Возвратный акциз на нефтяное сырье налоговый кодекс

Опубликовано: 09.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива - котельного или бункерного.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты - это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Средние дистилляты - это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

плотность 750 - 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

температура конца перегонки 215 - 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Как платит акциз получатель

Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

Вычет акциза

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

используются для судоходства или торгового мореплавания;

ходят под Государственным флагом РФ;

принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

Документы на вычет

Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией - поставщиком.

Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

Поправки в определение средних дистиллятов

Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

Поправки в порядок вычета

Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3251 просмотров | 784 загрузок

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в "Интерфаксе" на тему "Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?".

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы "Петромаркет", новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

По оценке "Петромаркет" обратный акциз не получают 8 нефтеперерабатывающих заводов России: Анжерский НГК, "ВПК-ОЙЛ", "Краснодарэконефть", "Новошахтинский НПЗ", "Первый завод", "Славянск Эко", "Томскнефтепереработка" и "Трансбункер" с общим суммарным объемом переработки - 17,1 млн тонн.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты "Петромаркета".

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач - снижение объема переработки нефти. "По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн", - отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой - в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить "незатейливые" программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании - до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

"Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных", - отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

"Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%", - сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ - "лишенцев" акциза на нефть - может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

"Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть", - отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

1621

(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

"Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму", - сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

"Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство", - сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов - повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз - если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года "прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер", говорится в законопроекте.

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент - 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

"Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть", - сказал Козак.

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году - $63,1 за тонну.

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как "Спю"), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается "пб"), светлых нефтепродуктов ("св"), включая масла и подакцизную ароматику, кокса ("кс") и темных нефтепродуктов ("т"), соотнесенных с объёмом сырья ("нс").

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году - 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента - 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.

Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти - Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).

(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)

Налоговый режим в нефтяной отрасли: завершение налогового маневра и введение НДД

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предусматривающие поэтапное снижение вывозных таможенных пошлин на нефть, газовый конденсат и нефтепродукты, вплоть до полного их обнуления с 2024 года, и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газовый конденсат в размере, равном снижению пошлин.

Также в рамках завершения налогового маневра был введен так называемый возвратный акциз на нефтяное сырье – ​механизм, предполагающий начисление акциза при направлении нефтяного сырья на переработку и получение вычета в повышенном размере. Право на получение возвратного акциза и возмещение соответствующих сумм из бюджета имеют организации – ​собственники нефтяного сырья, направляемого на переработку (в том числе на давальческой основе) в Российской Федерации.

Введение возвратного акциза на нефтяное сырье

Размер возвратного акциза на 1 т нефтяного сырья, направленного на переработку, зависит от фактически сложившихся макропараметров за истекший месяц (цена нефти Urals и курс доллара США) и корзины производимых на НПЗ продуктов. Для НПЗ, расположенных в отдельных регионах, установлен повышенный размер возвратного акциза: наибольшие значения повышающего коэффициента в формуле расчета акциза установлены для Красноярского края (1,5) и Иркутской области (1,4).

Также при определении суммы возвратного акциза учитывается так называемая демпфирующая составляющая (или демпфер), увеличивающая (при положительном демпфере) или уменьшающая итоговый размер возмещения акциза из бюджета в зависимости от объема поставок налогоплательщиком произведенных им автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок, а также соотношения величины экспортной альтернативы и условных цен внутреннего рынка продуктов. Одновременно в формулу расчета НДПИ на нефть было включено новое дополнительное слагаемое Кабдт, увеличивающее ставку налога в случае положительного демпфера.

Формула возвратного акциза на нефтяное сырье

Сумма начисленного акциза Сумма налогового вычета Сумма к возмещению из бюджета (возвратный акциз)
АНС × VНС АНС × VНС × 2 + КДЕМП АНС × VНС + КДЕМП

АНС – ​ставка акциза, зависящая от фактических макропараметров за истекший месяц, корзины производимых на НПЗ продуктов и региона расположения НПЗ;

VНС – ​количество направленного на переработку нефтяного сырья;

КДЕМП – ​демпфирующая составляющая, определяемая в зависимости от объема реализации автомобильного бензина и дизельного топлива класса 5 на внутреннем рынке и соотношения цен на данные нефтепродукты на внешнем и внутреннем рынках (может принимать положительное или отрицательное значение). Формула расчета КДЕМП, действовавшая с 1 января 2019 года, была скорректирована с 1 июля 2019 года.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

picture

С 1 января 2019 года в Российской Федерации для ограниченного числа проектов в нефтедобыче (см. ниже периметр применения) был введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Участки недр включают запасы месторождений, указанных в Примечании 8 к ЕТН ВЭД ЕАЭС на 01.01.2018.

Добровольный переход на НДД

НДД взимается по ставке 50 % от налоговой базы, определяемой обособленно по каждому участку недр по следующей формуле:

При определении налоговой базы по НДД расчетная выручка определяется исходя из рыночных цен на углеводороды, капитальные затраты учитываются в момент оплаты, убытки (в том числе исторические убытки при разработке участков недр первой, второй и четвертой групп) переносятся на будущее с ежегодной индексацией в размере 16,3 %. Учитывая особенности определения налоговой базы, НДД фактически уплачивается после начала промышленной добычи на участке недр и возмещения понесенных затрат.

При переходе на НДД сохраняется обязанность уплаты НДПИ, ставка которого существенно ниже общеприменимой ставки НДПИ, и вывозных таможенных пошлин. При этом для участков недр первой и второй групп предполагается освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть на первоначальном этапе разработки (до истечения семи лет с начала промышленной добычи).

Акцизы на нефтепродукты

С 1 января 2019 года были планово повышены ставки акцизов на нефтепродукты (по сравнению со ставками, действовавшими с июня 2018 года, ставки акцизов увеличились: на 50 % для автомобильного бензина класса «Евро‑5» и дизельного топлива; на 39 % для средних дистиллятов), а также введен возвратный акциз на темное судовое топливо, в рамках которого установлен повышенный налоговый вычет (с коэффициентом 2) при его использовании в качестве топлива для водных судов, установок (сооружений).

НДС и налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года с 18 до 20 % увеличена общеприменимая ставка НДС; из объекта налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество.

Ставки акцизов на нефтепродукты в 2018–2019 годах, руб/т

Подакцизные товары С 01.01.2018 по 31.05.2018 С 01.06.2018 по 31.12.2018 С 01.01.2019 по 31.12.2019
Автомобильный бензин
не соответствующий классу «Евро‑5» 13 100 13 100 13 100
соответствующий классу «Евро‑5» 11 213 8 213 12 314
Прямогонный бензин 13 100 13 100 13 912 Ставки определяются по формулам: на прямогонный бензин – ​АПБ = 13 100 + 4 865 × Ккорр; на бензол, параксилол, ортоксилол – ​АБПО = = 2 800 + 774 × Ккорр, где Ккорр = 0,167.
Дизельное топливо 7 665 5 665 8 541
Авиационный керосин 2 800 2 800 2 800
Моторные масла 5 400 5 400 5 400
Бензол, параксилол, ортоксилол 2 800 2 800 2 929 Ставки определяются по формулам: на прямогонный бензин – ​АПБ = 13 100 + 4865 × Ккорр; на бензол, параксилол, ортоксилол – ​АБПО = = 2 800 + 774× Ккорр, где Ккорр = 0,167.
Средние дистилляты 8 662 6 665 9 241
Темное судовое топливо 2 100 В отношении топлива, реализованного организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и произведенного на нефтеперерабатывающих мощностях, расположенных в Хабаровском крае; в иных случаях реализации (получения) темного судового топлива ставка акциза равна 0.

Дальнейшие изменения налогового законодательства

В 2019 году принят ряд законов, предусматривающих дальнейшую корректировку фискального режима в нефтяной отрасли. К новацияшм, имеющим наибольшее значение для Компании, относятся:

  • корректировка НДПИ на нефть в связи с изменением механизма демпфера.
  • С 1 января 2020 года с целью компенсации дополнительных бюджетных расходов в связи изменением механизма демпфера, используемого в рамках возвратного акциза на нефтяное сырье, коэффициент Кабдт, увеличивающий ставку НДПИ на нефть, дополняется новой надбавкой, размер которой коррелирует с параметрами нового демпфера (новая формула расчета демпфера применяется с 1 июля 2019 года и предполагает в целом увеличение размера акцизного вычета по сравнению с ранее действующей формулой);
  • изменение акцизного налогообложения средних дистиллятов.
  • С 1 апреля 2020 года существенно расширяется понятие «средние дистилляты», используемое для целей исчисления и уплаты акцизов, в результате чего к средним дистиллятам будут отнесены практически все темные нефтепродукты, за рядом исключений, указанных в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации.

С указанной даты устанавливается формула расчета ставки акциза на средние дистилляты, зависящая от ставки акциза на дизельное топливо и цен на дизельное топливо, вводится повышенный налоговый вычет (с коэффициентом 2) при использовании средних дистиллятов в качестве топлива для производства электрической и (или) тепловой энергии, а также увеличивается налоговый вычет при реализации средних дистиллятов в качестве бункерного топлива, вывозимого за пределы территории Российской Федерации в виде припасов.

Читайте также: