Витрина данных для налогового мониторинга

Опубликовано: 16.05.2024

Авиакомпания «Аэрофлот» получила престижную премию «Время инноваций» за 2019 год в категории «IT и цифровые технологии». Высокой наградой отмечен проект «Витрина данных для целей налогового мониторинга», реализованный авиакомпанией и признанный организационно-управленческой инновацией года.

«Витрина данных для целей налогового мониторинга» работает в авиакомпании почти два года, и за это время проект в профессиональных кругах получил беспрецедентное признание. Достаточно сказать, что нынешняя награда уже четвертая для проекта: «Витрина данных» отмечена Global CIO (профессиональным сообществом IT-директоров) в номинации «Информационные технологии для финансовой службы» за 2018 год; премией в области информационных технологий SAP Value Awards 2018 в номинации «Новые горизонты»; премией в сфере корпоративного налогообложения в номинации «Налоговый проект года» — эту награду учредил Российский союз промышленников и предпринимателей совместно с аудиторской компанией PwC.

На 40%

снизилось число запросов налоговых органов в «Аэрофлот»

Аэрофлот открыл «Витрину данных» с целью размещения отчетности и расшифровок к ней для контроля со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС России) и в тесном сотрудничестве с ней. Специалисты ФНС России получили онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности Аэрофлота вплоть до первичного документа. Цифровая платформа также позволяет контролировать качество подготовки налоговых деклараций, получать сведения о начислениях в бюджеты всех уровней, оценивать заявленные Аэрофлотом налоговые риски, отслеживать результаты контрольных процедур, направленных на недопущение реализации налоговых рисков.

Наряду с повышением качества информации, предоставляемой в ФНС России, внедрение «Витрины данных» укрепляет имидж Аэрофлота как надежного и ответственного налогоплательщика с прозрачными и открытыми бизнес-практиками.


По данным одного из участников проекта «Витрина данных», мирового лидера в корпоративном программном обеспечении компании SAP, Аэрофлот стал первой российской транспортной компанией, начавшей использовать налоговый мониторинг.

Бухгалтерии нужна ясность

Руководство ПАО «Аэрофлот» поставило цель сократить затраты на налоговое администрирование. Для этого требовалось оцифровать процессы отчетности с помощью передовых IT-решений. Работа над проектом началась в июне 2017 года. Заказчиком выступила бухгалтерия ПАО «Аэрофлот», кроме того, были задействованы сотрудники IT-блока авиакомпании, активное участие в проекте приняли специалисты SAP и PwC.

Вспоминает Кирилл Богданов, заместитель гендиректора ПАО «Аэрофлот» по информационным технологиям: «На разных этапах проекта в рамках проектной команды привлекались ведущие специалисты SAP, RAMAX, PwC. При этом отмечу, что для нормального взаимодействия и раскрытия отчетности нужно было создавать не только "Витрину данных", но и выстраивать систему контроля за правильностью осуществления операций на каждом этапе бизнес-процессов (включая и методологию, и автоматизацию), регламентировать взаимодействие с ФНС, готовить пользователей, менять внутренние организационные документы и многое другое. Трудоемкость таких работ напрямую зависела от готовности компании для перехода на налоговый мониторинг. В Аэрофлоте подготовка к проекту заняла порядка года, и с нашей стороны участие сотрудников подразделений компании мы оцениваем до 15 тыс. человеко-часов».

История налогового мониторинга

На начальном этапе были согласованы форматы обмена данными с ФНС, обеспечена готовность систем телекоммуникации, создан архив электронных документов, в итоге выстроена информационная модель, объединяющая сведения из множества источников в единое пространство. При согласовании с ФНС методологии взаимодействия были учтены все действующие нормы законодательства, предусмотрена возможность внесения доработок и изменений. Проектная команда провела множество встреч с представителями ФНС и получила рекомендации, как создать решение, которое отвечало бы актуальным потребностям налоговых органов. В итоге Аэрофлот внедрил передовой IT-функционал — единую платформу «Витрина данных ПАО «Аэрофлот» для целей налогового мониторинга».

Эксплуатация новой цифровой платформы началась с 1 января 2018 года. С этого момента представители ФНС в режиме онлайн могут получать детальные расшифровки налоговой и бухгалтерской отчетности, просматривать скан-образы первичных документов в электронном архиве, в котором в стандартизованной форме объединены различные системы хранения документов, а также скачивать на свои рабочие станции отчеты и первичные документы. Информация о деятельности ПАО «Аэрофлот» и его взаимодействии с контрагентами максимально прозрачна и доступна в любое время. В течение года в «Витрине данных» отражается всего более 10 млн хозяйственных операций, влияющих на налоговые обязательства.

Увеличивать количество процессов

«Витрина данных налогового мониторинга» работает с той же базой данных, что и учетная система, и имеет бесшовную интеграцию с электронным архивом первичных документов. Таким образом, объем документов учетной системы — это объем финансовых транзакций с соответствующим приложением архива подтверждающих документов (скан-образов). Одной из задач промышленной эксплуатации учетной системы является планомерное увеличение количества бизнес-процессов, результатом исполнения которых является оставленный в учетной системе «след» контроля об их корректном исполнении, дальнейшее пополнение электронного архива скан-образами первичных бухгалтерских и других необходимых для осуществления контроля документов. На данный момент ежемесячно в электронном архиве размещается около 200 тыс. документов.

Наполнением архива занимаются ответственные исполнители, которые заинтересованы в скорейшем выполнении конкретного процесса: например, регистрация счета на оплату, получение счета-фактуры, подписание акта выполненных работ или накладной. Бизнес-процессы, в которых появляются входящие и исходящие первичные документы, компания автоматизирует с использованием электронного документооборота с контрагентами и технологий штрих-кодирования при печати бумажных документов, что позволяет в дальнейшем автоматически как размещать их в архив, так и находить их там.

Внедрение «Витрины данных» стимулирует к дальнейшему совершенствованию бизнес-процессов, обеспечению систематизации действий по выявлению рисков на каждом этапе, упорядочению контрольных процедур, снижению ошибок, оценки эффективности рабочих мест и т. д. Следует отметить, что с начала внедрения «Витрины данных» затраты на налоговое администрирование сократились на 7%.

Образец для подражания

«Витрина данных» получилась настолько удачной, что ФНС России выбрала систему Аэрофлота для презентации Председателю Правительства России Дмитрию Медведеву. Гендиректор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев выступил на совещании у премьера:

«Контроль правильности отражения данных в налоговых и бухгалтерских отчетах осуществляется с двух сторон: налоговый инспектор контролирует через витрину, мы контролируем изнутри. Когда возникают какие-либо отклонения, они фиксируются, налоговый инспектор видит, что именно мы исправили и как. В случае необходимости он может запросить данные.

Также в системе мы видим, какие документы необходимы для того, чтобы подготовить декларации по НДС, налогу на прибыль и другие, как распределены наши документы. Это дает нам возможность правильно формировать бухгалтерские отчеты и распределять ресурсы бухгалтерии.

На следующем этапе мы сделаем чат-бот для общения с налоговыми инспекторами.

Кроме того, в системе есть история запросов. Чем она интересна? Мы видим фамилии сотрудников налоговой службы, которые зашли в "Витрину данных", какие документы, регистры они смотрели. Мы здесь показываем все документы, которые направлены по запросу. Таким образом руководители налоговых органов могут контролировать качество налоговых проверок. Количество запросов от налоговой инспекции в 2019 году сократилось более чем в два раза, количество бумажных документов, которые мы представляем в налоговую инспекцию, уменьшилось на 90% по сравнению с 2018 годом. Мы сократили подготовку годового отчета вместе с "дочками" на два месяца, что было для нас довольно сложно, так как мы формируем отчетность как по РСБУ, так и МСФО. Эта система для нас настолько сейчас понятна и прозрачна, что никакой рекламы не надо. Мы не боимся проверок (их было много), экономим деньги плюс сами видим, что сделали все правильно, у нас меньше налоговых рисков, и мы это показываем совершенно четко налоговой инспекции, которая тоже нам не задает лишних вопросов».

Ирина Николаева, главный бухгалтер ПАО «Аэрофлот»

Наши бухгалтеры работают в IT-среде

— Какие цели преследовала компания «Аэрофлот», когда решила внедрить новую систему контроля?

— Мы взаимодействуем с ФНС очень тесно, у нас нет секретов от налоговой службы. Поэтому и решили подключить непрерывный дистанционный налоговый контроль, чтобы сделать отчетность компании более прозрачной для ФНС и сократить расходы на налоговое администрирование не только «Аэрофлота», но и налоговых органов. Мы дополнительно ставили цель ускорить формирование налоговой и бухгалтерской отчетности.

— Что послужило главным стимулом для внедрения системы?

— Развитие компании: рост пассажиропотока и количества направлений, а также запуск новых сервисов. Как следствие, у нас непрерывно растет документооборот, а вместе с ним — количество налоговых операций. Далее неизбежно увеличивается и количество запросов из ФНС. В результате дошло до того, что налоговая служба направляла нам около 500 запросов ежегодно. В ответ бухгалтерия готовила уже тысячи пояснений и сотни тысяч первичных документов. В основном это были бумажные экземпляры, поэтому значительными были не только трудозатраты, но и сопутствующие расходы.

— Как и благодаря чему упростился документооборот с налоговыми органами?

— «Аэрофлот» уже несколько лет удерживает четвертое место в мире среди авиакомпаний по цифровизации. Именно благодаря высокому уровню цифровизации бизнеса мы смогли запустить «Витрину данных» — систему внутренних налоговых контролей, которые начинаются уже в момент объявления конкурсных процедур и заканчиваются только после формирования налоговой отчетности. Мы используем сервис «Витрина данных» уже почти два года. Этот инструмент помогает инспекции лучше понять наши бизнес-процессы и типовые операции, а нам — выйти на еще более профессиональный и конструктивный диалог с налоговой службой, в первую очередь с Межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам, которая специализируется на транспортной отрасли. Запросов стало намного меньше, и они стали точнее.

— Какой экономический эффект получила компания и за счет чего?

— Оптимизация затрат на налоговое администрирование в 2018 году составила около 7%, а в 2019-м — еще дополнительно около 5%, количество запросов налоговых органов снизилось почти наполовину, а объем предоставленных бумажных первичных документов снизился на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Многие считают, что бухгалтерия завалена бумагами. В «Аэрофлоте» все не так: наши бухгалтеры работают в IT-среде, с электронными документами и цифровой подписью.

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.


Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.


Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Кратко о Налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля, которая предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:

2016 г. - 7 организаций;

2017 г. - 21 организация;

2018 г. - 26 организаций;

2019 г. - 44 организации.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Первая фаза «Обследование и аудит»:

Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров.

Провести организацию процессов.

Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии.

Провести налоговый аудит.

Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.

Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля).

Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:

Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.

Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.

Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг.

Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС.

Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Налоговая витрина данных - позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.

Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:

Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.

Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.

Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.

Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.

Логирование действий внешнего пользователя.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

Основная задача «Налоговой витрины данных» - позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;

предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;

масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;

снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;

формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;

произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;

реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;

оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;

гарантия точной, целостной и прозрачной информации;

реализация функциональной настройки прав доступа.

Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:

налоговая и бухгалтерская отчетность;

сканы первичных документов;

аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

«1С: Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С: Управление холдингом. ERP» и «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.

«Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.

«Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Базовая функциональность решения «1С: Налоговый мониторинг»

АРМ налогового инспектора;

раскрытие налоговых показателей;

расшифровка налоговых деклараций до документа;

сканы первичных документов и ЭДО;

публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;

чек-лист закрытия периода;

контрольные соотношения деклараций;

сравнение первичной и уточненных деклараций;

проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

Преимущества - практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки - не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Базовая функциональность решения от компании SAP

раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;

встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;

ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;

удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;

передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);

раскрытие структуры системы внутренних контролей;

раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;

возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;

возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);

интеграция с оператором электронного документооборота;

возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;

ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;

наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;

обеспечение целостности данных и контроль изменений;

поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.

Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС - это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Прогнозы развития Налогового мониторинга

Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;

к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;

к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;

увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:

на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок

на 93% снижается сумма начисленных пеней

на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций

на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов

на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС

Наш совет - рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных - это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!

Нужна помощь консультанта?

Теперь никаких проверок и штрафных санкций! Взаимодействуйте ОНЛАЙН с налоговыми органами!

Это высокотехнологичное решение для автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом при осуществлении налогового контроля в форме налогового мониторинга. Разработанная Налоговая витрина необходима для системы внутреннего налогового контроля, что значительно упрощает и ускоряет весь процесс подготовки и сдачи налоговой отчетности, повышает ее качество

Это решение для автоматизации доступа контролирующих органов к информационной системе предприятия в рамках системы налогового мониторинга.

Цель реализации данного проекта: предоставление заказчику современного программного интерфейса на платформе 1С для целей налогового контроля.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТАЛКИВАЮТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ:

  • рост объема документооборота и запросов из налоговых органов
  • увеличение затрат на бумажный обмен, состоящий из тысяч документов
  • затраты на проведение выездных налоговых проверок
  • налоговые риски в форме доначислений, штрафов и претензий
  • несвоевременность подачи отчетности

Для решения данных проблем мы и разработали подсистему на платформе 1С для предоставления налоговым органам онлайн-доступа к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации.

Таким образом, налоговые инспекторы сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ НАЛОГОВАЯ ВИТРИНА ДАННЫХ

Основная задача - максимально удобный и интуитивно понятный интерфейс удаленного рабочего места налогового инспектора с учетом современных ИТ-тенденций и полным спектром функциональности, предоставляемой платформой 1С.

Создание Налоговой витрины данных для налогового мониторинга крупных предприятий позволяет решить целый ряд задач, с которыми они сталкиваются. Это такие задачи как:

  • оптимизация и цифровизация бизнес-процессов;
  • расширение взаимодействия с налоговыми органами;
  • создание удобного в использовании электронного хранилища;
  • предоставление надежного онлайн-доступа контролирующим органам к информационной системе;
  • гарантирование целостности и прозрачности предоставляемой информации;​
  • обеспечение быстрого поиска нужных показателей через механизмы «умного» поиска​;
  • реализовывать контроль доступа инспекторов ФНС в инструменте логирования активности;​
  • обеспечение гибкой настройки прав доступа;​
  • снижение рисков доначислений и претензий;​
  • организовывать и настроить систему внутреннего контроля для снижения налоговых рисков.

Функциональность программы сводится к решению следующих задач:

КАК РАБОТАЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Налоговому органу предоставляется доступ к информационной системе для самостоятельного просмотра и анализа информации по ведению налогового учета по объекту мониторинга, с возможностью запрашивать необходимую информацию в рамках «Удаленного рабочего места налогового инспектора», в т.ч. скан-копии первичных учетных документов.

Удаленное рабочее место налогового инспектора – это уникальный интерфейс, который объединил в себе несколько блоков, позволяющих оперативно использовать и применять в работе содержащуюся в системе всю информацию по отчетам и данным учета прошлых периодов.

Рис. 1. Схема взаимодействия участников налогового контроля с целью проведения налогового мониторинга

Налоговый инспектор получает доступ к областям данных информационной базы:

  • налоговой отчетности
  • бухгалтерской отчетности
  • аналитическим регистрам налогового или бухгалтерского учета
  • учетным документам
  • сканам первичных документов
  • контрольным отчетам

Такой доступ упрощает проверку корректности ведения налогового и бухгалтерского учета.

Хотите узнать стоимость проекта Налоговая витрина?

Жмите на кнопку ниже и запросите консультацию менеджера прямо сейчас!

ДЛЯ КОГО ПОДОЙДЕТ НАШЕ РЕШЕНИЕ

Одним из условий участия компании в налоговом мониторинге является наличие системы внутреннего налогового контроля (далее – СВНК) и отчетных документов, соответствующих требованиям ФНС России, указанным в приказе от 16 июня 2017 года №ММВ 7-15-509@.

к вступлению в режим налогового мониторинга и заключает с ней соответствующее соглашение.

Критерии крупных налогоплательщиков:

= 300 млн. руб"> = 3 млрд. руб"> = 3 млрд. руб">

Нефтяная и газовая отрасли, банки, металлургия, энергетика, машиностроение – это основные отрасли, компании которых участвуют в налоговом мониторинге.

Развитие перевозок и увеличение пассажиропотока ПАО «Аэрофлот» привело к росту объема документооборота и запросов из налоговых органов. Службы направляли более 500 запросов год, в ответ Аэрофлот предоставлял свыше 100 тысяч документов и расшифровок, в основном на бумаге, а значит, увеличивались затраты на сопутствующие услуги. ФНС России предложила крупнейшим налогоплательщикам перейти на новую форму налогового контроля — «Налоговый мониторинг». Аэрофлот оценил преимущества инициативы и решил присоединиться к ней. В рамках перехода на новый режим взаимодействия с налоговым органом руководство компании поставило следующие цели:

  • максимальное использование возможностей дистанционного налогового контроля;
  • синхронизация подходов, применяемых налоговым органом и авиакомпанией для выявления налоговых рисков;
  • экономия затрат на налоговое администрирование при переходе на безбумажную технологию;
  • увеличение скорости формирования налоговой отчетности и повышения ее качества.

Уникальность проекта

Проект является наиболее актуальным и соответствует современным тенденциям по цифровизации бизнес-процессов и установлению открытых отношений между налоговым органом и налогоплательщиком, что позволяет:

  • проводить контрольные мероприятия без привлечения работников компании за счет онлайн-доступа к финансовым данным;
  • сделать информацию о деятельности Аэрофлота и его контрагентов максимально прозрачной и доступной в любое время;
  • хранить и систематизировать данные, обеспечивая быстрый доступ к информации;
  • сотрудникам ФНС России просматривать скан-образы первичных учетных документов из электронного архива через «Витрину данных».

Со стороны Аэрофлота были задействованы сотрудники бухгалтерии и ИТ-департамента. Проект выполнялся с участием специалистов SAP Digital Business Services, RAMAX Group и PwC. Для достижения поставленных целей была разработана информационная модель данных, которая объединила сведения из множества источников в едином пространстве. Отчетность по всем видам налогов была приведена к общему формату и упорядочена в рамках новой иерархии данных. Разработанная методология была согласована с ФНС России, были соблюдены требования всех действующих норм законодательства, предусмотрена возможность внесения доработок и изменений. С учетом всех рекомендаций ФНС России Аэрофлот внедрил ИТ-функционал — единую платформу «Витрина данных ПАО «Аэрофлот» для целей налогового мониторинга». Благодаря слаженной работе команды проект был реализован всего за 6 месяцев.

Разработанное решение позволило:

  • получать детальные расшифровки налоговой и бухгалтерской отчетности в режиме онлайн;
  • повысить скорость и качество коммуникаций Аэрофлота с налоговыми органами;
  • оптимизировать затраты на налоговое администрирование за 6 месяцев на 7 %;
  • снизить количество запросов налоговых органов на 40 %;
  • уменьшить количество предоставленных бумажных документов в 5 раз за 6 месяцев в 2018 году по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году;
  • объединить различные системы хранения документов в электронный архив.

Создание «Витрины данных ПАО «Аэрофлот» для налогового мониторинга» и реализация сопутствующих проектов позволило решить целый ряд задач, с которыми сталкиваются все крупные компании, это такие задачи как:

  • оптимизация и цифровизация бизнес-процессов;
  • расширение взаимодействия с налоговыми органами;
  • создание удобного в использовании электронного хранилища.

По итогам внедрения отмечены следующие важные моменты:

  • необходимы постоянные консультации с представителями ФНС России;
  • команда проекта должна быть многозадачной и состоять из представителей бухгалтерии, IT, сторонних методологов и консультантов;
  • вступление в режим налогового мониторинга и сопутствующие процессы позволяют пересмотреть учетные процессы в компании.
География проекта Россия

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам войти в систему или зарегистрироваться.

Читайте также: