В соответствии со ст 25 нк рф сборщиками налогов и сборов могут быть
Опубликовано: 14.05.2024
Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.
Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено.
Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.
Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.
При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.
Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
– право на информацию;
– право на получение официального письменного разъяснения;
– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
– право не соблюдать незаконные предписания и требования;
– право на обжалование;
– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);
3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.
Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.
Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:
– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
– сумме задолженности налогоплательщика.
Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:
– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.
Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.
Банки обязаны исполнять поручения:
– налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
– по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов;
– местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов);
– налогового органа на перечисление налога (сборов, пеней и штрафов) в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога (сбора, пеней и штрафов). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств и иного имущества.
Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Глава 25. Налог на прибыль организаций
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 25 НК РФ
См. также действующие положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и комментарии к ним
- Статья 246. Налогоплательщики
- Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
- Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации
- Статья 247. Объект налогообложения
- Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов
- Статья 249. Доходы от реализации
- Статья 250. Внереализационные доходы
- Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
- Статья 252. Расходы. Группировка расходов
- Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
- Статья 254. Материальные расходы
- Статья 255. Расходы на оплату труда
- Статья 256. Амортизируемое имущество
- Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества
- Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
- Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации
- Статья 259.1. Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации
- Статья 259.2. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации
- Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
- Статья 260. Расходы на ремонт основных средств и иного имущества
- Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов
- Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
- Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
- Статья 264.1. Расходы на приобретение права на земельные участки
- Статья 265. Внереализационные расходы
- Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
- Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
- Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
- Статья 267.2. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
- Статья 267.4. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
- Статья 268. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав
- Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса
- Статья 269. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
- Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
- Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления
- Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления
- Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
- Статья 274. Налоговая база
- Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
- Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
- Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
- Статья 275.3. Особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации
- Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
- Статья 277. Особенности признания доходов и расходов при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), в качестве имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации, при реорганизации и ликвидации организации
- Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
- Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
- Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
- Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
- Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
- Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
- Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
- Статья 282.1. Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами
- Статья 283. Перенос убытков на будущее
- Статья 284. Налоговые ставки
- Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
- Статья 284.2. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций и (или) иностранных организаций
- Статья 284.2.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями, облигациями российских организаций, инвестиционными паями, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
- Статья 284.3. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Статья 284.3-1. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" либо статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
- Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан
- Статья 284.6. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
- Статья 284.7. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов международными холдинговыми компаниями
- Статья 284.8. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования
- Статья 284.9. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта
- Статья 285. Налоговый период. Отчетный период
- Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
- Статья 286.1. Инвестиционный налоговый вычет
- Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
- Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
- Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
- Статья 288.2. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Статья 288.3. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Статья 289. Налоговая декларация
- Статья 290. Особенности определения доходов банков
- Статья 291. Особенности определения расходов банков
- Статья 292. Расходы на формирование резервов банков
- Статья 293. Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)
- Статья 294. Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)
- Статья 294.1. Особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций - участников обязательного медицинского страхования
- Статья 295. Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов
- Статья 296. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов
- Статья 297. (утратила силу)
- Статья 297.1. Особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
- Статья 297.2. Особенности определения расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
- Статья 297.3. Расходы на формирование резервов на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
- Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
- Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций
- Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций
- Статья 299.3. Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
- Статья 299.4. Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
- Статья 299.5. Особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок
- Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
- Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения
- Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке
- Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке
- Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами
- Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с производными финансовыми инструментами
- Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
- Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
- Статья 308. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
- Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
- Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
- Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом
- Статья 310.1. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
- Статья 310.2. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
- Статья 311. Устранение двойного налогообложения
- Статья 312. Специальные положения
- Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
- Статья 314. Аналитические регистры налогового учета
- Статья 315. Порядок составления расчета налоговой базы
- Статья 316. Порядок налогового учета доходов от реализации
- Статья 317. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
- Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
- Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
- Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
- Статья 321. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
- Статья 321.1 (утратила силу)
- Статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков
- Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества
- Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
- Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
- Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
- Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
- Статья 325.1. Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
- Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления
- Статья 327. Порядок организации налогового учета по срочным сделкам при применении кассового метода
- Статья 328. Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
- Статья 329. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
- Статья 330. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
- Статья 331. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков
- Статья 331.1 (утратила силу)
- Статья 332. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
- Статья 332.1. Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- Статья 333. Особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО
> Налогоплательщики |
Содержание Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) |
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Новая редакция Ст. 25 НК РФ
Статья утратила силу.
Комментарий к Статье 25 НК РФ
В соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 25, регулирующая статус сборщика налогов, признана утратившей силу.
Напомним, что ст. 25 НК РФ устанавливала, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов.
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
Отметим, что данная обязанность сборщика налогов возникает только в случае прямого указания на это Налоговым кодексом РФ. Например, в п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), указывается на возможность внесения денежной суммы в счет уплаты налога в кассу органа местного самоуправления.
Сборщики налогов и сборов кроме приема налогов и сборов в кассу в соответствии с п. 5 ст. 9 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) должны были осуществлять контроль за их уплатой. Однако контрольными полномочиями налоговых органов, определенными гл. 16 НК РФ, сборщики налогов и сборов не обладали.
Следует обратить внимание на положение п. 3 ст. 58 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), позволяющее уплачивать налоги через кассу сельского и поселкового органа местного самоуправления при отсутствии банка и налоговым агентам, являющимся физическими лицами.
Статья 25 НК РФ фактически не работала из-за недостаточной регламентации правового статуса сборщика налогов.
Другой комментарий к Ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации
Комментируемая статья содержит положения о сборщиках налогов и сборов, которые в соответствии с п. 5 ст. 9 Кодекса также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 9 Кодекса).
Сборщиками налогов и сборов признаются уполномоченные органы и лица, которые в случаях, предусмотренных Кодексом, осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.
В качестве сборщиков налогов и сборов могут выступать следующие органы и лица:
государственные органы исполнительной власти;
исполнительные органы местного самоуправления;
другие органы, должностные лица и организации, уполномоченные государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.
В пункте 3 ст. 58 Кодекса установлено, что при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов согласно комментируемой статье определяются следующими нормативными правовыми актами:
иными федеральными законами;
законодательными актами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Данная норма основана на положениях п. 4 ст. 58 Кодекса, согласно которому конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с указанной статьей применительно к каждому налогу; порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом; порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).
СБОРЩИК НАЛОГОВ
(collector of taxes) Гражданский служащий, ответственный за сбор налогов, ставки которых были повышены налоговыми инспекторами (Inspectors of Taxes), и подоходных налогов, взимаемых по системе "плати по мере того, как зарабатываешь" (PAYE).
СБОРЩИК НАЛОГОВ
(Collector of Taxes) Официальное должностное лицо в Великобритании, ответственное за сбор прямых налогов (direct taxes) с физических лиц и предприятий. Сборщик налогов, однако, не устанавливает суммы налогов, подлежащих уплате; решение о суммах налогов принимает налоговый инспектор (Inspector of Taxes).
СБОРЩИК НАЛОГОВ
сборов) — государственный орган, орган местного самоуправления или другой уполномоченный орган и должностные лица, осуществляющие в случаях, предусмотренных НК, сбор (прием) средств от налогоплательщиков в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах или сборах (ст. 25 НК). В других странах под сборщиками налогов (налоговыми сборщиками) могут пониматься юридические лица и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность собирать налоги и сборы. В ряде стран данное понятие объединено с понятием «налоговые агенты». В большинстве стран роль налоговых сборщиков выполняют налоговые учреждения, банки, государственные и частные предприятия и учреждения, а также физические лица. При удержании налогов с заработной платы, с выплат авторского вознаграждения, с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти в качестве налоговых сборщиков (налоговых агентов) выступают предприятия, учреждения, банки. Они несут ответственность за полноту и своевременность удержания налогов, перечисление их в центральные или местные бюджеты. Такой порядок упрощает контроль со стороны налоговых органов за уплатой налогов и ускоряет поступление средств в казну. Сбором косвенных налогов, поимущественных налогов, налогов с доходов от работы по найму и некоторых других налогов занимаются казначейства и банки. В некоторых странах существует должность главного налогового сборщика. В США, например, им является комиссар службы внутренних доходов, подчиняющийся непосредственно министру финансов. В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и организации, которые производили выплату заработной платы рабочим и служащим, заработков гражданам за временные и случайные работы, авторского вознаграждения литераторам и работникам искусств. При взимании налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов. Со вступлением в силу части первой НК понятия «налоговый сборщик» и «налоговый агент» разделены.
СБОРЩИК НАЛОГОВ
англ. tax collector) – налоговыми агентами признаются уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и исчислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и(или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществлять гос. органы, органы местного самоуправления, др. уполномоченные органы и должностные лица – сборщики налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. В быв. СССР Н.с. осуществлял также прием страховых платежей от сел. населения и производил учет плательщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные поручения. В 1953 штат Н.с. в СССР был упразднен. В соответствии со ст. 226 НК РФ российские орг-ции, индивид. предприниматели, пост. представительства иностр. орг-ций, как налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у работника сумму налога из его дохода и перечислить ее в соответств. бюджет. Действующим законодательством РФ предусмотрен порядок исчисления, удержания и перечисления соотв. платежей в государственные внебюджетные фонды. Главная задача налоговых органов – осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджет гос. налогов и др. платежей, установленных законодательством. Исчисление сумм налогов и др. обязательных платежей, как и их внесение в доход бюджетов соотв. уровня, как правило, производится самими налогоплательщиками в порядке и в сроки, установленные соотв. Законами РФ и Инструкциями по применению этих законов, утверждаемыми Министерством РФ по налогам и сборам. Учет поступающих в бюджет сумм налогов (сборов) осуществляется налоговыми органами в реестре поступлений и лицевых счетах каждого налогоплательщика. Представляемые пр-тиями и орг-циями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей проверяются должностными лицами налоговых органов. По налогам с физич. лиц документами, на основании к-рых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, налоговые декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений. Др. органами, осуществляющими взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, являются таможенные органы РФ. Порядок взимания вышеуказанных платежей регламентируется Таможенным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, определяющими деятельность этих органов.
1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
- система налогов и сборов РФ;
- система налоговых правоотношений;
- система участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Функции налогов
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
-
Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
- 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
- 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ
Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.
1. По уровню управления
Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.
Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.
К федеральным налогам относятся:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) водный налог;
- 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 8) государственная пошлина.
Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:
- 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.
Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;
- 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).
Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).
К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:
- 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
- 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.
Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:
- 1) налог на имущество организаций;
- 2) транспортный налог;
- 3) налог на игорный бизнес.
Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.
Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.
К местным налогам относятся:
- 1) земельный налог;
- 2) налог на имущество физических лиц;
- 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
2. По способу взимания налога
Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).
Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.
3. Источники уплаты налога
К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».
К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.
На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.
К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.
На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.
4. В зависимости от применяемых ставок
Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).
Элементы налога
Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.
Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.
Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
- Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
- Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
- Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
- Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
- Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.
Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.
Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ
Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.
Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.
← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
Уфа 2015
Читайте также: