В последний день выездной налоговой проверки составляется

Опубликовано: 12.05.2024

Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). То есть дата окончания выездной налоговой проверки совпадает с датой составления справки.

В настоящее время справка о проведенной выездной налоговой проверке составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/189@).

В тот же день справка вручается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Внимание

Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов выездной налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения. Соответственно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий. Поэтому уклоняться от получения справки налогоплательщику не имеет смысла.

После составления справки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки:

- в общем случае - в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ);

- по консолидированной группе налогоплательщиков - в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 3 п. 1 ст. 100 НК РФ).

В акте налоговой проверки указываются обстоятельства, установленные в ходе ее проведения и иные сведения, предусмотренные п. п. 3, 3.1 ст. 100 НК РФ. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приказом N ММВ-7-2/189@.

Акт налоговой проверки, как и справка, должен быть вручен проверяемому лицу (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Вручить акт налогоплательщику проверяющие обязаны в течение 5 рабочих дней с даты этого акта. В случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 и п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если проверенное лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте, и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При этом датой вручения акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Внимание

Дата получения налогоплательщиком акта (в отличие от даты получения справки) имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются дальнейшие сроки представления налогоплательщиком письменных возражений и проведения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом.

Следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки является документом, оформляющим результаты налоговой проверки, на основании которого соответствующим должностным лицом налогового органа может быть принято решение в порядке ст.101 НК РФ. Он не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен и признан недействительным вышестоящим налоговым органом или судом (см. постановление АС Центрального округа от 24.10.2014 N Ф10-3616/14, постановления Шестнадцатого ААС от 14.05.2015 N 16АП-1776/15, Пятнадцатого ААС от 08.09.2014 N 15АП-12238/14).

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы.

Срок представления письменных возражений:

- в общем случае - в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком*(1);

- по консолидированной группе налогоплательщиков - в течение 30 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки ответственным участником этой группы (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По окончании этого срока акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в порядке и сроки, установленные в ст. 101 НК РФ. И только по результатам такого рассмотрения выносится итоговое решение, предусмотренное п. 7 ст. 101 НК РФ:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Внимание

По результатам выездной налоговой проверки (в отличие от камеральной) акт составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Однако при условии отсутствия выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ. В таких случаях в течение 3 дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 100 НК РФ), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов (письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299).

*(1) Месячный срок для представления возражений налогоплательщиком установлен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ. До внесения изменений указанный срок составлял 15 рабочих дней.

Изменения вступили в силу с 24 августа 2013 года. В случае, если до этой даты течение срока представления письменных возражений не завершилось, срок исчислялся в порядке, действующем после дня вступления в силу указанных изменений (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Инспекторы запросили документы у организации документы и информацию после составления справки о проведенной проверке. Вправе ли они поступать так?

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.02.2021 № Ф08-652/2021 поддержал инспекторов, запросивших понадобившиеся им документы в последний день выездной налоговой проверки.

Поздний запрос

Налоговая проводила выездную проверку деятельности компании с 29.12.2018 по 15.10.2019. В ее рамках ревизорам потребовались документы. Они составили соответствующее требование от 14.10.2019 и направили его организации по ТКС на следующий день. В тот же день компании переслали справку о проведении выездной налоговой проверки.

Фирма посчитала неправомерными действия инспекторов, которые запросили документы после того, как справка о проведенной проверке уже была составлена. Она обжаловала их в краевом УФНС, но безрезультатно, и затем решила обратиться в суд. Однако первая судебная инстанция и апелляция поддержали налоговиков. Судьи посчитали, что требование предоставить в последний день проверки документы и информацию не противоречит положениям Налогового кодекса.

После этого организация подала кассационную жалобу. В ней она указала, что налоговая направила свое требование вне сроков проведения проверки, и это неправомерно.

Сроки проверки: в каких рамках?

Окружной суд тоже поддержал налоговую. Судьи отметили, что срок выездной налоговой проверки исчисляется с того дня, когда было вынесено решение о ее назначении и заканчивается днем составления справки о прошедшей проверке. В последний день проверки налоговики должны подготовить этот документ согласно Кодексу.

Кодекс также не дает возможности организации оставить без внимания требование представить документы, даже если оно было передано в последние дни перед окончанием проверки, и срок его выполнения заканчивается после составления справки о завершении проверки.

В Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 говорится, что налоговая вправе запросить документы в период проверки или дополнительных контрольных мероприятий. Если доказательства были истребованы у организации после того, как истекли установленные законодательством сроки, они не могут учитываться при рассмотрении материалов проверки.

Таким образом, налоговики имеют право запросить документы в последний день проведения выездной налоговой проверки, а фирма должна представить необходимые им бумаги.

В течение двух месяцев после того, как была составлена справка о проведенной выездной проверке, инспекторы обязаны изготовить соответствующий акт. Можно сделать вывод, что налоговое законодательство предусматривает возможность истребования документов в последний день проверки, и у нее должно быть время для выполнения требования налоговиков. В другом случае можно было бы говорить, что установлен излишне продолжительный срок для подготовки одного документа, в котором отражены уже проведенные контрольные мероприятия налогового контроля.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Вадим Чимидов

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Вадим Чимидов

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы. Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

Экспертиза. В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

  1. выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
  2. во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
  3. на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
  4. проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
  5. налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

Как проходит выездная проверка

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности многие организации сталкиваются с выездной налоговой проверкой. Для того, чтобы избежать проблем и санкций со стороны сотрудников ФНС, важно знать ответы на следующие вопросы — в чем заключается суть выездной налоговой проверки? Как правильно подготовиться к этой процедуре? Каковы предпосылки ее проведения и как она протекает?

Разобраться во всех этих нюансах поможет настоящая статья.

  • Как избежать налоговой проверки
  • Предпосылки проверки
  • Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)
  • Как проходит проверка
  • Результаты

Как избежать налоговой проверки

Как правило, главная цель налоговой проверки заключается в установлении факта соблюдения организацией положений законодательства о налогах и сборах, а в случае обнаружения нарушений — применение к недобросовестному налогоплательщику определенных санкций.

Таким образом, для того чтобы избежать проверки налоговой инспекции необходимо тщательно следить за тем, чтобы деятельность компании не выходила за рамки закона. Обратить внимание необходимо на следующие ключевые моменты, которые могут привлечь налоговиков:

1. Уплата налогов и сборов должна производиться в полном соответствии с действующим законодательством. При этом обязательно нужно следить за средним значением налоговой нагрузки по отрасли. Оно должно быть сопоставимо с показателями предприятия.

2. Тщательная проверка контрагентов перед началом сотрудничества — это еще один метод, позволяющий избежать проверки налоговыми органами. Как показывает практика одной из частых претензий, поступающих со стороны сотрудников ФНС, выступает работа с фирмами-однодневками.

Чтобы избежать проблем, необходимо внимательно ознакомиться со следующими документами потенциального контрагента:

  • учредительные бумаги (устав, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, протокол о создании ООО и т.д.),
  • образцы договоров,
  • выданные лицензии,
  • проверить соответствие печатей и подписей и т.д.

3. Периодически рекомендуется приглашать на предприятие аудитора для проведения проверки бухгалтерской и налоговой отчетности. По итогу данной процедуры опытный специалист укажет, какие недостатки были установлены и даст грамотные рекомендации по их устранению.

4. Следует понимать, что в отношении каждого субъекта хозяйственной деятельности у налоговых органов есть свои ожидания по объёму отчислений в бюджет. Важно стараться соответствовать этим планам и не допускать отклонение более 10%. У представителей ФНС должно сложиться мнение о том, что компания является небогатым, но добросовестным налогоплательщиком.

5. Не стоит использовать льготные режимы (УСН, ЕНВД), как способ ухода от уплаты налогов. Особенно эта рекомендация актуальна для бизнеса, который старается разделиться на множество отдельных частей для применения таких налоговых режимов. Представители ФНС достаточно быстро распознают эту схему. Причем суды в данном случае принимают сторону налоговых органов.

6. Настоятельно не рекомендуется игнорировать требования, поступающие из налоговой инспекции, о предоставлении тех или иных форм отчетности. В дальнейшем это может вызвать лишние подозрения и стать одной из причин организации выездной налоговой проверки.

В целом, можно отметить, что эффективным способом ухода от проведения налоговых проверок выступает стиль поведения, при котором компания старается как можно меньше попадать в поле зрения налоговых органов и привлекать их внимание.

Предпосылки проверки

Можно обозначить несколько факторов, которые объективно свидетельствуют о неминуемом приближении выездной налоговой проверки. Сюда можно отнести частое возникновение следующих ситуаций:

  • из налоговой инспекции поступают письменные запросы о предоставлении информации в части движений по расчётному счету организации,
  • в адрес контрагентов от сотрудников ФНС поступают уведомления о предоставлении тех или иных документов,
  • в адрес партнеров по бизнесу поступили извещения о грядущей налоговой проверке контрагента. В 99% случаев это означает, что и в отношении конкретной компании будут предприняты контрольные мероприятия,
  • банк, в котором оформлено РКО (расчётно-кассовое обслуживание), все чаще запрашивает информацию, подтверждающую доходные и расходные операции по счету (это могут быть договора, накладные, счет-фактуры и т.д.),
  • представителя компании вызвали в налоговую инспекцию для предоставления пояснений по отдельным хозяйственным операциям.

Все перечисленные выше события могут сигнализировать о приближающейся выездной налоговой проверке.

Кроме того, на законодательном уровне установлены 12 критериев, по которым организации самостоятельно могут определить вероятность попадания в список объектов, отобранных для проверки налоговыми органами в выездном порядке. Утверждены эти показатели Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3−06/333@. Сюда можно отнести следующие критерии:

  1. Налоговая нагрузка конкретной организации ниже аналогичного показателя, действующего в среднем по отрасли. Для расчета можно использовать методику, приведенную в Приложении № 3 к упомянутому выше Приказу ФНС РФ.
  2. На протяжении нескольких лет в бухгалтерских и налоговых отчетах компании отражены убытки.
  3. В налоговой отчетности предприятия числится большой объем налоговых вычетов за тот или иной период. По НДС больше либо равно 89% (в течение 12 месяцев).
  4. Скорость роста расходов компании в разы опережает темпы роста доходов.
  5. Средняя месячная зарплата, приходящаяся на одного работника, ниже среднего уровня, установленного для конкретного вида деятельности в том или ином субъекте РФ.
  6. Регулярное приближение к предельным показателям, после достижения которых у хозяйствующего субъекта появляется право на использование специальных налоговых режимов.
  7. Если у ИП расходы за конкретный период максимально приближены к сумме доходов.
  8. Заключение договоров с перекупщиками и посредниками при отсутствии на это обоснованных причин (с экономической и иной точки зрения).
  9. Игнорирование предприятием требований налоговых органов о предоставлении документов или же направлении пояснений по отдельным фактам хозяйственной деятельности.
  10. Многократное изменение юридического адреса компании, в связи с чем она регулярно снимается и ставится на учет в налоговых органах.
  11. Существенное отклонение показателя рентабельности организации от рентабельности, установленной для субъектов, осуществляющих деятельность в аналогичной сфере (по данным статистики).
  12. Если финансово-хозяйственная деятельность организации сопровождается высоким уровнем налогового риска.

Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)

Если стало очевидным скорое приближение налоговой проверки организации, необходимо предпринять максимум усилий для того, чтобы по итогу ее проведения не были выявлены нарушения.

У многих предприятий встает вполне логичный вопрос — если назначена налоговая проверка, как подготовиться, чтобы избежать санкций от ФНС?

Итак, подготовительный процесс должен включать в себя следующие основные шаги:

1. В первую очередь необходимо изучить положения налогового законодательства в части прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Главным образом речь идет о НК РФ, а также других нормативных актах, регулирующих порядок налоговой проверки.

2. На следующем этапе важно удостовериться в том, что вся документация компании в порядке. Нужно произвести полную инвентаризацию документов, уделяя внимание следующим моментам:

  • наличие всех необходимых оригиналов бумаг (учредительных, разрешающих, регистрационных и т.д.),
  • наличие и содержание учетной политики в организации (она должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями закона и утверждена надлежащим образом),
  • документальное оформление правоотношений с контрагентами (нужно проверить наличие договоров, дополнительных соглашений, актов, накладных и т.д.),
  • также нужно проверить правильность оформления первичной документации (на ней должны присутствовать все обязательные реквизиты) и т.д.

3. Немаловажным шагом при подготовке к налоговой проверке организации выступает анализ контрагентов, с которыми сотрудничает хозяйствующий субъект. На данном этапе в отношении поставщиков, подрядчиков и прочих партнеров по бизнесу нужно выполнить следующие действия:

  • удостовериться в том, что фирма зарегистрирована в ЕГРЮЛ,
  • проверить есть ли у контрагента долг по налогам,
  • сдает ли компания отчетность,
  • если ли долги в рамках исполнительных документов и т.д.

4. Сбор доказательств экономической обоснованности проведения той или иной сделки — в рамках такого направления организации нужно подготовить, как можно больше документов, подтверждающих соблюдение принципов осмотрительности при планировании сотрудничества с новым контрагентом. Сюда относятся копии учредительных бумаг, свидетельства о регистрации фирм, справки о постановке на учет в ФНС и прочие документы.

5. Обязательно нужно подготовить помещение, где представители ФНС будут знакомиться с документами при проведении налоговой проверки, и совершать прочие контрольные мероприятия.

Это должно быть отдельное помещение, оборудованное всем необходимым для реализации такой процедуры.

6. На завершающем этапе подготовки к проверке налоговыми органами необходимо произвести инструктаж персонала. Тут нужно обратить внимание на следующие важные нюансы:

  • рекомендуется исключить свободное общение кадров с проверяющей комиссией,
  • ведение переговоров с сотрудниками ФНС следует поручить специалистам, имеющим достаточный опыт и знания в области бухучета, налогов и юриспруденции,
  • следует предупредить сотрудников, чтобы тщательно анализировали информацию, которую будут сообщать налоговым органам в ходе опроса свидетелей. Важно, чтобы не было противоречий,
  • все показания кадров должны основываться на реальных фактах, а также быть краткими и понятными.

Как проходит проверка

Ход налоговой проверки подробно описан в ст. 89−89.2 НК РФ, а также в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4−2/13 622.

Так, порядок налоговой проверки можно представить в виде следующего поэтапного процесса:

1. Вначале руководитель налогового органа, находящегося по месту размещения организации, принимает решение о проведении в отношении нее выездной проверки. Форма такого документа утверждена Приказом ФНС РФ от 7 ноября 2018 года № ММВ-7−2/628@.

2. Налогоплательщик, в отношении которого планируется налоговая проверка по статье 89 НК РФ, заранее уведомляется об этом событии. При этом ему также вручается копия решения.

3. В назначенное время представители ФНС прибывают по адресу нахождения организации и приступают к своим прямым обязанностям.

В рамках налоговой проверки хозяйствующих субъектов могут применяться следующие процедуры, предусмотренные НК РФ:

  • инвентаризация,
  • допрос свидетелей,
  • осмотр производственных, торговых и складских помещений компании, за счет которых она получает доход,
  • вызов третьих лиц для предоставления свидетельских показаний,
  • истребование бумаг,
  • запрос экспертного заключения,
  • выемка документов,
  • использование услуг переводчика в случаях, когда это необходимо,
  • назначение проведения экспертизы.

4. После завершения налоговой проверки сотрудники ФНС в установленном порядке оформляют ее результаты (об этом подробнее написано ниже по тексту).

Общая продолжительность контрольных мероприятий не может превышать 2 месяцев. Однако в исключительных случаях допускается продление этого срока до 4 или 6 месяцев. Это возможно в следующих ситуациях:

  • представители ФНС выявили нарушения, и для их окончательного подтверждения требуется проверка дополнительных фактов,
  • на территории, где организовывалась выездная проверка, произошли непредвиденные события в виде потопа, пожара и т.д.,
  • компания не представила запрашиваемые документы в установленный срок,
  • иные причины для продления периода проверки.

Результаты

Согласно установленному порядку результат налоговой проверки оформляется в два этапа:

1. Вначале налоговый орган должен подготовить справку, подтверждающую факт проведения контрольных мероприятий. Составляется она в последний день проверки.

Форма этого документа утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7−2/628@ (Приложение № 9).

2. Далее в течение следующих 2 месяцев после окончания налоговой проверки действия сотрудников ФНС должны быть направлены на подготовку соответствующего акта. Его типовой образец размещен в приложении № 27 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7−2/628@, а в приложении № 28 подробно расписаны правила его составления.

Компания должна получить акт налоговой проверки под роспись. В случае, если она будет уклоняться от этого, то сотрудники ФНС поставят в этом документе соответствующую отметку и направят его по почте (заказным письмом) по месту нахождения организации.

Отдельно стоит отметить, что, если компания, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка, не согласна с содержанием акта, она вправе подать свои возражения в установленном законом порядке.

Читайте также: