В зависимости от источника платежа налоги с организации

Опубликовано: 01.05.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные безвоздмездные платежи, взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система РФ включает разнообразные виды налогов и сборов, которые могут быть классифицированы по различным признакам.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяют:

1. Прямые, устанавливаемые на доход или имущество:

- налоги на доход (налог на прибыль, подоходный налог);

- налоги на собственность (налог на недвижимость).

2. Косвенные, устанавливаемые на товары или услуги через надбавку к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

В зависимости от уровня налоги подразделяют:

- Налог на прибыль;

- Налог на доход от капитала;

- Доходный налог с физических лиц;

- Взносы в государственный внебюджетные фонды;

- Таможенные пошлины и сборы;

- Налог на пользование недрами;

- Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- Федеральные лицензионные сборы.

- Налог на имущество организации;

- Налог на недвижимость;

- Налог на игорный бизнес;

- Региональные лицензионные сборы.

- Налог на имущество физических лиц;

- Налог на рекламу;

- Налог на наследование или дарение;

- Местные лицензионные сборы.

В зависимости от порядка использования налоги подразделяют:

1. Общие, не закрепленные за конкретным ведомством.

2. Специальные, имеющие строго целевое назначение (единый социальный налог).

В зависимости от источника покрытия налоги подразделяют:

1. Включаемые в собственность (земельный налог, налог на пользование автомобильных дорог и т.д.).

2. Относимые на финансовые результаты (прибыль до налогообложения, налог на имущество организаций, налог на рекламу).

3. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Налогообложение предприятий регулируется налоговым кодексом РФ, федеральным законом о налогах и сборах, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями являются:

- налоги на товары и услуги (НДС, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины);

- налог на прибыль;

- налог на имущество организаций;

- социальные взносы (единый социальный налог).

Одним из важнейших по размеру ставки и объему поступлений в бюджет является налог на добавленную стоимость (НДС). Под добавленной стоимостью понимается разность между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприятия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы государству. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются: реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Также косвенными налогами являются акцизы и налоги с продаж. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью (вино водочные изделия, этиловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили и т.д.). Налог с продаж – косвенный налог (ставка не более 5%), порядок и сроки уплаты которого устанавливаются законами субъектов РФ. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (кроме хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, лекарств и др.).

Основное влияние на формирование финансовых ресурсов предприятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль, представляющая собой сумму:

1. прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

2. прибыли от прочей реализации (основных фондов, включая земельные участки, иного имущества);

3. доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (без НДС, акцизов, налога с продаж) и затратами на производство и реализацию продукции.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов, облагаемых налогом по иным ставкам. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством.

Важное место в системе налогообложения предприятий занимает налог на имущество организаций, который относится к региональным налогам. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Максимальная ставка – 2%. Налог относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Предприятия являются также плательщиками единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования РФ. Средства данных фондов предназначены для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения являются любые выплаты работодателей в пользу своих наемных работников. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый фонд получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Юрлица, работающие на ОСНО, а отдельных случаях и упрощенцы, платят налог на прибыль. Расскажем о нюансах исчисления и уплаты этого налога.

Кто платит налог на прибыль юридических лиц

Налогоплательщики прибыльного налога перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ. К таковым кодекс относит российские юрлица, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы в РФ.

Обратите внимание: российские фирмы являются налогоплательщиками вне зависимости от того, получают они доходы, облагаемые налогом на прибыль, или нет (письмо Минфина РФ от 28.06.2006 № 03-05-01-04/187, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 № А26-9760/04-212).

В ряде случае компании, работающие на УСН, тоже платят налог на прибыль.

Так, например, уплачивать в бюджет налог на прибыль следует с суммы дивидендов, полученных от отечественных или иностранных организаций, а также с прибыли контролируемых иностранных компаний.

В отдельных случаях налог за налогоплательщика уплачивает налоговый агент.

Сроки уплаты налога на прибыль юридических лиц

Компания — плательщик налога на прибыль уплачивает в казну авансовые платежи не позднее 28 календарных дней с даты завершения отчетного периода, а сумму налога за год — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 287 НК РФ).

Конкретный срок уплаты авансов зависит от способа их уплаты: ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году установлены следующие сроки уплаты налога на прибыль:

  • 28.01.2021 — 1-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 01.03.2021 — 2-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 29.03.2021 — налог за 2020 год;
  • 29.03.2021 — 3-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 28.04.2021 — платеж по итогам I квартала 2021 года;
  • 28.04.2021 — 1-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.05.2021 — 2-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.06.2021 — 3-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.07.2021 — платеж по итогам за II квартала 2021 года;
  • 28.07.2021 — 1-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 30.08.2021 — 2-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.09.2021 — 3-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.10.2021 — платеж по итогам III квартала 2021 года;
  • 28.10.2021 — 1-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 29.11.2021 — 2-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 28.12.2021 — 3-й платеж за IV квартал 2021 года.

Если компания нарушит сроки уплаты налога, ей грозят пени за каждый день просрочки, а также штраф по ст. 122 НК РФ. При этом за несвоевременную уплату авансового платежа налоговики не оштрафуют, но могут начислить пени (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Ставка налога на прибыль юридических лиц

Основная ставка по налогу на прибыль — 20 процентов. При этом три процента из этой суммы платится в федеральный бюджет РФ, остальная сумма — в бюджет региона. Власти субъектов вправе принять нормативные акты, предусматривающие пониженные ставки налога, зачисляемые в казну региона.

Кроме того, в зависимости от категории плательщика и вида получаемого дохода НК РФ предусмотрены специальные ставки. Для наглядности информацию о спецставках мы поместили в таблицу.

Условия применения ставки

Нулевую ставку могут применять отдельные категории российских и иностранных организаций, которые получают определенные виды доходов (ст. 284 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся:

— дивиденды, которые получает российская организация;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией;

— доход от реализации долей и акций;

— доходы отдельных категорий организаций;

— доход по операциям с отдельными видами долговых обязательств;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией

Ставка применяется в отношении доходов иностранных организаций, не связанных с их деятельностью в РФ через постоянное представительство. По данной ставке облагается только доход, полученный:

— от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт, субаренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров при международных перевозках;

— от международных перевозок.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Спецставка применяется в отношении прибыли:

— от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении организаций из п. 1 ст. 275.2 НК РФ;

— от контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ);

— от иностранных организаций, прибыль которых не связана с деятельностью в РФ через постоянное представительство.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Налог по данной ставке платится с доходов по ценным бумагам (кроме дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые хранятся на счетах депо:

— иностранных номинальных или уполномоченных держателей;

Налог по данной ставке перечисляется в федеральный бюджет

Расчет налога на прибыль юридических лиц

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами (налоговая база). Показатель определяется нарастающим итогом с начала года. Если компания получила убыток, то налоговая база равна нулю.

Налоговая база по операциям, которые облагаются по основной ставке 20 процентов, рассчитывается следующим образом.

Доходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — расходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — убытки прошлых лет.

При подсчете доходов учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). В статье 251 кодекса приведен список доходов, не учитываемых при расчете прибыльного налога.

Также не все расходы уменьшают налоговую базу по прибыли, так в ст. 217 кодекса закреплен перечень таких расходов. Кроме того, расходы учитываются при налогообложении прибыли, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На расчет налога влияет метод признания доходов и расходов. Кодекс выделяет два: метод начисления и кассовый метод. Последний могут применять только те организации, чья выручка за предыдущие четрые квартала не превысила 1 млн рублей в квартал. В этом случае доходы учитываются в момент получения, а расходы — после их оплаты.

Метод начисления вправе принимать все организации. Доходы и расходы учитываются при расчете прибыльного налога в том периоде, в котором они возникли.

Налоговый период по налогу — год, отчетные периоды:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев — для организаций, уплачивающих ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи внутри квартала, а также для организаций, которые уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания года — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку за вычетом авансовых платежей.

Расчет авансовых платежей исчисляется как произведение налоговой базы на ставку за вычетом предыдущих авансовых платежей этого года (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 287 НК РФ).

Если сумма налога окажется меньше авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, то налог платить не нужно.

По итогам отчетного (налогового) периода предоставляется декларация по налогу на прибыль по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Оплата налога на прибыль юридических лиц

Все налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль. Исключение — юрлица, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили 15 млн рублей за каждый квартал, уплачивают квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если лимит превышен, то со следующего квартала следует, кроме квартальных авансовых платежей, уплачивать ежемесячные авансовые платежи (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи могут уплачиваться либо в течение квартала, либо ежемесячно — исходя из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Организация, которая уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). Для этого нужно обязательно уведомить ИФНС (п. 2 ст. 286 НК РФ).

КБК налога на прибыль юридических лиц

КБК на уплату налога на прибыль и авансового платежа по нему идентичны. При этом налог в федеральный и региональный бюджеты нужно оформлять отдельными платежками, КБК у данных платежей разные.

Кроме того, есть отдельные КБК для некоторых операций или категорий плательщиков (для налогообложения дивидендов, прибыли КИК и другие).

При заполнении платежного поручения бухгалтер должен указать следующие реквизиты.

Налог на прибыльКБК
Налог на прибыль, который платится в федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится в региональный бюджет 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от российской организации 182 1 01 01040 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов иностранной компании от российской организации 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от иностранной компании 182 1 01 01060 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется иностранной компанией с доходов, не связанных с деятельностью через российское представительство (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в федеральный бюджет 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в региональный бюджет 182 1 01 01014 02 1000 110

КБК для уплаты пени по налогу на прибыль следующие:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110;
  • в региональный бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110;
  • с дивидендов российским организациям — 182 1 01 01040 01 2100 110.

Льготы по налогу на прибыль юридических лиц

Льготы по налогу на прибыль выражены в виде:

  • освобождения от уплаты налога. Такое право имеют участники проекта «Сколково», а также инновационных научно-технологических проектов. Однако освобождение от уплаты налога ограничено временным отрезком — 10 лет с момента получения соответствующего статуса;
  • применения пониженных ставок. Данные ставки применяются в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и некоторых видов доходов. Об этом писали ранее, смотрите пункт «Ставка налога на прибыль юридических лиц».

Кроме того, НК РФ содержит перечень доходов, при получении которых база по налогу на прибыль не увеличивается (ст. 251 НК РФ).

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: