Водный налог научная статья

Опубликовано: 16.05.2024

Энциклопедия судебной практики
Водный налог. Объекты налогообложения
(Ст. 333.9 НК)

1. При отказе в использовании льготы по водному налогу налоговый орган при проверке обязан установить цели водопользования

В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

На основании положений указанной статьи суд признал несостоятельным довод налоговой инспекции о невозможности с достоверностью определить объем воды, использованной для личных нужд и в иных целях и применить к налогоплательщику рассматриваемую льготу, поскольку налоговой инспекцией при проведении выездной проверки не проводились мероприятия для установления целей водопотребления, в том числе с учетом соответствующих установленных норм.

2. Возврат воды в водный объект не уменьшает объем забранной воды в целях исчисления водного налога

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов. "Сброс воды" объектом налогообложения не является, а также не является фактором, влияющим на исчисление объема "забора" воды. Также суд указал, что налоговое законодательство не содержит иного толкования термина "забор воды" и не содержит отсылочных норм.

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов. Налоговое законодательство не содержит положений о возможности корректировки налоговой базы по водному налогу, которой в данном случае непосредственно выступает объем забранной воды, на объемы воды, возвращаемые в водный объект, используемый для такого забора ввиду наличия оборотной схемы водоснабжения. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что филиал ГРЭС неправомерно уменьшил фактический объем воды, забранной из водного объекта, на объемы воды в связи с применяемой схемы "теплого сброса" и "сброса за счет работы эжекторов блока. ", тем самым занизил налоговую базу по водному налогу.

3. Организация, одной из задач которой является обязанность по тушению пожаров, вправе не учитывать при расчете водного налога объем воды, забранной в таких целях, но фактически не использованный

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности не признается объектом налогообложения водным налогом, и предприятие водоканала исключает из общего объема забранной воды объем воды, необходимый для обеспечения пожарной безопасности в городе

В соответствии с пунктом 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, "централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения", а пожаротушение является одной из мер по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из этого, в задачи предприятия водоканала входит поддержание систем централизованного водоснабжения в состоянии постоянной готовности к тушению пожаров в городе в соответствии со СНИП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

В спорной правовой ситуации предприятие водоканала правомерно не учитывало при расчете налога объемы воды, забранной на цели обеспечения пожарной безопасности города, а не объемы, фактически использованные для пожаротушения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.


Важным элементом экологического налогообложения в России является водный налог плата за пользование водными объектами). Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию: стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия; имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой – сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ – гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами. Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ. С момента его введения в налогообложение водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

В соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие в соответствии с российским законодательством специальное или особое водопользование. Специальное или особое водопользование осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим Водным кодексом РФ от 16.11.1995, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006.

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Данный кодекс упразднил действовавшее ранее лицензирование водопользования поверхностными водными объектами. С 2007 года оно осуществляется либо по договору водопользования, заключенному с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, либо на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принимается Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами. Водопользователи, которые используют водные объекты на основании действующих лицензий на водопользование либо договоров водопользования, оформленных до 1 января 2007 года, продолжают уплачивать водный налог в соответствии с положениями главы 25.2 НК РФ. Прекращение действия лицензии на водопользование не снимает с организации или физического лица обязанности по уплате водного налога. Водопользователи будут являться плательщиками водного налога до момента, когда заключенный ими после 1 января 2007 года договор на водопользование не будет зарегистрирован в государственном водном реестре, как того требует статья 31 Водного кодекса Российской Федерации.

Плательщиками водного налога являются также организации, которые после истечения срока действия лицензии не заключили договор на водопользование в соответствии с действующим законодательством, но при этом фактически продолжают водопользование. Прекращение обязанности по уплате водного налога наступает только после того, как водопользователем будет заключен и зарегистрирован в государственном водном реестре договор на водопользование, предусматривающий неналоговую плату, либо после принятия соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование. Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Договор водопользования и решение о предоставлении его в пользование оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать: для судоходства (в том числе морского); рыболовства, рыбоводства и охоты; научных и учебных целей; забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды – еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения, она составляет 81 рублей за 1 000 куб. м. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Рассматривая динамику поступления водного налога по РФ (таблица), мы видим, что с каждым годом наблюдается тенденция к снижению сумм поступивших налоговых платежей по водному налогу. Так, в 2014 году сумма водного налога на 246663 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году, что составляет 10 %. В то же время количество налогоплательщиков уменьшилось на 19,4 % по сравнению с 2012 годом, а объем забора воды снизился на 8,2 %, площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась вдвое, что составляет 53 %. Также тенденция к понижению в 2014 году наблюдается и в отношении количества выработанной электроэнергии, оно составило 23 %.

Одной из причин снижения сумм водного налога является применение налогоплательщиками пониженной ставки в отношении забора воды в целях водоснабжения населения (рис. 1) а также уменьшение количества налогоплательщиков водного налога. Снижение количества налогоплательщиков связанно так же и с введением с 1 января 2007 года Водного кодекса РФ.

Как мы видим по рис. 1, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, за 2014 год составляет 47 % от общей суммы водного налога за этот же период. Количество налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, составляет 30 % от общего количества налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из водных объектов в 2014 году, а объем воды в целях водоснабжения населения составляет 42 % от общего количества забранной воды.

Анализируя динамику поступления водного налога за 2012–2014 годы по Республике Дагестан, мы видим (рис. 2) что и здесь наблюдается тенденция к снижению налоговых поступлений, но не такие значительные, как в целом по Российской Федерации. За три года сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, в общем уменьшилась на 4 %.

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за 2012–2014 гг. по Российской Федерации

от использования природных ресурсов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Несмотря на достаточно длительный период действия главы 25.2 Налогового кодекса, а до нее Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", регулирующего порядок уплаты платы за пользование водными объектами, являющейся налоговым платежом, вопросов, возникающих при исчислении и уплате водного налога, не становится меньше. У многих организаций, осуществляющих использование водных объектов, возникают проблемы по исчислению и уплате водного налога возникают как при применении только норм налогового законодательства, так и при применении норм налогового законодательства в совокупности с нормами природного законодательства, регулирующего отношения в области использования водных объектов.

Например, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако ни о каком "специальном" и "особом" водопользовании в действующем законодательстве не упоминается. Ранее подобные термины были установлены в Водном кодексе Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. Таким образом, круг плательщиков водного налога фактически не определен. Следовательно, учитывая нормы статьи 17 Кодекса, налог не может считаться установленным.

Возникает вопрос - может ли компания, осуществляющая на основании соответствующей лицензии пользование подземными водными объектами, сэкономить на водном налоге?

Согласно статье 5 этого же закона водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных в соответствии с нормативной правовой базой, действовавшей на момент их принятия, выдачи и заключения, до введения в действие с 1 января 2007 года нового Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока их действия.

Таким образом, если пользование подземными водными объектами осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент ее выдачи, сэкономить, не получиться.

Вызывает интерес у водопользователей и практика исчисления водного налога с учетом потерь воды в случаях, когда организация, являясь плательщиком водного налога, осуществляет забор воды из водного объекта для водоснабжения нескольких водопользователей, например, населения и промышленных предприятий. При доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери и, соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом, и по какой налоговой ставке осуществлять налогообложение, поскольку в данном случае применяются различные налоговые ставки? Следует ли указанные потери распределять пропорционально объемам отпускаемой потребителям воды с применением соответствующих налоговых ставок или все потери воды должны облагаться по ставке водного налога, установленного для водоснабжения промышленным предприятий?

В данной ситуации следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 333.9 главы 25.2 "Водный налог" Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов. На основании пункта 2 статьи 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранный из водного объекта за соответствующий налоговый период. При этом в случае, если в отношении данного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Исходя из изложенного, следует, что в налоговую базу по водному налогу включается весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от целей ее использования, включая потери воды, возникающие при дальнейшей транспортировке до водопотребителей.

Однако, поскольку главой 25.2 Кодекса не предусмотрен порядок налогообложения водным налогом указанных потерь, в целях налогообложения их следует учитывать пропорционально объемам воды, переданной различным потребителям, применяя в отношении данных объемов соответствующие налоговые ставки водного налога.

Например: организация, осуществляющая забор воды из водного объекта для водоснабжения (на основании соответствующих договоров) населения и водоснабжения промышленных предприятий, произвела забор воды из водного объекта в объеме 250 тыс. кбм. При этом фактически для водоснабжения населения было поставлено 100 тыс. кбм, а для водоснабжения промышленных предприятий - 120 тыс. кбм. Таким образом, общий объем поставленной водопотребителям воды составил 220 тыс. кбм, а потери составили 30 тыс. кбм.

Водный налог является федеральным налогом. Регулируется главой 25.2 Налогового кодекса

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования. Список видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса

По водному налогу разрешили сдавать одну декларацию. Но только при водопользовании в одном субъекте РФ

Водный налог статьей 13 Налогового кодекса отнесен к федеральным налогам и в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ полностью (по нормативу 100 процентов) зачисляется в доход федерального бюджета. То есть он не является источником формирования региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.

Поэтому ФНС считает допустимым под местонахождением объекта налогообложения (местом осуществления водопользования) понимать территорию субъекта России. А значит декларацию по водному налогу можно сдавать в один налоговый орган по месту своего нахождения в этом субъекте РФ, либо по согласованию с УФНС в один из налоговых органов этого же субъекта РФ по месту водопользования.

Такие разъяснения даны в письме № СД-4-3/19335@ от 25.11.2020 г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

ФНС РФ: Письмо № СД-4-3/19335@ от 25.11.2020

Платится ли налог при заборе воды для тушения пожара и на личные нужды?

Рассматривается вопрос об уплате водного налога при заборе воды для нужд владельцев земли и для пожаротушения (Письмо от 7 августа 2020 г. № 03-06-07-02/69203)

В каком случае дачникам и садоводам не надо платить водный налог

Минфин дал разъяснение по поводу уплаты водного налога владельцами земельных участков. Дело в том, что этот налог должны платить собственники некоторых скважин, в том числе и обычные граждане, а не только ИП и организации.

Согласно пункту 1.3 Инструкции Роскомнедр от 14.04.1994 не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения, и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).

Это положение относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.

Кроме того, статьей 19 Закона о недрах определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд подземные воды, объем извлечения которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, без получения соответствующих разрешений (лицензий).

Под использованием для собственных нужд подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Не уплачивается он и при заборе воды для пожаротушения. Согласно статье 53 Водного кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

Письмо Минфина № 03-06-07-02/69203 от 07.08.2020.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Читайте также: