Виды налоговых проверок по нк рф
Опубликовано: 14.05.2024
Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.
Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)
Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:
- камеральной;
- выездной.
Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.
Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.
Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.
Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?
В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.
В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:
- комплексные;
- выборочные.
В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.
- плановые;
- внеплановые проверки.
В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.
Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.
Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.
Камеральная проверка организации
В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.
Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.
Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ
Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.
Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.
В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:
- допрашивать свидетелей;
- назначать экспертизы;
- производить осмотр помещений и документов;
- проводить инвентаризацию имущества;
- осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.
Отличия камеральной и выездной налоговой проверки
Приведем основные отличия в таблице:
По каким критериям производится сравнение? | Камеральная | Выездная |
Предмет проверки | Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации | Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика |
Срок проверки | 3 месяца после получения ФНС декларации | 2 месяца |
Возможность приостановления или продления срока проверки | Нет | Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода |
Основание для проверки | Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется | План проверок, решение руководителя ФНС или его зама. |
Итоговый документ | Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт | Составляется справка, а затем акт. |
Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.
- Понятие налоговой проверки
- Выездная проверка
- Камеральная проверка
- Встречная проверка
- Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
- Итоги
Понятие налоговой проверки
Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.
Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:
- с получением пояснений;
- проверкой данных учета и отчетности;
- осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
- другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.
Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:
Существует несколько видов налоговых проверок.
Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Выездная проверка
При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.
Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):
- место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
- срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
- период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).
Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:
Подвиды выездных налоговых проверок
Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.
Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов
Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.
Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения
Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.
Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.
Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности
Камеральная проверка
Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.
Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:
- место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
- длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС - 2 месяца);
- период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).
Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.
Встречная проверка
Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.
Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):
- как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
- дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
- проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
- проверить реальность отраженных в учете операций;
- сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).
Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.
О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:
- собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
- опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).
Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.
Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Итоги
В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.
Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.
Информация подготовлена и предоставлена редакцией "Бератор". Впервые была опубликована в бераторе "К вам пришла проверка".
Налоговые инспекции проводят:
налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);
неналоговые проверки (инспекторы проверяют не связанные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).
Виды налоговых проверок
Налоговые проверки бывают:
• выездные (иногда их называют «документальные») -это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;
• камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам).
Выездные проверки
Выездные проверки наиболее опасны — именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.
Выездные проверки бывают:
• комплексные и выборочные (тематические);
• плановые и внеплановые;
Комплексные и выборочные проверки
При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам.
Особый вид выборочной проверки - тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.
Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фирмы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку.
Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января
2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную проверку.
Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.
Контрольная проверка
Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.
Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.
Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная.
Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.
Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача - проверить фирму, то при контрольной - налоговую инспекцию.
Региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».
Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.
Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия - это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2002г. №А05-1415/01 -104/13).
Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.
Плановые и внеплановые проверки
Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.
Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.
Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна приносить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрывают налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации -ждите проверку.
Насторожить налоговиков может и то, что данные отчетности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинаковом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.
ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы составила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же месяце фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).
За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому налогу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).
В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сырье, которое было куплено в августе.
За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.
В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно заплатить в бюджет.
Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.
Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.
Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность проверки.
Встречная проверка
Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм.
Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.
Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе запросить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.
Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.
За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года - 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу проводилась встречная проверка.
Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера
В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.
Один из возможных результатов встречной проверки - отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов.
Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия - об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей - налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.
Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.
Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже - цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где стоят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.
Если расхождения окажутся серьезными и приведут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики передадут материалы в милицию. В такой ситуации милиционеры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).
Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас
Если встречная проверка проводится на вашей фирме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.
Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.
Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.
Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участников и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса.
По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.
В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).
Виды неналоговых проверок
В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:
1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Комментируемая статья устанавливает общие положения о налоговых проверках.
Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.
Следует отметить, что в настоящее время понятие встречной проверки из НК РФ исключено - эта форма налогового контроля трансформировалась в такую форму, как истребование документов (информации) о налогоплательщике.
Уточнение об этом содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N 09АП-5423/2008-АК.
Как отмечено в Постановлении ЕСПЧ от 20.09.2011 "Дело "ОАО "Нефтяная компания Юкос" (OAO "Neftyanaya kompaniya Yukos") против Российской Федерации" (жалоба N 14902/04), налоговые органы. вправе проводить проверки в целях выявления фактического собственника реализованного имущества и фактического получателя экономической выгоды и установления его недобросовестности, выразившейся в применении схемы уклонения от уплаты налогов. При этом налоговые органы устанавливают лицо, являющееся фактическим собственником, исходя из фактических отношений, возникающих между сторонами сделок, вне зависимости от того, какие лица названы собственниками имущества в представляемых в ходе налоговой проверки документах.
Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: 88, 89, 93, 93.1 и других.
При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Следует обратить внимание, что осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", статьей 7 Закона о налоговых органах, пунктом 5.1.6 Положения о ФНС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Как разъяснено в Постановлении ФАС Московского округа от 23.07.2010 N КА-А41/7810-10, названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В связи с чем суд пришел к выводу, что проведение сотрудниками налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Изложенная позиция находит свое отражение и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.07.2012 N А65-2230/2012.
Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 16.06.2009 N 1988/09 и от 02.09.2008 N 3125/08 определил правовую позицию, в соответствии с которой проверочная закупка должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).
Преднамеренное использование при осуществлении проверки должностного лица контролирующего органа, инициирование покупки им продукции свидетельствует о применении проверяющими недозволенных методов проверки.
С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае результат проверочной закупки, проведенной при осуществлении контроля за применением организацией контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.
Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016
Проверив законность оспариваемых решений по доводам заявления, суды руководствуясь положениями статей 87, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, а также главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нашли оснований для отмены указанных решений.
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации статьями 82, 87, 88, 101, 119, 122, 258, 259, 373 – 375, 383, 385, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 244, 246, 247, 249, 250, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств.
Новая редакция Ст. 87 НК РФ
1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Комментарий к Статье 87 НК РФ
В ст. 87 НК РФ законодатель определяет, что одной из самостоятельных форм налогового контроля является налоговая проверка. Проверки бывают камеральные и выездные.
Камеральная проверка - это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по местонахождению фирмы. Впрочем, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
Другой комментарий к Ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 87 Кодекса содержит общие положения о налоговых проверках, деля их на камеральные и выездные. В свою очередь положения о камеральных налоговых проверках содержатся в ст. 88 Кодекса, о выездных налоговых проверках - в ст. 89 Кодекса (см. комментарии к ст. 88 и 89 Кодекса).
Частью 1 ст. 87 Кодекса установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Несложно заметить, что приведенное правило распространяется как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.
При толковании приведенной нормы ч. 1 ст. 87 Кодекса в п. 27 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам предписано исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 7 октября 2003 г. N 2203/03 указал, что из содержания нормы ч. 1 ст. 87 Кодекса видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении. Согласно материалам дела выездная налоговая проверка осуществлялась инспекцией в 2002 г., в связи с чем Президиум ВАС России сделал вывод, что проверке могли быть подвергнуты предшествовавшие ей три года: 2001, 2000 и 1999.
Частью 2 ст. 87 Кодекса предусмотрена возможность проведения налоговыми органами встречных проверок, под которыми, как следует из комментируемой статьи, понимается истребование при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у лиц, чья деятельность связана с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора), документов, относящихся к деятельности последнего.
В пункте 3 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" закреплено право налоговых органов получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Там же установлено, что должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
Как видно, законодательное регулирование проведения налоговыми органами встречных проверок довольно скудно, но и из приведенных положений ст. 87 НК можно сделать некоторые выводы.
Прежде всего, проведение налоговыми органами встречных проверок осуществляется в рамках проведения камеральной или выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика (плательщика сбора). Соответственно, налоговый орган вправе истребовать документы только у лиц, имевших с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора) значимые для налогообложения отношения, и только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).
Следует также отметить, что встречная проверка проводится налоговым органом путем истребования у контрагентов проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), т.е. в Кодексе не идет речь о том, что в рамках встречных проверок должностные лица налоговых органов вправе осуществлять те мероприятия, которые они проводят в рамках выездной налоговой проверки, - проводить осмотр, производить выемку документов и предметов и т.д.
В комментируемой статье не говорится о том, что истребование налоговым органом документов в рамках проведения встречной проверки осуществляется в порядке, определенном ст. 93 Кодекса, и в п. 1 ст. 93 Кодекса указано на право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать необходимые для проверки документы только у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Из этого следует, что истребование документов в рамках встречной проверки и истребование документов в порядке, определенном ст. 93 Кодекса, - это различные мероприятия.
Непредставление или ненадлежащее представление документов налоговому органу по его запросу в рамках встречной проверки влечет налоговую ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 Кодекса (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).
В части 3 ст. 87 Кодекса установлен запрет проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
В пункте 8 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, когда при применении положений ст. 87 Кодекса, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных налоговых проверок, суд не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической деятельности налогоплательщика.
В качестве исключения в комментируемой статье установлено, что повторная выездная налоговая проверка может проводиться:
в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации);
вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Аналогичное правило закреплено ч. 3 ст. 89 Кодекса (см. комментарий к ст. 89 Кодекса).
Как установлено комментируемой статьей, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи. О форме и требованиях к такому постановлению см. комментарий к ст. 89 Кодекса.
Согласно ст. 87 Кодекса особенности проведения налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" части второй Кодекса. В указанной главе Кодекса определены особенности проведения только выездных налоговых проверок при выполнении СРП (см. комментарий к ст. 89 Кодекса).
Читайте также: