Влияние на развитие производства чем выше доходы субъекта налога

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы налогов и сборов РФ;

· системы налоговых правоотношений;

· системы участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоговая система имеет ряд положительных и ряд отрицательных сторон. К положительным сторонам можно отнести то, что налоги и сборы наполняют бюджет государства, это одна из основных доходных статей бюджета. Бюджетные средства направляются на такие необходимые для государства и общества цели как поддержание обороноспособности, реализация социальных программ (помощь малоимущим, безработным, инвалидам, многодетным семьям, беженцам и т.д.), развитие науки и техники, осуществление бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, работа государственного аппарата и т.д. Чем больше бюджет, тем в большей степени вышеперечисленное будет обеспечено.

Отрицательные же стороны налогообложения — это изымание средств из доходов населения, фирм, организаций, частных предпринимателей. Это снижает их прибыль, при этом делает товары и услуги более дорогими. Если сделать налоги слишком высокими, то это приведет к укрыванию доходов населения и субъектов экономических взаимоотношений (различных фирм, организаций, предприятий, обществ, частных предпринимателей), непривлекательности инвестиций и ведения бизнеса в стране, оттоку средств за границу. [1] Если же сделать налоги слишком низкими не будет пополняться бюджет государства. Исходя из этого, необходимо определить кого, как и в какой степени облагать налогами.

В нашей стране налоговое бремя по оценкам многих экспертов очень велико. Бюджет страны пополняется преимущественно благодаря налогам. Это НДС (18%); налог на прибыль организаций (20%), налог на имущество предприятий (2,2%); страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (26%) выплачиваемый предприятиями с зарплаты своего работника и налог на доходы физических лиц (13%) и т.д. Из этого видно, что основная доля налогов ложиться на результаты производства и реализации продукции в стране. [2]

Очевидное влияние налоговой системы, основанной на обложении результатов производства и доходов юридических лиц, на уровень экономической активности проявляется в низком уровне развития производственной и торговой деятельности. Особенно это негативное влияние сказывается на малом бизнесе, который при таком уровне налогов просто не может существовать. А ведь при этом именно малый бизнес является гарантом стабильности общества, и основой рыночной экономики, именно малый бизнес призван формировать сферу услуг и торговли. Именно малые предприятия делают жизнь обычного человека более комфортной. Малые предприятия существуют, но они вынуждены укрывать свои доходы, вести двойную бухгалтерию и т.д.

Это ставит владельцев малых предприятий в зону «вне закона», что в свою очередь порождает криминализацию общества. Осуществляется взимание части доходов бандитскими группировками, которые в свою очередь, чтобы остаться безнаказанными платят правоохранительным органам и тем же налоговым органам. Создается полугосударственная криминальная структура. В связи с этим на организацию малых предприятий решаются немногие, а те, кто решается, принимают правила игры. На данный момент в России количество малых предприятий сокращается. Численность занятых на малых предприятиях составляет 7,436 млн. человек. Сегодня малый бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней около 12 млрд. рублей. Если посчитать на 1 занятого на малом предприятии, то получится по 1614 рубля. Сразу понятно, что это только мизерная часть того, что должно было быть уплачено в бюджет. Судя же по данным Министерства по налогам и сборам, проверкам большая часть предприятий укрывает свои доходы. Только привлеченных к административной ответственности должностных лиц и физических лиц-предпринимателей более 600 тысяч, для установления местонахождения организаций в правоохранительные органы передано 404 тыс. материалов, местонахождение только 27 тыс. установлено, ликвидировано решением судебных органов 92 тыс. организаций данной категории. Это вопиющие факты, доказывающие всю несправедливость налогообложения в стране. [3]

Налогообложение прибыли и доходов оказывает прямое негативное влияние на экономический рост в той мере, в которой оно распространяется на инвестируемую часть прибыли и доходов физических лиц, и косвенное - через снижение производственных и потребительских расходов и вызванное этим сокращение спроса на товары и услуги отечественного производства. Дополнительным фактором подавления экономического роста является налоговая дискриминация отечественных предприятий, т.е. более высокая тяжесть налогообложения, чем продукции их иностранных конкурентов. Она удорожает отечественные товары, вызывает переключение спроса на импортную продукцию, снижение курса национальной валюты и провоцирует экспортную специализацию российской экономики.

Разумная налоговая система должна отвечать требованиям: соразмерности и посильности налогов, удобства времени и способа их сбора, определенности и заданности размеров налогов, эффективности налогов (соотношение поступлений по налогу с затратами на его администрирование). Система налогообложения малого бизнеса в нашей стране не отвечает этим требованиям и не служит инструментом стимулирования развития рынка, а выполняет исключительно фискальную функцию.

Малому бизнесу, в отличие от среднего и крупного, нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик из него еще должен сформироваться, а на первом этапе малое предпринимательство - это, прежде всего:

· самозанятое население, снявшее с государства заботу о своем трудоустройстве;

· источник новых рабочих мест, оплачиваемых лучше, чем в госсекторе;

· источник возрастающего спроса на менеджеров;

· база для увеличения спроса на инвестиции;

· важнейший фактор создания платежеспособного спроса;

· мобильный поставщик на рынок новых товаров и услуг. [4]

В России же сейчас облагаются налогом одинаково крупные и малые предприятия, что несправедливо.

В налоговой системе Российской Федерации незначительна роль налогов, нейтрально или положительно влияющих на экономическую активность и стимулирующих повышение эффективности экономики. К таким налогам относятся, прежде всего, налоги, изымающие в доход государственного бюджета природную ренту; платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, за использование радиочастот, других невоспроизводимых ресурсов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. [5]

Поскольку все указанные ресурсы находятся в государственной собственности, рентные платежи, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса.

Для российской экономики, в которой большую часть национальною дохода составляет природная рента, использование последней в качестве важнейшего источника доходов государственного бюджета представляется особенно целесообразным. Согласно экспертным оценкам объема природной ренты, генерируемой в российской экономике, достаточно для увеличения доходов государственного бюджета в 1,5-2 раза без ущерба для экономического роста. Это, в свою очередь, создает возможности кардинального снижения налогов на объем производства, оплату труда, добавленную стоимость, полного освобождения от налогообложения инвестируемой части прибыли и оплаты труда, в пределах прожиточного минимума, что открывает дополнительные возможности для экономического роста. Расширения внутреннего спроса на сырье и, соответственно, увеличения как объема природной ренты, так и налоговой базы. [6]

Таким образом, налоговая система Российской Федерации нуждается в существенном снижении налогового бремени на оплату труда при одновременном усилении значения рентных налогов, их фискальной и регулирующей роли. Расчеты, выполненные как в российских, так и в зарубежных исследовательских институтах, свидетельствуют о существенных различиях в темпах экономического роста в зависимости от выбора той или иной налоговой системы. Максимальные темпы экономического роста достигаются при формировании доходной части бюджета за счет налогообложения рентных доходов, в то время как налоги на оплату труда, добавленную стоимость, прибыль ухудшают условия экономического роста, снижая стимулы трудовой и предпринимательской деятельности, угнетая факторы производства.

Проверка предложения помощью правил обложения

Для признания какого-либо налога наиболее пригодным для собирания общественных доходов, надо требовать от него возможно более полного удовлетворения следующим условиям:

1) Чтобы налог возможно легче ложился на производство,- чтобы он всего менее задерживал рост того общего фонда, из которого должны уплачиваться налоги и содержаться общества.

2) Чтобы он был собираем легко и дешево, и падал, насколько это возможно, прямо на конечных плательщиков,- так чтобы он брал от народа возможно менее сверх того, что он доставлял бы правительству.

3) Чтобы он был точен,- так чтобы представлял всего менее удобств для тирании и взяточничества со стороны должностных лиц, и всего менее соблазнов к нарушению закона и уклонениям со стороны плательщиков.

4) Чтобы он ложился равномерно,- чтобы никому из граждан не давал преимуществ и никого не ставил в невыгодное положение, сравнительно с другими.

Посмотрим же, какого рода налог всего более согласуется с этими условиями. Именно этого рода налог очевидно будет представлять из себя наилучший способ собирания общественных доходов.

Все налоги должны, очевидно, браться из производимого землей и трудом, так как не существует иного источника богатства, помимо соединения человеческого труда с веществом и силами природы. Но самый способ, которым могут быть собираемы хотя бы и равные суммы дохода, может весьма различно влиять на производство богатства. Налог, который уменьшает вознаграждение производителя, необходимо ослабляет побуждение к производству; налог, который приурочен к акту производства или применения какого-либо из трех факторов производства, необходимо задерживает само производство. Так налог, который уменьшает заработки рабочего или доходы капиталиста, стремится сделать первого менее трудолюбивым и развитым, а второго менее расположенным сберегать и пускать в оборот капитал. Налог, который падает на процессы производства, ставит искусственное препятствие [-284-] к созиданию богатства. Налог, который падает на труд, поскольку труд применяется к делу, на богатство, поскольку им пользуются, как капиталом, на землю, поскольку она обрабатывается, очевидно, будет стремиться задерживать производство гораздо сильнее, чем налог, собираемый в том же самом размере с рабочих, независимо от того, работают ли они или играют, с богатства, независимо от того, употребляется ли оно производительно или непроизводительно, или с земли, независимо от того обрабатывается ли она или гуляет.

Способ обложения бывает на деле столь же важен, как и его размер. Как небольшой груз, неловко положенный, может утомить лошадь, которая несла бы с легкостью гораздо больший груз, надлежащим образом прилаженный, так и народ может быть разорен и производительные силы его истощены налогами, которые могли бы выноситься с легкостью, если бы собирались иным способом. Пошлина на финиковые пальмы, наложенная Магометом Али, заставляла египетских феллахов вырубить свои дерева; а пошлина в два раза большая, наложенная на землю, не произвела бы такого действия. Пошлина в десять процентов на всякую продажу, наложенная герцогом Альбою в Нидерландах, если бы она сохранилась, почти остановила бы торговлю, хотя могла бы доставлять лишь незначительный доход.

Но нам нет надобности ходить далеко за примерами. У нас в Соединенных Штатах производство богатства в немалой мере терпит от налогов, которые падают на самые процессы производства. Судостроение, в котором мы отличались, почти уничтожено, поскольку это касается внешней торговли, и многие отрасли производства и обмена серьезно пострадали от налогов, отклонявших промышленность от более производительных к менее производительным формам.

И такое стеснение производства является в большой или меньшей степени характеристичной чертой большей части налогов, посредством которых собираются доходы современных правительств. Все налоги на промышленные заведения, все налоги на торговлю, все налоги на капитал, все налоги на улучшения, суть налоги именно такого рода. Они имеют то же стремление, как и налог Магомета Али на фруктовые деревья, хотя их действие может быть и не настолько ясным.

Всем таким налогам присуща тенденция уменьшать производство богатства, и к ним, следовательно, никогда не должно прибегать, если есть возможность собирать общественные доходы посредством налогов, которые не задерживают производства. И эта возможность является вместе с развитием общества и с накоплением богатства. Вот например налоги, которые падают на роскошь; они просто доставляли бы в государственное казначейство те суммы, которые иначе были бы растрачены на пустой блеск ради блеска; или налоги на завещания богачей, которые, вероятно, оказывали бы слабой действие, в смысле уменьшения желания накоплять, ибо желание это, овладев человеком, становится слепой страстью. Но огромный класс налогов, от которых может [-285-] получаться доход без всякого стеснения производства, представляют из себя налоги на монополии, ибо доход от монополии сам по себе является налогом, падающим на производство, и облагать его налогом, значит просто направлять в общественные сундуки то, что производство должно во всяком случае уплатить.

У нас имеются различные виды монополий. Существуют, например, временные монополии, создаваемые законами, ограждающими права на открытия или изобретения и право литературной собственности. Облагать эти монополии налогом было бы крайне несправедливо и безрассудно, так как в них выражается лишь признание права труда на его неосязаемые продукты и они представляют из себя лишь средство для вознаграждения за изобретения и литературные произведения. Существуют также тягостные монополии, упомянутые в IV главе П-ей книги, которые являются следствием соединения капитала в таких предприятиях, которые по самому своему существу имеют характер монополий. Но в виду того, что было бы крайне трудно, если не 'совершенно невозможно, вводить налоги путем общего закона, так чтобы они падали исключительно на доходы таких монополий и не сделались бы налогами на производство или обмен, то было бы гораздо лучше уничтожить самые эти монополии. По большей части монополии эти берут свое начало в законодательной деятельности или бездеятельности; как например, конечная причина того, что торговцы в Сан-Франциско принуждены платить за пересылку своих товаров прямо из Нью-Йорка в Сан-Франциско через панамский перешеек дороже, чем стоит везти эти товары морем из Нью-Йорка в Ливерпуль или Соугамптон и оттуда в Сан-Франциско, заключается в "покровительственных" законах, которые делают то, что постройка американских пароходов обходится столь дорого, и которые запрещают иностранным пароходам перевозить товары между американскими портами, причина того факта, что жители Невады принуждены платить за провоз товаров из восточных штатов столько же, как если бы их везли до Сан-Франциско и потом назад, кроется в том обстоятельстве, что власть, которая предупреждает вымогательство со стороны извозчика, бездействует, когда дело касается железнодорожной компании. И можно сказать вообще, что дела, которые по природе своей суть монополии, составляют собственно часть функций государства и должны быть взяты на себя государством. Правительство должно пересылать телеграфную корреспонденцию по той причине, по какой оно пересылает письма; и железные дороги должны принадлежать народу по той причине, по какой принадлежат ему обыкновенные дороги.




Однако все другие монополии ничтожны по своему размеру сравнительно с земельной монополией. А ценность земли, выражающая монополию в ее чистом и простом виде, является во всех отношениях приспособленной для обложения. То есть, в то время как ценность железной дороги или телеграфной линии, цена газа или патентованного [-286-] лекарства, может выражать цену монополии, но выражает также затрату труда и капитала,- ценность земли или рента, в экономическом смысле, как мы видели, слагается без всякого участия этих факторов и выражает только лишь выгоду от присвоения. Налоги, падающие на ценность земли, ни в малейшей степени не могут задерживать производства, если только они не превосходят ренты или ежегодного дохода от земли, ибо, в отличие от налогов на товары, на меновые сделки, на капитал, на орудия или процессы производства, налоги эти не падают на производство. Ценность земли не выражает вознаграждения за производство, как ценность жатвы, скота, строений и тому подобного, она выражает меновую ценность монополии. Она ни в каком случае не есть создание того лица, которое является собственником земли; она создается ростом общества, следовательно, общество может брать всю эту ценность, ни мало не уменьшая при этом побуждения применять к земле труд и капитал или ни мало не уменьшая производства богатства. Налоги на ценность земли могут быть повышаемы до тех пор, пока вся рента не будет взята государством, не уменьшая ни на йоту вознаграждения труда или дохода капитала, не увеличивая цены ни одного товара и ни мало не затрудняя производства.

Более того. Налоги на земельную ценность не только не задерживают производства, как прочие налоги, но стремятся увеличивать производство, уничтожая спекулятивную ренту. А как спекулятивная рента задерживает производство, можно видеть не только потому, что ценная земля остается вне пользования, но и на тех пароксизмах промышленного застоя, которые, получая начало в спекулятивном росте земельных ценностей, охватывают весь цивилизованный мир, повсюду парализуя промышленность и причиняя более опустошения и, вероятно, более страдания, чем какая-либо всеобщая война. Налог, который брал бы ренту на общественные надобности, предупреждал бы все это; ибо, если бы земля была обложена приблизительно до размера ренты, никто не был бы в состоянии владеть землей, не пользуясь ей; и, следовательно, земля, находящаяся вне употребления, была бы открыта для пользования всех желающих. Земля была бы заселена более плотно и, следовательно, явилась бы возможность более производить с той же затратой труда и капитала. Таким образом нес на сене, который особенно в нашей стране, так истощает производительные силы, был бы схвачен за шиворот.

Кроме того, отобрание ренты на общественные надобности помощью обложения увеличивало бы производство богатства еще одним, еще более важным путем, именно, действуя на распределение. Но этой стороны вопроса мы пока не будем касаться. Уже достаточно ясно, что в отношении производства, налог на земельную ценность был бы наилучшим из всех, какие только возможны. Обложите мануфактуры, и в результате будет задержка производства; обложите применения [-287-] труда и капитала к земле, и в результате будет уменьшение таких применений; обложите торговлю, и в результате будет задержка обмена; обложите капитал, и в результате будет растрата капитала. Но весь доход от земли можно взять в виде налога, и единственным результатом будет создание лишних стимулов для промышленности, открытие новых применений для капитала и расширение производства богатства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Внешние экономические отношения хозяйствования — это отношения между предприятием и другими субъектами рынка по вопросу реализации продукции, выпускаемой предприятием, с одной стороны, и закупок сырья и материалов, комплектующих изделий, необходимых для изготовления продукции, с другой стороны. Их воздействие так же, как и в случае с отношениями внутри предприятия, характеризуется рядом показателей. Основными из них являются объем продаж, ускорение оборачиваемости оборотных средств, достижение запланированной прибыли, выплата налогов и т.д. [c.455]


Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование упускает преимущество рыночного воздействия на производство — подъем его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом — увеличивать налоги и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако это отрицательно сказывается на материальном стимулировании товаропроизводителей и подрывает экономические источники социального прогресса. [c.476]

Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, — максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование может упускать преимущество рыночного воздействия на производство — подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом увеличивать налоги и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании товаропроизводителей и подорвет экономические источники социального прогресса. [c.321]


Воздействие налога на субъектов рынка [c.60]

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. [c.10]

Деятельность хозяйствующих субъектов на внутреннем рынке России испытывает воздействие общих объективных закономерностей, главным образом закономерностей несовершенной конкуренции, но вместе с тем испытывает влияние особых факторов. Это — влияние криминалистического давления и чрезмерное бремя налогов. И то, и другое — внешние по отношению к торговой деятельности — неуправляемые факторы. Приспосабливаясь к ним, продавцы включают в цену товара налоговую составляющую сверх нормальной (для данной отрасли торговли) прибыли, т. е. перекладывают ее на покупателей. [c.178]

Достижение высоких конечных результатов работы предприятия и обеспечение его экономического роста, о которых говорилось в четвертом и пятом разделах учебника, предполагают одновременное осуществление предприятием производственно-технологической, технической, экономической, финансовой, коммерческой и организационно-управленческой деятельности. Каждый из перечисленных видов деятельности имеет свою цель и свое назначение в процессе функционирования предприятия. Однако между потенциальной и фактической эффективностью всегда существует некоторый разрыв. Это свидетельствует о проявлении так называемых тормозящих факторов, вызванных как непредсказуемостью воздействия рыночной среды, так и недостатками внутренней организации, в частности неоптимальным распределением ресурсов отсутствием у работников экономических стимулов к высокопроизводительному труду слабой адаптацией к требованиям хозяйственной среды и др. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед хозяйствующим субъектом, является максимально возможное сокращение этого разрыва, предполагающее увязку организации текущего функционирования предприятия с целями его будущего развития. Это достигается с помощью использования соответствующих форм и методов организации хозяйствования. Здесь важно, чтобы выбранные формы хозяйствования позволяли, с одной стороны, производить продукцию, отвечающую потребностям рынка, и успешно ее реализовывать, а с другой — обеспечивали бы получение прибыли в размерах, позволяющих осуществлять расширенное воспроизводство и удовлетворять потребности акционеров, уплачивать налоги и повышать жизненный уровень работающих. [c.453]


Регулируемая цена складывается под влиянием спроса и предложения, но испытывает воздействие государственных органов как прямым ограничением их роста и снижения (для продукции естественных монополий и доминирующих субъектов на рынках), так и через регламентацию рентабельности, структуры издержек, включаемых в цену, налогами и льготами и пр. [c.170]

Процессы, происходящие в малом предпринимательстве республики, имеют и объективный характер. Ликвидация малых предприятий является не только результатом воздействия неблагоприятной внешней среды (высокие налоги, отсутствие финансовых средств и т.д.), но и следствием нормально развивающейся, здоровой экономической конкуренции, когда субъекты, не способные адаптироваться к рыночным условиям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с поставщиками и потребителями, вынуждены уходить с рынка. [c.451]

В-третьих, в качестве основных субъектов целенаправленного воздействия на развитие инновационного лизинга являются государственные программы, которые оказывают влияние на активную реализацию лизинговой деятельности на различных этапах и разными методами. В частности, государство обеспечивает эффективно работающие системы экспертного отбора инновационных лизинговых проектов, необходимую жесткость конкуренции на рынке инновационного лизинга прямую поставку денежных ресурсов на рынок лизинговых услуг, рассмотренную нами ранее, или стимулирует приток этих ресурсов от частных организаций посредством фискальных и денежно-кредитных рычагов воздействия, например, Постановлением Правительства РФ №633 (3) предполагается освободить лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет формирование лизинговых заказов преимущественно в форме контрактов, что создает начальный спрос на лизинговые услуги, которые затем находят дальнейшее широкое распространение в экономике страны создание социальной инфраструктуры. [c.116]

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на состояние спроса и предложения. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг. [c.260]

Свобода предпринимательства — это возможность создать коммерческое предприятие по своей инициативе. Свобода предпринимательства в густонаселенном регионе быстро ведет к появлению предприятий, ставящих перед собой те же самые цели, что вызывает появление конкуренции между этими предприятиями (т. е. хозяйствующими субъектами). Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ускорению конкуренции на рынке способствует множество факторов. Основными из них являются плотность населения, внедрение новой продукции, внедрение новой техники и технологий, реклама, уровень цен и др. Среди них важное место занимает реклама. Чем более развита информация о товаре (работе, услуге) и о хозяйствующем субъекте, тем эффективнее действие конкуренции. Конкуренция вынуждает хозяйствующие субъекты для успеха на рынке иметь наилучшие соотношения качество и цены сроки и цены обслуживание и цены гарантии и цены. Однако хозяйствующие субъекты идут на конкуренцию лишь на рентабельных рынках, где они могут прибыльно торговать. Иметь прибыль означает для них превышение выручки, получаемой от продажи товаров (работ, услуг), над затратами на их производство, торговлю и уплаченными налогами. Этого можно достигнуть только при конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта означает совокупность качественных и стоимостных показателей его деятельности, обеспечивающая лучшее удовлетворение потребностей покупателей своей продукции [c.25]

Причина перманентной политической полемики частично объясняете расхождением во мнениях относительно эластичности. Чем более эласт чен спрос и предложение на рынке, тем в большей степени налоги искажу ют поведение субъектов рынка и тем более вероятно, что снижение нал гов приведет к увеличению налоговых поступлений. Тем не менее экономиста единодушны относительно общего правила анализ величины налоговк ставок не позволяет сделать достоверный прогноз о воздействии их ИЗУГ нения на величину налоговых поступлений. Многое зависит от того, Hi-изменение ставок налога повлияет на поведение людей. [c.190]

Другой способ регулирования поведения субъектов рынка правительством — экономические программы, призванные объединить частные стимулы и социальную эффективность. Как мы видели ранее, правительство имеет возможность интерна-лизировать внешние эффекты с помощью налогообложения деятельности которая приводит к отрицательным экстерналиям, и субсидирования деятельности сопровождающейся положительными внешними эффектами. Налоги, вводимые для корректировки воздействия отрицательных внешних эффектов, называются налогами Пигу (экономист Артур Пигу (1877-1959) одним из первых предложил данный вид регулирования экстерналий). [c.230]

Профессор А. Лэффер выявил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, представил ее в виде параболической кривой (рис. 1.1) и сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную активность частного сектора. Во второй половине XX века кривая Лэффера получила всеобщее признание. Анализ кривой показывает, что чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от налогов. Если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или если успешное функционирование рынка сопровождается прогрессивным налогообложением, то экономическая активность падает. Заинтересованность хозяйствующих субъектов является движущей силой процветающей экономики. [c.14]

Необходимо со всей решительностью констатировать, что изменения курсов валют происходит не в результате чьей-то субъективной воли, спекулятивных операций отдельных фирм и банков на рынках товаров, услуг, на всевозможных биржах (хотя влияние этих факторов тоже оказывает некоторое воздействие на курс валют). Главная причина заключается в том, что тенденции изменения курсов валют определяются реальной покупательной силой денег, а последнее как в фокусе отражает состояние экономики разных стран, технический уровень, принципиальную новизну и качество производимой и экспортируемой продукции, усилия каждого хозяйствующего субъекта страны. Не надо искать причины неудач и затруднений где-то на стороне, все зависит от каждого из нас, ответы на все вопросы находятся внутри нас. И Россия здесь не является исключением, а всего лишь частным проявлением общего правила. Тому, для кого подобные рассуждения покажутся неубедительными, бездоказательными, хотелось бы заметить следующее в нынешних злоключениях, а точнее, в нынешнем состоянии нашей страны есть обязательно вклад, пусть и небольшой, каждого из нас. Пусть, положа руку на сердце, ответит перед собой каждый из нас "Плачу ли я вовремя все положенные налоги, получаю ли я заработную плату, которую действительно заработал, имею ли я доход с имущества, которое принадлежит мне не по праву, а в силу сомнительной справедливости " Отвечая на данные вопросы, все мы, без какого-либо исключения, должны отнести себя к сфере фактической теневой деятельности (конечно, как правило, неполностью, а в определенной степени). И пока мы не поймем это, пока мы не осознаем, что первопричина скрывается в нас самих, а не в том, что нами плохо руководят, нам никто не в состоянии помочь, даже гений, как заметил однажды Булат Окуджава. [c.105]


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.12.2020 2020-12-15

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Молоканова, М. С. Влияние налогообложения прибыли на финансовые результаты предприятий / М. С. Молоканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76617/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье анализируется влияние налогообложения прибыли на конечные финансовые результаты деятельности организации (выручка, прибыль), определяется механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации. Проанализированы показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчёт о финансовых результатах». Представлено положительное и отрицательное влияние налога на прибыль на показатели деятельности организации

Ключевые слова : налоги, налогообложение, налогоплательщик, государство, налоговая нагрузка, влияние, прибыль, чистая прибыль, финансовые результаты

Основой теоретической базы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, в независимости от формы собственности, обобщенная модель хозяйственного механизма предприятия в условиях нынешних рыночных отношений, которая создана на формировании прибыли. Она показывает доступное всем предприятиям, действующим в условиях современного рынка, единство целей деятельности, показателей финансовых результатов деятельности, системы налогообложения, процессов формирования и распределения прибыли.

Устройство формирования и распределения прибыли устанавливаются нормативным, законодательным путём и зависит от уровня развития рыночных отношений в экономике страны и государственного регулирования деятельности организации [3, с. 148].

В нынешнее время нормативно–правовыми актами установлен механизм определения прибыли в области налогообложения прибыли, формирования доходов и расходов [2, с. 37]. В соответствии с НК РФ и ПБУ 4/99 формирование прибыли производится в целях бухгалтерского и налогового учета. Налог на прибыль является налогом на финансовый результат организаций, сформированный в бухгалтерском и налоговом учете по факту совершения операций за определенный налоговый период. Его расчет есть заканчивающий этап закрытия финансового года. Прибыль, как объект обложения налогом определяется после корректировки доходов, себестоимости и расходов. Налогооблагаемая прибыль имеет стоимостную и количественную характеристику, что является возникновением обязанности по начислению и уплате налога.

В таблице 1 отражен механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации.

Механизм влияния налога на прибыль на финансовый результат работы организации [5, с. 99]

Выручка от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без НДС и акцизов

- себестоимость продукции, работ и услуг

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг

+ прибыль от прочей реализации

+ внереализационные прибыли и убытки

Балансовая (валовая) прибыль

- сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль

Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

+ — изменение отложенных налоговых активов

+ — изменение отложенных налоговых обязательств

- текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

При формировании годовой, а также промежуточной бухгалтерской отчетности организации наряду с балансом составляют форму № 2 «Отчёт о финансовых результатах», в ней образуется сумма чистой прибыли (убытка), которая приобретена предприятием за отчетный период, а также финансовый результат хозяйственной деятельности.

При заполнении формы «Отчёт о финансовых результатах» поэтапно образуются показатели финансовой деятельности организации. После этого показываются справочные данные, и даётся разъяснение отдельных статей прибыли и убытков. Рассмотрим содержательную часть показателей, формирующих разные виды прибыли согласно бухгалтерскому учету, более подробно (таблица 2).

Показатели, формирующие различные виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчёт о финансовых результатах» [6, c . 16]

Сумма денежных средств от реализации услуг, товаров, работ

Сумма расходов на закупку товаров и оказание услуг

Валовая прибыль (убыток)

Доходы от обычных видов деятельности

Затраты, связанные с реализацией продукции; в торговле — издержки обращения

Затраты общехозяйственного обращения

Прибыль (убыток) от продаж

Финансовый результат от оказания услуг, продажи товаров, выполнения работ, т. е. осуществление предприятием операционной деятельности

Доходы от участия в других организациях

Поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций, включая доходы и проценты по ценным бумагам; прибыль, приобретенная организацией в результате совместной деятельности по договору простого товарищества

Проценты к получению

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (депозит); процент за использование банком денежных средств на расчетном счете

Проценты к уплате

Сумма денежных средств, которые предприятия должны оплатить по полученным кредитам и займам, по купленным акциям, облигациям и т. п.

Доходы от сдачи имущества в аренду; признанные и присужденные должником штрафы, прибыль прошлых лет, другие доходы от операций, неустойки, пени и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и др.

Затраты на содержание законсервированных мощностей и объектов; присужденные или признанные пени и штрафы, убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания; судебные издержки и арбитражные расходы; убытки по операциям с тарой и др.

Прибыль (убыток) до налогообложения

Финансовый результат общей деятельности предприятия

Текущий налог на прибыль

Налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе

Изменение отложенных налоговых активов

Отложенные налоговые обязательства признаются при наличии временных разниц и приводят к росту налога на прибыль. По мере снижения или полного погашения временных разниц будут снижаться или полностью погашаться

Изменение отложенных налоговых обязательств

Отложенные налоговые активы — это часть отложенного налога на прибыль, приводящая к снижению налога на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

Конечный финансовый результат деятельности предприятия

Оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль поступает в распоряжение организации и распределяется в фонды накопления (расширения производства) и распределения (социальная сфера).

Налог относится на финансовый результат деятельности организации и подразделяется как условно-переменный. Его особенность влияния выражается в том, что с увеличением объема производства, налоговые платежи растут. Он существенно влияет на все показатели деятельности организации в текущем и в будущем периодах. Это влияние можно оценить с положительной и отрицательной стороны (рисунок 1).









Последствия влияния налогов на социальные и финансовые результаты деятельности организации

Рис. 1. Последствия влияния налогов на социальные и финансовые результаты деятельности организации

Отрицательное влияние обнаруживается в прямом снижении доходов и финансовых возможностей компании, в результате реализации фискальной функции налогов.

К положительному влиянию относится: стимулирование организаций к поиску способов роста эффективности употребления ресурсов, труда, производства и управления в организации. Рентабельно работающие организации образуют чистую прибыль, достаточную для развития производства. У них основываются собственные источники финансирования для развития и оснащения производства при оптимальном налогообложении прибыли либо, они могут развиваться. Поэтому налог влияет на экономические и социальные процессы в настоящем и будущем периоде [4, c. 98].

С целью повышения эффективности деятельности организации необходимо систематически проводить анализ влияния налоговых платежей на финансовые результаты работы предприятия.

Таким образом, налог на прибыль оказывает различное влияние на показатели деятельности организации. Хозяйствующим субъектам необходимо стремиться усилить положительное влияние налогов и ослабить их отрицательное влияние.

Итак, прибыль — обобщающий показатель, положительный либо отрицательный результат которого показывает эффективность производства, благополучие финансового состояния.

Налог на прибыль проявляет разное влияние на показатели деятельности организации, которой следует стремиться к усилению положительного влияние налога и ослаблению отрицательного влияния. Больший налог на прибыль организации, тем больше величина недополученной чистой прибыли. От величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после его оплаты, зависят ее финансовая устойчивость, финансовые возможности и рентабельность.

  1. Демчук, О.В., Арефьева С. Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. — 2019. — № 8 (48). — С. 6–9.
  2. Иванова, А. С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2018. — № 37–2. — С. 37–43.
  3. Ковалев, В. В. Финансовый анализ. — Москва: Финансы и статистика, 2016. 432с.
  4. Коллас, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. — Москва: НИТИ, 2017.- 467 с.
  5. Калинина, А. П. Анализ затрат, прибыли и рентабельности коммерческих организаций. — СПб. Бизнес-пресса, 2016. — 464 с.
  6. Феттер, А. А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2019. — № 10 (44). — С. 16–18.
  7. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайцера. — Москва: Инфра-М, 2016. — 465 с

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • Читайте также: