Впервые оценка налоговой системы была осуществлена

Опубликовано: 30.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Система национальных счетов(СНС)– система взаимосвязанных статистических показателей, построенных в виде счетов и таблиц, для получения общей картины экономической деятельности страны.

    Термин национальное счетоводство был введен голландским экономистом Ван Клиффом.

    История СНС.

    Впервые оценка Налоговой системы была осуществлена английским экономистом Уильямом Петти, а первая макроэкономическая модель была создана французом Франсуа Кене.(Экономическая таблица). По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Дж. Стоун и другие. Впервые, в 1945 году принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в "Белой книге". Возникшие проблемы сопоставления на практике макроэкономических показателей экономики различных стран предопределило необходимость стандартизации и унификации национальных счетов.

    Создаётся исследовательский центр под руководством Ричарда Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. В ООН стандарт был принят под названием "Система национальных счетов и вспомогательных таблиц". В 1968 была принята новая версия международного стандарта СНС ("Синяя книга"), просуществовавшая до 1993 года. Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность - разделение по секторам. В 1993 была выработана третья поныне действующая версия международной СНС. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.

    Что касается России, то она перешла к СНС в 1991 году .

    Функции СНС:

    · Обзор итогов экономической деятельности страны за определенный срок

    · Обзор происходящих структурных изменений

    · Обзор системы взаимосвязей между субъектами макроэкономики

    · Анализ уровня жизни населения

    Теоретическая основа СНС.

    1. Принцип двойной записи (важный прием бухгалтерского учета). По форме счета СНС сходны со счетами бух.учета. Имеют Т-образную форму.

    Классы счетов в СНС:

    · Счета производства, потребления и капиталовложений

    · Счета финансирования капитальных затрат.

    использование
    ресурсы
    Счет производство:

    Итого ресурсов
    Итого использовано
    1.Выпуск
    2. Промежуточное потребление 3.Валовая добавленная стоимость(3=2-1)

    2.Оценка стоимости создаваемого продукта базируется на концепции факторов производства, а не на трудовой теории стоимости. (с 1993г понятие факторного дохода заменяется понятием первичного дохода)

    Факторы производства:

    Факторный доход – доход от использования ресурсов домашних хозяйств

    Первичный доход – это доход, который получают хозяйствующие субъекты от участия в процессе производства и от собственности.

    Например:

    Плата за труд – оплата труда (плата за труд + набавки, премии и т.д.)

    Прибыль предприятий – валовая прибыль (прибыль + амортизация)

    Таким образом, понятие первичного дохода шире, чем понятие факторного дохода.

    3. Доход (национальный, первичный, распределенный и т.п.) – это сумма денег, которую можно потратить на покупку товаров и услуг, не уменьшая при этом своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. (определение Джона Хикса – английского экономиста, лауреата Нобелевской премии).

    4.Все хозяйствующие субъекты в СНС группируются по иституциональным секторам (в отличие от модели отраслевого баланса Леонтьева)

    Критерий группировки:

    Сектора:

    · Нефинансовые организации – организации, которые осуществляют производство товаров и услуг с целью реализации их на рынке (коммерческие фирмы)

    · Финансовые – организации, которые аккумулируют свободные финансовые активы и предоставляют их на определенных условиях инвесторам (банки)

    · Государственное управление – организации, которые перераспределяют национальный доход и богатство и предоставляют бесплатные услуги обществу.(налоговая служба РФ)

    · Домашние хозяйства – организации, которые участвуют в производстве товаров и услуг (ИП), предоставляют рабочую силу и приобретают товары и услуги.

    · Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства – организации, которые предоставляют бесплатные услуги своим участникам (общественные организации, религиозные организации)

    Вопрос №10

    Национальное богатство как макроэкономическая категория. Показатели и состав национального богатства. Финансовые и нефинансовые активы.

    Национальное богатство –это совокупность накопленных в стране нефинансовых активов и чистых финансовых активов по состоянию на определенный период времени.

    Между НБ и созданным в стране общественным продуктом существует прямая связь, т.к. общественный продукт является основным источником пополнения и обновления НБ. Когда физический объем общественного продукта увеличивается, как правило, растет и НБ за счет материализованных в тех или иных составных элементах НБ сбережений частного сектора и государства.

    Структура НБ.


    Нефинансовые активы – это объекты, которые находятся во владении хозяйствующих субъектов и приносят им доход (как реальный, так и потенциальный)

    Производственные нефинансовые активы:

    1. Материальные:

    · Основные фонды – имущество, используемое более 1 года, по стоимости соответствующее 50 МРОТ (1МРОТ=4611р). Здания, сооружения, транспорт, скот, плодовые сады.

    · Запасы материально оборотных средств – производственные запасы сырья и материалов, незавершенное производство, готовая продукция, товары, которые приобретаются для продажи.

    · Ценности – дорогостоящие предметы длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимости. Со временем их стоимость не понижается, а повышается. Антиквар, ювелирные украшения, произведения искусства.

    · Потребительские товары длительного пользования(справочно)

    2. Нематериальные:

    · Затраты на разведку полезных ископаемых

    · Затраты на программное обеспечение, базы данных и т.п.

    · Оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы, искусства(оригиналы, не копии)

    Непроизводственные нефинансовые активы:

    1. Материальные:

    · Невыращиваемые биологические ресурсы (лес, рыба, дикие животные, растения)

    · Водные ресурсы – запасы подземных вод.

    2. Нематериальные:

    · Патенты, авторские права, лицензии

    · Договоры об аренде

    · «Гудвилл» - преимущества, которые получает покупатель при приобретении уже существующей фирмы по сравнению с организацией новой (запатентованные способы производства, квалифицированный персонал, репутация, клиенты)

    Финансовые активы– активы, которым противостоят финансовые обязательства другого собственника.

    Чистая стоимость финансовых активов – стоимость финансовых активов минус обязательства хозяйствующих субъектов данной страны.

    Финансовые активы:

    v Монетарное золото и СДР

    Монетарное золото – золото, которое принадлежит руководящим кредитно-денежным учреждениям страны и хранится в качестве финансовых активов.

    Специальные права заимствования (СДР Special Drawing Rights) – платежное средство, создаваемое МВФ в качестве международного финансового актива и распределяемое между странами с целью пополнения резервов данной страны. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Обращается только внутри МВФ.

    v Наличные деньги и депозиты (банковские билеты, банкноты, монеты, депозиты, текущие счета, переводимые депозиты)

    v Ценные бумаги (кроме акций)

    v Страховые технические резервы – деньги страховых организаций

    v Другие счета дебиторов и кредиторов (авансовые счета, торговые кредиты)

    v Прямые иностранные инвестиции

    Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием НТП, сопровождается не только увеличением, но и изменением его структуры. Основной долгосрочной тенденцией является повышение роли нематериального богатства. Это обусловлено, с одной стороны, повышением роли человеческого капитала как фактора социально-экономического прогресса и связанным с этим развитием системы здравоохранения, общего и специального образования, с другой – интенсивной разработкой и внедрением информационных технологий и товаров, являющихся носителями информации.

    Система национальных счетов – это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объёмы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование.

    СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

    − измерение объёмов производства за определённый промежуток времени;

    − выявление существующих тенденций в экономике;

    − организация экономической политики государства.

    К показателям, связанным с СНС, относят: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение, чистое кредитование и чистое заимствование, национальное богатство, сальдо внешней торговли.

    История СНС. Впервые оценка Налоговой системы была осуществлена английским экономистом Уильямом Петти, а первая макроэкономическая модель была создана французом Франсуа Кене. По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Дж. Стоун и другие.

    Впервые, в 1945 году, принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в «Белой книге». Возникшие проблемы сопоставления на практике макроэкономических показателей экономики различных стран предопределили необходимость стандартизации и унификации национальных счетов.

    Белая книга – это официальное сообщение в письменном виде, обычно этот термин применяется в США, Великобритании, Ирландии и других англоговорящих странах. Это может быть:

    1. государственное сообщение, поясняющее политику;

    2. справочный документ для корпоративных клиентов;

    3. официальная документация, содержащая описание решения.

    Такие документы могут быть использованы для принятия решений.

    «Белая книга 1939 года» была опубликована после провала Сент-Джеймсской конференции. (Началась 7 февраля 1939 года в Лондоне, в Сент-Джеймсском дворце. Она должна была найти решение ситуации в подмандатной Палестине. Малькольм Джон Макдональд, министр по колониям Великобритании, пригласил арабскую (под руководством Амина аль-Хусейни) и еврейскую делегацию (под руководством Хаима Вейцмана) для обсуждения проблемы. Встреча закончилась без результата 17 марта 1939 года. Арабская сторона не признавала еврейскую, а та потребовала повышение квоты еврейской иммиграции в Палестину, дополнительные еврейские поселения и создание легальных вооружённых сил самообороны. Арабы отвергли Декларацию Бальфура (которая предусматривала получение Великобританией морального права на контроль над Палестиной после Первой мировой войны (2 ноября 1917 г.)) и требовали запретить еврейскую иммиграцию и приобретение земли евреями. По итогам конференции британское правительство разработало и приняло так называемую Белую книгу Макдональда, которая в существенной части удовлетворяла арабские претензии и стала поворотным пунктом в отношениях между британским правительством и сионистской организацией).

    В «Белой книге 1939 года» указывалось, что «целью правительства Его Величества является основание в течение десяти лет независимого палестинского государства». В течение последующих пяти лет количество иммигрантов-евреев не должно было превышать 75000 человек, и еврейское население должно было составить не более 1/3 населения Палестины. Через 5 лет въезд евреев в страну запрещался, «если арабы Палестины будут возражать против иммиграции», а покупка евреями земли запрещалась либо ограничивалась.

    Создаётся исследовательский центр под руководством Ричарда Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. В ООН стандарт был принят под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц». В 1968 г. была принята новая версия международного стандарта СНС («Синяя книга»), просуществовавшая до 1993 года. Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность – разделение по секторам.

    Синяя книга:

    1) Британское правительственное издание, получившее своё название из-за цвета обложки.

    2) Ежегодно публикуемые Центральным статистическим бюро Великобритании «Британские национальные счета», в которых содержатся данные о национальном доходе и расходах Великобритании в целом и по отдельным секторам экономики. До 1983 г. издание называлось «Национальные доход и расходы».

    В 1993 г. была выработана третья версия международной СНС. Ныне действующая система появилась в 2008 г. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.

    Что касается России, то она перешла к СНС в 1991 году и стала использовать второй стандарт (1968 года).

    В настоящее время в биржевой торговле используется ряд СНС как индексы деловой активности.

    До 1991 года в СССР в качестве инструмента макроэкономического анализа использовался Баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ представляет собой систему макроэкономических показателей, основанную на марксистских концепциях, созданную в 20-е годы в СССР для описания и анализа централизованно планируемой экономики. Макроэкономические показатели представлялись в сводных балансовых таблицах, которые включались в БНХ. Баланс народного хозяйства отражал все фазы процесса расширенного воспроизводства – производство, распределение, обмен, потребление и все его элементы – средства, предметы труда и рабочую силу. БНХ характеризовал структуру общества: производственную, экономическую, социальную и отраслевую. С помощью БНХ решались важнейшие задачи экономики:

    1) Разрабатывались основные народнохозяйственные пропорции.

    2) Обеспечивалась возможность проверки сбалансированности государственного плана.

    3) Использовался БНХ как инструмент для разработки годовых и перспективных планов.

    Главной задачей БНХ являлось обеспечение согласованности объёма и структуры общественного производства с объёмом и структурой общественных потребностей. Общественные потребности при централизованно планируемой системе классифицировались на производственные и непроизводственные. К производственным потребностям относились потребности в средствах производства и рабочей силе на производственные нужды и расширение производства. К непроизводственным потребностям относились личные и общественные потребности. Соотношение между уровнем удовлетворения непроизводственных потребностей, с одной стороны, и потребностей текущего производства и накопления – с другой, и возможностями удовлетворения всех потребностей означало сбалансированность экономики.

    В практике планирования и учёта разрабатывалось два вида балансов народного хозяйства: отчётный и плановый.

    Плановый БНХ разрабатывался Госпланом СССР на основе показателей отчётного баланса и данных по итогам выполнения плана. Он был призван дать характеристику будущего процесса воспроизводства в целом, а также в разрезе отдельных отраслей и социальных секторов, темпов развития отраслей производства, намечаемых изменений в пропорциях и соотношениях в народном хозяйстве в плановом периоде в соответствии с требованиями объективных экономических законов и конкретными задачами централизованно планируемой экономики.

    БНХ целиком охватывал государственное хозяйство и лишь часть кооперативного. Следует отметить, что баланс народного хозяйства не носил директивного характера. Это был расчётный документ, призванный через систему обобщённых показателей представить процесс воспроизводства более наглядным. Показатели БНХ не доводились до конкретных исполнителей, не имели адресности и использовались только органами государственного управления и статистики.

    Донецкий национальный технический университет

    по дисциплине: Экономика общественного сектора

    на тему: Виды налогов, критерии оценки налоговых систем

    Слушателя Мирошниковой О.С.

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в Российской Федерации

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Список использованных источников

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Известно, что посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    налог платежеспособность нейтральность экономический

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в РФ

    В истории развития налогообложения зафиксировано довольно большое разнообразие налогов и сборов, которые в отдельные периоды входили в состав налоговых систем. Например, основным источником доходов княжеской казны в Древнерусском государстве была дань, а также взимались торговые и судебные пошлины. В эпоху Петра I в России кроме налогов с извозчиков, постоялых дворов, печей и многих других были установлены экзотические налоги за бороды и усы. Разные названия налогов в основном определялись объектом налогообложения. В XX в. перечень основных налогов стал более универсальным. Это – налоги с оборота, акцизы, налоги на прибыль, на имущество, подоходный налог с граждан и прочие. При этом, несмотря на разные названия, основным источником уплаты налогов в большинстве случаев является доход налогоплательщиков.

    Налоги, составляющие налоговые системы разных стран, принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по способу изъятия налоги разделяют на:

    Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, налог на прибыль и др. Косвенные налоги на товары и услуги обычно устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Они отличаются более широкими возможностями переложения их на конечного потребителя. Это НДС, акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины, регистрационные и лицензионные сборы и т.п.

    По соотношению прямых и косвенных налогов в совокупных налоговых поступлениях судят об особенностях налоговой системы. Согласно данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развимтия(сокр. ОЭСР,англ.Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD)– международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.), в экономически развитых странах обычно преобладает доля прямых налогов . В России, доля подоходных налогов (налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц) в налоговых доходах консолидированного бюджета превысила поступления НДС, изчего можно сделать вывод о преобладании прямого налогообложения. Если же в составе косвенных налогов учесть таможенные пошлины, становится ясным, что преобладание прямого налогообложения относительно невелико.

    По характеру налоговых ставок, который определяет соотношение сумм налога и налоговой базы, налоги делятся на:

    Пропорциональный налог предполагает использование единой налоговой ставки, которая не зависит от величины налоговой базы. Таков российский налог на доходы физических лиц, по которому установлена единая основная налоговая ставка 13%, НДС с его основной ставкой 18% и др. Прогрессивное налогообложение предусматривает рост ставки налога по мере увеличения налоговой базы. Во многих странах прогрессивные шкалы используются в подоходном налоге, а в России — при обложении налогом на имущество физических лиц.

    Регрессивное налогообложение, наоборот, предусматривает снижение ставки налога по мере роста налоговой базы. В России с 2001 г. регрессивные налоговые ставки установлены по единому социальному налогу. В то же время ряд налогов, особенно косвенных, несмотря на внешние признаки пропорционального налогообложения, имеют регрессивный или прогрессивный характер в отношении доходов населения, а НДС является регрессивным налогом для последних. В частности, акциз, установленный в виде фиксированной ставки в рублях на единицу товара, может быть регрессивным по отношению к лицам с высокими доходами и прогрессивным для малообеспеченных слоев населения.

    Если налог связан с конкретным видом общественных благ, средства на которые формируются за его счет, он называется специальным маркированным. Это платежи в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования, транспортный налог, идущий на содержание и развитие дорожной сети.

    Остальные налоги не имеют узкоцелевого характера, являются общими или немаркированными и могут использоваться на финансирование большей части различных общественных благ, предоставляемых государством. В современных налоговых системах доминирующее положение занимают общие налоги. Это обеспечивает гибкость бюджетной политики, возможность перераспределять налоговые доходы, не меняя налоговую систему. Федеративные государства обычно имеют трехуровневую налоговую систему, в которой налоги делятся на федеральные, или общегосударственные, региональные (налоги штатов, провинций, земель и т.д.) и местные. В Налоговом кодексе РФ эти группы налогов называются видами. Кроме того, налоги могут быть сгруппированы по субъекту уплаты (с юридических и физических лиц), способу обложения и ряду других классификационных признаков (см. табл1).

    Таблица 1. Классификационные признаки и виды налогов

    По способу изъятия

    По объекту налогообложения

    Имущественные Ресурсные или имеющие рентный характер Взимаемые с дохода, результатов деятельности Налоги на потребление Налоги со сделок

    По методу исчисления и характеру налоговых ставок

    Прогрессивные Пропорциональные Регрессивные

    По характеру связи с конкретным видом общественных благ

    Общие (немаркированные) Целевые (маркированные)

    По принадлежности к уровню власти и управления

    Федеральные Государственные (национальные) Региональные Местные

    По субъекту уплаты

    С юридических лиц

    С физических лиц

    По способу обложения

    Уплачиваемые на основе декларации

    Взимаемые у источника дохода

    Рассчитываемые на основе кадастра

    Российская налоговая система в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает налоги трех уровней, в том числе:

    – 3 региональных (уровень субъектов Федерации) ,

    Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

    В состав региональных налогов входят налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

    К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, Налоговый кодекс РФ регламентирует применение 4 специальных режимов:

    – системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога);

    – упрощенной системы налогообложения;

    – системы налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности;

    – системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджетной системы России формируется за счет налога на прибыль организаций, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и налоги на доходы физических лиц.

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По перечню налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, объектам налогообложения, льготам, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

    Несмотря на многообразие и сложность налоговых систем в разных странах, можно выделить две основные модели их построения. Одна модель налоговой системы базируется на налогообложении доходов. Так, основными источниками поступлений в федеральный бюджет США являются подоходный налог с физических ниц (свыше 45%), взносы в фонды социального страхования (около 37%), налог на прибыль корпораций (около 9%). Налогообложение потребления в США относительно невелико. Оно представлено региональным налогом с продаж, который обеспечивает около 30% дохода бюджетов американских штатов.

    Другая модель делает упор на налогообложение потребления — налоги взимаются в тот момент, когда доход тратится. Таков налог на добавленную стоимость, который обычно обеспечивает наибольшую долю бюджетных доходов. Доля поступлений НДС в бюджете Франции составляет более 41%, подоходного налога с физических лиц — более 18%, налога на акционерные общества (на прибыль) — около 11%.

    В налоговых системах ряда стран, таких как Италия, Скандинавские государства, сформировалась уравновешенная структура косвенных и прямых налогов. Теоретически, налоговые системы могут также строиться на основе преобладания ресурсных или имущественных налогов. Однако на практике эти налоги не являются ключевыми в доходах государств. Обычно они играют ведущую роль при формировании региональных и местных бюджетов.

    В современном мире происходит гармонизация налогообложения на территориях интегрирующихся государств путем определения основных принципов и правил организации налогового процесса в границах регионального экономического образования. Цель общей налоговой политики – выработка унифицированных форм и методов налогообложения, учитывающих как уровень развития и особенности модели национальной экономики отдельных государств, входящих в объединение, так и межгосударственные приоритеты объединенной экономики. Наглядным примером экономической интеграции государств с рыночной экономикой стало образование и развитие Европейского Союза (ЕС). Гармонизация и унификация налоговых систем в рамках ЕС прежде всего реализуется в отношении косвенных налогов, в частности НДС, для которого рекомендованы минимальная стандартная (на уровне 15%) и льготная (5%) налоговые ставки. Сохраняется применение нулевой ставки для товаров, экспортируемых за пределы стран ЕС, и освобождение от налога ограниченного круга социально значимых товаров.

    Чтобы смягчить влияние сближения действующих стандартных ставок НДС на величину бюджетных доходов отдельных стран, этот процесс происходит постепенно и допускает сохранение налоговых ставок в пределах установленного диапазона, например от 15 до 25%. В то же время сохраняются неравенство налогообложения для национальных корпоративных систем и налоговая конкуренция между регионами.

    При сравнении национальных налоговых систем с точки зрения эффективности выполняемых ими функций исходят из критериев их оценки, к которым можно отнести:

    -относительное равенство налоговых обязательств, экономическую нейтральность,

    – организационную простоту, гибкость и прозрачность для налогоплательщиков.

    Степень обеспечения равенства обязательств налогоплательщиков определяет уровень восприятия ими налоговой системы как справедливой. Поскольку налогообложение носит принудительный характер, необходимо стремиться к его равному воздействию им граждан и предпринимателей при сохранении определенной дифференциации на основе принципов полезности и платежеспособности. Принцип полезности или получаемых выгод увязывает величину налоговой нагрузки с объемами фактического потребления общественных и частных благ, получаемых от государства или с его помощью. Принцип платежеспособности предполагает соразмерность налогообложения и объективной способности налогоплательщиков уплачивать налоги, которая оценивается размером получаемых доходов, объемом покупок и другими показателями. Именно этот принцип во многом характеризует справедливость налоговой системы, но обеспечить полное равенство налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков весьма сложно.

    Критерий экономической нейтральности предполагает минимизацию искажающего воздействия налогов на рыночное поведение групп налогоплательщиков в различных сферах экономики. Однако именно налоги должны оказывать влияние на использование и распределение ресурсов общественного сектора, способствовать повышению эффективности их использования путем обеспечения сбалансированности налогового бремени с потребностями в общественных благах. Налоги являются инструментом более справедливого перераспределения доходов, изменения структуры и темпов развития производства, решения социальных задач, нейтрализации недостатков рыночной системы хозяйствования, например, в области противодействия загрязнению окружающей среды. Таким образом, нейтральность налогов следует понимать как минимизацию их негативного влияния на экономику и социальную сферу.

    Критерий организационной простоты предполагает снижение издержек налогового администрирования как у налоговых органов, гак и у налогоплательщиков. Это условие может быть реализовано при достижении ясности и единообразия налоговых обязательств, изложенных в налоговом законодательстве. Критерий гибкости предусматривает наличие способности налоговой системы быстро и адекватно реагировать на изменения экономических процессов. Оперативность реакции особенно важна в условиях избыточного роста или снижения экономических показателей, например для преодоления финансового кризиса. При этом характер налоговых ставок может выполнять функцию встроенного стабилизатора. Например, прогрессивные ставки налога на прибыль в определенной степени сдерживают стремление предприятий к по лучению сверхприбыли в период ее роста, а снижение ставок в пе риод спада обеспечивает опережающее снижение налогового бремени по сравнению с уменьшением массы прибыли.

    Критерий прозрачности налоговой системы реализуется в тех случаях, когда налогоплательщик способен самостоятельно или с минимальной помощью разобраться, понять особенности исчисления и уплаты действующих налогов, оценить влияние налоговой системы на достижение своих интересов. Этот критерий часто рассматривают в совокупности с критерием контролируемости; т.е. с наличием возможности для налогоплательщиков или их групп вносить коррективы в налоговую систему (например, через участие в выборах органов власти или референдумах), в той или иной сфере осуществлять контроль за формированием и функционированием бюджетной и налоговой систем, включая расходование бюджетных средств.

    При рассмотрении названных критериев в комплексе видно, что при их реализации могут возникать противоречия. Например, введение налоговых льгот может восприниматься как справедливое и, наоборот, как создание неравных условий для отдельных групп налогоплательщиков, как усложнение налогового администрирования, как нарушение критерия нейтральности. Поэтому на практике обычно принимаются компромиссные решения, отражающие баланс интересов различных сторон налоговых взаимоотношений.

    Основным источником доходов общественного сектора являются налоги, которые выполняют фискальную, регулирующую, контрольную, социальную и другие функции. Приоритетность различных функций налогов, принципов налогообложения, отдельных налогов в налоговой системе определяется экономической и социальной политикой государства. В демократическом обществе налоги выступают как отражение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

    При оценке эффективности функций, выполняемых национальной налоговой системой, исходят из критериев обеспечения равенства налоговых обязательств, экономической нейтральности, организационной простоты, гибкости и прозрачности.

    Список использованных источников

    1. П.В. Савченко, И.А. Погосов, Е.Н. Жильцов. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М,2010. — 763 с., 2010 – перейти к содержанию учебника

    2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2014 – 440с.

    3. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник для магистров – М.: МИГСУ, 2011 – 348 с.

    Действующее законодательство не содержит дефиниции термина "налоговая система", в то время как в научной и учебной литературе существует значительное количество определений понятия "налоговая система".

    Налоговая система была впервые определена в Законе РФ N 2118 от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке. Данное определение подвергалось критике со стороны правоведов, экономистов и практических работников, при этом стержнем критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно "пристегнуть" платежи неналогового характера к налоговым платежам [7, с. 66-67].

    В то же время некоторые авторы придерживаются именно "узкого" подхода в понимании налоговой системы. Так, Н.В. Миляков указывает, что налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Автор подчеркивает, что понятие "налоговая система" и применяемое Налоговым кодексом РФ словосочетание "система налогов и сборов" - синонимы [6, с. 83].

    В литературе неоднократно отмечалась некорректность отождествления понятия "система налогов" с понятием "налоговая система". В частности, на это указывает авторский коллектив Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко, определяя систему налогов как совокупность отдельных налогов, обладающую организационно-правовым и экономическим единством, а налоговую систему как совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения [13, с. 238]. Такого же понимания налоговой системы придерживается С.Г. Пепеляев, при этом подчеркивая, что понятие "налоговая система" характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы [8, с. 262].

    Существуют, по сути, схожие определения налоговой системы как основанной на определенных принципах системы урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения [10, с. 129; 12, с. 149].

    Э.Д. Соколова предлагает определение налоговой системы государства как правовой формы налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, т.е. налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения [11, с. 31].

    Имеющиеся в специальной литературе определения налоговой системы разнообразны, однако значительная их часть исходит из установления тех или иных элементов налоговой системы.

    Так, К.С. Бельский определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относится налоговая платежеспособность, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения [1, с. 55].

    Авторский коллектив И.А. Майбурова дает определение налоговой системы как целостного единства четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [7, с. 68].

    И.И. Кучеров указывает, что в широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Составляющими этой сложной системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права [4, с. 215].

    В.Г. Пансков придерживается следующего определения: налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства [9, с. 171].

    Согласно позиции Л.Н. Лыковой, налоговая система любого государства представляет собой:

    во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

    во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

    в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов [5, с. 82].

    Существуют и иные подходы к определению налоговой системы. По мнению В.В. Коровкина возможны два подхода к определению налоговой системы. Первый исходит из определения сущности и функционального назначения системы, второй базируется на определении ее содержания. Согласно первому налоговую систему можно определить как императивную структуру организации взаимоотношений между сувереном (в лице государства) и налогоплательщиками или систему отправления государственно-властных функций при формировании казны. Согласно второму под налоговой системой понимается взаимосвязанная совокупность всех существенных условий налогообложения, действующих в данной стране в данный конкретный период времени [3, с. 197].

    М.Н. Карасев указывает, что налоговая система, опосредуя большую часть или большинство общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения, является формальным выражением налоговой политики государства. Автор делает вывод о возможности характеристики налоговой системы с двух позиций. С одной стороны, как совокупности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений [2, с. 164].

    Налоговые системы можно классифицировать по различным основаниям.

    В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы подразделяют на:

    либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП;

    умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП;

    жесткофискальные, позволяющие перераспределить посредством налогов более 40% ВВП [7, с. 70-71].

    В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы подразделяют на:

    подоходные, делающие основной акцент на обложение доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов;

    умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов;

    косвенные, делающие основной акцент на обложение потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов [7, с. 71-72].

    В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы делятся на:

    централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений;

    умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений;

    децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений [7, с. 72].

    1. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. N 9. С. 48-55.

    2. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004. - 224 с.

    3. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2006. - 576 с.

    4. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфроР, 2009. - 473 с.

    5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. М.: Дело, 2004. - 400 с.

    6. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

    7. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

    8. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. - 591 с.

    9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 680 с.

    10. Парыгин В.А., Тадеева А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 480 с.

    11. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. N 1. С. 28-31.

    12. Теория и история налогообложения: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. - 368 с.

    13. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. - 528 с.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

    Авторы материалов сборника

    Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

    Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

    Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

    Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

    государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

    Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

    Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

    Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

    Читайте также: