Всемирная торговая организация обязует стран участниц отменить все импортные пошлины

Опубликовано: 12.05.2024




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

История создания ВТО


Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации


  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Функции и задачи ВТО


Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО


Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО


Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.

Всемирная торговая организация (ВТО – англ. World Trade Organization (WTO)) – организация, созданная в 1995 году с целью наладить международную торговлю и установить регулирование торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО начала свою деятельность в качестве преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

Всемирная торговая организация ВТО – это сообщество стран, признающих ее Устав и придерживающих основных соглашений, регулирующих внешнюю торговлю. В настоящее время ВТО не является органом ООН и располагает механизмами решения вопросов торговли между государствами участниками.

Штаб квартира ВТО находится в Женеве, Швейцария. В состав организации входят как развитые, так и развивающиеся страны со всех континентов. Изначально странами-участницами Всемирной Торговой Организации являлись 77 государств. На 2021 год в ее состав входит 164 члена (160 международно признанных государств, Тайвань, 2 зависимые территории и Европейский союз).

Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization)

Официальный сайт ВТО: www.wto.org

Какие задачи выполняет ВТО?

В задачи ВТО входят:

  • контроль за выполнением соглашений и договорённостей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. В целом ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, стремясь убрать любые протекционистские барьеры.

Что дает стране вступление в ВТО?

Основными преимуществами от членства в ВТО являются:

  • помощь в создании благоприятных условий на международном торговом рынке в виде развития стабильных, прочных торговых взаимоотношений между странами-участницами (в том числе помощь в создании выгодных условий во внешнеэкономической политике);
  • ликвидация всяческой дискриминации, защита интересов как национальных, так и общих у стран-членов ВТО, если они ущемляются другими странами-партнерами;
  • помощь в осуществлении намеченных планов, возникновение новых торгово-экономических интересов.

Все страны, вступившие во Всемирную Торговую Организацию, обязуются исполнять условия соглашений, юридических документов, которые объединяются под единым термином «Многостороннее торговое соглашение» (МТС). Иными словами, организация предоставляет пакет соглашений (контрактов), правил, определенных норм, которые управляют всей мировой торговлей.

Из международных организаций статус наблюдателей получили: Всемирный банк, ООН и МВФ.

Вступление России и ВТО

Переговоры о вступлении России в ВТО длились 18 лет. Полноправным членом организации РФ стала с 22 августа 2012 года. Наиболее сложными были переговоры с США и Евросоюзом. В частности, с Вашингтоном долгое время не удавалось решить вопросы по доступу на российский рынок американской свинины и по защите прав интеллектуальной собственности, с ЕС — по экспортным пошлинам на лес, по сельскому хозяйству, по условиям промышленной сборки автомобилей на территории РФ.

Небольшое видео с основной информацией про ВТО. Оно немного старое, поэтому количество участников не совпадает с текущим, но смысл остается неизменным.

Полезные статьи по теме

  • Что такое МВФ?
  • Что такое ОПЕК?
  • Что такое экономические санкции?
  • Что такое саммит G20 или саммит Большой двадцатки?
Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568

Содержание

Членами ВТО на июль 2019 г. являются 164 страны. После присоединения России ВТО регулирует 95%-97,1% мировой торговли (по разным оценкам).



Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Генеральный директор ВТО — Паскаль Лами (январь 2013).

Бюджет организации составляет порядка 163 млн. евро по состоянию на 2012 год.

В ВТО работают 640 человек (январь 2013).

Официальные языки: английский, французский, испанский.

Принципы и функции ВТО

Основополагающие принципы и правила ВТО:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшие функции ВТО:

  • содействие либерализации торговых режимов и устранению барьеров в торговле между странами-членами;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО.

ВТО и Россия

К осени 2011 года РФ получила согласие на вступление в организацию от всех ее участников, кроме Грузии. В начале ноября 2012 года Москва и Тбилиси при посредничестве Швейцарии смогли согласовать двустороннее соглашение по ВТО, а затем подписали его.

Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года. Переговоры о присоединении России продлились рекордные 18 лет с июня 1993 по декабрь 2011.

Россия - это последний член двадцатки крупнейших национальных экономик и ЕС (G20), а также последняя из пяти быстроразвивающихся стран группы БРИКС, которая стала 156 членом организации с 22 августа 2012. За эти годы рабочая группа провела 29 регулярных сессий по согласованию условий присоединения.

Некоторые последствия вступления для России:

  • Недискриминационный доступ к экономикам 156 стран мира.
  • Постепенное снижение средней ставки российских таможенных тарифов с 10% до 7,8%. В отдельных секторах, таких как машиностроение, ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены с текущего среднего уровня 25% (январь 2013 г) до 15%. Снижение ввозных таможенных пошлин на 1/3 товаров начиная с 2012 года, на 1/3 товаров начиная с 2015 года, на оставшиеся 1/3 товаров начиная с 2018 года. Ожидается, что эти сокращения значительно увеличат импорт товаров. Европейский союз, как основной торговый партнер России, оценивает, что снижение тарифов сэкономит на импортных пошлинах для европейских экспортеров 2,5 млрд. евро в год. Это позволит одному только Европейскому союзу экспортировать в Россию дополнительно товаров на сумму 3,9 млрд. евро в год
  • До 11% роста ВВП в долгосрочной перспективе (оценка Всемирного банка).
  • Устранение экспортных ограничений на 2 млрд. долларов США в год (оценка Министерства экономического развития России).

Обязательства России перед членами ВТО зафиксированы в Протоколе, Перечне обязательств по товарам, Перечне обязательств по услугам, являющихся частями Протокола, а также Докладе Рабочей группы по присоединению России к ВТО.

Права и обязательства перед членами ВТО повлияют на Россию в трех основных направлениях (прогнозы января 2013 г):

  • Во-первых, членство повлияет на импорт и экспорт продуктов.
  • Во-вторых, обязательства повлияют на рынок услуг. Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. Виды услуг включают в себя: банковские и услуги на рынке ценных бумаг; страхование; бухгалтерский учет и аудит; телекоммуникации и другие. Всемирный банк оценивает, что в результате присоединения к ВТО потребление услуг в России вырастет на 5,3%
  • В-третьих, затронет сферы инвестиций и интеллектуальной собственности.

В рамках присоединения к ВТО Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным компаниям доступ к национальному режиму, то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила что и для российских. А также доступ к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), означающий, что если Россия предоставит благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО, то он должен действовать для лиц из любого другого члена ВТО.

Основой ВТО являются системы договоренностей по шести направлениям (текущий статус по ним для России представлен ниже):

  • По торговле товарами (регулируется Соглашением по товарам).
  • По торговле услугами (регулируется Соглашением по услугам).
  • По инвестиционным мерам (регулируется Соглашением по инвестициям (TRIMs - Agreement on Trade-Related Investment Measures). В части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность применения временно противоречащих ВТО мер.
  • По интеллектуальной собственности (регулируется Соглашением по интеллектуальной собственности (TRIPS - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). Определяет условия распространения режима ГАТТ 1994 года на результаты интеллектуальной деятельности, определяет права и обязательства России, как члена ВТО, в области защиты прав интеллектуальной собственности при торговле товарами.
  • По механизмам разрешения споров (регулируется Соглашением о правилах и процедурах разрешения споров (DSU - Understanding on rules and procedures governing the settlement of disputes). Разрешение торговых споров осуществляется различными способами в рамках ВТО. Предпочтительнее разрешать споры путем консультаций и переговоров, и данная процедура является обязательной на первоначальном этапе возникновения споров, но не всегда эффективной. Доступ к механизмам ВТО по разрешению споров предоставляет возможность защиты российских интересов в случае, если они ущемляются другими членами ВТО. * По госзакупкам (регулируется Соглашением по госзакупкам (TPRM - Trade Policy Review Mechanism) – (еще не подписано). Регулирует правила и процедуры, связанные с проведением тендеров при осуществлении государственных закупок товаров и услуг. Государственные органы будут заключать договоры на основе принципа транспарентности, согласно опубликованным законам, правилам и рекомендациям. Россия направила запрос о получении статуса наблюдателя по данному Соглашению после присоединения к ВТО и начала соответствующие переговоры об участии в Соглашении.

В принятых обязательствах Россия оговорила некоторые ограничения в отношении иностранных партнеров. Ограничения коснутся:

  • ценообразования (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, носящих дискриминационный характер по отношению к импорту товаров);
  • особых экономических зон (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ);
  • технического регулирования (возможность сохранения ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО);
  • сельского хозяйства (возможность повысить уровень поддержки сельского хозяйства);
  • инвестиционного регулирования (Соглашения по инвестициям (TRIMs) (в части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность временного применения мер, противоречащих ВТО).

После получения Россией статуса члена ВТО российские компании получили право входить на иностранные рынки, причем с учетом тех обязательств, которые взяли на себя соответствующие члены ВТО. И такие обязательства могут быть для российских компаний более благоприятными, нежели тот режим, который распространялся на них до вступления России в ВТО.

Соглашение по услугам

Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. На сайте www.Russia-WTO.ru доступны юридические обзоры по 16 видам услуг, в том числе:

Как следует из проведенного анализа, обязательства, которые Россия берет на себя при вступлении в ВТО в отношении различных сфер услуг, крайне неоднородны. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, как, например, в телекоммуникации, в то время как в страхование и другие секторы приход иностранных игроков, напротив, ограничивается. В русскоязычной версии обязательств России также есть ряд серьезных юридико-технических неточностей, в частности, в отношении услуг банков, что может создавать для бизнеса потенциальные риски.

В обзорах также показывается, как позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Кроме того, обязательства Россия сравниваются с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг.

История

2021: ВТО впервые возглавила женщина

В феврале 2021 г ВТО впервые в истории возглавила женщина, на пост гендиректора организации назначена экономист из Нигерии Нгози Оконджо-Ивеала.

У Оконджо-Ивеалы довольно богатый послужной список.

  • Два срока была министром финансов Нигерии (2003-2006, 2011-2015), несколько месяцев - министром иностранных дел Нигерии.

  • Являлась членом совета директоров транснациональной банковской корпорации Standard Chartered, членом совета директоров Twitter, старшим советником инвестиционного банка Lazard.

  • Поработала на руководящих должностях во Всемирном банке, МВФ, Африканском банке развития. В это время является членом консультативного совета Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Дольше всего проработала во Всемирном банке - 25 лет.

  • В 2015 году Нгози Оконджо-Ивеала занимала пост председателя GAVI (Global Alliance for Vaccines and Immunisation, или Глобального альянса по вакцинам и иммунизации), который был создан в 2000 году миллиардером Биллом Гейтсом.

2020: США "намерены принять меры в отношении ВТО" из-за решения не в их пользу

Соединенные Штаты намерены принять меры в отношении Всемирной торговой организации (ВТО). С таким заявлением в сентябре 2020 г выступил президент США Дональд Трамп, комментируя решение третейской группы ВТО, признавшей незаконным повышение Вашингтоном пошлин на китайские товары.

«

»

Третейская группа ВТО признала противоречащим правилам коммерции повышение Соединенными Штатами в 2018 и 2019 годах пошлин на китайские товары. Свое решение арбитры опубликовали во вторник на сайте ВТО. Уточняется, что «оспариваемые [Китаем] меры не соответствуют» ряду статей Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года.

В свою очередь, по словам арбитров, «США не смогли продемонстрировать, что эти меры являются оправданными». В связи с этим китайская сторона выразила надежду, что Вашингтон будет соблюдать данное постановление ВТО. Министерство коммерции подтвердило, что КНР «согласна с объективным и справедливым решением экспертной группы».

Как стало известно 12 декабря 2014 года, подписание договора по уменьшению и устранению таможенных пошлин на ИТ-продукты для стран-участников Всемирной торговой организации (ВТО), включая Россию, отложено. Камнем преткновения стали взаимоотношения между Китаем и Южной Кореей.

1995: Основание ВТО на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле

ВТО основана 1 января 1995 года в результате Уругвайского раунда переговоров, проходившего с 1986 по 1994 годы, и на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году.

  • Внешняя политика /
  • Международные организации /
  • Всемирная торговая организация (ВТО) /

Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена в соответствии с Марракешским соглашением от 15 апреля 1994 года. Приступила к деятельности с 1 января 1995 года. Является преемницей ГАТТ. Штаб-квартира - г. Женева (Швейцария). Генеральный директор - Роберто Азеведо (Бразилия) , назначенный на четырехлетний срок с 1 сентября 2013 года.

Цель . ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе ряда обязательных многосторонних соглашений:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС);

- Соглашение по применению Статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговый кодекс);

- Соглашение по предотгрузочной инспекции;

- Соглашение по правилам происхождения;

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

V. Механизм обзора торговой политики.

VI. Необязательные для присоединения торговые соглашения с ограниченным кругом участников:

- Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

- Соглашение по правительственным закупкам.

ВТО также является форумом для переговоров между ее членами по вопросам международной торговли. За всю историю ГАТТ состоялось восемь раундов многосторонних торговых переговоров, последний Уругвайский раунд - в 1986-1994 гг. В ходе четвертой Министерской конференции ВТО (Катар, ноябрь 2001 года) принято решение о начале нового, девятого раунда, получившего название "Раунд развития". Результаты 9 Министерской конференции (Индонезия, 2013 г.) дают основание надеяться, что участники ВТО смогут достичь прогресса в ходе Дохийского раунда.

Структура . Высшим органом является Министерская конференция, объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются, как правило, каждые два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный Совет. В ведении Генерального Совета находятся два специальных органа: по обзору торговой политики (ООТП) и по разрешению споров (ОРС). Кроме того, Генеральному Совету подотчетны комитеты по торговым переговорам, региональным торговым соглашениям, торговле и развитию, по ограничениям, связанным с торговым балансом, по бюджету, финансам и административным вопросам и др.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархи ВТО: Совету по торговле товарами (Совет ГАТТ), Совету по торговле услугами и Совету по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС) занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Первая Министерская конференция ВТО состоялась 9-13 декабря 1996 г. в Сингапуре, вторая – 18-20 мая 1998 г. в Женеве (Швейцария), третья – 30 ноября - 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США), четвертая – 9-13 ноября 2001 г. в Дохе (Катар), пятая – 10-14 сентября 2003 года в Канкуне (Мексика), шестая – 13-18 декабря 2005 года в Гонконге (Китай), седьмая – 30 ноября - 2 декабря 2009 года в Женеве (Швейцария), восьмая – 15-17 декабря 2011 года в Женеве (Швейцария) , девятая – 3-6 декабря 2013 года на о. Бали (Индонезия).

По итогам Девятой Министерской конференции был принят «Балийский пакет», включающий ряд соглашений и договоренностей по упрощению торговых процедур, стимулированию торговли аграрной продукцией, обеспечению продовольственной безопасности, а также поддержке наименее развитых стран.

Взносы . Члены и наблюдатели ВТО вносят финансовый взнос, утверждаемый Генеральным Советом. Размер взноса пропорционален доле страны в мировой торговле.

Привилегии . Сотрудники ВТО и представители государств-членов ВТО пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (ООН) 1947 г., а также Соглашением между Всемирной торговой организацией и Швейцарской Конфедерацией о статусе, привилегиях и иммунитетах ВТО в Швейцарии от 2 июня 1995 года.

Принятие решений . В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено соглашениями ВТО.

Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Членство . В настоящее время членами ВТО являются 159 стран, включая Российскую Федерацию с 22 августа 2012 года, еще более 20 стран, в том числе Казахстан и Белоруссия – партнеры России по Таможенному союзу, - ­ведут переговоры о присоединении к ВТО.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Обязательства Российской Федерации перед ВТО

1. Обязательства по товарам

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом следующие:

ЕТТ: средневзвешенная ВТО: средневзвешенная
Начальный уровень* Конечный уровень**
Вся номенклатура 10,293 11,850 7,147
С/х товары 15,634 15,178 11,275
Промышленные товары 9,387 11,256 6,410

* Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться с даты присоединения России к ВТО.

** Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться по истечении переходных периодов.

Примечания: расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из «дальнего зарубежья» в 2008 - 2010 гг.

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2 - 3 года. По наиболее чувствительным товарам - 5 - 7 лет.

По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентных пункта.

Обязательства в отношении отдельных товарных групп:

- Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5% в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2 - 3%).

- Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случаев не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5% - 5%. В тех же случаях, когда снижение будет более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс), оно будет происходить в течение 5 - 6-летнего переходного периода.

- Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

- В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7 - 9%.

- В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение будет происходить в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.

- На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до 12,5 - 12% за 1 - 3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6 - 8%, в отдельных случаях до 3 - 5%.

- Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет.

- Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки).

- С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 г.

Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, по мясу птицы и свинине - ужесточатся.

2. Обязательства по услугам

Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако, в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ое ограничение с даты присоединения и будет отменено через 5 лет. При этом с 2004 года 49%-ое ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний - однако, ограничения, предусмотренные обязательствами России, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эти филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.

В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

3. Системные обязательства

В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время систему лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя).

Сохранится система уведомлений в отношении товаров, содержащих криптографическую составляющую.

Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или с использованием отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ, правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.

Особые экономические зоны

Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных законодательством России.

Переходный период, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным в истории ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнет получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.

Охрана прав интеллектуальной собственности

В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ВТО постепенно принимались нормативные акты, которые не только приводили российское законодательство в соответствие с нормами ВТО, но и совершенствовали его.

В результате действующее российское законодательство полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности. Обязательства в рамках ВТО лишь подтверждают это.

Ценообразование на энергоносители

Российская политика в области ценообразования должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.

Санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование

Обязательства России направлены на обеспечение соответствия системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, а также технического регулирования правилам ВТО.

Применяемые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры Российской Федерации должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска.

Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. При этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций.

Будет обеспечена прозрачность процедуры, согласно которой импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных.

В части технического регулирования Российская Федерация будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Техническое регулирование будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация будет обеспечивать необходимый уровень транспарентности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.

Обязательства по поддержке сельского хозяйства

Обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает ее в течение короткого периода после присоединения.

Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд. долларов США (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет «связан» на нынешнем уровне.

Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО (как и в настоящее время) не будут использоваться экспортные субсидии в сельском хозяйстве.

Обязательства Российской Федерации перед ВТО

Текст обязательства размещен на сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в Internet (http://www.economy.gov.ru)

Обзор документа

16 декабря 2011 г. был подписан Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. Приведен перечень обязательств нашей страны перед ВТО.

Во-первых, предусмотрено снижение ставок импортных пошлин по всем товарам. Это будет происходить постепенно, в течение 2-3 лет. По наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. Так, пошлины на бытовую электротехнику и электронику будут на уровне 7-9% (в настоящее время - 15%). Заметно снизят или обнулят ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение 7 лет будет уменьшаться пошлина на новые легковые автомобили (с 25 до 15%). На молоко, сливки и сливочное масло пошлины снизятся с 25 до 20%. Сохранятся тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы.

Во-вторых, Россия открывает иностранным страховым компаниям доступ на внутренний рынок. Через 9 лет после присоединения к ВТО разрешается работа в стране "прямых" филиалов иностранных страховых фирм. Однако предусмотрен ряд ограничений.

Будет запрещено прямое субсидирование экспортеров (как в промышленности, так и в сельском хозяйстве). До 1 июля 2018 г. сохранится режим "промышленной сборки" автомобилей. Уровень господдержки в сельском хозяйстве будет постепенно сокращаться. Россия сохранит право применять более жесткие санитарные, ветеринарные и фитосанитарные требования, чем предусмотрено международными стандартами.

Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ льгот позволит полностью реализовать инвестиционные проекты на условиях, установленных законодательством России.

Сохранится госрегулирование цен на энергоносители для некоммерческих потребителей.

Напомним, что Россия должна ратифицировать пакет документов по вступлению в ВТО до 15 июня 2012 г. Через 30 дней после получения ВТО подтверждения о ратификации наша страна станет полноправным членом этой организации.

Читайте также: