Внутренние функции государства сбор налогов

Опубликовано: 04.05.2024

3. Основные функции государства

Основные внутренние функции государства. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны.
Экономическая функция государства — это объективно необходимая, законодательно регламентированная деятельность государства в области хозяйства, которая направлена на решение экономических задач, выражает его сущность и социальное назначение и которая проявляется в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т.д.
Она заключается в формировании экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны); управлении госсектором экономики; в стимулировании развития наиболее приоритетных отраслей экономики; в создании правовых основ рынка, направленных на развитие предпринимательства, в охране собственности, в ограничении монополизма и недобросовестной конкуренции, в защите прав потребителей и др.
Одна из самых злободневных проблем рыночной экономики — это недобросовестная конкуренция, которая может проявляться в самых различных формах. В частности, к ним относятся: подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов; получение информации, составляющей производственную или коммерческую тайну конкурента, путем шпионажа или подкупа его служащих; неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; побуждение служащих конкурента к нарушению или расторжению контрактов с нанимателем; угроза конкурентам исками о нарушении пользования патентами или товарными знаками, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции; демпинг, то есть продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее; создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет; намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами; выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов и др.
Финансовая функция заключается в формировании государственного бюджета и его исполнении; осуществлении финансового контроля (определения и учета доходов); налогообложения (налог на прибыль, на имущество, на землю, подоходные налоги, целевые и акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость) и др.
Политическая функция государства — это деятельность государства по гармонизации интересов индивидуумов и государства, различных социальных групп и интересов в сфере реализации политической власти в стране, проявляющаяся в определении государством прав и обязанностей граждан, установлении им основы функционирования политической системы, порядка политической борьбы за власть, а также в обеспечении государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охране суверенитета государства от внутренних и внешних посягательств. Важнейшим направлением деятельности государства в данной сфере является создание жизнеспособного демократического общества (развитие демократии, национального и классового согласия, поддержание стабильности и порядка в обществе).
Социальная функция государства — это деятельность государства, направленная на обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. (установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, на строительство жилья и др.).
В целом социальная функция государства состоит в создании условий для достойного и свободного развития человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства; защищенности тех, кто в силу различных причин не может участвовать в трудовой сфере (инвалиды, больные, пенсионеры, дети, студенты); поддержании социальных сфер, неприбыльных экономически и поэтому очень часто игнорируемых иными держателями финансов, но необходимых для жизнедеятельности всего общества (здравоохранение, транспорт и связь, строительство жилья для малообеспеченных категорий населения).
Правоохранительная функция государства — это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми субъектами права, а также по профилактике, пресечению и борьбе с правонарушениями.
Это, прежде всего, защита прав и свобод граждан, охрана правопорядка, борьба с преступностью, обеспечение национальной безопасности; поддержание стабильного правопорядка не только силами специальных органов, но и всей системой правоохранительных органов; стремление не только к устранению правонарушений, но и к обеспечению неукоснительного соблюдения требований права всеми субъектами (обеспечение законности); охрана и зашита личности, общества и государства от посягательств.
Экологическая (природоохранительная) функция государства — это жизненно важная деятельность любого современного государства, заключающаяся в разработке эффективного природоохранного законодательства, регулировании деятельности людей и различных организаций в области использования природной среды, разработке национальных программ по охране окружающей среды, предусматривающих применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства, меры юридической ответственности за нарушение требований этого законодательства.
Экологическая функция направлена на обеспечение экологического благополучия граждан и обеспечение гармоничного сосуществования природы и человека.
Идеологическая функция государства — это деятельность государства по формированию, поддержанию, пропаганде, укреплению определенной идеологии государства. Осуществляется эта функция средствами образования, культуры, печати, телевидения и др.
Культурно-воспитательная функция государства — это многосторонняя деятельность государства по развитию, искусства (литературы, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры), физической культуры и спорта, средств массовой информации, по сохранению историко-культурных памятников, архивов, музеев, а также по государственной поддержке науки, по развитию образовательной сферы в стране и др.
Основные внешние функции государства. Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном общении и межгосударственных отношениях (внешнеэкономическая, дипломатическая, функции поддержания мирового порядка, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, культурного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области охраны окружающей среды и др.).
Оборонительная функция государства — это деятельность государства по обеспечению военной безопасности страны, отражению агрессии, направленной против государства, в вооруженной защите целостности и неприкосновенности его территории.
Сущность этой функции состоит в создании военной (оборонительной) доктрины, в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны, в отражении военной агрессии, в организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств, в создании системы фажданской обороны и др.
Внешнеэкономическая функция государства — это деятельность государства по развитию взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей и др. Внешнеэкономическая деятельность государства заключается в интефации национальной экономики в мировую, в государственном стимулировании иностранных инвестиций, международной торговли и т.п.
Дипломатическая функция государства — это деятельность государства, которая способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют; это деятельность государства на международной арене по установлению и поддержанию нормальных добрососедских отношений с другими государствами, направленная на достижение стабильности и процветания всего человечества.
Поддержание мирового порядка — это деятельность государства на международной арене, которая заключается в политическом сотрудничестве государств с целью сохранения мира, предотвращения войны, в ликвидации ядерного оружия и оружия массового поражения (бактериологического, химического и иного), в сотрудничестве с другими государствами в борьбе с международной и национальной преступностью, с терроризмом, в предотвращении глобальных военных конфликтов.
Участие в решении глобальных проблем современности, т.е. совокупности стоящих перед человечеством проблем, от решения которых напрямую зависит его будущее (экологических, демографических, сырьевых, энергетических, экологических, космической угрозы (метеориты, астероиды), продовольственных, охраны здоровья (борьба с эпидемиями, пандемиями) и др.
Международное сотрудничество с другими странами является одной из главных функции современного государства. Это сотрудничество ведется по самым различным направлениям. Назовем некоторыми из них: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств); межгосударственное экономическое сотрудничество (активное участие государства в международном разделении труда, в кооперировании и специализации производства, в обмене новейшими технологиями, в координации товарооборота, в развитии кредитно-финансовых связей); культурное и научно-техническое сотрудничество (осуществляемый в различных формах и на различных межгосударственных уровнях обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами); сотрудничество в области охраны окружающей среды (участие государств в мероприятиях по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете); оказание разносторонней правовой помощи другим государствам (система нормативных и организационно-правовых средств, используемых при сотрудничестве государств в области взаимного оказания помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны: вопросы защиты субъектов права, определения компетентности судебных инстанций для рассмотрения споров различных категорий, применимых правовых систем, соблюдения процессуальных прав иностранцев, апатридов и бипатридов; порядок признания действительности разнообразных документов (свидетельств, дипломов и др.), исполнение судебных поручений, решений по спорам, пересылки документов, выдачи преступников (экстрадиции) и т.д.

Некоторые ключевые понятия темы

Задача государства — это объективно возникшая перед государством и требующая оперативного решения конкретная социальная проблема, связанная с целями государства, закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.
Эволюция функций государства — это развитие и изменение функций государства под воздействием как содержательных и формальных его характеристик, так и развивающейся внешней среды.
Функция финансового контроля — это направление деятельности государства в финансовой сфере, которое выражается в выявлении и учете государством доходов производителей с целью передачи части этих доходов в виде налогов в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.
Фискальная функция государства (функция налогообложения) — это одно из важнейших направлений деятельности государства, которое заключается в формировании и пополнении государственной казны — государственного бюджета, за счет налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Безопасность общества — это состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств. (Безопасность общества складывается из: социальной справедливости, прав граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством, режима законности, экономического благополучия граждан, демократического плюрализма, гласности и открытости общества и т.п.)
Безопасность личности (гражданина) — это составная часть безопасности общества, базирующаяся на фундаментальных, естественных правах и свободах человека, на законных интересах.
Безопасность государства — это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Составными частями безопасности государства являются конституционный порядок и политическая стабильность, крепкая государственная власть и эффективная экономика, суверенитет, территориальная целостность, нерушимость границ и др.
Правосудие — это деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан.
Финансовый контроль (представительных органов государственной власти и местного самоуправления; президента; исполнительных органов власти общей компетенции; финансово-кредитных органов; ведомственный и внутрихозяйственный; общественный; аудиторский) — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления.
Стандартизация — это деятельность специально уполномоченных на то органов по установлению норм, правил и характеристик товаров, работ, услуг.
Метрология — это деятельность органов и учреждений по обеспечению единства измерений в рамках всего государства.
Сертификация — это процесс подтверждения соответствия товара обязательным требованиям стандартов, производимый специально уполномоченными на то органами и учреждениями.
Демаркация границ — это определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации границы и приложенными к ним картами и описаниями.

1. Определение и признаки функций государства.
2. Классовое и общесоциальное в функциях государства.
3. Эволюционный путь развития функций государства.
4. Причины изменения функций государства.
5. Основные функции государства на современном этапе.
6. Связь функций государства и его сущности.
7. Механизм реализации функций государства.
8. Формы и методы осуществления функций государства.
9. Социально-экономическая база, сущность, функции и форма современного Российского государства.
10. Основные внутренние функции Российского государства в условиях рыночной экономики.
11. Основные внешние функции государства.
12. Взаимосвязь внешних и внутренних функций государства.
13. Глобальные проблемы человечества и роль государства в их разрешении.
14. Усложнение роли и задач государства в ходе исторического развития общества.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.

    Государство– это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

    1) наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

    2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата,);

    3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению);

    4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной)

    5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

    6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

    7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

    8) наличие денежной единицы (валюты);

    9) наличие государственного языка;

    10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

    11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

    Сущность государства заключается в следующих аспектах:

    1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

    Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.

    1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества.

    2. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме.

    3. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

    4. Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищённость личности.

    5. Экологическая функция – она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования.

    6. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу.

    1. Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена.

    2. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

    3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

    3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.

    Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

    Характерные черты механизма государства:

    а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, государственные комитеты, и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),прокурорские и иные надзорные органы, налоговая полиция, вооружённые силы и т.д.;

    б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определённое позитивное русло;

    в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

    г) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов

    Структура механизма государства включает в себя:

    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинённости при осуществлении своих непосредственных властных функций.;

    2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства;

    3) государственные учреждения – подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах;

    4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, выполняют работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей общества;

    5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие

    6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Форма государства.

    Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

    Элементами формы государства являются:

    1)Форма правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

    Монархия– это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха).

    1) власть передаётся по наследству;

    2) осуществляется бессрочно;

    3) не зависит от волеизъявления населения.

    Республика– это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

    1) выборность власти;

    2) ограниченность срока полномочий власти;

    3) зависимость от избирателей.

    2) форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

    Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует единая система высших органов и единая система законодательства.

    Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.

    Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, отсутствует общий центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.

    3) политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

    - демократический режим − провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека; решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; многопартийность, соревнование политических партий; гласность; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    К антидемократическим режимам относят тоталитарныеи авторитарныережимы.

    -Тоталитарный режим. Основные характеристики: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни; государственная власть формируется бюрократическим способом, недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии;

    - Авторитарный режим –политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Выделяют деспотический (неограниченная власть, основанная на самоуправстве), тиранический (основан на единоличном правлении, жестоких методах её осуществления.).

    5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

    Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

    Структура гражданского общества (элементы): личность; семья; школа; церковь; собственность и предпринимательство; социальные группы, слои, классы; частная жизнь граждан и её гарантии; институты демократии; общественные объединения, политические партии и движения; независимое правосудие; система воспитания и образования; свободные СМИ и др.

    Признаки современного гражданского общества:

    - наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

    - развитость и разветвленность демократии;

    - правовая защищенность граждан;

    - определенный уровень гражданской культуры.

    Общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества:

    - равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

    - гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу;

    - экономическая независимость индивидов;

    - гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

    - свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

    - создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;

    - существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом и обеспечение безопасности функционирования со стороны государственных органов.

    С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики.

    Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

    Большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

    Внутренние функции государства (7 штук):

    2 большие экономические:

    - административно - хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

    - организационная – проведение денежной, таможенной, налоговой политики во главе с Минфином РФ;

    2 большие политические:

    - законотворческая (правотворческая) – принятие закона Госдумой и президентом;

    - правоохранительная – точное и полное соблюдение законов во главе с полицией, судами, прокуратурой;

    - социальная – оказание социальной помощи членам общества (соц.программы);

    - экологическая – мероприятия по восстановлению и сохранению окружающей среды во главе со службами, надзорами;

    - культурно-образовательная функция – государство дает бюджетное образование (в дальнейшем будет скорее всего платным), доступ к памятникам, поддержка культуры и образования.

    Внешние функции государства (4 штуки):

    - координация международных отношений (МИД);

    - договорная работа (заключение международных договоров научного, экономического сотрудничества);

    - оборона – обеспечение безопасности от внешнего посягательства;

    - защита государственной границы, определение статуса государственной границы.

    Внутренние функции государства

    Внутренние функции государства делятся на:

    Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

    Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:

    - борьба с преступностью;

    - учет и регистрация населения;

    - предотвращение различных катастроф;

    - меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.

    - Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).

    - Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).

    - Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

    Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

    Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

    В России к традиционным функциям можно отнести:

    - управление транспортом и связью;

    - управление образованием и здравоохранением;

    - зашита неполноценных лиц и помощь им;

    - управление средствами массовой информации.

    В число «новых» функций входят следующие:

    - Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.

    - Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.

    - Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

    Внешние функции государства

    - Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.

    - Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).

    - Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

    - Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

    Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

    Роль налогообложения в реализации экономической функции государства

    Экономическая функция

    Ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий.

    В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская.

    Экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

    - реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);

    - преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);

    - целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);

    - создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;

    - постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;

    - подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

    Роль налогообложения в реализации экономической функции государства состоит в том, что за счет налогов формируется бюджет страны.

    Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов).

    Ее содержание составляет формирование бюджета — как государственного, так и муниципального — за счет всех видов налогов, таможенных пошлин и иных финансовых сборов, предусмотренных законом.

    Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

    Функция налога это способ выражения сущностных свойств налога.

    Фискальная функция – основная; она означает формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики, безопасности, административно – управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

    Глава II.
    ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    § 10. Государство, его признаки и формы

    Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

    Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

    Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

    Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

    1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

    2. Существование особой политической организации.

    3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

    4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

    5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

    6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

    Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

    Признаки государства
    ОсновныеДополнительные
    1. Территориальная организация власти и населения.
    2. Государственный суверенитет.
    3. Аппарат управления (публичная власть).
    4. Армия.
    5. Правоохранительные органы, суды.
    6. Налоговая служба.
    7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
    1. Единое экономическое пространство.
    2. Столица.
    3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
    4. Государственный язык.
    5. Единая денежная система.
    6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
    7. Внешняя политика.
    8. Единое информационное пространство

    Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

    Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

    Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

    Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

    Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

    Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

    Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

    Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

    Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

    К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

    Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

    Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

    По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


    Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

    Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


    Заседание английского парламента

    Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

    Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

    Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


    Политический режим – это способ властвования, совокупность:

    • средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

    • уровня политического сознания;

    • состояния политической культуры населения.

    Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


    К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

    Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

    При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

    Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

    Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


    Вопросы для самоконтроля

    1. Сформулируйте определение понятия «государство».

    2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

    3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

    4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

    5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

    6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

    7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

    8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

    9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

    10. Классифицируйте основные признаки демократии.

    Исследуем документы и материалы

    Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

    1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

    2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

    Темы для проектов и рефератов

    1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

    2) Функции государства.

    Читайте также: