Ведение реестра финансовых организаций уполномоченных давать гарантию оплаты пошлин и налогов

Опубликовано: 25.04.2024

Статья 142. Ведение Реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Включение банков, иных кредитных организаций и страховых организаций в Реестр осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей. В Реестр дополнительно могут включаться филиалы банков, иных кредитных организаций, которые от имени банка, иной кредитной организации осуществляют выдачу банковских гарантий. Плата за включение в Реестр не взимается.

2. Условиями включения банка, иной кредитной организации в Реестр являются:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, в которой указано право выдачи банковских гарантий;

2) осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 200 миллионов рублей;

4) наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации;

7) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей.

3. Условиями включения филиала банка, иной кредитной организации в Реестр являются:

1) включение банка, иной кредитной организации в Реестр;

2) внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

3) наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного в положении о филиале.

4. Условиями включения страховой организации в Реестр являются:

1) наличие действующей постоянной лицензии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), на право проведения страховой деятельности;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей;

3) осуществление деятельности в качестве страховой организации не менее пяти лет;

4) отсутствие убытков в течение последнего календарного года;

5) наличие свободных активов на последнюю отчетную дату в размере не менее нормативного;

6) наличие чистых активов по окончании последнего отчетного периода, стоимость которых должна быть не менее размера оплаченного уставного капитала;

7) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей.

5. Для включения в Реестр банк, иная кредитная организация или страховая организация обращаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, с заявлением в письменной форме и представляют следующие документы:

1) банк, иная кредитная организация:

а) учредительные документы;

б) документы, подтверждающие факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц ;

в) свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации (если оно выдавалось);

г) лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, в которой указано право выдачи банковских гарантий;

д) заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, иной кредитной организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка, иной кредитной организации;

е) документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последних шести месяцев, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

ж) оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации на последнюю отчетную дату, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;

з) отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

и) справку о выполнении обязательных нормативов на каждую отчетную дату в течение последних шести месяцев, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;

к) аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год;

2) страховая организация:

а) учредительные документы;

б) документы, подтверждающие факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц ;

в) постоянную лицензию (с приложениями) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), на право проведения страховой деятельности;

г) заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц страховой организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати страховой организации;

д) балансы за последние два квартала, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

е) отчеты о прибылях и об убытках за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

ж) расчеты соотношения активов и обязательств за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

з) документ, содержащий сведения об основных показателях деятельности за последние два квартала, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

и) аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год.

6. Для включения в Реестр филиала банка, иной кредитной организации дополнительно помимо документов, указанных в пункте 1 части 5 настоящей статьи представляются:

1) положение о филиале;

2) информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

3) заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала;

7. Документы, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи, могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий. По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.

8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление о включении в Реестр и принимает в срок, не превышающий 30 дней со дня его получения, решение о включении банка, иной кредитной организации или страховой организации в Реестр либо об отказе во включении в Реестр. Решение об отказе во включении в Реестр принимается только в случае несоблюдения условий включения в Реестр, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, и (или) непредставления документов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи. О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. При отказе во включении в Реестр дополнительно указываются причины отказа.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы. Запрос документов и сведений не продлевает и не приостанавливает течение сроков, указанных в части 8 настоящей статьи.

10. Банк, иная кредитная организация или страховая организация включаются в Реестр сроком на 3 (три) года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в Реестр.

11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с заявлением банка, иной кредитной организации или страховой организации об изменении сведений, содержащихся в Реестре, вносит на основании документов, подтверждающих такие изменения, необходимые изменения в Реестр.

12. Форма и порядок ведения Реестра утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает периодическое, но не реже одного раза в три месяца опубликование Реестра на своем официальном сайте и в своих официальных изданиях.


>
Обязанности банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, включенных в Реестр
Содержание
Проект федерального закона N 389032-5 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (об особенностях таможенного.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Включение банков, иных кредитных организаций в Реестр осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей. В Реестр дополнительно могут включаться филиалы банков, иных кредитных организаций, которые от имени банка, иной кредитной организации осуществляют выдачу банковских гарантий. Плата за включение в Реестр не взимается.

2. Условиями включения банка, иной кредитной организации в Реестр являются:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, в которой указано право выдачи банковских гарантий;

2) осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 200 миллионов рублей;

4) наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации;

7) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей.

3. Условиями включения филиала банка, филиала иной кредитной организации в Реестр являются:

1) включение банка, иной кредитной организации в Реестр;

2) внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

3) наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного положением о филиале.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2015 N 463-ФЗ.

5. Для включения в Реестр банк, иная кредитная организация обращаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, с заявлением в письменной форме и представляют следующие документы:

1) банк, иная кредитная организация:

а) - б) утратили силу. - Федеральный закон от 20.04.2015 N 102-ФЗ;

в) свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации (если оно выдавалось);

г) лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, в которой указано право выдачи банковских гарантий;

д) заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, иной кредитной организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати (при наличии печати) банка, иной кредитной организации;

е) документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последних шести месяцев, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью (при наличии печати);

ж) оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации на последнюю отчетную дату, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью (при наличии печати);

з) отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью (при наличии печати);

и) справку о выполнении обязательных нормативов на каждую отчетную дату в течение последних шести месяцев, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью (при наличии печати);

к) аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2015 N 463-ФЗ.

6. Для включения в Реестр филиала банка, филиала иной кредитной организации наряду с документами, указанными в пункте 1 части 5 настоящей статьи, представляются:

1) положение о филиале;

2) информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

3) заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати (при наличии печати) филиала.

6.1. Вместе с документами, указанными в части 5 настоящей статьи, банк, иная кредитная организация вправе представить документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.

6.2. В случае, если банк, иная кредитная организация самостоятельно не представили документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, таможенный орган запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

7. Документы, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи, могут быть представлены в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий. По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.

8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление о включении в Реестр и принимает в срок, не превышающий 21 рабочего дня со дня его получения, решение о включении банка, иной кредитной организации и (или) их филиалов в Реестр либо об отказе во включении в Реестр. Решение об отказе во включении в Реестр принимается только в случае несоблюдения условий включения в Реестр, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и (или) непредставления документов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи. О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. При отказе во включении в Реестр дополнительно указываются причины отказа.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 календарных дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы. Запрос документов и сведений не продлевает и не приостанавливает течения сроков, указанных в части 8 настоящей статьи.

10. Банк, иная кредитная организация и (или) их филиалы включаются в Реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в Реестр.

10.1. Банку, иной кредитной организации и их филиалам, включенным в Реестр, в соответствии с частью 23 статьи 141 настоящего Федерального закона определяются одинаковая максимальная сумма одной банковской гарантии и единая максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.

11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с заявлением банка, иной кредитной организации об изменении сведений, содержащихся в Реестре, вносит на основании документов, подтверждающих такие изменения, необходимые изменения в Реестр.

12. Форма и порядок ведения Реестра утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает периодическое, но не реже одного раза в три месяца опубликование Реестра на своем официальном сайте и в своих официальных изданиях.

Личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС России по состоянию на 01.01.2021 содержит 108 различных модульных сервисов для взаимодействия с информационными системами (ЕАИС) таможенных органов.

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

перейти в сервис

Посмотреть все сервисы Личного кабинета участника ВЭД:

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Представление статистических форм осуществляется для учета перемещения товаров и ведения статистики при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность получить:

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для контроля участником ВЭД общего состояния лицевого счета, получения в электронной форме информации о движении денежных средств, о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках.

Сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по лицевым счетам в таможенных органах в виде отчетов:

  • об остатках на платежных документах участника ВЭД;
  • о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей;
  • о подтверждении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность пользователю автоматического получения сведений об остатках на Едином лицевом счете (ЕЛС) в ФТС.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для получения в электронной форме информации о движении денежных средств.

Сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по единому лицевому счету в таможенных органах в виде отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Сервис предназначен для отображения информации по платежам, не зачисленным на ЕЛС в связи с ошибками, допущенными при заполнении кода бюджетной классификации (далее – КБК).

Для уточнения данных реквизитов необходимо обратиться в ФТС России.

Уточнение КБК возможно только в случае если в поле 104 платежного поручения КБК не был указан изначально или был указан КБК, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не администрирует ФТС России.

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для контроля участником ВЭД общего состояния лицевого счета, получения в электронной форме информации о движении денежных средств, о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках.

Сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по лицевым счетам в таможенных органах в виде отчетов:

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для получения участником ВЭД в электронной форме информации о задолженностях по уплате таможенных и иных платежей, с детализацией по по коду вида платежа и типу начисления.

перейти в сервис

перейти в сервис

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для предоставления участнику ВЭД информации о таможенных расписках организации.

Информация носит справочный характер.

перейти в сервис

Информационный сервис предназначен для получения участником ВЭД в электронной форме информации о предоставленных ему банковских гарантиях.

Информация о предоставленных банковских гарантиях поступает в сервис из таможенных органов в автоматическом режиме.

перейти в сервис

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис обеспечивает:

перейти в сервис

Информационный сервис обеспечивает:

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Информационный сервис «Информирование о вывозе товаров» предоставляет возможность через личный кабинет обеспечить информационное взаимодействие в электронной форме декларанта с таможенным органом в целях подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Подтверждением вывоза товара с таможенной территории является отметка таможенного органа на границе, что товар убыл с территории Таможенного союза.

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность декларанту получения информации о фактическом вывозе по декларациям на товары.

Информация поступает в автоматическом режиме.

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

Посредством информационного сервиса «Административные правонарушения» (Сервис) осуществляется информационное взаимодействие в электронной форме участника ВЭД, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (АП), с таможенным органом при производстве по делу об АП.

Требования для работы с сервисом

перейти в сервис

Информационный сервис предоставляет возможность информационного взаимодействия в электронной форме участника ВЭД, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (АП), с таможенными органами (ТО) при производстве дела об АП.

Информационный сервис обеспечивает электронный обмен между участником ВЭД с должностными лицами ТО при производстве по делу об АП

перейти в сервис

Название сервиса

Предназначение сервиса

перейти в сервис

I. Уникальные номера контрактов (паспорта сделок)

Сервис предназначен для информирования участника ВЭД о наличии в информационных ресурсах таможенных органов сведений о поставленных на учет уполномоченными банками внешнеторговых контрактах с присвоением уникальных номеров.

Информация поступает в сервис от уполномоченных банков в автоматическом режиме.

II. Запросы

Сервис предназначен для проверки участником ВЭД факта наличия в информационных ресурсах таможенных органов сведений о поставленном на учет в банке договоре/контракте и сведений о ДТ, направленных в уполномоченный банк.

Для получения из таможенных органов информации об уникальном номере контракта (паспорте сделки) или ДТ:

  1. Заполните запрос информации об уникальном номере контракта (паспорте сделки) / о направленной в банк ДТ.
  2. Отправьте запрос в таможенные органы, заверив его электронной подписью.
  3. Получите ответ от таможенных органов, который отобразится в списке запросов в ТО.

III. Риски и нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям

Информационный сервис предназначен для информирования участника ВЭД о рисках нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям и фактах нарушения валютного законодательства. Использование сервиса позволяет своевременно получить информацию о вероятности нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям. Информация о наличии рисков и фактах нарушения валютного законодательства поступает в сервис в автоматическом режиме.

I V . Проверочные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства

Информационный сервис позволяет получить сведения о проведенных в отношении участника ВЭД проверочных мероприятий по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля. Информация поступает в сервис в автоматическом режиме.

перейти в сервис

В информационном сервисе отображаются сведения о проведенных в отношении участника ВЭД проверочных мероприятий по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, включающие сведения:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госзакупки


При заключении государственного контракта, в котором фигурируют большие деньги и крупные организации, нередко случается, что участник закупок по различным причинам не выполняет финансовые обязательства. Чтобы минимизировать возможные потери в этих правоотношениях, законодатель предусмотрел страховку — денежное обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии. О том, что это такое и какие требования предъявляются к этой форме поручительства, рассказываем далее.

Что такое обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

В силу ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют порядок заключения контракта, а также правила проведения закупок, в том числе их способ и условия обеспечения. Сведения должны содержаться в специально подготовленном положении о закупке.

Чтобы обязательства по заключенному контракту были исполнены в полном объеме, в положении о закупке заказчику необходимо отразить способ обеспечения исполнения договора.

ГК РФ предусматривает такое обеспечение, как банковская гарантия: когда кредитная или коммерческая организация ручается за компанию, выигравшую закупки, и при невыполнении условий соглашения выплачивает заказчику определенную сумму.

А нужно ли оно на самом деле?

Когда финансовая организация принимает на себя обязательство выплатить сумму по выданному обеспечению в случае невыполнения исполнителем (принципалом) обязательств по контракту, банк должен совершить данную им гарантию. Как показывает практика, принимаемыми решениями суды реально заставляют кредитные компании выплачивать деньги в пользу заказчиков.

Обеспечение исполнения договора в виде банковской гарантии представляет собой действующий механизм для урегулирования споров при неисполнении исполнителем условий заключенной на торгах сделки.

Формы обеспечения контракта

Закон № 223-ФЗ не устанавливает императивных требований к использованию обеспечительных процедур. В связи с этим заказчик вправе определить в положении о закупке любую форму поручительства.

Так, ст. 329 ГК РФ установлены следующие способы обеспечения контракта:

  • неустойка;
  • залог;
  • удержание вещи должника;
  • поручительство;
  • независимая гарантия;
  • задаток;
  • обеспечительный платеж.

Отдельные законодательные акты предусматривают и другие способы содействия совершению сделки. К примеру, финансирование под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ), гарантийный фонд платежной системы (ст. 29 закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161).

Требования к банковской гарантии

Независимая гарантия должна отвечать установленным законом требованиям. Ст. 368 ГК РФ называет следующие условия:

1. Обеспечение считается законным, если оно сделано в письменном виде, позволяющем точно определить закрепленные правила.

2. Документ составляется уполномоченным лицом, а его содержание не должно вызывать сомнений в подлинности выданной гарантии.

3. Обязательство может быть выдано только банками, кредитными или коммерческими компаниями.

4. Независимая гарантия должна содержать (ч. 4 ст. 368 ГК РФ):

  • дату выдачи обеспечения;
  • наименование всех участников (принципал, бенефициар, гарант);
  • данные об обязательстве, для исполнения которого выдается обеспечение;
  • информацию о сумме, подлежащей выплате, или условия ее исчисления;
  • период действия независимой гарантии; при этом срок предоставления поручительства может быть короче или длиннее времени для исполнения обязательства по контракту;
  • условия и порядок исполнения обязательств по гарантии.

В числе прочего в обеспечение может быть включено условие по уменьшению или увеличению суммы гарантии, обусловленное наступлением согласованного сторонами срока (даты) или какого-либо события.

В извещении о проведении закупки сопутствующей документации должны быть указаны способы обеспечения обязательств. Участник торгов вправе выбрать один из предложенных в извещении вариантов обеспечения исполнения обязательства (ч. 25 ст. 3.2 закона от 18.07.2011 № 223).

Требования к банкам-гарантам

В отличие от закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44 -ФЗ нормы ФЗ-№ 223 не устанавливают конкретных требований к банкам-гарантам.

Однако по аналогии с ФЗ-44 в извещении заказчики, как правило, указывают, что независимую гарантию может предоставить только кредитная организация, состоящая в специальном перечне Министерства финансов России (ч. 3 ст. 74.1 НК РФ). Кроме этого, заказчик может предъявлять и другие требования, к примеру по сроку работы банка, сумме размера уставного капитала и т. д.

Для каких целей нужна банковская гарантия

Задача банковской гарантии — обезопасить заказчика от неисполнения победителем торгов обязательств по сделке. При этом такой документ выгоден для всех участников. Банк приобретает доход в виде процентов, организация (исполнитель) зарабатывает деньги по контракту и расширяет возможности для заключения сделок в будущем, а заказчик получает полностью оказанную услугу по оформленному договору.

Таким образом, рассматриваемый способ обеспечения обязательств — это эффективный механизм для успешного исполнения заключенной сделки.

Есть ли отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

В законах № 44-ФЗ и 223-ФЗ имеются существенные отличия в части использования банковской гарантии.

Так, по 44-ФЗ если цена сделки составляет больше 50 млн руб., заказчик обязан потребовать внести обеспечение выполнения условий договора в ценовом диапазоне от 10 до 30% от начальной максимальной суммы контракта.

По 223-ФЗ указанная обязанность у заказчика отсутствует, однако обычно размер гарантии устанавливается аналогичным образом.

Различаются также и способ выбора банка-гаранта и порядок определения условий предоставления обеспечения обязательства. По 223-ФЗ эти составляющие закупок определяются в положении самим заказчиком, а нормами 44-ФЗ по данному поводу определены конкретные правила.

Реестр банковских гарантий

По смыслу ч. 8 ст. 45 закона № 44, если по условиям торгов предоставлена независимая гарантия, информация о ней вносится в специальный реестр. Ознакомиться с реестром можно на сайте https://zakupki.gov.ru в соответствующем разделе.

В частности, в реестре указывают:

  • номер размещения;
  • наименование банка-гаранта, его ИНН и КПП;
  • номер извещения об осуществлении закупки;
  • размер гарантии, дата ее выдачи, окончание срока действия, информация о дне размещения;
  • статус.

Таким образом, общедоступным способом можно проследить информацию обо всех независимых гарантиях, предоставляемых по закону № 44, чтобы в дальнейшем контролировать исполнение условий торгов по закупкам в соответствии с 223-ФЗ.

В связи с тем, что закон № 223 не предусматривает ведения реестра банковских гарантий, заказчик не может не принять такое обеспечение, даже если оно не включено в указанный специальный реестр.

Условия получения банковской гарантии по 223-ФЗ

Оформить обеспечение обязательства вправе каждый субъект малого, среднего или крупного бизнеса, имеющий доходы за последние 6 месяцев. Остальные требования определяются банком-гарантом.

Чтобы заручиться обеспечением, необходимо сделать следующее:

1. Подать заявление в банк. К обращению прилагаются документы о финансовом благосостоянии участника сделки, а также учредительная, бухгалтерская документация, сведения о заключаемом контракте.

2. Кредитная организация изучит представленную информацию и направит соответствующее уведомление.

3. При оформлении гарантии и подписании договора с банком исполнителю контракта необходимо заплатить комиссию.

После получения согласия от кредитной компании выдать гарантию, предстоит получить:

  • договор;
  • гарантию в письменном или электронном виде;
  • выписку из реестра банковских гарантий.

Важно проверить все условия получаемого обеспечения и удостовериться, что независимая гарантия соответствует всем требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ «О банковских гарантиях. » от 08.11.2013 № 1005. К примеру, в силу абз. 3 п. «б» указанного нормативного акта в банковской гарантии запрещено обязывать заказчика представлять кредитной организации (гаранту) отчет об исполнении заключенного контракта.

Сколько нужно обеспечить

По смыслу ч. 27 ст. 3.2 закона № 223 заказчик не определяет в закупочной документации условия обеспечения заявок на участие, если первоначальная цена контракта меньше 5 млн руб. Когда эта сумма превышена, заказчик вправе установить требование к обеспечению не больше 5% от начальной цены договора. Размер гарантии для каждого поставщика индивидуален и зависит от цены контракта. Поэтому банк, предоставляющий обеспечение, устанавливает его размер самостоятельно.

Можно ли заменить обеспечение

Согласно ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ способ обеспечения может быть изменен на банковскую гарантию, если эти условия отражены в положении о закупке.

Замена обычно выполняется по аналогии со ст. 94 закона № 44, то есть по решению заказчика на основании предложения, полученного от победителя торгов. Однако это можно сделать только в случаях, когда изменение обеспечения производится одномоментно со снижением его величины пропорционального объему выполненных обязательств по заключенному контракту.

При этом каждый этап исполнения сделки должен быть оформлен документально.

При изменении способа обеспечения по контракту, заключенному на основании закона № 223, нужно руководствоваться положением о закупке, в котором должны быть отражены условия по исполнению сделки.

Возврат обеспечения

По смыслу ч. 25 ст. 3.2 закона № 223 заказчик вправе определить в положении о закупке порядок, сроки и основания для возврата предоставленного обеспечения. В извещении о закупке и сопутствующей документации должна быть указана сумма обеспечения и другие условия, в том числе это относится к банковской гарантии, если этот способ используется в положении о закупке.

Возврат не может быть произведен, когда:

  • участник закупки уклоняется от подписания договора;
  • обеспечение исполнения контракта не предоставлено либо выдано с нарушением условий закона № 223 до заключения сделки. Это будет считаться отступлением от норм, если в извещении о закупке и сопутствующей документации определены требования обеспечить выполнение условий контракта, а также сроки его предоставления до оформления договора.

Основным документом, определяющим обеспечение по закону № 223-ФЗ, выступает положение о закупке. Его необходимо внимательно изучить и разобраться во всех условиях. Тогда станет понятно, как и по каким принципам используется банковская гарантия или другие способы обеспечения контракта, что в дальнейшем позволит избежать проблем.

от 6 апреля 2012 года N 666

(с изменениями на 21 сентября 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 мая 2020 года на основании
приказа ФТС России от 24 января 2020 года N 75
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.10.2015, N 0001201510290008) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 приказа ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888).

2. Признать утратившими силу:

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Бельянинов

в Министерстве юстиции

9 августа 2012 года,

регистрационный N 25160

Приложение
к приказу ФТС России
от 6 апреля 2012 года N 666

Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов

(с изменениями на 21 сентября 2015 года)

I. Общие положения

Предмет регулирования

1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Административный регламент), разработан в целях повышения качества и обеспечения прозрачности принятия решений при ведении Федеральной таможенной службой реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - реестр), определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при предоставлении данной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями на предоставление государственной услуги являются банки, иные кредитные организации и страховые организации (далее - заявители).

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Место нахождения ФТС России, предоставляющей государственную услугу, и структурного подразделения ФТС России, ответственного за предоставление государственной услуги: ул.Новозаводская, д.11/5, г.Москва, 121087.

4. График работы ФТС России:

понедельник - четверг с 9-00 до 18-00;

пятница с 9-00 до 16-45;

в предпраздничные дни рабочее время сокращается на час;

выходные дни: суббота, воскресенье.

5. Информация о предоставляемой государственной услуге размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2015 года приказом ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888. - См. предыдущую редакцию)

6. Адрес официального сайта ФТС России в сети Интернет - www.customs.ru, адрес официального сайта "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" - www.gosuslugi.ru".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2015 года приказом ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888. - См. предыдущую редакцию)

7. Государственная услуга исполняется от имени ФТС России структурным подразделением ФТС России, к функциям которого отнесены вопросы организации ведения реестра, - Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (далее - Главное управление).

8. Информация о ходе рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги может быть получена заявителем (его уполномоченным представителем) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также в соответствующем подразделении Главного управления по телефонам: +7 499 449 75 06, +7 499 449 74 05.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2015 года приказом ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888. - См. предыдущую редакцию)

График работы Главного управления:

понедельник - четверг с 10-00 до 17-00 (перерыв 13-00 - 13-45);

пятница с 10-00 до 15-45 (перерыв 13-00 - 13-45);

в предпраздничные дни рабочее время сокращается на час;

выходные дни: суббота, воскресенье.

10. При выдаче по телефону справок, связанных с предоставлением государственной услуги, предоставляется информация:

о входящем номере, под которым зарегистрировано в системе делопроизводства ФТС России заявление о предоставлении государственной услуги;

о принятом решении по конкретному заявлению;

о месте размещения на официальном сайте ФТС России в сети Интернет и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" справочных материалов по вопросам предоставления государственной услуги.

Информирование о ходе предоставления государственной услуги в электронном виде осуществляется путем автоматического отображения информации в федеральной государственной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (функций).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2015 года приказом ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888. - См. предыдущую редакцию)

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

11. Наименование государственной услуги - ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ведение реестра - государственная услуга, связанная с внесением в реестр сведений о лицах, в отношении которых принято решение о возможности включения в реестр, с внесением в реестр изменений, а также с исключением из реестра сведений о лицах, исключенных из реестра.

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

12. Органом, предоставляющим государственную услугу, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Результат предоставления государственной услуги

14. Результатом предоставления государственной услуги является приказ ФТС России о:

включении банка, иной кредитной организации и (или) их филиалов, страховой организации в реестр;

исключении банка, иной кредитной организации и (или) их филиалов, страховой организации из реестра;

внесении изменений в реестр.

Срок предоставления государственной услуги

15. Срок предоставления государственной услуги не может превышать тридцати календарных дней со дня поступления в ФТС России заявления о предоставлении государственной услуги.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

16. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

- Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч.I), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч.I), ст.4084, N 49 (ч.I), ст.6340, ст.6348, N 51, ст.6681, ст.6682; 2014, N 11, ст.1098, N 19, ст.2318, ст.2319, ст.2320, N 23, ст.2928, N 48, ст.6646; 2015, N 1 (ч.I), ст.34, N 10, ст.1393, N 14, ст.2010, ст.2013, ст.2022, N 17 (ч.IV), ст.2477, N 29 (ч.I), ст.4339) (далее - Закон);

- Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038, N 27, ст.3873, ст.3880, N 29, ст.4291, N 30 (ч.I), ст.4587, N 49 (ч.V), ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651, N 27, ст.3477, ст.3480, N 30 (ч.I), ст.4084, N 51, ст.6679, N 52 (ч.I), ст.6952, ст.6961, ст.7009; 2014, N 26 (ч.I), ст.3366, N 30 (ч.I), ст.4264; 2015, N 1 (ч.I), ст.67, ст.72, N 10, ст.1393);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2015 года приказом ФТС России от 21 сентября 2015 года N 1888. - См. предыдущую редакцию)

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем

17. Для включения в реестр банк, иная кредитная организация представляют следующие документы:

2) свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации (если оно выдавалось);

3) лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, в которой указано право выдачи банковских гарантий;

4) заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, иной кредитной организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка, иной кредитной организации;

5) документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последних шести месяцев, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

6) оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации на последнюю отчетную дату, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;

7) отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

Читайте также: