Вопросы по истории налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.04.2021 2021-04-10

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Бейфус, П. С. К вопросу об истории развития налогообложения в России / П. С. Бейфус, Е. С. Мозговая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79959/ (дата обращения: 19.05.2021).

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, российское государство, налог, налоговое законодательство, современная Россия.

Функционирование любой сферы общества в государстве не представляется возможным без финансирования, а финансирование напрямую зависит от развитости системы налогообложения. Еще в XIX веке наш соотечественник Н. И. Тургенев утверждал, что налоги необходимы, так как являются средством к достижению цели общества или государства [1, с. 11].

Исследуя проблему зарождения налогов, следует отметить, что дискуссионность вопроса по поводу определения факта их возникновения всегда будет существовать, что является оправданным. Так, например, многие авторы считают, что налоги появились со времен возникновения общества, до образования государственности, такого мнения придерживаются С. Б. Глушаченко и С. С. Щепкин [2, с. 4–6].

Напротив, мнение Н. Е. Петуховой сводится к тому, что система налогообложения возникла одновременно с первыми государствами [3]. Все это позволяет констатировать, что такие разногласия справедливы, и будут иметь место в теории развития налоговой системы.

Наибольший интерес вызывает самый значимый исторический этап в становлении налогообложения российского государства, который непосредственно связан с развитием древнерусской государственности. Как нам известно, в результате нашествия войск Золотой Орды население Руси, захваченное монголо-татарскими ханами, становится обязанным платить дань. Тяжелым обременением стали подати, которые в основном уплачивались в натуральной форме, а именно в виде шкур и мехов различных животных, сельскохозяйственной продукции, также высока была и роль повинностей, осуществляемых в виде выполнения строительных работ, военных работ и т. д.

В период становления централизованного государства образовывается целевая форма налога, к которой относились ямской и полоняничный налог, стрелецкая подать, пищальные деньги, сборы на городовое и засечное дело.

В XVII в. отмечается тенденция формирования системы фискальных приказов. Каждый приказ был направлен на сбор налогов с различных объектов налогообложения. Это свидетельствует об образовании объекта налогообложения, обязательного элемента налога. Например, Приказ большого прихода относился к сбору прямых налогов, Приказ большой казны собирал налоги с городских промыслов, обязанностью Приказа большого дворца являлся сбор налога с царских земель. За формирование доходов государства отвечал Счетный приказ [4, с. 181–186]. В указанный период происходит становление денежной системы, которая характеризуется появлением серебряных монет.

Петровская эпоха значительно изменила финансовую систему и сферу налогообложения. Проведение налоговой реформы способствовало образованию основных налогов, к которым относилась и подушная подать, введенная в 1724 году. По мнению Д. Г. Черника, ранее существовавшая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства, а Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения [5, с. 21–22]. Именно в связи с этим Петр I шел по пути увеличения ставок уже существующих налогов, вводил различные новые налоги, в первую очередь косвенные.

Период XIX в. ознаменован важным событием в сфере финансового управления — это создание Министерства финансов. Анализируя деятельность этого органа, можно отметить его существенную роль в системе финансового управления. Это выражалось в том, что компетенция Министерства финансов включала не только все вопросы финансового управления, но и вопросы налогообложения, распределения государственных доходов. Необходимо отметить, что первоначальной задачей Министерства финансов было установление сумм, поступавших в государственную казну налогов, а также в разрешении споров в сфере налогообложения.

Со временем подушная подать, имеющая один и то же размер на всей территории страны, перестала быть эффективным источником для бюджета государства, для исправления указанной проблемы требовались перемены в системе налогообложения. Новшеством явился налог, который взымался с граждан, имеющих недвижимое имущество. Далее с развитием экономических отношений в государстве появляется государственный поземельный налог. Имущество, переходящее по наследству или полученное в результате дарения стало налогооблагаемым, то есть относилось к объекту налогообложения. Государственный бюджет также пополнялся посредством акцизов на табачную продукцию, сахар и др. Но явное предпочтение косвенному налогообложению влечет за собой образование несовершенств в системе налогообложения императорской России.

В послереволюционный период XX в. количество обязательных платежей сократилось. Требовалось перестроить налоговую систему, так как сменилась специфика экономических отношений в государстве по сравнению с царской Россией. Данный период характеризовался ликвидацией частной собственности на землю и национализацией промышленности, в связи с чем смысл существования в системе налогообложения потерял поземельный налог, промысловый налог, налог на недвижимое имущество и др. Система налогообложения в данный период характеризовалась эмиссией, конфискацией, продразверсткой и контрибуцией.

К становлению новой налоговой системы российского государства относят начало 20-х гг. прошлого столетия. Развитие экономической сферы государства вышло на новый уровень. Можно отметить происходящее в указанное время разделение налогов на прямые, а именно, промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, подоходно-поимущественный налог прогрессивного характера и сельскохозяйственный налог, и косвенные, которые характеризовались введением акцизов на спирт, табачные изделия и т. д.

Времена Великой Отечественной войны очень сильно отразились на системе налогообложения нашей страны. Это обуславливалось тем, что в военное время бюджет требовал огромного вложения, в первую очередь, в целях поддержания армии. Перечень обязательных платежей необходимо было расширять, что и предприняло советское государство. Граждане, помимо имеющихся налогов, должны были уплачивать военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, осуществлялся сбор с владельцев скота и др.

После Великой Отечественной войны размер налогов и сборов обрел тенденцию снижения, что послужило уменьшению удельного веса налогов в доходной части бюджета российского государства [6, с. 181–186].

Для восстановления финансовой, налоговой и экономической сферы государства в целом в середине XX в. в СССР начала преобразовываться хозяйственная деятельность, что заключалось в развитии работ на государственных предприятиях, повышении их эффективности и прибыльности. Что касается системы налогообложения, необходимо отметить, что при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три самостоятельных платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства, целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные) платежи, направленные на изъятие излишних накоплений по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет [7].

Проводимые преобразования в налоговой системе способствовали высоким темпам экономического развития страны в 60–70-е годы XX века, что позволяло успешно решать и задачи роста благосостояния граждан.

В постсоветской России необходимость создания современной (рыночной) налоговой системы способствовала тому, что сфера налоговых отношений оказалась в центре внимания исследователей, как теоретиков, так и практиков. Она требовала колоссальных изменений по ряду причин. Во-первых, это связанно с переходом к рыночным отношениям. Во-вторых, была необходимость систематизировать нормативную базу, касающуюся налогообложения. Об этом свидетельствовало принятие Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г. Однако достигнуть идеала представлялось очень сложным, так как, многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов, нестабильность налогового законодательства, многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, порождали новые пробелы, споры и проблемы законодательства [8, с. 18].

Принятие в конце 90-х гг. XX века Налогового кодекс РФ, сыграло важнейшую роль в систематизации норм и положений, которые регулируют процесс налогообложения.

Небольшой анализ истории развития налогообложения в нашей стране свидетельствует о том, что на каждом историческом рубеже российскому государству удавалось регулировать налоговую систему таким образом, чтобы она соответствовала вызовам времени и способствовала развитию и укреплению отечественной государственности.

Считаем, что 30-летняя история развития налогообложения в современной России также требует глубокого изучения, анализа и ее совершенствования с тем, чтобы и РФ через эффективную налоговую политику способствовала росту авторитета страны в мире, повышению качества жизни граждан.

Как верно отмечает Е. А. Аринин, российская налоговая система должна быть конкурентоспособна по отношению к налоговым системам других стран. В настоящие период одна из существующих проблем, выделяемых автором, заключается в несоответствии налогового регулирования в инновационной сфере и действительным потребностям инновационного развития страны. В качестве проявления такой проблемы мы отмечаем отсутствие надлежащего стимулирования развития стратегических регионов (Сибирь, Дальний Восток) в том числе посредством налоговых инструментов [9, с. 14–25].

На важность инновационного подхода указывал президент РФ В. В. Путин в своем докладе «О стратегии развития России до 2020 года». Президентом был задан вектор на развитие таких налоговых механизмов, которые бы способствовали развитию человеческого капитала. Более того, главными итогами такой политики должно стать максимальное освобождение от налогов для организаций, занятых в сфере образования и медицинского страхования. Нельзя сказать, что такие меры были в полной степени реализованы. Однако мы усматриваем в этом еще одно важное направление развития налоговой политики современной России — придание приоритетного значения социальным интересам.

Еще одной серьезной проблемой является нестабильность налоговой системы страны в связи с постоянной ее изменчивостью, которая обуславливается частыми нововведениями в налоговом законодательстве на протяжении всего периода существования современной России. В таких условиях затруднительно говорить о построении устойчивой экономической политики. Более того, такая «шаткость» в значительной степени затормаживает развитие налоговой сферы в тех же темпах, что и в других странах, где налоговая система развивается более длительное время. В связи с этим возникает угроза экономического отставания РФ от ведущих стран мира, что в свою очередь является серьезным препятствием для российской государственности. В таком случае разумным, на наш взгляд, станет минимизация изменений налогового законодательства, и проработка действующих норм путем устранения их пробельности.

Следует признать, что действующая система налогообложения показала свою недостаточную эффективность и в решении проблем социальной политики: колоссальные разрывы между бедными и богатыми, которые не способствуют консолидации общества. Опыт передовых стран Запада и Востока свидетельствует о преимуществах прогрессивного налогообложения по сравнению с пропорциональным.

Это отмечают и многие российские исследователи. Так, например, основным итогом исследования М. А. Вахтиной [10, с. 68–79] стало установление того факта, что расслоение общества в государствах с прогрессивной системой налогообложения значительно меньше, нежели в странах с фиксированной ставкой налога. На положительный результат в виде уменьшения «пропасти» между доходами богатых и бедных указывают и Е. А. Лукашенко с И. Н. Раздерищенко [11 с.68–72].

Мы считаем, что России уже пора встать на такой путь, однако выбрав тот вариант его применения, который будет соответствовать особенностям национального законодательства с учетом исторического опыта. России необходима такая система налогообложения, которая будет способствовать экономическому росту страны и, как следствие, улучшению уровня жизни населения, росту авторитета страны на мировой арене.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

date image
2015-05-27 views image
10751

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Возникновение и развитие налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России.

3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

1. Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период.Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.




В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

История налогов в России

Описание презентации по отдельным слайдам:

История налогов в России

Налоговая система современной России отсчитывает свою историю с 1991 года. Однако налоги существуют еще со времени Древнерусского государства. Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства. Основной формой поборов в княжескую казну была Дань – прямой налог с населения, который уплачивался натурой: медом, пушниной и даже мечами.

В эпоху Золотой Орды (1243-1483) с целью введения централизованной налоговой системы представителями ордынской власти была проведена перепись населения Руси ,на основании которой монгольскими баскаками –(чиновниками) взималась дань. В XIII в. возникают первые протесты против действий баскаков. Помимо ордынской дани, собиралась дань и в княжескую казну.

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система была кардинально реформирована: введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо. Сошное письмо – это описание городских и сельских земельных владений в России в XV—XVII вв. с целью государственного налогового обложения.

В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата. Но теория налогооблажения отсутствовала, что приводило к тяжелым последствиям. Например Соляной бунт после введения акциза на соль в 1648 году. Но в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. При Иоанне IV Грозном (1530—1584) вводится стрелецкая подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа взятых в плен ратников. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме.

Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. В это время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов, т.к. бурно развивалась промышленность. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с бород; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др. Была введена подушная подать – это вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а мужская душа.

В период правления Екатерины II совершенствуется управление государственными органами. Основным прямым налогом была подушная дань, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов. Императрица смогла несколько упростить налоговую систему. При Александре I вводились новые обязательные платежи, например, процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди. Была реформирована система организации сбора налогов, создано Министерство финансов.

Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев издает труд "Опыт теории налогов" - исследование государственного налогообложения. В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять правил установления и взимания налогов: 1."Равномерное распределение налогов» ; 2."Определенность налога" ; 3."Собирание налогов в удобнейшее время» ; 4."Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход»; 5."Дешевое собирание налогов". Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.

Во второй половине XIX века в связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора налога. В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

До революции практически вся налоговая система основывалась на сочетании поземельного и поимущественного принципов, даже подушная подать, где единицей обложения являлась душа мужского пола, в той или иной степени опиралась на землю, так как земля являлась практически единственным источником, за счет которого уплачивались подати. Фактически все начало XX в. было ознаменовано дискуссиями, проектами, предложениями по дальнейшему совершенствованию налоговой системы. П.А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как самую радикальную программу по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века в мире. Накануне Первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Николай II

С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие акта «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. В 1918 г. Введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым облагались состоятельные слои населения. Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю.

В 1921 г. Начинает осуществляться новая экономическая политика (НЭП). Налоговой система НЭПа, повторила в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор и др. месте с тем были введены новые налоги: сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и др. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль и др.

2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. Благодаря ей доход государства начал формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

Во время Великой Отечественной войны введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Последний был предназначен способствовать росту населения страны. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

В 1960-е годы существенный поворот в сфере налогов. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих». Но реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц" и др. Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России. В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации. Повышение налоговой культуры населения – это залог цивилизации!




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Налоговая система современной России отсчитывает свою историю с 1991 года. Однако налоги существуют еще со времени Древнерусского государства. Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства. Основной формой поборов в княжескую казну была Дань – прямой налог с населения, который уплачивался натурой: медом, пушниной и даже мечами.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) вводится стрелецкая подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа взятых в плен ратников. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме.

В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата. Но теория налогооблажения отсутствовала, что приводило к тяжелым последствиям. Например Соляной бунт после введения акциза на соль в 1648 году.

Но в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета.

Социально-экономические реформы последних лет изменили базовые основы экономики России: преобразовали ранее существовавшую систему формирования, распределения и использования государственных доходов, в том числе налоговых доходов, призванных обеспечить выполнение функций, возложенных на государство.

В этой связи большое значение приобретает реорганизация налоговой системы, ее использование для стимулирования предпринимательской деятельности, регулирования доходов населения и обеспечения регулярного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению не только общеэкономических, но и социальных задач. А выделение исторического аспекта в развитии налогообложения и его природы является необходимой мерой.

Целью исследования выступает рассмотрение ретроспективы развития налогообложения в России, поскольку только с пониманием, откуда и как зародился сам налог, можно понять, какое положение и роль он имеет на сегодняшний день. Кроме того, важной представляется возможность сделать определённые выводы и не допустить ошибок прошлых лет.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой является общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории и теории налогообложения, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативно-правовых актов.

В процессе исследования применялись различные общенаучные и теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, метод теоретизации, группировки, табличный и др. Эмпирическую базу исследования составили: налоговое законодательство Российской Федерации, официальные публикации в научных и деловых периодических изданиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Они зародились в то же время, что и государство: в IV в. до н. э. – V в. н. э.– появились пути их взимания. Происхождение налогообложения взаимосвязано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств и постепенной индивидуализацией труда и потребления. Налоги и налогообложение посодействовали возникновению общественно значимой деятельности, современное название которой соотносится с понятиями «налоговая деятельность» или «фискальная деятельность» [2].

Первоначально налоги образовывали незначительную часть общественных фондов, так как публичные затраты главным образом покрывались за счет добровольных пожертвований, военной добычи, доходов от общинной собственности.

Основополагающей стороной всех прошлых налогово-правовых сторон была и остаётся идея о налоге как развивающемся во времени компромиссе, начиная с определённого этапа человеческой истории. Этот компромисс обеспечивает естественное соглашение основополагающих начал общества и государства – частного интереса, частной собственности, с одной стороны, и публичного интереса, публичной собственности – с другой.

В развитии налогообложения принято выделять три основополагающих этапа (таблица 1) [4].

Понятие налогообложения в истории нашей страны также имеет очень глубокие корни. История налогообложения в нашей стране насчитывает более тысячи лет. Затрагивая вопрос возникновения и развития налогов в России, необходимо выделить основные периоды (рис. 1).

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Но наиболее интенсивное развитие налогообложение получило в 15–20 веках (табл. 2) [7].

Этапы развития налогообложения

Первым этапом развития налогообложения являются Древний мир и Средние века (IV в. до н. э. – V в. н. э). На этом этапе происходит появления и развитие налогов. Так как государственные расходы увеличивались, налоги взимались в денежной форме, регулярно, увеличивался размер налогов. Со временем, налоги стали основным доходом государства.

Вторым этапом развития налогообложения является возникновение и становление капитализма (V–XVIII вв.). Этот этап можно охарактеризовать экономическими и общественными изменениями, и, как следствие, изменениями в налогообложении. Основной доходной частью государственных бюджетов становятся налоги. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

Третьим этапом развития налогообложения является современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени). В большинстве стран численность налогов в налоговых системах сокращается, увеличивается роль законодательства при их установлении и взимании.

Doc14.pdf

Рис. 1. Периоды развития налогообложения в России

Развитие налогообложения в России в 15-20 веках

Наиболее значимые события

Первые русские косвенные и прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда же появились первые целевые налоги: на выкуп ратных людей, на строительство засек–укреплений на южных границах, на создание регулярной армии и т.д. Великим мастером по «выбиванию» денег для наполнения казны был царь Иван Грозный. Для этого использовался правеж через наказание кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку в Сибирь.

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата.

Система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов–таможенных и кабацких. Так, в 1679–1680 на прямые сборы дали 53,3% всех доходов государства, а прямые 44%.

Петр 1: (1721–1725) налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. Екатерина II: (1762–1796) налоговая система несколько упростилась. Павел 1: (1796–1801)18 декабря 1796 г. – «Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами».

Доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений.

Наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21–25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18–23% государственных доходов.

В ХХ веке основу налоговых доходов бюджета образовывали: прямые налоги (пошлины, квартирный налог, подоходный налог, поземельный налог и др.).

Налоговая система того периода отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела конкретного принципа формирования.

В условиях планово-распределительной экономики СССР роль налогов в системе доходных источников государства была необоснованно принижена, а прямые налоги с населения не имели большого значения в формировании бюджета. Поступление налоговых платежей обеспечивало приблизительно 20 % доходов бюджета.

В конце XX века в ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, которые были направлены на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита. Многие теории, касающиеся налогов, получили теорию обмена. В основе этой теории заключается мнение, что налог является платой, которую каждый гражданин вносит за защиту от преступлений, доступ к правосудию, охрану его личной и имущественной безопасности. Налогом является договор между государством и гражданами, поэтому теорию обмена называют теорией общественного договора, заключённого между государством и обществом [5].

На сегодняшний день налоги являются главным инструментом, при помощи которого происходит регулирование рыночных отношений в государстве, в том числе и в России. Механизм налогообложения обязан приспособиться и к регулярно изменяющейся практике хозяйствования, и к новому уровню производительных сил. В наше время налоги – главная форма доходов государства. Механизм налогов используется для того, чтобы государство оказывало воздействие на научно-технический прогресс и на динамику общественного производства [1].

Специалисты определили пять свойств «хорошей» налоговой системы с оптимальным для населения и организаций и достаточным для государства уровнем налогообложения:

1) экономически эффективная налоговая система не должна вступать в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2) административная система должна быть простой и недорогой в применении;

3) налоговая система должна относительно быстро реагировать на меняющиеся экономические условия;

4) налоговая система должна суметь убедить людей в том, что они платят, чтобы политическая система отражала их предпочтения;

5) налоговая система должна быть справедливой к различным индивидуумам [6].

В последний год на российскую экономику существенно повлиял шторм антивирусной шоковой терапии, который не мог обойти стороной и налоговую политику. Налоги как наиболее чувствительная с точки зрения денег сфера публичных отношений ожидаемо претерпевает ощутимые трансформации в свете кризисных явлений.

Уникальность текущей ситуации заключается в том, что практически одновременно со схожими проблемами столкнулся весь мир. По опыту других стран, набор фискальных мер поддержки в целом достаточно ограничен и не имеет принципиальных различий. Он осуществляется в следующих направлениях:

  • отсрочки по уплате налогов и сдаче отчетности;
  • снижение налоговых ставок;
  • снижение подоходного налогообложения, введение мораториев и «каникул»;
  • предоставление налоговых преференций против встречной взаимопомощи бизнеса (например, снижение налога на имущество для арендодателей при зеркальном снижении арендной платы для арендаторов);
  • смягчение или приостановление налогового контроля и администрирования в целом.

За последние месяцы 2020 года в России появился ряд нормативных актов, который в целом подтверждает приверженность нашей страны этим общемировым тенденциям. Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России. Во исполнение этих предложений оперативно были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 102–ФЗ от 01.04.2020 г.), которыми Правительство Российской Федерации наделено широкими полномочиями в части регулирования процедурных аспектов налоговых правоотношений. Правительством 6 апреля (спустя 4 дня после официальной даты подписания) в соответствии с этими поправками и предоставленными ими полномочиями было опубликовано Постановление № 409 от 02.04.2020 г. с основными антикризисными мерами (ключевые из которых сводятся к разного рода отсрочкам). ФНС России и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования (на сайте ФНС России оперативно появился соответствующий справочный раздел). Не стоит забывать и про пласт региональных законов, где каждый из субъектов федерации вправе в пределах полномочий принимать определенные меры.

Тем не менее, принятые в налоговой сфере акты оставляют множество вопросов. Так, Министерством финансов была предложена программа мобилизации доходов на 2021-2023 годы, которая призвана пополнить казну на 1,8 трлн. руб. Она включает ряд непопулярных мер: пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение акцизов на табак, введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов.

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год [3].

Таким образом, по результатам исследования определено, что исторические аспекты возникновения и развития налогообложения в России основаны на становлении механизмов налогового регулирования. В Российской Федерации идет реформирование существующей налоговой системы. Действующая налоговая система в ее правовых и основных аспектах подвергается аргументированной критике. Чтобы повысить уровень эффективности экономики и уровень жизни населения, а также повысить сбор налогов, необходимо создать благоприятный налоговый климат, а также внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, но в первую очередь важна стабильность.

Читайте также: