Соотношение нотариального права с налоговым правом

Опубликовано: 17.09.2024

Публично-правовой характер нотариальной деятельности

Уникальность института нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет их самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но также и судебно-юрисдикционные, фискальные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.

По организации, функциям, формам их реализации, характеру контроля и основным составляющим нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, что подтверждается следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с адвокатурой призван обеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан на юридическую помощь, в том числе бесплатную, путем совершения нотариусами нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). В этом прежде всего проявляется публично-правовое значение института нотариата в современном обществе и сложившейся правовой системе России.

Условия предоставления правовой помощи нотариусами существенно отличаются от той, которую оказывают адвокаты, юридические фирмы, частные юристы. Деятельность последних не связана такими жесткими рамками процедурно-процессуального характера, как у нотариуса. Соблюдение правил нотариального производства по степени своей обязательности имеет такой же самодовлеющий характер, как и соблюдение процессуального регламента судами в рамках гражданского, арбитражного, уголовного и конституционного судопроизводства.

Нотариальное удостоверение включает в себя достаточно большой круг юридических действий, осуществляемых в рамках нотариального производства по поводу совершения конкретного нотариального действия.

Нотариальная деятельность по оказанию юридической помощи строится на едином стандарте нотариальной работы. Доверенность либо сделка с недвижимостью будут удостоверены нотариусами в Екатеринбурге, Владивостоке или Калининграде по общим правилам, что обеспечивает признание и правовое действие документов как на территории России, так и за границей.

Нотариальные документы имеют относительно бесспорный характер, поскольку опровергнуть их содержание гораздо сложнее, чем иных сделок и действий, совершенных в простой письменной форме.

Нотариус беспристрастен и в равной мере оказывает правовую помощь всем лицам, обратившимся к нему.

При осуществлении нотариальной деятельности нотариус независим.

Система нотариата самоорганизуется в рамках саморегулируемых публично-правовых организаций - нотариальных палат. Вместе с тем нотариус получает полномочия на условиях, установленных государством, и от государственного органа. Такое оптимальное соотношение обеспечивает независимость и одновременно подконтрольность нотариата при осуществлении его функций.

Число нотариусов ограничено и определяется управлением юстиции и нотариальной палатой. В силу ограниченности числа нотариусов и известности их местонахождения облегчается поиск соответствующей информации, содержащейся в нотариальных архивах, когда это необходимо по закону для органов следствия, суда, прокуратуры и т.д.

В отличие от представителей других юридических специальностей нотариус по закону обязан иметь нотариальную контору, обеспечивающую беспрепятственный доступ к нему граждан и юридических лиц. Кроме того, нотариус должен из своих поступлений содержать и обрабатывать нотариальный архив, который в отличие от архива, например, адвоката или частного юриста, не является его собственностью. После оставления нотариусом должности архив передается другому нотариусу.

Следует отметить, что наследственные дела являются достаточно трудоемкими, затратными по времени и средствам, но в основном ведутся бесплатно (для граждан, но не для нотариусов, покрывающих данные расходы за счет поступлений за совершение иных нотариальных действий). Проект третьей части ГК "Наследственное право" существенно усложнил наследственное право, но дела этой категории вновь переданы в ведение нотариусов.

В этом проявляется нелогичность концепции ГК, когда сделки с недвижимостью изымаются из компетенции нотариуса, в то время как ведение наследственных дел, определяющих переход права собственности после смерти, является компетенцией нотариуса.

Развитая система нотариата снижает количество споров в сфере гражданского оборота, поскольку уже на стадии согласования условий и заключения сделки нотариус способствует выявлению истинной воли сторон, обеспечивает условия, чтобы юридическая неосведомленность сторон не причинила им вред.

Нотариат - часть правоохранительной системы, обеспечивает в современной России прежде всего защиту прав на недвижимость и транспорт.

Нотариальная деятельность основывается на принципах самофинансирования, поскольку целиком строится за счет взимания нотариусами тарифов за совершение нотариальных действий. При этом размеры тарифов устанавливаются не произвольно, а государством.

После повышения с 1 января 1997 г. размера взносов в Пенсионный фонд РФ до 28% от дохода для адвокатов, предпринимателей и нотариусов предприниматели и адвокаты подняли цены на свои услуги. Нотариусы этого сделать не могут ввиду того, что размер тарифов определен законом о государственной пошлине.

Кроме того, в настоящее время почти две трети составляющих нотариального тарифа - это обязательные платежи и налоги, которые уходят в соответствующие бюджеты. Нотариус здесь выступает не более чем как передаточное звено, взимающее налоги для государства с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. На оставшуюся треть нотариус содержит контору, обеспечивает хранение и ведение нотариального архива, оплачивает труд сотрудников нотариальной конторы, возмещает расходы по действиям, по которым установлены социально низкие тарифы ниже себестоимости нотариального действия (например, копии), ведет наследственные дела, большей частью бесплатные для граждан, осуществляет нотариальные действия, по которым граждане и организации освобождены от уплаты тарифа либо уплачивают его в пониженных размерах.

Поэтому уменьшение нотариального тарифа приведет и к понижению сумм налогов и платежей, которые уплачиваются нотариусом, а также к сложностям при реализации прав "льготников". Такие же последствия вызывает и одностороннее повышение каких-либо обязательных платежей, уплачиваемых нотариусом. Так, увеличение до 28% отчислений в Пенсионный фонд РФ привело к понижению размера сумм, уплачиваемых нотариусом в виде подоходного налога.

Кроме того, при существенном понижении размеров нотариальных тарифов нотариус не в состоянии будет нести полную имущественную ответственность за свои действия.

Нотариусы состоят в нотариальных палатах, являющихся по своей природе саморегулируемыми организациями, обеспечивающими за счет взносов своих членов - нотариусов решение общепрофессиональных вопросов, контроль (помимо государственного) за исполнением профессиональных обязанностей и т.д.

Все изложенное показывает, что нотариальные функции носят особый характер. Вопрос о нотариальных функциях стал важным именно сейчас в связи с постепенным "размыванием" компетенции нотариата, когда присущие ему полномочия начали передавать другим органам на основании закона (например, п. 4 ст. 185 ГК) либо в силу складывающейся практики и ведомственного нормотворчества. Возникает вполне резонный вопрос - а имеют ли в таком случае нотариальные функции специфику, выделяющую нотариат из ряда других органов гражданской и административной юрисдикции, насколько присущие нотариальным действиям особенности определяют необходимость их осуществления только в рамках нотариального производства?

Легкость, с которой в последнее время удостоверительные нотариальные функции стали возлагаться на другие органы, свидетельствует о недопонимании содержательной стороны нотариального производства, публично-правового и некоммерческого характера нотариальной деятельности. В конечном счете это может привести и уже приводит к нарушению прав граждан и организаций, возникновению правовой неопределенности и конфликтных ситуаций.

Нотариат в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении собственности, подлежащей регистрации. В адрес нотариата высказывается критика, порой и обоснованная, об упущениях и ошибках конкретных нотариусов при совершении сделок с недвижимостью и транспортом.

Ни одна правовая и организационная система не способна работать со 100% КПД, но если эффект от ее деятельности значительно выше, чем расходы на нее, то существование такой системы оправданно. Ведь содержание правоохранительной системы достаточно затратно, а развитие нотариата позволяет переложить часть правоохранительных мероприятий на самих участников гражданского оборота.

Позитивный потенциал нотариата достаточно значителен. Его недооценка и неиспользование в полной мере было бы ошибочным, а реализация всех возможностей нотариата приведет только к усилению правопорядка, развитию гарантий и охране прав собственности в обществе и будет полезна при осуществлении судебно-правовой реформы, правоохранительной и фискальной деятельности государства.

Поэтому необходимым является решение следующих вопросов:

- о единстве статуса нотариуса,

- о недопустимости "растаскивания" нотариальных полномочий и функций и передачи их другим органам и лицам,

- об определении компетенции нотариуса в сфере гражданского оборота,

- о совершенствовании правил нотариального производства,

- о системе нотариальных тарифов, льготах при их уплате и порядке включения сумм освобождений от уплаты тарифов в расходы нотариусов,

- о страховании нотариальной деятельности и повышении размера страховой суммы с включением ее в затраты нотариуса,

- о системе налогообложения нотариусов с учетом исполнения ими публично-правовых функций.

Для этого в качестве программы-минимум необходимо изменить Основы законодательства РФ о нотариате, приняв их с изменениями в виде Федерального закона "О нотариате"; внести изменения в ГК РФ; учесть особенности нотариального производства и удостоверения при принятии Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", четко разграничив стадии нотариального удостоверения и государственной регистрации; принять Закон "О нотариальном тарифе"; внести изменения в Федеральный закон "О подоходном налоге с физических лиц"; учесть положения о нотариате в проекте Налогового кодекса РФ.

президент нотариальной палаты Свердловской области,

доктор юридических наук, профессор

"Российская юстиция", N 6, июнь 1997 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Публично-правовой характер нотариальной деятельности

В. Ярков - президент нотариальной палаты Свердловской области, доктор юридических наук, профессор

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:

1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена

Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

О должности

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Присяга

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Нотариус обязан сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Нотариусы обязаны также соблюдать Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в котором установлены требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Ответственность нотариуса

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения — за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения — за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества — за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Выплата из компенсационного фонда осуществляется, при наличии одновременно следующих условий:

1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты;

3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.

Финансирование деятельности нотариуса

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, согласно закону, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, нотариальный тариф, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственная пошлина, получаемая за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, поступает в бюджет Российской Федерации.

1. К существенным недостаткам современной системы налогового законодательства можно отнести то, что при ее формировании абсолютно не учитывались взаимосвязь и привязка норм налогового права к нормам и положениям других отраслей права и законодательства: гражданского, финансового, административного, уголовного, бухгалтерского и т.

2. Конституционное право, имеющее основополагающее значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и в отношении налогового права. Так, Конституция устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства (ст. 15). Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма Российской Конституции, содержащаяся в ч. 1 ст. 15, согласно которой Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права. Так, ст. 57 Конституции содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков2, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.

Кроме того, в подп. «з» ст. 71, подп. «и» ст. 72, 75 и п. 1 ст. 132 Конституции устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений. А п. 3 ст. 104 и подп. «б» ст. 106 Конституции регламентируют особенности принятия законов по вопросам налогообложения.

Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное разграничение чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не стоит забывать и о возможных исключениях: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.

Для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае необходимо выяснить — какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.

Именно исследованию фактически складывающихся отношений уделил особое внимание Верховный Суд РФ, вынося 10 декабря 1996 года решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнения в п. 2 ст. 855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет3. Исследовав складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налогово-правовым отношениям, и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно, ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Суд также отметил, что в ч. 6 ст. 15 Закона об основах налоговой системы содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.

Приведенный пример еще раз подтверждает, что при использовании положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса нельзя ориентироваться на отраслевую принадлежность нормативного акта, поскольку нормы гражданского права могут содержаться и в других законах (в отличие от норм налогового права, которые должны содержаться только в налоговом законодательстве).

Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения — в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием.

5. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Как указал в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370), ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона об основах налоговой системы, по своей правовой природе сходна с административной ответственностью4.

Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.

6. При взаимодействии норм бюджетного и налогового прав как составных частей финансового права приоритет отдается налоговому праву, которое непосредственно регулирует отношения по поступлению в бюджет основного источника доходов. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. В то же время, согласно ст. 9 Закона об основах налоговой системы, «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством», что свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности этих правовых явлений.

7. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.

8. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.

1. Кузнецов Л. Налоговая политика и интересы общества // Экономика и

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во ВЕК,

3. «Экономика и жизнь», 1997. № 3.

4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994.

Право на представительство регулируется НК РФ.

Законодательные нормы

В налоговом законодательстве предусмотрено такое понятие, как представительство в вопросах налоговых правоотношений. И означает это, что плательщик может выступать в налоговых вопросах, представляя свои интересы, не только лично, но и через законного представителя, у которого есть все основания выступать от лица плательщика.

Иными словами, свои права и обязанности в рамках налоговых отношений плательщик может передоверить представителю.

Все плательщики налогов или сборов, а также налоговые агенты, которые представляют собой отдельную группу плательщиков, согласно статье 26 Налогового кодекса, имеют право на представителя, если документально его полномочия были подтверждены. То есть плательщик имеет право оформить доверенность у нотариуса на своего представителя, после чего последний может выступать с представлением интересов плательщика.

При этом у плательщика – физического лица и плательщика – организации полномочия законного представителя подтверждаются по-разному. Так, согласно статье 27 Налогового кодекса, организация путем подписания внутреннего приказа и внесения в учредительные документы указывает конкретного человека-сотрудника в качестве своего представителя.

Чаще всего в его роли выступает директор, начальник или его заместитель. Именно эти лица представляют интересы всей организации в вопросах налогообложения и уплаты сборов.

Плательщик – физическое лицо может указать и подтвердить полномочия своего представителя по нормам гражданского права. То есть путем заверения у нотариуса полномочий, на основании которых представитель может действовать от лица плательщика.

Если же сам плательщик является недееспособным или ограничен в своих действиях, то его представитель чаще всего является его же опекуном или попечителем. То есть тот, кто в рамках гражданского права, может представлять интересы физического лица. В том числе и в вопросах налогообложения.

Все финансовые аспекты участия в налоговых правоотношениях осуществляются исключительно за счет плательщика, а не его законного или уполномоченного представителя. Представитель является лишь посредником по передаче платежных документов и средств между плательщиком и налоговым органом, не более того.

При этом согласно статье 28 Налогового кодекса, все действия, которые осуществляются представителем организации от ее имени, или бездействия являются действиями самой организации. То есть если представитель вовремя не уплатил все налоги и сборы (пример бездействия), то это действие приравнивается к действию организации.

В рамках налогового права получается, что именно организация своевременно не уплатила налоги и сборы, а не частное лицо, которое ее представляет.

Налоговые агенты, как и любые другие плательщики (следует понимать, как отдельные физические и юридические лица) могут иметь представителя, законного или уполномоченного. Особые нормы на налоговых агентов не применяются, все действия и полномочия представителей сохраняются в полной мере действия налогового и гражданского законодательства.

Понятие уполномоченного в налоговых вопросах

Законным и уполномоченным лицом от организации не обязательно должно быть одно и то же лицо, это могут быть совершенно разные граждане, которые наделены разными полномочиями. Более того порядок узаконивания полномочий у этих представителей разный.

Так, в рамках действия статьи 29 Налогового кодекса, уполномоченного представителя назначает руководитель организации путем составления соответствующей доверенности согласно нормам гражданского права. То есть через нотариуса.

Уполномоченный представитель имеет право выступать от лица организации в вопросах налоговых правоотношений и взаимодействий с налоговыми органами. Часто встречает практика, когда у частного лица (следует понимать, как физического) уполномоченный и законный представитель – это одна и та же организациями или частное лицо.

При этом уполномоченным считается только тот представитель, полномочия которого нотариально заверены.

В рамках гражданского законодательства существуют доверенности, которые приравниваются к нотариальным. На их основании представитель физического лица тоже считается уполномоченным.

К таким доверенностям относятся:

  • доверенности от лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • доверенности от военнослужащих, которые проходят срочную или контрактую службу;
  • доверенности от военнослужащих, которые находятся в госпиталях, больницах, санаториях.

Все документы удостоверяет начальник организации, на попечении которой находится гражданин. В местах лишения свободы – это начальник колонии или тюремной организации, у военнослужащих – командир части, являющийся непосредственным начальником служащего.

Кто не может быть уполномоченным представителем

Статьей 29 Налогового кодекса вводятся ограничения на уполномоченных представителей. Так, ими не могут быть ни при каких условиях:

  • следователи;
  • таможенные сотрудники;
  • сотрудники налоговых органов;
  • судьи любых судов;
  • прокуроры;
  • сотрудники внутренних органов.

Все эти лица не могут представлять интересы плательщиков в вопросах налогообложения, поскольку непосредственно или косвенно участвуют в процессе контроля за осуществлением норм налогового права.

Что входит в полномочия представителя

Нормы 4 главы Налогового кодекса не исключают участия самого плательщика сборов и налогов на участие в налоговых правоотношениях, даже если его интересы представляются представителем (законным или уполномоченным).

Даже если представитель участвует от лица плательщика в налоговых отношениях, плательщик имеет право лично вносить свои коррективы, в рамках налогового законодательства, лично участвовать в процессе. Равно как представитель может участвовать в налоговых правоотношениях плательщика, даже если он действует лично.

Уполномоченный представитель может действовать от лица плательщика, как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

Это не запрещается нормами действующего гражданского и налогового законодательства.

Более того от лица плательщика в качестве уполномоченного представителя может выступать, как частное физическое лицо, так и организация, на которую было составлено соответствующее нотариальное соглашение.

Именно в доверенности прописывается ряд конкретных полномочий представителя. Действовать от лица плательщика представитель может только в рамках этой доверенности, не превышая полномочия. Выдается доверенность на действие от лица плательщика на срок, который не может превышать трех лет, согласно статье 186 Гражданского кодекса. Доверенность, составленная без указания конкретного срока, является действительной в течение одного календарного года.

Так, физическим лицом чаще всего уполномоченному представителю прописываются такие полномочия, как уплата налогов и сборов своевременно и из средств плательщика, представление интересов при решении налоговых споров и вопросов.

Организации своим уполномоченным представителям предписывают больше полномочий, на основании которых представитель может полностью исключить участие самой организации в решении налоговых вопросов и налоговых правоотношений. Каждые три года доверенность на действие представителя обновляется.

Консолидированная группа плательщиков

Уполномоченным представителем такой группы является ответственное лицо, которое законом наделено правом представлять интересы в вопросах налогообложения всех участников группы. При этом его полномочия достаточно обширны, независимо от того, что именно прописано в соглашении о создании консолидированной группы плательщиков. К этим полномочиям относятся:

  • представлять интересы при нарушении норм налогового права;
  • представлять интересы при взыскании недоимок и задолженностей по уплате сборов и налогов;
  • представлять интересы при регистрации соглашения о создании.

То есть, каждому участнику группы нет необходимости обращаться в налоговый орган для реализации прав и обязанностей по налоговому праву, поскольку все эти действия может выполнить одно уполномоченное лицо.

При этом статьей 29 Налогового кодекса предусмотрено сохранение полномочий плательщика даже в том случае, если договор был досрочно расторгнут. При этом уполномоченный представитель группы не лишен права и передачи своих полномочий путем подписания соответствующей доверенности на другое лицо, не входящее в состав группы, для представления интересов всех участников.


Заместитель прокурора обратился в суд с иском к нотариусу г. Махачкалы о лишении права заниматься нотариальной деятельностью в связи с тем, что последний был осужден за совершение умышленного преступления.

На основании обращения физических лиц районная прокуратура провела проверку на предмет наличия нарушений законодательства о нотариате. В ходе проверки было установлено, что по приговору мирового судьи президент нотариальной палаты Республики Дагестан, занимающийся частной практикой, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 1281 УК РФ за клевету, содержащуюся в публичном выступлении. Нотариусу назначено наказание в виде штрафа, от которого он впоследствии был освобожден в связи с объявлением амнистии.

По поручению прокуратуры Управлением Минюста по Республике Дагестан неоднократно направлялись письма с требованиями провести внеочередное заседание правления нотариальной палаты на предмет рассмотрения вопроса о лишении указанного нотариуса права осуществлять нотариальную деятельность. Вопрос так и не был рассмотрен, нотариус полномочия по собственному желанию не сложил, что и послужило основанием для обращения в суд.

В обоснование исковых требований прокурор ссылался на противоречие в действиях нотариуса положениям п. 4 ч. 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате, в соответствии с которыми нотариусом не может быть лицо, осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения соответствующих обязанностей по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Он пришел к выводу, что принимать решения о наличии оснований для инициирования процедуры лишения нотариуса, который занимается частной практикой, права нотариальной деятельности может только нотариальная палата. Ссылаясь на толкование п. 4 ч. 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате, данное Конституционным Судом РФ в Определении от 28 января 2016 г. № 198-0, суд заключил, что положения нормы по своему смыслу касаются только лиц, претендующих на занятие нотариальной деятельностью, а не уже практикующих нотариусов.

Апелляция решение поддержала, дополнительно указав на еще одно Определение Конституционного Суда от 8 декабря 2011 г. № 1714-0, в котором содержится указание на то, что освобождение нотариуса от должности не является исключительно дисциплинарным взысканием, а представляет собой еще и необходимое последствие наступления обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее сохранение нотариусом своего статуса. Оценивать степень и характер нарушений, допущенных нотариусом, занимающимся частной практикой, определять в пределах своих полномочий меру дисциплинарной ответственности или инициировать в суде процедуру лишения нотариуса права нотариальной деятельности должна именно нотариальная палата при выполнении возложенных на нее контрольных полномочий. В данном деле лицо осуждено не как нотариус и не за совершение нотариальных действий, противоречащих закону.

При этом довод прокурора о том, что он как надзорный орган наделен полномочиями и правом обратиться в суд силу ст. 45 ГПК РФ, суд отклонил: «С такими требованиями прокурор вправе обратиться только в отношении нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в то время как Джалаев М.К. является нотариусом, занимающимся частной практикой, контроль за исполнением профессиональных обязанностей которого осуществляют только нотариальные палаты».

Верховный Суд занял иную точку зрения, Определением от 23 июля 2018 г. № 20-КГПР18-3 направив дело на новое рассмотрение.

По мнению ВС, нотариальные действия в Российской Федерации совершаются в соответствии с Основами законодательства о нотариате всеми нотариусами безотносительно того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

При этом ч. 5 ст. 12 Основ законодательства содержит перечень юридически значимых случаев, наступление которых объективно требует освобождения нотариуса от полномочий. Суд подчеркнул, что прекращение полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, допускается лишь на основе судебного решения о лишении его права нотариальной деятельности, которое может быть обжаловано в установленном законом порядке, что гарантирует объективное исследование всех обстоятельств дела.

Довод апелляции о том, что нотариус осужден безотносительно к его профессиональной деятельности, Суд признал противоречащим закону: «Сам факт наличия вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении нотариуса за совершение умышленного преступления является основанием для лишения его права заниматься нотариальной деятельностью».

Суд напомнил о публично-правовом статусе нотариусов, что обусловливает предъявление к ним особых (повышенных) требований, с тем чтобы обеспечить независимое, объективное и беспристрастное исполнение возложенных функций. «Это одна из основных гарантий нотариальной деятельности», – подчеркнул Верховный Суд со ссылкой на Определение Конституционного Суда № 198-0. При этом право прокурора обращаться с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, предусмотрено п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Ссылки судов первой и апелляционной инстанций на определения Конституционного Суда в обоснование отказа в иске прокурору Суд назвал ошибочными: «Контрольные полномочия нотариальных палат не исключают существование и иного контроля за деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат».

Оперативный комментарий по рассматриваемому делу Федеральная нотариальная палата России не предоставила. Получить ответ от Генеральной прокуратуры пока также не удалось.

Артем Берлин, юрист юридической фирмы «Борениус», комментируя ситуацию, подчеркнул, что позиция Верховного Суда основана на ряде определений Конституционного Суда, который еще в 2016 г. признавал освобождение нотариуса от должности по иску прокуратуры не противоречащим Конституции. Он призвал к необходимости разделять лишение статуса как меру дисциплинарной ответственности или в связи с наступлением «безусловных» оснований, установленных законом: «Если первое действительно отнесено законом к исключительной компетенции нотариальных палат, то в отношении вторых такого указания не содержится. Между тем если при рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности имеется спор о праве (нужно доказывать наличие проступка, его тяжесть, вину нотариуса и проч.), то прекращение статуса в связи с осуждением, ограничением дееспособности или банкротством спора фактически не содержит – достаточно просто представить судебное решение».

По просьбе «АГ» директор ИЗиСП, академик РАН Талия Хабриева ответила на вопрос о том, как с теоретической точки зрения действовать в ситуации, когда лицо (будь то нотариус, судья или адвокат) осуществляло полномочия, а затем было лишено права занимать соответствующую должность: могут ли ретроспективно быть поставлены под сомнение принятые решения или подписанные таким лицом документы.

Отвечая на вопрос, Талия Хабриева остановилась на ситуации, которая могла возникнуть, если бы речь шла о лице, наделенном судейским статусом: «Конечно, вопрос непростой. Представляется, что в момент отправления правосудия лицо было наделено полномочиями судьи в соответствии установленными законом правилами. Это лицо имело право принимать тот или иной судебный акт. Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о том, что, несмотря на прекращение полномочий судьи, вынесенные им ранее акты останутся в силе», – заключила Талия Ярулловна.

Читайте также: