Внесение законопроектов о налогообложении

Опубликовано: 18.05.2024


В обзоре: уголовка за уход от налогов, поправки в Налоговый кодекс, законопроекты о вычетах, цифровизации, криптовалюте и свежая судебная практика по налоговым спорам.

Самая первая «налоговая» новость, которая прилетела нам 18 января и удивила многих - это интервью газете «Известия» чиновницы Следственного комитета РФ, которая вдруг предложила усилить уголовную ответственность для физлиц за уклонение от уплаты налогов. Об этой инновации раструбили все СМИ, однако новость не имела продолжения и так и осталась просто «новостью».

ФНС подвела итоги года только 17 февраля, указав, что поступления налогов в консолидированный бюджет России в 2020 году по сравнению с предыдущим годом снизились на 7,6 %, до 21 трлн. руб. В федеральный бюджет было перечислено 10,98 трлн. руб., в бюджеты регионов — 10,03 трлн. руб.

Но, безусловно, главным событием начала 2021 года стало принятие в феврале двух налоговых законов с поправками в НК РФ.

Так, 17 февраля президент России подписал Федеральный закон № 6-ФЗ «О внесении изменений в ч. I HК РФ» (законопроект № 1025680-7), в котором, в частности:

  • были увеличены сроки хранения налогоплательщиками и налоговыми агентами данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов с 4 до 5 лет;
  • введена обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение или распоряжение денежными средствами, находящимися на счете клиента, доверенностей, карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.

В этот же день был подписан Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в гл. 23 и 25 ч. II НК РФ» (законопроект № 1043391-7). Согласно положениям этого закона, работодатель вправе учитывать в составе расходов на оплату труда расходы на санаторно-курортное лечение работников (и членов их семей) в рамках договоров, заключенных непосредственно с санаторно-курортными организациями, а также расходы в виде компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению.

Кроме того, законом предусматривается освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде стоимости оплаченных работодателем в пользу работников и членов их семей услуг санаторно-курортных организаций однократно в одном налоговом периоде.

Госдума тоже не забывала о налогах. Так, 26.02.2021 в первом чтении депутаты приняли проекты законов о вычете по НДФЛ за занятия спортом (законопроект № 1048793-7), а также проект закона об упрощении процедуры получения вычетов по НДФЛ (законопроект № 1075007-7).

Кроме того, в Думе находится на рассмотрении проект закона о моратории на начисление пеней по налогу на имущество физлиц, внесенный 02.02.2021 Правительством РФ (законопроект № 1104869-7).

Интерес представляет и внесение кабмином 20.02.2021 в Думу законопроекта № 1116411-7 в связи с принятием закона «О федеральной территории «Сириус». Если этот закон будет принят, то в России, фактически,появится еще одна зона, свободная от налогов, как это реализовано в «Сколково».

Особая тема Думы — это законопроект о налогообложении операций с криптовалютой (законопроект № 1065710-7), который депутаты приняли в первом чтении 17 февраля, несмотря на отрицательный отзыв Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства.

Вообще, тема цифровизации сейчас доминирующая. О ней говорили на Гайдаровском форуме (прошел в Москве 14 января): президент, например, поручил правительству перевести население на электронный документооборот и т. д.

В судебной же практике, наверное, самым примечательным событием стало вынесение СКЭС Верховного Суда РФ Определения от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277 по делу № А76-2493/2017, в котором судьи ВС РФ указали, что если налогоплательщик участвует в схеме по уклонению от уплаты налогов с применением взаимозависимых однодневок, то он не имеет права на возмещение НДС даже при доказанной реальности хозяйственной операции.

Таким образом, ВС РФ развивает свою практику по рассмотрению налоговых споров о налоговых последствиях при работе с фирмами-однодневками, начатую в прошлом году (Определения СКЭС ВС РФ от 14.05.2020 по делу № А42-7695/2017 и от 28.05.2020 по делу № А40-23565/2018).

Можно предположить, что ВС РФ и в 2021 году не будет самоустраняться от рассмотрения актуальных вопросов применения налогового законодательства, как это, к сожалению, имело место в прошлые годы.

Таким образом, работа по налогам продолжается, а я еще и отмечу, что Минфин с 19.01.2021 вновь готовит в 2021 году масштабные поправки в НК РФ.

Так, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минфин разместил законопроект о внесении изменений в НК РФ.

«Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот», — пояснил статс-секретарь замминистра финансов А. В. Сазанов.

А вообще, самым ожидаемым событием первых месяцев 2021 года стал выход письма ФНС России о практике применения положений ст. 54.1 НК РФ, однако надежды не оправдались, письмо подписано не было.

Зато ФНС уже подготовилась к якобы «росту жалоб бизнеса» из-за того, что либеральные позиции проекта письма способны были, по мнению некоторых чиновников ФНС, активизировать борьбу налогоплательщиков в защиту своих прав.

Распоряжение от 29 мая 2019 года №1108-р. В целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию законопроектом вносятся существенные изменения в законодательство о налогах и сборах. В частности, предлагается установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек и нулевую ставку по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций.

Документы

Распоряжение от 29 мая 2019 года №1108-р

Проект федерального закона «О внесении изменении в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Проект федерального закона «О внесении изменении в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – законопроект) подготовлен Минфином в целях реализации отдельных положений Послания Президента России Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

В целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию законопроектом предлагается сократить с пяти до трёх лет минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от налогообложения (в отношении единственного жилья); установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек; установить на постоянной основе нулевую ставку по налогу на прибыль организаций для образовательных и медицинских организаций.

Комментарий

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность представлять в налоговые органы или получать документы из налоговых органов через МФЦ; расширение практики применения института единого налогового платежа физического лица; упрощение учёта физических лиц на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также постановки на учёт иностранных кредитных организаций.

С 1 января 2022 года предлагается установить возможность осуществлять зачёт сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей вне зависимости от вида налога (федеральный, региональный и местный).

Предусматривается совершенствование налогового контроля в отношении высокорисковых трансграничных сделок, а также установление обязательных требований к проведению взаимосогласительных процедур в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения (мероприятия по реализации Плана BEPS).

В случае реорганизации организации и переходе правопреемника на специальный налоговый режим предусматривается восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС.

Уточняются отдельные положения Налогового кодекса по вопросам акцизов, в частности, определяются электронные системы доставки никотина, признаваемые подакцизным товаром. К подакцизным товарам в том числе отнесены электронные сигареты и кальяны.

Уточняются также условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья (в части расходов на погашение процентов), а также получении в дар имущества.

Предлагается закрепить право налогового агента, имеющего несколько обособленных подразделений, перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений.

Уточняется порядок отнесения имущества к амортизируемому (если оно временно не использовалось).

В перечень доходов, не подлежащих налогообложению, предлагается включить доходы казённых учреждений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты.

Уточняются отдельные положения Налогового кодекса, связанные с государственной пошлиной, в частности, основания для её возврата.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров (за исключением подакцизных товаров, произведённых из собственного сырья), предусматриваются ограничения на переход к единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН).

Предлагается установить ограничение на применение единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и патентной системы налогообложения при реализации лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке. Субъектам Федерации предлагается предоставить дополнительные полномочия по определению особенностей налогообложения в рамках патентной системы налогообложения.

Для органов, осуществляющих земельный надзор, предусматривается обязанность представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков.

Кроме того, предлагается снизить с 25 до 10 человек (в пользу которых производятся выплаты за расчётный (отчётный) период) порог минимальной численности работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны будут представлять расчёты в налоговые органы в электронной форме.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что Правительство РФ подготовило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части реализации отдельных направлений налоговой политики.

Рассказываем о возможных изменениях в международном налогообложении, которые сочли наиболее важными[1].

Применение «сквозного подхода» для российских бенефициаров

Сейчас при выплате дивидендов иностранной организации таковая может признать фактическим получателем дохода российскую организацию, а к дивидендам можно применить нулевую ставку налога, если российская организация имеет на это право. Поправками предлагается отменить эту возможность. Таким образом, российские акционеры, косвенно участвующие в российских компаниях через иностранные компании, смогут рассчитывать только на 13%-ю ставку налога на прибыль.

В переходных положениях указано, что право на применение нулевой ставки сохраняется до 31 декабря 2023 года при соблюдении определенных условий, среди которых – фактическое получение средств российской организацией в течение определённого срока и ограничения для офшорных юрисдикций.

Даже если снижение ставки налога на дивиденды считать льготой, законодатель не может для лиц, находящихся в одинаковых экономических условиях, а именно получающих дивиденды напрямую или через иностранные организации, не являющиеся фактическими получателями, устанавливать различное налоговое бремя. Вероятно, в основе подобного предложения лежит желание упростить администрирование налога у источника. Однако одно лишь удобство администрирования не может определять налоговые последствия.

Лишение льготы иностранных компаний, признавших себя налоговыми резидентами РФ

Отменяется нулевая ставка налога на дивиденды, полученные иностранной организацией, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ.

Однако, как и в отношении российских бенефициаров, законопроект позволяет сохранить льготу по 31 декабря 2023 года при соблюдении определенных упомянутых выше условий.

Эта мера вызывает те же вопросы, что и для «обычных» российских организаций. Вначале законодатель поощрял прозрачность статуса иностранных организаций, признавших себя российскими налоговыми резидентами. Теперь смысл признавать себя российскими резидентами для иностранных компаний неочевиден.

Кроме того, список офшорных юрисдикций устанавливается на уровне подзаконного нормативного акта. Поэтому льгота для мальтийских, кипрских или люксембургских компаний, ранее признавших себя российскими резидентами, может не сохраниться и в переходный период, если международные договоры с ними будут расторгнуты, и эти страны будут внесены в список офшорных юрисдикций.


Устранение двойного налогообложения дивидендов у физических лиц

Предусматривается признание в декларации по налогу на доходы физических лиц дивидендов, полученных от российской организации, в которой физическое лицо косвенно участвует через иностранные организации, при соблюдении следующих условий:

  • последовательное участие должно быть исключительно в иностранных организациях;
  • иностранная организация, которой российская организация выплачивает дивиденды, должна быть резидентом государства - члена ОЭСР, кроме стран, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Россией;
  • должна быть выполнена определенная последовательность выплат в цепи владения по сроку и суммам.

Цель этой процедуры – устранение двойного налогообложения, а именно вычет российского налога у источника, удержанного при выплате дивидендов иностранной организации. Тем не менее, условие, согласно которому весьма ограничен круг стран инкорпорации иностранных организаций, скорее всего, лишит процедуру практической значимости.

Расширение облагаемых пассивных доходов иностранного пайщика ПИФа

Доход иностранной компании от доверительного управления имуществом ПИФа отнесен к дивидендам.

Расширен круг паевых инвестиционных фондов, реализация паев которых признается пассивным доходом от российского источника. В частности, к доходам от реализации паев ЗПИФов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, добавляются ЗПИФы, принадлежащие к категории комбинированных, а также иные фонды, активы которых более 50% прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

О чем подумать, что сделать

Окончательная редакция изменений на пути законопроекта к закону может измениться, и мы рекомендуем отслеживать прохождение законопроекта. Однако в части трансграничных операций уже сейчас очевидна необходимость проведения тщательного анализа (стресс-теста) структур в связи с предполагаемыми изменениями. Отмена ряда оснований льготного налогообложения дивидендов ставит вопрос о смене страны инкорпорации иностранных организаций с размещением их в российских специальных административных районах («редомициляция») , в том числе с учётом планируемых поправок, расширяющих такие возможности для организаций в офшорных юрисдикциях.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» оказывает широкий спектр услуг в области налогообложения, в том числе при совершении трансграничных операций. В части международного налогообложения наши специалисты обладают богатым опытом проведения стресс-тестов структур, в том числе на предмет наличия фактического права на доход, представляют интересы клиента на всех стадиях споров в отношении трансграничного налогообложения.

[1] В нашем алерте от 02.06.2020 мы уже освещали планируемые изменения в части трансграничных выплат и давали свои комментарии. Многие положения законопроекта остались теми же, но некоторые претерпели изменения.

Депутаты предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам граждан, превысившим в год на одного человека 24 млн руб. Соответствующий законопроект № 851098-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц» 1 внесен в Госдуму России.

Предусмотрены следующие ставки налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ:

  • по доходам до 24 млн руб. включительно – 13%;
  • по доходам свыше 24 млн руб., но не более 100 млн руб. – 25%;
  • по доходам свыше 100 млн руб., но не более 200 млн руб. – 35%;
  • по доходам свыше 200 млн руб. – 50%.

Как указано в пояснительной записке, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения России. По данным УФНС по г. Москве за 2013 год, доходы, превышающие 24 млн руб. в год, задекларировали около 2800 человек – сумма их доходов превысила 484 млрд руб. При этом доходы от 24 млн до 100 млн руб. получили 2100 человек (сумма их доходов составила 72 млрд руб.), доходы от 100 млн до 200 млн руб. – 347 человек (сумма их доходов – 51 млрд руб.), ­доходы более 200 млн руб. – 320 человек (сумма доходов – 361 млрд руб.).

Сноски 1

  1. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=851098-6 Вернуться назад

Выбери свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Для чего нужен бренд работодателя и как его развить в кризис

Период кризиса – это одно из лучших времен для решения задачи по развитию и продвижению бренда работодателя. Дело в том, что сама ситуация требует от ИП новых подходов к работе: нужны люди, обладающие ключевыми компетенциями и способные работать эффективно в сложных условиях, и не просто эффективно, а лучше, иначе, быстрее. Только это помогает удержаться на волнах бизнеса. Таких людей нужно привлекать, и зачастую не с открытого рынка, а путем переманивания от конкурентов. Собственных же сотрудников, которые гибки и обладают потенциалом, следует удерживать в компании. И не просто удерживать, а создавать условия для их стабильной работы. Вера сотрудников в свою компанию вдвойне важна в период, когда на рынке непростая ситуация. Посмотрим, что такое сильный бренд работодателя, зачем он нужен и как его построить.


Если сотрудник заболел…

Сотрудник принес после болезни коммерсанту больничный листок. На его основании нужно рассчитать сумму пособия за все дни болезни. Что делать, если в расчетном периоде сотрудник менял работу? Как возместить пособие за счет средств фонда и не ошибиться при заполнении раздела больничного листа? Каков порядок уплаты налогов?


Как воруют в торговле: мошеннические схемы работников

Сотрудники ИП, работа которых непосредственно не связана с материальными ценностями, даже и не подозревают, какие возможности обогащения есть у тех, кто работает с товаром. И дело не только в том, что внутренние мошеннические схемы уменьшают уровень благосостояния бизнесмена, но и в том, что такие параллельные бизнес-процессы снижают эффективность, а иногда сводят на нет работу других подразделений – маркетинга, рекламы, финансов. Любой коммерсант должен знать, какие типовые схемы используются работниками торговли для своего личного обогащения.


Как вывести вруна на чистую воду?

Страдать от чужого вранья очень неприятно. Но всем нам регулярно приходится примерять на себя роль обманутого, ведь, по данным научных исследований, врут все. Разница лишь в том, что некоторые делают это постоянно, а другие – время от времени. Поэтому отличать ложь от правды – одно из главных умений, которым должен овладеть каждый. Поговорим о том, с помощью каких признаков можно распознать вруна.



Работник отгулял отпуск «авансом», а затем уволился

Разберемся, что делать коммерсанту, если работник увольняется, так и не отработав использованные им дни отдыха. В частности, можно ли удержать эту сумму из окончательного расчета? Как быть, если 20% суммы расчета не хватило, чтобы погасить весь долг? Как рассчитывается излишек отпускных? Какие налоги нужно корректировать, а какие нет?


Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.


Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.


Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

– У меня есть предложения по совершенствованию российской экологической политики. Как мне добиться, чтобы их рассмотрели и приняли? Может ли обычный гражданин предложить свой законопроект на рассмотрение? Что для этого нужно сделать?

– Потенциально рядовые российские граждане могут выступать с законодательными инициативами, и если их предложения посчитают конструктивным и целесообразными, то они приобретут статус законопроекта.

  • 💡 Может ли обычный гражданин предложить свой законопроект на рассмотрение
    • Основные пути
    • Обращение в РОИ
  • 🖌 Российское законотворчество
    • Схема принятия нового закона
    • Внесение законопроекта
    • Рассмотрение Госдумой
    • Принятие законопроекта
    • Одобрение Советом Федерации
    • Подписание Президентом
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💡 Может ли обычный гражданин предложить свой законопроект на рассмотрение

Право законодательной инициативы закреплено в Конституции. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, такими полномочиями в России наделены:

  1. Президент.
  2. Совет Федерации и члены Совета Федерации.
  3. Депутаты Госдумы.
  4. Правительство.
  5. Региональные законодательные органы.
  6. Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды.

Таким образом, рядовой гражданин не перечислен в числе субъектов, которые наделены правом прямой законодательной инициативы. Но он вправе выдвинуть свои предложения опосредованно: через лиц, которые таким правом обладают.

Основные пути

Для передачи инициативы надо записаться на прием к данному лицу либо изложить свои предложения в письменном виде. В дальнейшем депутат или член Совета Федерации уже как субъект законодательной инициативы сможет представлять интересы гражданина в соответствующей инстанции.

Также можно обратиться в Законодательное собрание (областную думу) региона, которое вправе выступить с инициативой. Но в любом случае процесс принятия законопроекта длительный и потребует от инициатора терпения и настойчивости.

Обращение в РОИ

Есть еще один вариант заявить о своих предложениях по изменениям социально-экономической сферы – воспользоваться ресурсом «Российская общественная инициатива» (РОИ). Этот проект специально разработан на основании Указа Президента, чтобы упростить возможность размещения общественных инициатив простым россиянам.

Через РОИ граждане могут подать любые предложения по совершенствованию экономической политики и государственного управления. Инициатива может предполагать изменения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Процедура подачи инициативы через РОИ состоит из следующих этапов:

  1. После того как инициатива гражданина проходит предварительную модерацию на соответствие правилам (процесс может занимать до 2 месяцев), ее размещают на сайте. К голосованию допускают любые предложения, которые не противоречат конституционным нормам и не содержат призыва к экстремизму.
  2. Предложение появляется в открытом доступе, и любой гражданин вправе проголосовать за его принятие. Сбор голосов проводится в течение года после размещения.
  3. Чтобы инициативу рассмотрели, она должна собрать определенное количество голосов: для федерального уровня – не менее 100 тысяч человек, для регионального – от 100 тысяч человек при населении в регионе свыше 2 миллионов человек и от 5% населения – для остальных.
  4. Следующий этап – рассмотрение предложения экспертной группой.
  5. По результатам рассмотрения экспертная группа принимает решение о реализации инициативы или о ее отклонении.

В России также рассматривался законопроект о возможности передачи инициатив гражданами через Общественную палату, но он не нашел поддержки.

🖌 Российское законотворчество

Перечень тех, кто вправе обратиться с законодательной инициативой, а также общий порядок внесения законопроектов для рассмотрения содержится в ст. 104 Конституции.

Законодательная инициатива является стадией законодательного процесса, которая предполагает рассмотрение, изменение и принятие закона. В процессе разработки законодательной инициативы выделяются несколько этапов:

  1. Анализируются действующие отношения и области их регулирования, формулируются проблематика и предмет поправок.
  2. Приводится сравнительный анализ регулирования аналогичных отношений в мировой практике.
  3. Выбираются механизмы и нормы, которые планируется включить в действующее законодательство.
  4. Разрабатывается текст законопроекта.
  5. Прорабатывается сопровождающая документация к нему.

Большая часть законопроектов разрабатывается органами исполнительной власти. В Правительстве существуют ежегодные планы по законопроектным работам и программам деятельности органов исполнительной власти, где фиксируются даты проработки федеральных проектов. Также законопроекты прорабатываются вне плана по поручению аппарата Президента или Правительства, по собственной инициативе профильных ведомств.

Часто авторами инициатив выступают депутаты Государственной думы, профильные ведомства и пр.

Не все законодательные инициативы получают статус закона.

Схема принятия нового закона

До своего принятия закон проходит несколько этапов:

  1. Превращается из законодательной инициативы в готовый для обсуждения законопроект.
  2. Вносится и рассматривается в Госдуме.
  3. После принятия в нижней палате Парламента перенаправляется в верхнюю.
  4. Получает одобрение со стороны Совета Федерации.
  5. Подписывается действующим Президентом.
  6. Публикуется в СМИ для открытого ознакомления.

Внесение законопроекта

Подготовленный для обсуждения законопроект направляется на имя Председателя Госдумы. Ему присваивается уникальный регистрационный номер, который будет действовать весь тот период, пока проект находится в Госдуме.

Также на проект заводят регистрационную карту, которая содержит полный перечень информации о том, кто его внес, какие этапы прохождения он прошел и пр.

Рассмотрение Госдумой

Поступивший законопроект Председатель Госдумы перенаправляет в профильный комитет, который проверяет его на соответствие установленным требованиям. Если документ соответствует всем нормативам, то он перенаправляется в Совет Госдумы.

В работе над обсуждением законопроекта могут участвовать эксперты, представители профессиональных групп, научных сообществ, могут собираться круглые столы и организовываться парламентские слушания и пр. За рассмотрение документа назначают ответственным один или несколько комитетов и включают его в программу работы Госдумы для предстоящего обсуждения.

Законопроект могут вернуть инициатору уже на этом предварительном этапе из-за грубых недоработок.

Принятие законопроекта

В Госдуме законопроект проходит три чтения:

  1. В рамках первого чтения рассматривается концепция законопроекта, актуальность и практическая значимость, анализируется соответствие предложений конституционным нормам. С докладом выступает лицо, которое внесло законопроект на рассмотрение. По результатам первого чтения законопроект могут одобрить или отклонить (при отклонении документ не подлежит дальнейшему рассмотрению). Ко второму чтению инициаторов могут обязать подготовить поправки: например, изменить формулировки закона, дополнить закон определенными статьями, исключить из закона некоторые пункты и пр. Но поправки не должны вступать в противоречие с концепцией проекта.
  2. В рамках второго чтения законопроект подлежит более детальному постатейному обсуждению с несколькими вариантами правок. Если законопроект проходит второе чтение, то он перенаправляется в профильный комитет для устранения возможных противоречий и для получения заключения от Правового управления аппарата Госдумы. Второе чтение является основным и во многом решающим: именно здесь законопроект приобретает окончательный вид и становится понятно, примут ли его или нет.
  3. В третьем чтении законопроект принимают целиком. Допустимы только отдельные уточняющие поправки. В рамках третьего чтения депутаты заслушивают доклад представителя ответственного комитета, возможно выступление со стороны представителей фракций. В исключительных случаях законопроект могут вернуть на этап второго чтения.

Принимают законопроект простым большинством голосов (50% +1 голос).

Одобрение Советом Федерации

Одобренные Госдумой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:

  • федеральные и конституционные законы;
  • конституционные поправки;
  • финансовые инициативы;
  • законы по вопросам войны и мира, защиты госграницы;
  • законы о ратификации международных договоренностей.

Некоторые законы Совет Федерации вправе не рассматривать, что приравнивается к согласию по поводу их принятия.

Законопроекты принимаются Советом Федерации простым большинством голосов. Совет Федерации не всегда принимает все законы, одобренные Госдумой. В ряде случаев между сенаторами и депутатами возникают разногласия. Тогда по нормам ч. 4 ст. 105 Конституции члены Совета Федерации организуют работу согласительной комиссии, и это орган призван разрешить имеющиеся разногласия.

Подписание Президентом

После того как федеральный закон принят, в течение пяти дней он перенаправляется Президенту для подписания и обнародования. На это Главе государства отводится 14 дней.

Если Президент не уложится в двухнедельные сроки, Госдума и Совет Федерации приступят к повторному рассмотрению закона, после чего у Президента будет 7 дней на его подписание и обнародование.

Также на данном этапе Президент наделен правом наложить вето, что заблокирует дальнейшее принятие законопроекта. Вето может быть наложено на отдельные статьи или на весь проект поправок.

Федеральные законы должны быть опубликованы в течение 7 дней после подписания Президентом. По умолчанию они вступают в силу через 10 дней, но сам закон может содержать указание на иной срок.

Читайте также: