Во франции налог на телевизор

Опубликовано: 20.09.2024

В ходе обсуждения всех «за» и «против» смарт-тв под нашим первым хабрапостом на 100 комментариев — прозвучали самые различные оценки и мнения. Кто-то сделал акцент на вендор-локи, другие критиковали функцию Automatic Content Recognition, третьи предлагали вариант «тв+медиасервер» на основе старого ПК, а им в ответ — писали в защиту смарт-тв.

Сегодня мы решили продолжить тему и обсудить, где принято платить «телевизионный налог».

Фотография: Gaspar Uhas. Источник: Unsplash.com

Фотография: Gaspar Uhas. Источник: Unsplash.com

Взносы по-шведски

Как только в стране появилось телевидение [1956 год], желающих приобщиться к просмотру обязали ежегодно вносить в казну двадцать пять шведских крон [$40 или около 3 тыс. руб. по сегодняшнему курсу с учетом инфляции]. Платежи администрировала государственная компания, которую сразу переименовали из «Телеграфного Агентства» в «Телеверкет».

Учет вели по домохозайствам, но по мере реструктуризации вещательных структур решили перейти к сборам только с совершеннолетних граждан, включив сумму ежегодного взноса [к 2018 году он составлял $282,5 или 22 тыс.руб по текущему курсу] в так называемый general public service tax. Его размер сделали в 1,5 раза ниже.

Швеция была в шаге от «налога на домашний интернет». В период с 2013 по 2014-й в стране разбирались, позволяют ли местные законы учитывать его в качестве средства доступа к телевидению. На тот момент сборы по ТВ-налогу составляли около 800 млн евро в год, хотя регулятор тратил на свою деятельность около 146 млн. Его попытка расширить поступления за счет новой трактовки закона [в пользу взносов за интернет] обернулась неудачей.

Инициативу поддержали судебные инстанции, но верховный суд все-таки отменил их решения, хотя регулятор — так и не компенсировал излишние сборы. Хотя в Швеции действует своя версия «налога на болванки», включающая плату за внешние и встроенные носители, если их объем превышает пороговые значения. Последние определили даже для компьютеров и смартфонов.

Такой налог оплачивают отдельно — сверх общего, что мы обсудили выше.

Фотография: Cindy Tang. Источник: Unsplash.com

Фотография: Cindy Tang. Источник: Unsplash.com

• Сколько в долларах и евро •

Самые высокие ежегодные взносы за ТВ — в Австрии [€335] и Швейцарии [€322]. В UK, Дании и Германии — в полтора раза ниже. Кстати, граждане последней уже выступали против обязательства уплачивать такой «налог» около пяти лет назад, но не добились льгот [от взносов освободили студентов, получающих поддержку от государства].

Для сравнения, в США средняя сумма ежегодных сборов с домохозяйства составляет около $450, включая скрытые взносы. И там тоже не все довольны ситуацией.

Растянуть на интернет

Сделать это пробовали не только в Швеции.

В 2014 году министр экономики Венгрии предложил ввести телеком-налог в размере $0,5 [сегодняший эквивалент 150 форинтов с учетом инфляции] за использование 1ГБ данных, полученных или отправленных внутри страны. Инициатива привела к демонстрациям и получила отрицательную характеристику на уровне ЕС. После этого правительство свернуло реформу.

Во Франции план по модернизации аудиовизуальных каналов, включающий замещение доходов от ТВ-рекламы взносами за использование новых средств коммуникации, начали обсуждать еще в 2008 году, а в середине прошлого — взяли и распространили налог на транснациональные ИТ-компании, зарабатывающие с помощью рекламы на основе анализа данных граждан страны.

В конце 19-го такую инициативу приняли в Италии и начали обсуждать в Чехии, а в этом — в число стран, взявших курс на похожие меры в отношении ИТ-сектора, вошло и UK.

Фотография: Pablo García Saldaña. Источник: Unsplash.com

Фотография: Pablo García Saldaña. Источник: Unsplash.com

Так, взносы за ТВ плавно перетекли в «налог на болванки», который постепенно становится «сетевым» и чем-то похожим на известный налог «на Гугл». Выступит ли вся Европа в едином порыве или нас ждет волна вариаций сборов в связке с телевизионными — покажет время.

Наши подборки по теме на Хабре:

Дополнительное чтение в Мире Hi-Fi:

nalogi-vo-francii-eurogroupe-consult

Налогообложение во Франции

Французская система налогообложения характеризуется строгостью налоговых выплат и в то же время социальной направленностью, льготами и системой скидок.

Налоги во Франции для иностранцев

Между Россией и Францией установлено соглашение об избежании двойного налогообложения. Это означает, что Вам не надо платить высокие налоги во Франции, если налог на российские доходы уплачен в РФ.

Наша компания, с помощью французских бухгалтеров, организует своевременное и грамотное заполнение и подачу налоговых деклараций во Франции.

А также помогаем с подготовкой и нотариальным переводом необходимых документов в РФ и у французских присяжных переводчиков . Решаем все организационные и юридические моменты с налоговой и банком по уплате налогов клиента.

Все налоги во Франции подразделяются на 3 группы

  1. Налоги с доходов (сюда входят подоходный налог (impôt sur le revenu), налог на прибыль юр.лиц (impôt sur les sociétés), солидарный налог на состояние (impôt de solidarité sur la fortune)
  2. Налоги на расходы: (НДС (TVA), акцизные сборы (Droits de régie)
  3. Местные налоги (налог на землю без построек (taxe foncière sur les propriétés non-bâties), налог на землю с постройками (taxe foncière sur les propriétés bâties), налог на жилье (taxe d’habitation)

В соответствии с французским законом «О финансах» с 2021 года уплачиваются следующие ставки налогов

Подоходный налог для физических лиц во Франции, ставка налога

до 10 084 евро — 0%

от 10 084 евро до 25 710 евро — 11%

от 25 710 евро до 73 516 евро — 30%

от 73 516 евро до 158 122 евро — 41%

от 158 122 евро — 45%

Подоходный налог для физических лиц — нерезидентов во Франции, ставка налога

до 15 018 евро — 0%

от 15 018 евро до 43 563 евро — 12% (8% для заморских департаментов)

от 43 563 евро — 20% (14.4% для заморских департаментов)

Налоги для владельцев недвижимости во Франции

Налог на приобретение и регистрацию недвижимости.

Размер налога зависит от типа недвижимости: для объектов недвижимости, старше 5 лет он составляет около 8%, менее 5 лет – около 4% от стоимости.

Налог на недвижимость (taxe foncière)

Здесь предусмотрены льготы: новые постройки освобождаются от налогов на 2 года, в эту категорию также входят перестроенные помещения, предназначенные под жилье или коммерческую деятельность. Налогом на недвижимость облагается владелец или арендатор недвижимости, размер выплат зависит от арендной кадастровой стоимости объекта.

Налог на проживание (taxe d’habitation)

Зависит от суммы дохода налогоплательщика (этот налог выплачивают как собственники, так и арендаторы) и стоимости жилья. От налога на проживание во Франции освобождены владельцы коммерческой недвижимости.

Налог на имущество (impôt sur la fortune)

Выплачивается в случае, если капитал во Франции (недвижимость и средства в банке) превышает 700 000 евро. В таком случае, резидент Франции выплачивает налог на имущество в размере 0,55 – 1,80% ежегодно.

Налог на прибыль с перепродажи (taxe plus-value)

При продаже Вашего имущества во Франции Вы выплачиваете налог с разницы в цене. Если продажа происходит в первый год после покупки, размер налога – около 33%, с каждым годом он уменьшается. Возможно освобождение от выплаты налога от первой продажи.

Обладатели ВНЖ во Франции для финансово-независимых лиц освобождаются от некоторых видов налогообложения, например, от подоходного налога в связи с договором об избежании двойного налогообложения.

Во Франции система оплаты налога на недвижимость и налога на проживание (вне зависимости, сдана ли она в аренду или владелец не резидент сам ею пользуется) довольно архаичная, но жесткая. Имеются многочисленные случаи, когда иностранные владельцы объектов имеют серьезные проблемы с финансовыми и также с судебными органами.

Часто владельцы решают оплатить налоги позднее, в то время как финансовое ведомство блокирует банковский счет и привлекает судебного исполнителя, поскольку у владельца не было на месте никого, кто бы контролировал почту, подачу деклараций и оплату налогов.

В любом случае необходима консультация французского налогового советника, который в точности рассчитает все Ваши выплаты и проверит налоговые декларации.

Франция – привлекательное место для инвестиций, благодаря растущей экономике и некоторым налоговым льготам.

Налоги для юридических лиц во Франции

  • Налог на прибыль с корпораций (impôt sur les sociétés) – рассчитывается в зависимости от прибыли
  • Налог на общество – компании юридических форм SARL и SA – не начисляется на вновь открытые фирмы, размер выплат определятся в зависимости от товарооборота за год, выплачивается ежегодно.
  • Поземельный налог на собственность и постройки (taxe foncière sur les propriétés bâties)
  • Налог на незастроенную землю (taxe foncière sur les propriétés non-bâties)
  • Налог на зарплату (taxe sur les salaires) – выплачивается работодателем.

Малые и средние предприятия во Франции, с годовым оборотом, не более 10 миллионов евро, могут уплачивать пониженную ставку налога на прибыль в размере 15%.

Компания «Еврогруппа Консалт» постоянно следит за изменениями в налоговом законодательстве Франции, мы подробно расскажем Вам обо всех нюансах.


Российское налоговое законодательство не стоит на месте, а его интерпретация и практика применения зачастую заставляет бизнес следовать не только букве закона и судебной практике, но и искать смысл законодателя между строк, интерпретировать логику официальных разъяснений, учитывать фискальный интерес контролирующих органов, а также заглядывать в будущее как минимум в пределах срока исковой давности.

Решения, которые были безопасными 5 лет назад, сейчас могут быть высокорискованными и грозить потенциальными налоговыми доначислениями, а также 40% штрафами. Одним из таких вопросов для многих французских компаний в этом году стал вопрос применения пониженной 5% ставки налога у источника при выплате дивидендов.

Российская компания, имеющая многоступенчатую структуру владения, включая несколько технических компаний, находящихся в Европе, решает выплатить дивиденды. Какую ставку налога у источника применить?

Теоретически ничего сложного: нужно определить бенефициарного собственника (далее – “фактического получателя дохода”/”ФПД”); выяснить, есть ли соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - «СИДН») между Россией и той юрисдикцией, в которой зарегистрирован ФПД; посмотреть требования статьи «Дивиденды» для применения пониженной ставки, проверить, выполняются ли такие требования для российской компании, получить необходимые подтверждающие документы и уверенно выбрать ставку. Последний шаг самый интересный.

Итак, в ст. 10 Конвенции между Россией и Францией от 26 ноября 1996 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество” (далее - «СИДН с Францией») установлены три потенциальные ставки:

a) 5 процентов валовой суммы дивидендов:

(i) если этим фактическим получателем является компания, которая вложила инвестиции в компанию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы или вида этих инвестиций, общей стоимостью не менее 500000 французских франков или эквивалентную сумму в другой валюте, при том, что стоимость каждой инвестиции оценивается на дату ее осуществления; и

(ii) если этим фактическим получателем является компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Договаривающегося государства, чьим резидентом она является, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов;

b) 10 процентов валовой суммы дивидендов, если выполняются только условия (i) подпункта a) или только условия (ii) подпункта a);

c) 15 процентов валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Для применения наиболее выгодной ставки установлен распространенный в СИДН “критерий инвестирования” (например, он знаком по СИДН с Кипром, есть в СИДН с Нидерландами, Швейцарией, Испанией и др.). При этом нет требования инвестирования “напрямую”, как, например, в СИДН с Кипром, что важно, поскольку существенно расширяет возможности доказывания соответствия этому критерию налогоплательщиком. Сумма, в целом, небольшая - 500 тыс. французских франков, что в пересчете около 77 тыс. евро.

Второе условие, предусмотренное абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 «СИДН с Францией» при первом прочтении менее очевидное: ФПД должен подлежать обложению налогом на прибыль с соответствии с режимом общего права (в англ. переводе “according to the regime of common law”)? При втором прочтении это требование не становится понятнее. В российской конструкции гражданского и налогового права нет понятия “режим общего права”, а Франция, как известно, не относится к англо-саксонской системе общего права.

Используя привычный инструментарий налоговых терминов и конструкций, можно попытаться интерпретировать “режим общего права” и сопоставить с российской общей системой налогообложения (ОСНО), то есть по аналогии не должен применяться льготный налоговый режим как, например, УСН, патентная система или единый сельскохозяйственный налог. Таким образом, ФПД должен платить корпоративный налог по стандартной ставке во Франции.

Следующее условие абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 «СИДН с Францией» - для применения 5% налога у источника полученные дивиденды должны быть освобождены от налогообложения корпоративным налогом во Франции. Это требование чуть более очевидное. Непонятным оно становится при более детальном погружении и совсем загадочным при получении почти полной картины. При этом остается условное «почти», потому что (и тут небольшой спойлер) окончательного решения в административной и судебной практике еще нет. Более того, текущая позиция российских налоговых органов такова, что данное условие фактически не может быть выполнено, и ставка 5% налога у источника для российских налогоплательщиков с материнской компанией во Франции не применима.

Позиция налоговых органов основывается на том, что в соответствии со ст. 216 Налогового кодекса Франции (Code général des impôts, далее – “CGI”), начиная с 01.01.2016 1 % от суммы внутригрупповых дивидендов добавляется к налоговой базе и облагается корпоративным налогом на общих условиях. Таким образом, дивиденды…в соответствии с законодательством Франции подлежат налогообложению». В этом есть определенная логика.

Во Франции режим освобождения от уплаты дивидендов (“participation exemption”) применяется при выполнении определенных условий, в частности, при владении 5% долей в компании-плательщике дивидендов в течение не менее 2х лет. Однако речь не идет о полном освобождении, на что указывают налоговые органы, только 99% от суммы полученных дивидендов освобождаются от обложения корпоративным налогом.

При невыполнении критериев, необходимых для participation exemption, ст. 216 CGI в редакции, действующей на момент заключения “СИДН с Францией” в 1996, предполагала освобождение дивидендов от включения в налоговую базу по корпоративному налогу. Однако в данную статью впоследствии несколько раз были внесены изменения. Так с 1999 г. доля дивидендов стала входить в базу по корпоративному налогу в размере 2,5%, а с 2000 г. и вовсе 5%. В текущей редакции доля 5% сохраняется, то есть только 95% дивидендов освобождается от корпоративного налога. Соответственно, требование «СИДН с Францией» формально в части абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 СИДН Франции не может быть выполнено, а норма 5% налога у источника не может быть применена.

Возникло очевидное несоответствие смысла пониженной ставки, предусмотренной «СИДН с Францией», и французского налогового кодекса. Как выяснилось из Выписки из официального Бюллетеня Государственных финансов[1], для обсуждения возникшего конфликта в рамках двухсторонних согласительных процедур уполномоченные представители двух стран провели совместную встречу 22 января 2001 г., по результатам которой определили, что:

Французская сторона пояснила, что это условие связано с применением режима «материнских-дочерних» компаний, как это предусмотрено составными положениями ст. 145 и ст. 216 CGI. Исходя из этого, компетентные органы договорились о том, чтобы французские предприятия, получатели дивидендов, требующие применения уменьшенной ставки по удержанию налога у источника, могли предоставить любым способом доказательство того, что они удовлетворяют условиям, требуемым ст. 145 и ст. 216 CGI”[2], но что это за доказательства?

Разыскивая смысл между строк, учитывая изменение законодательства во времени и принимая во внимание намерения сторон, хочется сделать вывод, что внесенные изменения в ст. 216 CGI и установление необходимости включения 5%/1% в налоговую базу по корпоративному налогу все равно соответствуют условию «СИДН с Францией». Однако прямо и однозначно из Выписки такой вывод не следует. При этом дополнительных материальных следов о проведенной встрече, в том числе протоколов заседаний, в открытом доступе нет, поэтому данные аргументы российским налоговым органом на текущий момент воспринимаются с определенной долей скептицизма, иначе говоря, не принимаются вовсе.

В рамках проверок налоговые органы настойчиво просят компании, применившие 5% налога, предоставить любой официальный документ от налоговых органов Франции, где было бы указано, что, несмотря на 5% включение дивидендов в налоговую базу по корпоративному налогу, по смыслу абз. «ii» пп. «a» п. 2 ст. 10 ст. «СИДН с Францией», это не препятствует выполнению условия об освобождении. Однако на практике такого документа французские компании еще не получали. При этом в том же документе написано, что “российская сторона в случае необходимости может в рамках обмена данными, предусмотренного статьей 26 налоговой конвенции, получить подтверждение требуемых данных”[3], однако этот механизм по каким-то причинам не используется, и бремя доказывания перекладывается на налогоплательщика.

Хочется надеяться, что вопрос с противоречием положений французского законодательства и рассматриваемого СИДН будет разрешен положительно на досудебной стадии, ну, а пока - штраф и доначисления при применении 5% налога у источника никто не отменял.

Между Францией и Россией существует конвенция об избежании двойного налогообложения. Согласно этой конвенции, вне зависимости от наличия статуса налогового резидента страны налоги с доходов и с имущества оплачиваются в том государстве, где получаются эти доходы или находится имущество. Это касается всех налогов на недвижимость, подоходного налога, налога на собственность, налога на прибыль предприятий. Поэтому налоговым органам в России достаточно предъявить свидетельство об уплате соответствующих налогов во Франции.

Человек, проживающий во Франции более 180 дней в году, считается налоговым резидентом страны и обязан подавать декларацию о налогах. Если доходов во Франции у него нет, то и налоги платить не придется, но декларацию заполнить нужно. В извещении в графе с суммой к оплате будет стоять ноль.

В вопросах налогообложения недвижимости во Франции лучше проконсультироваться со специалистами, они помогут найти способ оптимизировать налоги.

Налоги и расходы при покупке недвижимости

Государственные расходы и регистрационные сборы при покупке вторичной недвижимости во Франции составляют около 6-7% с НДС* от стоимости объекта. Они оплачиваются покупателем через нотариуса при подписании заключительного договора о покупке. Сюда включены регистрационные налоги и сборы, а также стоимость услуг нотариуса при оформлении сделки, составляющая чуть меньше 1% от цены покупки. Тариф нотариальных услуг определяется государством и не зависит от нотариуса. В случае участия в сделке двух нотариусов расходы не увеличиваются.

При покупке первичной недвижимости существует НДС, который включается в объявленную стоимость объекта.

*Размер НДС (TVA–Taxe a la Valeur Ajoutee) во Франции составляет 19,6%.

Регулярные налоги и расходы

Налоги

Основной налог, который выплачивают владельцы недвижимости во Франции, - это налог на недвижимость (включая землю) (taxe foncière). Его платят ежегодно как резиденты, так и нерезиденты страны. Размер налога устанавливается местным муниципалитетом и зависит от региона, площади и стоимости жилья. Чем престижнее район, тем выше налог. В каждом случае земельный налог рассчитывается индивидуально от кадастровой стоимости возможной аренды данного жилья на 1 января каждого года. В процентном отношении к стоимости размер налога сложно определить, как правило, чем выше стоимость объекта, тем меньше процентное соотношение. Оплачивать налог на недвижимость необходимо в октябре.

Средние ежегодные ставки налога на недвижимость:

апартаменты в Париже 50-70 кв. м – 150-300 евро
апартаменты в Ницце 50-70 кв. м - 500-800 евро
вилла на Лазурном Берегу 200-250 кв. м - 1000-2000 евро

Также во Франции существует налог на проживание (taxe d'habitation), который выплачивается тем, кто фактически живет в доме или квартире, то есть, если жилье сдается в аренду, то этот налог выплачивается арендатором. Если живет владелец, то он платит два налога – на проживание и недвижимость. Если недвижимость не сдается в аренду, то налог на проживание платится владельцем вне зависимости от того, сколько времени он там проживает. Как правило, налог на проживание в городах немного выше, чем в деревнях. Платится этот налог в ноябре каждого года.

Сумма налога на проживание для резидентов рассчитывается на основе декларируемого дохода и стоимости недвижимости на 1 января каждого года, для нерезидентов определяется сумма примерно равная налогу на недвижимость. Налог на проживание также включает в себя сбор за телевизионную лицензию, если у владельца есть телевизор в доме. Налог на телевидение в 2012 г. составил около 125 евро в год, причем его размер не зависимости от количества телевизоров.

Так, например, для виллы стоимостью 1-2 млн евро размер этих двух налогов составит 2000-3000 евро в год, для виллы, купленной за 5 млн евро, оба налога обойдутся до 10 000 евро в год.

Налог на роскошь (ISF, impot de solidarite sur la fortune) взимается с полной суммы имущества, превышающей 1,3 млн евро. С 2012 года вместо шести градаций ставки налога на состояние осталось две - 0,25% и 0,5%.

Налог на богатство взимается по следующей схеме:

до 1,3 млн евро - 0%
от 1,3 млн до 3 млн евро - 0,25%
более 3 млн евро - 0,5%

Такая схема, введенная Саркози, будет действовать до 1 января 2013 года, но власти Франции планируют вернуться к прежней схеме, где градация ставок будет варьироваться от 0,55% – до 1,8 %, а необлагаемый налогом минимум составит примерно 870 000 евро.

Существуют разные способы избежать уплаты этого налога, например, оформление покупки на специальную французскую компанию SCI (Societe Civile Immobiliere -гражданское общество владения недвижимостью). Это простая процедура, которая совершается нотариусом в момент покупки. Стоимость создания такой компании составит 1500-2000 евро.

Кроме того, существует дополнительный налог для некоторых городов и популярных курортов Франции, который взимается в случае, если недвижимость пустует более двух лет. Размер налога рассчитывается от кадастровой стоимости. Если жилье пустует три года, налоговая ставка составит 10%, за четвертый год - 12,5%, и за каждый последующий год - 15%. Этот налог берется в Париже, Тулузе, Лионе, Монпелье, Каннах, Грассе, Антибах, Ницце.

Коммунальные платежи

Владельцы квартир и домов, входящих в сообщество, платят коммунальные платежи (charges de copropriété), в которые входят расходы на содержание объекта недвижимости (охрана, обслуживание территории, содержание общего бассейна и др.) Платежи за воду, электричество и газ оплачиваются отдельно в зависимости от потребления. Владельцы частных домов и вилл не платят коммунальных платежей, они оплачивают только свои расходы. Оплачиваться коммунальные платежи могут путем списания средств с банковского счета.

Примерный размер коммунальных платежей при постоянном проживании:

апартаменты в Париже 50-70 кв. м в доме с лифтом – 100-200 евро в месяц
апартаменты в Ницце 50-70 кв. м в доме с лифтом – 150-180 евро в месяц
вилла на Лазурном берегу 200-250 кв. м – от 300-600 евро в месяц

Налог на доход от сдачи в аренду

Иностранные граждане облагаются налогом на прибыль при сдаче в аренду в размере 20%. При аренде недвижимости с мебелью можно вычесть проценты по кредиту, если таковой имеется.

Налог на прибыль при продаже недвижимости

Налог на прирост капитала (Impot Sur le Plus Values), которым облагается разница между стоимостью продажи и покупки, платится через нотариуса в момент продажи.

Для нерезидентов (кроме граждан стран ЕС) налог на добавленную стоимость составляет 33,3% + 15,5 % (с 9 августа 2012) от разницы между покупкой и продажей. Через 5 лет владения недвижимостью облагаемая налогом добавленная стоимость уменьшается на 2% каждый последующий год, через 17 лет - на 4%, через 24 года - на 8%. После 30 лет владения недвижимость этим налогом не облагается. Также налог на прирост не берется с жилья, которое является основным местом жительства.

Налог на наследство

Согласно французскому законодательству, налог на наследство (Impôt sur la Succession) в стране между супругами, братьями и сестрами не платится, а между родителями и детьми этот налог является прогрессирующим. Согласно данным на 2012 г., после стандартного вычета в размере 159 325 евро налог рассчитывается начиная с транша 8072 евро и составляет от 5 до 40% от стоимости недвижимости.

Оптимизировать налогообложение при наследовании можно с помощью создания компании SCI. В случае передачи в наследство акций компании SCI, владеющей недвижимостью во Франции, применяется законодательство той страны, в которой жил бывший владелец.

nalogi-vo-frantsii.jpg


Кому нравится платить налоги? Сборщиков налогов всегда недолюбливали, о борцах с ними было рассказано множество легенд. Но, несмотря на нелюбовь населения к налогам, они нужны для поддержания порядка в городах, ремонта дорог, строительства больниц и так далее.

Особенности французских налогов

  1. Несмотря на схожесть законов во многих странах ЕС, налоговая система Франции существенно отличается от иных западноевропейских государств. Французский бюджет по большей части состоит именно из налогов.
  2. Во Французской Республике социальный налог составляет почти половину от поступающих в бюджет налогов. К примеру: в государствах ЕС социальный налог составляет 1/3 от всех.
  3. За последние 30 лет во Франции наблюдается сильная децентрализация налоговых поступлений. У муниципальной администрации с каждым годом появляется все больше возможностей для распределения средств, полученных с налогов на их территории.
  4. Косвенные, или потребительские пошлины по сумме доходов в бюджет намного больше прямых налогов. Именно во Французской Республике был создан распространившийся по всему миру НДС.
  5. Приоритет ресурсов является основой французского бюджета. Сначала правительство утверждает доходную часть бюджета, а потом на нее собирают налоги и, проанализировав уже числящиеся в бюджете средства, распределяют доходы.
  6. Унификация во Франции проходит по требованиям Европейского союза. Сборы должны оплачивать все. Вместо отказа от налоговых льгот государство уменьшает ставки.

Все законы, связанные с регулировкой, отменой и созданием новых налогов рассматривает французский парламент. Во Французской Республике доход от налогов – это более 90% от всех доходов в бюджет.

Виды налогов во Французской Республике

Граждане Франции платят следующие налоги и сборы:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Имущественные налоги делятся на два вида, которые отличаются размером налоговой ставки: жилищный и земельный;
  • Налог на ТВ;
  • Гербовый сбор;
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на богатство (действует при стоимости имущества более 0,8 миллионов долларов).

НДС во Французской Республике

Именно французы в первый раз использовали НДС. Данный вид пошлин ввели во Французской республике в 1954. Всего есть три типа налогов на добавленную стоимость: стандартный, сниженный и повышенный.

Виды налоговых ставок по НДС:

  • Повышенная ставка – Сюда входят машины, алкогольные напитки, табак и предметы роскоши. Размер налога – 22%.
  • Стандартная ставка – в нее входит большинство потребительских товаров. Размер налога – 19,6%
  • Сниженная ставка. Размеры налога – 2,2%, 5,5% и 7%

Пониженная ставка разделена на 3 категории:

  • Лечебные препараты, частично оплачиваемые соц. страховкой. На них действует минимальный размер налога – 2,2%
  • Питьевая вода, снаряжение для столовых в учебных заведениях, безалкогольные напитки, оборудование для людей с ограниченными возможностями, продукты питания. Размер налога – 5,5%
  • Общепит, транспортные услуги, литература, услуги реставраторов и ремонтников, Средства массовой информации, и медицинские препараты, которые не попадают под первый пункт.

Также во Франции есть исключения для НДС, а именно:

  • Экспорт и все, что к нему относится;
  • Финансовые организации;
  • Педагоги и врачи, занимающиеся частной практикой;
  • Государственные организации, выполняющие административную работу, занимающиеся культурой или спортом;
  • Рыбная ловля;
  • Малый бизнес с годовым оборотом меньше семидесяти тысяч евро.

Кроме компаний, выплачивающих налог на добавочную стоимость, косвенный налог с жителей Франции взимается со следующих товаров:

  • Алкогольные напитки, табачные изделия, спички, питьевая вода, кондитерские изделия, некоторые крупы, сахар и изделия из муки;
  • Энергоносители;
  • Драгоценные металлы и ювелирные изделия;
  • Игровые автоматы, телевизионная реклама, антиквариат, скульптуры, живопись, а также различные произведения искусства;
  • Процедуры, относящиеся к страховому бизнесу или биржам.

Налоги на имущество во Французской республике

Налоги на имущество во Франции разделяются на два типа: земельный и жилищный. Они действуют на всех владельцев недвижимости, вне зависимости от того, является ли гражданин резидентом Франции или нет. У этого налога есть исключения, а именно:

  • Постройки сельскохозяйственного назначения;
  • Жилые помещения, владельцы которых – люди старше 75 лет, люди, малоимущие, получающие помощь от государства и инвалиды;
  • Государственное имущество.

Категории, не входящие в этот список, оплачивают налог в размере 50% от стоимости имущества или арендной платы. С территории, на которой отсутствует застройка, взимают налог в размере 80%. На государственные участки сбор не действует. Территории с лесопосадкой освобождены от пошлин до того времени, когда они начнут приносить хозяевам денежную прибыль.

Налоговую ставку определяет местная муниципальная администрация, но закон запрещает повышать ее больше чем в 2,5 раза, чем в прошлом году.

Подоходный налог во Франции

Из НДФЛ состоит примерно 20% бюджета государства. Система сборов НДФЛ во Франции отличается от других своей многошаговостью. Начисление НДФЛ проходит на одну фискальную единицу. Этой единицей может являться как один человек, так и семья. Ставка подоходного налога – от 10,5% до 47%. Начисление подоходного налога во Франции проходит следующим образом

  • 1 фиск. – 1 чел.= 1 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел. без детей = 2 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел.+ 1 ребенок = 2,5 Коэф;
  • 1 фиск – 2 чел.+ 2 ребенка = 3 Коэф.

Далее все идет по такой же схеме.

Фиск. означает фискальную единицу, чел – человека, коэф – коэффициент.

Налог на наследство во Франции

Пошлина на наследование имущества входит в число самых старых налогов Французской республики, он был принят конце XVIII века. Эта пошлина действует на субъектов, получающих в наследство имущество, которое сейчас находится на территории Франции. Лицо может выступать как резидентом, так и нет. У данного налога есть исключение: имущество, которое передается во владение благотворительных фондов, муниципальных организаций или государства. Также у этой пошлины присутствует необлагаемый минимум, а именно:

Для родителей и детей он составляет €275 000, для братьев и сестер – €100 000. Для оставшихся родственников необлагаемый минимум составляет десять тысяч евро. При выдаче наследства супругам имущество передается без каких-либо налоговых обложений. Размер пошлины на наследование находится в диапазоне от 5% в том случае, если наследники – прямые потомки и до 60% при полном отсутствии какого-либо родства с умершим.

Количество налогов во Французской республике – более двух сотен. Из самых необычных можно отметить налог на богатство, который получил скандальную известность. Он распространялся на тех людей, стоимость имущества которых больше, чем 1,3 миллиарда евро. Налог, взимаемый при покупке земли отменили еще в 2006-м, но в налоговом законодательстве Франции остались достаточно странные пошлины, такие как налог на продление вида на жительство или победу в лотерее. Также в стране есть пошлина на профессиональное образование, которая взимается в размере 0,5% от текущей заработной платы. Налогом не облагаются госорганы и учебные учреждения.

Также во французском законодательстве присутствует сбор за телевидение. Он не действует в том случае, если в доме отсутствует телевизор.

Читайте также: