Влияние потоварного налога на рыночное равновесие

Опубликовано: 15.05.2024

Доклад по экономике.

Тема: «Влияние потоварного налога на рыночное равновесие».

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля над уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций.

К группе потоварных налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Например,сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1 Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1


Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами.

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1 , если его цена составит P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-бруто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1 В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2 .

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2 , P + , Р - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1 . Цена, которую платит покупатель, Р + окажется выше первоначальной Р1 Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р - окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + Е2 СР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть "налогового бремени" ложится на покупателей.

Если потоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.

На рисунке «а» отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют подогий наклон.

Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

На рисунке «б» изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.


Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а, следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае, в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на «а». Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р + - P1 ) возлагается на покупателей и меньшая часть (P1 - Р - ) - на производителей.

На рисунке «б» изображена противоположная ситуация.


Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Ø Налог в бюджет вносит продавец: допустим, правительство ввело налог в размере руб. на каждую товарную единицу, что вызвало смещение кривой предложения до положения . Рис. 1.

Рис. 1. Воздействие на рыночное равновесие налога, уплачиваемого производителем.

Теперь производители готовы предложить каждый возможный объем продукции по цене на руб. больше, чем раньше. Только в этом случае, уплатив налог, они получат за свой товар ту же цену, что и раньше. Прежний равновесный объем - производители захотят продать по цене ( ). Однако покупатели по этой цене согласны приобрести продукции в объеме , что значительно меньше, чем . Т.о., на рынке возникнет затоваривание, следствием которого станет снижение цены до ( ) и увеличение выпуска до ( ) - установление нового равновесия.

Результатом установления нового рыночного равновесия станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем, при том, что формально налог вносит в бюджет продавец. Покупатель заплатит продавцу цену , которая выше прежней равновесной на величину . Это доля покупателя в потоварном налоге (площадь прямоугольника ).

Продавец, получив за свой товар цену , выплатит из нее налог в размере рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену за свой товар. Его доля в потоварном налоге составит (площадь прямоугольника .

Т.о., не имеет значения, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят и продавец и покупатель. При этом происходит сокращение равновесного объема и повышение равновесной цены.

Введение любого налога сопряжено с потерями для государства. С одной стороны, покупатели отказываются от покупки подорожавшего товара, с другой – продавцы сокращают продажи по столь низким ценам. Очевидно, что если продавцы (покупатели) не продают (не покупают) товары и услуги, то не платят налоги. Данные потери на рис. 1. выражаются площадью треугольника , который в свою очередь состоит из двух более мелких треугольников и .

Ø Если потоварный налог вносится в бюджет покупателем (уплата госпошлины на недвижимость), то происходит параллельный сдвиг кривой спроса влево-вниз на величину рублей.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, т.е. от их эластичности.

v Если спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены, то введение налога незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. Рис. 2.

Рис. 2. Воздействие потоварного налога на изменение объема и цены

v Если спрос и предложение неэластичны к изменению цены, то введение налога незначительно сократит равновесный объем продаж при значительном росте цены. Рис. 3.

Рис. 3. Воздействие потоварного налога на изменение объема и цены

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

v Если спрос менее эластичен, чем предложение (напр. хлеб), то основную тяжесть налога будут нести покупатели. Рис. 4.

Рис. 4. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями

v Если спрос достаточно эластичен, а предложение нет (ювелирные изделия, бытовая техника), то налоговое бремя ляжет на производителей. Рис. 5.

Рис. 5. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями

Дотациивыступают как налог «наоборот» и распределяются между продавцами и покупателями. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации – покупателю или продавцу зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Предоставление дотации производителю позволит продать тот же объём продукции по цене уменьшенной на величину дотации ( ). При цене спрос существенно возрастёт до , а предложение останется без изменения. Возникший дефицит ликвидируется через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса: ; . Рис. 6.

Продав покупателю товар в объёме по цене продавец фактически с учетом дотации получит цену за каждую единицу. Его выигрыш составит , выигрыш покупателя: .

Рис. 6. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации,

Кроме налогов и дотаций государство применяет более грубые методы вмешательства в рыночный механизм, например, установление фиксированных цен.

Иногда государство с определенной целью пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный уровень, либо на более высоком, либо пытается удержать равновесную цену, сложившуюся в какой либо момент.

Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, либо для поддержки местных производителей. Результатом - является избыток товаров и затраты государства по его выкупу.

Заниженные фиксированные ценыприменяются для социальной защиты населения или из популистских соображений и требуют значительных государственных дотаций производителям. Результатом их установления является дефицит товаров и существование черного рынка.

Допустим, правительство установило «потолок» цены (выше которой она не может подниматься) на социально значимую продукцию , официальное предложение резко сократится до , а спрос возрастет до . Возникнет дефицит, ажиотажный спрос, талонная система и как следствие, «черный рынок». Рис. 7.

Рис. 7. Дефицит и «черный рынок»

Т.е. на одну и ту же продукцию установится две цены – низкая официальная, по которой товар не купить и цена «черного рынка», которая выше не только официальной цены, но и цены равновесия (плата за риск).




При этом конечный объем потребления оказывается ниже, того объема, который имел бы место при свободном ценообразовании .

Заниженные цены способствуют снижению качества товаров. Спрос на дешевую продукцию резко возрастает, а предложение, вследствие невыгодности производства, сокращается. Возникает дефицит. Чтобы производитель мог сохранить объем производства на первоначальном уровне, необходимо либо выплачивать ему дотации, либо снижать качество продукции. Ухудшение качества товара искусственно сокращает дефицит до состояния «квазиравновесия».

[1] Наиболее важными выступают: подоходный налог, налог на прибыль, на имущество и т.д. Широко используются «потоварные налоги»: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, с оборота, акциз. Ставка потоварного налога устанавливается либо в % от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

date image
2015-01-30 views image
1953

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



К потоварным налогам относятся, прежде всего, акцизы. Непосредственными плательщиками таких налогов в государственный бюджет обычно являются продавцы. Ставки налога устанавливаются либо в виде абсолютной суммы (в рублях) с каждой единицы товара, либо в виде определенного процента от цены товара. Считается, что обложение товара налогом является более мягкой формой государственного воздействия, чем фиксирование цены.

Обратимся к рис. 10.2. До введения налога взаимодействие рыночного спроса (D) и рыночного предложения (S1) обуславливало равновесную цену Р1 и равновесный объем продаж Q1.


Рис. 10. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцами

Допустим, государство установило налог на данный товар в сумме Т рублей за каждую продаваемую единицу. Сначала предположим, что налог в бюджет уплачивают продавцы товара. Поскольку продавцы рассматривают налог как дополнительные затраты, то его введение приведет к тому, что цена предложения для каждого данного объема предложения увеличится на Т. Следовательно, произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, и линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: объем продаж Q2; цена Р + , уплачиваемая покупателем (цена-брутто с включением налога); цена Р - , фактически остающаяся у продавца (цена-нетто без включения налога). Цена, которую платит покупатель, после введения налога оказывается выше первоначальной равновесной цены Р1. Но цена, фактически получаемая продавцом, оказывается ниже первоначальной. Как можно легко понять из рис. 10.2, размер повышения цены-брутто и снижения как цены-нетто, так и продаваемого количества зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Общая сумма поступающих в государственный бюджет налоговых сумм равна площади прямоугольника Р + АВ Р - . Причем, несмотря на то что плательщиками налога выступают продавцы, фактически бремя налога распределилось между продавцами и покупателями. Действительно, если до введения налога продавец за каждую проданную единицу товара получал цену Р1, а после введения налога ̶ Р - , то он ощущает бремя налога именно как размер снижения реально получаемой им цены. В свою очередь, покупатель ощущает бремя налога как размер повышения уплачиваемой им цены – с Р1 до Р + . Из рис. 10.2 видно, что распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. И наоборот, чем меньше наклон линии спроса и чем больше наклон линии предложения, тем меньшая часть налога ложится на потребителей и тем большая часть налога ложится на производителей.

Еще одним важным моментом является то, как после введения налога изменяется общественная выгода. Вспомним, что общественная выгода возникает в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка, а ее величина характеризуется суммой излишков покупателей и продавцов. Из рисунка 10.2 видно, что в результате введения налога излишек покупателей сократился на величину площади фигуры Р1ЕА Р + , а излишек продавцов – на Р1ЕВР - . Часть этих потерь покупателей и продавцов, величиной Р + АВ Р - , поступила в бюджет и должна в принципе использоваться на благо тех же покупателей и продавцов. А вот другая часть потерь, величиной АВЕ, не компенсируется ничем. Она представляет собой читые потери общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом[35].

Можно представить ситуацию, когда потоварный налог уплачивается не продавцами, а покупателями. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 10.3). Действительно, после введения налога новая цена спроса покупателя для любого количества продукта будет меньше на величину налога, поскольку прежняя цена спроса представляет собой максимальную величину, которую покупатель готов заплатить за данное количество (включая и уплату налога).





Рис. 10.3. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого покупателями

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, а также цены Р + и Р - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, с точки зрения изменения рыночных результатов и фактического распределения налогового бремени не имеет значения, кто – продавец или покупатель – является непосредственным плательщиком потоварного налога.

Теперь рассмотрим государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций. Дотация – это своего рода «налог наоборот» (со знаком минус). Потоварная дотация устанавливается либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара, либо как процент от цены товара. Обычно потоварные дотации получают продавцы, хотя не исключены и случаи выплаты потоварных дотаций потребителям.

Обратимся к рис. 10.4. Допустим взаимодействие линий спроса и предложения обуславливает равновесный объем продаж Q1 и равновесную цену Р1. Затем государство вводит дотации производителям данного товара в размере в расчете на единицу продукции V. В результате цена предложения для каждого данного объема снизится на величину дотации, что приведет к сдвигу линии предложения в положение S1. Новая линия предложения при взаимодействии со спросом генерирует новый равновесный объем продаж Q2, больший прежнего Q1. Цена Р - , уплачиваемая покупателями после введения дотации, ниже прежней равновесной цены Р1, а цена Р + , фактически получаемая продавцами, выше прежней равновесной цены.


Рис. 10.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, уплачиваемой продавцами

Также, как и в случае с потоварным налогом степень изменения объема продаж и цен покупателя и продавца в результате введения дотации, а также фактическое распределение дотации между покупателями и продавцами зависят от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Ранее было показано, как введение налога приводит к чистым потерям общества. Казалось бы, поскольку дотация – это налог наоборот, то ее введение должно вести к чистому общественному выигрышу. Но в действительности введение дотации также ведет к чистым потерям. Как видно из рис. 10.4, после введения дотации излишек потребителей возрос на величину площади трапеции Р1ЕLP - , а излишек производителей возрос на величину площади Р1ЕКP + . Следовательно, суммарный излишек возрос на величину площади фигуры P + КЕLP - . Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника P + КLP - и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника EKL. Эта величина и представляет чистые потери общества, вызванные перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет ценовая политика государства?

2. Когда целесообразно прямое вмешательство государства в действующие цены?

3. Как осуществляется косвенное регулирование цен?

4. Может ли возникнуть дефицит при установлении нижнего придела цены?

5. Можно ли утверждать, что тяжесть акцизного налога полностью ложится на покупателей продукта?

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.

Самым мягким и «цивилизованным» средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами (рис. 9.8).


Рис. 9.8. Воздействие потоварного налога на рыночное равновесие


Рис. 9.9. Распределение налогового бремени между продавцом и покупателем

Если предложение эластично – большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – на производителей. Объясняется это следующим. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара, в случае неэластичного предложения переключение ресурсов происходит медленнее.

В случае введения дотации равновесный объем рынка расширяется, цена, фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается (рис. 9.10).


Рис. 9.10. Результат введения дотации

Воздействие государства на рыночное равновесие посредством введения фиксированных цен может привести к возникновению дефицита или избыточного предложения (рис. 9.11).


Рис. 9.11. Введение фиксированных цен

Наличие рыночного равновесия связано с существованием понятий излишек потребителя и излишек производителя (рис. 9.12).


Рис. 9.12. Излишек потребителя и излишек производителя

Излишек потребителя – разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил.

Излишек производителя – разность между суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.

Введение налогов уменьшает величину излишков и покупателей и продавцов. Кроме того, возникают чистые потери общества – потери излишков производителя и (или) потребителя, не скомпенсированные ничьей прибылью или поступлениями в бюджет государства (рис. 9.8).

Излишек потребителя до введения налога равен площади АР 1Е 1, после введения налога – АР + Е 2. Излишек продавца: до введения налога – В 1Р 1Е 1, после введения налога – В 1Р = С. При этом потери потребителя составят Р? + Е 2Е 1Р 1, потери продавца – Р 1Е 1СР = , чистые потери общества – Е 2Е 1С.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Игровое, рыночное поле:

Игровое, рыночное поле: На рыночном поле отображается информация по каждому из сегментов рынка, с фиксацией результатов каждого хода.Каждый сегмент рынка в бизнес-версии и каждая ценная бумага в биржевой версии игры имеют определенные показатели («Емкость рынка»,

5. Рыночное равновесие

5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

§ 1 Рыночное саморегулирование

§ 1 Рыночное саморегулирование Как действует «невидимая рука» рынкаСамое, пожалуй, неожиданное состоит в том, что в свободном рыночном хозяйстве нет тех людей и организаций, которые бы упорядочивали микроэкономику в целом. Более того, поскольку такая экономика

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• спрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса;• предложение товара и его кривая;• рыночное

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• роль и значение для развития экономики экономического равновесия;• теории макроэкономического равновесия;• роль государства в

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Данная глава дает представление о концепции рыночного равновесия, и о том, почему будет существовать недостаток или избыток товаров и услуг, если рынок не находится в равновесии; как в результате взаимодействия спроса и предложения

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же

РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Рыночное ценообразование – это процесс оценки размера оплаты по рыночным ставкам для сопоставимых работ; по сути дела, это внешний бенчмаркинг (сравнение с внешним эталоном). Строго говоря, рыночное ценообразование не является процессом оценки

Рыночное тестирование

Рыночное тестирование Метод рыночного тестирования предполагает продажу товара в нескольких считающихся репрезентативными географических регионах для выяснения реакции потребителей, с последующим проецированием полученных данных на весь рынок в целом. Нередко

Читайте также: