Владельцы участков вносят налог

Опубликовано: 16.05.2024

Один лишь факт обладания земельным участком не может сделать владельца членом садоводческого товарищества. Фото: Сергей Михеев

Поэтому разъяснения, которые дала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ о том, кто и при каких условиях имеет право не платить взносы, может помочь многим, если возникнет конфликт по поводу сбора денег.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Наш спор начался в одном из подмосковных поселков, где действовало ТСН - товарищество собственников недвижимости. В этом товариществе некая гражданка приобрела два участка. Членом товарищества дама так и не стала, да и на участке ничего соорудить не успела и фактически землей не пользовалась. Тем не менее товарищество потребовало у нее взносы за два года, в течение которых она владела участками. Ничего платить хозяйка земли не стала, и ТСН обратилось в суд. Товарищество просило взыскать взносы за пользование общим имуществом поселка за два года плюс проценты.

В суде представитель товарищества объяснил, что было решение общего собрания собственников, которое утвердило смету расходов и определило размер ежемесячных взносов за участки "без построек и инфраструктуры". По мнению истца, если на участках ничего не построено, это не основание для освобождения владелицы от уплаты взносов. Местные суды встали на сторону товарищества.

Ответчица с таким решением не согласилась и дошла до Верховного суда. Там дело изучили и разъяснили главное - покупатель участка или дома не обязан сразу оплачивать взносы в ТСН. Факт приобретения недвижимости не делает граждан автоматически членами товарищества и пользователями общего имущества. А право собирать с садоводов деньги возникает только в том случае, если товарищество выполнит несколько прописанных в законодательстве условий.

В нашем случае местные суды в своих решениях сделали ссылку на действующий в тот момент закон "О садоводческих , огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан" ( ФЗ №66 от 15 апреля 1998 года). В нем было сказано, что отсутствие договора между собственником земли и товариществом, а также неиспользование земли не будут основанием для освобождения от обязанности участвовать в содержании общего имущества.

Верховный суд с таким выводом не согласился. Он сначала разъяснил, что товарищество собственников могут создавать хозяева нескольких рядом стоящих домов, если они располагаются на участках, имеющих общую границу, и "в пределах которой, имеются сети инженерно-технического обеспечения". Так сказано в 136-й статье Жилищного кодекса.

Фото: iStock

Фото: iStock

Верховный суд напомнил, что в законе "О государственном кадастре" (№221 от 24 июля 2007 года) нет такого понятия, как общая граница земельных участков. Но оно есть в разъяснениях Минстроя (№24192-0Д/04 от 1 августа 2016 года).

А еще Верховный суд напомнил про позицию Конституционного суда, которая касалась именно этого вопроса. КС сказал следующее: отсутствие в законодательстве единого регулирования правового режима общего имущества в многоквартирном доме и имущества общего пользования индивидуальных жилых домов объясняется различием обслуживания частных и многоквартирных домов.

Вывод Верховного суда таков - "закон не связывает факт приобретения прав собственности на индивидуальный жилой дом с возникновением доли в праве собственности на общее имущество". Основание и порядок получения прав на общее имущество прописаны земельным и гражданским законами. А права на общие объекты возникают только после того, как они будут зарегистрированы. Верховный суд подчеркнул - нужна государственная регистрация на обслуживающие частные дома общие объекты. Вот их перечень: инженерные сети, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, общие автостоянки, дороги и т.д.

Товарищество собственников, если хочет представлять их интересы, должно принести в регистрирующий орган документы на общее имущество. В Едином госреестре недвижимости товарищество может выступать собственником общего имущества.

Высокая судебная инстанция специально подчеркнула - местные суды не нашли ни одного обстоятельства, по которому ответчицу можно связать с товариществом собственников недвижимости. Поэтому, делает вывод Верховный суд, "включение ответчика в члены товарищества, и возложение обязанности вносить средства на содержание общего имущества не основаны на законе". Спор пересмотрят, а решения местных судов отменены.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог


ФНС выпустила письмо № БС-4-21/5157@ от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица - правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

- с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

- с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Пользование любым видом недвижимости, в том числе и земельными территориями, предусматривает внесение определенной платы.

Земельные активы – природный ресурс федерального значения, которым имеют право пользоваться и владеть все жители страны. Участки предоставляются гражданам на различной основе: для оформления в личную собственность, для временного или постоянного использования на бесплатной или платной основе, в качестве наследства или подарка, для эксплуатации на арендной основе и др.

Пользование любым видом недвижимости, в том числе и земельными территориями, предусматривает внесение определенной платы и налоговых взносов.

Несмотря на существенную разницу между всеми формами владения и эксплуатации территориями, непосредственный процесс распоряжения влечет за собой определенные финансовые затраты. Поэтому каждый гражданин, который имеет возможность распоряжаться земельными участками, должен знать, в чем заключается смысл понятия платы за пользование землями, а также какими являются основные этапы внесения финансовых взносов.

Понятие платы за использование земли. Платность использования земли как принцип земельного права

Одним из базовых принципов государственного земельного права является платность использования земли. Согласно действующей законодательной базе финансовая плата за эксплуатацию территории – это обобщенное правовое наименование, которое используется для названия всех разновидностей обязательных денежных платежей.

Соответственные взносы должны уплачиваться на основе права частной собственности или же любых других материальных прав на земельные территории. В соответствии с законодательными актами существуют следующие виды земельных взносов:

  • платежи, которые должны вноситься владельцами за предоставление или приобретение земельных участков в частную собственность. Такие выплаты начисляются при заключении сделки купли-продажи;
  • плата непосредственно за реализацию своих эксплуатационных прав и использование территорий.

Цели платности пользования природными ресурсами

Использование земель является платным и расценивается не только как мера административного наказания и юридического контроля всех пользователей земельными участками, но и способ регуляции правоотношений между государством и владельцами земель, а также стабилизации законодательной базы в земельной сфере. Таким образом, передовыми целями платности использования земельных ресурсов являются:

  • максимальное стимулирование пользователей земельных территорий к рациональному распоряжению имуществом, а также принятию мер по охране и качественному освоению земель. Такие мероприятия позволяют значительно повысить плодородные свойства почвы;
  • повышение интересов производителей и пользователей в эффективности и оптимизации использования земельных природных ресурсов;
  • в качестве регулирующего инструмента, который способствует нормализации социально-экономических условий эксплуатации на земельных территориях, качество которых существенно отличается между собой;
  • создание материального интереса пользователей и владельцев в максимальном сохранении и восстановлении земли;
  • всяческое развитие социальной и транспортной инфраструктуры в населенных пунктах;
  • в качестве финансового источника для осуществления мероприятий по восстановлению и улучшению свойств земельных ресурсов;
  • формирование финансовых фондов, которые занимаются оплатой возведения проектов инфраструктуры.

Земельный налог и арендная плата

Основными формами платы за использование земли являются следующие разновидности финансовых взносов, которые отличаются между собой кругом лиц, которые вносят взносы, и периодичностью отчисления:

  • Обязательный земельный налог – форма земельных взносов, которая вносится ежегодно всеми владельцами земельных территорий (собственниками и пользователями), за исключением арендаторов.

Сумма налога на оплату земли абсолютно не зависит от вида и результатов хозяйственной деятельности, а также особенностей эксплуатации территорий всеми владельцами – собственниками и пользователями. Налог выступает в форме стабильных взносов за определенную единицу земли за календарный год;

  • Арендная оплата взимается арендодателем за все территории, которые предоставляются в пользование арендаторам на основе условий договора об аренде;
  • Нормативные цены на земельные территории предусматриваются для использования при заключении любых сделок с земельной недвижимостью (покупки или продажи), которые предусмотрены законодательством.

Помимо этого, нормативная цена используется в процессе получения финансового кредита в банковских заведениях, если залогом выступают земельные участки. Нормативная плата вычисляется с учетом качества почвы и места расположения участка, а также исходя из будущего возможного дохода в процессе использования, который может получить пользователь за определенный срок окупаемости.

Плательщики земельного налога и арендной платы за землю

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

Лицами, которые обязаны регулярно вносить налоговые выплаты за земельные участки, являются все группы пользователей (собственники, владельцы, эксплуататоры), кроме арендаторов земельных участков.

Условия и сроки внесения платы за аренду земли

Согласно действующему земельному законодательству арендная плата взимается за все территории, которые предоставляются на основе договора аренды. Сроки внесения и размер арендной платы за участки, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц, устанавливаются в соответствии с условиями договора об аренде территорий.

Если земельные территории находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, то за использование таких участков арендаторы выплачивают плату в размере кадастровой стоимости конкретного отрезка. В случае если кадастровая стоимость для выплаты аренды не предусмотрена, то используется нормативная цена территорий.

И можно ли избежать лишних трат

Этот материал обновлен 21.04.2021

Я юрист, по работе консультирую тех, кто оформляет документы, чтобы продать земельный участок.

Часто люди даже не знают, что в определенных ситуациях им придется заплатить налог. Например, если земля досталась по наследству всего полгода назад. Расскажу, в каких случаях точно придется платить налог и что нужно сделать, чтобы сэкономить.

Каким налогом облагается продажа земли

Когда человек или компания продают земельный участок, они получают доход, с которого обязаны уплатить установленный законодательством налог на доходы. Человеку придется заплатить налог на доходы физического лица (НДФЛ), а индивидуальный предприниматель или юрлицо будут платить налог в зависимости от того, какую систему налогообложения они выбрали для своей деятельности.

Правовая основа. Обязанность уплатить налог установлена налоговым кодексом. Порядок уплаты налога физическими лицами регулируется главой 23 НК РФ, юрлицами — главой 25, главой 26.1, главой 26.2 НК РФ. Но сейчас мы подробно разберем только налоги для физических лиц. Налоги при продаже участков предпринимателями и организациями — тема для отдельной большой статьи.

Кто обязан платить налог

Когда продают землю, налог платит продавец, и неважно — физлицо это, ИП или фирма. Гражданство также не важно. Главное, чтобы сам участок обязательно находился на территории Российской Федерации. То есть налог платят, если плательщик и объект подпадают под действие налогового законодательства РФ.

При расчете НДФЛ налогоплательщики делятся на две группы:

  1. Резиденты — те, кто 183 календарных дня за последние 12 месяцев находились на территории РФ. Применительно к налогообложению при продаже участка этот период учитывается перед месяцем, в котором состоялась продажа участка.
  2. Нерезиденты — те, кто за последние 12 месяцев провели на территории РФ меньше 183 календарных дней.

Письмо Минфина от 16.05.2018 № 03-04-05/32820 PDF, 67 КБ

От этого деления зависит налоговая ставка:

  • для резидентов налоговая ставка составляет 13%;
  • для нерезидентов налоговая ставка составляет 30%.

Если собственник — индивидуальный предприниматель, который использовал участок в предпринимательской деятельности, например чинил обувь в мастерской, стоящей на участке, или при регистрации указал деятельность «продажа недвижимости», доход от такой продажи будет признан доходом от предпринимательской деятельности. В этом случае полученная от продажи сумма будет облагаться налогом на доходы физических лиц независимо от срока владения такими объектами.

Письмо Минфина от 02.07.2019 № 03-05-06-01/48499 PDF, 76 КБ

Но если предприниматель занимается другой деятельностью, например печет пироги или шьет пальто, и все это происходит не на проданном участке, доход от продажи будет считаться по правилам, которые действуют для физических лиц.

Когда не нужно платить налог

Продавца-физлицо могут освободить от налога в зависимости от того, когда он приобрел участок и сколько лет тот находился в его собственности.

Продолжительность права владения. По общему правилу срок владения составляет пять лет или три года, если земельный участок получен в собственность по наследству или договору дарения от члена семьи или близкого родственника, по договору ренты или приватизирован.

По закону близкими родственниками считаются супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки. А вот дяди и тети, например, в эту категорию не попадают.

Срок владения участком определяется с даты государственной регистрации права собственности продавца на него. Дату можно посмотреть в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок, если он был приобретен до 15 июля 2016, или в выписке из ЕГРН — если после. Исключение — если участок был получен по наследству. В этом случае срок владения определяется с даты смерти наследодателя.

Льготы. Если продавец владел участком дольше тех сроков, о которых я сказала выше, он освобождается от уплаты НДФЛ.

Сколько нужно владеть участком, чтобы не платить налог

Срок Основание
Участок приобретен до 2016 года 3 года п. 3 ст. 4 закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ
Участок был получен в подарок от близкого родственника, в наследство, по договору ренты или в ходе приватизации 3 года п. 3 ст. 217.1 НК РФ
Участок приобретен по другим основаниям начиная с 1 января 2016 года 5 лет п. 4 ст. 217.1 НК РФ

Ставка налога для юрлиц и ИП

Ставка налога для юрлиц и ИП зависит от выбранной ими системы налогообложения. Допустим, земельный участок продает компания. Расскажу кратко, сколько ей придется заплатить налогов на разных режимах.

На общем налоговом режиме — ОСНО — компания должна включить полученный от продажи земли доход в расчеты по налогу на прибыль: выручку от продажи земельного участка в доходы, а покупную стоимость земли — в расходы.

На упрощенной системе налогообложения — УСН — компания должна включить выручку от продажи земельного участка в состав доходов. Если земельный участок изначально покупали для перепродажи, его стоимость можно списать как расходы на товар.

ИП платят в зависимости от того, для каких целей приобрели землю.

Если ИП при регистрации заявил такой вид деятельности, как продажа земельных участков, или если использует участок для предпринимательской деятельности, доходы от продажи земельных участков учитывают в составе доходов по налогу при УСН.

Если компания или ИП работает на едином налоге на вмененный доход, но совмещает этот режим с УСН, тогда доход от продажи участка будет облагаться «упрощенным» налогом.

Организации подают налоговые декларации по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. ИП должны подать декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если компания или предприниматель прекращают заниматься деятельностью, в отношении которой применялась УСН, декларацию им следует подать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором они уведомили налоговую о прекращении такой деятельности.

Если компания или предприниматель утрачивают право применять УСН, то декларация подается не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором они лишились такого права.

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год. Соответственно, если собственник продал земельный участок в 2019 году, доход у него появился в этом налоговом периоде, значит, подать декларацию и уплатить налог он должен в 2020 году.

Вычеты по налогу

Эта льгота предусмотрена только для физлиц-продавцов , которые владели землей менее установленного минимального срока и не использовали ее в предпринимательской деятельности.

Вот как это работает.

Доход от продажи земельного участка можно уменьшить на сумму расходов, которые связаны с его покупкой и могут быть подтверждены документально: стоимость самого участка, госпошлина, уплаченная нотариусу, риелторские услуги, проценты по кредиту.

Например, вы купили участок за 1 млн рублей и через полгода хотите продать его за 1,5 млн. У вас есть договор на оказание риелторских услуг, по которому вы заплатили агентству 30 тысяч рублей, и чек на эту сумму. Значит, вы можете уменьшить полученные с продажи участка 1 500 000 Р на 1 030 000 Р понесенных расходов и уплатить налог с 470 000 Р . То есть заплатить придется 470 000 × 13% = 61 100 Р .

Второй вариант — уменьшить полученную от продажи сумму на 1 млн рублей — величину имущественного вычета. Тогда налог придется заплатить с 500 000 Р , то есть 65 000 Р .

Бывают случаи, когда человек получает земельный участок в дар или по наследству от дяди или бывшего супруга. Получить участок — значит получить доход, с которого нужно заплатить НДФЛ по ставке 13%. Если такой участок впоследствии продавать и не выдержать минимальный срок владения, придется тоже заплатить налог. Но его можно уменьшить на ту сумму, с которой платили НДФЛ. Или уменьшить свой доход на расходы дарителя или наследодателя, которые он понес, когда приобретал землю. Но так можно сделать, только если сам наследодатель или даритель не учел эти расходы в целях налогообложения.

Эти правила применяются к доходам за 2019 и последующие годы.

Расчет имущественного вычета. Покажу на примере, как рассчитать имущественный вычет.

Александр Соколов купил земельный участок в феврале 2017 года за 2,5 млн рублей и продал в августе 2018 года за 3,2 млн рублей. Поскольку Соколов владел участком меньше установленного минимального срока — менее трех лет — он должен заплатить НДФЛ с полученной суммы.

Соколову выгоднее воспользоваться льготой, которая позволяет уменьшить доход, полученный от продажи земельного участка, на сумму расходов на его покупку. Тогда НДФЛ ему придется платить с 700 000 Р = 3 200 000 − 2 500 000.

Сумма налога: 700 000 × 13% = 91 000 Р .

Если Соколов уменьшит полученную от продажи сумму на 1 млн рублей — величину имущественного вычета — НДФЛ будет 286 000 Р = (3 200 000 − 1 000 000) × 13%.

Если бы он не применил никакую льготу, налог был бы: 3 200 000 × 13% = 416 000 Р

Расчет НДФЛ

НДФЛ — налог на доходы физических лиц — рассчитывается исходя из полученного человеком дохода.

НДФЛ рассчитывается в зависимости от ставки. Так, налоговые резиденты должны уплачивать 13% от полученного дохода, а нерезиденты — 30%.

База для начисления. Налоговая база для расчета НДФЛ с вырученной от продажи земельного участка суммы по общему правилу включает в себя полученные от покупателя деньги за проданную землю.

Но если земельный участок был продан после 1 января 2016 года, налоговая проверит, как соотносятся доход от его продажи и кадастровая стоимость. Для расчета берут кадастровую стоимость, которую умножают на понижающий коэффициент 0,7. Понижающий коэффициент может быть уменьшен законом субъекта РФ.

Если сумма дохода от продажи меньше кадастровой стоимости с коэффициентом, придется платить налог с суммы кадастровой стоимости, уменьшенной на коэффициент, а не с суммы продажи. То есть специально занижать сумму продажи, чтобы уйти от налогов, бесполезно — платить все равно придется.

Петр Воробьев продал земельный участок за 1,8 млн рублей, а кадастровая стоимость земли — 3,3 млн рублей. Для расчета налога возьмут доход в размере 2,31 млн рублей: 3,3 млн × 0,7.

В расчет берут кадастровую стоимость участка на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на нее. Если земельный участок сформирован в течение года, учитывается его кадастровая стоимость на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

Особенности начисления для сделок с землей и домом. Земельный участок и расположенный на нем жилой дом — разные объекты. При продаже налог платят со всего полученного дохода. Но в случае когда право собственности у продавца на эти объекты возникло не одномоментно, необходимо проверить, в течение какого срока каждый из этих объектов находился во владении продавца.

Алексей в сентябре 2014 года купил земельный участок, построил на нем дом и в ноябре 2018 зарегистрировал на этот дом право собственности. В октябре 2019 года он все продал. НДФЛ он должен заплатить только с дохода, который получил за продажу дома.

Дело в том, что земельный участок находился в собственности Алексея больше пяти лет, значит, к доходу за землю применяется льгота. А вот домом продавец на момент совершения сделки владел меньше минимального установленного срока: с момента регистрации права до момента перехода права прошло всего 11 месяцев. Поэтому НДФЛ с дохода, который он получил за дом, придется заплатить.

Порядок декларирования

Если продавец относится к налоговым резидентам и не использовал участок в коммерческих целях, в декларации можно сразу заявить имущественный налоговый вычет в размере полученного дохода от продажи земельного участка, но не более 1 млн рублей, либо уменьшить доходы на сумму произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с его приобретением.

Сроки подачи декларации. По общему правилу срок подачи декларации — не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором был получен доход от продажи.

Форма. Декларацию можно распечатать на бумаге и заполнить от руки либо распечатать на принтере с использованием чернил синего или черного цвета уже заполненную форму. Печатать нужно только на одной стороне листа — двусторонняя печать не допускается.

Форма декларации состоит из титульного листа, разделов 1 и 2, заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного НДФЛ, приложений 1—8 , а также расчета к приложению 1 — «Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества», расчета к приложению 3 — «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации» и расчета к приложению 5 — «Расчет социальных налоговых вычетов, установленных подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации».

Титульный лист и разделы 1 и 2 обязательно должны быть заполнены налогоплательщиками, представляющими декларацию. Приложения 1—8 , расчет дохода от продажи, расчет авансовых платежей и расчет социальных налоговых вычетов используются для исчисления налоговой базы и сумм налога — их заполняют по необходимости.

Документы, прилагаемые к декларации. К декларации необходимо приложить документы, которые подтвердят внесенные в нее сведения. Это могут быть такие документы:

  1. договор купли-продажи ;
  2. выписка из банка о том, что на счет продавца поступила сумма, указанная в договоре;
  3. документы о расходах, если продавец хочет получить вычет в виде уменьшения доходов на расходы: договор, по которому продавец приобрел участок, расписка лица, получившего по этому договору деньги, договор на оказание риелторских услуг и платежный документ, подтверждающий произведенную оплату, и т. д.

Основания для отказа в приеме декларации. Их может быть несколько:

  1. нет документов, которые удостоверяют личность физического лица, или лицо отказалось их предъявить в налоговой;
  2. нет документов, которые подтверждают полномочия представителя, если человек подает декларацию не сам. Или нет документов, которые подтверждают достоверность и полноту сведений из декларации, или их отказались предъявить должностному лицу;
  3. декларация в налоговую подана не по установленной форме;
  4. в декларации нет подписи заявителя или его представителя, если декларация подавалась в бумажном виде;
  5. декларацию подали не в ту налоговую.

Порядок уплаты налога

Для уплаты налога можно воспользоваться сервисом «Уплата налогов физических лиц». В этом сервисе можно сформировать платежный документ и уплатить сумму налога в безналичной форме онлайн либо распечатать, чтобы после заплатить в банке.

Сроки уплаты налога

Налог за продажу земли нужно заплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода. То есть если землю продали в 2020 году, налог нужно будет платить в 2021.

Ответственность за неуплату

По общему правилу за неуплату НДФЛ в срок предусмотрен штраф 20 или 40%, если налог умышленно не был уплачен или уплачен не полностью.

Но если собственник не заплатит НДФЛ в срок, но правильно его исчислит и представит декларацию, налоговая взыщет только пени, а штраф налагать не будет.

Петр Иванович Николаев продал земельный участок в 2018 году и должен уплатить НДФЛ в размере 100 тысяч. Декларацию заполнил правильно и подал в ИФНС в срок — 15 апреля 2019 года, но налог уплатил 28 июля, то есть допустил просрочку в 13 дней. Налоговая не наложит на него штраф за просрочку уплаты, но начислит пени в размере 325 Р .

Пеня уплачивается за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определяется в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени по НДФЛ равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Можно ли продать земельный участок без налогов

Продать земельный участок и не заплатить налоги можно — если дождаться, когда закончится минимальный срок владения. Тогда государство разрешит не платить НДФЛ с полученного дохода.

Если не дожидаться истечения минимального срока, можно продать участок и получить вычет. НДФЛ не начислят, когда сумма продажи равна или меньше суммы, за которую землю приобрели.

А в случаях, когда стоимость участка равна или меньше 1 млн рублей, можно уменьшить полученный доход до нуля. Но надо проверить кадастровую стоимость. Если кадастровая стоимость, умноженная на 0,7, больше, чем указано у вас в договоре, налоговая приравняет полученный доход к кадастровой с понижающим коэффициентом. А она может оказаться выше миллиона. Тогда с превышающей 1 млн части придется заплатить НДФЛ.

Читайте также: