Вестминстерский подход к налоговому планированию

Опубликовано: 15.05.2024

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Защита налогоплательщиками собственности оправдана как основными правовыми принципами (такими, как неприкосновенность частной собственности), так и политикой в этой области большинства государств. Например, в 1935 году судья Джон Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного Суда США: «. право налогоплательщиков избегать налогов. с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено. ».

Чуть позже, в деле Служба Внутренних Доходов против Герцога Вестминстерского, рассмотренном в 1936 году Палатой Лордов Великобритании, суд постановил, что «любое лицо вправе организовать свои дела таким образом, чтобы налоги, взимаемые в соответствии с законодательством, оказались бы меньше, чем они бы были в обычной ситуации. ».

Обстоятельства дела были таковы. Герцог Вестминстерский принял на себя обязательство еженедельно уплачивать своему садовнику определенную сумму (примерно 2 фунта стерлингов) в течение нескольких лет.

Служба Внутренних Доходов требовала в суде, чтобы сумма, выплачиваемая садовнику по обязательству герцога, прибавлялась к заработной плате садовника и облагалась специальным налогом. Однако Палата Лордов указала, что данная сумма подпадает по своему характеру под выплату, подлежащую исключению из налоговой базы согласно соответствующему налоговому акту. В своем выступлении по данному делу судья лорд Томлин заявил, что «налогоплательщик вправе получать выгоду в виде определенных налоговых последствий предпринятых им действий».

Выводы суда по данному делу легли в основу «традиционного» или «вестминстерского» подхода к налоговому планированию. Согласно этой доктрине налоговые органы вправе взыскать налоги с налогоплательщика исходя из формы действий, предпринятых налогоплательщиком (например, формы сделок) и их правовых последствий.

Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий. Рассматривая дела, связанные с применением вестминстерского подхода, суды обязаны оценивать как существо, так и форму действий (сделок), предпринятых налогоплательщиком.

Однако в последнее время признано недопустимым безоговорочное применение вестминстерского подхода. Основываясь на данном подходе, налогоплательщик может добиваться в суде признания налоговых последствий сделки, являющейся лишь отдельным элементом спланированной схемы. Если же рассматривать схему в целом, то можно обнаружить, что действия предприняты налогоплательщиком не для достижения хозяйственного результата, а исключительно в целях минимизации налогов.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично , следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.

Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В Кодексе также провозглашена «презумпция невиновности» налогоплательщика, сформулированная в ч. 6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами:

• все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика ;

• налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам .

Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов (tax evasion), обход налогов (tax avoidance) и налоговое планирование (tax planning) (схема Х-1).

Противоправное поведение Правомерное поведение

Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется в виде незаконного использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Понятие «уклонение от уплаты налогов» определено только в одном законе—Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за «уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и «уклонение от уплаты налогов с организаций» путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199).

Понятие «уклонение от уплаты налогов» используется в России не только при привлечении налогоплательщиков к уголовной ответственности. Фактически к уклонению от уплаты налогов приравнивается большинство налоговых правонарушений, предусмотренных законодательством.

Понятие «уклонение» часто используется не по назначению. В частности, есть примеры, когда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законодательства, с тем чтобы получить возможность правомерно воспользоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники налогового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия «нежеланием способствовать уклонению от уплаты налогов».

Нарушениями налогового законодательства, образующими уклонение от уплаты налогов, являются лишь некоторые виды налоговых правонарушений, совершение которых связано с умышленной деятельностью налогоплательщиков. В качестве примера можно привести сокрытие дохода или иных объектов налогообложения.

Напротив, действия, связанные с неправильным исчислением суммы налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, ошибочное использование налоговых льгот и другие нарушения при отсутствии признаков умышленного нарушения налогового законодательства не могут признаваться действиями, направленными на уклонение от уплаты налогов. Следовательно, и ответственность налогоплательщиков за такие действия должна быть меньше, чем за умышленные нарушения налогового законодательства. Отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты и налогов и налогового планирования может привести (и приводит на практике) к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций.

Обход налогов представляет такую практику, когда предприятие или физическое лицо не становится налогоплательщиком либо в силу того, что осуществляет деятельность, по закону не подлежащую налогообложению, или получает не облагаемые налогами доходы, либо в силу отсутствия регистрации в налоговых органах.

Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений. Например, российское законодательство устанавливает повышенные ставки налога на прибыль, полученную от посреднических операций на основе договоров комиссии и поручения .

Однако не всякая деятельность, направленная на уменьшение налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а исключительно для получения налоговых льгот или иных налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействительными.

В иностранной литературе понятие «уклонение от уплаты налогов без нарушения закона» (tax avoidance) иногда приравнивается к понятию «налоговое планирование» (tax planning).

Предваряя разговор о судебных доктринах, следует сказать о Вестминстерском подходе, вывод о неприемлемости которого послужил началом для их применения.

В 1935 г. судья Джон Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного суда США о том, что право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено.

В деле Службы внутренних доходов против Герцога Вестминстерского, рассмотренном в 1936 г. Палатой Лордов Великобритании, суд постановил, что любое лицо вправе организовать свои дела таким образом, чтобы налоги, взимаемые в соответствии с законодательством, оказались бы меньше, чем они были бы в обычной ситуации, исходя из того, что налогоплательщик вправе получать выгоду в виде определенных налоговых последствий предпринятых им действий.

Таким образом, сложился традиционный или «вестминстерский» подход к налоговому планированию, согласно которому налоговые органы вправе взыскивать налоги с налогоплательщика, исходя из формы действий налогоплательщика (например, формы сделок) и их правовых последствий. Налогоплательщик же вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получать максимальную налоговую экономию; суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и их налоговых последствий. В соответствии с Вестминстерским подходом суды обязаны оценивать как существо, так и форму сделок, предпринятых налогоплательщиком. В последнее время наблюдается отход от Вестминстерского подхода, который допускает применение схем налоговой оптимизации, когда конкретная операция является лишь одним из элементов схемы, а если рассматривать схему в целом, то становится очевидным, что действия по ее созданию предприняты налогоплательщиком исключительно в целях минимизации налогов, а не для достижения какого – либо микроэкономического результата. Такое поведение налогоплательщика считается неприемлемым, поэтому, оценивая существо и форму сделок, суды рассматривают преследуемые налогоплательщиком цели: микроэкономический результат или налоговая экономия либо и то, и другое. Преодолевая Вестминстерский подход, мировой практикой для оценки истинных результатов операций в налоговых целях были выработаны и применяются особые судебные доктрины. Указанные доктрины применялись в мировой практике для признания сделок не соответствующими требованиям налогового законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов либо незаконного обхода налогов.

Это доктрины: «существо над формой» (equity above the form), «деловая цель» (business purpose), «сделка по шагам» (step transactions), которые используются большинством развитых страны Америки и Европы (США, страны Евросоюза).

Доктрина «существо над формой» направлена на определение налоговых последствий мнимых сделок, исходя из их существа, а не формы, при несоответствии которой фактически сложившимся отношениям между сторонами сделки, налоговые последствия определяются исходя из них, независимо от того, стороны предполагали их либо нет (выплаты акционеру/участнику по различного рода гражданско-правовым договорам могут рассматриваться как «завуалированные» дивиденды, переквалификация посреднических сделок в сделки купли-продажи с отсрочкой платежа, расходы (как и доходы) по договору аренды при отсутствии государственной регистрации уменьшают налогооблагаемые доходы налогоплательщика при определении налоговой базы по налогу на прибыль, амортизируемое имущество начинает амортизироваться с момента его фактического ввода в эксплуатацию).

Доктрина «деловой цели» состоит в том, что если сделка не достигает деловой цели, то она не влечет предусмотренных ею налоговых последствий для сторон (например, при реорганизации в соответствии со ст. 11 Директивы ЕЭС «О слияниях»). Если единственная цель сделки заключается в уклонении от уплаты либо обходе налогов, то такая сделка не имеет деловой цели (трудоустройство социально незащищенных групп граждан для получения налоговых льгот в РФ до 1 января 2002 года в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»).

Доктрина «сделки по шагам» применяется для определения налоговых последствий притворных сделок, когда суд при рассмотрении конкретной сделки устраняет промежуточные операции, не приводящие ни к какому микроэкономическому результату, и оценивает реально достигнутый микроэкономический результат, исходя из того, что налогоплательщики дробят сделку, связанную с существенными налоговыми последствиями, на ряд промежуточных сделок (шагов), позволяющих оптимизировать указанные налоговые последствия (трейдеры Юкоса, модель с Британской компанией, фактическими бенефициарами которой являются российские физические лица). Результат применения доктрины – отказ от предоставления налоговой выгоды, на которую стороны рассчитывали при дроблении сделки и возложение обязанности по уплате налогов, исходя из налоговых последствий по основной сделке, с применением мер принуждения за нарушения налогового законодательства. Указанная доктрина имеет много общего с доктринами: «существо над формой» и «деловой цели».

Если в мире судебные доктрины борьбы с уклонением от уплаты налогов формировались путем преодоления Вестминстерского подхода, то в России их формирование началось с концепции «добросовестности налогоплательщика», которая должна учитываться при оценке налоговых последствий совершаемых им операций, изложенной в качестве правовой позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 12 октября 1998 года № 24-П, а как общий критерий оценки правомерности действий налогоплательщика презумпция добросовестности налогоплательщика получила широкое распространение после Определения КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О.

В НК РФ как в кодифицированном акте налогового законодательства должна быть четко определена грань между законными и незаконными способами уменьшения налогообложения путем установления в соответствующих случаях дозволений и запретов с регламентацией оснований и порядка их применения. Вместо этого применяется критерий добросовестности налогоплательщиков, использование которого ведет к неограниченному административному усмотрению налоговых органов и судебному усмотрению.

При этом в Определении КС РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О КС РФ указал, что решение вопроса о добросовестности как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела относится к компетенции арбитражных судов. После этого в Определении КС РФ от 18 января 2005 г. № 36-О указано, что универсализация арбитражными судами выводов о презумпции недобросовестности, содержащихся в Определении КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О, недопустима. Далее КС РФ фактически применял правовую позицию о недобросовестности, хотя избегал употребления указанного термина. При этом предполагается то, что на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются права и гарантии их реализации, которые предоставляются добросовестным налогоплательщикам.

Пресс-служба КС РФ распространила заявление Секретариата КС РФ об Определении КС РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-О, которым было разъяснено в каких случаях применяется критерий добросовестности налогоплательщика: 1. Когда игнорируется публичный интерес при реализации гражданских прав; 2. Когда сделки носят фиктивный характер, так как по мнению Секретариата КС РФ такие сделки не соответствуют критерию деловой цели. ВАС РФ рекомендовал арбитражным судам руководствоваться указанным заявлением в письме ВАС РФ от 11 ноября 2004 г. № С5-7/уз-1355.

Далее критерий добросовестности налогоплательщика применялся в практике арбитражных судов с прямой ссылкой на разумную деловую цель. В качестве доказательств недобросовестности применялись, в частности, следующие: непрофильность операции, совершение их не по месту основной деятельности, использование системы расчетов, направленной на уклонение от уплаты налогов, отсутствие разумной деловой цели заключаемых сделок, вовлечение в процесс производства, оказания услуг и поставок товаров исключительно субъектов предпринимательской деятельности, правомерность регистрации и реальность деятельности которых вызывают сомнения, фиктивность операций, которая смешивается с отсутствием деловой цели.

Завершился процесс реализации принципа презумпции добросовестности налогоплательщика и развития критерия деловой цели принятием Пленумом ВАС РФ Постановления от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Тогда не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В нем должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации ( ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

Содержание и порядок направления плательщику налогового уведомления установлены ст. 52 части первой НК РФ.

когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57).

Уведомление об уплате налога составляется налоговым органом на основе сведений, представленных нотариусом, регистрирующим факт принятия наследства или сделку дарения. Закон устанавливает ответственность нотариусов за непредставление или несвоевременное представление указанной информации. Налог должен быть уплачен до истечения трех месяцев со дня вручения плательщику налогового уведомления. До погашения недоимки собственник не может продать, подарить, другим способом реализовать приобретенное имущество.

Уплата налога, дополнительно начисленного налоговым органом в связи с перерасчетом налоговой базы с учетом предоставления стандартных вычетов в размерах, предусмотренных Кодексом, производится налогоплательщиком на основании налогового уведомления равными долями в два платежа: первый не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

• первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;

первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.________

Содержание и порядок направления плательщику налогового уведомления установлены ст. 52 части первой НК РФ,

В так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье: издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57).

Уведомление об уплате налога составляется налоговым органом на основе сведений, представленных нотариусом, регистрирующим факт принятия наследства или сделку дарения. Закон устанавливает ответственность нотариусов за непредставление или несвоевременное представление указанной информации. Налог должен быть уплачен до истечения трех месяцев со дня вручения плательщику налогового уведомления. До погашения недоимки собственник не может продать, подарить, другим способом реализовать приобретенное имущество.

В учебнике рассматриваются теоретические и практические вопросы по всем разделам курса «Финансы предприятий». В нем обстоятельно изложены содержания и принципы организации финансов предприятий в современных условиях России, основы управления финансами. Последовательно рассмотрены все вопросы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, особое внимание уделено таким важным, с точки зрения практики работы финансовых служб, вопросам как — влияние учетной политики на формирование финансовых результатов, налогообложению, налоговому планированию, инвестициям. Рассмотрены также и современные методы и приемы принятия финансовых решений на предприятиях, в частности, использованию эффектов «производственного и финансового рычага», цене и структуре капитала, анализу денежных потоков, систем бюджетирования и стратегическому финансовому планированию. В учебнике рассмотрены также и ряд специальных вопросов, связанных с кредитованием и расчетами, спецификой финансового управления в условиях кризисного состояния и финансирования внешнеэкономической деятельности.

• изложить основные подходы к налоговому планированию и оптимизации налогообложения.

специалист по налогообложению и налоговому планированию — для проверки правильности исчисления налогов и пр.;

Рассмотрим подробнее обязанности специалиста-финансиста, специалиста по налогообложению и налоговому планированию, специалиста-юриста, участвующих в аудиторской проверке.

Задача специалиста по налогообложению и налоговому планированию — проанализировать правильность исчисления налогооблагаемой базы и исчисления налогов, правильность применения льгот в разрезе видов налогов (при наличии льгот), возможность применения льгот в разрезе видов налогов (при отсутствии льгот), а также правильность расчетов по налогам и сборам.

Выводы суда по данному делу легли в основу «традиционного» или «вестминстерского» подхода к налоговому планированию. Согласно этой доктрине налоговые органы вправе взыскать налоги с налогоплательщика исходя из формы действий, предпринятых налогоплательщиком (например, формы сделок) и их правовых последствий.

Не менее важно и текущее налоговое планирование повседневной предпринимательской деятельности, поскольку от его эффективности зависит достижение конечного результата налогового планирования — минимизация налоговых обязательств предприятия на стабильный период. К текущему налоговому планированию относятся планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.п.

1. Суть «вестминстерского» подхода к налоговому планированию состоит в том, что при исчислении налога учитывается:

в) проведение комплексных мероприятий по налоговому планированию;

в) проведение комплексных мероприятий по налоговому планированию;

• консалтинговые услуги по налоговому планированию. Налоговое планирование означает использование разнообразных факторов (географических, правовых, экономических) с целью снижения налоговых потерь. По существу, налоговое планирование есть выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Служба внутренних доходов требовала в суде, чтобы сумма, выплачиваемая садовнику по обязательству герцога, прибавлялась к заработной плате садов­ника и облагалась специальным налогом. Однако Палата Лордов указала, что данная сумма подпадает по своему характеру под выплату, подлежащую ис­ключению из налоговой базы согласно соответствующему налоговому акту, В своем выступлении по данному делу судья лорд Томлин (Lord Tomlin) за­явил, что «налогоплательщик вправе получать выгоду в виде определенных ■ налоговых последствий предпринятых им действий».

Выводы суда по данному делу легли в основу традиционного или «вестминстерского» подхода к налоговому планированию. Согласно этой доктрине, налоговые органы вправе взыскать налоги с налогоп­лательщика исходя из формы действий, предпринятых налогоплатель­щиком (например, формы сделок), и их правовых последствий.

Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким обра­зом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплатель­щика и соответствующих налоговых последствий. Рассматривая дела, связанные с применением вестминстерского подхода, суды обязаны , оценивать как существо, так и форму действий (сделок), предпринятых налогоплательщиком.

Однако в последнее время признано недопустимым безоговорочное применение вестминстерского подхода. Основываясь на данном под-

ходе, налогоплательщик может добиваться в суде признания, налоговых последствий сделки, являющейся лишь отдельным элементом сплани­рованной схемы. Если же рассматривать схему в целом, то можно об­наружить, что действия предприняты налогоплательщиком не для достижения хозяйственного результата, а исключительно в целях ми­нимизации налогов. Такое поведение считается неприемлемым. Поэ­тому, оценивая существо и форму сделок, суды рассматривают пресле­дуемые налогоплательщиком цели. Если налоговая экономия сопутст­вует хозяйственному результату, то налоговые последствия определя­ются исходя из формы сделки. В другом случае применяются особые судебные доктрины.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятель­ности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщи­ка, а право собственности первично 1 , следовательно, налогоплатель­щик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери..Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумп­цией облагаемости», что выражается в обложении государством нало­гами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.

Статья 21 НК РФ предусматривает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в по­рядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В Кодексе также провозглашена «презумпция невиновности» на­логоплательщика, сформулированная в ч. 6 ст. 108. Каждый налого­плательщик считается невиновным в совершении налогового право­нарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонаруше­ния и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Данный важнейший принцип налогового права дополняется сле­дующими важными правилами:

* все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогопла­тельщика 3 ;

1 См.: longer M. Practical International Tax Planning. N.Y., L979. P. 78.

2 См.: Kirkbride J., Olowofogeku A. Revenue Law. Principles and Practice. Tudor, 1998. P. "401. . .

1 См.: постановление Конституционного Суда РФ № 20-П от 17 декабря 1996 г. //
Вестник Конституционного Суда РФ, 1996. Ка 5.

2 См.: ч. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Глава 26. Правовые основы налогового планирования

26.1. Понятие налогового планирования 575

■ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответст* вующие НК РФ или иным федеральным законам'.

Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов (tax evasion)
обход налогов (tax avoidance) и налоговое планирование (tax plannin \
(схема X—3). ^

В статье мы расскажем, что такое международное налоговое планирование, какие его цели, значение, почему им стоит воспользоваться от наших экспертов.

Чтобы заказать комплекс услуг “Международное налоговое планирование”, свяжитесь с экспертами портала International wealth с помощью формы над заголовком статьи.

  1. Определение термина “международное налоговое планирование”
  2. Экономические причины для открытия оффшорной компании
  3. Цели международного налогового планирования
  4. Значение международного налогового планирования
  5. Выбор подходящей оффшорной зоны
  6. Базовая международная налоговая стратегия
  7. Введение BEPS
  8. Роль технологий в международном налоговом планировании

Налоговое планирование в оффшоре

Определение термина “международное налоговое планирование”

Мы ответим на вопрос, что такое международное налоговое планирование (МНП), следующим образом.

МНП является совокупностью методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы. Их выбор зависит от факторов:

  • Виды деятельности.
  • Где находится основной актив.
  • Территория для ведения основного вида деятельности.
  • Статусом налогового резидента какой страны обладают бенефициары.

Как видно, международное налоговое планирование и оффшорный бизнес являются неразлучными понятиями. В современных реалиях, вероятно, каждая крупная транснациональная корпорация использует налоговую оптимизацию. Это легко зафиксировать по открытию дочерних фирм в низконалоговых юрисдикциях преследуя цель в виде минимизации налоговых выплат.

Учитывайте, что нельзя использовать зарубежные фирмы и структуры исключительно ради налоговых соображений. Цепочка владения зарубежным бизнесом должна иметь реальные экономические причины. Имея лишь цель снизить налоговое бремя, зачастую, инвесторы навлекает на себя необратимые негативные налоговые последствия.

Экономические причины для открытия оффшорной компании

Прежде чем создавать фирму за границей, надо найти веские деловые аргументы. Одних налоговых причин недостаточно, чтобы оправдать создание новой иностранной компании. Нужны правдоподобные причины, имеющие экономический смысл, чтобы получить доказательство освобождения от уплаты налогов в налоговом органе (предлагая доказательства освобождения от ответственности).

  • Если переместить финансовую компанию в швейцарский город и кантон Цуг, это покажется правдоподобным. Известно, что кантон Цуг называют Криптодолиной. Цуг предлагает лучшую экономическую среду для криптоиндустрии. Это веская экономическая причина выбора места в Цуге. Для бизнеса, связанного с криптовалютами или финтех, международное налоговое планирование означает переезд в швейцарский Цуг.
  • Если бизнес специализирован на часовой индустрии или химической промышленности, то очевидно открытие компании в Швейцарии.
  • Если зарабатываете деньги онлайн-играми, то очевидно, что зарегистрируете бизнес на Мальте или в Гибралтаре. Две юрисдикции хорошо известны в индустрии онлайн-игр.
  • Для торговли товарами, произведенными в китайском Шэньчжэне, имеет смысл зарегистрировать оффшорную фирму в Гонконге, контролирующем эту индустрию.
  • Для работы в сфере туризма экономически оправдано начать бизнес на Багамах.

Почти всегда можно найти хорошие экономические причины, чтобы зарегистрировать оффшор. Ответы должны быть хорошо подготовлены. Налоговая служба задаст вопросы. Оптимальный ответ следует согласовать с налоговым консультантом. Для этого обратитесь к экспертам портала International wealth.

Цели международного налогового планирования

Основная цель международного налогового планирования — законным образом получать потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками.

Его цели ясны, но некоторые из них не так очевидны, как другие. Они включают:

  • Достижение низкой налоговой ставки, чтобы получить больше финансовых средств после уплаты налогов для реинвестирования.
  • Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
  • Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры там, где это необходимо.
  • Получение низких или нулевых налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
  • Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для иностранной прибыли.
  • Предотвращение непредвиденных включений в доход от отсрочки, которые могут быть проблемами иностранного налогового кредита и управления денежными средствами.

Значение международного налогового планирования

Что такое международное налоговое планирование? Это искусство организации трансграничных транзакций со знанием принципов международного налогообложения для достижения эффективного и законного с точки зрения законодательства направления коммерческой деятельности и потоков капитала. Процесс планирования следует за денежными потоками в трансграничных транзакциях, поскольку они переходят из принимающей страны, где они возникают, в страну происхождения, где они в конечном итоге заканчиваются.

Международное налоговое планирование помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Внутреннее планирование связано в первую очередь с национальными правилами вычетов, льгот и освобождений, а также различными ставками, взимаемыми с различных источников дохода в одной юрисдикции.

Международное налоговое планирование исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Включает налоговые льготы и освобождения от налогообложения иностранного дохода, доступность иностранных налоговых кредитов, использование соглашений и меры по предотвращению уклонения от уплаты налогов.

Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Обычно его оптимизируют, когда максимизируют прибыль после налогообложения.

Помимо снижения общей эффективной ставки, это может также привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов. Оно рассматривает не только юридические возможности экономии на налогах, но и фискальные риски, такие как двойное налогообложение, и перспективы противодействия фискальному законодательству.

Выбор подходящей оффшорной зоны

Мы рекомендуем государства в ЕС (Мальта, Кипр, Ирландия), являющиеся низконалоговыми юрисдикциями, или Швейцарию, подписавшую соглашения с ЕС о свободе передвижения и свободе учреждения. Свобода создания — конституционное право, которое, как высшее право, лишает силы внутреннее право отдельных государств, находящееся на более низком иерархическом уровне. Никто не может ограничивать свободу создания или запрещать ее вообще. Даже налоговые службы. Право учреждения бизнеса защищает инвестора. Постановления налогового органа, затрудняющие свободу учреждения, «неконституционны».

Конституционное право на свободу создания дает определенный защитный эффект.

Традиционными странами ЕС с низкими налогами являются Мальта, Ирландия и Кипр.

Базовая международная налоговая стратегия

При международном налоговом планировании фирма должна принять ключевое решение о том, что будет с денежными средствами, полученными от зарубежных операций. Есть два варианта, каждый из которых имеет преимущества и недостатки.

Стратегия репатриации

Первый вариант — стратегия репатриации, при которой компания нуждается в наличных деньгах в родной юрисдикции для выплаты акционерам, обслуживания долга или расширения операций. Преимущества заключаются в том, что транзакции могут быть структурированы для поддержки движения денежных средств материнской структуре, избегая двойного налогообложения и стремясь платить налоги в настоящее время по применяемым ставкам. Прибыль и налоги также минимизированы в иностранных юрисдикциях.

Затраты на стратегию репатриации, однако, включают потерю возможности откладывать налоги в родной стране, использовать преимущества потенциально более низких иностранных ставок, из-за чего возникает возможность столкнуться с более высокой эффективной ставкой.

Стратегия реинвестирования

Второй вариант — стратегия реинвестирования, при которой фирме требуются денежные средства за пределами родины для роста и расширения международных операций. Выгода — прибыль, которая максимизируется за счет нулевых или низких ставок в иностранных юрисдикциях, возможность расширения международных операций с использованием большего количества денежных средств после уплаты налогов. В целом, клиент получаете более низкую мировую эффективную ставку налогообложения.

Затраты, с другой стороны, состоят в том, что для получения выгоды денежные средства должны оставаться за пределами юрисдикции резидентства, и при окончательной репатриации возникают более высокие фискальные расходы.

Введение BEPS

Стратегии международного налогового планирования подвергаются повышенному вниманию. Многие предыдущие подходы к управлению глобальным фискальным профилем бизнеса приведут к другим последствиям в будущем, потому что ряд юрисдикций вносят изменения для увеличения своей налоговой базы и ограничения определенных вычетов. Основой для этого быстро меняющегося ландшафта является проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли (BEPS).

План действий проекта BEPS определил 15 пунктов, согласованных по трем основным направлениям:

  • Обеспечение согласованности внутренних правил, влияющих на трансграничную деятельность.
  • Требования к КИКам в существующем международном стандарте.
  • Повышение прозрачности.

В то время как страны с разной скоростью продвигаются к внедрению BEPS, инициатива приводит к наиболее значительным изменениям в международном налогообложении за последние десятилетия и затронет практически все международные активные корпорации среднего размера. Это будет способствовать повышению прозрачности и повышенным требованиям к отчетности и почти наверняка будет означать увеличение затрат на соблюдение нормативных требований и более высокие эффективные глобальные ставки налогов для большинства международных предприятий.

Роль технологий в международном налоговом планировании

Повышенные требования к отчетности в соответствии с BEPS подчеркивают ключевую роль, которую информационные технологии должны играть в поддержке фискальной стратегии. То, как активы и транзакции определяются, фиксируются системами, будет играть роль в способности соответствовать меняющимся требованиям. Возможность доступа к данным, их систематизации и составления отчетов также жизненно важно для налогового и операционного планирования и управления. Как и во всех остальных аспектах бизнеса, технологии жизненно важны для управления налоговыми обязательствами.

Бизнес-стратегия должна определять вашу фискальную стратегию. Например, компания, которая ожидает первичного публичного размещения акций (IPO) или слияния, больше ориентирована на лаконичную международную фискальную картину, свободную от каких-либо разногласий, которые могут усложнить сделку. Фирма, ориентированная на агрессивный органический рост, может быть меньше озабочена этими проблемами и больше сосредоточена на построении международной структуры, наилучшим образом соответствующей ее целям роста. Подход к международному налоговому планированию, основанный на оценке рисков, поможет решить, на чем лучше сосредоточить ресурсы в любой момент времени.

Теперь вы узнали что такое международное налоговое планирование, какие у него цели и значения.

Узнайте больше о том, как получить международное налоговое планирование и консалтинг от экспертов портала International wealth, по ссылке.

Для быстрой связи напишите письмо на электронный почтовый ящик info@offshore-pro.info.

Какое определение понятия “международное налоговое планирование”?

Международное налоговое планирование — совокупность методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы.

Какие цели у международного налогового планирования?

Основная цель международного налогового планирования — получать законным образом потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками. Есть еще другие цели:
Достижение низкой налоговой ставки.
Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры.
Получение низких налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для прибыли.

Зачем нужно международное налоговое планирование?

МНП помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Оно исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Это может привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов.

Читайте также: