Возможность назначения наказания ниже низшего предела санкции налоговый кодекс

Опубликовано: 16.05.2024

Административный штраф ниже низшего предела

За последний год неоднократно сталкивались в своей практике с привлечением к административной ответственности акционерных обществ за правонарушения, предусмотренные ст. 15.23.1 КоАП РФ. Размеры штрафов для юридических лиц в пределах от 500 до 700 тысяч рублей.

На мой взгляд, такие размеры штрафов не являются справедливыми и соразмерными допущенным нарушениям.

Оно, на мой взгляд, показывает направление возможных, будущих изменений для назначения административного штрафа ниже низшего предела или еще один способ защиты собственных прав и интересов.

Именно об этом мой сегодняшний материал.

Итак. Административный штраф ниже низшего предела.

ООО "Маслянский хлебоприемный пункт" постановлением УФАС по Тюменской области от 9 ноября 2010 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. Заявитель не выполнил в установленный срок требование антимонопольного органа. Арбитражные суды при рассмотрении жалобы на вынесенное постановление УФАС не усмотрели оснований для признания его незаконным.

Рассматривая поступившую жалобу, КС РФ отметил следующее.

Правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер.При этом допущенные ограничения права собственности физических и юридических лиц, свободы экономической деятельности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям и необходимыми для их защиты.Правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания.

Установление для юридических лиц данного административного штрафа, как и иных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции КС РФ в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.

В системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).

В действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа, установленного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым – обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений, размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции РФ и правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем Постановлении.

Казалось бы, что сделанные выводы судом при анализе конкретной правовой нормы крайне просто переносятся на иные составы административных правонарушений. По крайней мере, ряд заявителей (правонарушителей) и отдельные суды первой, апелляционной инстанции разных округов использовали подобный расширительный подход.

Однако на уровне кассации все судебные акты, в которых вольготно применялось вышеуказанное трактовка КС РФ (по крайней из тех, что были обнаружены при написании данного материала) были отменены или изменены.

Вот некоторая часть из них, с приведением соответствующей мотивировки.

  • Вместе с тем, снижая размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкциями ч. 1 и ч. 4 статьи 20.4 КоАП РФ, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку изложенная в постановлении от 17 января 2013 года № 1-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформирована в результате правового анализа положений иной нормы КоАП РФ (ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ) и не содержит указаний на возможность ее распространение на иные составы административных правонарушений (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2013 года по делу № А46-32415/2012).
  • КС РФ не признавал не соответствующими Конституции РФ и ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в соответствии с санкциями которой было назначено наказание обществу. Данные обстоятельства не позволяют применить в настоящем деле назначение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 01 апреля 2013 года по делу № А65-26865/2012).
  • Как следует из определения КС РФ от 5 ноября 2003 года № 349-О, наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, с учетом ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ является прерогативой законодателя и возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ. В этой связи обоснованно отклонена апелляционным судом и ссылка заявителя на постановление КС РФ от 17 января 2013 года № 1-П относительно наделения судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом. В пункте 3 резолютивной части названного постановления указано, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции РФ и правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем постановлении. Однако вывод о возможности применения положений указанного постановления в отношении других составов административных правонарушений, указанный акт не содержит. Поэтому наказание не может быть назначено ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2013 года по делу №А66-15098/2012).

В связи с этим крайне логичным напрашивается только два варианта поведения.

Вариант 1 – законодатель у нас все же дойдет до изменения КоАП РФ и предусмотрит возможность уменьшения размера административного штрафа ниже низшего предела.

Вариант 2 – инициировать обращение в КС РФ по каждому составу административного правонарушения, если изложенная логика, подход КС РФ является применимым к нему. И в случае, если ваше обращение будет признано обоснованным, то КС РФ может принять желаемый судебный акт (как никак, но КС РФ в рассматриваемом постановлении указал, что "Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права").

Однако, постарайтесь исключить ситуацию "обезьяны с гранатой", ибо никогда не знаешь, куда она кинется. Не стоит обращаться в КС РФ за получением "отказного" определения КС РФ, которое может поставить крест на возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела. Не только для вас, но и для других.

Кстати, написанное в отношении административного штрафа может быть применено, на мой взгляд, и в отношении иных видов административных наказаний.

22.04.2013 00:00 | |

Вопрос справедливости и соразмерности административного наказания становится всё более актуальным в свете тенденции отечественного законодателя влиять на общественные отношения исключительно за счёт ужесточения наказан ия, в том числе, резкого увеличения штрафных санкций.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Следовательно, возможность назначения более мягкого административного наказания, чем предусмотрено минимальной санкцией для данного вида нарушения, КоАП РФ исключается.

Вместе с тем, кодексы, регулирующие возложение публично-правовой ответственности (уголовной, налоговой) соответствующие положения содержат.

Так, согласно ст. 64 УК РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

В порядке п. 3 ст. 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Негибкость административного законодательства при достаточно высокой минимальной планке штрафов приводит к неоправданно широкому применению судами положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяний и фактическому дезавуированию цели административно-правового наказания. Следует признать, что общество не готово воспринимать излишне суровые санкции в качестве адекватных и соразмерных допущенным нарушениям.

РО ФСФР России в ПриФО уже предлагало инициировать законодательные изменения в части уменьшения минимальной границы штрафов, однако, наши предложения не были услышаны.

Решить проблему путём вынесения решений по частным случаям попытался Конституционный суд: Постановлением от 17.01.2013 № 1-П он признал ч. 5 ст. 19.18 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ поскольку установленный ею значительный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные существенные обстоятельства и тем самым – обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.

Казалось бы, постановление Конституционного суда касается исключительно одной конкретно взятой нормы – ч. 5 ст.19.18 КоАП РФ и Конституционный суд не требует от законодателя внести в КоАП РФ механизм снижения любых санкций. Вместе с тем, данная правовая позиция была неоднозначно воспринята арбитражными судами, поднявшими вопрос о возможности использования позиции Конституционного суда как общеправового принципа в отношении всех статей особенной части КоАП РФ.

Анализ немногочисленной пока судебной практики позволяет заключить, что арбитражные суды подходят к пониманию вопроса о снижении штрафов «ниже низшего» достаточно взвешенно.

Так ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 8 апреля 2013 г. № Ф04-570/13 по делу № А70-6899/2012 отклонил довод эмитента о том, что наказание по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ назначено несоразмерно, указав, что Конституционный суд «ограничил возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного законом, только в отношении санкций, установленных частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Положение части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающие правило назначения наказания в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, противоречащим Конституции Российской Федерации не признано».

Точно также рассудил ФАС Поволжского округа в постановлении от 7 февраля 2013 г. № Ф06-11323/12 по делу № А65-16235/2012, хотя и согласился с лицом, привлечённым к ответственности в том, что установленные законом санкции являются чрезмерными.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 г. № 04АП-5973/12: «снижение назначенного РО ФСФР административного штрафа ниже низшего размера в настоящее время (до внесения в КоАП Российской Федерации соответствующих изменений в связи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 января 2013 года № 1-П) не представляется возможным».

Эмитентам следует обратить внимание, что среди арбитражных судов имеется и другая практика. Так, Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 18.03.2013 № 08АП-11479/12 и от 15.02.2013 № 08АП-10369/12 применил позицию Конституционного суда РФ по аналогии и снизил размер административного штрафа до размера ниже низшего предела, установленного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Разумеется, суды первой инстанции не принимают соответствующих решений без предварительного согласования правовой позиции с вышестоящими инстанциями.

Практика ФАС Волго-Вятского округа по интересующему нас вопросу только начинает складываться: на настоящий момент вынесено несколько решений Арбитражного суда Нижегородской области (решение от 28.03.2013 по делу № А43-31931/2012, решение от 16.04.2013 по делу №А43-4622/2013, решение от 19.04.2013 по делу № А43-4998/2013 ), в которых суд также счёл возможным распространить позицию Конституционного Суда по аналогии на иные нормы КоАП РФ и снизить размер штрафа.

Позиция Первого арбитражного апелляционного суда и ФАС Волго-Вятского округа ещё не высказана.

ОАО «Домостроительный комбинат № 2» (г. Нижний Новгород) была направлена жалоба в Конституционный Суд РФ по вопросу, касающемуся конституционности ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, которой установлен недифференцированный в зависимости от имущественного положения юридического лица минимальный размер штрафа.

Таким образом, невозможно заключить, что в судебной системе наметилась определённая тенденция по снижению размеров административных штрафов до размера ниже низшего предела.

Позиция РО ФСФР России в ПриФО по поставленному вопросу заключается в неукоснительном соблюдении действующего законодательства. Поскольку положения ст. 4.1 КоАП РФ являются действующими, Конституционный Суд РФ не указал на необходимость внесения в КоАП РФ положений о возможности назначения наказания ниже низшего предела, а постановление № 1-П касается исключительно одной нормы (ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ) и не содержит указания на какой-либо конституционный или общеправовой принцип, у РО не имеется в настоящий момент каких-либо законных оснований к назначению наказания за рамками, установленными конкретными статьями КоАП РФ.

В настоящее время такая позиция является юридически обоснованной. Кроме того, она позволяет минимизировать коррупционные риски.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в любом случае не лишено возможности донести свои доводы о тяжёлом имущественном положении и несправедливости наказания, установленного законодателем, до суда.

Законодательство об установлении административных
штрафов ниже низшего предела

Несколько лет назад в Кодекс об административных правонарушениях внесли изменения, согласно которым стало возможным снижение размера административного штрафа в отдельно предусмотренных ситуациях. Данные поправки введены с целью учета позиции, выраженной в правовом акте Конституционного Суда РФ №4 от 25 февраля 2014. В нем было сказано, что в некоторых ситуациях установление наказания ниже низшего предела, определенного статьями КоАП РФ, является целесообразным и справедливым.

В упомянутом постановлении отмечено, что для отдельных коммерческих организаций, особенно это касается субъектов малого предпринимательства, высокие суммы административных денежных взысканий могут привести к крайне серьезным последствиям. Речь даже идет о ликвидации или банкротстве. По этой причине КС РФ рекомендует определять в качестве санкции низшую, ниже предела, величину штрафа.

На сайте правительства РФ в июне 2019 года была опубликована концепция нового Кодекса об административных правонарушениях. Его появление планируется, поскольку действующий КоАП не так хорошо реализуется на практике из-за огромного количества поправок. Новый Кодекс станет более компактным и логичным.

Ожидается, что в нем будет сказано о снижении административного штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. Рассматриваться они будут в совокупности. Это значит, что за каждый такой фактор санкция подлежит уменьшению ниже предела, установленного соответствующей статьей. Обратное действие также верно. Если правонарушение отягощено какими-либо квалифицирующими обстоятельствами, размер административного штрафа будет расти. Конкретные величины увеличения или уменьшения денежной санкции также определят в КоАП.

Отметим, что минимальный размер административного штрафа или предупреждение будут грозить тем, кто добровольно устранит вредные последствия своего преступного деяния, либо возместит причиненный вред.

Причины установления наказания ниже низшего предела

Согласно статье 4.1 КоАП РФ, у судебного органа имеется право назначить административный штраф ниже низшего предела. Однако должно быть соблюдено условие о минимальной санкции. Так, если речь идет об организациях, то они могут рассчитывать на уменьшение размеров штрафа, если его минимальная величина не ниже предела в 100 000 рублей. Что касается граждан, для них нижняя граница другая. Для обычных физических лиц санкция не может быть меньше 10 000 рублей. Для должностных же лиц – не ниже минимального предела в 50 000.

При решении вопроса о назначении конкретной санкции за административное правонарушение судья оценивает следующие характеристики:

  • характер деяния;
  • личность виновника;
  • финансовое состояние субъекта;
  • присутствие факторов, смягчающих или отягчающих ответственность.
Определение административного штрафа ниже низшего обуславливается наличием исключительных обстоятельств. К ним относятся:

  • тяжелое финансовое положение нарушителя, то есть предбанкротное состояние, отсутствие выручки или ее резкое снижение;
  • оказание содействия при административном разбирательстве, выражающееся, например, в представлении пояснений;
  • добровольное устранение последствий, либо их отсутствие;
  • неумышленная форма вины;
  • совершение данного правонарушения в первый раз.
Данный перечень вынесения наказания в виде административных штрафов ниже низшего предела не является исчерпывающим. Обстоятельства могут быть признаны исключительными и достаточными для установления санкции ниже минимального предела по усмотрению суда. При желании добиться назначения сравнительно уменьшенного размера штрафа, компания или гражданин должны представить доказательства, подтверждающие наличие одного из перечисленных выше факторов.

При назначении конкретной меры ответственности принимается во внимание правило, установленное пунктом 3.3 ст.4.1 Кодекса об административных правонарушениях. В нем говорится, что итоговый размер штрафа, если его величина ниже предела, не может быть менее половины минимальной выплаты, определенной для совершенного виновным лицом деяния. Назначение административной санкции не зависит от того, какой суд занимается рассмотрением дела. Принципы подхода к определению штрафов ниже низшего у арбитражных судов и судов общей юрисдикции одинаковы.

Подача ходатайства о назначении пониженного штрафа

Виновное в административном правонарушении лицо может подать ходатайство, в котором попросить о более смягченном наказании. Разумеется, если на определение санкции ниже предела, установленного соответствующей статьей, есть объективные причины.

Подробно порядок отправки ходатайства о снижении размера денежной санкции в суд или другой орган, уполномоченный рассматривать дело, не установлен. Поэтому данным правом воспользоваться можно в любой момент, пока идет административное производство. Само заявление нужно оформлять в письменном виде. Направляется оно либо по почте заказным письмом, либо передается через канцелярию органа, ведущего дело.

В текст ходатайства, где заявитель просит установить наказанием денежное взыскание ниже минимального предела, целесообразно включить следующие сведения:

  • наименование суда или органа, рассматривающего дело об административном правонарушении;
  • информация о компании или персональные данные гражданина, ходатайствующего о смягчении административного наказания, включая контакты (адрес, телефон, электронная почта);
  • номер дела или реквизиты вынесенного постановления;
  • обстоятельства, позволяющие уменьшить размер административного штрафа и установить его ниже минимального предела;
  • ссылка на статью в законе, закрепляющую право на смягчение санкции;
  • просьба о вынесении наказания ниже низших пределов;
В конце ставятся дата и подпись ходатайствующего об определении низшего (ниже предела) денежного взыскания. Для доказательства к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие особенных обстоятельств. Это могут быть справки о взятом кредите, наличии нетрудоспособных членов семьи на иждивении. Без документов рассчитывать на установление санкции ниже минимального предела не приходится. Кроме того, лицо может просить и о замене меры административной ответственности, например, на предупреждение. Это особенно актуально, если правонарушение совершено в первый раз.

Также лицо, которому назначен административный штраф (даже ниже минимального предела), может просить о рассрочке или отсрочке исполнения санкции. Решение об этом принимает суд, принимая во внимание финансовое положение ходатайствующего. В постановлении о применении отсрочки или рассрочки любого денежного взыскания, включая того, что ниже предела, следует указать дату начала исполнения указанной меры ответственности.

Отмена административной меры ответственности

Помимо штрафов ниже низшего в компетенции суда и вовсе отменить административную санкцию, ограничившись вынесением устного предупреждения. Так, это происходит, если совершенное правонарушение признается малозначительным. В подобной ситуации лицо просто освобождается от административной ответственности. В случае малозначительности деяния вынесение даже наказания ниже низших пределов считается нецелесообразным.

Указанной позиции придерживался и КС РФ в Определении №116, вынесенном еще 9 апреля 2003 года. Малозначительность при административном правонарушении присутствует, если серьезная и значительная угроза общественным отношениям, охраняемым законодательством, отсутствует. Так, можно сделать вывод, что данное понятие является оценочным. Это значит: суд определяет, имеет ли оно место в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Важно понимать, что малозначительность в административном проступке не оценивается отдельно от других факторов. Во внимание принимается характер и степень опасности деяния, а также угроза нанесения ущерба другим людям или государству. Если все-таки решено в качестве административного наказания определить штраф, его размер должен быть пропорционален тяжести содеянного. Таким образом обеспечивается требование персонализации меры ответственности.

Отметим, что основной идеей любого наказания (административное не является исключением) считается предупреждение совершения других нарушений. Поэтому вынесение взыскания ниже низшего размера иногда делается, чтобы мера не носила слишком неоправданного характера.

Подведем итоги

Благодаря поправкам в КоАП РФ, внесенным в 2015 году, появилась возможность установления административного штрафа ниже низшего предела. Она касается как юридических, так и физических лиц. Так, например, в отношении компаний снижение величины штрафа возможно при наличии исключительных факторов совершения правонарушения. Во внимание принимается финансовое положение компании. Однако минимальный размер административного штрафа, определенного одной из статей КоАП для совершенного нарушения, не может быть ниже предела в 100 тысяч рублей. То есть в конкретном пункте Кодекса должно закрепляться наказание, начинающееся от указанной суммы.

Что касается граждан, то в их случае исключительными обстоятельства признаются в тех же ситуациях. Речь идет о сложном финансовом положении. Решая вопрос об уменьшении административных штрафов ниже низшего предела, суд учтет и личностные характеристики нарушителя, а также последствия, к которым привело его противоправное поведение. При этом минимальные размеры денежных выплат отличаются от тех, что применяются к компаниям. В данном случае снижение не применяется, если установленный Кодексом об административных правонарушениях штраф ниже 10 тысяч рублей, а по отношению к должностным лицам – менее 50 тысяч.

Уменьшать административный штраф ниже низшего предела могут не только судьи, но и органы (их должностные лица). Однако в их компетенцию, согласно КоАП РФ, должно входить рассмотрение дел об административных правонарушениях. Следует учесть, что величина штрафа ниже низшего предела не может быть меньше пятидесяти процентов от определенных в законодательстве минимальных размеров.


*Обновлен от 20.04.2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о признании неконституционными ряда норм КоАП РФ, препятствующих снижению ниже низшего предела размеров штрафов, назначенных в соответствии с законами субъектов РФ об административных правонарушениях (Постановление КС РФ от 07.04.2020 № 15-П)

Введение режима повышенной готовности в связи с предупреждением распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции (COVID-19) уже привело к тому, что на территориях многих субъектов РФ началось привлечение к административной ответственности за нарушение порядка самоизоляции. Как правило, соответствующее административное наказание в данных случаях назначается в соответствии с законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях.

В связи с этим, а также во всех иных ситуациях обращаем внимание, что Конституционный суд допустил возможность применения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, регламентирующих возможность назначение размера административного штрафа ниже низшего предела, в том числе и при привлечении к ответственности в соответствии с законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Федеральному законодателю предписано внести соответствующие изменения в КоАП РФ. До тех пор при назначении юридическим лицам административных штрафов должностным лицам и судам следует руководствоваться правовой позицией КС РФ, выявленной в указанном Постановлении. Решения, вынесенные в отношении лица, привлеченного к ответственности, в деле, рассмотренном КС РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке.

История вопроса

В 2014 г. КС РФ предусмотрел возможность назначать штраф ниже низшего предела (постановление от 25.02.2014 № 4-П). Мотивировав это тем, что отсутствие возможности установления штрафа ниже установленного низшего предела, не исключает превращение штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Во исполнение этого Постановления в 2015 г. для юридических лиц введены ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, которые и рассмотрел КС РФ в постановлении от 7 апреля 2020 г № 15-П. Согласно им наказание может быть назначено в размене ниже низшего предела, установленного санкцией статьи. Но необходимо соблюдение следующих условий:

(1) административный штраф, который может быть снижен, предусматривается только Особенной частью КоАП РФ при том, что штрафы устанавливаются также законами субъектов РФ (именно это ограничение рассмотрел КС РФ),

(2) минимальный размер административного штрафа для юридических лиц (который может быть снижен), предусмотренный санкцией, должен составлять не менее 100 000 рублей,

(3) снижен он может быть не менее, чем до половины минимального штрафа, установленного санкцией (то есть самый минимальный – 50 000 рублей),

(4) для снижения штрафа важно установить наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В рассмотренном теперь КС РФ деле акционерное общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа.

Суды отклонили доводы заявителя о применении ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица, суд вправе назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Суды исходили из того, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ отсылают к исключительно к составам административных правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ, что исключает их применение к составам правонарушений, содержащихся в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Позиция КС РФ

Конституционный суд не согласился с указанным подходом судов, указав, что он хотя и соответствует буквальному толкованию норм КоАП РФ, однако порождает предпосылки для дискриминационного правоприменения: дифференциация прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения (но предусмотренной КоАП РФ, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой) не имеет объективного и разумного оправдания.

Соответственно, ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения административного штрафа юридическому лицу ниже низшего предела, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях, не соответствуют Конституции РФ.

О чем подумать

Можно ли другим юридическим лицам (кроме лица, привлеченного к ответственности, в деле, рассмотренном КС РФ) использовать данную правовую позицию в своих делах, по которым уже приняты постановления о назначении наказаний?

Представляется, что да, но в случаях, когда постановления еще не исполнены (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

А что же с гражданами и должностными лицами?

Частями 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, также введенными в 2015 г., но для граждан и должностных лиц, предусмотрены сходные условия для возможности снижения штрафа, назначаемого для должностных лиц (минимальный размер штрафа, который может быть уменьшен дополнительно при назначении наказания для граждан составляет 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 рублей).

Административные органы и суды обычно очень формально подходят к применению положений КоАП РФ и буквально их толкуют. И формально части 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не признаны не соответствующими Конституции РФ. Хотя также как части 3.2. и 3.3 статьи 4.1 КоАП предусматривают, что административный штраф, который может быть снижен, предусматривается только Особенной частью КоАП РФ при том, что штрафы устанавливаются также законами субъектов РФ.

Правовая позиция КС РФ универсальна, поэтому мы считаем, что тот же подход подлежит применению в делах в отношении граждан и должностных лиц.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» рекомендует соблюдать соответствующие ограничения, введенные в целях борьбы с распространением COVID-19. Однако в случае привлечения к административной ответственности за данные правонарушения, равно как и за любые другие, мы рекомендуем тщательно подойти к выработке стратегии защиты своих интересов в суде, в том числе с учетом возможности обоснования обстоятельств, при наличии которых допускается снижение размера штрафа ниже низшего предела.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом представительства интересов своих клиентов по делам о привлечении к административной ответственности как в судах, так и в административных органах, где готовы оказать весь спектр квалифицированной юридической помощи.

Прокурор разъясняет

  • 9 апреля 2021, 11:23

В апреле прошлого года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в той мере, в какой они исключают возможность назначения юридическому лицу штрафа в размере ниже минимального за совершение административного правонарушения, предусмотренного региональным законом. Также КС РФ указал, что до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ спорные нормы подлежат применению в устанавливаемых ими случаях при назначении организациям административных штрафов за "региональные" правонарушения.

Спустя год, соответствующие поправки к КоАП РФ, - предусматривающие, возможность назначения нарушителю в исключительных случаях административного наказания в размере менее минимального, установленного санкцией соответствующей статьи или части статьи регионального закона об административных правонарушениях, подписаны Президентом РФ ( Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 69-ФЗ ).

Одновременно, аналогичные изменения внесены в части 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в которых закреплено правило назначения административного наказания ниже низшего предела для граждан и должностных лиц. При этом минимальное пороговое значение административного штрафа, при котором данное правило может быть применено в отношении "региональных" правонарушений, установлено в размере 4 тыс. руб. для граждан и 40 тыс. руб. - для должностных лиц.

Минимальный же размер штрафа для юридических лиц, при котором возможно снижение размеров наказания ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи/части статьи регионального закона об административных правонарушениях, будет таким же, как и для случаев снижения штрафа ниже низшего предела за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, - 100 тыс. рублей.

Поправки вступят в силу 16.04.2021

Прокуратура Бондарского района

Прокуратура
Тамбовской области

Прокуратура Тамбовской области

9 апреля 2021, 11:23

В КоАП закрепили возможность снижения штрафа ниже низшего предела и по «региональным» правонарушениям

В апреле прошлого года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в той мере, в какой они исключают возможность назначения юридическому лицу штрафа в размере ниже минимального за совершение административного правонарушения, предусмотренного региональным законом. Также КС РФ указал, что до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ спорные нормы подлежат применению в устанавливаемых ими случаях при назначении организациям административных штрафов за "региональные" правонарушения.

Спустя год, соответствующие поправки к КоАП РФ, - предусматривающие, возможность назначения нарушителю в исключительных случаях административного наказания в размере менее минимального, установленного санкцией соответствующей статьи или части статьи регионального закона об административных правонарушениях, подписаны Президентом РФ ( Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 69-ФЗ ).

Одновременно, аналогичные изменения внесены в части 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в которых закреплено правило назначения административного наказания ниже низшего предела для граждан и должностных лиц. При этом минимальное пороговое значение административного штрафа, при котором данное правило может быть применено в отношении "региональных" правонарушений, установлено в размере 4 тыс. руб. для граждан и 40 тыс. руб. - для должностных лиц.

Минимальный же размер штрафа для юридических лиц, при котором возможно снижение размеров наказания ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи/части статьи регионального закона об административных правонарушениях, будет таким же, как и для случаев снижения штрафа ниже низшего предела за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, - 100 тыс. рублей.

Читайте также: