В учетной политике по налоговому учету необходимо установить флаг

Опубликовано: 03.05.2024

Учетная политика - это свод правил бухгалтерского и налогового учета предприятия. Задается учетная политика в карточке организации: раздел НСИ и администрирование – НСИ – Сведения о предприятии. Если в одной базе ведется учет по нескольким организациям, тогда вместо сведений о предприятии будет указано – Организации:

Доступ к справочнику Организации

Рисунок 1 – Доступ к справочнику Организации

Учетную политику можно создать для каждой организации отдельно. Если же учетная политика одинаковая, то можно использовать одну для всех организаций.

В карточке организации на закладке Учетная политика и налоги переходим по гиперссылке Создать новую:

Создание новой учетной политики

Рисунок 2 – Создание новой учетной политики

В прикладном решении поддерживаются следующие системы налогообложения:

  • Общая система налогообложения – ОСНО (не поддерживается учет предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по индивидуальной схеме (ИП)).
  • Упрощенная система налогообложения – УСН.
  • Единый налог на вмененный доход – ЕНВД.

Выбор системы налогообложения

Рисунок 3 – Выбор системы налогообложения

  1. Для начала рассмотрим настройку учетной политики при ОСНО
    1. Вкладка Налоговый учет:

    Здесь устанавливаете флажок, если в организации применяется ЕНВД. Также указывается база распределения расходов по видам деятельности, которые невозможно отнести к конкретным видам.

    Далее необходимо выбрать один из вариантов ведения учета расчетов по налогу на прибыль организаций:

    • не ведется - для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
    • Ведется балансовым методом - рекомендуемый вариант (построен на основе Рекомендации № Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль" Фонда НРБУ БМЦ);
    • Ведется балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц – требуется отражать в учете информацию о постоянных и временных разницах в стоимости активов и обязательств;
    • Ведется затратным методом (методом отсрочки) - основанный на сравнении доходов (расходов) отчетного периода, определенных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли.

    Также необходимо выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете:

    • линейный;
    • нелинейный.

    Настройка налогового учета при ОСНО

    Рисунок 4 – Настройка налогового учета при ОСНО

    На данной вкладке выбираем один из вариантов расчета себестоимости товаров при списании:

    • средняя за месяц
    • ФИФО

    Для использования партионного учета в учетной политике нужно выбрать вариант «‎ФИФО».

    В случае установки флага Сборка товаров через счет 20 операции отражаются с использованием транзитного счета 20. При снятом флаге проводки формируются в прямой корреспонденции между счетам учета номенклатуры:

    Выбор метода списания товаров

    Рисунок 5 – Выбор метода списания товаров

    Если организация освобождена от НДС, то необходимо установить флаг Организация освобождена от уплаты НДС. В этом случае входной НДС при закупке включается в стоимость товаров (услуг), реализация осуществляется Без НДС.

    Если предприятие осуществляет деятельность с разным порядком налогообложения (реализацию товаров «Без НДС», применяет ЕНВД, и т.д.), то необходимо установить флаг Раздельный учет по налогообложению НДС.

    Если применяется раздельный учет НДС и необходимо вести раздельный учет входящего НДС по постатейным производственным расходам, то необходимо установить флаг Раздельный учет постатейных производственных затрат по налогообложению НДС .

    Если применяется раздельный учет постатейных производственных затрат по налогообложению НДС и применяется особый порядок учета НДС для продукции с длительным циклом производства, то необходимо установить флаг Учет НДС длительного цикла производства.

    Если применяется раздельный учет НДС, доступна установка флага Применяется учет НДС по фактическому использованию. В этом случае входной НДС при поступлении не принимается к вычету, а дожидается точного определения вида деятельности при реализации (потреблении) товаров.

    Флаг 5% порог при распределении НДС по видам деятельности определяет возможность отнесения всей суммы НДС на принятие к вычету, в том случае, если выручка от реализации по необлагаемым НДС видам деятельности в текущем налоговом периоде не превысила 5% от общей суммы выручки по организации.

    Правило отбора авансов для регистрации счетов-фактур определяет, в течение какого времени незачтенный аванс учитывается без формирования Счета-фактуры на аванс. Выбранное значение влияет на необходимость формирования документов в Помощнике по учету НДС.

    При списании НДС на расходы в первичных документах статья расходов и аналитика расходов в документах не указываются. Эти параметры отражаются в настройке учетной политики в разделе Направление списания НДС, не принимаемого к НУ закладки НДС.

    Вариант учета НДС, выделенного из стоимости товаров, при изменении вида деятельности на не облагаемую НДС определяет порядок учета при соответствующих сменах вида деятельности партий товаров. Выбранный порядок учета определяет политику отнесения НДС, как уже принятого к вычету (подлежащего восстановлению), так и еще не принятого, но выделенного из стоимости товаров. В зависимости от выбранного варианта доступны к настройке статьи и аналитики отнесения НДС.

    Настройка учета по НДС

    Рисунок 6 – Настройка учета по НДС

    На данной вкладке выполняется настройка детализации расчетов с работниками на счете 70 «Оплата труда». Если флаг установлен, то документ Отражение зарплаты в финансовом учете должен содержать данные по работникам.

    Если необходимо формировать проводки при взаимозачетах через 76 счет, тогда нужно установить данный флажок.

    Настройка расчетов

    Рисунок 7 – Настройка расчетов

    Флаг Формировать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определяет необходимость отчисления в резервы по сомнительным долгам по дебиторской задолженности с настраиваемой периодичностью по бухгалтерскому учету. Порядок оценки задолженности по бухгалтерскому учету задается в отдельной форме при нажатии на гиперссылку Настроить порядок оценки задолженности.

    Флаг Формировать резервы по сомнительным долгам в налоговом учете определяет необходимость отчисления в резервы по сомнительным долгам по дебиторской задолженности с настраиваемой периодичностью по налоговому учету. Если срок задолженности от 45 до 90 дней (включительно), то отчисляется 50% от суммы долга, свыше 90 дней - 100% от суммы долга. При расчете учитывается норма в 10% от выручки. В случае применения организацией ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль, поле Вид разниц ПБУ 18/02 задает на постоянных или временных разницах будут отражаться различия между бухгалтерским и налоговым учетом.

    Ведение оценочных обязательств (резервов) отпусков возможно как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах. Доступно два метода расчета обязательств:

    • Нормативный метод: при использовании этого метода в учетной политике определяется некая величина - Норматив от ФОТ. Сумма резерва ежемесячно вычисляется исходя из фактического фонда оплаты труда расчетного месяца и норматива. Полученная величина увеличивается на сумму страховых взносов.
    • Метод обязательств: сумма резерва рассчитывается ежемесячно исходя из средней заработной плата работника и количества дней отпуска, которые положены за отработанный период. Полученная величина увеличивается на на сумму страховых взносов.

    Для налогового учета используется только нормативный метод, для которого требуется указать Ежемесячный процент отчислений (норматив) и Предельную сумму отчислений в год. Настройки расчета оценочных обязательств доступны только при использовании встроенной подсистемы расчета зарплаты. Если кадровый учет и расчет зарплаты выполняется во внешней программе, то рассчитанные суммы резервов и выплат за счет резервов вносятся в документы Начисление оценочных обязательств и Отражение зарплаты в финансовом учете.

    Настройка учета резервов

    Рисунок 8 – Настройка учета резервов

    При выборе УСН настройки по учету Запасов, Расчетов и Резервов заполняются по аналогии с ОСНО.

    При УСН отсутствует вкладка по настройке НДС, Налоговый учет и добавляется вкладка УСН:

    Заполнение вкладки УСН

    Рисунок 9 – Заполнение вкладки УСН

    На данной вкладке необходимо указать дату перехода на УСН и данные уведомления.

    Далее нужно выбрать вариант УСН: Доходы или Доходы и расходы.

    Также программа предлагает максимальный процент налога по умолчанию, но его можно изменить при необходимости.

    При установленной настройке используется труд наемных работников – индивидуальные предприниматели, без работников, которые применяет УСН доходы, могут уменьшить налог на величину страховых взносов. В данном случае размер налогового вычета составит 100%.

    После записи учетной политики, необходимо указать период, с которого она действует:

    Период применения учетной политики

    Рисунок 10 – Период применения учетной политики

    Предприятие может состоять из нескольких организаций, которые в свою очередь могут быть как юридическими лицами, так и частными. Также системы налогообложения могут различаться (ОСНО, УСН или ЕНВД).

    Для того чтобы указать данную информацию в конфигурацию 1С Управление торговлей, необходимо настроить программу.

    Чтобы в программе можно было работать с несколькими организациями, необходимо установить флаг “Несколько организаций”. Используя пункт меню “НСИ и администрирование” - “Настройки НСИ и разделов” и выбрать “Предприятие”. Теперь устанавливаем флаг, после чего будет активирована возможность работать со списком организаций.

    Также, если в состав предприятия будет входить обособленное подразделение, то в данном меню необходимо установить флаг “Обособленные подразделения на отдельном балансе”. При этом программа подскажет, что данный флаг будет доступен, если пользователь установит флаг “Подразделение”.


    Сведения организации.

    Заходим в пункт меню “НСИ и администрирование”. В списке “НСИ” после проведения вышеописанных действий появится пункт “Организации”. После входа в этот справочник и нажатия на кнопку “Создать” программа предложит, какой вид организации создать.

    После того, как выбрали необходимый вид организации, программа откроет форму нового элемента, которая состоит из следующих вкладок:

    • Общая информация
    • Адреса, телефоны
    • Учетная политика
    • Настройка печати.

    На вкладке “Общая информация” пользователь заполняет всю необходимую общую информацию. Также стоит заметить, что для удобства работы с несколькими организациями необходимо установить префикс.

    Вкладка “Адреса, телефоны” - здесь необходимо заполнить юридический и фактический адрес организации. Также можно заполнить номер телефона, электронную почту и другие контактные данные.

    Вкладка “Настройка печати” служит для загрузки пользователем логотипа и печати предприятия. Данные, которые загрузит пользователь, в дальнейшем будут отображаться в печатных формах документах, таких как “Счет на оплату”.

    Вкладку “Учетная политика” рассмотрим отдельно далее.

    Учетная политика организации.

    Вкладка “Учетная политика” служит для создания учетной политики организации. В окне настройки необходимо указывать, с какого года будет действовать новая запись. Если в учетной политике происходят какие-то изменения, лучше создавать новую запись, и, чтобы просмотреть историю изменения, можно нажать на одноименную гиперссылку “История изменения”.

    Нажав на гиперссылку “Создать новую”, пользователю необходимо указать, какая будет система налогообложения и указать наименование данной записи.

    Также окно создания учетной политики состоит из трех вкладок:

    • Налоговый учет
    • НДС
    • Запасы.

    Если у организации система налогообложения упрощенная, то вкладка “Налоговый учет” будет недоступна.

    Рассмотрим настройки.

    Вкладка “Налоговый учет” - флаг “Организация является плательщиком единого налога …” устанавливается для организаций, которые являются плательщиками ЕНВД. Соответственно, если органзия не платит данный налог, то галка не устанавливается.

    Вкладка “Запасы” - служит для установки правил методов оценки стоимости товаров.

    В программе три варианта:

    • Средняя за месяц - данный метод будет определять себестоимость по всем товарам, которые были проданы в текущем месяце.
    • ФИФО (взвешенная оценка) - будет определять себестоимость всех партий, будет учитываться единица проданных всех партий.
    • ФИФО (скользящая оценка) - себестоимость будет определяться для каждой списанной партии отдельно, и остатки по складам не будут выводить среднее значение.

    Вкладка “НДС” - пользователь настраивает ее в зависимости от особенностей учета НДС. Программа позволяет установить освобождение от уплаты НДС, реализацию услуг или товаров за территорией РФ и другие настройки.

    “Раздельный учет по налогообложения НДС” - необходимо установить, если будут осуществляться операции реализации товара без НДС или с применением ЕНВД.

    При установленном флаге “Применяется учет НДС по фактическому использованию” - данный функционал позволит входящему НДС при поступлении не приниматься к вычету, а отражаться при реализации.

    Флаг “Применяется правило 5% порог при распределении НДС по видам деятельности” - устанавливается опция, если есть выручка от реализаций, которая не облагается НДС к принятию вычета и не превышает 5% от общей суммы выручки в текущем налоговом периоде.

    Выпадающий список “Правило отбора авансов для регистрации счетов-фактур” - будет определять сроки учитывания счетов-фактур на аванс без авансов, которые еще в программе не учтены.

    Для первичных документов списание НДС и статьи расходов устанавливаются в учетной политике, так как в документах данные настройки отображатся не будут.

    Вариант учета НДС, выделенного из стоимости товаров, при изменении вида деятельности на не облагаемую НДС определяет порядок учета при соответствующих сменах вида деятельности партий товаров. Выбранный порядок учета определяет политику отнесения НДС, как уже принятого к вычету (подлежащего восстановлению), так и еще не принятого, но выделенного из стоимости товаров. В зависимости от выбранного варианта доступны к настройке статьи и аналитики отнесения НДС.

    В 1С 8.3 Учетная политика создается ежегодно. Рассмотрим, как сделать настройки параметров Учетной политики по налогу на прибыль для ОСНО в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0.

    Конструктор учетной политики по налоговому учету

    При использовании Конструктора учетной политики можно сформировать учетную политику по налоговому учету. Также с помощью Конструктора можно корректировать либо дополнять учетную политику.

    Образец учетной политики для целей налогового учета

    Приведем примеры учетной политики для целей налогового учета для нескольких видов деятельности организации, которые можно скачать бесплатно:

    • Учетная политика ООО для целей налогового учета в производстве здесь ˃˃˃
    • Учетная политика ООО для целей налогового учета в торговле здесь ˃˃˃
    • Учетная политика ООО для целей налогового учета при оказании услуг здесь ˃˃˃

    Система налоговых регистров в 1С 8.3

    В учетной политике по НУ организации самостоятельно формируют и утверждают налоговые регистры. В 1С 8.3 нужно закрепить систему налоговых регистров. Раздел Отчеты – Регистры налогового учета:

    sshot-13

    По рекомендациям ИФНС были разработаны регистры налогового учета. Из этого перечня необходимо выбрать нужные регистры и приложить их к Учетной политике налогового учета:

    sshot-14

    При этом можно применять только необходимые регистры налогового учета. Например, можно прописать в учетной политике, что применяется для регистров налогового учета оборотно-сальдовая ведомость по налоговому учету.

    Когда распечатываем оборотно-сальдовую ведомость, нужно выбрать признак налогового учета:

    sshot-1

    В 1С 8.3 можно распечатать регистры налогового учета:

    sshot-12

    Выбор метода начисления амортизации в 1С 8.3

    В 1С 8.3 реализованы следующие методы начисления амортизации: линейный метод либо нелинейный метод. Выбранный метод устанавливается на закладке «Налог на прибыль»:

    sshot-15

    Применение амортизационной премии в 1С 8.3

    В учетной политике по НУ можно прописать применяет ли организация амортизационную премию. В случае, если амортизационная премия применяется, то нужно утвердить % премии и критерии для ее применения, то есть, к каким ОС она применяется.

    Если в организации используется амортизационная премия, то в 1С 8.3, в документе «Принятие к учету ОС» на закладке «Амортизационная премия» по определенным ОС устанавливается флажок:

    sshot-3

    Способ оценки материалов при их выбытии в 1С 8.3

    Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете способ оценки материалов при их выбытии в 1С 8.3 выбирается из двух пунктов:

    • По средней стоимости.
    • По стоимости первых по времени поступлений материалов (ФИФО):

    sshot-4

    Учет спецоснастки, стоимостью не более 100 000 рублей в 1С 8.3

    С 01.01.2015 в налоговом учете можно выбирать способ такой же, как и в бухгалтерском учете. То есть стоимость спецоснастки может добавляться в перечень расходов по одному из выбранных способов: либо по Линейному способу, либо Пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).

    До 2015 года был единственный способ, когда стоимость спецоснастки списывается сразу, в случае отпуска ее в эксплуатацию.

    Способ учета спецоснастки, стоимостью не более 100 000 рублей, в 1С 8.3 устанавливается в параметрах Учетной политики на закладке «Налог на прибыль». Нужно выбрать: либо «При передаче в эксплуатацию» единовременно либо «Аналогично способу, принятому в БУ»:

    sshot-5

    Классификация доходов в 1С 8.3

    Доходы от аренды либо от объектов интеллектуальной собственности определяются в качестве доходов от реализации либо внереализованных доходов.

    Когда формируется Декларация по налогу на прибыль, выручка делится на выручку от реализации ТРУ собственного производства, которая отражается в строчке 011 ДНП и выручку от реализации покупных товаров на 41 счете, которая отражается в 012 строке ДНП:

    sshot-16

    Для того чтобы выручка от реализации ТРУ собственного производства попала в декларацию в строку 011, в параметрах Учетной политики – закладка «Налог на прибыль» – гиперссылка «Номенклатурные группы реализации продукции, услуг» нужно прописать номенклатурные группы собственного производства, после чего выручка по ним будет отражаться в строке 011 ДНП:

    sshot-7

    Все, что не будет отражено в «Номенклатурных группах реализации продукции, услуг», в 1С 8.3 будет считаться выручкой от реализации покупных товаров, и пойдет в строку 012 ДНП.

    При этом важно, чтобы заполнялась 011 строка ДНП, потому что в декларации отражаются прямые расходы, которые делятся на прямые и косвенные. Если, например, будут прямые расходы в Листе 02 ДНП, а выручки в строчке 011 ДНП не будет, то ФНС запросит, почему есть прямые расходы, которые появляются когда происходит реализация собственной готовой продукции (собственных услуг, собственных работ), а выручки нет.

    Учет прямых расходов при производстве готовой продукции, работ, услуг в 1С 8.3

    В учетной политике по НУ необходимо прописать перечень прямых расходов, связанных с производством.

    Если в организации состав прямых расходов по дебету 20 счета по бухгалтерскому и налоговому учету совпадают, то в 1С 8.3 необходимо в параметрах Учетной политики по гиперссылке «Методы определения прямых расходов производства в НУ» добавить прямые расходы:

    sshot-17

    Если на данной гиперссылке не добавить прямые расходы, то, несмотря на то, что в НУ данные расходы учтены по дебету счета 20, при закрытии месяца в 1С 8.3 дебет 20 счета будет включаться в косвенные расходы в ДНП. Таким образом, в 1С 8.3 в налоговом учете будут учитываться те прямые расходы, которые прописаны в «Методах определения прямых расходов производства в НУ»:

    sshot-8

    Порядок определения НЗП при оказании услуг в 1С 8.3

    • Прямые расходы распределяются на остатки НЗП.
    • Прямые расходы не распределяются на остатки НЗП, а полностью уменьшают доходы отчетного периода.

    «Незавершенка» должна считаться по работам, услугам и готовой продукции. В НК РФ для услуг предусмотрено, что незавершенное производство может не распределяться на остатки НЗП, а полностью уменьшать доходы отчетного периода. Иными словами, по услугам может не определяться «незавершенка» на конец месяца. Это можно прописать в Учетной политике и облегчить учет, но только для услуг. Для работ – это не действует.

    Закрытие 20 счета зависит от установок в Учетной политике по списанию затрат в 1С 8.3, которые рассмотрены в статье «Почему не закрываются 20 и 25 счет в конце месяца в 1С 8.3».

    Порядок определения авансовых платежей по налогу на прибыль в 1С 8.3

    Варианты определения и уплаты авансовых платежей:

    • Ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли. В данном случае необходимо сдавать ежемесячно ДНП.
    • Оплата осуществляется ежемесячно на основе расчета авансовых платежей, установленных в п. 2 ст. 286 НК РФ за квартал, т.е. в размере 1/3 от предполагаемой прибыли за предыдущий квартал. Если доходы от реализации за предыдущие 4 квартала превысили в среднем 15 млн. рублей за каждый квартал, то осуществляется ежеквартальная оплата авансовых платежей.

    С 2016 года поменялся порядок определения авансовых платежей по налогу на прибыль. Если с 2016 года выручка организации до 15 млн. рублей, то можно уплачивать только ежеквартальные авансовые платежи. Ежемесячные авансовые платежи можно не платить, так как с 2016 года лимит увеличился:

    С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

    Что такое учётная политика и зачем она нужна

    Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

    • утверждает рабочий план счетов;
    • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
    • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

    Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

    Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

    Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

    Когда надо менять учётную политику

    Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

    Бухгалтерский учёт

    Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

    1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
    2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
    3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

    Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

    Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

    Налоговый учёт

    Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

    • изменилось законодательства о налогах и сборах;
    • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

    Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

    • Электронная сдача отчётности

    Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

    • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

    Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

    Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

    • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

    Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

    Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

    Налог на прибыль

    • Обособленные подразделения

    С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

    • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

    С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

    • Инвестиционный вычет по НИОКР

    С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

    • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

    Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

    Страховые взносы

    • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

    С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

    — 6% на обязательное пенсионное страхование;

    — 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    — 0,1% на обязательное медицинское страхование.

    • Льгота по социальным взносам для МСБ

    Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

    Имущественные налоги

    • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

    Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

    Как изменить положения в учётной политике

    Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

    1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
    2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
    3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

    Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

    Лайфхаки при составлении учётной политики

    • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
    • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
    • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

    Санкции за отсутствие учётной политики

    Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.


    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Какие изменения в правила ведения бухгалтерского и налогового учета нужно было учесть при утверждении учетной политики строительной организации на 2019 год?


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Существенных изменений в правила ведения бухгалтерского, налогового учета и отчетности, которые необходимо было бы учесть при утверждении учетной политики на 2019 год, в 2018 году внесено не было.
    Отдельные изменения законодательных и нормативных актов, которые могли повлечь за собой необходимость внесения изменений в учетную политику строительной организации для целей бухгалтерского учета, перечислены ниже.

    Обоснование вывода:
    Основания изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". К ним относятся:
    - изменение законодательства РФ;
    - разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;
    - существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.
    Отметим, что серьезных изменений в правила ведения бухгалтерского, налогового учета и отчетности, которые необходимо было бы учесть при утверждении учетной политики на 2019 год, в 2018 году внесено не было.
    В то же время вносились отдельные изменения в нормативные акты, которые могли привести к необходимости внесения изменений в учетную политику.
    1. В 2019 году в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" были внесены изменения (приказ Минфина России от 05.04.2019 N 54н), которые в обязательном порядке применяются с отчетности за 2020 год. Однако организациям разрешено начать досрочное применение новых правил уже в 2019 году, отразив это решение в своей учетной политике на 2019 год (внеся в нее соответствующие изменения в связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 05.04.2019 N 54н).
    2. Приказом Минфина России от 04.12.2018 N 248н внесены изменения в ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Основная цель изменений - приведение правил бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" (Информационное сообщение Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16).
    Новая редакция ПБУ 13/2000 в обязательном порядке применяется с отчетности за 2020 год (по желанию можно было перейти на новые правила и с 2019 года, отразив этот момент в учетной политике на 2019 год и в пояснениях к отчетности за 2019 год).
    3. Приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н внесены изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Основная цель изменений - приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухгалтерского учета в соответствие с МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13).
    Новая редакция ПБУ 18/02 в обязательном порядке применяется с отчетности за 2020 год (по желанию можно было перейти на новые правила и с 2019 года, отразив этот момент в учетной политике на 2019 год и в пояснениях к отчетности за 2019 год).
    4. Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета "Бухгалтерский учет аренды". Цель ФСБУ 25/2018 - определить требования к формированию информации об объектах, возникающих при получении (предоставлении) в аренду имущества, в бухгалтерском учете организации. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
    Организация обязана начать применять ФСБУ 25/2018 начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении этого стандарта, в том числе начиная с отчетности за 2019, 2020 или 2021 годы (это решение отражается в приказе об учетной политике, а также в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за соответствующий год).
    5. При формировании бухгалтерской отчетности организации надо учитывать изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
    В частности, теперь можно не составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010 п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения N 34н признаны недействующими.
    Вместе с тем признание недействующими п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения N 34н еще не означает, что организация обязана отказаться от составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Следовательно, если организация считает, что промежуточная бухгалтерская отчетность ей требуется для управленческих нужд, то она должна в учетной политике установить возможность ее составления и периодичность составления (ежемесячная, ежеквартальная и т.д.).
    Также в учетной политике на 2019 год должно быть отражено, в каком виде составляется бухгалтерская отчетность - на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
    6. В ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" еще в конце 2017 года были внесены изменения приказом Минфина от 09.11.2017. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года, и при формировании учетной политики на 2019 год их следует учитывать.
    Если организация имеет дочерние (зависимые) общества, находящиеся за пределами РФ, в силу федеральных законов обязана составлять сводную бухгалтерскую отчетность, то она это ее составляет согласно Закону N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Поэтому была исключена норма абзаца 3 п. 2 ПБУ 3/2006. Основные изменения в ПБУ 3/2006 коснулись порядка пересчета стоимости всех активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ: утратил силу п. 17 ПБУ 3/2006.
    При этом в ПБУ 3/2006 появились и новые нормы: пункт 14.1, касающийся хеджирования валютных рисков, и пункт 19.1, касающийся операций в валюте по сегменту. Так, в случае использования организацией активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, с целью хеджирования валютных рисков организация может учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".
    Правила раздела IV ПБУ 3/2006, касающегося учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, применяются в отношении сегмента, в котором основные операции (приобретение и продажа товаров, работ, услуг, получение кредитов и займов, предоставление займов, иное) осуществляются преимущественно в иностранной валюте, независимо от осуществления таких операций за пределами или в пределах РФ. Информация по сегменту раскрывается в бухгалтерской отчетности организации обособленно, если он определен в качестве отчетного сегмента в соответствии с ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденным приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н.
    Из прежнего правила о том, что авансы не подлежат пересчету, сделано исключение для не предъявленной к оплате начисленной выручки, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты). С 2019 года эта предъявленная, но не оплаченная выручка подлежит пересчету.
    Также пояснено, что если курс валюты ЦБ РФ не устанавливается, то пересчет производится по кросс-курсу.
    7. При формировании учетной политики на 2019 год стоит учитывать, что приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 внесены изменения в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 года.
    8. Не исключено, что в деятельности строительной организации могли произойти существенные изменения условий деятельности. К таким изменениям, в частности, можно отнести (п. 10 ПБУ 1/2008):
    - начало осуществления новых видов деятельности либо изменение видов деятельности;
    - создание обособленных подразделений;
    - реорганизацию юридического лица;
    - смену режима налогообложения (к примеру, вследствие утраты права на применение УСН или добровольного перехода на иной режим налогообложения) или совмещение налоговых режимов.
    В связи с этим в учетной политике следует проверить и при необходимости внести изменения (дополнения):
    - в рабочий план счетов;
    - в график документооборота;
    - в перечень форм первичных документов, учетных регистров.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    - Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
    - Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
    - Энциклопедия решений. Учетная политика для целей налогообложения;
    - Энциклопедия решений. Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения;
    - Вопрос: Нужно ли акционерному обществу утверждать каждый год учетную политику, если существенных изменений не было? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член ААС Буланцов Михаил

    Ответ прошел контроль качества

    17 ноября 2020 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Читайте также: