п. 1 ст. 124 КАСС РФ?

Если да, то достаточно ли этого, что бы суд рассмотрел мой встречный иск?

ответы на вопрос:

Думаю судья ошибся. В соответствии со ст. 131 КАСС РФ Ваш документы обладает статусом встречного иска. Советую обжаловать действия судьи. Не мог он статус изменять. Должен был рассмотреть как встречный иск.

На ваш встречный иск судья должна была вынести документ о принятии его либо об отказе в принятии встречного иска. Определение об отказе в принятии встречного иска подлежит обжалованию. Если ваши требования приобщены как возражения то обжаловать вы не сможете. Данное обстоятельство вы сможете обжаловать только в апелляционном порядке в случае вынесении решения не в вашу пользу.

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 28.12.2018)

КАСС РФ Статья 131. Подача и условия принятия встречного административного искового заявления

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

Суть Вашего иска - возражение доводам истца.

Во встречном иске Вы могли оспаривать отказ ФНС сделать перерасчет.

Встречный иск подается по правилам предъявления иска (КАСС РФ, ст. 131).

Статья 124 КАСС РФ. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Владимир Согласно ч. 2 ст.128 КАСС РФ

об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии административного искового заявления, и решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена. Копия этого определения направляется указанному лицу не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

3. Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.

4. На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба.

Таким образом, суд, отказывая в принятии встречного административного иска должен был вынести определение и решить вопрос о возврате госпошлины. Из Вашего вопроса следует, что суд этого не сделал. Если определение не выносилось, то Вы можете обжаловать данное действие суда в апелляционной жалобе.

Судья правильно определил Ваш "встречный иск" как возражение на исковое заявление ИФНС, по тексту это возражение. КРОМЕ ТОГО, встречный иск подается по общим основаниям предъявления иска, через канцелярию суда, уплатой госпошлины и т.д.

КАСС РФ Статья 131. Подача и условия принятия встречного административного искового заявления

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

2. До принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Если Вы назвали свой документ как встречный иск, то суд не мог произвольно поменять статус на возражения. Он должен был принять определение по нему - или принять для совместного рассмотрения или отказать принятии, Мое мнение - он должен был отказать в принятии встречного иска. Так как он не отвечает условиям его предъявления, ст.131 КАСС РФ.

в принципе, у ответчика по делу есть право предъявления встречного иска.

Второй вопрос, что встречные иски не всегда принимаются судами.

КАСС РФ Статья 131. Подача и условия принятия встречного административного искового заявления

1. Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

1) между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;

2) удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;

3) встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

2. До принятия судом первой инстанции судебного акта, которым завершается рассмотрение административного дела по существу, административный ответчик может предъявить административному истцу встречное административное исковое заявление для рассмотрения его совместно с первоначальным административным исковым заявлением.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Для более детального ответа надо видеть все документы по сути дела, и, в частности, то судебное определение, о котором Вы ведете речь.

Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений. - в соответствии с частью 3 статьи 131 КАСС РФ.

Полагаю, Ваш иск не соответствует нормам статей 125-127 КАСС РФ.

Поэтому такой иск, с такой подачей не принят судом. Что соответствует нормам закона.

В апелляционной жалобе аргументируйте доводами иска, а также можете подать иск повторно. Но не как встречный.

Судья не права. Но так как она иск ст. 131 КАСС РФ не приняла как иск, и не вынесла определение о его принятии или оставлении без движения, то вы это обжаловать сейчас не можете, только после вынесения решения по делу. В настоящее время вы могли возражать и чтобы ваши возражения были занесены в протокол судебного заседания. Вы имеете право, если не пропустили срок обращения в суд ещё раз подать этот иск в суд через регистрацию его в суде. Если пропустили срок, ходатайствовать о его восстановлении. В любом случае можно добиться его принятия судом.

Всего доброго в разрешении Вашего вопроса!

Безусловно, право подачи встречного иска у вас имеется в соответветствии с пп.2 п.1 ст. 131 КАСС РФ, однако иск должен быть сформулирован таким образом, чтобы удовлетворение встречного административного искового заявления исключало полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления. В этом и кроется главный нюанс. В вашем так называемом иске вы просили суд исключить из налогового уведомления от 24 октября 2018 года сумму налога, полученную в результате перерасчета земельного налога». В правовом смысле это фактически есть ваши возражения в части исковых требований налоговой инспекции, а вам нужно было подать иск о признании незаконным акта налоговой проверки, на основании которой вам был начислен налог, с которым вы не согласны. То есть нужно было правильно формулировать. Поэтому обжаловать бессмысленно.

к сожалению, судья в вашем случае прав. Ваши требования об исключении из уведомления налогового органа суммы налога на имущество, не используемое в предпринимательской деятельности не являются исковыми. Вы даёте свою позицию на исковые требования истца поясняете, какая сумма налога подлежит, удовлетворению, а какая нет, при этом не заявляете самостоятельное требование. Встречный иск-требование, которое может быть рассмотрено в отдельном процессе, как самостоятельное требование, но для целесообразности и экономии времени рассматривается в одном процессе вместе с иском другой стороны.

В вашем случае вы не можете заявить самостоятельно свое требование об исключении сумм налога из уведомления. Необходимо подавать исковое об оспаривании самого решения налогового органа. В соответствии со статьей 138 НК РФ (ред. от 06.06.2019)

НК РФ Статья 138. Порядок обжалования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Содержание вашего заявления не соответствует встречному исковому заявлению и не может быть принято как исковое на основании статьи 131 КАСС РФ.

Огромное спасибо за Ваши советы.

Остался один не выясненный вопрос.

Согласно п. 3 ст. 131 КАСС РФ Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Статья 124 КАСС РФ. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

Во встречном иске, в просительной части, я просил суд обязать ИФНС исключить из налогового уведомления сумму налога полученного в результате перерасчёта земельного налога по земельному участку, используемому мною в личных целях.

Конечно, нужно было просить суд признать применение ставки 1,5% при исчислении земельного налога в отношении земельного участка используемого в личных целях НЕЗАКОННЫМ, а потом уже обязать ИФНС исключать сумму налога, но я этого не сделал.

Соответствует ли моей просьбе во встречном иске следующая норма пп.3 п. 1 ст. 124 КАСС РФ?

Если да, то достаточно ли этого, что бы суд рассмотрел мой встречный иск?

ответы на вопрос:

Да, норму пп 3 п. 1 ст. 124 КАСС РФ можно указывать. Она не будет лишней.

В принципе этого будет достаточно. Т.к. суд по Вашему заявлению обязан рассмотреть встречный иск.

Подайте снова иск (встречный) закон позволяет и просите признать применение ставки 1,5% при исчислении земельного налога в отношении земельного участка используемого в личных целях незаконным, 2 пунктом по обязательствам фнс ст.131 КАСС РФ

Да данные требования будут рассмотрены как встречные требования.

Указанные административные исковые требования будут рассмотрены как встречные требования и можете ссылаться на норму пп 3 п. 1 ст. 124 КАСС РФ.

Вам надо подавать исковое заявление в порядке установленном законодательством, в самом исковом, в теле, в самом текст иска просите признать его встречным исковым заявлением и так же пишите ходатайство об объединении данных дел.

3. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

КАСС РФ Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

Консультант Плюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в п. 2 ч. 2 ст. 125 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством кот.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

В __________ районный суд

Административный истец: …
(наименование или Ф.И.О.)
адрес: … (место жительства или
пребывания/место нахождения)
(сведения о государственной
регистрации)
(для гражданина - дата и место рождения)
телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Представитель административного истца:
(данные с учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик-1: …
(наименование налогового органа)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик-2: …
(наименование вышестоящего
налогового органа)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Госпошлина: 300 рублей

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения налогового органа
о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения

"___"________ ___ года административным ответчиком-1 в отношении административного истца принято решение N ___ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. … Налогового кодекса РФ, выразившегося в ……

Указанным решением в отношении административного истца применено наказание в виде …

"___"_________ ___ года указанное решение обжаловано административным истцом в вышестоящий орган (административный ответчик-2) путем подачи жалобы N ___.

Жалобу административного истца от "__"_________ ___ года N __ о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения административный ответчик-2 добровольно не удовлетворил, сославшись на … (указать мотивы отказа).

(Вариант: жалоба осталось без ответа, что подтверждается …)

Административный истец считает решение административного ответчика-1 от "___"_________ ___ года N ___ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение административного ответчика-2 от "___"_________ ___ года N ___ об оставлении жалобы без удовлетворения незаконными и необоснованными в связи с …, нарушающими права и законные интересы административного истца, а именно: …, что подтверждается …

В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 137, п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 124, 125, 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

признать незаконным и отменить решение административного ответчика-1 от "___"________ ___ года N ___ о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. … Налогового кодекса РФ.

Приложение:
1. Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от "___"_______ ___ года N ___.
2. Копия жалобы административного истца от "___"________ ___ года N ___.
3. Доказательства отказа вышестоящего органа от удовлетворения заявления (жалобы) административного истца.
4. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
5. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
6. Доверенность представителя административного истца от "___"________ ___ года N ___ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
7. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

"___"_______ __ г. Административный истец (представитель): ________/ Подпись _________ / (Ф.И.О.)

Комментарии:

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (для физических лиц - 300 рублей).

Подать в суд на налоговую инспекцию может любой гражданин, если его права и интересы нарушены решением, действием или бездействием ИФНС. Физические лица должны обращаться в районный суд.

Порядок обращения в суд

Порядок обращения в суд
Процедура обжалования действий (бездействия), решений налогового органа и его должностных лиц предусматривает 2 этапа: досудебный и судебный. До суда обязательно необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган и дождаться решения вопроса либо истечения срока, отведенного налоговикам на ответ. Иначе суд заявление не примет, сославшись на отсутствие обязательной процедуры досудебного урегулирования спора.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 1 года с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Для некоторых (специальных) случаев законом может быть установлен другой срок. Если срок пропущен и это связано с уважительными причинами, которые есть возможность подтвердить, вместе с жалобой (или в тексте жалобы) нужно подготовить заявление о восстановлении пропущенного срока.

Зачастую вышестоящий орган отказывает в удовлетворении жалобы. В этом случае у гражданина есть выбор – подавать апелляционную жалобу в ФНС либо сразу обращаться в суд.

Как только вопрос с досудебным урегулированием спора решен, и он не дал положительного итога, у гражданина появляется право на обращение в суд. Первой судебной инстанцией будет районный суд. На подготовку заявления отводится 3 месяца. Срок нужно считать с момента, когда гражданин узнал (должен был узнать), что в удовлетворении его жалобы (апелляционной жалобы) отказано.

Обращение в суд должно иметь форму административного искового заявления и предполагает выдвижение одного или нескольких требований, в частности:

  • признание нормативного акта налогового органа недействующим;
  • признание незаконным оспариваемого решения (действия, бездействия) налогового органа;
  • обязывание налогового органа принять решение по определенному вопросу или устранить допущенные нарушения, совершив ряд определенных действий;
  • обязывание налогового органа воздержаться от определенных действий;
  • установление наличия или отсутствия у налогового органа полномочий по спорному вопросу.

В исковом заявлении нужно указать:

  1. Наименование суда, в который подается иск.
  2. Данные заявителя – ФИО, место жительства (регистрации), контактная информация.
  3. Данные ответчика – наименование налогового органа, его местонахождение.
  4. Права и интересы, которые нарушены оспариваемым решением, действием или бездействием.
  5. Основания для иска и доводы в его подтверждение.
  6. Требования к ответчику.
  7. Сведения о досудебном рассмотрении жалобы на ИФНС, его итогах.
  8. Ходатайства перед судом (например, об истребовании доказательств, о приостановлении действия оспариваемого решения).

Иск готовится по правилам, установленным ст. 125 КАС РФ, а также:

  • ст. 209 КАС РФ – если оспаривается нормативный акт (приказ, распоряжение и т.п.);
  • ст. 220 КАС РФ – если оспаривается решение, действия или бездействие.

К заявлению обязательно нужно приложить доказательства своей позиции, копию оспариваемого акта или решения и копию решения вышестоящего налогового органа, принятого в рамках досудебного урегулирования спора. Госпошлину платить не надо. Иск подается в суд по месту нахождения ИФНС, которая является ответчиком по делу.

Граждане по своему усмотрению направляют копии материалов ответчику – такой обязанности законом не установлено.

Обращение в суд может быть представлено лично, направлено почтой, а если есть возможность – в электронной форме.

Важные нюансы разрешения налоговых споров

Важные нюансы разрешения налоговых споров
Споры граждан с налоговыми органами достаточно серьезно отличаются от аналогичных споров юридических лиц. В основном обращения с жалобами связаны с начислением и доначислением налогов, списанием долгов со счетов, привлечением к ответственности за неуплату налогов и с отказом в предоставлении вычета. Крайне редко встречается оспаривание нормативных актов – на это идут лишь наиболее инициативные граждане.

В целом среди налоговых юристов считается, что практика налоговых споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции, весьма непоказательна. Ведущая роль принадлежит арбитражным спорам, но такие прецеденты нельзя в чистом виде применять к спорам между ИФНС и гражданами. Эта ситуация серьезно сказывается на оценке перспектив дела – нужно очень внимательно смотреть, стоит ли вообще идти в суд.

Последние годы ФНС делает ставку на досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками. В отличие от многих других госорганов, эта система работает достаточно эффективно. Поэтому на первом этапе обжалования решения, действий или бездействия налоговиков целесообразно сосредоточиться на подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган. Как правило, это региональный уровень по отношению к районным или межрайонным инспекциям. Найти адрес ИФНС и вышестоящего налогового органа можно на сайте ФНС РФ – www.nalog.ru.

Налоговики очень внимательно анализируют судебную практику по спорам с налогоплательщиками, и для них судебные прецеденты – не пустой звук. Если ранее по делу, похожему на ваше, было принято определенное решение, оно практически 100% воспринимается налоговыми органами как руководство к действию. Таким образом, оценить перспективу жалобы и административного иска обычно несложно. До суда, как правило, доходят налоговые споры, по которым нет прецедентов, либо дела, в которых налогоплательщик решил бороться до конца, несмотря на плохие перспективы.

Готовясь к судебному процессу, важно:

  1. Проанализировать, на что именно ссылается налоговый орган, отказывая в удовлетворении жалобы.
  2. Изучить судебную практику по схожим спорам – какое решение принимал суд, чем мотивировал.
  3. Привлечь налогового юриста, если ранее подобных дел в судебной практике не было, либо затруднительно самостоятельно подготовить позицию, доказательства, оценить перспективы.

Читайте также: