В сдерживании инфляции налоги играют двойственную роль объясните это положение

Опубликовано: 26.11.2022

1. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление форм проявления бюджетного кризиса в России:

- неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

- нецелевое использование бюджетных средств;

- финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

- слабый контроль за исполнением госбюджета.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита. Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги.[12]

Регулирование денежных факторов инфляции.В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в процессе воспроизводства. В этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30-40 % против 5-10 % в западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы.

В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходимо внедрение экономико-математической модели денежного обращения и прогнозирования денежных потоков.

Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки фактически оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних банков, у которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Кризис банковской системы выявил ее узкие места: 1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства вкладчиков; 2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими банками; 3) изъяны банковского законодательства.

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта. Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к инвалюте. Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой средств массовой информации.

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами. Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.




Регулирование инфляции. Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к рыночным регуляторам.

Литература.

1. Хрестоматия по экономической теории / сост. Е.Ф. Борисов. М.: Юристь, 1997.

2. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: Проспект, 1998.

3. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. М.: Юристь, 2002.

4. Экономическая теория: учебник для студ. высш. учеб, заведений / под ред. В.Д. Камаева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Экономическая теория: учебник для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001; ИНФРА-М, 2000.

6. Юрьев В.М. Экономическая теория: учебник. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.

7. Янова В.В. Экономика (для юристов): учебник. М.: Экзамен, 2007.

[1] Красавина Л. Н. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный процесс // Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 35.

[2] Кейнс Дж. М. Избранные произведения. Трактат о денежной реформе. - М.: Экономика, 1993. - С. 88.

[3] Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Изд-во «Каталаксия», 1996. С. 484.

[4] Hansen B. A. Study in the theory of inflation. London, 1951.

[5] Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. Г. П. Журавлёвой, В. М. Юрьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. С. 453.

[6] Экономическая теория: Учебник. / Под реакцией И. П. Николаевой. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. С. 319 – 320.

[7] Петренко И. Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «МаркетДС», 2002. С. 27.

[8] Ратновский Л. Потери от инфляции в России// Вопросы экономики. № 2. 2002. С. 49.

[9] Ратновский Л. Потери от инфляции в России// Вопросы экономики. № 2. 2002. С. 50.

[10] Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. т. Т.1. - М.: НПО «Алгон», 1993. С. 156.

[11] Экономическая газета. - 1998. - № 37. - С. 9.

[12] См.: Известия. - 1999. - 24 апреля. - С. 3.

| следующая лекция ==>
И динамика экономического развития | Сложная система и ее характеристики

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Часто инфляционные процессы оказывают негативное влияние на экономику страны.

Неконтролируемая инфляция может грозить серьезными социально-экономическими проблема стране. А высокая инфляция, сдерживание которой осуществлялось неэффективно, может привести к дефолту у в стране, последствия которого очень негативны и отражаются на всех аспектах государственной деятельности, экономики, социальной сфере и населении.

Также планирование в условиях инфляции становится очень трудным процессом, требующих высоких стратегических, экономических навыков. Поэтому в условиях неконтролируемой инфляции заинтересованность в дальнейшем планировании у организаций в стране достаточно низкая, а все ресурсы компании аккумулируются вокруг решения текущих, краткосрочных задач.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сдерживание инфляции 470 руб.
  • Реферат Сдерживание инфляции 260 руб.
  • Контрольная работа Сдерживание инфляции 250 руб.

Также и население предпочитает в условиях неконтролируемой инфляции меньше сберегать средства либо совсем отказаться от сбережений, а больше расходовать денежные средства в текущем периоде. Такой процесс еще больше увеличивает инфляцию, так как повышенный спрос снова формирует рост цен, а значит инфляцию.

При этом ситуация усиливается инфляционными ожиданиями, так население и организации, ожидая высокую инфляцию, сами создают ситуацию, когда такая инфляция наступает.

Поэтому очень важно контролировать и сдерживать инфляцию в стране. Такое сдерживание инфляции осуществляется на государственном уровне. Рассмотрим основные особенности и мероприятия.

Методы, применяемые государством

Рассмотрим основные методы, которые могут применяться государством:

  • сдерживание и снижение инфляционных ожиданий;
  • укрепление рыночной системы;
  • установление доверия населения к государственной политике;
  • курс на сокращение бюджетного дефицита;
  • приватизация государственной собственности;
  • снижение или повышение ставки рефинансирования;
  • контроль денежной массы, находящейся в обращении.

Итак, можно выделить два основных метода из вышеперечисленной классификации.

Первый – это проведение денежных реформ, второй – курс на антиинфляционную политику. На рисунке 1 ниже представлены главные методы регулирования и сдерживания инфляции.

Подходы: кейсианский и монетаризм

Так, в научной среде есть классические подходы к сдерживанию инфляции. Так, считается, что, чтобы сократить и сдерживать инфляцию, необходимо постоянно устранять причины, вызывающие инфляцию.

Кейсианский подход предполагает, что на рынке существует дефицит благ, при этом становится меньше и предложение товаров и услуг, из-за того, что производственные мощности загружены не полностью.

В таком случае главным методом сдерживающем инфляцию должно стать стимулирование инвестиций, инвестиционного спроса. Так, благодаря запуску такого процесса, должно увеличиться и предложение на рынке ввиду увеличения производственных мощностей, вследствие действия инвестиций и эффекта мультипликатора. Так при увеличении национального дохода и производства, будет снижаться инфляция. Такие методы были эффективно внедрены в различных странах после второй мировой войны. Однако, негативным аспектом такой политики выступает рост дефицита бюджетных средств, а соответственно и государственного долга.

Монетаризм использует идеи неоклассиков. В таком подходе считается, что участие государства должно быть минимальным. Такое вмешательство должно осуществляться лишь на уровне контроля денежной сферы.

Так главным методом, сдерживающим инфляцию, при данном подходе является ограничение и контроль за денежной массой в стране. Так при росте инфляции, государство может увеличить процентную ставку, тем самым снизив денежную массу. Так должен сократиться и общий совокупный спрос, что приведет к снижению инфляции. Но важный момент, при сокращении совокупного спроса должно расти равномерное совокупное предложение. В такой концепции важна открытость экономики государства.

16.6. Антиинфляционная политика и политика занятости

Негативные социальные и экономические последствия инфляции и безработицы вынуждают правительства разных стран проводить политику экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.
Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, что ведет к сокращению общего объема совокупного спроса.
Политика экспансии в условиях инфляции. Стимулирование спроса в соответствии с кейнсианскими рекомендациями не позволяет уменьшить безработицу на длительном отрезке времени. Экспансия дает лишь краткосрочные эффекты в области занятости ценой постоянного повышения темпов инфляции.
Повышение спроса при проведении политики экспансии ведет к временному росту производства. В начале расширения спроса повышаются занятость и производство, благодаря чему растет инфляция. Более высокий темп роста цен дает толчок инфляционному процессу, при котором ожидания будущей инфляции и требования повышения заработной платы увеличивают издержки предприятия. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий (рис. 16.7, а).
Предположим, что экономика находится в точке А. Повышение спроса вызовет одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Если экономика переместится в точку В, то через некоторое время возникнет ожидание будущей инфляции, в связи с чем будут нарастать требования повышения зарплаты. Возросшие издержки передвигают кривую предложения вверх. В результате, когда предприятия и наемные работники адаптируются к инфляции и вновь примут те же решения, что и до начала инфляции, экономика перейдет к новому уровню занятости и производства. Однако теперь инфляция будет выше. Она достигнет точки D. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий.

Рис. 16.7. Политика экспансии (а) и сдерживания (б) в условиях инфляции: 1 — спрос; 2 — спрос после экспансии; 3 — предложение; 4 — предложение после возросших инфляционных ожиданий; 5— предложение после ослабления инфляционных ожиданий; 6 — спрос после сдерживания

Рис. 16.7. Политика экспансии (а) и сдерживания (б) в условиях инфляции: 1 — спрос; 2 — спрос после экспансии; 3 — предложение; 4 — предложение после возросших инфляционных ожиданий; 5— предложение после ослабления инфляционных ожиданий; 6 — спрос после сдерживания

Таким образом, политика экспансии не оказывает долговременного положительного воздействия на занятость или производство. Рассмотренная на длительном отрезке времени кривая предложения, как и кривая Филлипса, имеет форму вертикальной линии. Из этого следует, что данная политика может дать временный положительный эффект, но не позволяет надолго снизить безработицу ниже естественного уровня или расширить производство за пределы, определяемые этим уровнем. Для того чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на занятость и производство, следует стремиться совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости.
Политика сдерживания в условиях инфляции. В современной экономике присутствуют одновременно и безработица и инфляция. Политика экспансии дает кратковременные эффекты в производстве и занятости, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокие темпы инфляции. В то же время ограничение спроса ведет к росту безработицы, снижению активности в экономике. Это, без сомнения, ведет к снижению инфляции, но “цена” данного процесса — сокращение производства — может оказаться высокой. Чем медленнее снижаются цены и заработки, тем дольше сохраняется высокий уровень безработицы и тем выше “цена” политики сдерживания.
При проведении политики экспансии цены и инфляционные ожидания быстро возрастают, что положительно воздействует на занятость, но дает лишь кратковременный эффект. В условиях политики ограничения спроса адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг с другом.
Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая увеличения безработицы. Это значит, что надо искать оптимальные решения, дающие возможность избежать длительных перемещений в сторону более высокого уровня безработицы.
Допустим, что экономика находится в точке D (рис. 16.7, б). Рестриктивная политика, сокращающая совокупный спрос, влечет за собой рост безработицы и снижение инфляции. Экономика перемещается в точку Е. Впоследствии инфляционные ожидания ослабевают. Требования повышения зарплаты и издержки снижаются, при этом кривая предложения смещается вниз. Если произошла полная адаптация инфляционных ожиданий и предприятия принимают решения, аналогичные тем, что и до проведения политики сдерживания, экономика возвратится к прежнему уровню занятости и производства. Проблема состоит в том, что период перехода от D к А может быть долгим. В этом случае рестриктивная политика со временем приведет к высоким издержкам — безработице и падению производства.
Когда правительство считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса:
• фискальную (налогово-бюджетную) политику, т.е. политику увеличения налогов и сокращения государственных расходов;
• денежно-кредитную (монетарную) политику, т.е. политику ограничения денежной массы, находящейся в обращении.
Политика предложения. Рестриктивная политика, безусловно, дает возможность снизить темпы инфляции, но лишь ценой роста безработицы. И есть опасность, что такая безработица будет и обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии дает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции.
Одной фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение.
Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было переместить вниз кривую предложения из положения AS1 в положение AS2 (рис. 16.8), то в этом случае удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство. Инфляция может сократиться с Р1 до P2 а уровень производства одновременно возрасти с Q1 до Q2.
Один из способов решения проблемы чрезмерного спроса — увеличение предложения товаров и услуг, но в краткосрочном периоде это может оказаться сложным. Однако правительство может повысить эффективность производства путем:

Рис. 16.8. Влияние экономической политики на предложение

Рис. 16.8. Влияние экономической политики на предложение

• сокращения подоходных налогов, что позволяет снизить издержки производства и тем самым переместить кривую предложения вниз;
• воздействия на заработную плату и сдерживания роста затрат на оплату труда;
• совершенствования подготовки и переподготовки рабочей силы с целью придания ей мобильности;
• предоставления субсидий с тем, чтобы поощрять капиталовложения и приобретать более современное оборудование;
• горизонтальной интеграции там, где это привело бы к эффекту масштаба;
• совершенствования системы автомобильных и железных дорог.
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адаптивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денежной массы.
Правительство, проводящее Активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.
Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к
жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса.
Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.
Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках “экономики предложения”. Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, — так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.
Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно “сдерживаются” и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения “государство — предприниматели — профсоюзы”, либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.
Следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках “экономики предложения”. Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска. В этом случае краткосрочная кривая естественным образом сместится вправо без движения вверх.
К основным элементам теории “экономики предложения” следует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.
Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.
К данной политике относят следующие мероприятия: индексация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты. Индексация, т.е. изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции в связи с тем, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. на тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее влияние на инфляционные ожидания.
Политика занятости. Ее цель состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Это программы, во-первых, по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, по социальному страхованию безработицы.
Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги для того, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, что если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то это мало повлияет на уровень занятости.
Большая часть разницы между базовым и действительным спросом идет на компенсацию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции.
Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не “дома”, а за границей.
Многие экономисты считают, что меры по регулированию доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики, так как это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, чем создание новых рабочих мест.
Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказались недостаточными или устаревшими, как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.
Программа содействия найму рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа связана также с обеспечением географической миграции рабочих.
Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.
Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.д.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под полной занятостью?
2. Что понимается под безработицей?
3. Какие виды безработицы Вам известны?
4. Как измерить уровень безработицы?
5. Что такое инфляция?
6. Каковы причины инфляции?
7. Какие существуют показатели инфляции?
8. Что такое инфляция спроса и инфляция издержек?
9. Какие существуют виды инфляции?
10. Какова взаимосвязь между инфляцией и безработицей?
11. Устарела ли кривая Филлипса?
12. Как влияет инфляция на перераспределение доходов, объем национального производства, ставку процента?
13. Какие издержки несет общество в связи с безработицей?
14. Как влияет экономическая политика на инфляцию и безработицу?
15. Каковы основные направления антиинфляционной политики и политики занятости?

Основные категории и понятия

1. Безработица.
2. Инфляция.
3. Норма безработицы.
4. Полная занятость.
5. Структурная безработица.
6. Фрикционная безработица.
7. Эффективная занятость.
8. Циклическая безработица.
9. Закон денежного обращения.
10. Кривая Филлипса.
11. Политика занятости.
12. Антиинфляционная политика.


Две главные проблемы, что могут стоять перед любой властью, обычно заключается в том, что есть наличие безработицы. Решать этим проблемы приходится в тесной связи. Главные рычаги управления по процессам инфляции должны находится в руках государства, ведь именно государство несет ответственность за денежное предложение, а также за денежную массу, ее размер. Если деньги, что находятся в обращении, сокращаются, тогда нужно создавать условия прекратить процессы инфляции, а для эффекта борьбы с инфляционным процессом, нужно устранить причины, что ее создали.

Эксперты уверены, что меры против инфляции могут использоваться исключительно в открытой инфляции, при этом подавленная инфляция не должна поддаваться лечению, ведь измерить ее нет возможности. Бороться с явлением инфляции - значит ограничивать ее, удержать рост цен на стабильном уровне, а не добиваться того, чтобы все было устранено полностью. Ведь инфляцию нет возможности устранить насовсем, ведь ее основа заключается в существовании характера циклов развития экономики. Эта же причина является главной в наличии инфляции и безработицы, как постоянных рыночных спутников.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принимаемые меры политики против наличия инфляции

Любое правительство должно иметь в собственном распоряжении конкретный набор прямых рычагов монетарного характера, которые могут поспособствовать сдерживанию или же прекращению процесса инфляции. Подобные меры, прежде всего, подразумевают:

  • Процесс контроля эмиссии денег;
  • Возможность не допустить эмиссионное финансирование государственного бюджета;
  • Прекращение обращения суррогата денег;
  • Процесс осуществления такого предложения с помощью операций открытого рынка, проведения реформу денег конфискационного вида.

В плане эффективности таких методик обеспечиваются только если есть сдерживание или же предотвращение процесса инфляции. Но если наступила гиперинфляция, тогда единственным выходом станет представление денежной реформы. Уже завися от рассмотренных выше механизмов, меры против инфляции можно распределить по классификациям отвечая тому, на какой вид инфляции хотите бросить борьбу. Меры, направленные на инфляцию спроса, сводятся к процессу сдерживания спроса совокупности. Подобные меры включают минимизацию расходов страны, увеличиваются налоги, уменьшается дефицит государственного бюджета, переходят к денежно-кредитной политике. Данные изменения экономики, что имеет высокую инфляцию, может пережить весьма болезненно. Обуславливается тем, что сокращается совокупный спрос, ведется к спаду экономического роста, увеличивается безработица. Но если экономика стабилизируется, тогда это дает хорошие предпосылки для эффекта развития.

Инфляция спроса может представлять собой причину почти любого исторического примера высокого уровня инфляции. Есть возможность выделять как молниеносный вид, так и постепенный вид политики.

Говоря о молниеносной политике, то это происходит при высоком доверии общества к власти, и это может включить резкое снижение не только процессов инфляции, но и тех, кто может создать условия устойчивого развития без наличия инфляции.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В плане постепенной политики можно сохранять относительную стабильность в социуме, что способствует тому, что безработица растет медленно, с надеждой на успешную переквалификацию. Для того, чтобы сократить спрос, используется стабилизация валютного курса с помощью его фиксирования.

Меры, принятые против инфляции и ее издержек

Теперь давайте рассмотрим те меры, что направляются против инфляции предложений или же издержек. Подобные меры могут включать процесс сдерживания роста факторов доходов, цен, борьбу с наличием монополий, развитие институтов, процесс стимулирующий выпуск продукции в границах экономических предложений. Политика, что сконцентрирована против роста дохода факторного типа, ценовых увеличений, называется политикой доходов и цен. Ее можно реализовать с помощью разных средств, в том числе через замораживание цен, зарплаты, косвенного ограничения роста. В том случае, если происходит слишком жесткое сдерживание цен, доходов, то это может дать видимый результат за короткий срок. Цена такой дефляции может быть высокой, ведь в одно время происходит сдерживание механизмов рынка, экономической стабилизации, замораживаются диспропорции, ожидания от инфляции.

В современной РФ положение инфляции играет большую роль. Выделяются специальные меры, позволяющие бороться с данным явлением. Стимулируется выпуск товаров, в тех границах, что предлагает экономика. Все то приводит к тому, что власти проводят методы, дабы сдвинуть график, что был долгоиграющим, вырастить уровень продукции, что должна выпускаться естественным путем. Необходимо минимизировать налоги, увеличить мотивацию работников, изменить социальную политику, развить способность противостоять конкурентам. Все эти меры нужны для того, чтобы можно было улучшить борьбу с таким явлением, как инфляция.

4. Налоги и бюджетное регулирование

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90 проц. всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10 проц. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40 проц. дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17 проц. составляли расходы на оборону и только менее четверти направлялось в социальную сферу.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.
3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:
- налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
- налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);
- налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);
- налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
- налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.).

Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.

К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.

Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при изъятии в бюджет более 30 проц. от суммы всех доходов предпринимателей и населения.

Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот. Для большинства промышленных предприятий, колхозов, совхозов, фермеров ставки процента оказались непосильными, и в производстве продолжается спад. В то же время посреднические фирмы, занятые исключительно перепродажей продукции и на "дорогом" кредите получают многомиллионные прибыли. Подтверждается историческая истина: разбогатеть можно на расцвете цивилизации, но еще быстрее и в больших масштабах - на ее развале.

Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.

Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.

Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики - защиту накоплений предприятий и населения. Однако в странах СНГ эта задача не решается.

Читайте также: