Влияние акцизов на рынок алкогольной продукции

Опубликовано: 11.05.2024

Эксперт назвал последствия роста акцизов на алкогольную продукцию

Согласно информации, с 2020 года в Азербайджане предполагается ввести акцизный сбор на производство слабоалкогольных напитков в размере 0,4 маната за литр, а также акцизный налог на питьевой спирт, водку, крепленые напитки и ликеры с 2 до 3,2 маната за литр, коньяка – с 6 до 3,2 маната за литр, шампанского – с 2,5 до 2,6 маната за литр, вина – с 0,1 до 0,2 маната за литр, пиво — с 0,2 до 0,5 маната за литр, алкогольных энергетических напитков – с 2 до 2,1 маната, безалкогольных энергетических напитков – с 3 до 3,1 маната.

Потребление алкоголя населением, как мы знаем, всегда зависело напрямую от экономических переменных. Экономист Тогрул Велиев дал пояснение касаемо данной темы.

- По-вашему, является ли повышение акцизов необходимой мерой? Каковы могут быть последствия?

- По-моему, в целом, в настоящее время повышение тех или иных ставок не является необходимым. Так как это приводит к повышению цен, от которого и так в настоящее время страдает население (несмотря на официальные заявления о двух-трехпроцентной инфляции, по альтернативным подсчетам ее уровень составляет семь процентов). Конечно, в отношении акцизов, люди думают немного иначе. Так как акцизы применяются к тем товарам, повышение цен на которые не приводит к недовольствам. Тем не менее, стоит понимать, что эти товары тоже массово потребляются, и поэтому правительству придется столкнуться с несколькими последствиями. Основным среди них, конечно же, будет рост теневого или неучтенного рынка.


- Насколько высока доля теневого рынка алкоголя в Азербайджане? Приведет ли повышение акцизов к его расширению?

- Как я уже отметил, в наших условиях рост любых ставок приводит к повышению теневого рынка. В стране и так существуют значительные проблемы с теневым рынком. Долгое время значительная часть экономики страны находилась в тени. Лишь последние меры по изменению Налогового Кодекса привели к тому, что теневой рынок стал постепенно сокращаться. В особенности это было связано с алкогольным рынком. Ранее тут требовалось значительное число различных сертификатов и лицензий. После ее отмены продажа стала относительно легализовываться. Отмена данных мер была в определенной степени совмещена с повышением акцизов. Поэтому повышение акцизов прошло относительно незаметно для массового потребителя.

Сейчас же, с другими мерами правительства, а также по совместительству с контрольными функциями госорганов, стоит ожидать относительно резкого роста цен на алкогольную продукцию (тут и система медицинского страхования, и платежи за акцизные марки, сами акцизы и многое другое). Это приведет к падению спроса. С другой стороны, алкоголь и сигареты – это такой вид продукции, который потребляется вне зависимости от его цены. К примеру, несмотря на относительно значительный рост цен на алкогольную продукцию (средние цены по данным Госкомстата возросли в 2-2,5 раза), в последние 5 лет потребление алкоголя по официальным данным даже росло.

Если цель акцизов обычно состоит в стимулировании политики отказа от алкоголя, то она не приводит к результатам. В свое время, в 2016 году правительство постаралось полностью обелить данный рынок путем ввода безналичных платежей. Как итог, это привело к фактическому коллапсу отрасли и росту доли теневого рынка. По нашим подсчетам, за последние 5 лет доля теневого рынка достигла максимума именно в 2016 году.

По поводу доли теневого рынка, то его довольно сложно обозначить. Если судить по косвенным данным, то его доля может составлять от 20-30% в пиве до 50-60% в водке (в зависимости от видов и т. д.).

- С 2017 года наше государство добилось больших успехов в обелении и увеличило сбор налогов с подакцизного сектора. Повышение акциза обязательно приведет к обратному эффекту. Что вы можете сказать по данному поводу?

- По большей части основной целью данного маневра является увеличение доходов бюджета. Логично предположить, что за период с 2017 года удалось обелить значительную часть рынка (во всяком случае, по пиву и вину, и даже в сфере производства водки были достигнуты определенные успехи). Во всяком случае, в сфере импорта были достигнуты значительные успехи. Но в результате определенных мер (как отмены многочисленных разрешительных мер, так и девальвации), импорт алкогольной продукции в страну снизился, и в итоге увеличилась доля местной продукции. Согласно прогнозам Министерства финансов, если объем импортных акцизов по итогам 2019 года по сравнению с 2018 годом должен вырасти в 2,2 раза, то по итогам 2020 года, он снизится до 300 млн манатов. Данную разницу необходимо компенсировать, учитывая тот факт, что государство стремится получать доходы за счет ненефтяного сектора. А компенсировать за счет увеличения налоговой нагрузки довольно сложно, так как это приведет к росту теневого сектора по всем отраслям экономики.


Поэтому, видимо, было решено повысить акцизы. Правда, одновременно вводят и ряд мер, которые будут способствовать росту контроля за продажей (онлайн-кассы и многое другое). И, по их мнению, данная мера компенсирует потери по линии импорта, и даже даст дополнительные средства в 67 млн манатов. Как итог, в 2020 году планируется собрать акцизов на 1050 млн манатов против 982 млн в 2019 году. Так как в ином случае им стоило просто ожидать роста рынка. А в текущих условиях, когда доходы населения практически не растут, ожидать роста потребления довольно сложно. Поэтому было решено зайти немного с другой стороны. Даже если доля теневого рынка вырастет, поступления все равно сохранятся и даже превысят показатели 2019 года.

Однако, бюджетные поступления далеко не единственный приоритет государства. Рост теневого рынка будет означать рост некачественной контрафактной продукции и, возможно, количество отравлений от некачественной продукции неминуемо возрастет, то есть это станет ударом по здоровью населения.

- Не совсем понятен подход в большом повышении акцизов на пивную продукцию. По-вашему, какой оптимальный путь в этом вопросе?

- С точки зрения налоговых поступлений в бюджет данный шаг понятен, однако необходимо учитывать, что это идет вразрез с мировой практикой регулирования алкогольного сектора. При любом повышении налога на алкогольные напитки, повышение акциза на слабый алкоголь должно быть в меньшем размере, чем на крепкий. Например, данное повышение предполагает повышение акциза на водку на 60%, значит, на пиво и вино повышение должно быть не более чем на 30-40% с текущей ставки. Запрет или повышение цен никогда не оказывали положительного влияния.

К примеру, со следующего года правительство даже намерено ограничить продажу энергетических напитков. Но такие меры без иной поддержки, никогда не оказывали какого-либо влияния на людей. Если предположить, что целью государства является здоровье населения, то оптимальным было бы вместе с повышением акцизов одновременно осуществлять какую-либо просветительскую политику, расширять культурную политику и многое другое, что может отвлечь население от алкоголя или табака. А в противном случае это просто приведет как к росту теневого сектора, так и росту расходов населения. Иных результатов не предвидится.

Напитки со спиртом в составе не относятся к товарам первой необходимости. Алкоголь составляет одну треть рынка напитков, но применяется в определенных ситуациях. По выходным, по праздникам, на мероприятиях и в ресторанах. У человека нет постоянной потребности в употреблении спиртного.

Алкогольная зависимость – это проблема национального масштаба. Чтобы ее регулировать, напитки с содержанием спирта облагаются высокими налогами. Акцизы на алкоголь – это налоги в пользу государства. И чтобы выпить спиртное, потребитель платит из собственного кармана бюджету страны. Не напрямую, но акциз на спирт одна из составляющих стоимости бутылки на прилавке.

Кто платит

Плательщики акциза на спирт – компании, предприниматели и лица, отправляющие алкоголь через таможню. Налог платят производители, использующие этиловый спирт всех разновидностей. Он бывает пищевым, коньячным, винным и виноградным и безводным. Если этиловый спирт применяют для создания лекарственных препаратов, изготовитель платит акциз в том числе.

Обязательств по уплате акциза нет у юридических фирм, продающих товары оптом. Отделы и подразделения таких компаний не становятся участниками налогооблажения.

Ставки акцизов на алкоголь в РФ

За что платит

Экспорт спиртного в таможенной зоне страны облагается акцизом. Это компании, которые занимаются производством, переработкой и импортом спиртного. Но не только продажа и изготовление алкоголя попадает под налог.

Дополняют список ситуаций для возникновения обязательств по выплате акцизов на алкоголь:

  • передача производителем в уставной капитал фирмы спиртной продукции;
  • сбыт конфискованного судом и реализованного алкоголя.

Непосредственно при покупке алкоголя в магазине не возникает акцизного обязательства. Действия с налоговыми обязательствами возникают еще до того, как товар попадает на прилавок.

Акциз на алкогольную продукцию 2018

Стоимость акциза на алкоголь 2018-2020 года

Ежегодно или раз в несколько лет ставка налога на востребованные акцизные товары повышается. Акциз на алкогольную продукцию в 2018 году не отличается от ставки в 2019. Устанавливает акцизы на алкоголь Правительство страны. Обновленная редакция Налогового Кодекса с правками по ставкам выходит 1 января каждого года.

Вид продукции

Размер акциза

2018

2019

2020

418 рублей литр

418 рублей литр

435 рублей литр

107 рублей литр

107 рублей литр

111 рублей литр

Акциз на этиловый спирт 2018 года изменится в 2020 и 2021 годах. В 2019 году ставка акциза на алкоголь 2018 года сохраняется. Планомерное повышение ставки касается популярных категорий спиртных напитков. Акциз на водку самый высокий из всех спиртных напитков и он продолжает расти. Правительство борется с алкогольной зависимостью граждан повышением стоимости алкоголя, увеличивая косвенный налог.

Как считать

Важно правильно рассчитать акциз перед подачей декларации в Налоговую инспекцию. Налогоплательщик самостоятельно ведет учет продукции и обязан сдавать достоверные подсчеты, иначе рискует получить штраф. С помощью формулы разберемся, как считать акциз на алкоголь.

Акциз на алкоголь = Количество продукции в литрах за 1 месяц * Налоговая ставка

Если завод изготовитель выпускает 1 или 5 видов спиртных напитков, он учитывает каждый в отдельности. Расчет будет подан итоговый, но с содержанием всех категорий напитков со спиртом. При выпуске за один отчетный месяц 2019 года 240 литров водки и 380 литров фруктового вина изготовитель выплатит:

240 * 523 + 380 * 18 = 132 360 рублей

В 2020 году с изменением ставки на этиловый спирт тот же завод с теми же самыми итогами изготовления заплатит:

240 * 544 + 380 * 19 = 137 780 рублей

Стоимость акцизов на алкоголь из-за повышения ставки составит 5 420 рублей. Для больших корпораций подобные увеличения в налогах не спровоцируют трудности. Вовремя проведенная оптимизация поможет продолжить развитие бизнеса. Глобально, увеличение налога на алкоголь преследует благую цель – защита здоровья граждан. Спирт увеличивается в цене и бьет по карману потребителей.

Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Порядок и срок уплаты

Налогоплательщик подает декларацию ежемесячно до 25 числа. На фактически реализованный товар. Оплачивает единовременно или авансовым и окончательным платежом. Акцизную пошлину вносит до 25 числа следующего отчетного периода, аванс оплачивает до 15 числа текущего месяца. При экспорте и импорте алкоголя пошлина на акцизы оплачивается в следующем налоговом периоде.

Ставка акциза на алкоголь 2018

Новые акцизные марки на алкоголь

Контролирует количество проданных бутылок спиртных напитков Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По акцизной марке, приклеенной на бутылку, государство ведет учет налогов и товаров. Марка акциза на алкоголе – это отчетный документ. ЕГАИС тестируется с 2005 года и до 1 января 2019 года изготовители закупали акцизы старого образца. Марки учитывались сериями, не было привязки к количеству бутылок и по одной марке проводилось 2 и 3 покупки. Новые акцизные марки на алкоголь в 2018 году запустили в работу с 1 января 2019.

Купить марки старого образца уже нельзя. Изготовители вправе пользоваться закупленными ранее марками пока они не закончатся. Новые акцизы содержат уникальный штрих код, который позволяет учитывать бутылки помарочно. После покупки алкоголя с маркой нового образца информация автоматически загружается в ЕГАИС. Провести повторную покупку по такой марке не получится.

Новые акцизные марки на алкоголь 2018 и 2019

Ответственность и штрафы

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией грозят административной и уголовной ответственностью. Меры воздействия зависят от того, кто совершил преступление и какой тяжести. Если алкоголь незаконно продает физическое лицо, его штрафуют на 30-50 тысяч рублей и конфискуют товар. Аналогичные действия предпринимателя или крестьянского хозяйства штрафуют на 100-200 тысяч с конфискацией.

Отсутствие у продавца лицензии на алкогольную продукцию карается административным штрафом. Для должностных лиц штраф 500 тысяч-1 млн. рублей и конфискация товара. За нарушение лицензионных требований юридическое лицо заплатит 100-150 тысяч рублей.

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией

На территории России запрещено продавать алкоголь после установленного времени. В разных регионах вводят разные ограничения времени. В праздничные дни введен полный запрет на покупку алкоголя. Регионы дополняют список праздничных дней, но общероссийские дни следующие:

  1. 1 сентября.
  2. День последнего звонка и выпускного.
  3. 1 июня.
  4. 27 июня.

Несоблюдение запрета карается административным штрафом. Для организаций до 40 тысяч рублей, для должностных лиц до 4 тысяч и для граждан до 2 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает за продажу спиртного физическим лицом несовершеннолетнему гражданину. 2 меры пресечения: штраф 50-80 тысяч и привлечение к оплачиваемому труду на 12 месяцев. Такое же наказание грозит человеку за неоднократную незаконную продажу алкоголя.

Если алкоголь продавала организованная группа на сумму выше 1 млн. рублей, им грозит:

  • заключение до 5 лет;
  • привлечение к труду до 5 лет;
  • штраф 3-4 млн. рублей.

Компания, которая незаконно изготовила и продала спиртное свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 млн., штрафуется на 2-3 млн. рублей. Вместо штрафа назначают принудительные работы или заключение на 3 года.

  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ПРИЕМА ОБРАЩЕНИЙ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • РЕЕСТРЫ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
  • БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
  • ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
  • СТОПКОРОНАВИРУС.РФ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ


На итоговой коллегии Росалкогольрегулирования подвели итоги 2020 года и обозначили цели на ‎‎2021 год‎

27 апреля формате видеоконференции состоялось заседание итоговой коллегии Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, посвященное итогам деятельности ведомства за 2020 год и основным задачам на 2021 год.

Выступая с докладом, статс-секретарь-заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов сообщил, что все поставленные на 2020 год задачи Росалкогольрегулированием выполнены. Он подчеркнул, что поступление в бюджет акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за прошлый год составило более 380 млрд рублей, что на 9 млрд рублей превышает показатель 2019 года. Отдельно была отмечена плодотворная работа ведомства на рынке пива, поступление акцизов от которого выросло на 7%, достигнув максимального значения за последние пять лет.

Кроме этого Алексей Сазанов рассказал о проведенной работе по централизации в Росалкогольрегулировании госуслуги по выдаче федеральных специальных и акцизных марок, что позволило, в том числе, значительно снизить административную нагрузку на бизнес. Замминистра также сообщил, что в результате реализации механизма «регуляторной гильотины» количество нормативных актов, регулирующих отрасль, сократилось более чем в 5 раз: «теперь их 30 вместо 150, которые были ранее», - уточнил он.

Обозначая главные задачи, стоящие перед Росалкогольрегулированием на 2021 год, Алексей Сазанов предложил запустить совместного с Федеральной таможенной службой эксперимент по маркировке импортного алкоголя на территории России. Помимо этого были озвучены поручения по совершенствованию электронного обеспечения предоставления госуслуги по лицензированию производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также запуску пилотного проекта «цифровая розница», который позволит упростить процедуру получения лицензии для розничных торговых точек.

Глава Росалкогольрегулирования Игорь Алёшин в своем выступлении напомнил, что 2020 год прошел под знаком пандемии, которая также не обошла стороной алкогольный рынок. В связи с закрытием в течение нескольких месяцев предприятий общественного питания, продажи маркируемой продукции в этом сегменте снизились на 35%, однако последствия локдауна были частично компенсированы путем автоматического продления лицензий, срок действия которых истекал в 2020 году. В период действия ограничительных мер в 2020 году в Росалкогольрегулировании также отказались от проведения очных плановых и внеплановых проверок: в рамках оказания услуг по лицензированию использовались дистанционные способы контроля.

В 2020 году Росалкогольрегулированием было проведено 6,4 тысячи контрольных мероприятий, в том числе более 4 тысяч проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в пивном сегменте рынка. В ходе указанных проверок был заблокирован незаконный оборот более 7,9 млн дал напитков брожения. Во взаимодействии с представителями правоохранительных органов в 2020 году было полностью ‎ликвидировано 107 нелегальных производств этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей ‎продукции. На ответственное хранение вывезено 368 ‎единиц основного технологического оборудования, в том числе 67 линий розлива. Изъято 19,9 ‎млн литров сырья и готовой продукции, а также 209 единиц транспорта, перевозившего нелегальный алкоголь.

В отношении блокировки интернет-ресурсов, незаконно торгующих алкогольной продукцией, Игорь Алёшин сообщил, что в 2020 году ведомством было принято порядка 5,6 тысяч таких решений, по которым владельцы 3 тысяч сайтов устранили соответствующие нарушения.


2 июля 2013 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект об индексации ставок акцизов в 2014-2016 годах (проект федерального закона "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", далее — законопроект). Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 297819-6 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=297819-6).
Рост акцизов затронет многие товары, а существенный — табачную продукцию.

Повышение акцизов на табак — спасение или угроза для нации?

Уровень курения в России крайне высок. По оценке Министерства здравоохранения Российской Федерации, в России от болезней, связанных с курением (как правило, от раковых и сердечно-сосудистых заболеваний), ежегодно преждевременно умирает около 350 тыс. человек.

Целью повышения акцизов на табачную продукцию является противодействие курению. Одним из самых действенных инструментов государственной политики в борьбе с ним, как на международном, так и на государственном уровне считаются меры, влияющие на цену сигарет (акцизы на табачную продукцию, пошлины на сырье, введение минимальной цены за пачку сигарет). Такие меры позволяют предотвратить начало курения, стимулирует курильщиков отказаться от потребления табака вообще или курить меньше.

Планируется, что в 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты будет проиндексирована на 42% к уровню 2013 года, в 2015 году – на 20% и в 2016 году – на 28% к предыдущему году соответственно. Таким образом, к 2015 году сигареты будут стоить около 110 руб. за пачку, в то время как сегодня средняя рыночная стоимость одной пачки сигарет премиум-класса составляет примерно 50-60 руб. Помимо этого, 21 июня 2013 года, на ежегодном международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава министерства здравоохранения Вероника Скворцова сообщила о планах правительства по повышению акцизных ставок на табачные изделия, где цена сигарет может стоить около 220 руб. за пачку.

По данным ФОМ более половины респондентов (47%) положительно относятся к предложению повысить цены на сигареты, при этом 36% - отрицательно, а 17% затруднились ответить на заданный вопрос. 1

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что индексация акцизов производится в рамках реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, а также с учетом необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию с государствами-членами Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация). Хотя ставки акцизов на сигареты в этих странах в текущем году за 1 тыс. штук составляют: в Беларуси — 5,9 евро, в Казахстане — 7,8 евро, в Российской Федерации — 24,8 евро (Директива Совета Европейского Союза 92/79/ЕЭС от 19 октября 1992 г. о сближении налогообложения сигарет и Директива Совета и Директива Совета Европейского Союза 92/80 ЕЭС от 19 октября 1992 г. о сближении налогообложения на переработанный табак, иной, чем сигареты).

При этом по размеру акцизов Россия отстает от стран с хорошо развитой экономикой. В большинстве европейских стран акциз на табак достигает 66% средневзвешенной рыночной цены. Например, в Болгарии и Румынии акциз составляет 64%, а к 2020 году он может вырасти еще. В Германии самая дешевая пачка сигарет стоит около 5 евро (или 215 руб.), в Ирландии около 6 евро (260 руб.), а в Болгарии — 3 (130 руб.).

Российский бюджет получает всего 0,5% своих доходов от табака, в то время как, например, в Турции – 10%. Поэтому, сигареты в России дешевле не только по сравнению со странами с хорошо развитой экономикой, они намного дешевле, чем в развивающихся странах (Турции, Таиланде и Грузии).

Тем не менее государство может не получить дополнительные поступления в свой бюджет от роста акцизов на табак, что приведет к его дефициту. "Речь идет о существенных суммах. В Турции, к примеру, после роста цен на сигареты и увеличения доли нелегального рынка до 16% сумма недополученных налогов оценивалась в $ 2,8 млрд. Для России каждый процент рынка, уходящий "в тень", будет означать около 3,4 млрд рублей потери для бюджета. Причем стоимость этого процента будет расти – в 2014 году она составит уже 4 млрд, а в 2015 – 4,6 млрд рублей", - отмечает Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия".

В России сигареты подорожают постепенно.

Министерство финансов Российской Федерации предлагает устанавливать ставки акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра. Согласно проекту документа "Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", для разных временных периодов установлены следующие ставки акциза на сигареты (таблица).

Таблица. Ставки акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра

Период Ставка акциза за 1000 штук, руб. Расчетная стоимость, исчисляемая исходя из максимальной розничной цены за 1000 штук
С 1 января по 30 июня 2012 года 360 + 7,5%, но не менее 460 руб.
С 1 июля по 31 декабря 2012 года 390 + 7,5%, но не менее 510 руб.
С 1 января по 31 декабря 2013 года 550 + 8%, но не менее 730 руб.
С 1 января по 31 декабря 2014 года 800 + 8,5%, но не менее 1040 руб.
С 1 января
по 31 декабря 2015 года
960 + 9%, но не менее 1250 руб.
С 1 января
по 31 декабря 2016 года
1200 + 9,5%, но не менее 1600 руб.

Рост акцизов значительно поднимет цену сигарет. "Повышение розничных цен на сигареты за счет роста акциза отразится на потребителях. Согласно различным исследованиям, если затраты на сигареты превышают 8% ежедневного располагаемого дохода, покупатель потенциально готов перейти на более дешевый продукт. В некоторых случаях это более бюджетные марки, но так как в России около 60% курильщиков выбирают недорогие сигареты и сигареты эконом-сегмента, то альтернативой для желающих сэкономить может стать нелегальная табачная продукция", - полагает Александр Лютый.

А высокая цена скорее всего приведет к тому, что рынок табачной продукции превратится в "черный". "Как показывает международный опыт, в странах, где был отмечен резкий рост акцизов и, как следствие, увеличение стоимости сигарет, существенная доля табачного рынка уходила "в тень". При этом снижение потребления табака в этих странах не было столь значительным", - отмечают в "БАТ Россия".

Наибольший процент периодических курильщиков в России, по данным последнего Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) 2 , был выявлен среди школьников в возрасте от 15 до 18 лет (8,7 %). Они будут вынуждены покупать дешевые либо "нелегальные" сигареты, таким образом нанося вред своему здоровью и "подпитывая" теневой рынок табака.

Тем не менее, мнение экспертов является отличным от выработанных Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака принципов. Так, согласно ст. 6 этой конвенции стороны признают, что ценовые и налоговые меры являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака различными группами населения, особенно молодежью.

В 2009 году Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (Russian Longitudinal Monitoring Survey) установила зависимость между ценой и числом ежедневно выкуриваемых сигарет: чем выше цена, тем меньше спрос на них и наоборот. Данная зависимость характеризует реакцию курильщиков на изменение цен, а с другой - подтверждает необходимость существенного повышения акцизов на табак, так как незначительное повышение не окажет должного эффекта.

Эксперты полагают, что для предотвращения возможного ухода табачной продукции в "тень" необходимо увеличивать акцизы на табак так, чтобы они соответствовали покупательской способности населения страны. Например, поэтапно.

Предполагается, что повышение акцизов на сигареты приведет к тому, что, во-первых, произойдет снижение спроса на табачную продукцию, как следствие уменьшение объема собранных средств в государственный бюджет, что повлияет на программу лечения никотиновой зависимости, ведь полученные заболевания нужно лечить вне зависимости от того, сколько курильщиков останется в стране. Во-вторых, следует ожидать рост заболеваний, вызванных употреблением некачественного табака, а, следовательно, и средств на их лечение понадобится больше.

Основные заболевания, к которым приводит курение, - это болезни органов дыхания, эмфизема легких, хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, инфаркт, язвенные и онкологические заболевания. Расходы на лечение заболеваний, спровоцированных курением, обходятся дорого и самому курильщику, и государству (если он лечится не за свой счет). Так, из доклада Общественной палаты Российской Федерации "Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления" следует, что в России, каждый 14-й рубль при оказании госпитальной помощи затрачивается на лечение заболеваний, связанных с курением.

Таким образом, рост акцизов на табачную продукцию приведет, как минимум, к необходимости решать ряд задач по:

  • сохранению уровня жизни и здоровья населения;
  • увеличению поступлений в государственный бюджет;
  • предотвращению роста "черного" рынка в России.

Материалы по теме:

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

Мнение: Зачем Веронике Скворцовой повышение акцизов на алкоголь

Если верить министру здравоохранения, Россия одержала сокрушительную победу над пьянством. Чтобы закрепить успех, Вероника Скворцова предлагает повысить цены на алкоголь за счет увеличения акцизов. Есть подозрения, что это приведет к противоположному эффекту.

Идею Скворцовой сложно связать с заботой о здоровье нации, но она легко вяжется с борьбой за сохранение министерского кресла после выборов. Руководитель Минздрава Вероника Скворцова считает, что потребление алкоголя в России сократилось в пять раз за последние пять-семь лет. Такое заявление она сделала на прошедшем в Москве Гайдаровском форуме.

Слова министра вызвали недоумение у многих экспертов, которые безуспешно попытались подтвердить их данными Росстата. Согласно официальной статистике, в 2012 году в России было выпущено 97,7 млн дкл водки. В последующие пару лет наблюдался спад производства, но постепенно объемы выпуска «беленькой» восстанавливаются до прежних значений. В 2016 производство водки выросло на 16%, в январе-ноябре 2017-го – еще на 10% (итоговой статистики за минувший год пока нет). Сложно представить, что в непростой экономической ситуации ликероводочные заводы работают на склад.

В подтверждение этому Росалкогольрегулирование сообщило, что розничные продажи водки в России в 2017 году выросли на 2,5% и составили 72,22 млн дкл. Может показаться, что россияне снова стали больше пить, но в реальности это не так. Статистика зафиксировала снижение производства и продажи крепкого алкоголя одновременно с резким падением реальных доходов населения в 2014-2015 годах. «Поллитра» для многих стала слишком дорогой, а потому регулярные потребители стали переключаться на нелегальную водку и суррогаты. Именно в этот период по стране прокатилась волна массовых смертей от паленой водки и спиртосодержащих жидкостей.

Случай в Иркутской области, когда в больницах оказались более 1,2 тыс. человек, 40 из которых не удалось спасти – верхушка айсберга отравлений некачественным алкоголем. Череду таких происшествий нельзя назвать неожиданной. Именно по этой причине еще в конце 2014 года правительство решило снизить минимальную розничную цену водки с 220 до 190 рублей. Но сегодня, на фоне дальнейшего снижения реальных доходов россиян, Минздрав предлагает увеличивать акцизы на алкоголь с опережением инфляции. Повышение должно коснуться абсолютно всех напитков, что не даст потребителям стимула пить вино вместо водки, а подтолкнет их к покупкам спиртного у продавцов-нелегалов.

В Минздраве могут возразить, что в рамках «Стратегии формирования здорового образа жизни до 2025 года» предполагается не только увеличить акцизы на алкоголь, но и усилить борьбу с производством и продажей «левой» продукции. Однако опыт борьбы государства с нелегальной торговлей алкоголем через интернет дает повод сомневаться в успешности такой стратегии. Как писала ранее «Наша Версия», вопреки запрету десятилетней давности, сегодня в сети действует несколько тысяч «алкомаркетов», совокупный годовой оборот которых может достигать 10 млрд рублей.

Вопреки всему этому Вероника Скворцова заявляет, что снижение доступности легального алкоголя приведет к сокращению масштабов пьянства и связанных с ним заболеваний. В таких случаях чиновники любят ссылаться на положительный опыт иностранных государств. Однако в Европе и США существенное повышение цен на крепкий алкоголь сопровождалось ростом, а не падением уровня жизни населения. Глава Минздрава не может об этом не знать, поэтому стоит поискать скрытую причину ее инициативы по повышению акцизов.

После президентских выборов марте 2018 года правительству прочат масштабное обновление. Главной проблемой руководства страны станет дефицит бюджета и антироссийские санкции со стороны Запада. На этом фоне чиновники соревнуются в предложениях по наполнению государственной казны, ведь это главный способ продемонстрировать свою необходимость в новом составе кабинета. По всей видимости, результатами, связанными непосредственно со здравоохранением, Вероника Скворцова похвастаться не может.

Автор: Алексей Привалов, Версия

Как сообщалось ранее, глава российского здравоохранительного ведомства Вероника Скворцова на деловом завтраке в рамках Гайдаровского форума 2018 года в РАНХиГС отметила, что за последние пять лет в России удалось на 80% снизить потребление алкоголя. Подробнее читайте: Глава Минздрава РФ: В России потребление алкоголя снизилось на 80%.

Читайте также: