Восстановление ооо после исключения из егрюл по решению налогового органа

Опубликовано: 06.05.2024


Эксперты TaxCoach — про тему исключения компаний из ЕГРЮЛ, которая в 2018 году по-прежнему актуальна. Темп борьбы за «чистоту» реестра, заданный ФНС с 2016 года, сохраняется. В среднем за год налоговый орган по собственной инициативе ликвидирует порядка 500 тысяч организаций.

Полагаем, не вызовет удивления тот факт, что среди них есть как сознательно брошенные компаний, так и организации, ликвидировать которые в общем-то никто и не собирался.

Причин такого исключения может быть масса, но суть их сводится к тому, что руководство по тем или иным причинам проглядело решение ИФНС о предстоящем исключении. Сам по себе факт исключения компании из реестра — штука неприятная, а если компания ещё и владела активами, вернуть контроль над ними — настоящая головная боль для собственников.

Напоминаем, что в случае исключения из ЕГРЮЛ компании, имеющей задолженность перед бюджетом, её директор и участник (с доле более 50%) не смогут зарегистрировать новую компании или стать директором/участником в уже созданной, в течение 3-х лет с момент исключения (абз. 2,3 пп ф п 1 ст 23 ФЗ «О гос регистрации юр лиц и ИП»).

Представим, что ИФНС вдруг решила проверить местонахождение ООО «Б» по адресу, указанному в реестре. Инспекторы вышли на место, не увидели вывеску (или дверь им никто не открыл) и сделали вывод, что организация по адресу не располагается. После этого выслали письмо на юр адрес, с требованием внести достоверные сведения. Письмо по тем или иным причинам никто не получил и никак на него не отреагировал. Итог — в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности адреса.

Решение о недостоверности, аналогично письму, не находит адресата, в результате, через шесть месяцев инспекция принимает решение исключить юр. лицо из ЕГРЮЛ (которое то же никто не получает), а ещё через три воплощает решение в жизнь.

И вот, ранним солнечным утром обо всём этом узнают руководители компании. Возникают два классических вопроса: «кто виноват?» и «что делать?»

С ответом на первый вам предстоит разобраться самостоятельно, а вот со вторым .

1. Порядок «возврата»

Для участников оспаривать решение об исключении компании — пустая трата времени.

Если исключение прошло без процедурных нарушений, в удовлетворении требований суд откажет примерно со следующей мотивировкой: «если бы участники проявляли должную степень заботливости и осмотрительности, то могли бы возразить против предстоящего исключения, а поскольку не сделали этого, значит, исключение их права и интересы не затрагивает». Иными словам: проглядели — сами виноваты (см. дела № А40-154701/2017; А56-25912/2014; А21-6750/2014).

Напомним, при ликвидации имущество распределяется ликвидатором (ликвидационной комиссией). Именно на основании их решения участники получают «наследство». При исключении компании из реестра ликвидационную комиссию никто не создавал, а значит, и имущество не распределено.

В связи с этим, в случае удовлетворения заявления заинтересованного лица о распределении имущества, суд назначает арбитражного управляющего, который и проводит ту самую процедуру.

Применительно к описанной ситуации: участникам ООО «Б» придётся обратиться с таким заявлением в арбитражный суд по месту нахождения исключённой компании. Иных вариантов нет.

Нюансы:

  • Поскольку в распределении участвует арбитражный управляющий, проведение процедуры стоит денег (процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц — абз 2 ч 5.2 ст 64 ГК РФ).
В данном случае месяц его работы обойдется в 30 000 рублей (процедура распределении имущества ликвидированной компании, схожа с процедурой конкурсного производства (имущества распределяется между кредиторами), поэтому её проведением занимается конкурсный управляющий. Его вознаграждение, в соответствии со ст 20.6 Закона «О несостоятельности» составляет 30 000 рублей).

Поэтому для удовлетворения заявления на депозит суда необходимо перечислить средства для покрытия расходов на управляющего либо доказать суду, что средств из распределяемого имущества хватит на покрытие расходов на процедуру.

  • В суд необходимо представить документы, подтверждающие наличие у компании имущества на момент исключения. В нашем случае — это недвижимость и деньги на счёте. Для этих целей подойдёт выписка из ЕГРН и выписка по счёту, заверенная банком. Первый документ в Росреестре может запросить любое заинтересованное лицо. А вот со вторым могут возникнуть сложности.
С большой долей вероятности, в момент обращения в банк за выпиской об исключении организации уже известно, а значит информацию не предоставят, сославшись на банковскую тайну.
Выход из этой ситуации — раздобыть выписку после подачи заявления о распределении, в порядке истребования доказательств.

Если все условия будут выполнены, суд назначит процедуру и утвердит арбитражного управляющего. После выполнения всех действий, связанных с распределением и передачей имущества, арбитражный управляющий составляет отчёт о проделанной работе и направляет в суд ходатайство об окончании процедуры.

Дополнительный неприятный момент: с полученного придётся заплатить налог. В нашем случае это 13% от рыночной стоимости имущества и суммы средств, размещённых на расчётном счёте. При этом налогооблагаемую базу можно будет уменьшить на сумму произведённых участником расходов на вклад в уставный капитал или на сумму, затраченную на покупку доли, в зависимости от основания приобретения доли в уставном капитале.

Важно! Гражданский кодекс ограничивает срок на обращение в суд с заявлением о распределении имущества, сделать это можно в течение 5 лет с момента исключения компании из реестра. При этом суд применит указанный срок самостоятельно.

2. Пропущенный срок

Так, в деле № А04-8871/2016 единственный участник компании, исключённой из ЕГРЮЛ, обратился в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества. Речь шла об акциях ПАО «Сбербанк России» в количестве 20 000 штук, которые его компания приобрела аж в 1992 году. Стоимость такого актива на момент рассмотрения дела составляла порядка 3 миллионов рублей (в 1992 году компания приобрела 20 акций Сбербанка, которые. 2006 году были конвертированы в 20 000 штук).

Заявитель выбрал верный алгоритм, однако загвоздка оказалась в сроках. Поскольку компанию исключили из реестра в марте 2011 года, а заявление направили в сентябре 2016, пятилетний срок оказался пропущен.

Дело дошло до Верховного суда РФ, который отказал в передачи жалобы на рассмотрение, закрепив тем самым постановления судов трёх инстанций, отказавших в удовлетворении заявления.

3. Исключенные акционеры

Ведь в результате отказа в распределении, в составе акционеров эмитента навсегда зависнет «мёртвая душа».

Строго говоря, вопрос не урегулирован законодателем. На наш взгляд было бы логично предусмотреть простую административную процедуру обращения таких акций в собственность эмитента, однако мы имеем то, что имеем, поэтому для решения проблемы в ход идут подручные средства.

Гражданский кодекс содержит понятие «Бесхозяйной вещи», то есть вещи, собственник которой неизвестен, отказался от неё или его просто нет. Такая вещь, при условии добросовестного, открытого и непрерывного владения ею третьим лицом на протяжении 5 лет (для недвижимости 15), переходит в собственность фактического владельца.

За неимением иного инструмента, эмитенты, акционерные общества, которым актуальный состав акционеров необходим для принятия отдельных решений, идут по пути признания акций недействующего акционера бесхозяйным имуществом. Суды ввиду отсутствия иных допустимых способов восстановления прав, признают такие акции бесхозяйными и передают их во владение эмитенту.

При этом, практика показывает, что для успешного исключения такого акционера необходимо выполнить условие — выждать пять лет с момента исключения владельца акций. Как вы помните, по прошествии данного срока участники или иные заинтересованные лица не смогут требовать распределения акций, ранее принадлежавших исключённой компании.

Так, например, в делах № А49-2517/2016 и А40-106136/15 суды встали на сторону истца и, ввиду отсутствия иных допустимых способов восстановления прав, признали акции бесхозяйными с передачей их во владение эмитенту. А в деле № А40-34243/2017 суды трёх инстанций в удовлетворение требований отказали. При этом, принципиальные различия данного дела от двух первых — срок, прошедший с момента исключения владельца акций.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Неправомерное исключение организации налоговой службой из ЕГРЮЛ — явление нередкое. Если ваша компания ведет хозяйственную деятельность, но вы узнали, что ей присвоен статус недействующей, вы можете отменить решение ФНС через суд. Рассмотрим пример такого дела.

19.09.2019 Арбитражный суд Сахалинской области рассмотрел дело по обращению директора ООО «Старатель» к ФНС Сахалинской области. Истец просил признать незаконным следующее:

  • Запись в ЕГРЮЛ от 20.06.2018 о недостоверности данных о местонахождении ООО «Старатель»;
  • Решение налоговой службы об исключении неактивной организации ООО «Старатель» из ЕГРЮЛ;
  • Запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО «Старатель» в связи с имеющимися недостоверными данными.
По словам представителя юр. лица, инспекция неправомерно внесла в ЕГРЮЛ запись о неверности данных о местонахождении компании и незаконно приняла решение об исключении ЮЛ на этом основании. Решение было принято после получения письма от администрации Южно-Сахалинска, в котором сказано об отсутствии ЮЛ на месте. При этом истец указывает, что организация располагается в здании, которое принадлежит ему на праве собственности.

Как доказать хозяйственную деятельность юр. лица

Позиция налоговой

Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.

В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.

Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.

История спора

В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.

18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.

После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.

Сроки подачи заявлений

По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.

Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.

Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:

  • Противоречие документа положениям законодательства;
  • Нарушение прав граждан или юр. лиц.
В соответствии с АПК РФ, правомерность ненормативных документов оценивается на день принятия такого документа.

Проверка достоверности

Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.

Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.

Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.

Исключение из ЕГРЮЛ

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.
Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.
Данные документы свидетельствуют об осуществлении хозяйственной деятельности в период с 2018 по 2019 год. Кроме того, налоговая привлекала ООО «Старатель» к административной ответственности и выставляла требования об уплате налога на имущество после исключения юр. лица из ЕГРЮЛ. Данный факт говорит о противоречивости действий ФНС в отношении ООО.

Таким образом, юр. лицо является действующей организацией и не прекращало деятельность. На основании такого вывода суд отменил решение налоговой об исключении юр. лица из ЕГРЮЛ.

Формы типовых документов

Вопрос-ответ

Ответ: Открытие и закрытие любого юридического лица происходит через налоговую службу. Так как в постановлении указана именно причина, которая озвучена в вопросе, то открыть фирму снова не составит труда. Нужно заново собрать пакет документов, приплюсовав те документы, которые были не достоверными и отправится в налоговую инспекцию. На исправление недостоверной информации ФНС дает 10 дней, с момента направления уведомления на юр. адрес фирмы. Если за 10 дней юр.лицо не устраняет недостатки, то начинается процесс ликвидации принудительно.

В соответствии со статьей Гражданского кодекса РФ 606, арендодатель обязуется предоставить арендатору своё имущество (в данном случае речь идет про недвижимость), которое находится у него в собственности за определенную плату и на определенный срок. Так как договор остался на стадии обсуждения, то есть не состоялась фактическая передача недвижимости, и он не был подписан сторонами, то такой договор юридической силы не имеет. Если арендодатель по-прежнему желает заключить с Вашей будущей фирмой договор аренды, то регистрируйте юр.лицо и заключайте новый договор. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей ГК РФ 609 п.2, долгосрочный договор аренды подлежит государственной регистрации.

В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.

Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке. Юридическая практика показывает, что налогоплательщик, который указал при регистрации ЮЛ недостоверные сведения в части адреса своего местонахождения, может быть исключен из ЕГРЮЛ по односторонней инициативе налогового органа (ст. 21 гл. VIII ФЗ от 08.08.2001 г. №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.

Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке.

Ответ: ФНС в своём письме от 25.06.2014 г. № СА-4-14/12088 (оно актуально и на сегодняшний день) даёт единую практику применения при выявлении налоговыми органами недостоверности сведений об адресе. Письмо можно найти в общем доступе. Кстати, судебная практика показала, что есть случаи, когда обжалование постановления ФНС приносило свои плоды.

Вы указали, что заполнили форму Р 14001 для внесения изменений, но, к сожалению, не указали, что Вы приложили помимо этой формы, чтобы доказать, что адрес Вашего юридического лица на этот раз верный. В качестве доказательства могут быть приложены документы на аренду или иное право на объект недвижимости, в котором Ваша фирма располагается, фото вывески и другой атрибутики, которая показывает, что это Ваша организация.

Если таких подтверждений нет и кроме того, ФНС провела дополнительную проверку по Вашему адресу (новому или подтверждение старого) и не было обнаружено новых доказательств, то налоговая инспекция имеет право отказать в изменении сведений. Помимо этого, в соответствии со статьей 14.25 п.4 КоАП РФ, на Вас составляется административный протокол и назначается штраф.

В Вашей ситуации есть два пути. Первый, если у Вас есть документальные доказательство того, что адрес юридического лица верный и Вы на самом деле осуществляете по нему свою деятельность, можете обжаловать отказ ФНС. Но если Вы знаете, что налоговая служба права, то смысла в обжаловании нет.

Ответ: Один из альтернативных способов ликвидации ООО – по решению ФНС. Не будем углубляться в подробности данной процедуры, но исход её очевиден: если решение ФНС вступило в силу, организация ликвидируется в принудительном порядке и исключается из ЕГРЮЛ. При этом законодательством предусмотрена возможность отмены такого вердикта.

В описываемой ситуации решение об исключении из ЕГРЮЛ было обжаловано, а жалоба – удовлетворена. Следовательно, решение ФНС больше не действует. Значит, честное имя организации восстановлено, и она продолжает действовать так, как и до вынесения незаконного решения. Образования нового предприятия в этом случае не произошло.

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Дмитрий Духовский

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

С 28 июня 2017 года в российском законодательстве появился новый механизм привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Теперь контролирующие лица отвечают по долгам ООО (далее – общество), которое исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, установленном для недействующих юридических лиц. Привлечь таких лиц к субсидиарной ответственности можно, если они действовали недобросовестно или неразумно[1].

Если общество исключено из ЕГРЮЛ в таком порядке, то это приравнивается к отказу основного должника от исполнения обязательства и влечет соответствующие последствия такого отказа[2].

Поэтому кредиторы могут обратиться с иском о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности напрямую к контролирующим лицам.

Ранее такого механизма не было, и кредиторам сначала нужно было оспорить исключение и восстановить общество в ЕГРЮЛ.

Рассмотрим основания исключения общества из ЕГРЮЛ в порядке, установленном для недействующих юридических лиц, а также как нужно действовать кредитору, чтобы вернуть свои денежные средства, и другие важные аспекты.

Основания исключения общества из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, установленном для недействующих юридических лиц.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа для недействующих юридических лиц установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, общество может быть исключено из ЕГРЮЛ в таком порядке при наличии одного из трех оснований:

1) В течение последних 12 месяцев общество не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету[3].

2) Общество не может быть ликвидировано из-за отсутствия средств на расходы, которые необходимы для его ликвидации, и эти расходы невозможно возложить на его участников[4].

3) В ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об обществе и прошло более 6 месяцев с момента ее внесения[5].

По мнению автора, любое из указанных оснований исключения общества из ЕГРЮЛ позволяет кредиторам обратиться с соответствующим иском к контролирующим лицам общества-должника. Иной подход противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом[6].

Как нужно действовать кредитору, чтобы вернуть свои денежные средства.

Основание для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности – исключение общества из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа при условии наличия недобросовестных или неразумных действий со стороны таких лиц.

Контролирующими лицами (субъектами субсидиарной ответственности) являются руководитель (управляющая компания и ее руководитель), члены правления, совета директоров, участники и конечный бенефициар[7].

При этом на практике контролирующим лицом может быть признано любое лицо, которое имеет фактическую возможность определять действия общества.

В целях успешного привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности кредитору целесообразно быть предусмотрительным и заранее, до исключения общества из ЕГРЮЛ:

1) Просудить долг. Это позволит избежать доказывания факта неисполнения обществом своих обязательств и размера долга[8] и существенно упростит судебную работу.

2) Выяснить, кто и каким образом оказывает фактическое влияние на деятельность общества, ознакомиться с его корпоративной структурой. Это поможет доказать вину контролирующих лиц.

Если общество исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, то кредитору целесообразно сразу обратиться с иском к контролирующим лицам[9], так как есть большая вероятность того, что с общества-должника он не сможет получить свои денежные средства, даже если оспорит исключение и восстановит общество в ЕГРЮЛ.

Срок исковой давности по таким спорам составляет 3 года и начинает течь с момента исключения общества из ЕГРЮЛ[10]. Важно оперативно собрать доказательства и подать иск в суд.

Помимо недобросовестности (неразумности) действий контролирующего лица, нужно доказать причинно-следственную связь между его действиями (бездействием) и неисполнением обществом-должником своих обязательств. Если не представить таких доказательств, то суд откажет в иске[11].

Чтобы обосновать недобросовестность или неразумность действий контролирующих лиц, в иске следует указать, что они знали о долге, не погашали его и не подали в суд заявления о признании общества несостоятельным (банкротом).

В какой суд обращаться с иском?

Спор о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности может быть рассмотрен как арбитражными судами[12], так и судами общей юрисдикции[13]. Это зависит от правовой природы неисполненного обязательства общества-должника.

По мнению автора, целесообразно подавать иск:

1) В арбитражный суд по последнему адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, если спор носит экономический (корпоративный) характер (например, возникает из договорных отношений)[14]. Это особенно актуально, если учесть, что ответчики могут быть зарегистрированы в разных субъектах РФ.

В этом случае соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется[15].

2) В суд общей юрисдикции, если кредитором общества-должника является физическое лицо (в частности, бывший работник).

В этом случае необходимо соблюсти досудебный претензионный порядок.

Кого привлекают к субсидиарной ответственности на практике?

По мнению автора, исключение общества-должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа прямо свидетельствует о недобросовестности либо неразумности действий (бездействия) контролирующих лиц такого общества. И пока не доказано иное, субсидиарная ответственность таких лиц презюмируется.

Вместе с тем суды не всегда разделяют такую точку зрения и во многих случаях отказывают в исках. При этом суды мотивируют свое решение тем, что недобросовестность (неразумность) действий (бездействия) контролирующего лица и причинно-следственная связь между его действиями (бездействием) и неисполнением обществом-должником своих обязательств не доказаны.

Как правило, суды исходят из презумпции добросовестности и разумности[16] и возлагают бремя доказывания на истца-кредитора.

Обязательное условие – действия (бездействие) контролирующего лица должны состояться в период, когда оно обладало соответствующими полномочиями, с которыми закон связывает возможность привлечения такого лица к субсидиарной ответственности по долгам общества[17].

Контролирующее лицо привлекут к субсидиарной ответственности, если общество приняло на себя обязательства, которые заведомо не собиралось исполнять. Данный факт можно подтвердить систематическим неисполнением обязательств перед другими кредиторами[18].

На практике чаще всего привлекают бывшего руководителя, который одновременно являлся единственным участником общества[19].

Также суды привлекают к субсидиарной ответственности бывших руководителя (управляющую компанию)[20], руководителя и участника[21], последовательно сменявших друг друга руководителей[22], участников, один из которых являлся руководителем[23].

Действие нового механизма во времени.

Пока в судебной практике не выработан единый подход по данному вопросу.

Одни суды указывают, что для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности общество должно быть исключено из ЕГРЮЛ после 28 июня 2017 года[24].

Другие суды допускают применение нового механизма к обществам, исключенным из ЕГРЮЛ до 28 июня 2017 года, и фактически придают новой норме обратную силу[25].

Такой подход представляется неправильным, так как законодатель не предусмотрел обратной силы для нового механизма привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности[26].

Есть суды, которые считают, что недобросовестные действия должны быть осуществлены контролирующим лицом после 28 июня 2017 года[27].

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы.

Благодаря новому правовому механизму, кредиторы получили возможность защитить свои права посредством привлечения недобросовестных контролирующих лиц общества-должника, исключенного из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, к субсидиарной ответственности.

Следует признать, что в настоящее время привлечь таких лиц к субсидиарной ответственности непросто, так как суды более требовательны к истцам, чем к ответчикам. Действует презумпция добросовестности и разумности ответчиков.

Вместе с тем отсутствует единая правоприменительная практика по вопросам действия нового механизма во времени, а также критериев оценки недобросовестности (неразумности) действий контролирующих лиц и распределению бремени доказывания таких обстоятельств.

Более четкое понимание будет после того, как Верховный Суд РФ сформирует единый подход к решению данных вопросов.

[1] Пункт 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[2] Абзац 2 п. 1 ст. 399, ст. ст. 393, 1064 Гражданского кодекса РФ.

[3] Пункты 1 и 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 1 ст. 64.2. Гражданского кодекса РФ.

[4] Подпункт «а» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 6 ст. 62 Гражданского кодекса РФ.

[5] Подпункт «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[6] Статья 19 Конституции РФ, ст. 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 6 Гражданского процессуального кодекса РФ.

[7] Пункт 3.1. ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. п. 1 – 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ.

[8] Статья 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ.

[10] Пункт 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ.

[11] Определения Верховного Суда РФ от 13.05.2019 по делу № А40-44004/2018, от 15.01.2019 по делу № А65-9284/2018.

[12] Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.10.2019 по делу № А56-43591/2018, Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2019 по делу № А40-82223/2019, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.05.2019 по делу № А78-476/2018.

[13] Апелляционные определения Омского областного суда от 10.07.2019 по делу № 33-4403/2019, Нижегородского областного суда от 02.07.2019 по делу № 33-7544/2019, Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2019 по делу № 33-10577/2019.

[14] Части 1, 2 и п. 2 ч. 6 ст. 27, п. 4 ч. 1 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[15] Абзац 4 ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу № А43-3157/2019.

[16] Пункт 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.

[17] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2019 по делу № А56-69418/2018.

[18] Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.2019 по делу № А33-16563/2018.

[19] Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2019 по делу № А65-30781/2018, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019 по делу № А65-22732/2018, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 по делу № А21-10587/2018.

[20] Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 по делу № А33-13352/2018.

[21] Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 18.09.2019 по делу № А09-15134/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2019 по делу № А65-27181/2018, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу № А60-20005/2018.

[23] Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.2019 по делу № А33-16563/2018, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу № А56-63660/2017.

[24] Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2019 по делу № А40-5482/2018, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.10.2019 по делу № А56-43591/2018, Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по делу № А82-1121/2018.

[25] Постановления Седьмого апелляционного суда от 09.01.2019 по делу № А27-8490/2018, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу № А56-63660/2017, определение Московского городского суда от 07.08.2018 по делу № 4г/8-10355.

[26] Пункт 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ.

[27] Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу № А40-204199/2018, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.05.2019 по делу № А78-476/2018, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2018 по делу № А53-5642/2018.

Можно ли восстановить ликвидированное ООО: пошаговая инструкция

Восстановление предприятия после официального прекращения коммерческой деятельности законом не предусмотрено. Нормативные акты не содержат соответствующего механизма. С момента исключения записи из ЕГРЮЛ фирма не существует, ее имущество поступает в собственность кредиторов или бывших учредителей. Контракты расторгаются, а права прекращаются. При добровольной ликвидации речь о возобновлении бизнеса не идет. Шанс на восстановление компании остается в случае незаконной принудительной ликвидации. Однако рассчитывать на быстрое решение вопроса не стоит.

Краткий обзор способов ликвидации

Официальное прекращение деятельности юридического лица подразумевает под собой полную утрату правоспособности, расторжение всех сделок и расформирование штата. Порядок закрытия общества с ограниченной ответственностью подробно описан статьями 57 и 58 закона № 14-ФЗ от 08.02.98. Нормы признают два варианта.

УсловияДобровольноПринудительно
Принятие решенияОбщее собрание учредителей созывают специально для рассмотрения вопроса. Основанием могут служить достижение поставленных задач, истечение срока работы компании, утрата экономического смысла или недопустимое снижение рентабельностиРешение принимает суд по требованию органа государственной власти, местного самоуправления либо одного из собственников (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Нередко инициатором процесса становится налоговая инспекция.
Причинами разбирательства служат:
* несоответствие общества законодательным требованиям (снижение уставного капитала ниже минимума, превышение максимального числа собственников);
* фактическая остановка деятельности при отсутствии отчетности в течение более 1 года;
* сохранение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведении свыше 6 месяцев.
Кроме того, основанием принудительной ликвидации может стать банкротство
ПроцедураУчредители формируют ликвидационную комиссию и передают ей все полномочия по управлению компанией. Создание органа осуществляется в добровольном порядке, а в состав нередко включают экс-директора. Коллегия проводит инвентаризацию, составляет промежуточный баланс, организует расчеты с кредиторами и дебиторами. Если имущества фирмы недостаточно, расходы относят на счет собственников. Участники несут ответственность солидарно (п. 2 ст. 62 ГК РФ) Арбитражный суд принимает к рассмотрению иск уполномоченного лица и выясняет обстоятельства дела. Если в процессе будет доказана необходимость принудительной ликвидации, выносят соответствующее решение. Одновременно суд назначает арбитражного управляющего. Специалист берет на себя функцию ликвидатора. Исключение сведений из ЕГРЮЛ производится налоговым органом на основании вступившего в силу судебного акта и итогового баланса (ст. 22 закона 129-ФЗ от 08.08.01)

Важно! Статья 57 закона 14-ФЗ устанавливает максимальный срок ликвидации хозяйственного общества. Процедура должна быть завершена до истечения 1 года с момента вынесения решения. Пролонгация допускается только в судебном порядке и не более чем на 6 месяцев.

Статьей 63 ГК РФ установлено требование об обнародовании информации. Сообщить о начале ликвидации в регистрирующую службу необходимо в течение 3 суток. Обязанность ложится на орган, издавший соответствующее решение. Заявление составляется по форме Р15001. Бланк утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12. Помимо этого, ликвидационная комиссия должна опубликовать извещение в открытой печати. Такие сведения размещают на страницах «Вестника государственной регистрации». На предъявление претензий кредиторам отводится 2 месяца. Только по завершении этого периода разрешается утверждать ликвидационный баланс и настаивать на исключении записи из ЕГРЮЛ.

Можно ли восстановить ликвидированное ООО: пошаговая инструкция

Судьба имущества компании

Активы предприятия служат материальным базисом процедуры. Средства идут на расчеты с кредиторами, выплаты персоналу, погашение задолженности по налогам, покрытие процессуальных издержек. Если денег оказывается недостаточно, ликвидационная комиссия реализует основные средства, остатки товаров и сырья. Торги проводят лишь при продаже имущества с оценкой свыше 100 тыс. рублей (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Фактические выплаты начинаются после составления промежуточного баланса и рассмотрения всех претензий. Расчеты производят в порядке очередности (ст. 64 ГК РФ):

  • возмещение ущерба здоровью, жизни людей;
  • заработная плата сотрудникам, авторские вознаграждения, выходные пособия;
  • отчисления в бюджет;
  • выплаты прочим кредиторам.

Вопрос о банкротстве ставится при нехватке имущества для удовлетворения, всех предъявленных к обществу требований. В этом случае расчеты откладывают, а в арбитражный суд подают иск о несостоятельности. Впоследствии активы юридического лица образуют конкурсную массу.

Если после расчетов с кредиторами имущество и деньги остались, ликвидационная комиссия распределяет их между учредителями. Каждый из собственников получает ценности с учетом принадлежащей доли. Сначала обеспечивается погашение обязательств по выплате распределенной прибыли, а затем следует передача оставшихся активов (ст. 58 закона 14-ФЗ).

Процедура восстановления при добровольной ликвидации

Возможность запустить обратный процесс у учредителей сохраняется до момента исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ. Поскольку вся власть в этот период принадлежит специальной комиссии, собрание придется созывать самостоятельно. Директор не играет организаторской роли. Учредителям придется проявить инициативу и оформить соответствующие документы.

Если точных сведений о стадии процедуры у собственников не имеется, делается запрос в ИФНС. Контролирующая служба обязана выдать выписку о наличии или отсутствии в реестре сведений о конкретной компании. Получить документ можно бесплатно в онлайн-режиме. На официальном сайте ведомства действует специальный сервис.

Можно ли восстановить ликвидированное ООО: пошаговая инструкция

Правила восстановления после принудительной ликвидации

Подача апелляции на решение суда о прекращении деятельности фирмы позволяет отстоять бизнес. Добиться успеха можно, если:

  1. Соблюдены процессуальные сроки. Обращение в арбитражный суд должно быть подано в течение 1 года с момента публикации извещения о ликвидации (ст. 22 закона 129-ФЗ от 08.08.01). Применим к таким спорам и механизм пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Инициировать производство можно на протяжении 3 месяцев со дня выявления фактов, имеющих юридическое значение (ст. 311 АПК РФ).
  2. Выявлены явные свидетельства незаконности ликвидации. Конкретного перечня оснований для отмены решения в нормативно-правовых актах не приводится. Обязательными условиями являются относимость и допустимость доказательств. Так, кредиторы могут настаивать на разбирательстве, если имеются обвинительные приговоры по фиктивному банкротству. Учредители вправе подать иск, если ликвидация преследовала цель вывода с баланса дорогостоящих активов. Причиной служат и процедурные нарушения.

Признание решения суда недействительным влечет восстановление записи в ЕГРЮЛ. Однако фактически возобновить деятельность будет очень сложно. Проблема возникнет уже на этапе истребования материальных ценностей.

Важно! Нельзя вернуть имущество, которое было распределено, а затем продано третьим лицам. Приобретателей закон признает добросовестными и защищает от истребования (ст. 302 ГК РФ). Подать виндикационный иск можно в строго определенных случаях. Таковыми являются утеря имущества собственником или похищение. Оба варианта встречаются в делах о ликвидации редко. Активы выводятся с баланса в ходе расчетов с кредиторами, а затем реализуются третьим лицам. Пункт же статьи 302 ГК РФ о выбытии ценностей против воли законного владельца признан недействующим постановлением КС РФ № 16-П от 22.06.17. Это существенно усложняет задачу.

Для обеспечения реальной работы фирмы учредителям может потребоваться вновь сформировать уставный капитал. Взносы придется делать за собственный счет.

Кроме того, единственный орган управления после восстановления записи в ЕГРЮЛ – общее собрание собственников. Официального представителя у фирмы нет. Именно поэтому сразу после получения листа записи следует вновь созвать всех учредителей. На повестку дня необходимо вынести:

  • порядок материального обеспечения работы компании;
  • возврат экс-руководителя или избрание нового главы;
  • утверждение методов борьбы за утраченное имущество.

Фактическая хозяйственная деятельность восстанавливается после подачи заявления о назначении нового директора. Топ-менеджер проделывает колоссальный объем работы:

  • извещение уволенных сотрудников о праве вновь занять прежнюю должность;
  • возобновление отношений с контрагентами;
  • обращение в лицензирующие органы и саморегулируемые объединения для возврата разрешительных документов;
  • формирование отчетности за период простоя и мн. др.

Поскольку пошаговая инструкция в законодательстве отсутствует, большинство вопросов придется решать самостоятельно. Обойтись на этом этапе без поддержки опытного юриста невозможно.

Перечень документов

Оспаривание решения о ликвидации общества осуществляется путем подачи искового заявления в арбитражный суд. Требования к нему закреплены ст. 125 АПК РФ. Необходимые документы для подтверждения обоснованности претензий определяются содержанием спора. В качестве приложения рассматриваются вступившие в силу обвинительные приговора, а также акты об отмене распоряжений, послуживших основанием прекращения деятельности.

После возврата записи об организации в ЕГРЮЛ следует новый этап борьбы за бизнес. Итоги собраний всех участников оформляют протоколами. Все изменения регистрируются в налоговом органе с подачей формы Р14001.

После возвращения к жизни ООО некоторое время существует без имущества. Для восстановления прежнего благосостояния организацией предъявляются виндикационные иски. Заключенные в процессе ликвидации сделки признают недействительными. Затем представители фирмы выдвигают требования о возврате ценностей. Активы возвращают на баланс, а обязательства перед кредиторами возобновляют.

Краткие выводы

Процедура ликвидации фирмы предполагает окончательное и полное прекращение хозяйственной деятельности. Обратный ход процедуре учредители могут дать до исключения записи об организации из ЕГРЮЛ. В исключительных случаях заинтересованные лица вправе оспорить решение о ликвидации компании.

Добиться удовлетворения требований можно в суде при соблюдении процессуальных сроков и предъявлении веских аргументов. Фактически вернуть бизнес к исходному состоянию удается очень редко. Восстановлению препятствует отсутствие понятного и четкого механизма. Истребовать имущество, распределенное в процессе ликвидации, мешают нормы о защите добросовестных приобретателей.

Читайте также: