Роль налогов в условиях экономических кризисов

Опубликовано: 19.09.2024


Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, очень необычный. Сложно найти похожее развитие событий в прошлом. Поэтому важно выделить основные компоненты кризиса, чтобы сформулировать адекватные антикризисные меры. Сразу оговорюсь, о каком кризисе идет речь в этой записке.

В конце 2019 года новый коронавирус появился в городе Ухань в Китае и в начале 2020 года стал распространяться по миру из-за носителей, путешествующих из Китая в разные страны.

Распространение нового вируса имеет следующие особенности:

1. высокая степень контагиозности;
2. достаточно долгий инкубационный период;
3. высокая доля бессимптомных носителей;
4. значительная доля носителей с тяжелыми симптомами;
5. достаточно высокий уровень смертности (пока неточно определяемый);
6. отсутствие лекарственных препаратов, имеющих доказанное воздействие на течение заболевания.

Неудивительно, что в этих условиях люди стали избегать некоторых товаров и услуг, потребление которых сопряжено с необходимостью близко контактировать с другими людьми, возник запрос на социальное дистанцирование с соответствующим спадом спроса на ряд товаров и услуг.

В свою очередь, высокая контагиозность и значительное число бессимптомных или слабо симптоматичных носителей предопределили экспоненциальный рост числа заболевших, в том числе тяжело заболевших и требующих реанимационной поддержки. Это усилило нагрузку на систему здравоохранения, которая не готова обеспечить всех тяжелобольных адекватной поддержкой в ОРИТ. В связи с этим государства на определенной стадии распространения заболевания начали вводить меры, в той или иной степени ограничивающие контакты людей, вплоть до полного карантина. Задача этих мер – замедлить распространение эпидемии, чтобы система здравоохранения могла обеспечить поддержку всех тяжело заболевших.

Так как до сих пор неизвестно, возникает ли надежный уровень иммунитета у перенесших заболевание, и при какой доле заболевших возникает групповой иммунитет к нему, а тестирование на вирус и на антитела к нему еще не проводятся в объеме, необходимом для понимания степени распространенности заболевания, то сложно оценить, сколько времени еще потребуется для стабилизации ситуации.

В свою очередь, параллельно с ухудшением эпидемиологической обстановки начал развиваться и экономический кризис. Изменилось отношение потребителей к определенным товарам и услугам: добровольно – в случае самых осведомленных и вынужденно – в случае менее осведомленных и/или более рискованных, благодаря введенным государством ограничительным мерам. От потребления некоторых они отказались совсем, потребление некоторых снизили, потребление третьих, напротив, выросло. При этом нельзя полностью списать отказ от потребления на классический шок спроса. Фактически произошла переоценка того или иного товара или услуги с точки зрения полезности для потребителя. Повышенный риск заражения коронавирусом при потреблении того или иного товара или услуги изменил их ценность для потребителя – из приносящих полезность и удовольствие они стали угрожающими здоровью и жизни. Понятно, что классический рецепт для экономической политики – лечить отрицательные шоки спроса наращиванием денежной массы – тут работать не будет, так как ожидаемые риски здоровью слишком высоки, чтобы можно было компенсировать их деньгами.

В какой-то мере подобная ситуация отказа от потребления товара или услуги возникает, когда какие-то товары или услуги становятся устаревшими, и им на смену приходят новые, более современные разновидности и технологии. Обычно такое происходит не мгновенно, занимает несколько лет, и производители имеют возможность перестроить производства. Те же, кто не смог оценить важность происходящих на рынке изменений или не сумел эффективно перестроиться, покидают рынок.

В текущей ситуации снижение потребления произошло совершенно неожиданно и бизнес не был готов к этому. Однако хорошей новостью является то, что есть основания считать, что снижение спроса временно и при успехе в создании вакцины или прояснении ситуации с групповым иммунитетом спрос восстановится до прежнего уровня достаточно быстро. То есть, в массе производители не должны принципиально менять свои технологии и перестраивать бизнес в силу долгосрочного изменения спроса.

С точки зрения влияния новой экономической ситуации на деятельность фирм можно выделить несколько категорий бизнеса (отраслей):

  1. Отрицательный шок без возможности адаптации:
  • Бизнес, спрос на товары и услуги которого упал до нуля, и не имеющий возможности использовать удаленный формат для продаж (салоны красоты, стоматология, неэкстренные медицинские услуги, фитнесс центры, гостиницы и другие). Этот бизнес характеризуется необходимостью тесного контакта потребителя и поставщика.
  • Компании, предоставляющие услуги или товары для бизнеса (B2B), спрос на которые упал не напрямую, а опосредованно, в силу того, что потребитель его услуг попадает в категорию 1.
  1. Отрицательный шок с возможностью адаптации:
  • Бизнес, спрос на товары и услуги которого упал значительно, но имеющий возможность использовать удаленный формат для некоторой компенсации продаж (образование на разных уровнях – от дошкольного до высшего, IT, розничная торговля, рестораны и т.д.)
  1. Положительный шок спроса:
  • Бизнес, спрос на товары и услуги которого вырос и имеющий возможность использовать удаленный формат продаж (некоторые сферы розничной торговли, аптеки, производство СИЗ, услуги доставки и т.д.)
  1. Отсутствие значительного шока спроса:
  • Бизнес, имеющий возможность продолжать деятельность (нет тесного контакта с потребителем и работником и между работниками), но не имеющий возможность это делать в силу ограничений на перемещение работников, наложенных государством.

В силу того, что бизнес в категории 3 представляет собой очень незначительную долю от всей экономики, то замедление темпов роста и даже падение экономики в этих условиях являются неизбежными. Перед государством стоит задача по смягчению негативных последствий для граждан и экономики.

Какие меры поддержки может предложить государство в таких условиях, чтобы снизить глубину и продолжительность экономического кризиса?

Дополнительным условием при разработке мер поддержки экономики должна быть ориентация на то, чтобы эти меры не стали тормозом для восстановления экономики в условиях улучшения эпидемиологической ситуации, а в идеале, напротив, способствовали бы ее быстрому восстановлению.


Имея в виду неоднородный эффект кризиса на экономику, необходимо сформулировать цели, стоящие перед государственной политикой в отношении разных категорий экономических агентов и бизнесов. Исходя из неэкономической природы причины кризиса и его краткосрочности, можно предложить в качестве целей:

  • максимальное содействие бизнесу из группы риска в консервации издержек на период кризиса;
  • при одновременной поддержке населения, потерявшего источники дохода, денежными трансфертами.
1. С точки зрения мер социальной политики представляется важным, чтобы государство обеспечило условия выживания для самых малоимущих слоев населения, с учетом того, что данная категория граждан будет стремительно увеличиваться в текущих условиях. Группа риска – это люди, потерявшие работу и/или источники дохода полностью или частично.
2. С точки зрения поддержки бизнеса, государство должно способствовать тому, чтобы помочь ему пережить кризис с тем, чтобы после его окончания наиболее эффективный бизнес мог быстро восстановиться и обеспечить предложение рабочих мест и рост экономики, а соответственно и доходов населения.
3. С точки зрения указанных выше групп бизнеса особенно важно, чтобы меры позволили в краткосрочном периоде пережить кризис бизнесу из категории 1), и не осложнили ситуацию для бизнеса из категории 2).

Для бизнеса категории 1), спрос на товары и услуги которых упал до нуля, но нет никаких причин ожидать, что он не восстановится после окончания эпидемии, естественной возможностью пережить ситуацию является консервация бизнеса. Спрос на его товары и услуги невозможно повысить в текущих условиях, поэтому альтернативой является только максимальное снижение издержек. Этот бизнес должен максимально медленно накапливать долги в текущих условиях.

Основные категории расходов бизнеса в отсутствии спроса и производственной деятельности:

  • Заработная плата.
  • Арендная плата.
  • Обслуживание кредиторской задолженности.
  • Налоги, в первую очередь на ФОТ.

Какие меры государственной политики могут помочь бизнесу снизить издержки?

Таким образом, набор мер, нацеленных на поддержку бизнеса категории 1 должен включать в себя:

  • введение простой процедуры, позволяющей увольнять работников и/или отправлять их в неоплачиваемый отпуск;
  • снижение до нуля арендной платы в случае нахождения помещения в муниципальной собственности;
  • заморозка платежей по кредиторской задолженности.


Такие меры позволят бизнесу максимально сократить текущие издержки. В условиях восстановления спроса наиболее успешные компании, как с точки зрения накопленных ранее доходов, так и с точки зрения способности управлять издержками в кризисный период, смогут быстро восстановиться и нанять недостающих работников.

Как определить бизнесы, которые попадают в категорию 1? Их можно определить по отраслевой принадлежности, и список рискованных отраслей можно составить, исходя из того, какова необходимая дистанция между потребителем и поставщиком или между работниками. Чуть более сложно обстоит дело со второй группой фирм в этой категории – тех, чей бизнес остановился из-за проблем у потребителя, который попал в первую категорию. Это может быть бизнес из области IT, который потенциально может работать в удаленном режиме, но, являясь частью производственной цепочки и находясь в ситуации, когда у их клиентов спрос упал до нуля, они испытывают всю полноту проблем. Возможность диверсифицировать спрос на свою продукцию и услуги в условиях кризиса может быть доступна для некоторых представителей такого типа бизнеса. Выявлять такие компании можно было бы из налоговых данных (возмещение НДС), ориентируясь на отраслевую принадлежность потребителей их продукции или услуг.

Бизнес категории 2 имеет возможность оптимизировать свою работу полностью или частично, но меры поддержки, сформулированные для бизнеса типа 1 и 4 не навредят и ему, а, напротив, позволят гибко изменить технологию своей деятельности, чтобы отвечать на изменения ситуации на рынке.

Бизнес категории 3 не заинтересован в увольнении работников, напротив, есть вероятность того, что он будет нанимать новых, чтобы удовлетворить рост спроса. Отраслевую принадлежность таких бизнесов также возможно установить из экспертного опроса с тем, чтобы меры, касающиеся снижения нагрузки арендной платы и обслуживания кредиторской задолженности, не распространялись на него.

Бизнес категории 4 – это, вероятно, крупные заводы, работающие по долгосрочным контрактам, в том числе государственным. Для них возможно обеспечить соблюдение мер, нацеленных на нераспространение инфекции – использование СИЗ, измерение температуры, дезинфекцию помещений и транспорта работников. Однако определенная гибкость в отношении занятости также будет способствовать оптимизации их расходов и выживания в условиях общего сокращения спроса.

Таким образом, набор мер, которые повышают вероятность для бизнеса пережить период экономического кризиса, вызванного коронавирусом, должен включать следующие позиции:

  1. Возможность для работодателя с минимальными издержками увольнять сотрудников или переводить их в отпуск без содержания на фиксированный период для всех видов бизнеса и отраслей.
  2. Отмена и/или снижение арендной платы для бизнеса из отраслей категории 1.
  3. Отсрочка выплат по кредиторской задолженности и заморозка процентных платежей на период эпидемии для бизнеса категории 1.
  4. Создание безопасных условий работы для бизнеса категории 4.

В свою очередь, зеркальные меры государственной политики, нацеленные на поддержку людей, оказавшихся без работы и дохода в условиях экономического кризиса, должны включать следующие позиции.

Для людей, утративших работу или перешедших в неоплачиваемый отпуск по решению работодателя, необходимо обеспечить:

  • Облегченный способ постановки на учет с соответствующей выплатой пособия как минимум на уровне МРОТ. Дополнительные меры поддержки могут включать продуктовые ваучеры.
  • Отмена коммунальных платежей.
  • Заморозка платежей по кредитам и заморозка накопления процентов по кредитам. Дополнительные меры для групп риска могут включать денежные трансферты и продуктовые ваучеры для малоимущих семей с детьми и продуктовые пайки для мигрантов (необходимо продумать, как их организовать).

Насколько предложенные правительством России мероприятия в рамках первого пакета мер поддержки экономики соответствуют цели минимизации издержек бизнеса?

Очевидно, что месяц выходных дней, оплачиваемых работодателем, полностью противоречит идее минимизации издержек бизнеса. Фактически государство в директивном порядке запретило увольнение работников и предложило оплатить им месяц выходных, в том числе и фирмам, доходы которых равны нулю. Предложенный вариант беспроцентного кредита на цели выплаты зарплаты также представляется довольно опасным. Во-первых, для тех, кто возьмет такой кредит, это означает рост кредиторской задолженности без возможности погасить ее в ближайшие месяцы. Кроме того, с фонда оплаты труда работодатель должен начислить налоги в размере, значительно превышающем проценты по кредиту. Прекрасно понимая риски, связанные с такого рода кредитованием, коммерческие банки не склонны выдавать такие кредиты, понимая, что в дальнейшем фирмы с большой вероятностью не смогут их выплатить, даже при нулевой процентной ставке. Данная мера в целом представляется крайне неэффективной, и, кроме всего прочего, позволяющей распространить кризис из реального сектора экономики в банковский.

Проблема с предложенными в рамках данной записки мерами государственной политики состоит в том, что действующее российское трудовое законодательство не позволяет фирмам безболезненно увольнять сотрудников. Увольнение работника по инициативе работодателя обходится последнему в районе трех среднемесячных окладов сотрудника. Отпуск без содержания по инициативе работодателя также невозможен. То есть, в условиях отсутствия дохода уволить сотрудника низкомаржинальный бизнес фактически не может. Таким образом, текущее трудовое законодательство не дает российскому бизнесу возможности сократить издержки для выживания в условиях полномасштабного кризиса. Не решая проблему с трудовым законодательством, государство оставляет бизнес один на один с кризисом, устраняясь от решения давно назревшей проблемы негибкости российского Трудового кодекса.


Проведенный в 2012 году в России опрос представителей бизнеса в рамках проекта Всемирного банка "Деятельность предприятий и бизнес климат" оценивал, среди прочего, сколько "стоят" в терминах издержек производства различные факторы бизнес-климата, в том числе регуляторные практики, для российских предприятий. Трудовое законодательство в этом списке было в тройке лидеров, уступая только коррупции и проблемам лицензирования и разного рода разрешений. В условиях разворачивающегося кризиса есть все основания полагать, что проблема трудового законодательства для российского бизнеса, в первую очередь малого и среднего, может стать наиболее серьезной.

Во многих странах мира институты рынка труда имеют встроенную систему поддержки людей, полностью или частично потерявших работу на короткий период времени. Это позволяет странам сегодня использовать эти механизмы в максимальной степени, чтобы позволить и бизнесу пережить краткосрочное падение спроса, и поддержать безработных. В российской системе трудовых отношений такого механизма нет, создать его полноценно с нуля в короткие сроки не представляется возможным, но в текущих чрезвычайных условиях можно и нужно вводить его основные элементы.

Очевидный вопрос, возникающий при обсуждении мер поддержки, состоит в том, из каких источников государство может финансировать расходы по поддержке бизнеса и населения, потерявшего работу в условиях кризиса. По оценкам разных институтов речь идет об объеме финансирования от 1,5 до 5% ВВП. Одна из обсуждаемых возможностей – взять деньги из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Я не могу согласиться с этим подходом. Основная задача ФНБ – это сглаживание расходов государства в условиях падения нефтяных цен. Речь идет о сглаживании запланированных расходов. Использование средств ФНБ на финансирование расходов на поддержку экономики в условиях кризиса, вызванного коронавирусом, противоречит самой идее Фонда и подрывает устойчивость системы государственных финансов в среднесрочной перспективе, особенно на фоне снижения цены на нефть. Классические рекомендации экономической теории – финансирование краткосрочных неожиданных расходов через рост государственного долга – вполне адекватны текущей российской ситуации, тем более что уровень государственного долга страны сегодня минимален.

В завершение хотела бы подчеркнуть, что данная записка не претендует на формулировку глубоко проработанных мер, а скорее, на формулировку подходов к тем мерам, которые будут способствовать минимизации экономических потерь российской реальной экономики в условиях кризиса и наименее безболезненному выходу из него.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Правильное определение стратегии финансового планирования играет решающую роль в судьбе компании в период экономического кризиса. Вероятно, для многих предприятий данный этап станет заключительным, однако грамотный подход к распределению денежных средств с учетом нестабильности рыночной ситуации поможет вам сохранить свой бизнес.

Подробнее о финансовом планировании

Финансовое планирование представляет собой расчет оптимального соотношения получаемой прибыли и запланированных убытков компании для гарантии ее непрерывного функционирования.

Его цель: сопоставление получаемых доходов и расходов с учетом принятой стратегии развития бизнеса в будущем периоде. А также обоснование результативности и правильности выбранной политики.

Основные задачиданного процесса:

  • определение соотношения между нуждой в финансах и их наличием в организации;
  • определение самых прибыльных источников финансовых ресурсов и организация их рационального оборота.

Грамотное финансовое планирование – гарантия того, что компания в состоянии рассчитаться со своими обязательствами. Так как заранее определив дальнейшие затраты, есть возможность перенести некоторые расходы на более ранние или поздние периоды, либо совсем исключить определенные статьи.

Составляя финансовый план при стабильном развитии экономики, компании, как правило, акцентируют внимание на прибыли. Но в кризисный период наиболее важным показателем становится задолженность (перед банком, поставщиками, персоналом). Согласно статистике, именно невозможность погасить задолженность, а не отсутствие прибыли, выступает самой распространенной причиной банкротства многих организаций во время кризиса.

Корректировка принципов финансового планирования в кризис

Одной из главных ошибок руководителей компаний в период кризиса является слепое следование общепринятым принципам без внесения корректировок. Все убеждения относительно планирования по-прежнему играют большую роль, однако стоит сделать акцент на меньшей детализации, повышении гибкости и оперативности.

Принцип гибкости

Один из наиболее важных принципов в условиях кризиса. Гибкость означает возможность оперативно скорректировать планы и подстроиться под непредвиденную ситуацию. Поэтому рекомендуется оставить некую часть финансовых запасов на случай «чрезвычайной ситуации», которая поможет вам продержаться на плаву некоторое время, а еще лучше составить план действий, готовый к реализации в любую минуту.

Однако не стоит делать подушку безопасности слишком большой, ведь это экономически не выгодно.

Принцип «разумной неточности»

Этот принцип противоречит характеристикам финансового планирования при стабильной рыночной ситуации, когда ценится четкость и максимальная конкретика. «Разумная неточность» означает целесообразность задать необходимое направление развития и определить цели предприятия, однако позволить свободно корректировать четкую трактовку под влиянием конкретных событий.

Это дает возможность сохранить стратегические цели, однако позволит выбрать конкретный путь, по которому бизнес будет следовать.

Принцип финансового соотношения сроков

В основе этого принципа лежит четкое установление сроков, в течение которых финансовые средства должны приобретаться и тратиться. Иными словами, вложения, которые окупаются на протяжении длительного промежутка времени, должны финансироваться за счет долгосрочных займов.

Принцип платежеспособности

Подразумевает способность компании в любой момент времени рассчитаться со своими текущими обязательствами. Это обеспечивает наличие определенной суммы на счету предприятия в момент, когда необходимо погасить задолженности.

Принцип единства

Согласно этому принципу, компанию стоит рассматривать как единую систему, деятельность которой сконцентрирована на достижении общей цели. Все отделы и сотрудники тесно связаны между собой, и любое изменение в одной сфере имеет значительное влияние на другие.

Грамотная координация деятельности отдельных подразделений основывается на том, что планируя работу одних подразделений нужно обязательно учитывать их связь с остальными.

Принцип участия

Говорит о том, что каждый сотрудник фирмы независимо от занимаемого поста и обязанностей является участником планирования. И чем сильнее ваши подчиненные будут вовлечены в плановую деятельность, тем более ясным и четким получится результат.

Принцип непрерывности

Согласно этому подходы планирование должно иметь систематический характер, то есть составляться по четкому графику и регулярно подвергаться коррекции. Каждый новый план должен быть логичным продолжением предыдущего, что и обеспечивает их непрерывность.

В трудные периоды особое внимание необходимо уделить оперативности и среднесрочности. Рекомендуется составлять годовые финансовые планы, однако каждый месяц вносить в них соответствующие рыночной ситуации корректировки.

Принцип эффективности

Говорит о том, что финансовое планирование должно приносить пользу само по себе и, несомненно, окупать затраты на его проведение.

Принцип рентабельности вкладов

Определяет необходимость финансирования наиболее низкозатратными способами (как правило, собственными ресурсами), а также минимизации доли заемных средств. Это позволит повысить доходность собственного капитала и укрепить положение компании на рынке, а соответственно, значительно повысятся шансы на выживание.

Принцип уравновешенности рисков

Предполагает финансирование наиболее рискованных вложений за счет собственных средств. Если такой возможности нет, рекомендуется совсем отказаться от подобной затеи.

При стабильной рыночной обстановке компании иногда пренебрегают этим принципом ради очень выгодной сделки, однако в кризис такие решения принимать не рекомендуется

Методы финансового планирования

Выбирая метод финансового планирования, важно понимать, что не все известные способы подходят для применения в условиях кризиса. Некоторые из них не просто не помогут выйти из кризиса, а скорее всего, предоставят неактуальную информацию, что приведет к выбору неверной стратегии и усугублению финансовых проблем.

Рекомендуется

Метод многовариантности расчетов

Максимально подходит для использования в кризисной ситуации, так как основывается на создании нескольких альтернатив плановых вычислений, из которых после определяется самая благоприятная. Решение принимается на основании одного из следующих критериев:

  • минимизации текущих расходов;
  • минимизации вкладов при наивысшей результативности использования капитала;
  • периода монетизации вложенных средств;
  • максимизации дохода на единицу вложения;
  • максимизации сохранности ресурсов финансирования.

Метод экономико-математического моделирования

Предполагает создание математической схемы, которая посредством алгебраических символов и приемов (графиков, неравенств и т. д.) описывает процессы экономики. Модель отражает взаимосвязь ключевых экономических факторов с финансовыми показателями. Условно процесс построения модели можно разделить на пять стадий:

  • исследование динамики финансового показателя за конкретный период;
  • определение прямой зависимости финансовых показателей от ключевых факторов (к примеру, прибыли от количества реализованной продукции);
  • создание нескольких альтернативных вариаций поведения финансового показателя;
  • анализ каждой версии;
  • выбор наиболее приемлемой.

Метод денежных потоков

Используется для прогноза объема и периода получения необходимых финансовых ресурсов, на основании ожидания поступления средств за конкретный отрезок времени. Отличается универсальностью, поэтому широко применяется как большими, так и мелкими предприятиями в разных рыночных условиях.

Долевой метод

Долевой метод базируется на вычислении удельного веса затрат в совокупном объеме всех поступлений. Его использование позволяет максимально снизить затраты компании путем утверждения нормы по каждой статье расходов за определенное время. При этом контролируется полностью структура расходов, а не отдельные цифры. Это позволяет более рационально распределять финансы организации и гарантирует безубыточность.

Не рекомендуется

Нормативный метод

Потребность определенной компании в финансовых ресурсах и их источниках их формирования определяется базируясь на принятых нормах и экономических нормативах, к которым относятся: федеральные, областные, местные, отраслевые, а также конкретной фирмы.

Однако в период кризиса этот довольно распространенный метод теряет свою актуальность, так как достаточно сложно правильно спрогнозировать спрос на определенный продукт при нестабильной рыночной ситуации.

Метод экономического анализа

Заключается в определении основных закономерностей и направлений движения главных экономических показателей фирмы, рассчитываемых на основе анализа прошедших периодов.

В кризисный период его применение нецелесообразно, так как рыночная ситуация и потребности в корне меняются.

Обратите внимание! Во время кризиса при корректировке бюджета рекомендуется руководствоваться пессимистическим прогнозом. В таком случае компания будет подготовлена к худшему варианту и, в случае его наступления, «удержится на плаву». А если события будут развиваться по оптимистичному прогнозу – предприятие также справится.

Заключение

Кризис – серьезное испытание для всех компаний. И для выживания вам потребуется быстро и грамотно корректировать модель развития, важной составляющей которой является финансовое планирование.

Наиболее частой ошибкой многих руководителей является использование стандартных принципов и методов финансового планирования, без учета специфики ситуации. Во время кризиса рекомендуется сделать акцент на снижении детализации и увеличении гибкости и оперативности принципов планирования финансовых процессов.

При создании финансового плана обратите внимание на метод многовариативности расчетов, экономико-математического моделирования, денежных потоков, а также долевой. Они позволяют из множества альтернатив выбрать наиболее подходящую и минимизировать затраты предприятия. А вот метод экономического анализа и нормативный лучше использовать в более стабильной рыночной обстановке.

on 01 Декабрь 2010.

В настоящее время значительное внимание учёных и практиков уделяется проблемам и перспективам взаимодействия банковских систем и их субъектов в условиях формирования многополярного мира. В рамках исследований рассматриваются тенденции развития, внешние и внутренние факторы, способствующие совершенствованию международного сотрудничества. Отмечено существенное влияние георынка на трансформации национальных банковских систем, содействующих обустройству посткризисного мира, выявлена взаимосвязь интернационализации экономических связей и глобализации в финансово-банковской сфере, обеспечивающей интеграционное развитие. В свою очередь, ярким проявлением финансовой глобализации является мировой экономический кризис. Практика показала, что глобализация экономики имеет противоречивый характер. Мировой финансовый и экономический кризис затронул все страны – участницы современных международных экономических отношений. Опыт трансформаций мировой экономики доказал важную роль государства и скоординированных межправительственных действий, направленных на преодоление кризисов, содействие бизнесу, разработку унифицированных регламентаций. Ключевым элементом геоэкономики является транснациональная деятельность банков-посредников, которые обеспечивают хозяйственные интересы экономических субъектов.

В нынешних условиях возрастает интерес к проблемам и перспективам взаимодействий государства и бизнеса, играющих важную роль в условиях выхода из мирового финансово-экономического кризиса.

Цель статьи – исследование актуальных проблем мировой экономики и поиск перспектив эффективного преодоления последствий экономического кризиса определяет необходимость формирования новых механизмов взаимодействий государства и бизнеса, важная роль в котором принадлежит кредитным и финансовым институтам. Укрепление роли государства и банков в условиях выхода из мирового кризиса ставит задачи изучения актуальных проблем геоэкономики с целью решения важных задач развития.

Анализ мирового опыта показал, что в современных условиях глобализации мирохозяйственных связей с целью поддержки экономики в условиях глобальной турбуленции, необходима унификация регламентаций. Разработка совместных программ стимулирования отдельных форм финансирования, стабилизация цен на материальные и технические ресурсы, предотвращение невыполнения договорных обязательств, содействие сбыту продукции, облегчение долгового прессинга, формирование эффективной системы налогообложения, расширение нормативной базы частно-государственного партнёрства. Особое внимание целесообразно уделить многосторонней поддержке инновационных технологий – затратного, но перспективного сектора мировой экономики. Важно понять, что инновационная деятельность не является предпринимательской в чистом виде, ей свойственны высокие риски, часть из которых необходимо принять на себя государственным институтам. За инновациями – будущее.

Намечающиеся позитивные тенденции в национальных экономиках связаны с усилением государственного регулирования и гармонизацией банковской деятельности, что объясняется следующим:

1. Деятельность участников рынка связана со стремлением к достижению краткосрочного результата. Каждое предприятие, отрасль, регион стремятся к реализации преимущественно своих интересов и руководствуются эгоистическими потребностями микроструктуры. Кроме того, субъекты хозяйствования действуют в условиях жёсткой конкуренции и их интересы часто противоречат государственным, что также находит проявление в злоупотреблении государственной поддержкой. Национальная экономика представляет собой многоуровневый и многофункциональный механизм. Опираясь на рынок, невозможно направлять общеэкономическое развитие макроэкономики. Только государство способно обеспечить реализацию разумных отношений между микро- и макроэкономикой – частным и целым – центром и регионами, особенно в условиях “больного” рынка.

2. В условиях кризиса возникает асимметрия макроэкономических отношений: рыночный каркас ломается и не способен обеспечивать потребности хозяйственных связей. В этих условиях основную нагрузку жесткого регулятора и координатора национального развития принимает на себя государство, которое способно осуществлять поддержку и контроль регенерирующих процессов переходного периода.

Основными целями государственного регулирования экономики являются:

обеспечение экономического роста, развитие производства и наукоемких отраслей экономики, совершенствование структуры спроса и предложения;

формирование условий экономической стабильности, включая поддержание уровня цен, повышение занятости населения;

реализация принципа социальной ответственности бизнеса – прибыльной деятельности предприятий, добросовестной конкуренции в интересах общества.

Реализация эффективной фискальной политики в Украине способна стимулировать экономическое развитие страны. Необходимыми условиями такой политики могут быть:

увеличение государственных расходов на социальную сферу и поддержку стратегических программ развития;

разумная налоговая политика.

Одной их форм участия государства в поддержке субъектов хозяйствования может быть, например, льготное финансирование экспортной или импортной продукции и передача ее на реализацию частным структурам.

Содействие формированию совместных лизинговых компаний при участии или поддержке государства будет также способствовать развитию технологического обеспечения их сотрудничества и расширению экономических связей. Востребовано в настоящее время многостороннее проектное финансирование без регресса на заёмщика или с ограниченным регрессом на заёмщика, при котором место и роль государственных институтов, специализированных агентств, банков трудно переоценить.

Международный опыт располагает положительными примерами льготного государственного финансирования комплектующих для производства продукции частными структурами в рамках специальных программ развития.

Гибкая межгосударственная и межбанковская поддержка наименее защищенных участников хозяйственных связей (малый и средний бизнес), разумное межгосударственное регулирование рыночных отношений, содействие реализации специальных программ с участием международных банков создает условия для формирования устойчивого и эффективного механизма сотрудничества в условиях восстановления мировой экономики.

Важным направлением международных связей является льготное (при поддержке государства) кредитование инновационных и наукоемких проектов и социально-экономических программ: защита окружающей среды, развитие инфраструктуры, медицинское обслуживание и пр.

Важную роль в формировании единого экономического пространства играет государственная поддержка модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр. в рамках совместного использования межгосударственных синдицированных кредитных линий. Эффективное использование такого опыта направлено на многостороннее экономическое и финансовое сотрудничество различных стран.

Основой крепких и всесторонних связей стран являются их экономические интересы, реализация которых зависит от “политической воли”. Правительства стран в настоящее время располагают реальной возможностью повышения жизненного уровня населения на базе совместной поддержки субъектов, хозяйствующих в условиях выхода экономики из кризиса.

Список литературы

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономиики : учебник для вузов / А. Г. Гранберг ; 22е изд. – М. :ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с.

2. Економічний простір і динаміка розвитку проодуктивних сил України: теоретикоометодологічні осноови дослідження / за ред. Б. М. Данилишина. – К. :РВПС України НАН України, 2008. – 220 с.

3. Красавина Л. Н. Таргетирование инфляции / Л. Н. Красавина, П. Я. Пищик. – М., 2009.

4. Смыслов Д. В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры / Д. В. Смыслов. – М., 2009.

5. Ярыгина И. З. Иностранные банки: организация и техника работы. Международный банковский бизнес / И. З. Ярыгина, С. де Куссерг, – М., 2009.

Научный руководитель – Столяров В.В., ассистент кафедры экономики предприятия и упрпавления трудовыми ресурсами Луганского национального аграрного университета

Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономика и право: проблемы и тенденции», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Беспалов М.В., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

В условиях современного экономического кризиса вопросы формирования эффективной налоговой политики государства приобретают особое значение. В статье определены основные принципы, на основе которых должна формироваться налоговая политика в условиях экономического кризиса, также автором определены основные задачи налоговой политики государства в среднесрочной перспективе, определена сущность стимулирующей функции налоговой политики в условиях нестабильности.

In the conditions of a modern economic crisis questions of formation of an effective tax policy of the state get special value. In article main principles on which basis the tax policy in the conditions of an economic crisis should be formed are defined, also the author defines the primary goals of a tax policy of the state, in intermediate term prospect, the essence of stimulating function of a tax policy in the conditions of instability is defined .

Bespalov M.V. Tax policy of the state in conditions of contemporary economic crisis.

Налоговая политика является важнейшим составным элементом экономической политики государства, обеспечивающим формирование федерального, региональных и местных бюджетов, содействующим развитию производства, предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность.

Налоговая политика - это не только управление налогообложением, но и воздействие на среду, в которой осуществляется налоговый процесс (общественное мнение, инфляционные ожидания, инвестиционная активность и др.). С другой стороны, существующая в конкретный исторический момент экономическая реальность оказывает существенное влияние на формирование и реализацию налоговой политики государства (колебания цен на нефть, стихийные бедствия, экономические кризисы и т.д.). Налоговая политика предполагает разработку определенного плана, наличие определенных ресурсов для его претворения в жизнь и осуществление последовательных действий для достижения поставленных целей и задач. Отсюда следует, что налоговая политика - более широкое понятие, чем управление налогами.

Несмотря на совершенствование российской налоговой политики, выраженное в снижении налоговой нагрузки на предпринимательство, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, на наш взгляд, формирование налоговой политики страны на долгосрочный период еще не закончено.

В системе налоговых отношений имеются значительные проблемы, многие из которых не решены. До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования предпринимательской деятельности в стране, по налогообложению недвижимости и т.д.

При осуществлении попыток стимулирования развития российского предпринимательства нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в сфере развития предпринимательства. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Приведенные проблемы налоговой политики страны серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной задачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу должны быть основаны на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой - обеспечивает на необходимом уровне доходную часть государственного бюджета.

Следует также различать налоговую политику и налоговый механизм как составные части финансового механизма. Поэтому место налоговой политики в формировании налоговой системы целесообразно представить таким образом, что, базируясь на положениях налоговых теорий, государство осуществляет налоговую политику, воздействуя через налоговый механизм (методы и инструменты) на формирование и изменение налоговой системы (совокупность налогов и сборов, участников налоговых правоотношений, законодательства, определяющего налоговые вопросы).

Налоговая политика в условиях современного экономического кризиса должна формироваться на следующих принципах:

  • стимулирование развития субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест;
  • осуществление поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования;
  • стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки.

При этом реформирование системы налогообложения не должно кардинально пересматривать основные параметры налоговой системы государства. Следует сконцентрировать внимание на устранении отдельных недостатков налоговой системы, вызванных противоречивостью ряда положений налогового законодательства и нерешенностью тех задач налоговой реформы, которые были поставлены ранее.

Мы считаем, что в основу современной налоговой политики должны быть положены общие задачи экономической политики России. В условиях кризиса нельзя воспринимать налоговую систему только лишь как инструмент наполнения бюджета финансовыми ресурсами. Налоговая политика и налоговая система не должны препятствовать предпринимательским структурам бороться за свое выживание в условиях экономического кризиса. Наоборот, налоговая политика должна стимулировать развитие предпринимательской деятельности в условиях кризиса.

Таким образом, налоговая политика государства - это деятельность органов государственной власти по управлению различными элементами налогов (ставками, льготами), участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством и т.д.

Налоговая политика государства должна способствовать обеспечению такого развития национальной экономики, предпринимательства, финансовой системы и финансовых отношений и процессов в стране и регионах, при котором будут сформированы необходимые экономические условия и ресурсы для социально-экономической стабильности и развития общества в целом и конкретных регионов, сохранения целостности и единства финансово-экономической системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы) с учетом влияния внешних факторов.

При этом на стадии формирования налоговой политики происходит:

  • определение целей и задач налоговой политики в рамках общей экономической стратегии развития страны;
  • разработка налогового законодательства;
  • рассмотрение механизма формирования налоговой части бюджета и т.д.

Таким образом, в результате формирования налоговой политики определяются контуры налоговой системы и механизмы управления ею.

На стадии реализации налоговой политики государства происходит:

  • обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;
  • апробирование и совершенствование налогового законодательства;
  • обоснование необходимости внесения изменений в параметры действующей налоговой политики или разработки новой редакции налоговой политики государства.

В ходе реализации налоговой политики корректируется налоговая система и совершенствуются механизмы управления данной системой.

Необходимо отметить, что формирование и реализация налоговой политики государства тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии развития страны.

Экономический кризис, начавшийся во втором полугодии 2008 г., затронул многие сферы как экономической, так и социальной жизни российского общества. Руководство страны пытается смягчить негативные последствия экономической нестабильности путем принятия различных антикризисных мер. В срочном порядке принимаются поправки в бюджетное, гражданское, банковское законодательство, готовится очередная пенсионная реформа. Однако одними из первых в ряду антикризисных мер стали поправки в налоговое законодательство. Так, например, Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ разрешил уплату НДС не единовременным платежом раз в квартал, а ежемесячно в размере одной трети рассчитанной суммы налога. Федеральные законы от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. N 305-ФЗ внесли большое количество поправок как в часть первую, так и во вторую Налогового кодекса РФ. Данные мероприятия свидетельствуют о принципиальной важности налоговой политики государства в условиях кризиса.

Таким образом, в условиях современного экономического кризиса вопросы формирования эффективной налоговой политики государства приобретают особое значение. В существующих условиях кризиса необходимо учитывать, что мировая экономика в настоящее время находится на качественно новом этапе развития регионализации, интернационализации и интеграции всех аспектов хозяйственной жизни, происходит процесс прогрессирующей глобализации международных отношений.

Налоговая глобализация в рамках общей системы глобализации мировой экономики, обладая всеми ее существенными признаками, тем не менее имеет свои специфические направления. В условиях глобализации происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики, наблюдается тенденция унификации налоговых систем различных стран, включающая в себя:

  • унификацию процесса косвенного налогообложения;
  • унификацию прямого налогообложения, в том числе путем заключения многосторонних и двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения;
  • гармонизацию основ налоговых систем путем разработки мирового налогового кодекса и различных аналогичных региональных документов, в частности по гармонизации налоговых законодательств государств - участников Евразийского экономического сообщества;
  • создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения;
  • совместную борьбу с отмыванием преступных доходов и т.д.

Нацеленность налоговой политики на соблюдение интересов государства, на оптимизацию регулирующей, контролирующей и стимулирующей роли налоговой политики способствует стабилизации налоговой системы в условиях экономического кризиса.

Одной из сложнейших задач проводимой налоговой политики является реализация мер по созданию адекватной налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов.

В современных условиях налоговая политика государства является основой при формировании налоговой системы. Налоговая политика является важнейшим элементом рыночной экономики, ее разработка включена в перечень основных приоритетов государства. Таким образом, налоговая политика является одним из главных инструментов воздействия государства на инвестиционную активность предпринимательских структур и во многом обусловливает экономический рост страны.

На наш взгляд, основными задачами налоговой политики государства в среднесрочной перспективе являются:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • формирование оптимального соотношения регулирующей, фискальной и стимулирующей функции налогов;
  • унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения и т.д.

Следует также отметить, что основной функцией национальной налоговой системы в современных условиях остается фискальная функция. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов в обществе: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Однако в условиях кризиса значительно возрастает значение стимулирующей функции налогов.

Причем налоговая политика государства в части регулирования и стимулирования развития предпринимательской деятельности в российской экономике должна носить более активный характер, не просто способствовать созданию общих экономических условий и возможностей для осуществления предпринимательской деятельности, но и целенаправленно побуждать организации проводить модернизацию и обновление производства.

Стимулирующая функция налоговой политики реализуется при осуществлении следующих мероприятий:

  • освобождении от налогообложения затрат компании на повышение квалификации персонала;
  • обеспечении льготного режима налогообложения для капиталов, привлекаемых в производственный сектор;
  • установлении льготных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства;
  • снижении налоговой нагрузки на предпринимательские организации, осуществляющие НИОКР, и т.д.

Роль налогового стимулирования заключается в снижении налогового бремени налогоплательщиков путем высвобождения финансовых ресурсов из налогооблагаемой базы, направляемых на модернизацию и технологическое обновление производства, на основе и внедрения инновационных технологий и т.д. Налоговые льготы по осуществлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок оказывают стимулирующее воздействие на инновационную активность предпринимательства.

Мы считаем, что налоговая политика государства должна быть направлена на создание благоприятного налогового климата в стране. В целом эффективность и "полезность" проводимой в каждой стране налоговой политики во многом зависит от эффективности налогового администрирования. Поскольку оно представляет инструмент, который в конечном счете определяет успех или неудачу общей налоговой политики. Налоговое администрирование можно рассматривать как управление процессом взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений.

В целях повышения качества налогового администрирования во многих странах стремятся улучшить обслуживание налогоплательщиков, строят отношения с ними на принципах сотрудничества и доверия. Это сотрудничество становится возможным при создании климата взаимного понимания между налогоплательщиком и налоговой администрацией и при условии четкого определения и защиты прав налогоплательщиков.

В процессе совершенствования российской системы администрирования налогов необходима реализация следующих мер:

  • совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
  • повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
  • обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
  • совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и т.д.

Мы считаем, что налоговая политика государства в условиях экономического кризиса в первую очередь должна быть воплощена в отказе руководства страны от введения новых и повышения уже действующих налогов. Также мы считаем, что кризис - это реальный шанс изменить некоторые базовые подходы в налоговой политике и налоговой системе Российского государства, в том числе:

  • необходимо не только наказывать недобросовестных налогоплательщиков, но и вводить систему непосредственного как морального, так и материального поощрения российских налогоплательщиков;
  • необходимо последовательно выстраивать и вводить систему реального, настоящего уважения прав и интересов налогоплательщика.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.12.2016 2016-12-16

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Киреева, М. М. Гармонизация налогов в условиях мирового финансового кризиса / М. М. Киреева, Е. Г. Рылякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 434-439. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36905/ (дата обращения: 20.05.2021).

The comparative analysis of changes of a tax burden in Rossi and the foreign countries in connection with overcoming the global financial crisis the main directions of tax policy till 2016 are considered.

Key words: Russian tax system, the crisis, tax regulation

В 2008…2009 гг. произошел мировой финансовый кризис, что потребовало выработки четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования, способны минимизировать налоговую нагрузку на промышленные предприятия и частный бизнес налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением случаев добычи нефти и газа). Возможно введение налоговых каникул так же и по региональным и местным налогам. Однако право на их предоставление находится в компетенции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так же предполагается расширить состав территорий опережающего развития, за счет включения в него Красноярского края, Хакасии, Крыма и города федерального значения Симферополя [1].

Одним из принципиально новых направлений в ближайшие годы станет деоффшоризация экономики. Объявленный в России курс на деоффшоризацию выступает лишь как часть общемировой тенденции. Россия входит в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), и на основании ее рекомендаций чиновниками уже разрабатывается комплекс мер, исключающих конфиденциальность владельцев оффшоров, расширяются полномочия налоговой службы. Теперь российским организациям придется искать новые пути налогового планирования, исключая один из самых любимых и простых — использование в своей деятельности оффшоров в целях снижения налоговой нагрузки.

Новеллой в налоговом законодательстве РФ является, кроме всего перечисленного закрепление определения налогового резидентства в отношении юридических лиц. Сейчас в нормах Налогового Кодекса данный термин применяется только в отношении физических лиц. Авторы идеи о определении резидентства организаций подчеркивают, что в зарубежных странах данное понятие распространяется и на юридических лиц. Под налоговыми резидентами предлагают понимать юридических лиц, учрежденных на территории России в соответствии с российским законодательством, а также юридических лиц, органы управления которых находятся в Российской Федерации.

Кроме того, в планах находится создание механизма налогообложения прибыли «контролируемых иностранных организаций» (юридических лиц, в которых участвует российский гражданин или российская организация) и усовершенствование процедуры обмена информацией по налоговым вопросам [1].

Таким образом, в ближайшие годы российские налогоплательщики должны быть нацелены на изменения в законодательстве РФ о налогах и сборах и в своей деятельности применять более умеренные способы налогового планирования, дабы избежать длительных разбирательств с налоговыми органами и судами. Кроме того, российское государство существенно пострадало в условиях кризиса. В период 2008, 2009, 2010 гг. резко снижаются налоговые доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам (рисунок 1).

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpg

Рис. 1. Динамика налоговых доходов за период 2000…2012 гг.

За 10 месяцев 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему России, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемым Федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет России составило 24,9 %. Лидер снижения налоговых поступлений — это налог на прибыль организаций [7].

Поэтому от того, насколько реализует конкурентные преимущества налоговая система России, зависит стабильность ее экономического развития. Эти преимущества будут эффективны посредством точного выбора налоговых инструментов.

Основные изменения затронули прямые налоги на прибыль или доход. В большинстве стран они были внесены с целью сокращения налогового бремени (табл. 1).

На основании проведенного анализа налоговая система России выглядит не хуже зарубежных, а именно средняя налоговая нагрузка на экономику ниже, чем на Западе, число налогов не велико. В России уровень налоговой нагрузки физических лиц на 16 месте, а организации на 23 месте. Однако несовершенство налоговой системы приводит к запутанности и противоречивости, что не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению

При этом Министерство Финансов России считает нецелесообразным использовать методы налогового регулирования для выхода из кризиса.

В настоящее время, основная позиция министерства — это «добиться конкурентоспособности нашей налоговой системы, потому что это борьба за инвесторов» и также считают, что «снижать уровень налогов необходимо с одновременным снижением и расходных обязательств федерального бюджета». Таким образом, внесение существенных изменений в структуру налоговой системы России, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается.

В 2014…2016 годах планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по таким направлениям, как [6]:

‒ поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

‒ совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства;

‒ развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях;

‒ налогообложение добычи полезных ископаемых.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

‒ налогообложение добычи углеводородного сырья;

‒ введение налога на недвижимое имущество для физических лиц;

‒ налогообложение престижного потребления;

‒ оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам;

‒ совершенствование налога на прибыль организаций;

‒ совершенствование налогового администрирования.

В целом, принятый политической властью курс необходим, но в приоритетном направлении должны решаться следующие задачи:

‒ стимулирование в нужном направлении инвестиционных потоков;

‒ подавление опережающего развития спекулятивных процессов по сравнению с реальным сектором;

‒ стимулирование процессов создания средств труда и процессов воспроизводства основных средств;

‒ стимулирование легальной трудовой деятельности;

‒ направленность на развитие кредитования;

‒ стимулирование легализации налоговой базы по налогам на доходы и предотвращение перемещения налоговой базы за границу;

‒ отдельно выделить комплекс мер для поддержки малых и средних предприятий.

Согласно экономической теории, переход к рыночной экономике восстанавливает действие цикличности в динамике общественного производства в России, поэтому кризисы — это реальность и меры по преодолению их, в том числе налоговые все более и более актуальны. Что требует более серьезного отношения к налоговому инструментарию.

Изменение налогового бремени России и зарубежных стран: сравнительный анализ с 01.01.2009 г. [1, 2, 3, 4, 5]

Читайте также: