В налоговом праве выделяют четыре основных метода убеждения коллегиальности единоначалия принуждения

Опубликовано: 13.05.2024

§ 1. Сущность убеждения и принуждения

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.
Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.
Проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.
Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.
Социальное назначение и эффективность этих методов определяются тем, что они:
а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;
б) должны находиться в неразрывном единстве;
в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;
г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.
Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с нормами права. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.
Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов Российской Федерации. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.
При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.
Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.
Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.
Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.
Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации и "качество всякой власти".
Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.
Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).
В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.
Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.
Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

2) правовые акты – организационные действия внутри аппарата органа управления, адресованные структурным подразделениям и их личному составу. Это распределение полномочий, определение распорядка работы, назначения, увольнения и т. д.;

3) обращения субъектов административного права по различным вопросам, которые подлежат обязательному рассмотрению (например, обращения о государственной регистрации юридических лиц, разрешений предприятию заниматься лицензируемой хозяйственной деятельностью; жалобы, заявления и предложения граждан, служащих и т. д.);

4) участие субъектов административного права в гражданско-правовых договорах в качестве одной из сторон;

5) участие субъектов административного права в рассмотрении экономических и иных споров (в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений) в судах, арбитражных судах и других правоохранительных структурах;

6) деятельность субъектов административного права в качестве носителей многочисленных обязанностей в сфере охраны порядка и безопасности по соблюдению правил техники безопасности, безопасной работы транспорта и др.

Неправовые формы деятельности субъектов административного права при непосредственном своем применении юридических последствий не создают. К числу таких форм относятся информация органа управления подчиненным организациям и лицам о состоянии дел; сообщение средствам массовой информации сведений по вопросам экономики, социального развития; совершение материально-технических действий; обследования, осуществляемые с различными целями; проведение различного рода совещаний, семинаров, занятий.

28. Понятие правовых актов государственного управления. Классификация правовых актов

Правовые акты государственного управления – правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что:

1) исходят от государственных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства;

2) это государственно-волевые действия, которые порождают новые правовые состояния, создают для других лиц новые права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами;

3) основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом, другими юридическими предписаниями.

Правовые акты государственного управления на основании их юридических признаков разделяются по правовым свойствам, по правовой природе.

По правовым свойствам правовые акты государственного управления делятся на четыре группы:

1) акты верховного управления;

2) акты ведомственного (отраслевого) управления;

3) акты управления субъектов РФ;

4) акты местного самоуправления.

Акты верховного управления , принимаемый Президентом и Правительством – акты верховенства во всей системе государственного управления. Акты ведомственного (отраслевого) управления принимаются руководителем ведомства (министерства) и другими должностными лицами, на то уполномоченными. Правовые акты управления субъектов РФ принимаются их органами. Акты управления местного значения принимаются органами местного самоуправления, уполномоченными органами, в рамках своей компетенции и действуют на территории соответствующего административно-территориального образования.

По правовой природе акты государственного управления делятся на акты:

2) правоприменительные (индивидуальные);

3) общего характера.

Нормативные акты порождают и содержат нормы права.

Правоприменительные (индивидуальные) акты содержат предписания (или констатацию) конкретным исполнителям о совершении действий, о поощрениях и т. д. Это акты разового применения.

Правовые акты общего характера соединяют в себе признаки и нормативных, и индивидуальных актов. От нормативных их отличает неограниченный (неперсонифицированный) круг лиц, на которых акт распространяется, а от индивидуальных – разовость действия, применения. Например, правительственное постановление о переносе выходного дня с одной даты на другую – акт, адресованный всем или почти всем работникам, но однодневного, разового действия.

29. Понятие и виды административно-правовых методов

Под методом деятельности субъектов административного права следует понимать характер волеизъявления одного участника деятельности в отношении другого. Например, один участник убеждает другого, советует, рекомендует – налицо метод убеждения. При этом могут быть использованы определенные средства выражения волеизъявления.

Наиболее распространенными во взаимоотношениях субъектов административного права и в их отношениях к другим участникам являются методы:

1) убеждения и принуждения как универсальные методы деятельности, применяемые как в сфере государственной, так и в сфере общественной деятельности, равно как в любой отдельно взятой организации и любого должностного лица;

2) коллегиальности единоначалия имеющие прямое организационное выражение: коллегиальные органы, коллегии в министерствах и ведомствах как структуры с совещательными полномочиями, участие трудовых коллективов в решении некоторых вопросов работы предприятия и другие формы коллегиальности. Единоначалие также имеет организационные формы выражения: министр, директор предприятия, руководитель образовательного учреждения и т. д.

Кроме них, имеются менее масштабные методы – стимулирующие, экономические и др. Можно отметить и такие методы с отрицательным уклоном, как уравниловка, приписки и прожектерство и т. п.

По юридической характеристике методы деятельности субъектов административного права, как и формы, делятся на правовые и неправовые . Первые вызывают при практическом применении правовые последствия, вторые юридических последствий не вызывают. На практике большое значение имеет правильное сочетание правовых и неправовых методов.

Правовые методы делятся на конкретные виды:

1) прямое распорядительство, например, устанавливаются полномочия многих субъектов административного права в уставах, положениях и других актах;

2) рекомендации, широко применяемые в управлении государственными предприятиями и учреждениями;

3) разрешения в ряде случаев, предусмотренных законодательством о лицензировании, на определенный вид производственной деятельности вновь созданного предприятия, в котором проводятся многие виды работ, связанные с опасностью;

4) согласования при принятии многих актов управления (например, между несколькими министерствами).

Среди неправовых методов можно выделить группу методов организационных .

Методы можно классифицировать по масштабу их применения . Есть методы, общие для всех субъектов административного права (например, убеждение) и методы социальные, применяемые отдельными группами субъектов административного права, методы принудительных административных санкций.

30. Понятие, основные виды и характерные черты административного принуждения

Принуждение как метод государственного руководства обществом составляет неотъемлемый элемент деятельности государства, без него не обходилось и не обходится ни одна страна. Правовые нормы, служащие в руках государства важнейшим средством управления, обеспечиваются различными и многочисленными мерами и методами, но непременным среди средств обеспечения правовых норм является государственное принуждение, применяемое государственными органами и должностными лицами. Государственное принуждение прямо связано с нормами права и их обеспечением. Поэтому виды государственного принуждения принято считать производными от отраслей права. Выделяют:

1) уголовное принуждение;

2) гражданско-правовое принуждение;

3) дисциплинарное принуждение;

4) административное принуждение;

5) процессуальное принуждение.

Вид государственного принуждения определяется теми мерами, которые и составляют самое принуждение, меры уголовного наказания, дисциплинарные меры и т. д.

Суть административного принуждения заключается в применении установленных государством административных принудительных мер.

Действующее законодательство твердо и четко придерживается этого принципа при определении видов государственного принуждения

и пределов действия, соответствующих каждому виду мер принуждения. Среди мер административного принуждения есть чисто административные, те, которые не применяются в других видах принуждения (например, реквизиция имущества, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения). Но есть и такие меры, которые применяются и в других видах принуждения (например, штраф или конфискация).

Все закрепленные в законодательстве меры административного принуждения делятся прежде всего на две группы по основаниям их применения:

1) меры, применяемые при отсутствии противоправных действий;

2) меры, применяемые при совершении противоправных действий;

3) меры, применяемые после совершения административных правонарушений и иных противоправных действий.

Ефремова Екатерина Сергеевна, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Сибирского федерального университета, докторант кафедры государственного права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросу применения метода убеждения в налоговом праве. Автор констатирует недостаточность форм правового убеждения (и в частности правового информирования) в отечественном налоговом законодательстве; высказывает мнение о целесообразности развития института убеждения как метода воздействия не только на неопределенный круг убеждаемых, но и на конкретных налогоплательщиков.

Ключевые слова: метод убеждения, налоговые правоотношения, правовое информирование.

On the Institution of Persuasion in the Tax Law

Efremova Ekaterina S., Assistant Professor of the Department of Commercial, Entrepreneurial and Financial Law of the Law Institute of the Siberian Federal University, Doctoral Student of the Department of State Law of the Saint Petersburg State University, Candidate of Legal Sciences.

The article is concerned with the issue of the persuasion method application in tax law. The author states the insufficiency of legal persuasion forms, in particular of legal information, in Russian tax legislation, and questions the practicability of the development of the institution of persuasion as a method of stimulation not only for an indefinite range of those being concerned, but also for the concrete taxpayers.

Key words: method of persuasion, tax relations, legal information.

В советскую эпоху преобладала позиция, в соответствии с которой убеждение выступало основным способом правового воздействия на массовое и индивидуальное сознание, а принуждение - дополнительным, вспомогательным, вступающим в действие лишь в том случае, если меры убеждения не были эффективны .

См., например: Ардашкин В.Д. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. 1970. N 7. С. 35; Попов Л.Л. Убеждение и принуждение: организационно-воспитательные и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции / Ред. Ю.М. Козлов. М.: Московский рабочий, 1968. С. 53; Кожевников С.Н. Государственное принуждение: особенности и содержание // Советское государство и право. 1978. N 5. С. 47 - 53; Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2004. С. 283.

В.Д. Ардашкиным, например, было предложено следующее определение убеждения: "Под убеждением понимается такое внешнее воздействие (навязывание чужой воли), которое выражается в воспитании, разъяснении, показе, поощрении и которое эволюционно преобразует волю подвластного воле властвующего. При убеждении воля властвующего становится волей самого подвластного, его убежденностью" . Но если исходить из того, что преобразование означает "изменение", "перемена", а преобразовать - "переделать, превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую", то с автором можно не согласиться, поскольку переделывание, преобразование, при котором воля властвующего становится волей самого подвластного, уже несут в себе насилие. На наш взгляд, убеждение - это такое воздействие, которое не должно ломать волю убеждаемого субъекта. Задача убеждающего - донести информацию, разъяснить права и обязанности, последствия совершаемых деяний. Убеждаемый субъект может проигнорировать и не воспринять информацию, может, напротив, совершить действия, совпадающие с волей убеждающего, но не потому, что подчинился воле убеждающего, а потому, что решил, что так будет выгоднее для него, оставаясь несогласным с позицией воздействующего на его сознание субъекта. Таким образом, процесс убеждения предполагает некий выбор вариантов поведения самим убеждаемым субъектом, в противном случае убеждение становится насилием и грань между убеждением и принуждением стирается.

Ардашкин В.Д. О подчинении и принуждении в советском государственном управлении // Вопросы советского государства и права. 1966. Т. 183. С. 247.

В современных исследованиях авторы высказывают мнение о том, что метод убеждения и метод принуждения не существуют изолированно. Следует отметить, что ответ на вопрос о соотношении методов убеждения и принуждения имеет важное практическое значение, ибо позволяет понять, можно ли реализовать меры принуждения, не прибегнув к убеждению, и обоснованно ли применять принуждение только тогда, когда убеждение неэффективно.

Позицию о том, что данные категории являются взаимодополняющими, выражает М.Б. Разгильдиева, отмечая, что "убеждающее правовое воздействие включает в свой арсенал институт правового принуждения в статике, прежде всего в части определения деяний, влекущих применение мер принуждения, а также собственно этих мер принуждения - угроза применения принуждения" .

Разгильдиева М.Б. Правовое принуждение и принуждение: теоретические основы (на примере финансового законодательства): Монография / Под ред. д-ра юрид. наук Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 66.

Представляется, что не всякая угроза применения мер принуждения формирует убеждения субъекта. Понятие "угроза" в толковых словарях рассматривается в двух значениях: 1. Запугивание, обещание кому-либо причинить зло. 2. Возможная опасность. В первом случае, когда в отношении конкретного субъекта оказывается психическое воздействие, направленное на побуждение его совершить действие (или воздержаться от совершения каких-либо действий) в интересах других лиц, угроза приобретает признаки насилия над личностью и фактически становится принуждением. Иллюстрирует данную ситуацию направление требования налогоплательщику об уплате налога в случае неисполнения субъектом в установленный срок налоговой обязанности. Получив соответствующий документ, налогоплательщик получает не только информацию о своей задолженности, но и "обещание" о применении мер взыскания и соответствующих санкций при неуплате долга в установленный срок. В связи с этим симптоматичным является отнесение Конституционным Судом РФ требования об уплате налога к мерам принуждения . Понимание угрозы как возможной опасности может означать, что неопределенный круг субъектов располагает информацией (в том числе правовой) о последствиях своих действий (бездействия) в случае невыполнения определенных требований или правил. Данное обстоятельство вполне сможет повлиять на формирование необходимого убеждения части субъектов без применения мер принуждения, в то время как оставшаяся часть угрозу принуждения не воспримет, поскольку при такой угрозе остается свобода выбора. Следовательно, методы убеждения и принуждения могут существовать достаточно изолированно и необходима их дифференциация.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Советская энциклопедия, 1972. 846 с.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 503-О "По жалобе федерального государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, убеждением является воздействие на неопределенный круг субъектов (или конкретное лицо) путем целенаправленного доведения установки (информации) о необходимости совершения определенных действий (или воздержания от их совершения) в интересах других лиц, предполагающее выбор вариантов поведения самим убеждаемым в условиях отсутствия неотвратимой угрозы принуждения в отношении конкретного субъекта.

Одним из дискуссионных является вопрос о правовых формах убеждения. Правовые средства воздействия или правовое убеждение авторами, например М.Б. Разгильдиевой, определяются как "процесс формирования правовыми средствами в общественном и индивидуальном правосознании воли на соблюдение и исполнение правовых предписаний. Реализация правового убеждения осуществляется посредством механизма, включающего следующие элементы: информирование о существующих нормативных предписаниях; содержательное формирование правового регулирования в соответствии с общечеловеческими и нравственными ценностями; стимулирование как инструмент формирования личной заинтересованности субъекта соблюдать (использовать) нормативно установленные правила; угроза применения мер принуждения, исходящая от правовой нормы, фиксирующей последствия ее нарушения" .

Разгильдиева М.Б. Указ. соч. С. 20 - 21.

Поскольку убеждение - это всегда воздействие, то термин "правовое убеждение" предполагает какие-то действия, предусмотренные в законе и совершаемые уполномоченным субъектом. С этой позиции механизм убеждения, предложенный М.Б. Разгильдиевой, можно подвергнуть сомнению, так как он содержит элементы различной правовой природы. Рассмотрим, например, такой элемент, как содержательное формирование правового регулирования в соответствии с общечеловеческими и нравственными ценностями. На наш взгляд, это не действие, о котором мы говорим, а некий общеправовой принцип регулирования отношений (ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления). Угроза применения мер принуждения, исходящая от правовой нормы, фиксирующей последствия ее нарушения, также не является действием. В данном случае речь, видимо, идет об угрозе как возможной опасности, что предполагает обращение к неопределенному кругу лиц с информацией о последствиях их действий (бездействия) в случае невыполнения определенных требований или правил, поэтому данный элемент является составляющим элементом информирования, и выделять его отдельно вряд ли есть основания. Безусловно, на формирование убеждения оказывает влияние стимулирование субъекта, которое можно признать элементом механизма убеждения, и заключается этот элемент в использовании законодателем таких средств, в результате применения которых субъекту выгоднее исполнить обязанность, нежели ее проигнорировать .

Иллюстрирует данное высказывание ст. 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает возможность уплаты административного штрафа (за некоторые дорожно-транспортные правонарушения) в размере половины суммы наложенного штрафа в случае его погашения субъектом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Главным элементом механизма убеждения является информирование о нормативных предписаниях. Актуальность в связи с этим приобретает вопрос о формах и видах этого информирования. Нормы, регламентирующие способы и средства правового информирования граждан, содержатся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (регламентирует право граждан и юридических лиц на доступ к информации); Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления документов правового характера и проч.); Федеральном законе от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Закон N 182-ФЗ). В соответствии со ст. 18 Закона N 182-ФЗ субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений (органы государственной власти, прокуратура), доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного характера. В качестве специфического способа информирования Закон называет профилактическую беседу . Нормы об информировании субъектов содержатся также, например, в ст. 51 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; ст. 32 Налогового кодекса РФ; ст. ст. 18, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Разъяснение лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения.

Из анализа указанных норм следует, что информирование как форма убеждения осуществляется в основном в виде разъяснений действующего законодательства при обращении граждан, предпринимателей, юридических лиц к уполномоченным субъектам, т.е. в результате проявления инициативы "снизу вверх". Что же касается активного ("навязчивого") информирования со стороны государственных органов, то можно сказать, что оно существует лишь в отдельных отраслях и является скорее исключением, чем правилом.

В то же время правовое информирование как способ убеждения действовать в соответствии с законом трудно переоценить. Особенно это актуально для такой отрасли, как налоговое право. Некоторые авторы отмечают, что в налоговых отношениях подавляющее число правонарушений совершается по причине незнания и непонимания налоговых норм. "Это актуализирует вопрос о создании в стране эффективного механизма налогового информирования, охватывающего не только уровень профессионалов, но и прежде всего уровень "массового налогоплательщика" .

Демин А.В. Совершенствование налоговой культуры как важнейшая предпосылка перехода к "партнерской" модели налогового администрирования // Налоги. 2016. N 5. С. 19 - 22.

Интересен в связи с этим опыт регулирования данных отношений в Республике Казахстан. В ст. 73 Налогового кодекса Республики Казахстан, которая называется "Содействие налогоплательщикам", законодатель закрепляет информирование налогоплательщика о налоговом законодательстве (в том числе путем доведения до сведения субъекта положений налогового законодательства Республики Казахстан и внесенных в него изменений и дополнений) в виде пропаганды налогового законодательства . Частью 2 ст. 73 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что налоговые органы осуществляют пропаганду налогового законодательства Республики Казахстан путем проведения семинаров, заседаний, встреч с налогоплательщиками (налоговыми агентами), размещения информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи.

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. N 120-VI ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)". URL: http://kgd.gov.kz/ru/content/nalogovyy-kodeks-rk.

К иным формам воздействия ст. 73 Налогового кодекса Республики Казахстан, в частности, относит:

- предоставление программного обеспечения для представления налоговой отчетности в электронной форме с формированием электронного платежного документа по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- проведение мероприятий, направленных на повышение налоговой культуры;

- проведение мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Таким образом, правовым убеждением является закрепленное в нормах права воздействие на неопределенный круг субъектов (или конкретное лицо) путем информирования о необходимости совершения определенных действий (или воздержания от их совершения) в интересах других лиц, предполагающее выбор вариантов поведения самим убеждаемым в условиях отсутствия реальной угрозы принуждения в отношении конкретного субъекта.

Важно отметить, что и в российском налоговом законодательстве, и в законодательстве других стран информирование убеждаемых субъектов с целью их побуждения к определенному поведению по общему правилу не дифференцированно в зависимости от их готовности совершить нежелательный с точки зрения общественной пользы поступок. При этом очевидно, что даже в отношении субъектов, уже допустивших нарушение установленных правил либо склонных к их нарушению, сохраняется возможность избежать применения мер принуждения в случае выбора ими должного варианта поведения при адресном воздействии государства в лице компетентного органа на сознание убеждаемого.

Адресное воздействие на индивида предполагает возникновение необходимого контакта между воздействующим субъектом и убеждаемым. При этом при осуществлении контакта необходимо по крайней мере установить проблемы, препятствующие достижению желаемого поведения субъекта, и возможные варианты их устранения. Однако действующее налоговое законодательство подобных правовых форм не предусматривает. Даже проведение профилактических бесед в полномочиях и обязанностях налоговых органов не предусмотрено. Отсутствие правовых средств убеждения адресного характера для конкретных налогоплательщиков приводит к тому, что достаточно распространенным явлением становится применение мер принуждения к таким субъектам, в отношении которых это не требуется. Известно, что при обращении налоговых органов в суд за взысканием налоговой задолженности определенная часть судебных дел заканчивается прекращением производства, так как ответчики, узнав о долге, погашают его до окончания процесса.

Или другой пример: налоговым органам может стать известно о том, что гражданин, имея транспортные средства, сдает их в аренду, не платит налоги и не подает налоговую декларацию. Прежде чем начать контрольные мероприятия, реализовывать меры принуждения, налоговый орган мог бы объяснить этому субъекту необходимость уплаты налогов, разъяснить его права, обязанности, ответственность, т.е. применить меры убеждения, и необходимость принудительных мер могла бы не возникнуть. Однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает такой вариант воздействия, и, на наш взгляд, это существенный пробел в отраслевом законодательстве, который необходимо восполнить, предусмотрев обязанность налоговых органов проводить профилактические, предупредительные мероприятия в отношении конкретных налогоплательщиков перед применением к ним мер контроля и принуждения.

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Соотношение убеждения и принуждения в области налогообложения

The ratio of persuasion and coercion in taxation

Vlasova Elena Lvovna

К.п.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

Гимишян Валерия Дмитриевна

Gimishyan Valeriya Dmitrievna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. В статье раскрыты понятия убеждения и принуждения, их взаимосвязь и роль в осуществлении налогообложения в Российской Федерации. Раскрыт институт правомерного обхода налога, который вытекает из несовершенства законодательства.

Annotation. The article deals with the concept of persuasion and coercion, their relationship and role in the implementation of the assessment in the Russian Federation. Opened Institute of lawful circumvention of tax that arises from the imperfection of the legislation.

Ключевые слова: граждане, развитие, государство, налогоплательщик, убеждение, принуждение, контролирующие органы, обход налога

Keywords: citizens, State development, taxpayer, persuasion, coercion, control authorities, bypassing the tax.

Убеждение и принуждение – являются универсальными методами социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся «правовоспитательная» работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки их воле), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

К особенностям принуждения можно отнести следующие признаки:

-представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

-является второстепенным, применяемым после убеждения, методом;

-осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

-выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Судья Верховного суда США Джордж Сандерленд в 1935 г. утверждал: «Право налогоплательщика избегать налогов с использованием всех разрешенных законом средств никем не может быть оспорено».

Одним из важнейших механизмов налоговой политики государства является налоговое льготирование, преследующее экономические, социальные, политические и иные цели. Предоставление налоговых льгот является гарантом получения налогоплательщиком дополнительных финансовых ресурсов за счет уменьшения его налогового обязательства. Льготы- значимый и неотъемлемый элемент любого налога.

Деятельность контролирующих органов связана с контролем со стороны государства за выполнением налогоплательщиком своих обязательств перед государством по полному и своевременному внесению налоговых платежей в соответствующие бюджеты или фонды. Однако туда не всегда поступают средства в том количест­ве, на которое рассчитывали при планировании бюджета, и было бы неправильным видеть в этом только правонарушение, невы­полнение плательщиком своих обязанностей. Бюджеты лишаются средств за счет двух процессов: уклонения от уплаты налогов и правомерного обхода налога («легального уклонения» — у А.Н. Козырина, и «избежания налога (налогового планирования)» — у С.Г. Пе­пеляева).

В основе правомерного обхода налога лежат пути и возможности неуплаты налога, предоставленные законодателем, то есть обуслов­ленные несовершенством законодательства. В данном случае нало­гоплательщик использует пробелы законодательства. Они свя­заны как с несовершенством налоговых норм, их закреплением, так и с ситуациями, когда законодатель предоставляет плательщику право выбора или пределы, в рамках которых последний может избрать наиболее выгодный для себя вариант (например, при предо­ставлении налогового кредита, установлении некоторых ставок местных налогов и сборов). [1]

Правомерный обход налога дополняется уклонением от уплаты налога, которое представляет довольно разнообразную группу на­логовых правонарушений. Содержание этих правонарушений состоит в ненадлежащем исполнении обязательств плательщика перед бюджетом.

Некоторые налоговые законодательства закрепляют санкции за одну только попытку уклониться от налогового обло­жения. Признаком налогового правонарушения по амери­канскому праву является умышленный характер деяния: «ви­новный должен иметь намерение своим поведением нарушить закон». Этот признак законодатель выбрал в качестве основ­ного квалифицирующего при характеристике уклонения от налогов как правонарушения (А.Н. Козырин ).

В зависимости от характера поведения и деятельности субъек­тов налоговых правоотношений можно выделить:

  1. Правомерный обход налога — правомерное избежание уплаты налога за счет несовершенства или возможностей, заложенных за­конодательством.

Б. Уклонение от уплаты налога — правонарушение, состоящее в неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком сво­их обязанностей по уплате налога.

  1. Взыскание излишних сумм налогов — умышленные действия

работников налоговых органов по необоснованному взиманию сумм налоговых платежей с плательщиков.

Если в первом и втором случае действия основаны на актив­ной роли налогоплательщика (по правомерному обходу в рамках действующих налоговых норм при обходе налога и по нарушению их при уклонении от налогов в форме налоговых проступков или преступлений), то в третьем случае активная деятельность харак­терна для налогового органа, осуществляющего свои полномочия с нарушением законодательства.

В основе подобной деятельности лежит группа причин, регулирующая действия плательщиков и налоговых органов. П.М. Годме включает в эту систему моральные, политичес­кие, экономические и технические причины. [2] Моральные критерии исходят из несовпадения идей и прин­ципов всеобщности, равенства и их законодательного закреп­ления. Политические предпосылки уклонения заключены в неотрегулированном механизме регулирующей функции. Экономические проявляются в сравнении плательщиком последствий уплаты налога и применения санкций за его не­уплату. Технические причины уклонения связаны с несовер­шенством форм и методов контроля.

Сочетание обхода налога и уклонения от налогообложения фактически и является проявлением убеждения и принуждения в области налогообложения. Если функции убеждения реализуются, в конечном итоге, в выполнении плательщиками предписании на­логовых норм, исключающем их нарушение, то принуждение свя­зано с деятельностью налоговых и иных компетентных органов.

Принуждение в области налогообложения представляет систему мер, применяемых уполномоченными органами по отношению к лицам при нарушении ими обязанностей по уплате налога и привлечению к ответственности при совершении налогового правонарушения.

Реализация принуждения в сфере налогообложения осущест­вляется предупредительными, пресекательными и восстановитель­ными мерами. Предупреждение осуществляется государственными органами, контролирующими правильность исчисления и внесе­ния налогов. Пресечение связано уже с воздействием на платель­щиков, осуществляющимся юридически властными формами (при­остановление операций, ликвидация предприятия, изъятие доку­ментов). Восстановительные меры связываются с возмещением ущерба, причиненного налоговым правонарушением. При этом особенности применения штрафов, пени включают и те суммы, которые были бы получены бюджетом при своевременном поступ­лении и использовании налогов и платежей. [3]

По итогу, можно сделать вывод о том, что главной задачей законодателя является — установление оптимального сочетания мер как принуждения, так и убеждения в праве.

Список источников

  1. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и прак­тики. // М., 1993, с. 97-100.
  2. Год­ме П.М. Финансовое право. — // М.: Прогресс, 1978, с. 406.
  3. Химичевой Н.И. Финансовое право: Учебник // М., 1995, с. 472.
-->

Понятие административно-правовых методов управления. Виды административно-правовых методов управления. Убеждение в государственном управлении. Поощрение в государственном управлении. Принуждение в государственном управлении. Понятие и виды мер административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Административно-правовые режимы. Режим военного положения. Режим контртеррористической операции. Режим чрезвычайной ситуации. Режим закрытого административно-территориального образования. Режим охраны государственной границы РФ.

Целью изучения темы является знакомство с методами государственного управления.

Изучив теоретический материал и выполнив самостоятельную работу, студенты должны знать:

основные методы государственного управления,

особенности и классификацию методов государственного принуждения,

назначение и формы каждого из видов государственного принуждения.

Студенты должны уметь оценивать задачу государственного управления и выбирать соответствующий метод управления.

Студенты также должны иметь представление о различных методах управления и их модификациях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Методы управления - это совокупность способов и средств целенаправленного воздействия государства на соответствующие объекты управления. Есть много общего в понятиях метода управления и метода административно-правового регулирования. Оба они являются регулирующими средствами, содержат административно-правовые предписания, запреты, дозволения.

Однако метод правового регулирования есть средство административного права, метод управления (государственного) - средство субъекта административного права (субъекта государственного управления).

Методы государственного управления содержат способы воздействия на человека, на коллектив, способы обеспечения преобладания воли субъекта власти, при этом универсальными способами являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Различают также прямые и косвенные методы управления.

Прямой метод предполагает императивный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управления. Для осуществления косвенного управления создаются условия, мотивирующие управляемых субъектов на должное поведение.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных и других мер для формирования или изменения воли управляемого субъекта.

Убеждение используется постоянно и в отношении всех граждан, обеспечивает добровольное следование воле управляющего субъекта.

Процесс убеждения включает: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции.

Правовая форма убеждения включает в себя, например, правовые акты рекомендательного характера, а организационная - их разъяснения.

Поощрение - способ воздействия на волю людей через формирование интереса, побуждающего их следованию воле управляющего субъекта.

Основанием (фактическим) для применения поощрения является уже совершенное деяние, положительно оцениваемое субъектом управления.

Поощрение применяется в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов и может быть:

моральным (благодарность, грамота);

материальным (премия, ценный подарок);

статусным (изменяющим правовой статус гражданина, например присвоение почетного звания);

смешанным (моральным, материальным и статусным).

А также с правовой точки зрения:

формальным (регламентированным нормами права);

Поощрение может применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам.

Принуждение - это метод воздействия принуждающего на сознание и поведение принуждаемого с целью заставить его действовать (или бездействовать) вопреки собственной воле или в условиях ее ограничения в интересах принуждающего.

Необходимость в нем возникает при противоречии в стремлениях двух субъектов, один из которых предписывает другому совершение какого-либо деяния.

В отличие от убеждения, которое воздействует с целью изменения воли убеждаемого, оставляя, тем не менее, возможность выбора, принуждение подчиняет волю субъекта, выбора не оставляя.

Как и поощрение, принуждение применяется в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов.

Государственное принуждение может быть определено как внешнее (психическое, экономическое или физическое) публично-правовое, обладающее формальной определенностью принуждение, осуществляемое уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и обеспечивающее безусловное исполнение воли государства.

Государственное принуждение подавляет антиобщественные мотивы поступков человека, ограничивает свободу его действий, стимулируя при этом его поведение, соответствующее публичным интересам.

Существуют следующие виды государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое.

Административное принуждение - это принуждение, применяемое уполномоченными субъектами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, в сфере государственного управления в целях защиты охраняемых правом общественных отношений, предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов, его применяющих, и оперативностью процессуального порядка его применения. В отличие от уголовного административное принуждение применяется не только к индивидуальным, но и к коллективным субъектам и в основном имеет внесудебный порядок применения.

Меры административного принуждения подразделяются на:

меры административного предупреждения, которые используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;

меры административного пресечения, которые используются в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий. Меры административного пресечения часто выполняют также функции административно-процессуального обеспечения. Эти меры являются реакцией уполномоченных органов на невозможность достичь целей процесса в результате действий какого-либо субъекта. К этому субъекту указанные меры и применяются;

меры административной ответственности (административные наказания), которые являются установленными государством мерами ответственности за совершение административного правонарушения и используются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-предупредительные меры связаны с угрозой общественным и личным интересам, которая может возникнуть как вследствие правонарушения, так и наступлением особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека (пожары, аварии, эпидемии, розыск преступника, и т.п.). Принудительные меры могут быть применены и в отношении лиц, не виновных в нарушении норм права.

Среди часто применяющихся мер административного предупреждения могут быть названы: контроль и надзор, проверка документов, техосмотр транспортных средств, карантин, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением и пр.

Выделяют четыре группы мер, применяемых в целях:

предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий;

предупреждения правонарушений - как административных правонарушений, так и преступлений;

предотвращения уклонения соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей;

обеспечения общественной безопасности и лечения опасных больных.

Меры административного пресечения зависят от вида субъекта, совершившего правонарушение, характера противоправного деяния, требующего прекращения, и возможных общественно опасных последствий.

Меры пресечения могут иметь имущественный, финансовый, технический, эпидемиологический характер. Они перечислены в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ.

Административно-правовой режим - это особый (отличающийся от обычного) порядок регулирования деятельности индивидуальных и коллективных субъектов, основанный на нормах административного права, реализующийся определенным сочетанием юридических средств в тех сферах и тогда, где и когда требуются дополнительные административно-правовые средства для обеспечения конкретной степени благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права, и создающий желаемое социальное состояние (безопасности, в широком смысле этого термина, или ликвидации нежелательных последствий каких-либо ситуаций). Или, проще, правовой режим - это особый порядок (система условий и методов) правового регулирования.

Выделяя особые признаки правового режима, можно сказать, что он:

устанавливается тогда и там, когда и где обычный порядок регулирования общественных отношений оказывается неэффективным;

предназначен для регулирования общественных отношений в конкретных сферах, ограниченных во времени и/или пространстве и/или по кругу лиц и/или по содержанию деятельности;

регулируется особыми административно-правовыми нормами, характеризующимися установлением дополнительных правил или изъятий из ранее установленных и общеобязательных правил, дополнительных запрещающих и обязывающих предписаний, более широким применением разрешительного и запретительного способов реализации прав и свобод, осуществления какой-либо деятельности, сочетаемых при необходимости со специальным стимулированием, ограничением правосубъектности индивидуальных и коллективных субъектов, которые в своей совокупности могут составлять отдельный институт административного права;

характеризуется детальным процессуальным закреплением действий и взаимодействия субъектов права;

обеспечивается уполномоченными государственными органами, специально создаваемыми или наделенными специальными полномочиями;

обеспечивается специальными организационными, материальными, финансовыми, техническими средствами;

характеризуется строгим контролем и повышенной ответственностью за надлежащее соблюдение режимных норм правопорядка в целом в сфере действия особого режима.

Правовое регулирование в правовых режимах осуществляется либо составной частью общих тематических законов и подзаконных актов, либо специальными актами. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии оперативных актов управления.

Административно-правовые режимы могут классифицироваться по ряду оснований:

по назначению: для обеспечения безопасности; обеспечения отдельных видов деятельности, обращения с предметами, представляющими повышенную опасность (оружие, наркотические и психотропные вещества, взрывчатые вещества) и т.п.;

по подведомственности: федеральные режимы, региональные режимы, местные режимы, устанавливаемые и регулируемые соответственно федеральными региональными или местными органами публичной власти;

по объектам: территориальные режимы (например, закрытых административно- территориальных единиц, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ), объектовые режимы (объектов атомной энергетики, водохранилищ, следственных изоляторов), природные (особо охраняемых природных территорий, курортов);

по содержанию функции государственного управления или виду деятельности: противопожарный, таможенный;

по характеру порождающих факторов: социальные, природные, биологические, технические;

по времени действия: краткосрочные и долгосрочные;

по возможности предсказания времени наступления: прогнозируемые и непрогнозируемые.

Часто выделяются три группы административно-правовых режимов, отличающихся по их целям:

режимы для определенных состояний государства и обеспечения его безопасности (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.);

функциональные административно-правовые режимы для обеспечения реализации функций управления (например, управление экологией);

учетно-легализующие режимы (официальная регистрация юридических и физических лиц, лицензирование видов деятельности и т.п.).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В каких случаях сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие и специальные средства?

2. Приведите пример применения метода поощрения в административном праве (со ссылками на законодательство).

3. В чем сущность метода убеждения в административном праве?

4. В каком случае может проводиться досмотр транспортных средств?

5. Назовите основания и порядок административного задержания.

6. В чем отличие освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения?

7. В чем отличие привода от доставления?

8. Назовите виды административных режимов.

9. Решите задачи.

1. Сержант полиции Петухов, внештатный сотрудник полиции Конбелов и дружинник Попов задержали особо опасного преступника, который оказал им вооружённое сопротивление. Петухов, Конбелов и Попов не пострадали. Какие поощрительные меры и кем могут быть применены?

2. Главный государственный санитарный врач г. Екатеринбурга принял решение о временном отстранении от работы ряда работников одного из предприятий общественного питания, являющихся носителями возбудителей инфекционного заболевания. Правомерны ли действия должностного лица. К каким мерам принуждения относится это решение

Какими нормативным актом это регулируется?

3. Студент Ивлёв отнёс к мерам административного пресечения:

— изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;

— применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

— административное выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

— административный надзор за лицами прибывшими из мест лишения свободы;

— отчисление из учебного заведения;

— запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности движения;

Какие ошибки допущены в ответе?

10. Решите тестовые задания.

1. По общему правилу срок административного задержания составляет:

2. К мерам административного пресечения не относится:

А) личный досмотр

Б) административное задержание

В) увольнение с государственной службы

3. В административном праве различают следующие виды поощрения:

4. В использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных и других мер для формирования или изменения воли управляемого субъекта проявляется:

А) метод убеждения

Б) метод поощрения

В) метод принуждения

Г) метод пресечения

5. Административно-предупредительными называются меры, которые:

А) направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности)

Б) применяются в административном праве к лицам, признанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки составов правонарушений

В) имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановление положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения и чаще всего носят материальный характер

Г) применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-либо асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов

Читайте также: