Вставьте пропущенные слова соответствующие смыслу как результат введения налога кривая s смещается в

Опубликовано: 20.09.2024

Десятипроцентное обложение налогом литра бензина повысит его цену, и как следствие – уменьшится объем спроса.

На рис. 8 показано влияние налога на рынок бензина. Налог для производителя – это увеличение его издержек, следовательно, цена литра бензина для покупателей поднимется на сумму, равную сумме налогообложения.

Налог воздействует на предложение товара, как увеличение издержек производства, одновременно увеличение издержек производства, одновременно уменьшая прибыльность продажи продукта. Как результат введения налога кривая предложения смещается влево с S до S1. На рисунке видно, что появляется новая цена: Р перемещается в Р1 с одновременным сокращением объема продаж, Q1 перемещается к Q2. На практике вся сумма налога не включается в цену, так как это может привести к резкому сокращению объема производства, что больно отразится на производителях, продавцах и покупателях. Налог делится между продавцом и покупателем.

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Эластичность - это способность одной переменной измениться под влиянием изменения другой переменной.

Рассмотрим взаимоотношения спроса и цены.

Эластичность спроса относительно ценыпоказывает, на сколько процентов изменяется спрос на определенный товар при изменении его цены на 1 %.

.ЕД=(∆Q/Q) / (∆Р/Р)= (Q1 -Q0) / Q0 / (Р1-Р0) / Р0, где ЕД- коэффициент эластичности; Q0 – спрос на товар до изменения цены; Q1- спрос после изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса относительно цены всегда будет отрицательным, так как спрос и цена меняются в противоположных направлениях.

Ценовая эластичность позволяет прогнозировать возможные расходы потребителями своего дохода, что влияет на ценовую тактику производителей.

Если небольшое изменение в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным (Е>1).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называют неэластичным (Е

Исходя из формулы Е=% ∆Q /% ∆Р спрос будет эластичным, если данное процентное изменение цены приведет к большому процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Пример. Снижение цены на 3 % вызывает увеличение спроса на 6 %- спрос эластичный, или снижение цены на 6% приводит к росту спроса на 2 % - спрос неэластичный. Коэффициент эластичности в данном случае равен 13(26).

Ситуация, когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, называется спросом с единичной эластичностью.

Пример. Снижение цены на 6 % приводит к росту спроса на 6 %. Коэффициент эластичности в этом случае равен 1 (Е=1).

В экономике крайне редко бывают случаи, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Такой спрос называется совершенно неэластичным.

совершенно эластичный спрос

На рис.9 кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно неэластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной линии.

Как правило, спрос неэластичен на товары и услуги, которые являются жизненно необходимыми или не имеют заменителей, или доля расхода потребителей на эти товары крайне незначительна.

На товары, которые имеют заменители или являются предметом роскоши, спрос эластичный.

В экономике часто проявляется эффект Гиффена, т.е. ситуация, когда повышение цен на все товары вызывает увеличение спроса на определенный товар. Этот товар называется «низшим» (низшей категории), спрос на него находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя. Как правило, на этот товар приходится значительная часть бюджета семьи. Перекрестная эластичность (ПЭС) показывает изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие товары. Для анализа данного вида эластичности все товары делятся на три группы: товары – заменители, комплементарные (дополняющие) и независимые товары. Перекрестная эластичность измеряется по формуле:

ЕС=∆QX/QX/∆Pу/Pу , где Qx – спрос на один товар; РУ – цена другого товара.

Величина ПЭС может быть положительной, нательной и нулевой.

Если два товара взаимозаменяемы и служат одинаковым целям, их ПЭС будет положительным. Если резко увеличилась цена на пепси – Колу, то резко возрастает спрос на кока – Колу.

Комплементарные товары - кофе и кофеварка. Эти товары взаимно усиливают удовлетворение от их потребления. Они имеют отрицательную ПЭС. Если два товара независимы друг от друга, то их ПЭС равна 0. Увеличение цен на капусту не скажется на спросе на автомобили.

Эластичность спроса по доходу (ЭСД)измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. Исчисляется по формуле:

Где Еi – эластичность спроса по доходу (ЭСД); l – доходы потребителя; Q - количество купленного товара.

Значение Еi может быть положительным, отрицательным числом или нулем.

Положительная ЭСД подразумевает, что увеличение в доходе (при прочих равных условиях) сопровождается увеличением объема покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную ЭСД. Товары где ЭСД больше единицы и увеличивается при росте дохода, называют предметом роскоши.

Увеличение в доходе влечет увеличение в потреблении товаров (все выражается в процентах).

Обратите внимание на кривые Энгеля. (рис.10), иллюстрирующие влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов.

0 I

Рис.10Q- количество потребляемого товара

I- доходы потребителя

3-высококачественные товары и услуги

Первый закон Энгеляутверждает: чем выше уровень жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего качества.




Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7


Финансы и банковские услуги
История
Экономика
Экономическая теория
Капитал

Законы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения -2 часа.

1. Составить логическую схему по теме.

Сформулируйте определения и приведите примеры.

Взаимозаменяемые товары

Взаимодополняемые товары

Вспомните, какие факторы вызывают изменение спроса при неизменных ценах. Сформулируйте определение.

Закон спроса

5. Сформулируйте понятие.

6. На основании данных, приведенных в таблице, постройте кривые S и D. Определите рыночную цену.

Цена за товарную

Величина предложения за неделю

7. Подумайте, какие неценовые факторы могут влиять на предложение.

8. Подумайте над ситуациями. Ответы запишите.

Государство установило максимальный уровень цен на сахар. Что в данном случае могут предпринять производители?

Государство установило минимальный уровень цен на тонну картофеля. Какая ситуация может сложиться на рынке?

9. Вставьте пропущенные слова, соответствующие смыслу.

Как результат введения налога кривая S смещается в ______ , цена на продукт_____

На практике налог оплачивается/делится_____________________________________

10. Сформулируйте определения.

Эластичность

Ценовая эластичность

11. Напишите формулу ценовой эластичности и объясните ее смысл.

При каком условии товар эластичен?

При каких условиях товар неэластичен?

12. Сформулируйте парадокс Гиффена.

13. Объясните значение парадокса Гиффена для предпринимателей.

14. Напишите примеры товаров.

15. Напишите определения и формулы.

Перекрестная эластичность

Эластичность спроса по доходу

16. Выберите правильный ответ.

Если спрос на видеотехнику эластичен по цене, то снижение цены на нее приведет к тому, что:

а) увеличатся расходы населения на видеотехнику;

б) население откажется от приобретения данного товара;

в) возникнет ажиотажный спрос на видеотехнику;

г) спрос будет, но несколько сократится.

Правительство ввело субсидии на выпущенную сельскохозяйственную технику. Это может привести к:

а) увеличению спроса на технику;

б) увеличение предложения техники;

в) уменьшению предложения техники;

г) повышению эластичности предложения техники.

17. Эластичность спроса по доходу на продовольственные товары равна 0,4. При данном коэффициенте эластичности население расходовало на питание 25% своего дохода. Рассчитайте долю расходов на питание при увеличении доходов на 5%.

18. Выберите правильный ответ.

Если цена товара неэластичного спроса возросла с 300 руб. до 350 руб. то выручка производителя:

а) сократилась;

в) осталась прежней;

г) повела себя неэластично;

д) повела себя эластично.

19. Эластичность спроса по цене на радиоприемники равна 6. Цена спроса на них возросла на 20%. Рассчитайте изменение величины спроса.

20. На российском рынке спрос на компьютеры абсолютно эластичен. Допустим, что их предложение увеличилось. Что произойдет на рынке:

а) P и Q останутся без изменения;

б) P возрастет, а Q останется без изменения;

в) Q возрастет, а P останется без изменения;

г) возрастет спрос на компьютеры, что отразится на росте P.

Практическое занятие 3.

Рыночный механизм - 2 часа.

1. Составьте логическую схему по теме.

2. Решите задачу.

Функция спроса равна Qd = 100 - Р, а функция предложения

Qs = 2*P – 50, где Р – цена в руб., а Qd, Qs соответственно величины спроса и предложения (шт.).

Найдите равновесную цену и равновесное количество.

3. Ниже приведены данные о ситуации на рынке.

Предложение (тыс. шт.)

Начертите графики спроса и предложения, укажите на них точку равновесия. Определите выручку предпринимателей в данной точке.

Практическое занятие 4.

Теории поведения потребичаса.

1. Логическая схема по теме.

2. Продолжите фразу.

Рыночный спрос формируется на основе

3. Сформулируйте цель поведения потребителя на рынке.

4. Сформулируйте определение

5. Нарисуйте и объясните кривые безразличия.

6. Выведите закон предельной полезности (MV) и обоснуйте взаимосвязь предельной полезности и спроса.

7. Сформулируйте определение.

Бюджетное ограничения

8. По приведенным данным постройте кривую безразличия.

На основании таблицы и графика запишите свой вывод.

9. Выберите правильный ответ.

Максимальная предельная полезность возможна при:

а) употреблении первой единицы блага;

б) при выходе потребителя на определенный уровень насыщения;

в) употреблении последнего блага;

г) увеличении потребления блага на последующую единицу.

Снижение предельной полезности связано с:

а) уменьшением количества приобретаемых единиц определенных благ;

б) получаемым удовлетворением от потребления определенного набора благ;

в) увеличением количества приобретаемых единиц определенных благ;

г) падением общей полезности.

Кривая безразличия характеризует:

а) реальные возможности спроса семьи;

б) изменения в предложении товаров;

в) возможности приобрести определенное количество разных товаров;

г) снижение предельной полезности.

Кривая безразличия не учитывает:

а) потребительские предпочтения;

в) доход потребителя;

10. Сформулируйте цель поведения потребителя на рынке.

11. Студент в свободное от учебы время работает в рекламном агентстве и зарабатывает 800 руб. в неделю. Заработанные деньги он тратит на посещение кинотеатров и платной библиотеки. Постройте график и определите, какая из перечисленных комбинаций услуг находится на бюджетной линии, если билет в кинотеатр стоит 100 руб., а в библиотеку 50 руб.

Кол-во посещений кинотеатра

Кол-во посещений библиотеки

12. Кривая предельной полезности и кривая спроса имеют отрицательный наклон. Как вы это можете объяснить? Могут ли эти кривые иметь положительный наклон?

13. Предельная полезность варенья для Карлсона выражается уравнением

MVв =45-3Qв, предельная полезность хлеба MVx=100-10Qx. Цена одного батона равна 1 руб., одной банки варенья 2 руб. Сколько Карлсон может купить варенья и хлеба на 25 руб?

14. Работник зарабатывает 4500 руб. в месяц. Если он все деньги истратит на питание в столовой, то посетит ее 75 раз. Если у него возникнет желание купить компакт – диски, он сможет купить 9 штук. Определите, сколько дисков он сможет купить, если посетит столовую 25 раз.

15. Рассчитайте недостающие данные и постройте графики общей и предельной полезности на основании данных таблицы:

Содержание

«Утверждаю»

Зав. кафедрой экономики

филиала МГОУ в г. Воскресенске

« ______» ________ 2009 г.

Индивидуальные задания

по дисциплине «Экономическая теория»

для студентов дневного отделения I-II курса

филиала МГОУ в г. Воскресенске

( по специальности 080507 «Менеджмент организации»)

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ– I курс 2 семестр

Практическое занятие 1.

Экономическая наука и ее функции. – 2 часа.

  1. Составьте логическую схему темы.

  1. Сформулируйте определение.

Экономика – это наука

  1. Вспомните, какие проблемы исследует экономическая теория.

  1. Сформулируйте понятия.

Микроэкономика

Мезоэкономика

Макроэкономика

Метаэкономика

Мировая экономика

  1. Выберите правильный ответ.

Предметом изучения микроэкономики являются:

а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм;

б) конкурентная борьба как основа бизнеса;

в) формирование совокупного спроса и предложения;

г) развитие экономической системы.

Предметом изучения макроэкономики не являются:

а) вопросы индексации заработной платы работников бюджетной сферы;

б) курс евро на межбанковской валютной бирже;

в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Буревестник»;

г) динамика роста ВВП.

  1. Сформулируйте определение.

Экономическая теория
  1. Сформулируйте определение.

Экономический закон

  1. Докажите на примерах, используя знания дисциплины «история», что экономическая теория в своих исследованиях широко применяет исторические и логические подходы.

  1. Обоснуйте, почему экономическая теория служит экономической основой для других экономических наук.

  1. Сформулируйте определения.

Рыночные экономические агенты

Не рыночные экономические агенты

Экономические интересы

Средства производства

Производительные силы

Производственные отношения

Способ производства

  1. Сформулируйте понятие собственности как экономической категории.

  1. Перечислите виды собственности.

  1. В чем вы видите отличительные черты акционерной и коллективной форм собственности?

  1. Подумайте, какая форма собственности способна обеспечить наибольшую эффективность производства и почему.

Практическое занятие 2.

Экономические блага и их классификация. Потребности – 2 часа.

  1. Составить логическую схему темы

  1. Сформулируйте определения:

- Экономическое благо

- Потребность

- Первичные потребности

- Вторичные потребности

  1. Заполните таблицу.

  1. Из всех потребностей выделяются коллективные. Почему?

  1. Напишите причины действия закона «возвышения потребностей».

  1. Что относится к экономическим благам?

Практическое занятие 3.

Экономические ресурсы. Основные факторы: труд, капитал, земля. Дополнительные факторы: предпринимательские способности, информация – 2 часа.

  1. Составить логическую схему темы

  1. Сформулируйте определения.

Экономические ресурсы

Предпринимательские способности

  1. Каковы общие и отличительные черты понятий «производство» и «услуга»?

  1. Составить доклад пооднойиз тем (3 компьютерных страницы).

Земля как фактор производства

Капитал как фактор производства

Труд как фактор производства

Предпринимательские способности как фактор производства

Информация в предпринимательстве

Практическое занятие 4.

Затраты и результаты. Компромиссы в экономике – 2 часа.

1. Составить логическую схему темы

  1. Сформулируйте определение.

Процесс производства

  1. На основании нижеприведенных данных:
  1. нарисуйте кривую производственных возможностей;
  2. объясните, что показывает каждая точка на кривой;
  3. определите альтернативную стоимость масла в альтернативе 3.

  1. Выберите правильный ответ

Альтернативные издержки обучения на коммерческом отделении колледжа не включают в себя:

а) плату за обучение;

б) оплату питания;

в) расходы на учебную литературу;

г) зарплату, которую мог получить студент, если бы он работал, а не учился.

5. Перед предпринимателем всегда стоят три известных вам вопроса. Подумайте, всегда ли необходимо ему находить ответ на вопрос «Для кого производить?».

6. Назовите и обоснуйте, какое воспроизводство сегодня характерно для России.

7. Решите задачу.

После окончания колледжа вы работаете бухгалтером в солидной фирме и получаете за час работы 600 руб. Вам необходимо отремонтировать свой автомобиль. Перед вами встает вопрос: отремонтировать самостоятельно, потратив при этом 40 часов, или нанять мастера, с оплатой за час работы 350 руб. Однако мастер просит включить в оплату время, фактически затраченное на ремонт автомобиля, и время, которое он затратит на дорогу от своего дома до гаража, в общей сложности 50 часов. Свой ответ подтвердите расчетами.

8. Дополните фразу.

_____________ -это цена ___________ выгоды.

Выражается через _________ или через деньги.

9. Вильфредо Парето писал: «… Ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других». Раскройте экономическую значимость этого утверждения.

Практическое занятие 5.

История экономических учений – 2 часа.

  1. Составить логическую схему темы.

  1. Составить доклад по теме (3 компьютерных страницы). Выбрать одну из школ экономики (маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм).

МИКРОЭКОНОМИКА – II курс 3 семестр

Практическое занятие 1.

Предмет и метод микроэкономической теории -2 часа.

  1. Составить логическую схему по теме.

  1. Сформулируйте определения:

Конкуренция

  1. Заполните таблицу «Положительные и отрицательные стороны свободного рынка».

  1. Заполните таблицу «Основные виды рынков».

  1. Заполните таблицу «Общие и отличительные черты свободного и регулируемого рынка».

  1. Выберите правильный ответ.

Какие из перечисленных недостатков характерны для свободного рынка:

а) рынок дифференцирует участников по уровню жизни;

б) рынок заставляет производителей выпускать те товары, в которых нуждаются потребители;

в) рынок не в состоянии обеспечить общество товарами, услугами, в которых оно нуждается;

г) а, б, в – одни недостатки.

Что соответствует определению рынка:

а) совокупность социально – экономических отношений в процессе обмена продуктами труда;

б) огромный «аукцион», где постоянно «играют» цены в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг;

в) определенная форма организации и взаимодействия экономических связей между участниками рынка, основанная на принципах свободной купли и продажи и обеспечивающая экономические связи между производством, распределением, обменом и потреблением;

г) а, б, в – ответы верны.

  1. В чем вы видите отличие рынка совершенного от несовершенного?

  1. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Ответ обоснуйте.

  1. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР?

  1. Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие форм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие медленно? Почему все общество не превращается в одну огромную фирму?

  1. Сформулируйте определение.

Фирма

  1. Заполните схему.

1. Сформулируйте определения.

Рынок________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкуренция_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

2. Заполните таблицу «Позитивные и негативные стороны свободного рынка».

Позитивные стороны Негативные стороны

3. Заполните таблицу «Основные виды рынков».

С точки зрения законодательства По экономическому назначению По пространствен­ному срезу

4. Заполните таблицу «Общие и отличительные черты сво­бодного и регулируемого рынка».

Общие черты Отличительные черты
свободного рынка регулируемого рынка

5. Выберите правильный ответ.

Какие из перечисленных недостатков характерны для сво­бодного рынка:

а) рынок дифференцирует участников по уровню жизни;

б) рынок заставляет производителей выпускать те товары, в которых нуждаются потребители;

в) рынок не в состоянии обеспечить общество товарами, услугами, в которых оно нуждается;

г) а, б, в — одни недостатки.

Что соответствует определению рынка:

а) совокупность социально-экономических отношений в процессе обмена продуктами труда;

б) огромный «аукцион», где постоянно «играют» цены в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг;

в) определенная форма организации и взаимодействия экономических связей между участниками рынка, основанная на принципах свободной купли и продажи и обеспечивающая экономические связи между производством, распределением, обменом и потреблением;

г) а, б, в — ответы верны.

6. В чем вы видите отличие рынка совершенного от несовершенного?

7. Сформулируйте определения и приведите примеры.

Взаимозаменяемые товары

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимодополняемые товары

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вспомните, какие факторы вызывают изменение спроса при неизменных ценах.

9. Сформулируйте определение.

Закон спроса

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие факторы могли повлиять на смещение кривой спроса D в положение D1 или D2?


11. Перечислите факторы, влияющие на смещение кривой предложения S в положение S1или S2.


12. Объясните, почему кривая D имеет отрицательный на­клон, а кривая S — положительный.

13. Сформулируйте понятие.

Закон предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. На основании данных, приведенных в таблице, постройте кривые S и D. Определите рыночную цену.

Цена за товарную единицу Величина спроса за неделю Величина предло­жения за неделю

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какие из нижеперечисленных факторов (предложение увеличивается, усиление конкуренции покупателей, цены снижа­ются, товар трудно купить, увеличение конкуренции продавцов, на рынке избыток товаров, цены повышаются, предложение сокращается, спрос сокращается, спрос больше предложения, спрос меньше предложения) характеризуют изменение цены выше равновесной и ниже равновесной ? В соответствии с ва­шим мнением расставьте их на рисунке.


16. Подумайте, какие неценовые факторы могут влиять на предложение.

17. Подумайте над ситуациями. Ответы запишите.

Государство установило максимальный уровень цен на тонну сахара. Что в данном случае могут предпринять производители?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государство установило минимальный уровень цен на тонну картофеля. Какая ситуация может сложиться на рынке?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Вставьте пропущенные слова, соответствующие смыслу.

Как результат введения налога кривая S смещается в __________________, цена на продукт________________________________

На практике налог оплачивается / делится _______________________________________________________________________________________________________________________________

11. Сформулируйте определения.

Эластичность_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ценовая эластичность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Напишите формулу ценовой эластичности и объясните ее смысл.

При каком условии товар эластичен?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При каких условиях товар неэластичен?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Сформулируйте парадокс Гиффена.

14. Объясните влияние парадокса Гиффена на бизнес.

15. Напишите примеры товаров.

Взаимозаменяемые Комплиментарные Независимые

16. Напишите определения и формулы.

Перекрестная эластичность

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эластичность спроса по доходу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. По рисункам определите названия кривых спроса, имею­щих разную степень эластичности, и напишите их названия (кривая совершенно эластичного спроса, кривая эластичного спроса, кривая совершенно неэластичного спроса, кривая неэла­стичного спроса).


18. Объясните, почему линии DD на нижних рисунках зада­нии 17 прямые.

19. Нарисуйте кривые Энгеля, иллюстрирующие влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов. Охарактеризуйте каждую кривую.

20. Выберите правильный ответ.

Если спрос на видеотехнику эластичен по цене, то снижение цен на нее приведет к тому, что:

а) увеличатся расходы населения на видеотехнику;

б) население откажется от приобретения данного товара;

в) возникнет ажиотажный спрос на видеотехнику;

г) спрос будет, но несколько сократится.

Правительство ввело субсидии на выпущенную сельскохозяйственную технику. Это может привести к:

а) увеличению спроса на технику;

б) увеличению предложения техники;

в) уменьшению предложения техники;

г) повышению эластичности предложения техники.

21. Эластичность спроса по доходу на продовольствен­ные товары равна 0,4. При данном коэффициенте эластично­сти население расходовало на питание 25 % своего дохода. Рассчитайте долю расходов на питание при увеличении до­ходов на 5 %.

22. Выберите правильный ответ.

Если цена товара неэластичного спроса возросла с 300руб. до 350 руб., то выручка производителя:

в) осталась прежней;

г) повела себя неэластично;

д) повела себя эластично.

23. Эластичность спроса по цене на радиоприемники рав­на 6. Цена спроса на них возросла на 20 %. Рассчитайте изме­нение величины спроса.

24. На российском рынке спрос на компьютеры абсолютно эластичен. Допустим, что их предложение увеличилось. Что произойдет на рынке:

а) Р и Q останутся без изменения;

б) Р возрастет, a Q останется без изменения;

в) Q возрастет, а Р останется без изменения;

г) возрастет спрос на компьютеры, что отразится на росте Р.

date image
2015-07-14 views image
16891

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 4.4).


Рис. 4.4. Последствия введения налога.

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.


Рис. 4.5. Последствия введения субсидий.

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

Читайте также: