Вертикальная и горизонтальная справедливость в налогах

Опубликовано: 12.05.2024

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - основана на соблюдении принципов горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с принципом горизонтальной справедливости предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, а принцип вертикальной справедливости устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы. Ключевой проблемой обоих принципов является определение равенства, которое имеет морально-этический характер. Например, сравним две семьи. В каждой семье работает один человек. Работающие получают одинаковой величины доходы (заработную плату). [c.280]


ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ -принцип налогообложения, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в равных условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. [c.569]

ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ — принцип налогообложения, при котором к налогоплательщикам, находящимся в равных условиях, применяется одинаковое отношение налоговых органов. [c.501]

Принцип горизонтальной справедливости 50/ [c.801]

О Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково. [c.380]

Предположим, что двое работают по 40 ч в неделю и один получает зарплату, работая по найму, тогда как другой зарабатывает на жизнь своим собственным бизнесом, скажем, ресторанным. Предположим, что прибыль собственника ресторана в точности равна величине заработной платы наемного работника. Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что каждый человек должен выплачивать налог одинаковой величины. Если же налоговая система облагает налогом прибыль по одной ставке, а заработную плату — по другой, то принцип горизонтальной справедливости будет нарушен. Принцип вертикальной справедливости гласит, что тот, кто получает больше, должен и больше платить в виде налогов, даже если его заявленные (т.е. облагаемые налогом) доходы по какой-либо причине искусственно занижены. [c.380]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВЕНСТВА. Естественной отправной точкой является следующая мысль налоговой системой в качестве равных рассматриваются те, у кого равны текущие доходы. Но текущие доходы в действительности не являются подходящим показателем того, насколько человек богат. Студент-медик, обладающий такими же доходами, как и дворник, все же богаче последнего, поскольку имеет более высокую сумму доходов, полученных в течение жизни. Возможно, мы должны определить равных через их суммарные доходы, полученные в течение жизни. Даже если мы сможем надежно оценить суммарные доходы (кроме всего прочего, некоторые студенты-медики отчисляются за неуспеваемость), ряд трудных вопросов все равно остается. Рассмотрим двух людей, каждый из которых имеет одинаковые совокупные доходы. Оба теперь на пенсии. Один, будучи молодым, делал сбережения и теперь живет хорошо. Другой в молодости хорошо проводил время и теперь живет очень бедно. Равны ли они Или рассмотрим двух людей, работающих на одном заводе, делающих одинаковую работу и получающих одинаковую оплату. Один из них имеет на иждивении пятерых детей. Равны ли они Это этические вопросы, и, к сожалению, принцип горизонтальной справедливости в подобных случаях не дает конкретного ответа На практике вопрос решается законодателями, которые, голосуя по вопросу о налогах, видимо, основываются на принципах, подобных принципу горизонтальной справедливости. Однако у них есть, разумеется, и множество других политических соображений, и, кроме того, на них оказывается политическое давление [c.380]

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые. [c.98]


Справедливости ради замечу, что, будучи профессионалами в названных областях, они поначалу прекрасно справлялись со своей просветительской задачей, но - переусердствовали и, впав в искушение, вступили на узкий и тернистый путь науки управления. Благие намерения создать совершенную, с их точки зрения, организационную структуру предприятия воплотились в уродливой схеме, противоречащей жестким принципам горизонтального и вертикального разделения труда. В результате сыграло свою негативную роль доверие руководства по отношению к авторитетным специалистам, прекрасно справившимся со своей основной первоначальной задачей. Мне пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы изжить "червя сомнений" из сознания руководства по по- [c.84]

Принцип способности заплатить налог предполагает введение двух понятий вертикальной и горизонтальной справедливости. Вертикальная справедливость означает, что налогоплательщики, обладающие высокой способностью к уплате налогов, должны вносить в бюджет государства большую сумму. Горизонтальная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Несмотря на распространенность этих понятий, они достаточно редко используются для оценки налоговой системы. [c.266]

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Объясните принцип получаемых выгод и принцип способности заплатить налог. Что такое вертикальная справедливость и что такое горизонтальная справедливость Почему для оценки справедливости налоговой системы необходим анализ распределения налогового бремени [c.272]

Средняя ставка налога Принцип получаемых выгод Горизонтальная справедливость Прогрессивный налог [c.273]

В рамках рассмотренных принципов налогообложения при анализе концепции "налоговой справедливости" экономисты различают горизонтальное и вертикальное равенство потерь при уплате налогов. Горизонтальное равенство предполагает, что находящиеся в равном положении налогоплательщики должны трактоваться налоговым законодательством одинаково и платить равные налоги. Вертикальное равенство предполагает, что находящиеся в неравном, с точки зрения доходов и имущества, положении домохозяйства не могут одинаково трактоваться соответствующим законодательством, и обязаны платить разные налоги. Очевидно, что обеспечение в форме вертикального равенства представляет собой сложную задачу, в решении которой пока нет четких научно-практических рекомендаций. Однако существует инструментарий, с помощью которого государство стремится обеспечить справедливость налогообложения, как в форме горизонтального, так и вертикального равенства. Этот инструмента- [c.594]

Третий пример касается налогообложения детей. Рассмотрим две семейные пары с одинаковыми доходами. И та и другая хотели бы иметь двоих детей, но одна пара бездетна, а у другой двое детей. Ясно, что положение пары с двумя детьми лучше, чем бездетной. Принцип, по которому тот, кому лучше, платит больше налогов, предполагает, что семья с детьми должна платить больше налогов. Но на деле налоговый закон приводит к тому, что эта пара платит меньше. Проведенный анализ показал, что хотя принципы вертикального и горизонтального равенства на первый взгляд, кажется, обеспечивают "разумные" основы для разработки справедливой налоговой системы, на деле они помогают только частично. Сложные вопросы — как определить того из двух людей, кто находится в лучшем положении или который обладает большей способностью платить, а также, что мы понимаем под одинаковым подходом к людям — эти вопросы остаются без ответа. Более того, принцип вертикального равенства не указывает, насколько больше должен платить государству находящийся в лучшем положении. Утверждается только то, что он должен платить больше. [c.383]

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предполагает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая означает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. [c.270]

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы всеобщность (охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом) обязательность (юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом) равнонапря-женность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения) однократность (недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза) стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться) простота и доступность для восприятия гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики) справедливость. В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. [c.115]

Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения и сформулированы следующим образом Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает рав-новеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности 2. [c.106]

С учетом этих факторов и критериев развивалась идея справедливости в налогообложении, которая, как мы уже знаем, нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения. Этот принцип, провозглашенный А. Смитом в конце XVIII в., уточнялся вплоть до конца XX в., когда он получил окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США. [c.110]

Определение принципа справедливости в экономическом плане. Зарубежная экономическая наука о различии основных аспектов этого принципа: горизонтальном и вертикальном. Особенности применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 06.11.2012
Размер файла 11,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе на тему: Принцип горизонтальной и вертикальной справедливости

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости - это принцип, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в равных условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Принцип вертикальной справедливости - это принцип налогообложения, в соответствии с которым к налогоплательщикам, находящимся в неравных условиях, должно быть неравное отношение налоговых органов. принцип справедливость экономический план

Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди, с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодыми трудоспособными людьми, но, с другой стороны, они чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то же время, согласно принципу выгод, пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду за счет государственного финансирования больниц и клиник. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Критика принципа свободы обмена и "промышленное воспитание нации". Национал-протекционизм Фридриха Листа. Лист и современность: свобода торговли или протекционизм? Аргументы неприятия принципа свободы торговли.

реферат [28,4 K], добавлен 19.09.2007

Принцип ограниченности ресурсов, динамика потребностей и понятие блага в экономической теории. Определение способа рационального поведения, сущность принципа альтернативности выбора человека. Принцип приращения предельных величин, равновесного анализа.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 18.01.2012

Характеристика принципов экономической теории. Проблема ограниченности ресурсов. Рациональность как суть экономического поведения, принцип альтернативности. Применение принципа приращения предельных величин, пути достижения экономического равновесия.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 12.02.2011

Понятие и общая характеристика рыночной экономики и социальной справедливости. Сущность шведского эксперимента в области социальной справедливости. Особенности формирования и анализ социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

курсовая работа [72,1 K], добавлен 17.03.2010

Анализ конкурентоспособности ОАО "Алейскзернопродукт". Функционирование организации в рыночной среде. Характеристика экономических отношений на предприятии. Реализация принципа горизонтальной интеграции как способа повышения конкурентоспособности.

дипломная работа [198,3 K], добавлен 03.06.2010

Нахождение определений вертикальной и горизонтальной интеграций, изучение их преимуществ и недостатков, причины осуществления и рассмотрение примеров функционирования. Широкомасштабное развитие интегрированных предприятий. Рост рыночной власти фирмы.

реферат [277,3 K], добавлен 01.03.2017

Экономическое содержание понятия "рынок". Идеи А. Смита о природе равновесия. Краткая характеристика главных особенностей принципа "невидимой руки". Американской и японская экономическая модель. Границы вмешательства государства в рыночную экономику.

курсовая работа [231,3 K], добавлен 24.08.2013

date image
2014-01-27 views image
865

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вертикальная справедливость.

Горизонтальная справедливость.

Принципы российского налогообложения.

Простота и удобство.

4. Неотягощенность,т.е умеренность налогов.

Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту, и з/п.

1. Всеобщность,т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы.

2. Стабильность,т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряженность,т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов.

4. Обязательность,т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты.

5. Социальная справедливость –установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения.

Отражают социально-экономическую сущность налога и используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условиях налогообложения, порядок исчисления и взимания налогов.

Налогообложение –процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты в кругах ЮЛ и ФЛ, которые являются налогоплательщиками в соответствии с выработанной налоговой политикой и принципами налогообложения.

Субъект налога – налогоплательщик, т.е. ЮЛ или ФЛ, на которое законом возложена обязанность по внесению налога в бюджет.

Носитель налога – это ФЛ или ЮЛ, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. Классическим примером переложения налогов являются косвенные налоги.

Объект налога – это имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, которые служат основанием для обложения налога.

Источник налога –доход субъекта или носителя налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

Единица налога (масштаб) – это единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.

Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога.

Виды налоговых ставок:

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весть объект налога за определенный период времени и подлежащая внесению в бюджет.

Налоговый период– время, определяющее период исчисления оклада налоги и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая квота –доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога. Она отражает тяжесть налогов, времени и показывает какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог или все налоги в совокупности.

Налоговый кадастр –перечень объектов налогов с указанием их доходности.

Система налогов – совокупность и структура налогов данной страны, в соответствии с их классификацией установленной в законодательном порядке.

Переложение налогов – полной или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое совершается по средством включения налога в цену товара. Обратное переложение выражается в понимании цены и имеет место при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца по средством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающие особо привилегированное положение, от обязанностей платить налоги.

Налоговая декларация –официальное заявление налогоплательщика о полученных им и подлежащих налогообложению доходах, за определенный период времени и о распространение на них налоговых скидок и льгот.




Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также доходов отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов ВВП.

Налоговое обязательство – экономическое соглашение по которому, налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налогов, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать у налогоплательщика исполнение этого обязательства. Налоговое обязательство существует обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка - это условие во внешнеторговых конкретных договорах об оказании услуг, кредитном соглашении, устанавливающее, что каждая из договорившихся сторон обязуется уплатить все налоги и сборы, полагающиеся на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законодательством срок, в течении которого определяется группа предприятия, освобождающихся от уплаты налога.

Инвестиционный налоговый кредит – скидка с налога на прибыль предприятию, предоставляемая при приобретении новых средств производства.

Налогообложение двойное – неоднократное обложение одного и того же объекта налога.

Налогоплательщики – это ФЛ и ЮЛ, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. ЮЛ – это предприятия или организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей и имеющего следующие признаки:

- наличие имущества, обособленного от имущества собственника.

- независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц.

- право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью.

- право осуществлять от своего имени экономические операции.

- право выступать в суде от своего имени, в качестве истца или ответчика.

- самостоятельная имущественная ответственность.

ФЛ – граждане данной страны, участвующие в экономической деятельности и выступающие в качестве полноправного ее субъекта. К ФЛ относят: граждан данной стран, ин. граждан, лиц, без гражданства, которые действуют в экономике, в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенный хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, организациями, ЮЛ. ФЛ действуют в экономике от своего имени.

Резиденты - ЮЛ и ФЛ постоянно зарегистрированные или постоянно проживающие в данной стране.

Нерезиденты – 1) ЮЛ, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой стране. 2) ФЛ, действующее в данной стране, но проживающее в другой стране.

Налоговый агент –лицо, на которое в силу принятого налогового законодательства возлагается обязанность по исчислению в соответствующий бюджет налога или сбора. Пр.: налоговой агент – работодатель, который выплачивает з/п работникам, начисляет, удерживает НДФЛ из з/п.

Принципы налогообложения

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения — это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения — это принципы построения налоговой системы.

Несмотря на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом схожа. Для разных стран существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные еще А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует эволюцию принципов: они дополняются и уточняются в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения XX в., представляет ныне определенную систему принципов, хотя интерпретация ее разными исследователями несколько различна.

Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменной сущности в силу многогранности данного признака уточнение его универсального названия вполне допустимо, но не в полной мере корректно в первую очередь по отношению к равенству, как будет показано ниже. Традиционно различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

На первый взгляд обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости не противоречиво, и реализация обоих подходов на практике абсолютно не взаимоисключающая. Однако это не так. В определенной степени установление налогов на основе платежеспособности и размера выгод является альтернативным при практическом построении налоговой системы.

В чем же проблематика использования данных подходов? Она во многом объясняется условностью самого понятия равенства (неравенства) экономического положения налогоплательщиков. Обеспечение этого равенства (неравенства) будет различным при рассмотрении его с позиций доходов (платежеспособности) или с позиций получаемых от государства выгод.

Рассмотрим на простом примере, какие проблемы возникнут при определении экономического равенства налогоплательщиков с позиций их доходов. Студент-медик обучается в вузе и подрабатывает в больнице санитаром. При этом он получает ровно столько, сколько и медсестра этой же больницы, имеющая на иждивении ребенка. Одинаковы ли их доходы? Да, но экономическое положение разное: студент богаче медсестры, потому что его жизненно необходимые расходы меньше. Кроме того, студент после окончания вуза станет врачом и будет получать существенно большую зарплату, т.е. будет иметь более высокую сумму совокупных доходов, полученных в период своей экономической активности (с 18 до 60 лет).

Таким образом, не всегда экономическое равенство налогоплательщиков может оцениваться сопоставлением: 1) их текущих доходов; 2) доходов без учета объективно необходимых расходов. Последнее положение наглядно проявляется в неравенстве обложения одинаковых доходов физических и юридических лиц. Продолжая тот же пример, представим себе, что студент после окончания вуза организует частную клинику. Допустим, что в текущий момент времени доход медсестры, работающей по найму, равен доходу врача от собственного бизнеса.

Исходя из принципа горизонтальной справедливости эти доходы должны облагаться одинаковыми ставками налога, однако доход медсестры облагается по ставке 13%, а доход (прибыль) врача-бизнесмена — 24%. При этом данному врачу разрешается законом вычитать из налоговой базы экономически обоснованные расходы, а медсестре не разрешается: она должна заплатить налог с валового дохода, хотя еще неизвестно, будет ли у нее своеобразная прибыль (трудовые доходы минус жизненно необходимые расходы). Налицо нарушение объективности и универсальности принципа горизонтальной справедливости (платежеспособности).

Если при установлении экономического равенства (неравенства) использовать принцип выгод, получаемых налогоплательщиком от государства в виде общественных благ, характеризующихся совместным характером потребления, неделимостью и неизбирательностью их потребления (здравоохранения, социальной защиты, образования, охраны правопорядка и т.д.), тогда возникнут не меньшие, а, возможно, даже большие проблемы.

Продолжим тот же пример со студентом и медсестрой. Как мы помним, их текущие доходы равны, но не равны объемы выгод. Студент обучается в вузе на платной основе, достаточно здоров, не пользуется социальной защитой, в то время как медсестра, имея не вполне здорового ребенка на иждивении, получает значительно больший объем выгод от государства. Следуя принципу вертикальной справедливости, медсестра находится в более предпочтительном экономическом положении и должна будет платить больше налогов. В целом более бедные слои населения всегда потребляют большее количество чисто общественных благ, и получается, что на них должно падать повышенное налоговое бремя. Такой подход, безусловно, будет противоречить принципу платежеспособности и социальной политике государства и потому вряд ли применим при построении налоговой системы.

Однако данный принцип вполне применим при сопоставлении выгод от государственных услуг, характеризующихся индивидуальным характером потребления, делимостью и избирательностью. Например, судебной защитой пользуются не все граждане, поэтому при обращении за этой услугой необходимо заплатить государственную пошлину. Шоссейными дорогами пользуются автовладельцы, поэтому они должны платить налогов больше, что и реализуется через транспортный налог, акцизы на автомобили, бензин, масла.

Таким образом, обоснованность применения принципа выгод зависит от направления расходования государственных средств: он абсолютно неприменим к чисто общественным благам и вполне применим к смешанным и частным общественным благам.

Следует заметить, что в мировой практике налогообложения принципы платежеспособности и выгод, как правило, используются совместно, но с определенным доминированием платежеспособности, что обеспечивает в итоге более значительный эффект, нежели раздельное или паритетное их применение, для реализации базового принципа справедливости при построении налоговых систем.

Однако даже совместное их использование не позволяет решить проблему: в какой мере неравное экономическое положение налогоплательщиков должно соответствовать их неравной налоговой позиции? Как должны меняться налоговые ставки при увеличении неравенства? Данную проблему решает каждая страна, формируя прогрессивную, регрессивную или нейтральную налоговую систему.

Налоговая система является:

  • прогрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается;
  • регрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает;
  • нейтральной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.

Другими словами, в прогрессивной налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы.

Можно оценить неравенство доходов, используя кривые Лоренца, представляющие собой кумулятивное распределение удельного веса доходов до и после налогообложения в различных налоговых системах по домохозяйствам.

Так, при абсолютно равномерном распределении 50% домохозяйств имеют 50% совокупных доходов до или после налогообложения, и линия распределения имеет вид прямой — это биссектриса АВС. Кривые Лоренца фактического распределения доходов отстоят от этой прямой тем дальше, чем больше неравенство. Кривая AGC демонстрирует распределение доходов до и после налогообложения в нейтральной налоговой системе (эти кривые совпадают), и соответственно неравенство остается неизменным. Кривая AFC демонстрирует распределение доходов после налогообложения в регрессивной налоговой системе, а неравенство соответственно увеличивается. И только прогрессивная налоговая система уменьшает неравенство доходов после налогообложения (кривая ADC), поэтому является более справедливой.

Мировая практика тяготеет в настоящее время к построению умеренно прогрессивных налоговых систем, потому что слишком высокая прогрессия зачастую приводит к перемещению доходов в теневой сектор. Нейтральность, или регрессивность, используется в исключительных случаях, когда расслоение населения по доходам незначительно или когда необходимо стимулировать уплату налогов более обеспеченными категориями граждан. Российскую налоговую систему сейчас в полной мере можно охарактеризовать как нейтральную, в значительной степени игнорирующую принцип справедливости с целью легализации выплат заработной платы (сокращения так называемых «выплат в конвертах») и упрощения администрирования соответствующих налогов.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) — данный принцип реализуется далеко не в полной мере. Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Его зачастую характеризуют как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны, т.е. при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия с точки зрения и выгод для бюджета, и ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, чтобы не получить в дальнейшем уменьшения налоговой базы и соответственно снижения налоговых поступлений. Теоретически данный принцип хорошо иллюстрирует кривая Лаффера.

А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объемом налоговых поступлений, показав, что более низкие ставки несут в себе способность не столько текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их увеличения. На оси абсцисс на графике рисунка нанесена величина ставки налога, но может приводиться величина эффективной совокупной налоговой ставки либо величина налоговой нагрузки на экономику — общий вид зависимости от этого не изменится.

Согласно этой зависимости увеличение налоговой ставки до уровня rmax будет обеспечивать увеличение, хотя и все более замедляющимися темпами, налоговых поступлений до максимально возможной величины их Hmax. В диапазоне rфакт. rmax, именуемом запретной зоной шкалы, у экономических агентов снижаются стимулы к легальной деятельности. Производство сокращается, а соответственно уменьшаются налоговая база и объем налоговых поступлений. Происходит перемещение производства ВВП в теневой сектор экономики, свободный от налоговых обязательств. Нахождение налоговой ставки в запретной зоне является «налоговой ловушкой».

Таким образом, один и тот же объем налоговых поступлений (H2 = H1) обеспечивается при разных ставках налога. Но при этом более низкие налоговые ставки предпочтительнее. Они ориентированы на перспективу, поскольку не подавляют предпринимательскую активность экономических агентов, позволяют им осуществлять инвестиции и расширять производство. Через определенное время дополнительный объем производства увеличит базу обложения, что обеспечит прирост налоговых поступлений.

Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, т.е. всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и о всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другой атрибут — обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода (по налогам на труд и на доходы) или с моментом осуществления акта потребления (по налогам на потребление).

Одним из наглядных примеров реализации данного принципа в российской практике является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или иного способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более незаметным, формируя тем самым более толерантное отношение к нему. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и уплаты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна, особенно в кризисные периоды. В этом случае более эффектно наполнять бюджет будет множество налогов с низкими ставками и широкими налоговыми базами, нежели ограниченное число налогов с высокими ставками.

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди, с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодыми трудоспособными людьми, но, с другой стороны, они чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то же время, согласно принципу выгод, пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду за счет государственного финансирования больниц и клиник. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.

Однако в настоящий момент налоговое законодательство нельзя назвать справедливым, поскольку в приоритетном положении находится государство в лице своих налоговых органов. Так, например, налогоплательщик может требовать возврата излишне уплаченных налоговых платежей в течение трех лет, в то время как налоговые органы могут применять бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования недоимки (п. 3 ст. II Закона об основах налоговой системы). Кроме того, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет строгую ответственность в виде применения мер административной и уголовной ответственности, а также уплачивает крупные финансовые санкции даже без учета его вины. В то же время за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы не несут практически никакой ответственности.

Более того, уже само право налоговых органов толковать законы, которое вытекает из ст. 25 Закона об основах налоговой системы, изначально ставит плательщика в неравное положение по сравнению с налоговой инспекцией

Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Согласно классическому определению, налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Фактически это достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превышающей предельный уровень. Таким образом, при пропорциональном обложении более состоятельный плательщик платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельный плательщик. Исходя из всего вышесказанного, мы не можем определить налоговую систему России как справедливую.

Равенство по горизонтали - это непосредственное равенство обя­зательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении, с точ­ки зрения принятого принципа. Так, если в качестве критерия выбрана дифференциация доходов, то каждый налогоплательщик вправе рассчи­тывать, что принудительное изъятие его средств будет осуществляться лишь в тех формах и размерах, что и у других лиц с аналогичными доходами.

Равенство по вертикали - соответствие дифференциации налого­вых обязательств индивидов различиям в их положении, оцениваемым с точки зрения принятого принципа.Так, если общим принципом оста­ется дифференциация платежеспособности, измеряемая доходом, при­чем этот принцип принимается в варианте, предполагающем рост налоговых обязательств, пропорциональный росту доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

Оба эти принципа воспринимаются как очевидные. По сути, они выражают лишь идею запрета на дискриминацию в налогообложении. Однако, с одной стороны, признание этой идеи, исключающей сослов­ные привилегии, пристрастность и произвол государства в налоговой сфере, стало для многих обществ не только чрезвычайно важным, но и сравнительно новым завоеванием. А с другой стороны, обеспечение равенства по горизонтали и вертикали связано на практике с немалыми трудностями.

Читайте также: