Виды налогов в казахском ханстве

Опубликовано: 30.04.2024

Формирование системы казахской государственности началось во второй половине 15 в. и к 17 в Казахстан превращается в одно из сильнейших централизованных государств.

Рассмотрим политическую систему казахского общества. Не имея постоянных органов государственного аппарата, тем не менее, в казахском ханстве властные функции были распределены в вертикально-горизонтальном плане.

Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою территорию, которую называют юрт. Он представлял собой основную форму административно-политической организации казахов XV-XVI вв. Каждый улус насчитывал в среднем около 10 тыс. семей - «кибиток» (не менее 60 тыс. человек). Административное деление было следующим.

Аул (семья) во главе аулбасы

Ата-аймак (несколько семей) во главе аксакал

Род – глава рубасы.

Арыс – глава бий

Улус – глава султан

Такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, политико-правовые связи.

В казахском обществе существовали патриархально-феодальные отношения. Скот был главным богатством кочевников. Земля, пастбища принадлежали роду - общине. Верховным распорядителем земли был хан. Правители жузов определяли кочевья между родами. Казахское ханство состояло из 10 улусов, такая система управления называется улусной системой управления.

Высшим органом власти был курултай – собрание всех султанов – чингизидов и правителей улусов.

Курултай собирался 1 раз в год на юге Казахского ханства, где сходятся все кочевые пути трех жузов, в Ордабасы. На курултае решали самые важные вопросы (войны и мира, выбирали хана). Хану в управлении государством помогал Ханский совет, а позже при хане Тауке – Совет биев.

Казахское общество не было социально - однородным.

Деление шло по двум признакам.

I. По социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная). К «белой кости» относились:

1. Потомки Чингисхана - султаны (по-казахски - торе), из которых выбирали хана.

2. Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.

3. огланы - царевичи не имеющие улусов.

Политическая по своему содержанию и характеру власть Чингизидов, основанная лишь на генеалогическом праве, не имела национального значения.

Султаны обладали рядом привилегий. Только из чингизидов выбирали ханов. Самозванцев карали (20-30 ударами нагайкой), нецарствующий чингизид имел право на улус (юрт) - определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свой уран - «Архар» (благородный), право на сбор налогов, освобождались от всех налогов, кроме воинской повинности, освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.

Согласно обычаю, преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, и например, дядя, брат хана, считался старше всех своих племянников, сыновей хана. Иногда даже верховная власть в ханстве переходила от старшей ветви правящей династии к представителям младшей ветви.

В выборе хана участвовало все население (взрослое), но решающую роль играла родоплеменная верхушка (ханский совет). Оценив достоинства и заслуги претендента, ханский совет предлагал кандидатуру. На всенародном курултае проводили своеобразный церемониал. Представители всех трех жузов, как простые люди, так и родоначальники, могли высказать и плохое, и похвальное в адрес кандидата (из прошлого его предков и его лично) - это была степная демократия. Завершается церемония благословением муллы, поднятием нового хана на белом войлоке и 40-дневным тоем. Скот и имущество хана разбирали и увозили домой (той саркыты - подарок от хана), т. к. cчиталось, что богатством хана, хозяина страны, является богатство народа. Через неделю, однако, поголовье скота в 10-кратном размере возвращали, но оно считалось уже собственностью государства.

У хана было пять основных прав:

- распоряжаться всей территорией;

( обеспечивать безопасность всей страны);

- объявлять войну, заключать мир;

- вести переговоры с другими государствами;

- быть верховным судьей, миловать и казнить;

- Убить или оставить в живых своего подчинённого ( функция

Если хан не оправдывал надежд народа, то существовали различные формы протеста - откочевки, или так называемая «ханская расправа»: весь его скот разбирали и уводили, а хан должен был покинуть родные места (в истории Казахстана такой случай был с ханом Тахиром). Такую же расправу чинили и над султанами, биями. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII веков местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

К черной кости относилось собственно казахское население - от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение. Бии, в противоположность Чингизидам «наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суйек.

Бии (би) - это предводители родов и племен. В пределах их родов им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

Батыры - это военное сословие, могли быть как из белой, так и черной кости. Люди, отличившиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей вместо султанов даже улусных войск (например в XVIII в.).

Аксакалы – главы аулов и других родоплеменных соединений, выдвигались на руководящие позиции благодаря личным качествам.

Старшины – предводители родов.

Основную массу населения составляли кочевники-скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа, бухара. Лично свободный кочевник обладал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим от рода, но в то же время родовая принадлежность гаранти­ровала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык»)

В казахском обществе было и рабство (домашнее): кул - раб, кун - рабыня. Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления. Туленгуты - «привилегированные» рабы составляли личную охрану ханов, султанов, были гонцами, сборщиками налогов и т. д.

«Кара-суйек» имели также свой уран (или родовой, или общий - «Алаш!»).

Казахское понятие «би» происходит от тюркского «бег» (бек, бей) ― традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек. В казахской степи титул «бий» был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным, почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Соискатель (кандидат) мог иногда определяться, выделяться другими биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента. Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность.

Институт биев.

Судебная власть в казахской степи издревле осуществлялась в основном биями. По некоторым данным, суды биев как таковые существовали задолго до правления Тауке-хана (после 1652 до 1680 - ок. 1715 гг). Традиционный суд биев, приспособленный к кочевому и полукочевому образу жизни функционировал в казахском обществе до начала XIX века, постепенно уникальная государственная структура была ликвидирована царским правительством.

В жизни казахского общества особая роль принадлежала традиционному суду биев, в функции которого входило разбирательство уголовных, имущественных, внутрисемейных правонарушений и преступлений. Вплоть до середины девятнадцатого века споры у казахов разрешались биями. Согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова: «Возведение в звание бия не обусловливалось у киргизов (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание». Далее Ч. Валиханов пишет: «Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер. В пользу суда биев мы можем привести еще один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию. Известно достоверно, что в Кокчетаве в нынешнее лето было решено несколько десятков такого рода дел».

Существовал определенный порядок ведения суда. Судебный процесс начинался только после обращения заявителей или по просьбе властных структур: старшин, султанов или ханов. По традиции сохранились некоторые элементы древних ритуалов: для того чтобы выбрать того или иного бия, участники судебного процесса бросали перед ним плети в знак того, что доверяют ему. Ответчик мог не согласиться с составом суда и отказаться от услуг этих биев. Решение биев султаны и старшины приводили в исполнение немедленно. Жалобы на несправедливое решение биев встречались редко. Если приговор был вынесен неправильно, бий мог потерять свою репутацию и постоянный источник своего дохода, поэтому жалобы на несправедливые решения суда биев встречались очень редко. За свой труд бий получал вознаграждение ― «бидің билігі», которое оплачивал виновный (десятую часть от оспариваемого имущества).

Знаменитыми биями XVIII века, пользовавшимися авторитетом и уважением в обществе, были: Толе из Старшего, Казыбек - из Среднего и Аптеке - из Младшего жузов.

Свидетели

Для ведения судебного разбирательства необходимы были свидетели, которые бы доказывали или отрицали вину обвиняемого. Причем требовались показания не менее 2-4 свидетелей с положительной репутацией. В случае отсутствия таковых к присяге приводили честных людей и брали их в свидетели. Исключение составляли женщины, слуги, рабы, несовершеннолетние, люди отрицательного поведения и лжесвидетели. Главное достоинство суда биев заключается в отсутствии формальностей и всякой официальной рутины. Положение бия в казахском обществе было основано на его авторитете, и звание это очень ценилось в казахском обществе. Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных; решения его подлежат обжалованию.

Виды наказаний

В кочевом обществе существовала система наказаний: высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь у казахов применялась редко. Применялся обычай выселения или изгнания из аула, когда от преступника отказывались родственники. Высланные из аула жили на окраинах степи.

Виновники преступлений, чья вина была доказана бийским судом, выплачивали айыпы и куны. Айып ― это штраф за совершенное преступление, откуп ― ат-шекпен, что дословно означает «конь-шуба». Это значит, что за незначительные проступки виновный мог выполнить все требования потерпевшего и возместить нанесенный ущерб: откупиться конем или шубой. За тяжкие преступления откупались «девяткой» (скотом): 3 верблюда, 3 коровы, 3 барана. За воровство платили трижды по 9 голов скота.

Как наказание применялся и кун ― штраф за убийство или увечье человека. За убийство виновный приговаривался к смерти, иногда смертный приговор могли заменить штрафом.

За некоторые проступки казахи наказывали виновного поркой плетью или прутьями ― дуре салу (25, 50, 100 ударов), например, за распространение вредных или ложных слухов.

Очень часто суд биев рассматривал дела, связанные с барымтой ― захватом чужого скота, чужой собственности или неуплаченным долгом. Барымта взималась, если судебный приговор не был приведен в исполнение. Царское правительство в XVIII-начале XX веков рассматривало барымту как обычное уголовное преступление.

Суд биев пользовался большим авторитетом среди степного населения. Известны случаи, когда русское население, проживающее в Казахстане, предпочитало имперскому суду суд казахских биев: в период с 1859 по 1865 годы в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений русского населения к суду биев. «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев», ― писал А. Гейне, изучавший жизнь, быт и обычное право казахов.

Суд биев способствовал объединению казахского общества, отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Бесспорно, что суд, ориентированный на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушителям ущерба, пользовался огромным уважением степняков. Но суд биев мешал царскому правительству устанавливать свою систему правления на территории Казахстана, поэтому в 20-90-е годы XIX века началось разрушение суда биев.

По имущественному положению казахи делились по следующим принципам:

1. Баи (богатые) - составляли многочисленную прослойку общества, но не были особым сословием (баями были и бии, и султаны, и рядовые кочевники). Имущественное положение не обеспечивало особые политические права.

2. Кедей (бедняки): жалшы - наемники, пастухи овец и лошадей, жатаки - обедневшие скотоводы и т. д.

Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами был лично свободный кочевник. Защита свободы личности и его прав обеспечивалось исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Иерархия казахского общества имела место и среди родов (племен), между жузами ( Старший, Средний, Младший).

Постоянной армии не было. В периоды военной опасности собирали народное ополчение с каждого рода, улуса (во главе с султаном). Общенародное ополчение возглавлял хан. Каждое подразделение имело свое знамя, клич (уран). Сабля и лук - основное оружие (еще кистень, булава, секира). Огнестрельного оружия было мало (покупали в среднеазиатских городах), но умели делать порох. Каждый воин выходил в поход с 2-мя лошадьми, со своим снаряжением. Перед боем поднимали знамена, устраивали состязания батыров. Знамя - святыня, охранялось специальным отрядом. Падение, потеря знамени - знак поражения.

Постоянных судебных органов не было. Судебные функции выполняли ханы, султаны, бии. За исполнением судебных решений отвечала выигравшая сторона (например, барымта - насильственный угон скота, был актом исполнения судебного решения). В казахском обществе не было тюрем, полиции. Виды наказания: смертная казнь или избиение плетьми (камнями), штрафы, выкуп (кун). Происходит укрепление централизованной ханской власти, что позитивно отражается на состоянии государства в целом.

Таким образом, ханская власть – это первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.

Дата добавления: 2015-11-12 ; просмотров: 3489 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Система управления ханской власти. Ханская власть — первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Этот вид правления возник благодаря деловитости вождей различных племен, их организаторским способностям, мудрости и смекалке. Первые казахские ханы — Жанибек и Керей — создали свое государство не из честолюбия. В действительности эта власть возникла из-за борьбы против несправедливости в ханстве Абулхайра.

В XV—XVIII вв. верховного правителя Казахского ханства стали называть ханом. Вся государственная власть была сосредоточена в его руках. Конечно, он руководил страной не один. У него были помощ­ники — султаны, бии. Ханская власть передавалась по наследству. Только человек, имевший звание султана, имел право сесть на трон. А это звание давалось только потомкам Чингисхана. В первое время ханом становился только самый старший из ханского рода. Однако этой традиции не всегда строго придерживались.

В казахском обществе избранию хана придавалось исключительное значение. К избранию привлекались султаны, беки улусов, бии, аристо­краты и др. По древней традиции, человека, избираемого ханом, сажали на белую кошму, самые авторитетные султаны-бии его трижды поднимали вверх и кричали: "Хан, хан, хан”. После этого кошму разрезали на кусочки и раздавали в качестве подарка. Эти кусочки кошмы свидетельствовали о том, что человек принимал участие в избрании хана. У хана было пять основных прав и обязанностей:

— право руководить государством на своей земле; главная обязанность — охранять страну от врагов;

— право объявлять войну; обязанность — руководить войском;

— право вести переговоры с иностранными государствами; обязанность — определять линию внешней политики страны;

— право предавать смертной казне подчиненных ему людей или даровать им жизнь;

— право публиковать указы, приказы.

Хан свои права и обязанности выполнял, советуясь на "ханском совете” со своими помощниками, военным руководством. Огромное значение в этом имели курултаи — собрания. Они собирались один раз в год, в летние месяцы. Немаловажную роль выполнял и "ханский совет”. В этих собраниях принимали участие беки улусов, султаны, бии, бахадуры. На них обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, маршруты кочевий, претензии, споры и другие вопросы. При хане работал и "совет биев”. В него входили руководители круп­нейших племен. В системе правления ханством "советам биев” принадлежала важная роль. Они осуществляли четыре главные функции: 1) военное руководство; 2) административную власть; 3) судебное дело; 4) представляли власть аристократов. Бии были активными членами руководства обществом.

Улусная система. Система правления в казахском обществе осуществлялась через руководство улусами. Поэтому улус — главная политико-эконозущческая система управления. Султаны улусов имели право организовывать военные части улусов, руководить ими. Территория улуса являлась землей правящего султана, его собствен­ностью. Улус состоял из нескольких родов и племен. Жителей улуса называли страной, или народом. В письменных памятниках терри­торию улуса иногда называют журт. Так, историк Рузбихан пишет: "На берегах Сырдарьи были журты султанов Жаньииа и Танылиа ”. В действительности это были земли улусов названных султанов. Улусы по своей величине тоже были разными. По сведениям историков, каждый улус мог выставить до 50 тыс. воинов. Этнический и социальный состав улусов тоже разнились. В них вместе с потомками Чингисхана соседствовали все представители местных родов и племен. У улуса определенного названия не было. Его обычно называли именем правящего в улусе султана.

Социальная структура. Казахское общество по своему составу состояло из двух основных социальных групп — ак суйеков и кара суйеков — "белой кости” и "черной кости”.

1. Феодалы. К ним относились аристократы, выходцы из чингизидов и ходжи. На одну ступень ниже по иерархической лестнице распола­гались выходцы из местных родов и племен — бии, баи-батыры, шонжары, аксакалы. Аристократов называли торе или оглан. Антиподов аристократов, расположенных по другую сторону иерар­ хической лестницы, называли "кара суйеками” — "черной костью”. Чернь представляла собой жителей местных родов и племен. Среди кара суйеков вожди местных родов и племен, бии имели особые права. Простые люди не имели права называть султанов по имени. Они обыч­но обращались к ним со словами: "мой торе” или "таксыр” — господин.

Административно-законодательные нормы и уголовное дело. "Жеты жаргы”. Этот свод законов появился во время правления Тауке хана. В основу этих законов легли этнические и правовые нормы, традиции и обычаи казахского народа. Согласно данным исторических исследований, Тауке хан созвал биев всех трех жузов и принял их в местечке Культобе. В свод законов "Жеты жаргы” вошли: "Светлый путь” хана Касыма, "Старый путь” хана Есима и правила казахских обычаев и традиций.

По "Жеты жаргы”, высшим судьей являлся хан. Он судил в особо важных случаях, когда преступные действия угрожали целостности государства. Для наблюдения за тем, насколько правильно ведется руководство ханством, созывались "народные собрания”. Человек, прибывший на собрание без оружия, не имел права голоса. По закону, ежегодно каждое хозяйство должно было отдавать государству одну голову скота из двадцати в пользу хана и биев. По "Жеты жаргы”, к преступлению относились убийство, увечье, насилие, издевательство, неуважение к родителям, воровство и др. Закон отражал принцип кровной мести: за убийство — убийство, за увечье — такое же увечье. Иногда по обоюдному соглашению мера наказания смягчалась. В таких случаях преступник наказывался установленным за каждое пре­ступление штрафом.

При вынесении меры наказания за убийство учитывалось происхож­дение потерпевшего и обвиняемого. Если был убит простолюдин, то его родне преступная сторона вынуждена была отдать 1000 овец, если убита женщина — 500 овец. Если убитым был торе или ходжа, то платить надо было, как за семь убийств. Если был доказан факт воров­ства, то потерпевшему возмещали убыток "три по девять”, т.е. в 27 раз больше украденного.

В "Жеты жаргы” были и такие меры наказания, как конфискация скота и имущества, изгнание из страны, предание публичному позору. Конфискации имущества подвергались люди, принявшие христиан - i ство. За невыполнение своих обязанностей перед родителями неблагодарные отпрыски, например, подвергались публичному позору.

В обществе права и свободы были только у мужчин. Свобода и права женщин были ограниченными. Так, женщина не имела права быть свидетельницей на суде.

Глава семьи обладал всеми правами. Родители имели право наказывать своих детей. По традиции, наследником становился младший сын в семье. Если умирал бездетный сын, живший отдельно, то его скот и имущество передавались родителям. Малолетние дети передавались близким родственникам; если таковых не было — то посторонним надежным людям под их опекунство. Если в семье муж узнавал о преступлении, совершенном женой, или мать — о своей дочери, то они имели право наказать их.

Суды биев. В Казахском ханстве право наказания было в руках хана, о пев и правителей родов и племен. Некоторые судебные дела могли решать старейшины тех аулов, в которых было совершено преступление. Однако в этих случаях участие в решении принимали по два посредника с обеих сторон. За справедливое решение дела бии- судьи и посредники получали одну десятую от той суммы, которую присуждали в качестве штрафа за содеянное. Для удостоверения в преступлении требовалось от двух до трех свидетелей. Если не было свидетелей, то требовалось прибегать к присяге. Если заявитель считал решение биев несправедливым, то имел право менять биев.

В казахском обществе проблема исполнения судебного решения была очень актуальной, потому что в это время еще не было органа, который бы осуществлял надзор за исполнением решений. Контроль, как правило, поручался победившей стороне. Если проигравшая сторона сознательно не выполняла решения биев, то выигравшие процесс могли пойти на барымту, т.е. насильственный угон скота. По "Жеты жаргы”, это считалось законным явлением. Конечно, такое положение судебной системы отрицательно влияло на развитие общества.

Вопросы собственности. В казахском обществе остро стоял вопрос о собственности. Ученые, занимающиеся историей Казахстана, много лет ведут споры по этому вопросу и до сих пор на него нет однозначного ответа. Некоторые историки и экономисты считают, что в Казахстане собственности на землю не было, была только на скот. Наряду с собственностью на скот существовало и право на земельную собственность. Исследования последних лет подтверждают правиль­ность утверждения этой группы.

В своде законов "Жеты жаргы” говорилось и о необходимости каждому роду-племени или их ответвлениям иметь собственную тамгу. И в эти же годы всем хозяйствам были розданы тамги с непременным условием ставить тавро на скот, дабы знать, кому он принадлежит. Этим самым подтверждалось, что для казаха в его экономике главным являлся скот. Поэтому, чтобы не было споров, каждый ставил тавро на принадлежащий ему скот и имущество. Однако основным объектом собственности была земля, на которой можно было пасти скот, увеличивать его поголовье. Ведь если нет земли, то невозможно развивать и скотоводство. Многочисленные казахские пословицы и поговорки, письменные источники средних веков говорят о том, что у казахов была частная собственность на землю. Это доказывает и то обстоятельство, что казахи имели постоянные зимовки, куда возвращались на зиму. Китайские династийные хроники сообщают, что собственность на землю была и у усуней еще в VI—IX вв. Свидетельства турецких историков подтверждают наличие собствен­ности в Казахстане в XVIII—XIX вв. Немало подтверждений этого и в материалах русских исследователей. Так, один русский чиновник, побывав в Казахстане, писал: "Места кочевки и пастбищ строго определены обычаем для каждого, и никто из кочевников не рискнет переступить отведенной для рода земли”. Эти данные говорят о том, что право собственности на землю у казахов было с самых древних времен.

Налоги и виды обязательств. Документов о налогах и жизни населения Казахского ханства в XV—XVII вв. почти нет. Так, могольский хан Абдурашит брал насильно закят с киргизов. В другом документе, относящемся к концу XVIII в., говорится о том, как туркмены отказались платить закят, и потомки Жолбарыс хана убили сборщиков налога. Похоже, что этот вид налогообложения действовал во всех странах Средней Азии. В Казахстане занят исчислялся с поголовья скота. Например, с сорока голов—одна единица, со 120 голов — две единицы, и так постепенно занят возрастал. Часть средств, вырученных от закята, раздавалась неимущим и отправлялась в религиозные организации. Харадж — налог на землю. Из продукции, полученной от земледелия, две трети забирало государство. Третий вид налога назывался тагар. Этот налог брался для обеспечения продовольствием военных. Налог брался не только продуктами, но и деньгами.

В письменной казахской литературе встречаются слова: копалка ("ночевка”) и жамылгы ("покрывало”). Это один из видов налога для достойной встречи гостей, для обеспечения им приюта. В XIX в. у казахов было принято угощать хана, султанов, беков "сыбагой” — мясом забитого скота; при выезде хана и султанов на охоту со свитой обеспечивать их ночевками, хорошим угощением, уходом за лошадьми. Жители городов, зимовок вдоль дорог обязаны были обеспечивать военных, сборщиков налогов, командированных чиновников, почтовых курьеров, гонцов жилищем, продовольствием, необходимым транспортным средством.

? Вопросы и задания

1. Расскажите о системе управления в Казахском государстве. Какую роль выполняли

советы ханов и советы биев ? ,

2. Кто и как правил улусами?

3. Какова была социальная структура Казахского ханства?

4. Что вы знаете об ак суйеках и кара суйеках ?

5. Расскажите о правовых нормах "Жеты жаргы".

6. Какие виды налогов были в Казахском ханстве?

7. Какие виды собственности существовали в Казахском ханстве?

Элементы государственности в кочевом обществе появились в древних и средних веках. Формирование государственности связано с влиянием внешних условий, с развитием внутренних социально-экономических, политико-правовых отношений.

Изучение корней казахской государственности лучше всего начинать с общественного состава племен саков, усуней, канлы и гуннов.

Во второй половине XV в. в районе Семиречья и Сырдарьи обра­зовалось самостоятельное государство — Казахское ханство. В XVI в. Казахское ханство превратилось в мощную державу на всей территории Средней Азии. Оно прошло период становления, развития и упадка. Казахское ханство сформировалось на полиэтнической основе, объединившей казахский народ, что способствовало формированию единой материальной и духовной культуры.

1. Как назывался этнический состав тюрков:

2. Основание Казахского ханства связано с именами султанов:

а) Абулхаира и Махмуда;

б) Джанибека и Керея;

в) Касыма и Бурундука;

3. В каких годах было образовано Казахское ханство:

4. Во время правления какого хана в конце 50-х годов XVI в. улучшилось политическое положение Казахского ханства:

5. Тауке хан придавал особое значение поднятию авторитета:

а) ханского совета;

в) совета старейшин;

г) волостного совета.

6. Как назывался налог на землю:

7. Нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в

В XV-XVII вв. общественные отношения у казахов носили патриархально- феодальный характер.

Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней:

Аул состоял из родственников. Возглавлял его аулбасы;

Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями. Им управлял аксакал (старейшина).

Род состоял из 10-15 аймаков. Им руководил рубасы (глава рода).

Арыс состоял из нескольких родов. Им управлял бий.

Улус включал в себя несколько арысов. Правителем улуса был султан из рода Чингизидов. Территория улуса называлась юрт. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI в. таких улусов насчитывалось около десяти. Улус состоял примерно из десяти тысяч семей.

Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза был хан.

Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем был великий хан.

Хан совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть. Избирались ханы из числа султанов. Они имели свои небольшие военные отряды. Регулярного войска ханство не имело. В случае опасности собиралось народное ополчение.

Вся территория ханства принадлежала правящему роду Чингизидов. «В каждом улусе, - писал Ибн Рузбихан Исфахани, - есть свой полновластный султан из потомков Чингис-хана». Система государственного управления основывалась на обычном праве - адат, при хане Тауке - на основе «Жеты- Жаргы:»(«Семь установлений»).

Социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. Высшее аристократическое сословие, к которому относились Чингизиды, называлось Ак-суйек (белая кость). Чингизиды не принадлежали ни к каким казахским родам и племенам. Все остальное население относилось к низшему сословию - Кара-суйек (черная кость). Оно делилось на две группы: привилегированное сословие, в которое входили феодалы (баи, бии, султаны, беки) и податное сословие, в которое входили рядовые кочевники-скотоводы (ишруа), земледельцы (.жатаки) и простые горожане. Термин «бай» применялся ко всякому лицу, обладавшему богатством. Бии - предводители родов и племен, позднее - лица, выполнявшие судебные функции.

Скот находился в частной и семейной собственности. Он был главным мерилом богатства. Земля принадлежала хану и аристократии. Существовало несколь форм землевладения.

Сойургал - это земельные владения феодалов, пожалованные им за военную или гражданскую службу; это форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф - собственность духовенства на землю, водные источники, оросительные сооружения, полученные им за поддержку правителей Казахского ханства. Мильк - частная собственность мусульманского духовенства на землю и пастбища.

Податное население Кара-суйек обязано было платить многочисленные налоги и поборы: зекет (1/20 часть от приплода скота), согум, сыбага, бийлык - со скотоводов; уьиур (1/10 часть от сбора урожая, его собирал мулла), тагар, бадж и харадж - с земледельцев и ремесленников. Они также исполняли повинности и отработки: саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, мардикар - общественные работы, асар - помощь в выполнении сезонных работ, коналга — принятие войска на постой, джамага — принятие на постой знатных людей и другие.

В Казахском ханстве существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу - весеннее, жайляу - летнее, куздеу - осеннее, кыстау - зимнее). Жилищем кочевников была юрта.

В Казахском ханстве были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. Главную роль в ХVІ-ХVІІ вв. играли Сырдарьинские города Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. Крепостью, административным, торговым и ремесленным центром ХVІ-ХVІІ вв. был город Сайрам. При Касыме столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром являлся Туркестан. Сауран в ХVІ в. был более всего известен как неприступная крепость.

Приблизительная численность городского населения в этот период составляла около 70 тысяч человек. Средняя численность населения городов - 4,5 — 5,5 тысяч человек. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар.

Мавзолеи Алаш-хана, Джучи и Болган-Ана были построены в ХІV-ХV вв. и расположены в Центральном Казахстане. Мавзолеи ханов Джаныбека и Касыма были построены в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира - в Туркестане.

Наиболее важным памятником казахской исторической литературы ХVІІ в. является сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-таварих». Одно из своих произведений Жалаири посвятил русскому царю Борису Годунову.

Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр», социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек». Представителями казахской устной поэзии были Шалкииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (ХVІ в.), Жиембет (ХVІІв.). Талантливые музыканты создавали кюи - инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы.

Этнические процессы на территории Казахстана

Начало образования казахской народности относится к ІІ-І тыс. до н.э. Исторические предпосылки для этого сформировались в ХІ-ХІІ веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в ХV-ХVІ вв. В состав казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Слово «казах» в древнетюркском языке означало «вольные люди, отделившиеся от своего народа». По «Тарихи Рашиди» с укреплением ханства, казахами стало называться все население, подвластное Джаныбеку и Керею.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, относительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом и проживали в поймах рек Чу. Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др.

Жители Центрального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, керей, коныраты, уаки и др.

Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз. Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, тама, жагалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алшын, серкеш и др.

Понятие «жуз» означает: 1)«сторона, направление»; 2Хозяйственно- территориальный регион: 3Объединение родственных племен.

Позднесредневековая городская и оседло-земледельческая культура

Экономика городов ХІІІ-ХVІІІ веков

Расцвет средневековой городской культуры Казахстана, апогей (высшая точка развития) которого приходится на Х-ХІІ вв., был прерван завоевательными походами татаро-монгольских войск. Количество городов уменьшилось в три раза. К середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. В письменных источниках ХІV-ХV вв. говорится, что в области Илибалыка «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники». Окончательно экономика Семиречья распалась после походов Тимура. Подъему экономики Юга Казахстана и крупных городов Сыгнака, Саурана, Отрара способствовало вхождение их в состав Ак Орды. Рубрук сообщает о том, что Кайлак (Каялык) являлся большим городом, в «котором был базар» и который «посещают многие купцы».

Торговая деятельность и денежное обращение в Отраре и ряде других городов в XVII в. переживают упадок.

Архитектура и искусство

Наиболее ранним памятником позднего средневековья является мавзолей Дауд-бека в Таразе, построенный в XIV в. Мавзолей Ахмеда Яссауи был построен в Туркестане в ХІV-ХV вв. по приказу Эмира Тимура. Мавзолей Рабига-Султан-бегим построен в Туркестане в конце XV в. Обычаи и обряды казахов

Обычаи и обряды казахов

Жилищами казахов-кочевников были передвижные домики на колесах - кибитки или куйме и легкое сборное жилище - юрта. Части юрты: стена из деревянной решетки — кереге, кривые палочки сверху — унины или уык, деревянный купол, верхняя часть юрты - шанырак. Сверху юрты покрывали кошмами - туырлык, узик, тундик.

Одежда казахов была показателем своеобразия казахской культуры. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, из шелка и сукна - шапан. Мужской плащ из верблюжьей шерсти назывался шекпен. Шуба из овчины - тон. Плащ из шкуры молодых жеребят - жаргак. Брюки из кожи или сайгачьей шкуры - шалбар. Женская приталенная безрукавка - камзол. Мужские сапоги с длинными голенищами - шокайма. Мягкая обувь из козьей шкуры-меси-ичиги.

Головные уборы были разнообразны. Зимняя мужская шапка называлась тымак. Летняя шапка из войлока - калпак. Борык - шапка, отороченная мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Саукеле - высокая конусообразная шапка, у крашенная драгоценностями - головной убор невесты. Головные уборы девочек и девушек украшали перьями филина. Через год после свадьбы женщина надевала желек - упрощенное саукеле, а после рождения ребенка - кимешек, головной убор из белого материала с вышивкой. Женщины средних лет носили головной платок - жаулык, а пожилые женщины

кундик, саукелеобразный круглый головной убор.

Пища, напитки. Напиток из верблюжьего молока - шубат, из кобыльего молока - кумыс, из коровьего молока - айран. Сыр - курт или иримшик. Из мяса конины делали казы, карта, жал, жая, чужук. Изысканное лакомство из проса - жент. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, пожаренное на масле, называется куырдак.

Национальные игры проводились во время торжеств, праздников. Скачки

байга. Борьба силачей - балуан курес. Состязания в ловкости - сайыс. Скачки с тушей козы - кокпар. Стрельба из лука по золотой мишени - алтын кабак ату. Песенное состязание акынов - айтыс. Охота с ловчими птицами - саят.

Свадебные обряды. Тайная встреча жениха с невестой перед свадьбой наывалась урын. Обычай посещения женихом дома невесты перед свадьбой - калындык ойнау. Свадебные песни- «Жар-жар» и «Беташар»—песня открывания лица невесты. По обычаю жених платил калым - выкуп за невесту, тарту - подарки братьям и сестрам невесты, сут акы (за материнское молоко) - матери невесты, той мал - отцу за свадебные расходы, каде - подарки близким родственникам невесты. Родители девушки дарили родителям жениха подарки

«кит» (во что одеваться). Родители девушки заказывали ей саукеле и куйме (повозку).

Религия. На территории Казахстана в обиходе были две религии - ислам и поклонение «тенгри» - родовому богу.

В ХV-ХVII вв. у казахов преобладало поклонение силам природы. Люди утверждали, что у каждого явления природы свой покровитель. Казахи поклонялись земле (Жер-ана), воде (Су-ана). Верили, что у каждого вида скота есть свой покровитель: у овцы - Шопан ата, у коровы - Зенги-баба, у лошади -

Камбар ата, у верблюда - Ойеыл-кара. У казахов бытовало поклонение солнцу и луне. Они приносили жертвоприношения кумысом, когда просили дождя.

Большое значение придавалось культу огня (От-ана). Огонь считался покровителем домашнего очага, а казан - символом изобилия. Обычай изгнания злого духа огнем называли «отпен аластау».

Народный календарь. Казахи умели точно предсказывать погоду, определяли смену времен года, устанавливали точное время перекочевок. В этом им помогали звезды. Звездам они давали свои названия. Большая медведица («Жети каракши» - Семь разбойников) связана со скотоводством и ночной охраной скота, была астрономическими часами. При появлении Венеры (Шолпан) овец пригоняли в аул. Меркурий называли «утренней звездой», Юпитер - «Есеккырган» («Истребляющая ослов»), Марс - «Красной звездой». Год и календарь упорядочивали по созвездию Плеяды. Приближение созвездия Плеяд к дому считали началом весны. При появлении на небе созвездия Весов («Таразы») утверждали, что будет прохладное утро, можно приступать к уборке пшеницы и проса. «Если появится Сириус, то вода станет холодной» и нельзя купаться. С появлением Сириуса казахи приступали к заготовке дров и ремонту зимних жилищ. Времена года определяли по состоянию Солнца относительно Плеяд. По Солнцу определяли где восток, запад, юг и север. Началом года - временем весеннего равноденствия дня и ночи являлся наурыз. Этот день был всенародным праздником.

Эпос - один из основных жанров казахского фольклора. В героических эпосах - дастанах описываются мужество и отвага батыров («Кобланды», «Ер- Таргын», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Ер-Саин», «Турехан», «Телагыс», «Камбар- батыр» и др.) В лиро-эпических поэмах описываются любовь, быт, обычаи и традиции народа («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше Кыз», «Макпал Кыз» и др.). Терме - поэмы назидательно-завещательного характера.

Самым популярным музыкальным инструментом была домбра, из смыч­ковых - кобыз. Музыканты играли на свирели, сделанной из камыша и дерева.

Поэты-песенники у казахов назывались сал и серы, поэты-импровизаторы

акыны, поэты - исполнители эпоса - жырау.

Язык и письменность. В XV в. казахский язык выделился в самостоятельный язык. Казахи пользовались арабской графикой. В ХV-ХVII вв. появился ряд произведений на казахском языке. В библиотеке Санкт- Петербурга хранится летопись из личной библиотеки Жангир-хана. Кадыргали Жатири составил «Жамиг-ат-таурих» (сборник летописей) о династиях казахских биев. Жалаири был бием рода жалайыр, племянником хана Тауекеля, учителем и советником казахского султана Ораз-Мухаммеда. Свою книгу «Жалайыр» он подарил Борису Годунову в знак дружбы.

Среди тюркских произведений, написанных арабским алфавитом - «Чингис-нама», «Бабур-нама», «Тимур-нама» и др. На персидском языке написана «Тарихи-Рашиди» Мухаммеда Хайдара, описывающая историю Могулистана и Кашгарии, историю создания Казахского ханства, развитие торговых и культурных связей между казахами и узбеками.

В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал книгу «Тарихи Абильхаир- хан».

Историю Южного и Западного Казахстана ХІП-ХІVвв., историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».

Скотоводческое хозяйство.

В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье.

Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.

Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышала 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей – кыл (гриву и хвост), у верблюдов – шуда (лишнюю шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.

Летнее кочевье.

Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».

Осеннее кочевье.

На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство.

Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.

Налоги и повинности.

Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.

Состояние городов.

Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом па­ломничества мусульман.

За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

Тема занятия: Политическая и социальная структура казахского государства

Создать условия для развития и систематизации знаний о политической и социальной структуре казахского государства, о системе правления, административно-правовом регулировании Казахского ханства в XV-XVIII вв, ознакомить с улусной системой, охарактеризовать судебную систему, виды налогов и повинности.

Развивать умение выражать свои мысли, делать выводы, основываясь на текст учебного материала.

Развивать навыки исследования и поиска.

Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к выдающимся личностям в истории Казахстана.

Тип урока: лекция

Методы обучения: работа учащихся с текстом учебника, с технологической картой, вопросы-ответы, работа с картой

Ход занятия

II. Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы

В период правления какого хана население ханства составило 1 млн. человек?

Какие ханы Казахского ханства оставили потомкам свои своды законов?

При каком хане город Ташкент на 200 лет переходит к Казахскому ханству?

В период правления какого казахского хана Иван Грозный предоставляет братьям Строгоновым право беспошлинной торговли с казахами?

Кто из казахских ханов завещал своему сыну: «Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра – молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц!»?

Имя какого казахского хана в переводе с арабского означает «упование», оно дарило казахам надежду, что его правление будет отвечать народным чаяниям. Благодаря уму, предприимчивости и энергии ……. , казахи вновь получили независимость, возродили мощь своего государства?

Время правления какого казахского хана называют «золотым веком»?

III. Изучение нового материала

Казахская государственность в XV-XVII

Казахская государственность в XVIII

Институт биев. Курултай

«Жеты жарғы». «Семь установлений»

Формы собственности. Налоги и обязательства

Работа с технологической картой урока /индивидуальная работа учащихся/

IV. Закрепление материала

Работа с конспектом, повторение узловых вопросов

V. Домашнее задание

Работа с конспектом

1.Заполните кластер:

Система казахской государственности, которая начала формироваться в ……….. веке, к периоду правления хана Тауке стала одной из сильнейших.

В структуре Казахского ханства были все признаки государственности:

В казахском государстве существовало 2 формы хозяйствования:

Права ханов:

Осуществлять власть на территории государства

Объявлять войну, заключать мир

Проводить переговоры с иностранными государствами

Выносить смертную казнь своим подданным

Издавать законы и указы

Социальная структура:

БИИ –предводители родов и племен

Султан в своем улусе имел….

Мог претендовать на ….

СУЛТАНЫ - удельные правители улусов.

Обязанности ханов:

Защищать народ от внешних врагов

Сохранять внутренне спокойствие в ханстве

Определять основные направления внешней политики

Выдвигались на должность

hello_html_m47e64dab.jpg

hello_html_m574dac3c.jpg
hello_html_3ef982c.jpg

Старший жуз?

Средний жуз?

Младший жуз?

3.Ответьте на вопросы:

Совет биев решал вопросы:

4.Заполните схему:

5. Заполните кластер:

Форма собственности на землю -

Форма собственности на скот -


ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

НАЛОГИ и ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Лекция к занятию .

Социально-экономическое развитие Казахского ханства в XVI-начале XVIII веков

Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.

Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.

Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.

Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе».

На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)».

Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована.

Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.

Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.

Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.

Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.

На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону.

08 Августа 2013 8751 0 Ханом казахов, после смерти Таукел хана, стал Есим хан (1598 – 1613/14; 1627 – 1628 гг.). После смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Предметом постоянного и длительного спора между казахскими владетелями и Аштарханидами стал Ташкент – важный торгово-экономический центр. Власть над Ташкентом постоянно переходила из рук в руки от Есим хана к Аштарханидскому хану (Вали Мухаммад хан с 1606 по 1610 гг.; Имамкули хан с 1611 по 1642 гг.), а от него к другому казахскому правителю, Турсун хану. Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн. В китайских источниках западные монголы называются элютами. Слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин джунгары (люди «левой стороны», «левого крыла») – это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт. Они во второй половине XIV в. составили «ойратский союз» племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями (тайши). В конце первой половины XV в. калмаков возглавил Эсен-тайши. Он сумел объединить все ойратские племена и поколения в один союз и даже распространить свою власть на Восточную Монголию. Однако со смертью Эсетайши (1455 г.) фактически кончилось на время и политическое могущество калмаков. Лишь в начале XVII в. среди ойратов вновь появились энергичные и воинственные вожди. Первым из таких вождей был чоросский Хара-Хула-тайши, который сумел объединить основную часть ойратов. Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название Джунгарского ханства. Хара-Хула-тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-хунтайши, а 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства. С первых десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов. После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья. В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами. Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия. Джангир хан погиб в одном из сражений с калмаками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави. В Xvii – н. XVIIi вв. у казахов степных районов сохранялась исторически сложившаяся отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости. Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). Скотоводство зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались. Сохранялись и постоянно совершенствовались навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов - юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок. Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана – Сыгнака, Саурана и др. – кочевники – скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, продавали пушнину, меховые шубы и шапки. В обмен скотоводы получали хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного, металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи, оружие и многое другое. Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру. Постоянная связь кочевого хозяйства степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселения. Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском. В Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах и основывалось на каналах, арыках. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла – керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах была развита фортификационная система. Строились жилые постройки, культовые и общественные здания – мечети, медресе, мазары, бани, крытые рынки, караван-сараи. Общественные отношения у казахов в Xvii – н. XVIIi вв. большинство исследователей считают патриархально- феодальными. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной и семейной собственности и был главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Верховным распорядителем земель был хан. В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф. В основе деления казахского общества на сословие лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ақ суйек (белая кость) относились Чингизиды: ханы, султаны. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию – қара суйек (черная кость), независимо от имущественного положения. Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Джангира Тауке около 35 лет (1680 – 1715/18 гг.) находился во главе казахского общества, а эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. По мнению историка А. Левшина: «Сей золотой век есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы». В условиях территориальной разобщенности кочевий и обособленности районов на обширной территории перед Тауке стояла трудная задача укрепления хозяйственно-политических связей между жузами и преодоления политического распада Казахского ханства. Со ссылкой на казахские предания творцом «Жети Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Толе-бия из Старшего жуза, Казыбек-бия из Среднего жуза, Айтеке-бия из Младшего жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Согласно другому преданию, Тауке хан собрал в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область) семь биев и эти бии соединили старые обычаи ханов Касима и Ишима в новые обычаи, называемые «Жети Жаргы». Поэтому в научной литературе «Жети Жаргы» именуется также «Уложением» хана Тауке и «Законами» хана Тауке. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения. В «Жети Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни. Согласно «Жети Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Вместе с тем, Тауке стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев. Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство и др. Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегий казахской знати. Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.

Читайте также: