В понятие государственные финансы входят 1 налоги 2 государственный бюджет

Опубликовано: 02.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

единства законодательной и нормативной базы;

открытости и прозрачности;

разграничения полномочий и предметов ведения;

научного подхода к реализации намеченных целей;

экономичности и рациональности;

управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

  • либерализацию цен;
  • приватизацию;
  • социальную трансформацию;
  • интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Государственные финансы — это система отношений, связанная с формированием централизованных фондов денежных средств и их использованием для осуществления государством экономических, социальных, политических и других задач.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам накопления или распределения денежных средств.

Финансовая система РФ — это совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязях. В нее входят следующие финансовые институты :

1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд государственного страхования, Государственный фонд занятости);

3) негосударственные фонды (негосударственные пенсионные фонды, фонды общественных организаций);

4) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

5) имущественное и личное страхование;

6) кредит (государственный и банковский).

Государственный бюджет — это финансовый план государства, имеющий силу закона.

Через бюджет происходят перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики, контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Бюджет объединяет доходы и расходы государства.

Основными источниками доходов бюджета являются налоги, внутренние и внешние кредиты, эмиссия бумажных денег, доходы от продажи государственной собственности.

Среди расходов наибольшее значение имеют расходы на финансирование экономики, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, социально-культурных мероприятий, научных исследований, обслуживание государственного долга, содержание аппарата управления.

Выделяют следующие виды бюджетов .

Сбалансированный бюджет — расходы полностью покрываются доходами.

Профицитный бюджет — доходы превышают расходы (положительное сальдо).

Дефицитный бюджет — расходы превышают доходы (отрицательное сальдо). В этом случае государство может увеличить налоговые поступления; пропорционально снизить расходы по всем статьям, кроме защищенных (заработная плата бюджетникам и т.д.); провести дополнительную эмиссию денег, что чревато инфляцией, прибегнуть к внутренним и внешним займам.

Бюджетная система РФ включает в себя:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов РФ;

3) местные бюджеты (муниципальных районов, городских и сельских поселений).

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РФ формируется на основе единой государственной политики, правовой базы и бюджетной классификации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджета, самостоятельности и сбалансированности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, гласности и достоверности.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций органов власти, и поэтому является исключительным правом Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В основе проекта федерального бюджета лежат бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития страны и основные направления бюджетной и налоговой политики на финансовый год.

Рассмотрение проекта бюджета осуществляется в законодательных органах власти. Проект закона о федеральном бюджете на следующий год рассматривается и утверждается в Государственной Думе в 4 чтениях, затем принимается Федеральным собранием и Президентом.

Организация исполнения и исполнение бюджетов возложены на органы исполнительной власти. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, обеспечивающее соблюдение принципа единства кассы . Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, что позволяет обеспечить полный учет и контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 г. сформирован с учетом необходимости проведения активной государственной политики, направленной на преодоление технологического отставания, повышения конкурентоспособности отечественного производства, финансирования национальных проектов, повышения уровня жизни населения и преодоления последствий финансового и экономического кризиса.

Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль организаций. Неналоговые доходы в основном формируются за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственного имущества, платежей за пользование природными ресурсами.

Приоритетными направлениями бюджетной политики государства являются финансирование национальной обороны и безопасности страны, обеспечение правоохранительной деятельности, стимулирование роста малого предпринимательства, развитие стратегически важных объектов производственной инфраструктуры, помощь бюджетам нижестоящего уровня, поддержка социальной сферы.

К сожалению, бюджет РФ существенно зависит от цены на нефть и природный газ на мировом рынке. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, образующиеся за счет превышения цены на нефть над базовой величиной (27 долл. США за один баррель сырой нефти марки «Юралс»), должны зачисляться в Стабилизационный фонд РФ. Он создан для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Законодательно установлено, что средства фонда до 500 млрд руб. могут быть использованы только на финансирование дефицита бюджета, а превышение норматива направляется на иные цели государства.

Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется бюджетно-налоговой политикой .

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в денежной форме для финансового обеспечения функций и задач государства.

Субъект налогообложения — это налогоплательщик, лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налогообложения — имущественное благо, доход, прибыль, денежная выручка от продаж, недвижимое и движимое имущество и т.д.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (например, налоговой базой такого объекта как имущество, является стоимость).

Ставка налога — размер налога на единицу налоговой базы.

Сущность налога составляет процесс изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйственные субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, с одной стороны, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, а с другой — государства, по поводу формирования государственных финансов.

Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом , и включают следующие аспекты:

всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;

справедливость (равноценность изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц);

определенность (должно быть определено время уплаты, количество, место уплаты);

удобность (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика).

Роль налогов определяется их функциями :

1) являются основным источником дохода государства;

2) регулируют экономику и стимулируют отдельные виды ее деятельности за счет налоговых льгот;

3) имеют социальное значение, т.к. способствуют перераспределению денежных средств от богатых к бедным, от одних отраслей и регионов к другим.

Налоговая система — это совокупность налогов, действующих на территории страны.

По экономическому содержанию:

прямые — уплачиваются с доходов, прибыли, стоимости имущества (налог на прибыль, на имущество, подоходный, налог с наследства и дарения);

косвенные — входят в цену товара (НДС, акцизные сборы, налог с продаж).

По виду плательщика:

с юридических лиц (предприятий, фирм) — НДС, налог на прибыль организаций, страховые взносы;

с физических лиц — налог на доход физических лиц, налог на имущество физических лиц.

По уровню бюджета:

федеральные — обязательные для уплаты на всей территории государства (НДС, НДФЛ и т.д.);

субъектов федерации — транспортный налог, на имущество организаций, на имущество физических лиц;

местные — земельный налог.

По виду налоговых ставок:

прогрессивные — налоговые ставки растут по мере увеличения налоговой базы (транспортный налог);

пропорциональные — налоговая ставка не зависит от величины дохода (налог на прибыль организаций);

регрессивные — налог уменьшается по мере увеличения доходов (пошлина за подачу искового заявления в суд тем меньше, чем больше сумма иска).

Законодательством предусмотрены налоговые вычеты :

на покупку недвижимости;

людям творческих профессий (актерам, писателям, художникам).

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и оптимальных налоговых ставок, стимулирует развитие производства и рост доходов экономики. Напротив, неоправданное увеличение ставок и отсутствие налоговых льгот снижают экономический рост и создают условия для «ухода экономики в тень».

Каковы структура и функции государственных финансов?

Что такое финансовый институт?

Какие элементы включает в себя финансовая система РФ?

Каковы сущность и структура бюджета?

В чем заключается сущность и функции налогов?

124. Финансовый механизм - это:

+ способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве;

- определение целей и задач, а также совокупностей государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов;

- контроль за использованием денежных потоков внутри страны;

- система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве;

- совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

125. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:

- финансовую стратегию и тактику;

+ регулирующий и директивный финансовый механизм;

- коммерческий, банковский и государственный кредит.

126. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений, называется:

127. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:

- Министерство финансов РФ;

- Центральный Банк РФ;

+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ.

128. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:

129. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:

130. Финансовая политика – это:

- деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства;

+ деятельность государства в области финансовых отношений;

- действие рыночных механизмов хозяйствования;

- деятельность органов Федерального казначейства.

131. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:

- заявления Правительства РФ;

- бюджетное послание Президента РФ;

- Административный кодекс РФ.

132. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:

133. Финансовая политика направлена на:

- мобилизацию финансовых ресурсов;

- распределение и перераспределение финансовых ресурсов;

- использование финансовых ресурсов;

134. Фискальная политика представляет собой:

- политику доходов и заработной платы.

135. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:

136. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:

+ Счетная палата РФ;

- Министерство финансов РФ;

- Министерство по налогам и сборам РФ.

137. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:

138. Аудиторский контроль – это:

+ независимый финансовый контроль;

- государственный финансовый контроль;

139. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:

140. Для регулирующего финансового механизма характерно:

- прямое непосредственное участие государства;

+ государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники;

- вся система отношений детально разрабатывается государством;

- каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги.

141. Контрольная функция финансов осуществляется:

- только органами государственной власти;

+ и государством, и хозяйствующими субъектами.

Содержание финансовой политики включает:

разработку научно обоснованной концепции развития финансов

определение основных направлений использования финансовых ресурсов

разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в

рамках концепции развития финансов

+все ответы верные

Содержание финансовой политики не включает:

+разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков

определение основных направлений использования финансовых ресурсов

разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в

рамках концепции развития финансов

нет верного ответа

Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:

нет верного ответа

Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:

нет верного ответа

Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:

нет верного ответа

Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:

В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи

В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:

Финансовая политика является составной частью____________ политики

Содержание финансовой политики определяется: 1)концепцией роли государства в области финансов, 2) разработкой направлений и целей на текущий период и перспективу, 3) осуществлением практических мер с

Помощью финансовых инструментов

Выделите звенья государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей

Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) налоги; 4) экспортно-импортые пошлины: 5) ВВП; 6) валютный курс

Тема 5 «Финансовая система»

142. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:

143. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:

144. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:

- различия в источниках ресурсов всех звеньев;

+ особенности в формировании и использовании фондов денежных средств.

145. Определите каналы получения предприятиями финансовых ресурсов из финансовой системы: 1) бюджетное финансирование; 2) банковские кредиты; 3) поступления из государственных внебюджетных фондов; 4) средства от продажи акций предприятия; 5) страховые возмещения по наступившим рискам:

146. Звеном финансовой системы НЕ является:

- финансы домашних хозяйств;

- внебюджетные фонды и финансы домохозяйств;

+ структурные подразделения предприятий.

147. Из перечисленных бюджетов НЕ является составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:

148. В понятие “государственные финансы” входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:

149. В сферу государственных финансов входит:

150. В понятие “государственные финансы” входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:

151. Термин бюджетное регулирование относится к:

+ перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы;

- бюджетному управлению сферами и субъектами экономики;

- управлению государственным долгом.

152. Централизованные фонды денежных средств формируются:

+ на государственном уровне;

- на уровне субъектов хозяйствования;

- на всех уровнях.

153.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:

- финансовая политика, проводимая государством;

+ единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход;

- действие рыночных механизмов хозяйствования.

154. Финансы страхования относятся к:

- сфере централизованных финансов;

+ сфере децентрализованных финансов;

- и к централизованной, и к децентрализованной сфере.

155. Финансы населения относятся к:

- сфере централизованных финансов;

+ сфере децентрализованных финансов;

- и к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений.

156. К государственным финансам относят:

+ сфера централизованных финансов;

- сфера децентрализованных финансов;

- централизованная и децентрализованная сфера.

157. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:

158. Через звенья финансовой системы перераспределяется:

- только прибыль предприятий;

159. К сфере централизованных финансов относят: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:

+ 1, 2 и 5;

160. В структуре финансовой системы выделяют:

- централизованные и децентрализованные государственные финансы;

+ централизованные и децентрализованные фонды;

- централизованные и децентрализованные предприятия.

161. Государственный кредит:

+ выделяют в отдельное звено финансовой системы;

- включают в состав внебюджетной системы;

- не включают в состав финансовой системы.

162. Финансы населения:

- не включают в состав финансовой системы;

+ выделяют в качестве звена финансовой системы;

- выделяют в составе централизованных фондов денежных средств.

163. Пенсионный фонд относится к:

- ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам.

164. Финансы государственных предприятий относятся к:

- государственной бюджетной системе.

165. Финансовые отношения объединены в финансовую систему вследствие:

+ взаимосвязи ее отдельных звеньев;

- подчиненности звеньев единому центру;

- отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях.

166. К сфере децентрализованных финансов не относят:

167. К децентрализованным финансам не относят:

+ бюджеты муниципальных органов власти.

168. К централизованной сфере финансовой системы не относят:

169. Финансы страхования:

+ являются самостоятельным звеном финансовой системы;

- подчинены государственным финансам;

- включаются в состав внебюджетных фондов.

170. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:

171. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:

172. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в звене финансовой системы:

173. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:

174. На децентрализованном уровне формируются:

175. На централизованном уровне формируются:

176. Финансовая система связана с:

177. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:

+ сфер и звеньев финансовой системы;

- институтов финансовой системы;

178. Не является звеном финансовой системы:

179. Выделите звено финансовой системы:

180. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:

- децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам;

- централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам;

+ в структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы: централизованную и децентрализованную.

181. Выберите верное утверждение:

+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам;

- финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов;

- финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе.

182. Выделите неверное утверждение:

- в составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий;

+ внебюджетные фонды входят в состав государственного бюджета;

- государственный кредит входит в состав государственных финансов.

Финансы муниципальных образований относятся к сфере финансов:

они находятся на стыке этих отношений.

Выделите верное утверждение:

+все звенья финансовой характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве

звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством

с общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий

Фондом денежных средств не является:

фонд заработной платы

В настоящее время страховой фонд страховщика создается:

в централизованном порядке

и в централизованном, и в децентрализованном порядках

В широком смысле страховой фонд – это:

+часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных

страховой фонд самострахования

только государственный централизованный страховой фонд

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Читайте также: