Реформы налоговой реформы рк

Опубликовано: 02.05.2024

Налоговая система Республики Казахстан совершенствуется, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

1.Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) разработка и введение в действие базиса новой налоговой системы - налогового кодекса;

Задачами первого этапа налоговой реформы было предусмотрено определение базовых принципов построения налоговой системы, основной характе­ристики и структуры нового налогового законодательства.

Необходимость в безотлагательном создании и введении нового налогового законодательства была продиктована необходимостью:

- незамедлительной замены одним налоговым кодексом многочисленных,
порой противоречащих друг другу законодательных и подзаконных актов;

- борьба с лоббированием в законодательном органе интересов определенных кругов по предоставлению льгот;

- замена принципа селективного льготирования принципом глобального
льготирования;

- борьба с параллельным увеличением количества налогов и платежей,
расчетной базой для которых, является себестоимость.

В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место, на наш взгляд, занимает 1994 год. Именно в этом году были сдела­ны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физиче­ских лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона "О налогообложении доходов физических лиц" и "О налоге на прибыль и доходы юридических лиц". С при­нятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов, Так, в подоходном налогооб­ложении физических лиц впервые был осуществлен переход от шедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республи­ках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: от­менена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30 % для всех юридических лиц и 45 % для банков и страховых компаний; впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организа­ции в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; бы­ли упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д.

Исходя из этого, в качестве основных целей налоговой реформы в Респуб­лике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

стимулирование рыночных отношений, а именно:

-активная поддержка предпринимательства;

-удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;

-стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;

-подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

-создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогооб­ложения;

- достижение определенной справедливости в налогообложении, а имен­но:

-обеспечение социальной защиты малоимущих;

-создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;

-учет национальных и территориальных интересов государства;

-стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

На первом этапе налоговой реформы в республике функционировали более 40 видов налогов:

общеобязательные местные налоги;

2 этап - с июля 1995 года по 1999 год- завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Налоговое законодательство, принятое в 1995 году было достаточно прогрессивным. Однако и он был далек от идеала и не смог полностью реализо­вать поставленные налоговой политикой цели. В течение 1995-1999 годов в данное законодательство вносились неоднократные изменения. Если в первые два года, после введения Указа Президента РК «О налогах. » и удавалось сохранять некоторую стабильность законодательства (в течение одного года) и вносить изменения только с начала нового налогового года, то в 1997-1999 годах были допущены многократные изменения и налоговая система характе­ризовалась прежней нестабильностью. Провозглашенное налоговым законодательством снижение количества налогов, на наш взгляд, носило лишь деклара­тивный характер. На самом деле, уже начиная с 1997 года количество налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет стало методично возрастать.

Одним из важных этапов в развитии современной налоговой системы Казахстана стал 1999 год. Министерство государственных доходов, созданное в конце 1998 года предприняло ряд существенных шагов в дальнейшем совер­шенствовании налогового законодательства и реформировании действующего налогового механизма. К основным из этих мер можно отнести следующие:

- в августе 1999 года Указ Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» был принят Парламентом и получил статус закона;

- с 1 сентября 1999 года были внесены существенные изменения в механизм исчисления налога на добавленную стоимость (НДС). В частности: рас­ширена сфера применения нулевой ставки и он начал распространяться на
обороты по реализации продукции текстильной, швейной и кожевенно-
обувной промышленности, международные перевозки; введена 10% ставка
НДС на продукты питания первой необходимости, скот и птицу в живом весе
и т.д.; улучшен механизм определения облагаемого оборота при производстве
и транспортировке электроэнергии, газа, тепла и воды, а также при реализации
продукции машиностроения, изделий из пластмассы, путём временного перехода к кассовому методу и предоставления отсрочки по определению облагае­мого оборота на 60 и 90 дней; из облагаемого НДС оборота выведены элемен­ты не образующие добавленную стоимость - акцизы, таможенные платежи.

Введен единый земельный налог для фермерских (крестьянских) хозяйств.

Все указанные изменения были достаточно смелыми и прогрессивными, они стали возможными в результате многолетних дискуссий в экономической литературе, прессе и в научных кругах.

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

3 этап налоговой реформы - с 2000 года по 2001 год.

Разработка проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:

3. Налоговое администрирование

Общая часть – «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка.

Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы.

Наше государство прилагает последовательные усилия по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, рационализации налоговой политики, систематизации налогообложения и интеграции налоговой системы Республики Казахстан в мировую экономическую систему.

4 этап.Элементами новой системы являются:

- законодательная и нормативная база- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет(Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 года №99- IV, Закон РК от 08.06. 2005г. «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» и другие: указы, постановления, письма, инструкции об уплате налогов.

- методы построения и взимания налогов- разновидности налогов, принципы налогообложения, налоговая политика.

В основу Налогового кодекса положены следующие принципы:

- принцип определенности налогообложения;

- принцип единства налоговой системы.

Налоговая политика направлена на обеспечение финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

Надо отметить, что для более эффективной работы налоговой системы ,для выработки предложений по устранению неясностей, неточностей и противоречий , которые могут возникнуть в ходе исполнения налоговых обязательств, а также для пресечения возможных уклонений от налогов впервые Создан Консультационный совет при Правительстве.

Согласно нового Налогового кодекса в Республике Казахстан действуют:

- корпоративный подоходный налог;

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на добавленную стоимость;

- рентный налог на экспорт;

- специальные платежи и налоги недропользователей;

- налог на транспортные средства;

- налог на имущество;

- налог на игорный бизнес;

- единый земельный налог.

2) другие обязательные платежи

- виды и формы проведения налогового контроля, система управления

Система управления рисками создана в целях сосредоточения внимания на сферах повышенного риска и увеличения возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.

Налоговые проверки проводятся в соответствии с Налоговым кодексом и включают следующие виды:

- документальная проверка (комплексная, тематическая, встречная,

Налоговым кодексом определены порядок и сроки проведения проверок.

- Налоговые службы. Основными задачами налоговых служб являются:

обеспечение полноты и своевременности ,поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, участие в реализации налоговой политики, обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан, обеспечение соблюдения налогового законодательства.

К налоговым органам относятся территориальные подразделения уполномоченного органа по областям, городам Астаны и Алматы, по районам, городам и районам в городах и др.

Новый налоговый кодекс подразумевает следующие положения: реализацию принципа закона прямого действия; снижение общей нагрузки на несырьевые секторы экономики с одновременным повышением отдачи от добывающего сектора; создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; совершенствование системы налогового администрирования.

В целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор предлагается последовательно уменьшить ставку корпоративного подоходного налога вдвое против 2008 года . Говоря более конкретно, КПН понизилась с 30 до 20 процентов с 2009 года. Это создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей. Чтобы сохранить сбалансированность бюджета, предлагается и поэтапное снижение ставки корпоративного налога. В дополнение к этому будет упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций.

Далее. Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года равна 12 процентам. Это делает казахстанскую ставку НДС среди стандартных ставок этого налога одной из самых низких не только в СНГ, но и в мире.

В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от ранее действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу на уровне 10 процентов.

Но снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор и создание благоприятных инвестиционных условий требует повышения экономической отдачи от добывающего сектора экономики. Данное направление, определенное в послании президента, было реализовано в коренном изменении системы налогообложения недропользователей. Новый Налоговый кодекс заменяет платеж роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться исходя из стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанной по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, малодебетные месторождения, будут установлены льготные ставки.

Налоговая политика, проводимая нашим государством, предполагает такие важные направления, как снижение налоговой нагрузки, устранение административных барьеров, совершенствование налогового администрирования в сфере налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. В целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, согласно новому законодательству, последовательно, в течение трех лет вдвое против действующей будет уменьшена ставка корпоративного подоходного налога (КПН). Снижение налога создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей. В целях сохранения сбалансированности бюджета предлагается поэтапное снижение ставки корпоративного налога.

Одной же из основных задач, имевшей концептуальное значение, — ее решения потребовал Глава государства — явилось дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Поскольку доверие общества к налоговой системе как к объективному и справедливому процессу в целом возможно при эффективности такового и при наличии системного подхода в применении различных форм налогового контроля.

В связи с этим при разработке проекта Налогового кодекса важно было решить такие задачи, как максимальное включение в него основных положений действующих нормативных правовых актов и документов разъяснительного характера по налогообложению, а также упрощение налоговых процедур.

67. Характеристика элементов механизма налогообложенияВзаимосвязь налоговой политики и налогового механизмаНалоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.

Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположных начала:

планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .

Магистр, старший преподаватель Бейсенбаева Ж. Г.

Магистрант 1 курса специальности «Финансы» Сарсембаева Ж.

Особую роль в развитии конкурентоспособности национальной экономики на мировом уровне играет налоговая система государства, за счет которой формируется основная часть централизованных финансов страны и которая является важным инструментом регулирования экономики. Государство, грамотно используя инструменты налогового механизма, изменяя налоговую политику, исходя из приоритетных задач развития экономики, имеет возможность, как стимулировать экономический рост, так и сдерживать его. Не секрет, что именно государственное налоговое регулирование непосредственно влияет на формирование благоприятного бизнес-климата и создает преференциальные возможности для инновационной деятельности.

За последние годы в Казахстане был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (КПН–до 20%, НДС–до 12%, налога на доходы физических лиц – до 10%, социальный налог – до 11%). Основные положения Налогового Кодекса направлены на создание условий способствующих: модернизации и диверсификации экономики; сокращению налоговой нагрузки для предприятий реального сектора экономики, субъектам малого и среднего бизнеса в сфере производства, аграрного сектора экономики; повышению степени экономической отдачи от добывающего сектора экономики; оптимизации налоговых льгот; совершенствованию системы налогового планирования; повышению качественного уровня налогового администрирования.

С целью снижения налоговой нагрузки на доходы юридических лиц, снижена ставка корпоративного подоходного налога, которая с 1 января 2012 года составляет 20% (против 30%, которая была до этого). Кроме того, с 1 января 2014 года ставка корпоративного

подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, снижена до 10%.

Для оптимизации налоговых льгот, в целях расширения налогооблагаемой базы и обеспечения равных условий для предприятий со схожим уровнем рентабельности отменены два особых налоговых режима: для нефтехимических производств и для производств с высокой добавленной стоимостью, в связи с неэффективностью этих режимов. С 2015 года планируется отмена особого режима для страховых организаций, то есть данная категория налогоплательщиков перейдет в разряд налогоплательщиков уплачивающий налоги в общеустановленном порядке. Введение такого положения, объясняется тем, что переход на общеустановленный порядок требует адекватного учета страховых рисков в целях налогообложения.

Значительные изменения произошли в механизме предоставления налоговых преференций. Инвестиционные налоговые преференции предоставляются только по корпоративному подоходному налогу, и заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференции и последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. Исключена налоговая преференция по земельному налогу и налогу на имущество, а также необходимость заключения контракта с Комитетом по инвестициям на реализацию инвестиционного проекта. Такое изменение считаем своевременным и весьма необходимым для улучшения инвестиционного климата. Увеличение срока переноса убытков с 3 лет до 10 лет, ещё одна возможность предоставленная налогоплательщикам в полной мере воспользоваться преимуществами инвестиционных налоговых преференций.

За последние годы значительные изменения произошли в системе косвенного налогообложения. Особенно, эти изменения касаются налога на добавленную стоимость. С момента введения НДС в налоговую систему Казахстана, ученые и практики постоянно подвергают критике механизм взимания и порядок его уплаты. Поэтому любое изменение и дополнение, вносимое в налоговое законодательство страны, обязательно в той, или иной мере касается и НДС. С 2009 года внесен ряд новых поправок в порядок уплаты НДС. Прежде всего, в целях снижения налоговой нагрузки в сфере малого и среднего бизнеса, порог обязательной постановки на регистрационный учет по НДС увеличен в два раза – с 15000 до 30000 кратного месячного расчетного показателя (МРП), уставленного на соответствующий финансовый год. В результате, налогоплательщики, чей оборот меньше этого порогового уровня не обязаны вставать на регистрационный учет, и не будут плательщиком НДС.

Учитывая мировой опыт и интеграцию налоговых систем в условиях глобализации, считаем необходимым реформировать систему налогообложения недвижимости и земли в Казахстане. Совершенствование налога на имущество юридических и физических лиц должно быть направлено на переход от имущественного налогообложения к налогообложению недвижимости, путем слияния налога на имущество и налога на землю, когда в качестве объекта налогообложения будет выступать не только стоимость основных средств, но и рыночная стоимость земли. Учитывая существующие различия в социально-экономическом развитии регионов Казахстана, ставки налога на недвижимость для физических и лиц и индивидуальных предпринимателей, субъектов малого бизнеса, на наш взгляд, необходимо устанавливать дифференцированно по регионам и целям использования недвижимости.

В условиях усиления интеграционных процессов между отдельными странами СНГ в рамках Таможенного союза (ТС) происходит сближение экономической политики государств–членов Таможенного союза. Определенные успехи достигнуты в области гармонизации косвенного налогообложения, оказывающего серьезное влияние на объемы внешнеторговых оборотов между странами участниками ТС.

Представителями органов налоговых служб ТС изучены и проанализированы налоговые законодательства стран-участниц, ведется работа по обмену необходимой информации по вопросам налогообложения. По нашему мнению, гармонизацию налоговых систем целесообразно начинать с налога на добавленную стоимость, поскольку это налог, включаемый в цену реализуемого товара, выполненных работ и оказанных услуг. Поэтому, соответственно, НДС играет немаловажную роль в повышении конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках.

Кроме НДС в странах СНГ существует другой вид косвенного налога– акцизы. На сегодня в странах СНГ установленный перечень подакцизных товаров резко отличается. В Казахстане установлен более укрупненный перечень подакцизных товаров, это: все виды спирта; алкогольная продукция;

  • табачные изделия;
  • бензин (за исключением авиационного, дизельного топливо);
  • моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3000 кубических сантиметров, автобусов, троллейбусов;
  • автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручными управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);
  • моторные и транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отдельной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, с объемом двигателя более 3000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);
  • сырая нефть, газовый конденсат;
  • спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

По нашему мнению, долгосрочной целью налоговой реформы в Казахстане должно стать поощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научнотехнической и коммерческой деятельности. Мировой опыт налоговых реформ последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что именно политика снижения ставок подоходного налога и объемов обложения корпораций, фирм и предпринимателей, т. е. предоставления налогоплательщикам большей свободы в распоряжении своими доходами, стало в последние годы важнейшим стимулом инвестиционной активности в рыночной экономике. Принимая во внимание современную открытость национальных экономик и свободу передвижения товаров и капиталов на мировом рынке, перспективы развития налоговой системы Казахстана нельзя рассматривать без взаимосвязи с состоянием налогового климата в государствах партнерах, без использования мирового налогового опыта и оценки перспективных тенденций осуществления налоговых реформ за рубежом.

Современная мировая экономика с каждым днем становится более динамичной и открытой, а конкуренция в ней более жесткой, поэтому задача сделать национальную экономику конкурентоспособной за счет грамотной налоговой политики – жизненно важная задача.

1. Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». - Алматы: Юрист, 2014.

2. Мельников В.Д. Основы финансов. – Алматы, 2011.

3. Сигарев М.И. Налоги и налогообложение. - Алматы, 2008.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

1.1. Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в рк.

Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

Особое внимание современных экономистов чаще всего уделяется изучению и обобщению соответствующего опыта развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подоходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.

Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие после Второй Мировой войны, практически ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.

Настоящее исследование является результатом обобщения и системного анализа богатого опыта послевоенных налоговых реформ в развивающихся странах, в том числе начатых сравнительно недавно в бывших республиках Советского Союза и прежде всего – в самом Казахстане. Несмотря на значительные отличия идеологии и механизмов реализации этих реформ, разную стадию их развития, а порой даже полную приостановку, недостаток по некоторым из них достоверных документальных источников, нам все же удалось выявить то общее, что делает возможным предоставить налоговую реформу как протяженный во времени многовариантный и многоцелевой процесс.

Именно этим во многом объясняется то, что далеко на все послевоенные программы налоговых реформ в развивающихся странах оправдали амбициозные ожидания своих создателей, а некоторые даже попросту провалились или, в лучшем случае, имели кратковременный успех, после чего постепенно сошли на нет.

Как известно, понятие «налоговая реформа» имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) – вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы(с 1992 года по июнь 1995 года)

В республике функционировали более 40 видов налогов:

общеобязательные местные налоги;

Второй этап налоговой реформы(с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой реформы(с 2000 года по 2001 год).

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

ГЛАВА I. Реформа налоговой системы РК, и этапы ее развития

1.1. Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в РК.
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.
Особое внимание современных экономистов чаще всего уделяется изучению и обобщению соответствующего опыта развивающихсястран, где многообразие индивидуальных подоходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичныхобстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.
Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие после Второй Мировой войны, практически ни одна страна,оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальнымии массовыми за последние десятилетия.
Настоящее исследование является результатом обобщения и системного анализа богатого опыта послевоенных налоговых реформ в развивающихся странах, в том числе начатых сравнительно недавно в бывших республиках Советского Союза и прежде всего – в самом Казахстане. Несмотря на значительные отличия идеологии и механизмов реализации этих реформ, разную стадию ихразвития, а порой даже полную приостановку, недостаток по некоторым из них достоверных документальных источников, нам все же удалось выявить то общее, что делает возможным предоставить налоговую реформу как протяженный во времени многовариантный и многоцелевой процесс.
Именно этим во многом объясняется то, что далеко на все послевоенные программы налоговых реформ в развивающихся странах оправдалиамбициозные ожидания своих создателей, а некоторые даже попросту провалились или, в лучшем случае, имели кратковременный успех, после чего постепенно сошли на нет.
Как известно, понятие «налоговая реформа» имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (непутать с нестабильностью) – вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные имадминистративные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.
Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995года)
В республике функционировали более 40 видов налогов:
1. общегосударственные налоги;
2. общеобязательные местные налоги;
3. местные налоги.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).
В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Налоговая система Республики Казахстан

. функционирования налоговой системы Республики.

Налоговая система республики Казахстан

. Налоговая система Республики Казахстан. ПЛАН.

18 Стр. 837 Просмотры

Налоговая система в Республике Казахстан

. 1.2. Система налогообложения ………………………………………….5 2. Современная структура.

28 Стр. 20 Просмотры

Налоговая система Республики Казахстан

.  Введение Налоговая система - болевая точка реформируемой экономики. Она.

Совершенствование налоговой системы Республики К

. 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В.

Читайте также: