В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

1. Исчерпывающий перечень видов таможенных платежей установлен п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, определенных п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ.

За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее - товары), взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере, указанном в разд. IV Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2000 г. N 2497).

Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров см. Приказ ГТК России от 6 февраля 2001 г. N 124.

2. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Исчерпывающий перечень товаров, транспортных средств, освобожденных от пошлины, определен ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Согласно Правилам перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, физические лица, в том числе переселяющиеся из Российской Федерации в иностранные государства на постоянное место жительства, могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что стоимость товаров в эквивалентном выражении не превышает 10000 долл. США включительно.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории РФ, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

3. Особенности налогообложения по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены п. 1 ст. 151 НК.

Налогообложение в указанном случае осуществляется в следующем порядке:

- при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст. 150 НК;

- при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

- при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;

- при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации;

- при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

- при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

- при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев.

4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:

- в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;

- в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;

- в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.

Комментируемая статья может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае, если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Применение ст. 16.22 КоАП по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст. 70 НК, также является обоснованным только в случае, когда обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершении действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы).

Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного комментируемой статьей, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иным лицом, определяемым п. 2 - 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ.

5. В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. N 131, ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется в отношении:

- продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй НК;

- по товарам для детей по перечню, установленному частью второй НК.

Коды указанных товаров в соответствии с ТН ВЭД России определяются Правительством РФ.

Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов РФ отдельными нормативными документами ГТК России.

В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20%.

6. Согласно п. 6 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" таможенный орган вправе отказать в принятии таможенной декларации, если таможенные платежи не были уплачены в установленном порядке.

7. Об особенностях налогообложения по налогу на добавленную стоимость при вывозе товаров с таможенной территории РФ см. п. 2 ст. 151 НК.

Сроки и порядок уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены ст. 177 НК.

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ, а также сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ определены соответственно ст. 185, 205 НК.

Неуплата указанных налогов и сборов в установленные сроки квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).

Поскольку доказательств направления такого требования в адрес общества «СЗСК» не представлено, его привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.22 КоАП РФ, неправомерно.

Постановлением от 08.12.2011 № 10207000-645/2011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения выразившегося в несвоевременной уплате таможенных платежей ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соблюдения таможенным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ в статью 348 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2009 г.

Статья 348. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов

1. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.

2. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352).

3. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 351.1), за счет иного имущества плательщика (статья 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

4. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 345, пунктами 2 и 3 статьи 351.1, пунктом 2 статьи 352 и пунктом 2 статьи 353 настоящего Кодекса, а также за исключением случаев, когда лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (статьи 115 и 233).

4.1. При солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются декларанту и таможенному брокеру (представителю) с указанием об этом в данных требованиях.

В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 пункт 5 статьи 348 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства - члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяется пункт 2 статьи 91 ТК ТС

5. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

если требование об уплате таможенных платежей (статья 350) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом;

если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.

6. Если в соответствии с настоящим Кодексом лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (статьи 115 и 233), взыскание таможенных пошлин, налогов производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке применения таможенными органами положений статьи 348 настоящего Кодекса см. Методические указания, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 200З г. N 647-р

См. комментарий к статье 348 Таможенного кодекса РФ

Таможенное регулирование во многом определяется не только Таможенным кодексом РФ и сводом законов в данной области, но еще и нормами уголовного законодательства. Одной из наиболее применяемых статей в сфере таможенных нарушений является ст. 194 УК РФ. Она предполагает наиболее суровые меры наказания, в то же время достаточно часто обвинения оказываются неправомерными. Уклонение от таможенных платежей следует не просто доказать, но еще и правильно классифицировать.

Именно поэтому грамотная защита нашего адвоката по уголовным делам, которую может обеспечить специалист нашей компании, сыграет важную роль в освобождении от мер наказания или смягчении наказания.

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

Существуют разные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, но для обвинения по указанной статье следует доказать, что имели место сразу несколько фактов.

Уклонение от уплаты таможенных платежей

  • умышленность, сговор, неоднократность нарушения. Только в этом случае можно всерьез рассматривать возможность уголовного наказания.Преступлением могут посчитать: сокрытие товара, указание режима, который неприменим в конкретном случае, уменьшение стоимости ввозимого товара или оборудования.
  • порядок уплаты таможенных платежей достаточно сложен, необходимо установление размера, достаточного для привлечения к уголовной ответственности. Предполагается оплата сразу нескольких видов взносов, учет различных статей законодательства. Поэтому хорошо построенная защита способна и вовсе избавить тех, кто обвиняется впервые, от какого-либо взыскания. Сумма неоплаченных платежей — ввозная пошлина, акциз, взимаемый при ввозе товара является важным при определения состава преступления. При небольших суммах укрывательства меньше 1 000 000 рублей состав именно преступления не наступает.
  • нужно разбираться кто виноват. Ведь ответственность лежит на декларанте, именно он составляет и предоставляет необходимое при оформлении таможенной процедуры. Если в вашем случае Вы привлекли таможенного брокера для осуществления процедуры, то именно он ответственен за уплату обязательных платежей.

Также следует понимать, что называется злостным неисполнением обязательств, когда возникает уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере и как оно исчисляется. Нельзя рассчитывать, что все факты будут рассмотрены беспристрастно, объективно и недвусмысленно.

Лучше начинать свою защиту сразу же. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей – это одна из наиболее суровых мер, которую непросто можно, но и нужно избегать. И обращение к грамотному и опытному таможенному адвокату из нашей компании – отличное средство защиты в такой непростой ситуации.

Смотрите видео по советам адвоката по уголовным делам:

Неуплата таможенных платежей — не выход из ситуации

В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.

Также при возникновении подобной неприятной ситуации необходимо помнить, что существуют различные способы уплаты таможенных платежей, есть вероятность договориться с получателем сборов об отсрочке или рассрочке. Содействие юриста нашей компании в подобных делах позволит получить максимально выгодные условия даже в самых сложных случаях. Пишите в комментариях свой вопрос и мы поможем найти решение: профессионально и в срок.

Отзыв о работе нашего адвоката по таможенному закону

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 февраля 2011 г. Регистрационный N 19769

В соответствии с положениями статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и в целях обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов приказываю:

1. Утвердить форму акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее - акт) (приложение N 1) и порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее - порядок) (приложение N 2).

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков составления акта в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

3. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 330 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления" (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2010, рег. N 16897).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации А. Бельянинов

Приложение N 2

Порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей

1. Настоящий Порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее - порядок) определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов в следующих случаях:

выявления нарушения, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обнаруженного в результате проведения таможенного контроля, в том числе если указанные нарушения выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку сведений, заявленных при таможенном декларировании;

выявления нарушения требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - ТК ТС), Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) влечет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

2. Подразделение таможни, выявившее нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме направляет на имя начальника (заместителя начальника) таможенного органа документ, составленный по результатам проведения указанного таможенного контроля с приложением к нему всех имеющихся материалов, подтверждающих изложенные в нем сведения, свидетельствующие о нарушении таможенного законодательства и необходимые для расчета сумм подлежащих уплате таможенных платежей и сроков их уплаты.

Формирование и направление документов может осуществляться в электронном виде с их последующей досылкой на бумажном носителе.

3. Не позднее одного рабочего дня со дня получения документа, составленного по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, начальник (заместитель начальника) таможенного органа дает письменное поручение подразделениям таможенного органа в части их компетенции в течение одного рабочего дня со дня получения письменного поручения начальника (заместителя начальника) таможенного органа предоставить информацию по факту задолженности в подразделение таможенных платежей, а также подразделению таможенных платежей провести проверку факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Подразделение таможенных платежей в течение трех рабочих дней со дня получения письменного поручения начальника (заместителя начальника) таможенного органа:

проверяет полученную информацию;

определяет установленный законодательством срок уплаты таможенных платежей, производит расчет таможенных платежей, процентов, начисляет пени в установленном законодательством порядке;

проверяет достаточность сведений, необходимых для их принудительного взыскания, и в случае недостаточности таких сведений направляет запросы в соответствующие подразделения таможенных органов;

осуществляет проверку состояния лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (если они установлены), определяет достаточность денежных средств на лицевых счетах для погашения недоимки (задолженности по пеням);

оформляет результаты проверки.

В необходимых случаях подразделение таможенных платежей запрашивает из подразделений таможенного органа дополнительную информацию по факту задолженности. Представленная другими подразделениями таможенного органа информация является приложением к акту таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее - акт), которое подписывается начальниками соответствующих подразделений.

4. В случае, если в результате проведения проверки факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей подтвержден, подразделением таможенных платежей составляется акт.

Акт должен содержать следующие сведения:

а) дату и номер документа, закрепляющего принятие решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля, с приложением протокола об административном правонарушении или акта по результатам таможенной проверки, либо докладной записки и т.п.;

б) номера декларации на товары (далее - ДТ) или иного документа, на основании которого производилось декларирование товаров, в отношении которых были выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также номера иных документов, позволяющих идентифицировать товар, с приложением этих документов;

в) указание нарушений, влекущих возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявленных по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме;

г) наименование и реквизиты лица (лиц), на которое в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, за которые были не уплачены (не полностью уплачены) таможенные платежи:

для юридических лиц - полное наименование, коды ИНН, КПП, юридический и почтовый адрес;

для физических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - фамилия, имя, отчество, ИНН, паспортные данные, адрес.

5. Акт подписывается начальником подразделения таможенных платежей, начальниками других структурных подразделений таможенного органа, принимавших участие в формировании сведений, необходимых для составления акта, начальником (заместителем начальника) таможенного органа, после чего акту присваивается номер.

Нумерация акта предусматривает следующую структуру регистрационного номера: 99999999/999999/9999999, где первые восемь знаков обозначают восьмизначный код таможенного органа, следующие шесть знаков - дату присвоения номера и последние 7 знаков - порядковый номер акта.

6. Если по результатам проверки факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не подтвержден, подразделение таможенных платежей информирует об этом в письменной форме начальника (заместителя начальника) таможенного органа, а также подразделение, выявившее нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

7. Дата документального оформления акта и присвоения ему регистрационного номера является датой обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, используемой для исчисления сроков направления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

8. Настоящий порядок также распространяется на случаи выявления нарушений, влекущих возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов подразделениями таможенных платежей.

Таможенные платежи: порядок взыскания и обжалования

В ходе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности возникают платежные обязательства перед государством. Объем и порядок их реализации определяет таможенный кодекс. Существует специальная процедура взыскания и обжалования таможенных требований. Подробнее об обеих расскажут специалисты компании «Калипсо».

Когда возникает задолженность перед таможенными органами

При пересечении границы на товар налагаются таможенные пошлины. Их объем и порядок расчета зависит от типа груза. Выставленные счета обязательны к оплате, при этом они должны быть погашены в строго определенный срок. В противном случае наступают штрафные санкции за каждый день просрочки: дополнительно насчитывается пеня, которая также обязательна к погашению.

26107542b2391d96b95f11757829f4fc.jpg

Виды и особенности взыскания

Порядок разнится для физических и юридических лиц. В первом случаем сборы и пошлины начисляются на товары, которые входят в список разрешенных для личного применения. Если гражданин не уплатил налог, таможенный орган вправе взыскать его в судебном порядке. Соответствующие документы направляют в суд. При положительном вердикте погашение задолженности физлица может осуществляться:

    за счет следующих средств:

от продажи личного имущества;

снятие требуемого платежа со счета или заморозка счетов.

Объемы платежей для юридических лиц, которые ведут ВЭД, значительно больше. Также таможенные органы имеют больше рычагов для взыскания задолженности. Погашение может происходить за счет следующих категорий материальных ценностей:

стоимость груза, пересекаемого границу;

финансовые средства, находящиеся на счетах предприятия.

Возможно погашение в судебном порядке.

В какие сроки должна быть оплачена таможенная задолженность

Стандартный срок уплаты таможенных начислений составляет 15 дней со дня предоставления декларации.

Можно ли просить о рассрочке или отсрочке платежа

Законом предусмотрено несколько оснований, на которых предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты на срок до шести месяцев (начинает отсчитываться со дня выпуска товара таможней). Основаниями для этого являются:

наступление у плательщика обстоятельств непреодолимой силы;

задержка выплат плательщику из бюджета государственного, федерального и республиканского значения;

задержка оплаты государственного заказа, который выполнял плательщик;

поставка выполнена в рамках международной договоренности, если одно из государств является членом ЕАЭС;

ввоз продукции сельскохозяйственного назначения (посадочный и посевной материал, техника, средства защиты, животные и т.д.)

Все факторы, являющиеся основаниями для отсрочки, должны быть подтверждены документально.

Важно знать! Решение о рассрочке или отсрочке принимает таможенный орган. В документе обязательно указывается срок, на который предоставляется льгота.

Подготовить пакет документов и составить заявление для оформления рассрочки помогут специалисты компании «Калипсо». При необходимости таможенный брокер разработает и утвердит график поэтапной оплаты пошлин.

Нормы и законы, регламентирующие вопросы взыскания задолженности

Статьи 72-81 Федерального закона № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Статья 59, ТК ЕАЭС.

708bbb151e20a1109838d6dbc04d7da1.jpg

Порядок процедуры таможенного взыскания

Существует утвержденный законом порядок взыскания. Первый этап – предъявление требования участнику внешнеэкономической операции. В бумаге освещается факт неуплаты, указана сумма пени и оговорено обязательное погашение. Юридически просрочка документируется соответствующим актом, он должен быть составлен не позднее 5 дня после истечения срока.

Важно знать! Требование составляется и направляется адресату в срок до 10 дней. Начало отсчета – первый день просрочки.

В документе указывается следующая информация:

отделение таможенного представительства;

информация о налогоплательщике;

объем платежа с учетом штрафа;

почему образовался долг (нарушение сроков или неполное погашение);

реквизиты таможенного представительства;

даты составления и вручения бумаги.

a5bb8fbf5cdd7101b40faa8c03770aa7.jpg

К принудительным способам погашения относится взыскание средств со счета плательщика. Для инициации этой процедуры инспектор высылает документ о взыскании в банк. Соответствующая сумма может взиматься из средств, представленных как в российской, так и в иностранной валюте.

Если задолженность погашена, то документ отзывают. Если оплата проведена частично, создается новое решение, где уточнена сумма долга. Данные операции проводятся в течение 3 дней после внесения средств.

Оплата пошлины может быть произведена за счет товара. Процедуру инициируют только в отношении тех грузов, за которые не были оплачены таможенные налоги. Для старта процедуры необходимо судебное разбирательство. В его ходе сторонние эксперты проводят оценку, устанавливая стоимость товара. Налогоплательщика обязательно уведомляют об этом извещением. После компетентные органы проводят изъятия груза в объеме, достаточном для погашения суммы задолженности. В данном случае налогоплательщик понесет расходы за накопленную пеню, а также затраты на судебные издержки.

Обжалование таможенного взыскания

Требование выплат можно обжаловать. Для этого соответствующий документ подается либо в суд, либо в вышестоящее таможенное представительство. При оформлении жалобы ей присваивается номер, а плательщику выдается уведомление. По желанию можно обратиться сразу в два органа.

Следует знать, что для обжалования должны быть причины. Ситуация возможна в следующих случаях:

несоблюдение таможней сроков выставления требований;

объем задолженности менее 150 рублей;

смерть физического лица (факт должен быть подтвержден соответствующим документом);

банкротство ИП или юрлица (устанавливается в судебном порядке, фиксируется документально);

Порядок и время обращения в вышестоящий таможенный орган регламентированы законом. Срок составляет 3 месяца после получения налогоплательщиком требования. Представлять ваши интересы перед фискальными органами или в суде готовые квалифицированные юристы компании «Калипсо». Большой опыт в работе с таможенными структурами и знание всех тонкостей законодательства поможет сэкономить деньги и избежать неправомерных выплат.

Выводы

Таможенные пошлины подлежат обязательной оплате. В случае их просрочки сумма выплат увеличивается на размер штрафа или пени, которые взимаются в обязательном порядке. Не стоит допускать подобных прецедентов, ведь своевременно и в полном объеме внося необходимые суммы вы обезопасите себя от лишних трат и разбирательств.

Читайте также: