Владелец двора в московской руси свободный от налогов

Опубликовано: 15.05.2024

крупный землевладелец на Руси

Альтернативные описания

• в Древней Руси и Московском государстве — старший дружинник, советник князя

• в Московской Руси: крупный землевладелец, представитель высшего управляющего слоя

• в России до начала XVIII века: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса

• думец при Иване Грозном

• землевладелец в России (XVIII в.)

• лермонтовский Орша по сословной принадлежности

• на Руси сословие, титул

• представитель высшего сословия феодалов на Руси IX—XVII вв.

• титул лермонтовского Орши из одноименной поэмы

• феодал при Грозном

• феодал при Годунове

• знатный дворянин на Руси

• Шурик в устах Иоанна Грозного

• феодал при Иване Грозном

• Шурик для Иоанна Грозного

• звание в Московской Руси

• «думец» эпохи Ивана Грозного

• обращение Иоанна Грозного к Шурику

• высший чин служилых людей (на Руси конца 15 в. – начала 18 в.)

• крупный феодал на Руси

• «здрав будь, . » (Шурик и Грозный)

• Представитель высшего сословия феодалов на Руси 9-17 вв.

• В древней и средневековой Руси: крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса

• В Московской Руси : крупный землевладелец, представитель высшего управляющего слоя

• "Думец" при Иване Грозном

• "Думец" эпохи Ивана Грозного

• "Здрав будь, . " (Шурик и Грозный)

• "Здрав будь, . " (тост Яковлева в роли Ивана Грозного)

• лишился бороды при Петре 1

• м. боярыня ж. ныне барин, барыня. (От бой, бить, воевода? от болярин, болеть по ком, заботиться? от болий, большак?) боярами знаться ума набраться (греха не обобраться). Боярин и в рубище не брат. Такой-сякой боярин, а все не мужик. Всяк боярин свою милость хвалит. Пропали наши головы за боярами голыми. Встарь это был жалованный сан: вельможа, знатнейшее сословие в государстве; ближний боярин, комнатный, что ныне камер-, приближенный к царю. Введенный боярин, дворцовый судья, род канцлера. Боярин путный или с путем, которому с городов или волостей назначались особые доходы. Бояре свойственные, состоявшие в родстве с царицей, в свойстве с царем. пенз. говор. бояр, вместо боярин; в новорос. бояр, молдавский, валашский дворянин; бояринош, бессарабское дворянин низшей степени, личный. Бояре, на свадьбах, все гости, все поезжане, а молодые: князь и княгиня. На свадьбе все бояре. Свадебный боярин, шуточн. то же что калиф на час. Старший или большой боярин, свадебн. старший дружка женихов, распорядитель и речистый балагур; вообще, большие бояре, жениховы дружки или шаферы, малые, невестины. Малым боярином называют и помощника большого, поддружья. Бояры мн. пск. вечер у жениха во время девишника, прощальный вечер, канун свадьбы; и гости эти, одна холостежь, мужчины, зовутся боярами. Боярынаш, бессарабск. люди, не происходящие от дворянского сословия, но достигшие низших молдавских чинов, дающих некоторые боярския права (Грот). Бояринушко и боярынька, ласкательное, любовное умаление. Боярченок м. барченок, барчук, барча. Боярок м. боярка ж. пск. обедневший дворянин, проживающий где в людях; приживатель. Боярка, зап. старшая дружка невесты. Ягода боярышника. Шапка, опушенная мехом, носимая мужчинами и женщинами (Наумов). Боярич, боярышня, дети боярина, барич и барышня. Бояринов, боярынин, им принадлежащий; боярский, барский, относящийся до боярина. Без правды боярской царь Бога прогневит. Умысел боярский, да разум крестьянский. боярский двор ворота широки, да вон узки, о кабале. Неволя, неволя боярский двор: походя поешь, стоя выспишься. Охота, боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят. Вселился черт в боярский двор. Не тяга, сын боярский, нетяглый, не работник. По милости боярской, сам себе Пожарский. Боярские дети, стар. сословие мелких дворян, обязанных военною службою. Боярская спесь, барская спесь, растение татарское мыло, огненный цветок, Lychnis chalcedonica. Барская снить, растение Bupeurum. Бояроватый, приемами своими подобный боярину, важный, величавый. Боярство ср. барство, боярское состояние, быт, звание, достоинство; собрание людей этого звания. Иное боярство хуже пономарства. Боярствовать, управлять, жить боярином. Боярничать, боярить, бояриться, принимать на себя вид барина, желать казаться им. Взбоярился он на меня, вскинулся барином. Добоярился, добоярничал до того, что вотчину продали. Что-то он пыльно забоярничал. Избоярился, избаловался. Набоярничал, напроказил. Отбоярить кого, отделать; отбояриться, отделаться. Побоярничали, будет с нас. Нашего боярина не перебояривать стать. Он прибоярился, приосанился. Пробоярил вотчину. Разбоярился, расходился. Сбоярить с кого спесь, сбить. Боярщина, бояршина ж. барщина, тяга, панщина, половниковая работа на помещика, владельца. Боярышник, кустовое ягодное деревцо Crataegus; Сrataegus oxyacantha et monogyna, боярка, глод, барыня, глудина, глог, талоно; Сrataegus melanocarpa, черный глод; Сrataegus pyracantha, чашковое дерево, мушмула; Сrataegus sanguinea, боярышник горный, сибирский. Белый боярышник, Pyrus aria, мучное дерево. Хорош боярышник, да не перед боярским крыльцом. Боярышница стар. мотылек, бабочка; цветистая стрекоза, зеленый коромысел

• представитель высшего сословия феодалов на Руси IX—XVII вв

Тяглом называлась система натуральных и денежных повинностей, которые лежали как на крестьянах, так и на посадских людях. Несущий тягло назывался тяглым крестьянином. В чем особенности этого налогообложения, как оно применялось и контролировалось в Русском государстве XV-XVIII вв.? Чем занимались тягловые люди и как они выплачивали свою «тягость? На эти и другие вопросы ответим в этой статье.

Как это выглядело?

Слово «тягло» фактически было калькой с древнегреческого слова, обозначавшего «общественную нужду». До того, как были сформированы полноценные государственные институты и органы местного самоуправления, государство возлагало на своих подданных обязанность несения государственной службы или выполнения иных работ.

Все это в итоге было переведено в юрисдикцию служилых людей, а затем и различных канцелярий. Но на Руси XV-XVIII в. до этого было еще далеко. Молодое Русское государство переняло такой опыт из римской практики. Постоянные контакты с Византийской империей позволяли перенимать не только культуру, но и юридические особенности управления государством.

смотр служилых людей

Кроме того, государство, пережившее вековой гнет Золотой Орды и жуткие времена Смутного времени, находилось на границе нищеты. Страна была невероятно бедной. Еще не было достаточно количества собственных ресурсов, все золото и серебро поступало в казну из-за рубежа. Единственное, что могло сделать молодое государства для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование аппарата – заставить одних людей содержать других.

Именно эта кризисная ситуация и приводит к содержанию государственного аппарата и армии зависимым населением. Так появляется тягловая повинность.

Тягло как государственная служба

Тягловое население делилось на несколько разрядов и две большие категории: городское и сельское. Первые назывались посадскими людьми, вторые – крестьянами.

Все юридически свободное население Руси (в том числе и крестьянство, которое формально считалось свободным до отмены Юрьева дня) было обложено тягловой повинностью.

Тягло можно назвать своеобразным родом службы. Правда, пока служилые люди занимались службой военной и административной, все остальное население занималось службой финансовой. Фактически, именно крестьянство содержало и княжеский двор, и дружину, и весь административный аппарат.

Тягловой повинностью облагался каждый совершеннолетний мужчина: в городах – домохозяин, в сельской местности – черносошный крестьянин. Женщины и дети тягловой повинностью не облагались.

Что же такое тягло?

  • В широком смысле – государственная служба, финансирование княжеского двора, дружины, содержание всего аппарата.
  • В узком смысле – конкретная и обязательная повинность.

Крестьянин, обложенной тягловой повинностью, должен было проживать на государственной земле (это значит, что никакой собственности у него не было). Тягло забирается только с земли государственной, поэтому все служилые люди, занятые войной и административной работой, владеющие собственными посадами, от этого налога были полностью освобождены.

Однако здесь наблюдается интересный юридический казус. Если на земле помещика живет свободный крестьянин, он должен нести тягловую повинность, так как фактически земля государственная, а значит налог он платить обязан. Если же на этой же земле проживает холоп (фактически – раб), то этот холоп освобожден от тягловой повинности, потому что подчиняется непосредственно боярину, которому принадлежит земля, и который сам не платит тяглового налога.

русская слобода

Таким образом, становится понятна привлекательность несвободного состояния в этот период русской истории. Люди продавали себя в холопы именно потому, что разорялись, будучи не в состоянии терпеть тягловую повинность. И эта массовая продажа крестьян своих семей и самих себя в рабство, в итоге, заставила государство холопство отменить.

Категории тяглового населения

У тяглового населения были свои категории, которые по-разному облагались повинностью.

Гости

Считались самой привилегированной частью населения. Но, во-первых, их число строго регламентировалось (по некоторым источником, всего гостей не могло быть больше тридцати человек).

Во-вторых, гости – это иностранные купцы, которым оказывают некоторые почести (в зависимости от дипломатических отношений Русского государства с теми или иными зарубежными державами).

В-третьих, служилая честь гостя защищена: в случае каких-либо неустоек ему положено выплатить 50 рублей.

Стоит сделать важное замечание: «гостями» становились не все зарубежные торговцы, а только те, которых русское государство решило поощрить. Например, за оказание финансовой помощи.

Так что не удивительна эта «квота» по количеству «гостей». Далеко не каждый мог позволить себе крупную помощь чужеземному государству. Зато те, кто становился «гостем», получал массу преимуществ.

У гостей были и другие привилегии. Они могли покупать себе землю, просить справедливости в суде, вызывая к ответу в том числе и служилых людей, состоящих непосредственно на государевой службе. А еще им выдавались жалованные грамоты, где указывались их особенные права. За такие грамоты взималась пошлина в размере 2,5 рублей.

купцы гости

Надо отметить, что купцы в принципе пользовались особенным положением на Руси. Русская власть всячески способствовала развитию торговли, стремилась создать самые выгодные условия для купцов.

Торговый класс подлежал особой защите: за любые оскорбления купеческому люду предусматривались солидные штрафы. А сам процесс торговли был регламентирован до мельчайших подробней.

Несмотря на все преференции, купцам запрещалось торговать, где вздумается: для этого существовали специальные выделенные места. Была и своя сеть внутренних таможен между разными городами, а также на мостах через крупные реки. Проходить такую таможню без лишних проблем могли только гости, обладающие правом свободного разъезда.

Иностранцам, не получившим жалованной грамоты, разъездная торговля внутри страны строго запрещалась. При въезде на территорию Руси купцам приходилось предъявлять весь свой товар, а казна имело право преимущественной покупки (нередко по сниженной цене). Только после этого торговец мог начать торговлю с русскими купцами.

Городское население

Именно этот слой составлял основное тяглое население на Руси, и именно городские жители несли самое тяжелое налоговое бремя. У них не было такого количества льгот, как у гостей, но преимущества все-таки были:

  • Они могли свободно торговать;
  • Они могли заниматься ремеслом;
  • Они могли заниматься любым промыслом.

Для правительства было очень важным, чтобы тяглое городское население не переходило в «белые слободы» — частные дворы, население которых не было обложено тягловой повинностью.

В итоге Соборное уложение запретило создание подобных слобод, а все прежние «белые» земли переходили в собственность государства. Так, в одним момент, все население бывших белых слобод, ушедшее туда от непомерного налога, снова было вынуждено этот налог платить. Беглых тяглецов, стремящихся уйти от повинности, возвращали вне зависимости от того, куда такой беглый подался, даже если он нанимался в холопы.

Городское население было четко организовано. Существовали сотни и слободы. Местным органами управления были выборные головы, причем выбирались они только на один год. Слободские головы занимались административной работой, в частности – управляли финансами поселения.

слобода на руси

Несмотря на выборную форму правления, слободские головы быстро становились достаточно богатыми: за хорошую службу им полагалось не только жалование, но и всяческие подарки от княжеского двора. Например, упоминаются серебряные ковши, отрезы сукна или тафты, в зависимости от личных достижений человека и от прибыльности его слободы.

Впрочем, слободские головы, плохо справляющиеся со своей работой, могли быть наказаны, и наказаны довольно жестоко. Их не только обкладывали дополнительными налогами, но и могли выпороть кнутом.

Еще одни управленцы от слободы – десяцкие – следили за соблюдением винной монополии и общественным порядком, в частности, за курением табака: это было под запретом.

Сельское население

Сельское население занимало довольно большую прослойку всего тяглого народа. Здесь же было огромное количество разрядов, каждый из которых занимался собственным делом. Например, в исторических документах упоминаются половники, серебряники, монастырские дети, соседи и т.д.

Далеко не все категории сельского населения входили в состав тяглого населения. Как уже говорилось, черными людьми, вынужденными нести тягло, были те, кто проживал на государственной земле и был фактически свободным человеком.

То есть отношения между крестьянством и государством выстраивались на основе земельного права, которое регулировалось порядной записью. Если крестьянин был свободным и обрабатывал государственную землю, то он автоматически становился вытным – владельцем выти, с которой нес тягло. Он имел право взять себе в батраки безземельных крестьян, которых в исторических документах называли захребетниками.

тягловое население на руси

Отдельно стоит отметь особый разряд повинного населения – полувытчиков. Сюда входили бобыли (холостые крестьяне, не обзаведшиеся собственным двором) и казаки. Эти категории были «льготниками», они несли только половину тягла (отсюда и характерное название).

Чтобы крестьянин мог сменить одну общину на другую, нужно было придерживаться нескольких строгих правил:

Для черносошных и крепостных крестьян эта возможность была закреплена законодательно, и указан единственный день в году, позволительный для перехода – Юрьев день.

Совершить переход можно было только с одобрения «принимающей» общины, которая решала, будет она брать к себе нового человека, или же нет.

Переходя в другую общину, крестьянин мог либо стать вытным, либо взять землю общины и отрабатывать там свою повинность. Только в этом случае крестьянин нес не тягловую повинность, а оброчную, и должен был работать на общину, которая получала новый источник дохода.

Впоследствии это сложилось в полноценные арендные отношения, которые были зафиксированы в кортомных записях. «Кортомля» — это и есть вид арендных отношений, характерных только для русского древнего права.

Если же вытник собирался покидать одну общину и переходить в другую, своим прежним общинникам он был обязан заплатить откуп. Так что здесь работала точно такая же схема, что была предусмотрена для откупа крестьянина от помещика

  • Черносошные крестьяне, в отличие от холопов и других несвободных людей, изначально имели ряд тех же прав, что и служилые люди.
  • Первый русский Судебник допускает черносошных крестьян к показаниям на суде и приравнивает их слова к словам служилого человека (в том числе боярина или дворянина).
  • А вот второй Судебник это соотношение уже меняет: теперь показания двух боярских детей равны показаниям трех крестьян. И чем дальше, тем сильнее усиливается это неравенство. Для крестьян выделяется отдельный суд – земской и губной, где назначаются крестьянские судьи.

Санкции за отказ от тягловой повинности

Тяжесть тягловой повинности закономерно приводила к тому, что люди всячески старались от нее уклоняться. Итогом этих уклонений стала борьба государства и церкви с «уклонистами» и беглецами.

Например, новгородский архиепископ Феофил предписывал псковским священникам вовремя платить пошлины, грозясь отказать в церковной поддержке.

Грамота Иоакаима указывает размеры штрафа за утайку прибыли, приходских дворов и земли.

Патриарх Адриан грозил священникам лишением сана за утайку доходов.

тягловое население на руси

Свободными от налога были белые церковные земли. С них тягло взималось только в случае крайней нужды: во время крупных войн, эпидемий, неурожаев.
Законным способом избавиться от тягла было только получение жалованной грамоты, но эти грамоты, выдаваемые княжеским или церковным двором, получали только высокородные и сильные лица.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоги — результат развития человеческого общества и пред­ставляют собой способ формирования государственных доходов. Кроме обеспечения доходной части государственного бюджета фис­кальная политика оказывает регулирующее воздействие па эконо­мику. Фискальная политика воздействует на уровень деловой ак­тивности, следовательно, на уровень объема производства, на уро­вень цен посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она используется так же против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так с инфляцией.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление русского централизованного государства
1.1 Экономическое становление
1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю
1.3 Положение крестьян
1.4 Финансовая система на Руси
Глава 2. Налогообложение на Руси
2.1 Исторические тенденции
2.2 Вехи истории налогообложения на Руси
Глава 3. Модернизация поземельных налогов
3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов
3.2 Посошное обложение
3.3 Подворное обложение
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

Глава 2. Налогообложение на Руси

2.1 Исторические тенденции

История налогообложения в России — сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция — периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция — постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату — росту косвенного обложения.

Третья тенденция — постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…»[3].

2.2 Вехи истории налогообложения на Руси

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV—XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги».

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья сами ездили за нею.

Кроме дани налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» взималась за перевоз через реку, «гостиная» пошлина платилась. Нa право иметь склады, «торговая» пошлина давала право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена довольно сложным делом.

Судебная пошлина — «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.

В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В 1480 г. Иван III отменяет уплату «выхода» и приступает к формированию фискальной системы Руси. В качестве главного прямого налога вводятся данные деньги с крестьян и посадских людей. А затем появляются налоги:

• пищальные — для производства пушек;

• сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.

Иван Грозный ввел дополнительные налоги в виде стрелецкой подати (для создания регулярной армии) и полоняничные деньги (для выкупа людей, захваченных и угнанных в плен).

Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе занятых дворами в городах. «Соха» измерялась в четвертях. или четях (около 0,5 десятины), се размер в различных местах был неодинаков. Но словам В. О. Ключевского, нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями. В соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей.

Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земли, а также социального положения владельца. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему Пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

В начале царствования Алексея Михайловича была предпринята попытка увеличить налоговые сборы с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Но как оказалось, в наибольшей степени пострадало беднейшее население, так как оно питалось главным образом рыбой. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась, и возник дефицит основного продукта питания. После соляных бунтов этот налог был отменен и началась работа но упорядочению финансов и фискальной системы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность введения новых налогов приводили к неудачной налоговой политике. Как пишет С. М. Соловьев, в фискальном отношении состояние городов Московского государства напоминает состояние городов Римской империи в период ее падения: чрезмерное налоговое бремя и уклонение от налогов. Первым средством уклонения от налогов был уход в северо-восточную часть Европы и северную Азию. Другим средством, для грамотных .людей — поступление в подьячие. Посадский, перешедший в подьячие, из человека, обязанного кормить других на свой счет, становился человеком, имеющим право кормиться на чужой счет. Третий способ уклонения от податей — закладничество — стремление .людей, имеющих собственное хозяйство, освободиться от тяжелых налоговых повинностей житъ за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсоседниках. Закладничество осуществлялось способом огораживания единым плетнем дворов родственников, включая также бедных чужих людей.[4]

Глава 3. Модернизация поземельных налогов

3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов

Поземельные налоги — группа реальных налогов, по которым объектом налогообложения являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Поземельные налоги были известны в Древнем Египте, Персии, Греции, Риме. Наибольшее значение для формирования доходов государства поземельные налоги имели в средние века. Первоначально выступали в виде натуральных сборов и взимались в зависимости от размера участка или его урожайности. Позднее при обложении поземельными налогами стала учитываться доходность земли, определяемая на основе кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемой при составлении государственного земельного кадастра. Система поземельных налогов окончательно сформировалась в XVII — первой половине XIX в.

Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельными налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж — земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).[5]

3.2 Посошное обложение

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Рис. 2. Взимание налога «с сохи»

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Рис. 3. Соха – основная мера посошного обложения

Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений — писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха — определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть — это часть мыта.

В развитии феодализма в России и странах Европы много общего, но есть и существенные различия. Эти различия проявились и в налогообложении. Причем связи здесь прямые и обратные. Система налогообложения определялась, с одной стороны, властными отношениями, с другой стороны, влияла на развитие общественных отношений. Каковы результаты этого взаимодействия, и какие альтернативы существовали? Рассмотрим этот вопрос на примере становления Московского государства на рубеже XV / XVI вв.

Государство средних веков – это армия плюс налоги. Внешние угрозы требуют мобилизации, для развертывания и содержания армии нужны налоги. Эти факторы сыграли свою роль и в становлении Московского государства. Даннические отношения с Золотой Ордой прошли такой путь: набеги и разорение; сбор дани баскаками и откупщиками; ярлык на великое княжение плюс сбор дани; дань без ярлыка. Начало последнему этапу положил Дмитрий Донской (1359−1389), правление которого знаменует победу Москвы в междоусобной борьбе. После Куликовской битвы дань была уже другая. Выплата дани или, так называемого «выхода», заставляла удельных князей собирать налоги на своей территории, и как-то договариваться между собой. Хотя личные потребности северно-русского князя и его двора, по мнению А.С. Лаппо-Данилевского, удовлетворялись силами и средствами его двора, а не сбором налогов [5, 1]. Тем не менее, появился источник обогащения, а история показывает, что налоги, однажды введенные, редко отменяются. В 1389 г. в договоре между князьями встречается условие: если Бог переменит Орду, то дань идет в собственную казну каждого из договаривающихся князей [6, 14]. Конечно, не налоги явились главным фактором возвышения Москвы, но этому способствовали. Московский князь нес ответственность за сбор и уплату «выхода» Золотой Орде.

Тягло в Московской Руси – это подати, натуральные налоги и повинности неслужилого населения [9, 574]. В удельных княжествах складывается своя система налогообложения. Первоначально преобладала натуральная форма уплаты, к концу XV в. ей на смену приходит денежный оброк. Д.П. Маковский предполагает, «что величина и тип повинностей (оброка) устанавливались писцами, видимо, с учетом «старины», старых повинностей, известной договоренности с крестьянами и степени сопротивления их увеличению оброка» [8, 81]. Члены патриархальных общин, помимо обработки общинных полей, несли и другие повинности трудом для общины, которые были узурпированы государственной властью и феодалами.

Крестьянская среда являла собой пеструю картину. Здесь и свободный хлебопашец, и половники, и бобыли, и другие лица. Крестьян собственников было не так много. В Новгородской земле их называли своеземческими людьми, в Смоленской земле − земцами. Источниками собственности были разработка новых мест и разделы общинных пашен. Количество их постепенно сокращается, в суде было трудно отстоять право собственности. Конфликты возникали часто с монастырями, расширяющими свою деятельность. Чтобы сохранить за собой участок, крестьянину приходилось утверждать, что это земля, хотя и лично им разработанная, или доставшаяся по наследству, является землей Великого князя. (Если он настаивал, что земля его личной собственности, то суд мог склониться в пользу монастыря).

В свое время получила активное обсуждение проблема русской общины. Особенно большой интерес к ней проявляли славянофилы. Существуют разные точки зрения на этот счет. Ряд ученых (Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич и др.) полагают, что крестьянская община порождена государственной властью исключительно в фискальных целях. П.Н.Милюков также создание сельской общины связывал с податной тяглой организацией, необходимой для уплаты дани [2, 17]. А.С. Лаппо-Данилевский прослеживает трансформацию общины в Северной и Южной Руси. Он показывает, что условия формирования общин были разные, даже на территории Северной Руси процесс шел по-разному. Принципы государственного деления, формы собственности оказали свое влияние на процессы образования и трансформации общин. Для выполнения великокняжеских повинностей, сбора «выхода», мелкие общины объединяли в волости. Объединение земель мелких собственников приобретало также форму складничества. Б.Д. Греков считает, что русская община выполняла фискальные функции, поскольку власть не имела достаточного для сбора налогов аппарата не только в Киевское время, но и в более поздние времена [3, 283].

В земледельческой стране основным прямым налогом является земельный налог. Практика налогообложения пришла к идее и способам реализации земельного кадастра. В России своеобразно был решен этот вопрос – посредством описания земель. Переписи населения в целях обложения его данью практиковались еще в XIII в. Ранние переписи совмещались со сбором дани. Сошное письмо учитывает качеству земель и устанавливает различное давление налогов на категории плательщиков (Табл.1).

Таблица 1 Соотношение разрядов земель по уровню налогообложения (в четвертях пашни)

Разряды поземельных владений

В черных волостях

В монастырских вотчинах

В мирских поместьях и вотчинах,

в дворцовых землях

Источник: Лаппо-Данилевский А.С., 2010. С. 226.

Московская соха – счетная единица, используемая для оценки налогоспособности земель и установления оклада налога. Более высокий уровень налогообложения установлен для черных земель. Власть ослабляет налоговое давление на монастырские и боярские земли, создавая возможность получения дохода феодалом. Неравномерность налогообложения это «родимое пятно» налоговой системы Московской Руси.

Процесс присоединения уделов к Москве меняет назначение переписи. Сохраняется назначение писцовых книг − перепись тяглого населения с целью распределить тягло. Называются также такие функции: освоение вновь присоединенных областей, верстания поместьями служилых людей [1, 12]. В Новгороде, например, первая перепись, совершаемая великокняжескими писцами, была проведена в 1476−1478 гг. После 1478 г. часть государственных оброчных земель раздавались в поместья, часть снова была конфискована. С середины 1490-х проводится новая, генеральная перепись, которая продолжалась 10 лет. Новое письмо учитывало не только дворы и обжи, в которые были положены деревни и волости-владения. В книгах указывается количество высеваемых каждым двором коробей ржи, сенокосных угодий, размеры доходов феодалов. Население обычно старается скрыть информацию об объектах налогообложения, но писцовые книги были не только кадастровыми документами, а фиксировали объем земледельческих прав и доходы, которые были обязаны вносить крестьяне помещику. Поэтому, помещики, как правило, не были заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения [1, 16].

Первоначальное оформление система условного землевладения получила в Новгородской и Псковской землях. Поместная система возникла из обычаев, существовавших еще в уделах. Первое упоминание о «служилом землепользовании» находится в духовной грамоте Ивана Калиты (ок. 1328 г.). Великий князь не спешит предоставлять землю в собственность дворянам, оставляет за собой рычаг управления. В Литовско- Русском княжестве дворяне-шляхта получили многие привилегии и освобождения от налогов. Русский царь крепостное право не ввел, но союз был заключен. Дворяне-помещики получили освобождение от налогов в обмен на утрату личных свобод и звание слуг царских. Пока политика Московской власти выгодно отличается от зарубежной практики. Эта политика близка к той, которую проводила Византия в восьмом веке. В то время в Византии были проведены ряд реформ под флагом иконоборчества, земли монастырей с их привилегиями передавались сельским общинам, которые своими налогами создали источник, позволивший содержать армию. Земли не могли отчуждаться. Феодалы наделяются землей на условиях несения военной службы. В результате Лев III создал армию, способную противостоять арабской коннице. Но сама система наделения служилых людей землей появилась впервые, видимо, в государстве Франков, в VII веке. Дружинники короля получали землю в полную наследственную собственность (аллоды или жребий), но это истощало земельный фонд. Поэтому часть земель король стал передавать в виде бенефициев тем, кто принимал на себя обязанность постоянной придворной и военной службы. Бенефициары стали делать нечто подобное в своих владениях. Возникла так называемая ленная система [4, 68].

В России округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державное право, пожалованное привилегированным вотчинникам, никогда не присваивались ими наследственно, указывает В.О. Ключевский. Вольный слуга удельных веков искал опоры своей вольности в договоре на время, в сохранении права отъехать на службу в другой удел. С другой стороны, Московский князь, чтобы привлечь слуг, в договор включает формулу: «а боярам и слугам вольным воля» [8. 61]. В России возникли отношения, которые являются не сходными с феодальными порядками Западной Европы, а, по выражению В.О.Ключевского, «параллельными». Не доставало двух основных феодальных черт: 1) соединения служебных отношений с поземельными, 2) наследственности тех и других [5, 237]. Помещик за свою службу получал доход-оброк. Этот доход-оброк напоминает жалование Киевским князем своих бояр правом брать дань. К.Маркс эту практику называет «вассалитетом без ленов, или ленами, состоящими только из дани» [8. 65].

Оклад помещика зависел от чина (выбор, городовые и др.). Люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне получали от 800 до 2000 четвертей. Какова финансовая нагрузка на помещика? Понятно, что дворяне, обязанные военной службой, рискуют своей жизнью, а человеческая жизнь не имеет выражения в деньгах, вопрос касается именно экономической стороны дела. Согласно Уложению о службе (1556 г.) один вооруженный всадник выставлялся со 100 четвертей земли. Стоимость боевого коня в конце XV в. составляла 3−4 московских рубля, стоимость доспехов − 3 московских рубля. Доход помещика, как показывают расчеты по Новгородской земле, с такого участка составляет в среднем 12 московских рублей [1, 336]. Значит, выполнение обязанности военной службы составляет около половины доходов помещика. Каково положение крестьянства? Оказывается, оно различалось по видам земель. В Табл.2 приведены результаты исследования положения крестьян близ Великого Новгорода. Из графы 4 Табл.2 следует, что только дворы с посевом 2,5 коробьи и выше могли собранным зерном прокормить своих едоков и рабочий скот (в части зерновых продуктов).

Таблица 2 Уровень налогообложения крестьян поместных и оброчных земель Деревской пятины в начале XVI в. (в деньгах новгородских)

Посевы на двор (в коро- бьях ржи)

Чистый зерновой доход

Расходы зерна в хозяйстве

Остаток зер-на до уплаты податей

Остаток зерна после всех платежей в :

Источник : Аграрная история Северо-запада России. Л., «Наука», 1971.

При меньших посевах, а это 40% дворов помещичьих крестьян, не хватало даже на хозяйственные нужды. На оброчных землях уже при посеве в три коробьи своего зерна хватала и на пищу, и на платежи (гр. 6 Табл.2). На поместных землях для этого требовалось высевать 5 и более коробьи (гр. 5 Табл.2). Коробьи соответствовали примерно 7 пудам ржи. Поскольку на десятину (1.09 га) высевалось 2 четверти ржи (по 3,5 пуда в четверти), то принято считать, что 1 коробья ржи высевалась на целой десятине [1, 29]. Сравнение экономического положения крестьянина и помещика позволяет говорить о «ножницах» доходов, недостатке доходов у крестьянина и достаточности доходов у помещика. В то же время дополнительная нагрузка на помещичьих крестьян в виде оброка такова, что получаемого дохода недостаточно для нормального воспроизводства факторов производства. Но дело не только в его экономической стороне. С.Ф.Платонов указывает, что во времена Ивана IV Грозного существовало различие между Севером и Югом. Общины Севера оставались самостоятельными и сохраняли непосредственные отношения к правительству через выборных представителей власти. С.Ф. Платонов пишет о том, что поместная система предпочитает интересы служилого человека, жившего чужим трудом, интересам тяглого работника. Такого порабощения не было на Севере, где земли принадлежали тяглому миру [10, 247]. На Севере сохранились черные земли, были и крестьяне собственники.

Напрашивается вывод, что эти обычаи надо было сохранять и развивать. На практике произошло обратное. Царь Иван IV Грозный (1533−1584) действовал в обычаях удельного князя, направив свой удар против князей удельных. Межи мелкопоместных владений дробили волость, прежде единую, на множество частных разобщенных хозяйств, и старое тягловое устройство исчезло. Если раньше приходцы заключали договор со «старожильцами», то теперь – непосредственно с помещиком. Помещики получили право облагать крестьян сборами и повинностями в свою пользу, кроме того, он был обязан собирать с них государевы подати [10, 235]. Грозный открыл дорогу к крепостному праву. Результатом правления Ивана IV Грозного стал экономический кризис, причиной экономического кризиса было разрушение привычных связей в крестьянском мире, запустение во многих областях, этому способствовало и неравномерность налогообложения. Переход земель из рук в руки, переселение крестьян на новые земли, разрушение общин и т.д. привели к разрухе. Вот характерный пример. Правительственная комиссия искала причины запустения в Новгородской земле в 1564 – 1571 гг. Всего было обследовано 1295 хозяйств. Было обнаружено, что почти половина причин – это причины, порождаемые, так или иначе, самим государственным управлением: 33,4% − «от царских податей», 7,6% − «от немца запустение», 3,4% − от опричнины. Другими причинами назывались такие, как голод, мор, неплодородие земли, «одолжали» разбежались, «ушли в монастыри». При этом следует отметить, что из 1296 запустевших дворов 941 (73%) относятся к черным дворам [8, 156].

Иван IV Грозный, разрушив экономику, не решил проблему земельного фонда. В планах Ивана III (1462−1505) было проведение секуляризации монастырских земель, но он встретил мощное сопротивление со стороны иосифлян. Сам Великий князь симпатизировал нестяжателям, но «молча отступил». Секуляризация церковных земель была проведенная много позже, в 1764 г. в правление Екатерине II Великой (1762−1796) , но она не имела того эффекта, который мог быть получен ранее. Данное мероприятие должен был проводить Иван IV Грозный вместо того, чтобы, как он изволил выразиться, «перебирать людишек». Секуляризация монастырских (не всех церковных) земель могла быть успешной на фоне развернувшегося движения Реформации в Европе. В реальной жизни податные льготы (тарханы) в церковных вотчинах были отменены только в 1584 г. Между тем, две пятых (37%) пашенной земли вокруг Москвы принадлежало духовенству. Из оставшихся трех пятых хозяйство поддерживалось только на одной трети части (23%), остальные же (40%) было «запустошено служилыми владельцами» [10, 239].

Споры историков о специфике русской общины создают картину разнообразия форм организации общественной жизни. Были и общины, и хутора, были свободные хлебопашцы, имевшие и не имевшие в личной собственности земли, были крупные земельные собственники и в Киевской Руси, и в удельной России. Такое исходное разнообразие форм собственности создает возможность разнообразия форм общественной жизни в будущем.

Правительство знало о том, что распределение тягла может осуществляться на других принципах, принципах всеобщности. В Московской Руси процесс окняжения земель привел к государственной собственности на землю. Это создавало основу самобытного исторического пути Руси, общества свободных людей. Эта важная особенность русского общества на тот момент, свобода воли была присуща и хлебопашескому населению, и боярином, и служивым людям. Лаппо-Данилевский отмечает, что народные переписи, проводимые в Московском государстве в ХV и до второй половины ХVII вв. «едва ли имели равные им правительственные предприятия в Западной Европе за тот же период времени» [5, 214]. Перепись была нужна на первоначальном этапе, но потом нужно было переходить не к подворной подати, а к налогообложению чистого дохода от земли на основе земельного кадастра, что будет сделано спустя два столетия.

Наделение служилого человека землей не только решает проблему выплаты дохода, но и является инструментом государственного регулирования экономики. Это регулирование было начато в правильном направлении. Однако на каком-то этапе произошел поворот к сословному обществу и закабалению одних слоев населения другим. Свобода была утрачена. Принцип государственной собственности на землю был нарушен, возможность создания смешанной экономики также была утрачена. Земля в собственность помещикам была передана в эпоху после Петра I.

Получив право самим взимать оброк, некоторые помещики его увеличили, изменили форму, но долгое время оброк/доход, как показывает Д.П.Маковский, взимался по писцовым книгам. Барщина пришла не сразу, так что путь к крепостному праву не был запрограммирован. Первоначально многие помещики получали доход по писцовым книгам. Это период порядка 80 лет, с 80-х гг. XV в. до 60-х гг. XVI в. [8, 63]. Даже в 1571/1572 гг. в обыскных книгах часто встречается запись: «а доход с тех обж хлебной и денежный и всякий мелкий доход по писцовым книгам». Поэтому иной путь развития общества реально был возможен.

1. Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV− начала XVI в. Руководитель авторского коллектива Шапиро А.Л. – Л., Наука, 1871. 400 с.

2. Александров В.А. Сельская община в России (XVII−начало XIX в.). − М., Издательство «Наука», 1976. 322 с.

3. Греков Б.Д. Помещичье хозяйство в XIV − XVI вв. М., 1954.

4. Егер Оскар. Всемирная история в четырех томах. Т.2. Средние века. – СПб.: «Издательство АСТ». 2000. 692 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. – М.: Издательство «АЛБФА- КНИГА», 2011. 1197 с.

6. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Мочковском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. Издание 2. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 568 с.

7. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. – СПб.: Питер, 2003. 283 с.

8. Маковский Д.П. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI в. – Смоленск, Издательство СПИ, 1960 240 с.

9. Ожегос С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов / Под ред. Л.И. Скворцова – 24 издание, -- М.: Оникс, 2007. 640 с.

10. Платонов С.И. Сочинения в 2-х томах // СПб, 1993. ИНТФ «Стройлеспечать», 736 с.

крупный землевладелец на Руси

Альтернативные описания

• в Древней Руси и Московском государстве — старший дружинник, советник князя

• в Московской Руси: крупный землевладелец, представитель высшего управляющего слоя

• в России до начала XVIII века: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса

• думец при Иване Грозном

• землевладелец в России (XVIII в.)

• лермонтовский Орша по сословной принадлежности

• на Руси сословие, титул

• представитель высшего сословия феодалов на Руси IX—XVII вв.

• титул лермонтовского Орши из одноименной поэмы

• феодал при Грозном

• феодал при Годунове

• знатный дворянин на Руси

• Шурик в устах Иоанна Грозного

• феодал при Иване Грозном

• Шурик для Иоанна Грозного

• звание в Московской Руси

• «думец» эпохи Ивана Грозного

• обращение Иоанна Грозного к Шурику

• высший чин служилых людей (на Руси конца 15 в. – начала 18 в.)

• крупный феодал на Руси

• «здрав будь, . » (Шурик и Грозный)

• Представитель высшего сословия феодалов на Руси 9-17 вв.

• В древней и средневековой Руси: крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса

• В Московской Руси : крупный землевладелец, представитель высшего управляющего слоя

• "Думец" при Иване Грозном

• "Думец" эпохи Ивана Грозного

• "Здрав будь, . " (Шурик и Грозный)

• "Здрав будь, . " (тост Яковлева в роли Ивана Грозного)

• лишился бороды при Петре 1

• м. боярыня ж. ныне барин, барыня. (От бой, бить, воевода? от болярин, болеть по ком, заботиться? от болий, большак?) боярами знаться ума набраться (греха не обобраться). Боярин и в рубище не брат. Такой-сякой боярин, а все не мужик. Всяк боярин свою милость хвалит. Пропали наши головы за боярами голыми. Встарь это был жалованный сан: вельможа, знатнейшее сословие в государстве; ближний боярин, комнатный, что ныне камер-, приближенный к царю. Введенный боярин, дворцовый судья, род канцлера. Боярин путный или с путем, которому с городов или волостей назначались особые доходы. Бояре свойственные, состоявшие в родстве с царицей, в свойстве с царем. пенз. говор. бояр, вместо боярин; в новорос. бояр, молдавский, валашский дворянин; бояринош, бессарабское дворянин низшей степени, личный. Бояре, на свадьбах, все гости, все поезжане, а молодые: князь и княгиня. На свадьбе все бояре. Свадебный боярин, шуточн. то же что калиф на час. Старший или большой боярин, свадебн. старший дружка женихов, распорядитель и речистый балагур; вообще, большие бояре, жениховы дружки или шаферы, малые, невестины. Малым боярином называют и помощника большого, поддружья. Бояры мн. пск. вечер у жениха во время девишника, прощальный вечер, канун свадьбы; и гости эти, одна холостежь, мужчины, зовутся боярами. Боярынаш, бессарабск. люди, не происходящие от дворянского сословия, но достигшие низших молдавских чинов, дающих некоторые боярския права (Грот). Бояринушко и боярынька, ласкательное, любовное умаление. Боярченок м. барченок, барчук, барча. Боярок м. боярка ж. пск. обедневший дворянин, проживающий где в людях; приживатель. Боярка, зап. старшая дружка невесты. Ягода боярышника. Шапка, опушенная мехом, носимая мужчинами и женщинами (Наумов). Боярич, боярышня, дети боярина, барич и барышня. Бояринов, боярынин, им принадлежащий; боярский, барский, относящийся до боярина. Без правды боярской царь Бога прогневит. Умысел боярский, да разум крестьянский. боярский двор ворота широки, да вон узки, о кабале. Неволя, неволя боярский двор: походя поешь, стоя выспишься. Охота, боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят. Вселился черт в боярский двор. Не тяга, сын боярский, нетяглый, не работник. По милости боярской, сам себе Пожарский. Боярские дети, стар. сословие мелких дворян, обязанных военною службою. Боярская спесь, барская спесь, растение татарское мыло, огненный цветок, Lychnis chalcedonica. Барская снить, растение Bupeurum. Бояроватый, приемами своими подобный боярину, важный, величавый. Боярство ср. барство, боярское состояние, быт, звание, достоинство; собрание людей этого звания. Иное боярство хуже пономарства. Боярствовать, управлять, жить боярином. Боярничать, боярить, бояриться, принимать на себя вид барина, желать казаться им. Взбоярился он на меня, вскинулся барином. Добоярился, добоярничал до того, что вотчину продали. Что-то он пыльно забоярничал. Избоярился, избаловался. Набоярничал, напроказил. Отбоярить кого, отделать; отбояриться, отделаться. Побоярничали, будет с нас. Нашего боярина не перебояривать стать. Он прибоярился, приосанился. Пробоярил вотчину. Разбоярился, расходился. Сбоярить с кого спесь, сбить. Боярщина, бояршина ж. барщина, тяга, панщина, половниковая работа на помещика, владельца. Боярышник, кустовое ягодное деревцо Crataegus; Сrataegus oxyacantha et monogyna, боярка, глод, барыня, глудина, глог, талоно; Сrataegus melanocarpa, черный глод; Сrataegus pyracantha, чашковое дерево, мушмула; Сrataegus sanguinea, боярышник горный, сибирский. Белый боярышник, Pyrus aria, мучное дерево. Хорош боярышник, да не перед боярским крыльцом. Боярышница стар. мотылек, бабочка; цветистая стрекоза, зеленый коромысел

• представитель высшего сословия феодалов на Руси IX—XVII вв

Читайте также: