Вопросы финансов налогов бюджета в работах к маркса

Опубликовано: 19.09.2024

Кемеровский Государственный университет

Кафедра финансы и менеджмент

На тему: «Теории государственных финансов российских экономистов»

Теории государственныхфинансов российских

Финансовая наука как самостоятельное явление начала скла­дываться в России в начале XIX в. В этот период появляются первые крупные работы в области финансов. Начало русской финансовой науке положила работа И. И. Тургенева «Опыт тео­рии налогов» (издана в 1818 г.), в которой впервые в России бы­ли изучены особенности налогов, их значение для государствен­ного хозяйства и всей экономики страны.

Вопросы финансов в трудах дореволюционных ученых . Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX — нача­ло XX вв., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

Российские ученые-финансисты разрабатывали как теорети­ческие, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сто­ронниками теории «удовлетворения коллективных потребностей». Особенно ярко это проявилось в учебнике И. Озерова «Основы финансовой науки»:

Одни потребности удовлетворяются сами единоличными усилиями, другие — совместно с другими лицами, для чего история выработа­ла союзы людей (государство, община и т.д.). Многие потребности индивидуального характера переходят и настоящее время в разряд потребностей, удовлетворяемых коллективным путем. коллектив­ные потребности в настоящее время требуют громадных средств. И далеефинансовая наука изучает финансовое хозяйство, т. е. совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами пуб­личного характера материальных средств: она изучает те способы, по­средством которых эти союзы добывают себе нужные средства и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую — другие. Основное место в трудах ученых занимало исследование го­сударственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства: система доходов, их развитие в различных государствах, порядок и формы взимания налогов в бюджет, контроль за этими процессами со стороны государства, источники покрытия дефицита бюджета, развитиегосударственного кредита.

Другое направление, которое подробно изучалось дореволю­ционными финансистами, — бюджет и местные финансы. Рас­сматривались вопросы построения центрального бюджета и ме­стных бюджетов, а также бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).

Социал-демократическое течение. В этот же период развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был поверхност­ный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основан­ный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким пред­ставителем этого течения был В. Ленин (1870—1924).

Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина — критика финансовой политики России. В многочисленных статьях и выступлениях им были критически рассмотрены сис­тема доходов и расходов бюджета, раскрыта социальная характе­ристика косвенных налогов, показано плачевное финансовое состояние государства в последний предреволюционный период.

В 1917 г. В.И.Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съез­дом РСДРП (б). В ней много внимания уделяется вопросам де­нег, финансов и кредита. В частности, она предусматривала на­ционализацию и централизацию банковского дела, национали­зацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внешних и внутренних долгов, изменения на­логовой системы путем введения высокого поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действительного контроля за доходами капиталистов, введения высоких косвенных налогов на предме­ты роскоши. Практически все эти мероприятия, за исключением стабилизации денежного обращения и реформы налоговой сис­темы, были осуществлены в ходе Октябрьской революции и в первые послереволюционные годы.

В дальнейшем исследование Лениным финансовых проблем было связано в основном с тактическими задачами, возникав­шими перед государством. Наиболее активно им были разрабо­таны вопросы финансового контроля, создания нового финан­сового аппарата, укрепления финансового положения государст­ва, проведения денежной реформы и осуществления финансо­вой политики государства на различных этапах послереволюци­онного развития.

Анализ работ Ленина и других ученых-марксистов начала XX в. показывает, что целостного исследования содержания и ро­ли финансов и основных финансовых категорий (налоги, бюджет, государственный кредит и т.д.) в них осуществлено не было. Сле­дует констатировать лишь изучение некоторых частных вопросов, связанных с управлением финансовым хозяйством государства.

Все это привело к тому, что в первый послереволюционный период изучение финансов строилось в основном на трудах доре­волюционных экономистов: И. Янжула, И. Озерова, Л. Ходского и их последователей (Я. Торгулова, И. Кулишера, Ф. Менькова). Такое состояние финансовой науки продолжалось примерно до середины 1920-х гг.

Советская финансовая наука. С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необ­ходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей пре­имущества советских финансов над финансами капиталистиче­ских государств. Период становления этой науки был достаточно длительным — с конца 1920 до начала 50-х гг.

В первый период (1926—1931) в основном разрабатыва­лись частные вопросы финансов, которые возникали в ходе вы­полнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова, представляемый автором как «марксистский учебник» 1 . Но цель не была достигнута. Об этом, в частности, говорит определение финансовой науки, которое приводит автор:

Финансовая наука общества, переходного к социализму, должна изучать общественные отношения, возникающие на почве добыва­ния этим обществом, или его ответвлениями, средств материаль­ного характера, необходимых для существования его государствен­ной организации, служащей орудием для подавления остатков бур­жуазного общества, для построения социалистического общества 2 . Несмотря на активное использование социалистической фра­зеологии содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой, как отмеча­лось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для ее развития в тот исторический период в СССР.

Второй период развития советской финансовой науки (1931 — 1956 гг.) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода — В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении националь­ного дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. В. Дьяченко впервые дал целостное марксистское оп­ределение финансов:

Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение дохо­дов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресур­сов государства в соответствии с его функциями и задачами. Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940). Концентрированно взгляды В.Дьяченко отраже­ны в работе «К вопросам о сущности и функциях советских фи­нансов».

Исследование прикладных вопросов финансовой науки про­водилось в этот период в основном по двум направлениям: 1) изучение истории развития финансовых категорий. Это книги К. Плотникова, посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Вели­кой Отечественной войны; 2) работы, раскрывающие действующую финансовую практику. Эти работы носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования.

Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец единомыслию в советской финансовой науке. В конце 1950 — начале 70-х гг. появляются многочисленные рабо­ты экономистов, посвященные теории финансов. Наиболее зна­чительные из них: А. Александров «Финансы социализма» (1965); А. Бирман «Очерки теории советских финансов» (три выпуска — 1968, 1972, 1975); Э. Вознесенский «Дискуссионные вопросы тео­рии финансов» (1969); Г. Точильников «Социалистические фи­нансы» (1974). В этот же период выходит ряд учебников и учеб­ных пособий по дисциплинам «Финансы СССР» и «Финансы и кредит СССР», среди которых особо следует отметить учебник «Финансы СССР» под редакцией М. Шерменева (1977).

Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводится к оп­ределению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Базируясь на единой политэкономической теории К. Маркса, авторы различных концепций делятся на две группы. Первые считают, что место финансов — это лишь система от­ношений распределения денежных средств, носящая безэквива­лентный характер. Исходя из этого финансы лишь косвенно че­рез распределение влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников и Ы. Шерменев.

Вторая группа экономистов (Э. Вознесенский, А. Александров, А. Бирман) придерживается иной точки зрения. По их мнению, финансовые отношения — суть отношения всех четырех или нескольких стадий воспроизводства. Этот подход характеризует расширительную концепцию финансов.

Исходя из таких различий в основе теоретических концеп­ций отличаются взгляды ученых на производные вопросы (особенности финансовых отношений, функции финансов, гра­ницы финансов, состав финансовой системы и др.).

Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950 — начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 — начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опублико­ваны серьезные работы, носящие критический характер и со­держащие разработки по совершенствованию отдельных финан­совых инструментов.

В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в ко­торых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах впервые разра­ботаны вопросы использования финансовых категорий в усло­виях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.

Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60—80-х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).

Исследование проблем бюджетной сферы в этот период ве­лось по двум направлениям: развитие доходов и расходов бюд­жета; организация местных бюджетов. Комплексное изучениебюджетных вопросов было затруднено из-за недостатка инфор­мации и идеологических догм, господствовавших в тот период в финансовой науке. Из крупных работ, посвященных государствен­ному бюджету, следует отметить книги С. Ситаряна, Я. Либермана, В Родионовой, Л. Павловой.

Чрезвычайно негативно на изучение страхования повлияла го­сударственная монополия на страховое дело. Теоретические ис­следования исходили из интерпретации представлений К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и по­этому не имели достаточной новизны. Прикладные разработки велись в основном в рамках применявшихся Госстрахом видов стра­хования. Определенный интерес представляют работы Л. Мотшева, Л. Рейтмана, Е. Коломина, обобщающие представления того пе­риода о теории и практике страхования.

Много внимания уделялось в этот период анализу и критике финансовых отношений зарубежных стран. С одной стороны, следует выделить крупные работы, посвященные развитию фи­нансов капитализма (В. Болдырев, Л. Дробозина, Л. Павлова, Л. Окунева и др.), а, с другой стороны, труды, исследующие осо­бенности и тенденции развития финансовых инструментов в социалистических странах (Д. Бутаков, Ю. Кашин и др.)

Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких тео­ретических и практических трудов в этой области. Работы неко­торых авторов носят скорее описательный, чем методологиче­ский и методический характер, другие — направляют свои уси­лия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих являются компиля­тивным изложением трудов зарубежных авторов.

Все это объясняется несколькими обстоятельствами.

1) Исчез фетиш единой теоретической базы исследований марксистской политэкономии. Проведение дискуссий по старым направлениям стало малоактуальным, так как все основные аргументы сторонами уже были изложены.

2) Исследование прикладных вопросов финансов значитель­но затруднено из-за неподготовленности большинства экономистов к применению современной методологии изучения явлений рыночной экономики и отсутствия ста­бильной финансовой информации.

3) Отсутствует устойчивая законодательная база для развития фундаментальных и прикладных исследований в области финансов.

1. «Общая теория финансов» Под. ред. Л.А.Дробозиной

2. «Финансы, денежное обращение, кредит» Под ред. Л. А. Дробозиной

Характеристика основных теорий государственных финансов зарубежных и российских экономистов. Суть классической и неоклассической теории. Концепции марксистской и исторической школы. Основные идеи кейнсианства и неокейнсианства. Советская финансовая наука.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.01.2010
Размер файла 15,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теории государственных финансов

Теория государственных финансов зарубежных экономистов

1.1 Классическая теория финансов

Классическая теория финансов появилась в во времена Римской империи и закончилась в середине XX века. ЕЕ суть сводилась к доминанте государства в финансах.

Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX века, профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792-1870) выделили три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный период.

Период ненаучного состояния был самым продолжительным - со времен Древней Греции и Рима. В те годы господствовал патриархальный взгляд, согласно которому государство рассматривалось как частное лицо. Доходы государства складывались из платы за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями. Расходы тоже не отличались многообразием.

Конец средневековья стал, по мнению многих ученых, началом второго периода развития финансовой науки - перехода к научной обработке. Значительный вклад бал сделан итальянцами Д. Карфа (?-1487), Н. Макиавелли (1480-1540), Дж. Боттеро (1540-1617) и другими.

Это были годы раннего меркантилизма, открывшие эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства.

Впервые систематизировал финансы ученый Ж.Боден (1530-1596), выделив основные источники государственных доходов: домен, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с ввоза вывоза, налоги с подданных. Т. Гоббс (1588-1679) пропагандировал идею косвенного налогообложения, У Пети (1623-1687) разрабатывал идею стимулирования хозяйства путем разумной налоговой политики. Дж. Локк (1632-1704) предлагал оставить один налог - поземельный.

Во второй половине XVXIII века финансовая наука вы делилась как самостоятельное направление. Этот век считается началом научного периода. Толчок к нему был дан работами физиократов. Первые представители этого периода были Й Юсти (1720-1771) и Й. Зонненфельс (1732-1817).

Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики: налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности; налоги должны быть справедливы и равномерны; налоги должны иметь основательные подводы; налоги не должны иметь много касс и много обслуживающих по взиманию налогов.

Юсти предложил правило для расходов: расходы должны быть соизмеримы с доходами и приносить благо государю и его подданным. К концу XIX века классическая теория финансов представляла собой свод административных и хозяйственных правил по ведению финансов государства и публичных союзов.

Л. Косса дол наиболее емкое определение этому направлению: « Финансовая наука - есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им».

1.2 Неоклассическая теория финансов

Неоклассическая теория финансов возникла во второй половине XX веке в период развития рыночных отношений.

Эта теория базируется на следующих тезисах:

· Экономическая мощь государства определяется мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

· Вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

· Из доступных источников финансирования, определяющие возможности развития крупных корпораций, является прибыль рынка и капитал

· Интернационализация рынков капитала, труда, товаров приводит к тому, что общей тенденцией развития отдельных стран является стремление к интеграции.

Неоклассическую теорию можно определить как систему знаний об управлении и регулировании тремя составляющими: ресурсы, отношения, рынки.

Обращение внимания на рынки капитала и крупнейшие компании не случайно. Именно акционерные компании играют большую роль в экономике. Хотя их количество не велико, их доля в общем объеме продукции исключительно высока. Фондовые рынки и рынки капитала тоже играют важную роль в экономике.

Первые попытки выстраивания теории поведения на фондовом рынке связаны с именем Ч. Доу (1851-1902), который основал компанию в 1882 г. «Dow, Jones & Co». Доу был сторонником идеи прогнозирования цен на акции и считал, что со временем фондовый рынок станет наиболее спекулятивным.

Два десятилетия спустя фр. ученый Л. Башелье написал докторскую диссертацию «Теория спекуляции», в которой пытался дать объяснение поведению цен на фондовом рынке Франции. Ему принадлежит идея стохастического поведения цен на рынке капитала.

Д. Уильямс предложил в 1937 г. модель оценки финансовых активов как инструмента для работы на рынке ценных бумаг. Г. Марковиц разработал в начале 50-х годов основы теории портфеля.

По сути, он предложил методологию финансирования в финансовые портфели. Дальнейшее развитие этот раздел получил в исследованиях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепций эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и т.д. Во второй половине 50-х годов проводились так же исследования по теории структуры капитала и стоимости источников финансирования. Ведущую роль в них занимали работы Ф. Модильяни и М. Миллера.

В 60-х годах появилась прикладная дисциплина финансовый менеджмент, посвященная управлению финансами крупной компании.

1.3 Марксистская школа

С середины и почти до конца XIX века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. Сущность финансов и значение отдельных финансовых категорий разрабатывались К.Марксом и Ф. Энгельсом. Главным трудом Маркса принято считать работу «Капитал».

Исследуя методы первоначального накопления капитала, Маркс правомерно отнес к ним в первую очередь финансовые методы - государственные расходы, государственный кредит и налоговую систему. Именно они обеспечили быстрый рост накопления капитала. Создав материальные предпосылки для бурного развития капиталистического производства. Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшим экономическим категориям - налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения Маркс отдавал предпочтение прямому и подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы налогообложения. Косвенные налоги как более тяжелые он называл прогрессивными налогами «навыворот».

Анализируя сущность государственного бюджета, Маркс писал, что основным вопросом бюджета является соотношения расходной и доходной частей, т.е. сальдо бюджета (излишек или дефицит). Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения.

1.4 Концепции исторической школы

В 1870 г. Возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие ученые (Шмоллер, Вебер Вагнер). Исследованиями государственных финансов в наибольшей мере занимался А. Вагнер, предложивший свое решение накопления капитала с помощью государства. Выступая с позиций расширения объема государственной деятельности (административной, социально - культурной и инвестиционной), он разработал девять принципов налогообложения, сгруппировав их в четыре раздела:

· достаточность и подвижность;

· выбор подлежащего источника и объекта;

· всеобщность и равенство;

· определенность, удобство, дешевизна.

По сути они дополняли известные принципы Смита. Вслед за классиками буржуазной политэкономии А. Вагнер считал, что финансы могут быть использованы государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

1.5 Кейнсианство

Экономическая теория Дж. Кейнса, возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании, оказало огромное влияния на формирования финансовой концепции. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса лежит идея «эффективного спроса».

Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929-1933 гг., изложив ее в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней обосновывалась необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост является важным фактором достижения «эффективного спроса». Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а так же ликвидацию безработицы. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Кейнс уделял налогам и их воздействию на основной «психологический закон», согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами. Его формула такова:

Сбережения + налоги = Инвестиции + Государственные расходы

1.6 Неокейнсианство

Последователи Кейнса в 50-60 гг. внесли в его теорию динамический элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста. Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная экономистами многих стран (США - А. Хансен, С. Харрис; Великобритания - Р. Харрорд и др.). Они завершили создание фискальной антициклической теории.

Неокейнсиацы отстаивали идеи «дефицитного финансирования» как способ достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость больших государственных затрат, не считаясь с ростом государственного долга. Однако огромные бюджетные дефициты, приобретая хронический характер, вынудили определенную группу ученых-экономистов, в том числе так называемую стокгольмскую школу (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.), по-новому решать проблему бюджета. Эта школа предлагала теорию «циклического балансирования бюджета», т.е. приспособления доходов и расходов к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефициты, возникшие в период кризиса, излишками, образовавшимися в период подъема экономики.

2. Теория государственных финансов в трудах российских экономистов

2.1 Вопросы финансов в трудах дореволюционных ученых

Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец I - начало вв., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

Особенное место в трудах ученых занимало изучение государственных финансов. При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходы государства: система доходов, их развитие в различных доходах, порядок и формы взимания налогов в бюджет, контроль за этим и процессами со стороны государства, источники покрытия дефицита бюджета, развития государственного кредита.

Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории « удовлетворении коллективных потребностей».

Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, - бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения центрального бюджета и местных бюджетов, а так же бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).

2.1 Социал-демократическое течение

В этот же период развивалось социально-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин.

Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина - критика финансовой политики России.

В 1917 г. Лениным разрабатывалась экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съездом РСДРП (б). В ней много внимания уделялось вопросам денег, финансам, кредита. В частотности, она предусматривала национализацию и централизацию банковского дела, национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внешних и внутренних долгов, изменения национальной системы путем выделения высокого поимущественного налога, и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действительного контроля за доходами капиталистов.

В дальнейшем исследование Ланиным финансовых проблем было связано с тактическими задачами, возникавшими перед государством. Наиболее эффективно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведение денежной реформы и осуществление финансовой политики.

2.2 Советская финансовая наука

С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинение классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей преимущества советских финансов над финансами капиталистических государств. Период становления этой науки был достаточно длительным - с конца 1920 до начала 50-х гг.

В первый период (1926-1931) в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникали в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого, Д. Боголепова.

Второй период развития советской финансовой науки (1931-1956) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода - В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основные теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов: «Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами».

Подобные документы

Экономическая сущность и виды финансов, отличительные свойства. Основные теории государственных финансов зарубежных и российских экономистов. Анализ состава и структуры имущества и капитала предприятия, оценка эффективности его финансовой деятельности.

курсовая работа [270,9 K], добавлен 04.04.2010

Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории "удовлетворения коллективных потребностей".

реферат [10,4 K], добавлен 23.05.2005

Понятие финансовой теории и ее возникновение, значение финансов и возникновение мировой финансовой мысли. Потребности общественного развития; условия функционирования финансов. Проблемы перехода к рынку и развитие экономической теории и теории финансов.

курсовая работа [53,8 K], добавлен 25.12.2009

Становление финансовой науки. Формирование русской школы финансовой мысли. Труды классической и неоклассической школы XVIII-XIX вв. Обоснованные теоретические источники финансовой науки: политическая экономия, финансовое право, политические теории.

контрольная работа [36,4 K], добавлен 20.10.2010

Анализ состояния государственных финансов Украины в условиях экономического кризиса, их характерные черты в период преодоления последствий. Определение путей оздоровления государственных финансов, направленных на стабилизацию экономики и решение проблем.

контрольная работа [42,0 K], добавлен 28.03.2011

Понятие государственных и муниципальных финансов, их сущность и особенности, отличительные черты и характеристика. Анализ современного состояния и развития государственных и муниципальных финансов в России, их проблемы и перспективы дальнейшего развития.

дипломная работа [169,0 K], добавлен 01.02.2009

Финансы как экономическая категория, их сущность и состав. Теории государственных финансов российских экономистов. Государственный бюджет РФ. Его сущность, основные задачи бюджетной политики в условиях углубления рыночных реформ. Деньги, их сущность.

шпаргалка [112,0 K], добавлен 07.04.2009

Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале XIX в. В этот период появляются первые крупные работы в области финансов. Начало русской финансовой науке положила книга Н.И.

Вопросы финансов в трудах дореволюционных ученых. Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX — начало XX в., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей».

Особенно ярко это проявилось в учебнике И. Озерова «Основы финансовой науки»:

Одни потребности удовлетворяются сами единоличными усилиями, другие — совместно с другими лицами, для чего история выработала союзы людей (государство, община и т.д.). Многие потребности индивидуального характера переходят в настоящее время в разряд потребностей, удовлетворяемых коллективным путем. коллективные потребности в настоящее время требуют громадных средств1.

Финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т.е. совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств: она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужные средства, и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую — другие2.

Основное место в трудах ученых занимало исследование государственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически даже не ставится вопрос о финансах частного хозяйства).

Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, — бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения государственного бюджета и местных бюджетов, а также бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).

Социал-демократическое течение. В этот же период в экономической науке развивалось социал-демократическое течение, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин (1870—1924).

Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина — критика государственной финансовой политики России.

Анализ работ В. Ленина и других ученых-марксистов начала XX в. показывает, что целостного исследования содержания и роли финансов и основных финансовых категорий (налоги, бюджет, государственный кредит и т.д.) в них осуществлено не было. Следует констатировать лишь изучение некоторых частных вопросов, связанных с управлением финансовым хозяйством государства.

Все это привело к тому, что в первый послереволюционный период изучение финансов строилось в основном на трудах дореволюционных экономистов: И. Янжула, И. Озерова, Л. Ходского и их последователей (Я. Торгулова, И. Кулишера, Ф. Менькова). Такое состояние финансовой науки продолжалось примерно до конца 20-х годов.

Советская финансовая наука. С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе.

В первый период (1926 – 1931 гг.) в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникали в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. К этому периоду относятся работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова, представляемый автором как «марксистский учебник».

Содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой, как отмечалось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой.

Второй период становления советской финансовой науки (1931 – 1956 гг.) характеризуется формированием единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода стал В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов3.

Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы СССР» (1940). Концентрированно взгляды В. Дьяченко отражены в работе «К вопросам о сущности и функциях советских финансов».

Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот период в основном по двум направлениям: изучение истории развития финансовых категорий — это книги К. Плотникова, посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны; исследование действующей финансовой практики. Работы по этой тематике носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования.

Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец единомыслию в советской финансовой науке.

Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводится к определению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Базируясь на единой политэкономической теории Маркса, авторы различных концепций делятся на две группы. Первые считают, что место финансов – это лишь система отношений распределения денежных средств, носящая безэквивалентный характер. Исходя из этого финансы лишь косвенно через распределение влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников и М. Шерменев.

По мнению экономистов второй группы (А. Александрова, А. Бирмана, Э. Вознесенского), финансовые отношения суть отношения всех четырех или нескольких стадий воспроизводства. Этот подход характеризует расширительную концепцию финансов.

Из-за таких различий в основе теоретических концепций отличаются взгляды ученых на производные вопросы (особенности финансовых отношений, функции финансов, границы финансов, состав финансовой системы и др.).

Одновременно с развитием теории финансов в конце 50-х – начале 60-х годов появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 30-х – начале 50-х годов работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 60-х годов были опубликованы серьезные критические работы, содержащие разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов.

Следует отметить работы А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора представлял элементы рыночного хозяйства в условиях социализма, изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60-х – 80-х годов (Г. Базаровой, П. Бунича, М. Романовского, В. Сенчагова, С. Ситаряна и др.).

Исследование проблем бюджетной сферы в этот период велось по двум направлениям: развития доходов и расходов бюджета; организации местных бюджетов. Комплексное изучение бюджетных вопросов было затруднено из-за недостатка информации и идеологических догм, господствовавших в тот период в финансовой науке. Из крупных работ, посвященных бюджетной проблематике, следует отметить книги Я. Либермана, Л. Павловой, Г. Поляка, В. Родионовой, С. Ситаряна.

Чрезвычайно негативно на изучение страхования повлияла государственная монополия на страховое дело. Теоретические исследования исходили из интерпретации представлений Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и поэтому не имели достаточной новизны. Прикладные разработки велись в основном в рамках применявшихся Госстрахом видов страхования. Определенный интерес представляют работы Е. Коломина, Л. Мотылева, Л. Рейтмана, обобщающие представления того периода по теории и практике страхования.

Много внимания уделялось в этот период анализу и критике финансовых отношений зарубежных стран. С одной стороны, следует выделить крупные работы, посвященные развитию финансов капитализма (Б. Болдырева, Л. Дробозиной, Л. Окуневой, Л. Павловой), а с другой стороны, труды Д. Бутакова, Ю. Кашина, исследующих особенности и тенденции развития финансовых инструментов в социалистических странах.

Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких теоретических трудов в этой области. Работы некоторых авторов носят скорее описательный, чем методологический и методический характер, другие – направляют свои усилия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих – компиляция трудов зарубежных авторов.

Все это объясняется несколькими обстоятельствами:

исчез фетиш единой теоретической базы исследований — марксистской политэкономии. Проведение дискуссий по старым направлениям стало малоактуальным, так как все основные аргументы сторонами уже были изложены;

исследование прикладных вопросов финансов значительно затруднено из-за неподготовленности большинства экономистов к применению современной методологии изучения явлений рыночной экономики и отсутствия стабильной финансовой информации;

для развития фундаментальных и прикладных исследований в области финансов отсутствует устойчивая законодательная база.

Финансовая наука, изучающая экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов на различных этапах развития общества, формировалась под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Создаваемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества и признавались наукой, если отражали реальную сущность явлений и носили определенные практические рекомендации для государства и населения. В связи с этим необходимо изучение различных теорий финансовых категорий (государственных расходов, налогов, кредита, бюджета), которые формируют научные знания в области финансов.

Теоретические положения, разработанные учеными, лежат в основе фискальной политики государства и финансового законодательства.

Концепции классиков политэкономии. На заре капиталистического развития во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. Влияние государственных расходов, налогов, кредита и в целом бюджета на экономику исследовали классики политической экономии (в Великобритании — У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо, во Франции — П. Буагильбер) [22, с. 117].

Основатель финансовой науки Адам Смит (1723—1790) в своем фундаментальном труде “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. По его определению, производительный труд — это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд — на доход, т. е. заработную плату и прибыль. Исходя из этой теоретической посылки А. Смит (а вслед за ним и Д. Рикардо) дал характеристику финансовым категориям (расходам и доходам государства). Он доказывал, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счет налогов, расходуется непроизводительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. Отсюда его отрицательное отношение к налогам. А. Смит приходит к выводу, что необходимо уменьшить затраты государства, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.

Главный постулат финансовой концепции классической буржуазной политэкономии — обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.

Критикуя политику государственных расходов, А. Смит признавал, что определенная их доля необходима, поскольку они осуществляются для охраны общих условий производства. Большое внимание уделено в его теории налогам. Он сформулировал четыре основных принципа целесообразной организации налогообложения:

- налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных;

- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;

- время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;

- при сборе налогов должны обеспечиваться минимальные издержки.

Исторически эти принципы отражали потребности нарождавшейся буржуазии и были направлены против дворянства и духовенства как основных социальных групп феодального общества, имевших большие налоговые привилегии, и против налогового произвола феодального государства. Принципы, разработанные А. Смитом, были использованы (хотя и не в полном объеме) буржуазными государствами при проведении налоговой политики.

Анализируя различные виды налогов (косвенные, налоги на заработную плату), А. Смит давал им оценку с позиций экономического развития общества. Косвенные налоги на потребительские товары вели к повышению на них цен, в результате увеличивались издержки производства, вследствие чего уменьшалась их продажа и сокращалось потребление. Оценивая налог на заработную плату, он называл его разорительным для экономики, поскольку обложение дохода рабочего приводит к увеличению авансированного капитала предпринимателя либо к сокращению покупательной способности рабочего, отрицательно влияющему на рыночный спрос [21, с. 44].

Таким образом, налоговая концепция Смита была подчинена одной цели — стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.

Те же в целом взгляды отстаивал и Давид Рикардо (1772—1823) в своем главном труде “Начала политической экономии и налогового обложения”. Исходя из теории трудовой стоимости, он считал, что все налоги неизбежно влияют либо на капитал, либо на доход. Если они взимаются с капитала, то, следовательно, уменьшают фонд, предназначенный для содержания производительного труда. При оплате налогов с дохода сокращается накопление капитала либо уменьшается потребление налогоплательщика. Налоги на предметы первой необходимости, вызывая рост цен, падают на потребителя в пропорции гораздо более высокой, чем количество потребляемых ими товаров. По мнению Д. Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени.

В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются “великим злом”. С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов понижается потребление народа, что в конечном счете отражается на производстве. Поэтому задача правительства — поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.

Классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит и Д. Рикардо, а также их последователи) во многом определила концепцию официальной экономической политики по отношению к государственным расходам и налогам. С конца XVIII и начала XIX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса — буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Следствием этого было некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

Бурное развитие производства в XIX в. привело к росту противоречий между трудом и капиталом. В этот период зазвучали голоса экономистов, призывающие правительства скорректировать свою политику с учетом интересов различных социальных групп.

Английский ученый Джон Стюарт Милль (1806—1873) выступил с предложением внести изменения в сферу распределения доходов в целях ослабления социальной напряженности в стране. Для более равномерного распределения богатства им разработаны новые принципы рациональной налоговой системы. Ему принадлежит идея введения необлагаемого минимума при подоходном обложении, который должен быть равен доходу, необходимому для существования.

Дж. С. Милль детально разработал “налоговую теорию услуг”, согласно которой каждый человек должен отдать государству часть своего дохода за получаемую от него поддержку. Он тесно связал налоги с государственными расходами, устанавливая между ними строгую зависимость [9, с. 85].

Эти положения развили затем шведские экономисты К. Виксель и Э. Линдаль. Уже в наше время эта теория повлияла на формирование взглядов американского ученого П. Самуэльсона, который утверждал, что рост налогов должен сопровождаться ростом потребности в государственных услугах.

В защиту мелкого товарного хозяйства выступил швейцарский экономист Жак Сисмонди (1773—1842), подвергший критике финансовую политику развитых государств. Особенно его выступления были направлены против политики протекционизма (высоких английских таможенных пошлин на импорт зерна), считая, что это приносит вред нации. Не видя положительных моментов в политике протекционизма, создающего условия для развития производительных сил, Ж. Сисмонди недооценивал значение нарастающего крупного капитала, играющего все большую роль в народном хозяйстве страны.

Концепции новой исторической школы. В 1870-х гг. возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие ученые (Г. Шмоллер, М. Бебер, А. Вагнер и др.). Исследованиями государственных финансов в наибольшей мере занимался А. Вагнер, предложивший свое решение накопления капитала с помощью государства. Выступая с позиций расширения объема государственной деятельности (административной, социально-культурной и инвестиционной), он разработал девять принципов налогообложения, сгруппировав их в четыре раздела:

- достаточность и подвижность;

- выбор надлежащего источника и объекта;

- всеобщность и равенство;

- определенность, удобство, дешевизна. По сути они дополняли известные принципы Смита. Вслед за классиками буржуазной политэкономии А. Вагнер считал, что финансы могут быть использованы государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране. [22, с. 124].

Финансовые проблемы в трудах марксистов. С середины и почти до конца XIX в. финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. Сущность финансов в условиях капитализма, роль и значение отдельных финансовых категорий разрабатывались Марксом (1813—1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895).

Больших специальных работ, посвященных финансам государства, у них нет, но многие финансовые проблемы капитализма нашли отражение в ряде главных работ (“Критика политической экономии”, “Капитал”) и многочисленных статьях, посвященных характеристике английских бюджетов середины XIX в., прусских бюджетов 1840-х гг., а также французских бюджетов. К. Маркс вскрыл классовый характер государственных бюджетов эпохи домонополистического капитализма, раскрыл непроизводительный антинародный характер расходов государства, показал связь государственных займов с налогами.

Исследуя методы первоначального накопления капитала, К. Маркс правомерно отнес к ним в первую очередь финансовые методы — государственные расходы, государственный кредит и налоговую систему. Именно они обеспечили быстрый рост накопления капитала, создав материальные предпосылки для бурного развития капиталистического производства.

Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшей финансовой категории — налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения К. Маркс отдавал предпочтение прямым и прежде всего подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами “навыворот”.

Анализируя сущность государственного бюджета, К. Маркс писал, что основным вопросом бюджета является соотношение расходной и доходной частей, т. е. сальдо бюджета (излишек или дефицит). Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения.

Однако вызывает возражения утверждение К. Маркса, что по мере накопления капитала, осуществляемого под влиянием финансовой политики (государственных расходов и протекционизма), ухудшается положение рабочего класса. Он отрицал возможность государства и его финансов изменить соотношение между прибылью, процентами, рентой и заработной платой.

Конец XIX и начало XX вв. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу. Ее представители несмотря на большое разнообразие в оценках выступили против трудовой теории стоимости, заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Важнейшие финансовые категории — государственные расходы и налоги — рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами; при этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов [5, с. 68].

До Первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Этот процесс усилился в годы мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

Теория Дж. Кейнса

Экономическая теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946), возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании, оказала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса лежит идея эффективного спроса.

Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929—1933 гг., изложив ее в работе “Общая теория занятости, процента и денег” (1936). В ней обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения “эффективного спроса”. Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а также ликвидацию безработицы. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Дж. Кейнс уделял налогам и их воздействию на основной “психологический закон”, согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами. Его формула такова:

Сбережения + Налоги = Инвестиции + Государственные расходы

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства [13, с. 74].

До 1970-х гг. в основе финансовой политики большинства промышленно развитых стран лежали исходные положения кейнсианской теории регулирования.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование теории финансов государства

В целом наука о финансах сформировалась под воздействием исследований ученых, теории которых были проверены реальными общественными потребностями.

Во всех экономических теориях на первых стадиях капиталистического развития финансовые концепции (разработка) начинает занимать важное место.

Основателем теории государственных финансов можно считать Адама Смита. Развитие началось с в Англии в 18 веке. Смитом был создан фундаментальный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем ученым разрабатывалась отдельная теория о сути государственных финансов, которая основана на его исследовании производительного и непроизводительного труда

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теория государственных финансов 430 руб.
  • Реферат Теория государственных финансов 240 руб.
  • Контрольная работа Теория государственных финансов 240 руб.

А. Смит полагал, что производительным трудом является труд, обмениваемый на капитал, а непроизводительным трудом труд, обмениваемый на доход, то есть заработную плату и прибыль.

В соответствии с данной теорией А. Смит, а впоследствии Д. Рикардо определили характеристику основным финансовым категориям, которые включали расходы и доходы государства.

Смит пытался доказать, что почти весь доход государства, который оно получает через налоги, расходуется непроизводительно. По этой причине государственные расходы сократили возможности накапливать капитал и увеличивать национальный доход.

А. Смит отрицательным образом относился к налогам. Основной его вывод в сокращении государственных затрат, поскольку они способствовали сдерживанию развития производительных сил.

Основа концепции финансов Смита состояла в финансовой концепции классической политэкономии, то есть обеспечении экономически благоприятных условий с целью накопить капитал.

Теория большое внимание уделяла вопросу налогов, при этом Смитом были сформулированы четыре основных принципа организации налогообложения.

Развитие теории государственных финансов

Взгляды Смита в области государственных финансов развивал Рикардо в своем труде «Начала политэкономии и налогового обложения».

Смит, Рикардо и их последователи в большей степени определяют концепцию официальной экономической политики в отношении государственных расходов и налогов.

На этой основе провозгласили принцип государственного невмешательства в экономику страны. Следствием стало определенное ограничение государственного расхода и налогообложения прибыли. Данная концепция в сфере финансов преобладала в экономической политике большей части стран в течение века.

В 19 веке началось развитие производства, что приводит к увеличившимся противоречиям труда и капитала. Необходимо учесть интересы разных социальных групп.

Английским ученым Миллем было выдвинуто предложение о внесении изменений в область распределения доходов для того чтобы снизить уровень социальной напряженности.

Автор теории для равномерного распределения богатства разработал новые принципы в рациональной налоговой системе. Им был предложен ввод необлагаемого минимума при подоходном обложении, равного доходу для необходимого существования.

Известной является и школа немецких ученых экономики 1970 гг., представителями которой были Шмоллер Г., Вебер М., Вагнер А. Среди этих исследователей финансы государства исследовал Вагнер, который считал, что финансы используются государством с целью достижения справедливости распределения государственных доходов и богатства.

С середины 19 века и до его окончания наука о финансах государства находилась под воздействием учения Маркса и Энгельса. Они разрабатывали вопросы сущности финансов в условиях капитализма, значение и роль соответствующих финансовых категорий.

По финансам у Маркса и Энгельса не было отдельных работ, но отдельные аспекты отражены в работе «Капитал», «Критика капитализма».

Кейнсианская экономическая теория

В дальнейшем финансовая концепция развивалась с помощью кейнсианской модели и ее разновидностей, включавших неокейнсианскую, посткейнсианскую теорию.

Эти теории использовала большая часть государств в течение десятилетий и часть из них используется по сегодняшний день.

Основа финансовой концепции Кейнса заключается в концепции «эффективного спроса».

Свою теорию автор формировал с 1929 по 1933 год во время протекания циклического кризиса. Основные положения были изложены в труде «Общая теория занятости, процента и денег». Здесь автор обосновал необходимое вмешательство государства в экономическую жизнь страны.

Основные инструменты вмешательства были представлены определенными финансовыми критериями, главным образом, заключавшимися в государственных расходах. Их появление, формирование, структура и увеличение представляют собой важный фактор для достижения «эффективного спроса».

В соответствии с мнением Дж. Кейнса, увеличение расходов государства из-за налогов и займов может оживлять предпринимательскую деятельность, обеспечивая рост национального дохода и ликвидируя безработицу.

Для того, чтобы достичь эту цель, по мнению автора, государство должно:

  • поднимать уровень своих расходов,
  • оказывать определенное воздействие на личное и инвестиционное потребление.

Большое значение Кейнс придавал налогам и их влиянию на главный «психологический закон», по которому человек склонен увеличивать свое потребление, при этом в меньшей мере, чем рост дохода. Проявление данного закона способствует снижению спроса на продукцию и сокращению производства.

По этой причине государство для избегания действия данного закона, должно восполнять недостающий спрос через рост своих расходов с помощью налоговых поступлений, займа или стимулировать частные инвестиции. На практике основа его финансовой концепции выражается с помощью соответствующей формулы:

Сбережения + Налоги = Инвестиции + Государственные расходы

Кейнсом была разработана принципиально новая финансовая концепция (финансовая теория) в области регулирования экономики при условии монополизации производства.

Читайте также: