В н твердохлебов о налогах

Опубликовано: 29.04.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ящук Т. Ф.

В статье анализируется особый период в отечественной финансово-правовой науке. В этот период целая плеяда дореволюционных ученых подготовила ряд монументальных работ. Условием результативности ученых стало обособление в советском законодательстве финансово-правовых институтов. Финансово-правовая доктрина основывалась на принципах целесообразности применения смешанной системы организации местных доходов. Этот факт привел к признанию второстепенного значения местного налогообложения .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ящук Т. Ф.

Текст научной работы на тему «Теория местного налогообложения в отечественной финан- сово-правовой науке 1920-х годов»

Теория местного налогообложения в отечественной финансово-правовой

науке 1920-х годов

На 1920-е годы приходится особый период в развитии отечественной финансово-правовой науки. Его своеобразие связано с активным научным творчеством видных специалистов финансового дела дореволюционной школы, продолжавших исследовательскую и преподавательскую деятельность. Научные достижения широко публиковались в виде отдельных монографий, включались в работы обобщающего содержания, излагались в статьях, которые печатались в специализированных изданиях, например, таких как «Коммунальное дело», «Вестник финансов». Большинство публикаций, написанных уже в советский период, повторяло наиболее принципиальные идеи, высказываемые авторами в дореволюционных изданиях. Так, методологической преемственностью характеризуются работы П.П. Ген-зеля, М.А. Сиринова, Д.В. Кузовкова.

Другим обстоятельством, создающим благоприятные предпосылки для изучения проблем местного налогообложения, являлось формирование в рамках советского законодательства соответствующего правового института, предметом регулирования которого выступали общественные отношения, складывающиеся по поводу организации местных финансов.

Финансовое законодательство периода нэпа ориентировалось на разграничение государственного и местного бюджетов, строгую фиксацию доходов и расходов, осуществляемых из бюджетов различных уровней, обеспечение каждого бюджета собственными поступлениями, минимизацию регулирующих источников доходов. В местных бюджетах, создаваемых в рамках советской бюджетной системы, специалисты усматривали непосредственную аналогию с финансами городских и земских самоуправлений Российской империи. Первые законодательные акты Советского государства, касающиеся местных денежных средств, демонстрировали прямую преемственность с аналогичными установлениями дореволюционного периода, и особенно с актами Временного правительства, существенно укрепившими финансовые основы местного самоуправления.

Советская налоговая система периода нэпа оценивалась как относившаяся к смешанному типу. В финансовой науке 1920-х гг. называлось два способа организации налогов: первый, когда налоговые источники четко поделены между государством и местами, и второй, когда применяется смешанная система, где часть доходов поделена, а другая - нет. Более предпочтительной считалась вторая модель. М.А. Сиринов доказывал ее эффективность практикой длительного использования в европейских странах, где, как и в СССР, местные бюджеты в значительной степени наполнялись за счет надбавок к государственным налогам [1, с. 22]. Д.В. Кузовков также полагал, что такая система имеет выгоды в том смысле, что она сокращает расходы по организации налога. Кроме того, при системе надбавок можно распределить налоговый источник между несколькими звеньями местного бюджета и передвинуть из одного звена в другое, не ломая самой организации налога. В этом отношении система надбавок приближается к системе дотаций [2, с. 246].

Можно предположить, что Д.В. Кузовков не отрицал возможности пересмотра такой системы в дальнейшем, поскольку он доказывал ее преимущества именно для стадии становления местных бюджетов, когда местные расходы еще не размещены более-менее прочно между различными административно-территориальными единицами.

Вместе с тем ученый отмечал неизбежную ограниченность источников местных доходов. Хотя в принципе в местные бюджеты можно было бы зачислять подоходный и промысловый налоги, но это вызвало бы целый ряд затруднений и неблагоприятных финансово-экономических последствий [2, с. 244]. При подоходном налоге, который налагается на плательщиков по месту их жительства, огромное число наиболее крупных плательщиков оказывается сосредоточенным в больших центрах, поэтому поступления от этого налога распределяются чрезвычайно неравномерно между отдельными местами. Кроме того, и в отдельных районах ставки местного подоходного налога могут быть чрезвычайно разнообразны по своей величине, и это вызывает бегство владельцев предприятий или их правлений туда, где ставки ниже.

Большие затруднения повлекло и взимание местного промыслового налога. Поскольку этот налог легко перелагается на покупателей товаров и является как бы всеобщим акцизом на продукты промышленности, то передача его местам и установление ими различных ставок ведет к тому, что предприятия, находящиеся в различных районах, будут назначать на одни и те же продукты различные цены. А так как конкуренция этого не допускает, то предприятия более бедных и более обложенных налогами районов окажутся в худшем положении, чем более богатых и менее обложенных, что в конечном счете влияет на распределение промышленности между отдельными районами [2, с. 244-245].

К аналогичным выводам пришел в свое время П.П. Гензель. Анализируя коммунальные бюджеты прусских городов, он писал, что города, допускающие наивысшую роскошь в удовлетворении коммунальных потребностей, отличаются поразительно низкими ставками местных налогов. Наоборот, мно-

гие города, где городские управления удовлетворяют местные нужды в гораздо меньшей степени, даже экономят на самых важных предметах городского хозяйства, ставки оказываются гораздо более высокими [3, с. 3]. Поскольку преодолеть «подобные несообразности», как выражался П.П. Гензель, сохраняя систему местного подоходного обложения, оказывалось невозможно, он предлагал пересмотреть принципы формирования коммунальных доходов.

В отличие от Д.В. Кузовкова, П.П. Гензель, проанализировав советское законодательство и финансовую практику, утверждал, что часть промыслового налога, а именно патентный сбор, можно было бы безболезненно перевести в ранг местного налога, а за другой частью -уравнительным сбором сохранить государственное значение [4, с. 45].

Д.В. Кузовков считал, что потенциально имеются только два налога, которые могут иметь значение для местных бюджетов - поземельный налог в сельской местности и обложение домов и земельных участков в городах, но этих двух налогов слишком мало для того, чтобы они могли выдержать всю тяжесть местных расходов [2, с. 245]. Однако в Советском государстве выбор местных налогов оказывался еще более ограниченным. Единый поземельный налог, который бы охватывал все земельные участки, находившиеся и в городах и в сельской местности, отсутствовал, целостная система обложения городских недвижимостей также не сложилась.

Наибольшей последовательностью и системностью отличалась политика Советского государства в сфере обложения городских земель, что, в свою очередь, вызвало потребность ее осмысления в финансово-правовой доктрине. Согласно Декрету от 20 августа 1918 г. об отмене частной собственности на недвижимости в городах все земли в пределах городской черты объявлялись муниципализированными. Первоначально законодательство допускало передачу отдельных участков пользователям на правах аренды с внесением соответствующих платежей в коммунальный бюджет, а в 1923 г. был принят закон, вводивший земельную ренту. В дальнейшем нормы, регламентирующие рентные отношения, неоднократно корректировались, но базовые принципы обложения оставались неизменными. Рента делилась на основную, которая зачислялась в государственный бюджет, и дополнительную, относившуюся к местных доходам. Такая дифференциация ренты, наряду с другими проблемами, связанными с методикой расчетов ставок, налоговыми льготами, соотношением ренты с арендной платой, стала предметом острых дискуссий.

Земельной ренте посвящено огромное количество работ, опубликованных в 1920-е годы. По этому поводу высказались практически все ученые, писавшие по проблемам местного хозяйства и управления: Л.А. Велихов, В.Н. Твердохлебов, М.Д. Загряцков, С.А. Котляревский. Свое мнение выразили руководители коммунальной отрасли - М.Н. Беленький, М.В. Земблюхтер, Д.И. Шейнис и другие специалисты.

Исследователи доказывали необходимость обложения городской земли, опровергали возможность ее безвозмездной эксплуатации при социализме. Именно в таком аспекте построен доклад М.Н. Беленького «Финансовые задачи земельной политики в городах», значительную часть которого составляли заимствования из монографии М.Д. Загряцкова «Земельная политика немецких городов». На немецких примерах демонстрировалось, что земельная рента может давать значительные доходы в городские бюджеты и должна вноситься со всех городских земель, независимо от того, какие объекты - государственные, муниципальные или частные - на них располагаются [5, с. 7].

Многие ученые высказали сомнения в целесообразности деления ренты на основную и дополнительную и выступали за полную передачу всех рентных поступлений в местные бюджеты. Серьезную критику вызвала и методика исчисления размеров основной и дополнительной ренты, закрепленная в союзном и республиканском законодательстве. Ставка основной ренты утверждалась для каждого города в абсолютных цифрах, а дополнительной - как высший предел кратности к основной ренте. В итоге размер дополнительной ренты зависел: от величины города (в крупных городах ставки были выше); местоположения участка (в центре земля оказывалась дороже, чем на окраинах); степени благоустройства участка; назначения находившихся на нем строений (жилье, магазины и т.д.).

Все видные финансисты выступали за максимальное упрощение исчисления дополнительной ренты, со сложностью расчетов справедливо связывали первые неудачи в ее проведении. В.Н. Твердохлебов писал, что «деление городской территории на районы должно быть неизбежно весьма грубым и приблизительным» [6, с. 176], предлагал учитывать в самом общем виде выгодность местоположения земельного участка и избегать таких финансовых мероприятий, при которых «овчинка не стоит выделки» [7, с. 8-9].

Ученые отстаивали невысокие тарифы. С.А. Котляревский доказывал: «Необходима умеренность ставок. Не следует увлекаться здесь исключительно фискальными целями» [8, с. 84]. В.Н. Твердохлебов не одобрял классовую направленность ренты, которая основной тяжестью ложилась на предпринимательский сектор, а частью перелагалась на потребителя [7, с. 8].

Рассматривая проблемы ренты, необходимо отразить предмет еще одной дискуссии, затронувшей и ведомства, причастные к ее сбору, и волновавшую научную общественность. Вопрос состоял в том, является ли рента налогом или нет.

Неналоговую природу ренты последовательно защищали сотрудники ГУ КХ НКВД, которые видели в ней своеобразную плату за пользование городским имуществом. Работники другого ведомства -Наркомата финансов, напротив, доказывали, что рента ничем не отличается от иных налогов. В понимании юристов, свободных от ведомственной зависимости, рента оценивалась не столь однозначно. В.Н. Твердохлебов основную ренту склонен был отождествлять с арендными платежами за землю, а дополнительную - рассматривать как поземельно-промыслово-подоходный налог, назначенный с соблюдением классового подхода [6, с. 175; 7, с. 9]. С.А. Котляревский, напротив, разграничивал ренту и «элементарные поземельные налоги» [9, с. 68]. А.Г. Гойхбарг считал, что рентное обложение «является чем-то средним между налогом и арендной платой» [10, с. 202].

И последняя проблема, которая представляет не только познавательный, но и сугубо практический интерес, касается определения необходимого количества местных налогов. Период нэпа содержит богатые и весьма показательные примеры законодательной и доктринальной практики. Первоначально декретами 1921 г. устанавливался обширный перечень местных налогов и сборов, насчитывавший около 20 наименований, пользуясь которым уполномоченные местные органы могли вводить наиболее эффективные с их точки зрения налоги и сборы на подведомственной территории. Достаточно быстро законодатель сократил этот список, согласно законам 1926 г. в нем осталось только 10 местных налогов: 4 предусматривались общесоюзным актом, а 6 - республиканским.

Достигнутое сокращение обычно комментировалось в правовой литературе как положительный факт, упрощавший налоговую систему. Отмечалось, что поступления от некоторых местных налогов были ничтожны и зачастую даже не оправдывали затрат, связанных с организацией их приема [11, с. 105]. Однако очевидной становилась и другая сторона этого явления: поскольку не состоялась передача на местный уровень хорошо собираемых государственных налогов, а новые, значимые в финансовом отношении, местные налоги в списке не появились - все это, как и в 1920-е годы, так и в современной РФ, повлекло возрастание доли регулирующих доходов в местных бюджетах.

Механическое сокращение числа местных налогов и сборов вело к деградации местной налоговой системы и вызывало обоснованную критику специалистов. Множественность местных налогов последовательно отстаивал В.Н. Твердохлебов и считал нападки на такую модель основанными на недоразумении. Он утверждал, что налоги и сборы вводят сами местные органы и они могут выбрать наиболее подходящие к местным условия. Ученый предлагал изменить принцип построения налогового законодательства, дополнить его факультативным перечнем налогов и сборов, который был бы максимально полным и обширным, «включая всякие сборы, автономное установление которых не признается опасным или абсолютно бесцельным» [6, с. 165].

Дальнейшее развитие советского финансового права подтвердило наблюдение В.Н. Твердохлебова. Минимизировав в 1926 г. перечень местных налогов и сборов, законодатель вынужден был вскоре пересмотреть свои же установления. Введение некоторых ранее практиковавшихся местных налогов и сборов разрешалось во вновь образуемых Уральской области и Северо-Кавказском крае [12; 13], которые, получив дополнительные финансовые ресурсы, должны были демонстрировать преимущества нового административно-территориального деления.

Таким образом, финансово-правовая доктрина 1920-х гг. основывалась на признании целесообразности применения в советских условиях смешанной системы организации местных доходов, что автоматически влекло отведение местным налогам второстепенного значения в формировании доходной части местных бюджетов при сохранении ведущих позиций регулирующих доходов. Со всей очевидностью дуализм налоговой системы проявился в процессе введения земельной ренты. В то же время ведущие финансисты критически оценивали формирующийся механизм бюджетных взаимоотношений как не соответствующий складывающейся в период нэпа тенденции к децентрализации управления. Повышение финансовой устойчивости местных бюджетов увязывалось с необходимостью обеспечения их эффективными налоговыми источниками. Среди них наиболее массовыми и легко выявляемыми были те, которые были связаны с земельными участками и строениями, но рекомендовалось не пренебрегать и другими возможностями пополнения местных доходов.

1. Сиринов М.А. Местные финансы. М.-Л., 1926.

2. Энциклопедия местного управления и хозяйства. М.-Л., 1927.

3. Гензель П.П. Новейшие течения в коммунальном обложении на Западе. М., 1909.

4. Гензель П.П. Налоги Союза СССР. М., 1926.

5. Беленький М. Финансовые задачи земельной политики в городах // Коммунальное дело. 1922. №

6. Твердохлебов В.Н. Местные финансы. М., 1927.

7. Твердохлебов В.Н. К вопросу об обложении земельной ренты // Коммунальное дело. 1925. № 1516.

8. Котляревский С.А. О рентном обложении // Советское право. 1924. № 2.

9. Котляревский С.А. К реформе рентного обложения // Советское право. 1925. № 4.

10. Гойхбарг А. Хозяйственное право РСФСР. М., 1924. Т. 1.

11. Котляревский С.А. Бюджет и местные финансы. М., 1926.

12. Декрет ВЦИК и СНК от 27 декабря 1927 г. «О разрешении уральскому областному исполнительному комитету водить в округах Уральской области в 1927-28 бюджетном году местный налог с реклам, афиш, плакатов, объявлений, особый сбор со счетов и прописочный сбор» // СУ РСФСР. 1928. № 7. Ст. 59.

13. Декрет ВЦИК и СНК от 2 января 1928 г. «О введении на территории Северо-Кавказского края налога с афиш, плакатов, реклам и объявлений» // СУ РСФСР. 1928. № 6. Ст. 51.

Эти слова в равной степени относятся и к реформам местных финансов. Здесь следует обратиться к исследованиям ученого о пособиях государства местным союзам. Он подчеркивал неизбежность пособий государства как постоянного элемента местных бюджетов, как необходимого и неизбежного явления государственной жизни. Он писал, что "задачи государственных пособий более или менее однородны во всех странах: государство стремится с их помощью обеспечить во всех, даже беднейших местностях страны некоторый национальный минимум в осуществлении насущных потребностей". И далее эти пособия "служат проведению в жизнь принципа солидарности интересов государства и местных союзов".

К изучению этой проблемы он подошел уже со сложившимся у него научным инструментарием исследователя. Вначале он рассмотрел историческое развитие и современное положение государственных пособий в важнейших государствах Западной Европы (Англия, Франция, Пруссия и др.). При этом он выявил, с одной стороны, общие принципы и тенденции, которые намечались в современной эволюции местных финансов, с другой – особенности местных финансов в каждой стране в связи с ее политическими и социальными условиями. Все это дает, по словам автора, некоторые практические указания для предстоящей в России реформы местных финансов.

Сравнительно-правовой метод позволил ученому обосновать и довольно стройную теорию пособий государства местным союзам. На основе этой теории дана оценка различных форм государственных пособий с точки зрения политических и финансово-технических принципов. Им выяснены, "какие формы государственных пособий лучше прочих удовлетворяют поставленным задачам: облегчение податного бремени местных союзов и равномерное его распределение, обеспечение известного минимума в удовлетворении наиболее важных потребностей и поощрение расходов на те или иные цели".

В. Н. Твердохлебов помощь государства местным союзам разделил на три типа: 1) принятие на себя различных задач управления или расходов; 2) отказ государства от какого-либо налога или иного источника дохода в пользу местных союзов или передачи налога; 3) пособия государства. В свою очередь пособия государства местным союзам классифицировались по следующим основаниям: 1) назначение (общие и специальные субсидии); 2) источник (специальные источники, общие средства казначейства; 3) продолжительность (единовременные и периодические); 4) общая сумма (зависит от расходов местного союза, не зависит от этих расходов); 5) территориальное распределение; 6) дифференциация по благосостоянию местного союза. В результате исследования ученый приходит к научно обоснованным практическим выводам. Например, в отношении деления пособий государства по назначению на общие и специальные субсидии он считает, что общие субсидии не обеспечивают контроля и следует отдать предпочтение специальным субсидиям. Применительно к критерию "общая сумма пособий" ученый уверен, что она должна соотноситься с расходами местных союзов и потому дотации являются нецелесообразной формой пособий.

В интересах поддержания беднейших союзов, по убеждению В. Н. Твердохлебова, "необходимо варьировать коэффициент пособий в зависимости от благосостояния местного союза, а лучшей мерой последнего служат поступления с одинаковой ставки какого-либо общего налога, лучше всего – подоходного, но за отсутствием его можно воспользоваться и другими – реальными, как во Франции, обложением недвижимостей, как в Англии".

Заслуживает внимания в ключе современных проблем межбюджетных отношений и вывод ученого о том, что при определении доли участия государства необходимо установить тот культурный минимум, который желают обеспечить во всем государстве. Его следует сообразовать с максимумом пособия для беднейших союзов (английская система); причем этот максимум не должен быть настолько велик, чтобы лишить местный союз стимула к экономному расходованию. Кроме того, следует также соблюдать известную градацию коэффициентов пособия в зависимости от богатства союза (французская система).

Особый интерес представляют теоретические изыскания В. Н. Твердохлебова о финансовой науке, попытка разграничить ее правовую и экономическую составляющие. Эти проблемы его волновали с первых шагов в науке. В этой части Владимир Николаевич показал себя как глубокий мыслитель. Он сочетал обширные знания в области теории права и нормативной базы финансового права с большой эрудицией в сфере экономической теории и конкретной экономики. Такой подход позволил ему сделать теоретические выводы, не утратившие своего значения и в настоящее время.

В связи с этим хотелось бы остановиться на его работе "Финансовые очерки" (вып. 1, Пг, 1916). В ней прослеживается тесная логическая связь между теоретическими суждениями о принципах налогообложения, о влиянии налогов на экономическую жизнь, о теориях переложения налогов с постановкой практических задач реформы прямых налогов в России. В. Н. Твердохлебов в очерке, посвященном задачам финансовой науки, задался вопросом об установлении точной грани науки и политики, о допустимости политики в финансовой науке, иначе говоря, "возможна ли вообще "научная" политика, финансовая, экономическая, социальная?".

Анализируя и обобщая взгляды ученых-философов и финансистов, как зарубежных (А. Вагнер, М. Вебер, Г. Зиммель, А. Лория, Г. Кон. Ф. Паульсен и др.), так и российских (П. И. Новгородцев, И. И. Янжул, И. Х. Озеров, М. И. Фридман, М. И. Боголепов, П. П. Гензель и др.), ученый писал: "Люди науки вовсе не должны отказываться от политической деятельности ради объективности своих научных исследований… подобный отказ был бы, несомненно, потерей для страны: и в политической борьбе чрезвычайно важны ясная формулировка лозунгов и научное предвидение, спасающее от бесплодной затраты сил на неосуществимые проекты. Но, участвуя в политической жизни, ученый должен помнить, что он говорит от имени партии, общественной группы, но не от имени науки".

Таким образом, собственно наука, в том числе и финансовая наука, должны быть совершенно нейтральны. Наука, по словам автора, отказавшись от не свойственных ей задач вмешательства в политику, может сослужить ей большую службу. Задача финансовой науки "заключается, прежде всего, в изучении финансовых явлений, как определенной категории социальных явлений: объектом изучения служат законы и распоряжения власти, влияющие на их экономическую жизнь; фактическое применение; финансовые явления исследуются в их причинной связи с другими экономическими и социальными явлениями; стремясь уловить общие тенденции и типы эволюции". К этим основным задачам финансовой науки примыкают практические или технические задачи, состоящие в выяснении средств для осуществления при определенных условиях какой-либо финансово-политической цели.

Наряду с финансовой наукой В. Н. Твердохлебов писал о науке финансового права, которая также изучает публичное хозяйство, но с правовой точки зрения, как определенную область правовых норм. Наука финансового права, по утверждению ученого, систематизирует положительное законодательство и применяет выработанные нормы к конкретным случаям. Она представляет особую область догматического мышления, она не задается вопросом о справедливости того или иного закона, а ограничивается его логическим анализом и толкованием. Ученый полагал, что финансовое право должно быть выделено в самостоятельный предмет преподавания, как это делается во Франции, отчасти в Германии и Австрии. Тем более, что по методу финансовое право не отличается от прочих юридических дисциплин.

Следующий финансовый очерк автор, соответственно, посвятил методу финансовой науки. Исследование вопроса он провел на основе анализа исторической смены школ и господствующих методов в развитии социальных наук: сначала – абстрактно-дедуктивный метод физиократов, энциклопедистов и классической экономии, создавшей фиктивного homo economicus, затем – историческая школа, которая была результатом реакции против классической экономии и основана на описательном методе.

В противоположность исторической школе, в современный для автора период появилось немало односторонних теорий. В основу исследования они закладывали какой-либо один фактор (антропологический, биологический, экономический и др.). Владимир Николаевич явно симпатизирует социологической теории и наиболее продуктивным методом изучения социальных явлений признает социологический, рассматривающий социальные явления как продукт борьбы общественных групп на почве материальных интересов. В деле становления и развития этой теории в России ученый отметил заслуги И. Х. Озерова.

Начиная со второй половины XIX в., можно прослеживать связи учитель-ученик в региональных университетах. Так, в Новороссийском университете кафедру финансового права последовательно занимали И.У. Патлаевский, С.И. Иловайский, В.Н. Твердохлебов и Г.И. Тиктин; в Казанском университете – Е.Г. Осокин, Д.М. Львов, П.А. Никольский, Г.А. Вацуро, а в Киевском университете – Н.Х. Бунге, Г.Д. Сидоренко, Н.П. Яснопольский. В отношении Киевского университета формируется научная династия профессоров финансового права Яснопольских – Николая Петровича и Леонида Николаевича.

Помимо университетов наука финансового права получала свое развитие и в специализированных учебных заведениях – Демидовском лицее в Ярославле, лицее князя Безбородко в Нежине, Ришельевском лицее в Одессе (в 1865 г. был преобразован в Новороссийский университет).

Несомненно, можно утверждать, что в XIX – начале XX в. наука финансового права активно развивается в регионах России, причем преимущественно в университетских центрах. На наш взгляд, говорить о формировании региональных научных школ в этот период еще рано. Анализируя работы региональных ученых, трудно выделить уникальную общую тему или методологию исследования, присущую региональным исследователям[142]. Кроме того, в этот период времени прослеживается достаточно высокая академическая мобильность профессорско-преподавательского состава университетов. Обыденной ситуацией являлось обучение и защита диссертации в одном университете, а занятие кафедры – в другом.

Рассуждая о научной школе в финансовом праве в дореволюционной России, нельзя обойти стороной исследователей во главе с И.Х. Озеровым, развивавшим социологическое направление в финансово-правовых исследованиях. П.С. Климентов, В.Н. Твердохлебов, М.И. Боголепов, М.А. Курчинский, П.П. Бензель, М.И. Фридман в своих исследованиях придерживались единой методологии, применяя социологический метод так, как его описал И.Х. Озеров в свой статье «О приемах изучения финансовой науки»[143]. Данные исследователи были объединены только общностью научного подхода, однако работали в разных учебных заведениях и не имели единой формально-организационной структуры.

Развитие региональной науки – это не только деятельность ученых проживающих за пределами столиц, но также и тематика научных исследований, посвященных финансам на местах. Именно в императорской России закладываются основы для изучения региональных и местных финансов.

Впервые проблематика местных финансов появилась в учебнике В.А. Лебедева[144]. На протяжении последующих лет региональная проблематика неоднократно становилась предметом исследования и других российских ученых не только в России, но и в иностранных государствах[145].

В первые годы советской власти начинается новый этап развития науки финансового права. Стимулом для исследований финансово-правовой проблематики стало формирование нового финансового законодательства. Уже в Конституции РСФСР 1918 г. имеется самостоятельный раздел «Бюджетное право». В большинстве свое творчество продолжают исследователи, начавшие заниматься наукой еще в дореволюционные годы, тем самым проявляется преемственность в науке финансового права. В 1930-е гг. финансово-правовая наука попадает под «идеологический пресс» – сокращается количество научных работ, прекращается преподавание в университетах. Начиная с 1940-х гг., исследователи возвращаются к разработке вопросов финансового права. Именно в эти годы начинается размежевание между административным и финансовым правом. Появляются работы, посвященные предмету и методу финансового права[146].

Особенности развития науки советского финансового права:

1. На всем протяжении советского периода наука финансового права отличалась крайней степенью идеологизированности. Идеологический фактор не раз ставил под угрозу само существование финансово-правовой науки, которая в 30-е гг. XX столетия признавалась чуждой социалистическому праву, а преподавание соответствующих дисциплин было запрещено[147].

Данный тезис справедлив и для столичных университетов.

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

Выписка ЕГРИП с ЭЦП ФНС

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
Твердохлебов Сергей Васильевич

О компании:
ИП Твердохлебов Сергей Васильевич ИНН 340700413286, ОГРН 304345315600247 зарегистрировано 09.02.2001 в регионе Волгоградская Область. Статус: Ликвидировано читать далее.

Основным направлением деятельности является "выращивание зерновых культур".

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. У ИП Твердохлебов Сергей Васильевич зарегистрировано судебных процессов: 0 (в качестве "Ответчика"), 0 (в качестве "Истца"), Официальный сайт ИП Твердохлебов Сергей Васильевич – не указан. E-mail ИП Твердохлебов Сергей Васильевич - добавить данные. Контакты (телефон) ИП Твердохлебов Сергей Васильевич - добавить данные.

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

">Проверить блокировку cчетов ? рекомендуем проверять перед платежом на расчетный счет организации

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

">Проверить наличие обеспечительных мер ? рекомендуем проверять перед заключением договора с организацией

Дополнительные ОКВЭД


Цель обработки персональных данных:

В качестве Поставщика: , на сумму
В качестве Заказчика: , на сумму

Товарные знаки

Для формирования комплекта документов в рамках проявления Должной Осмотрительности* рекомендуется получить Вы можете в Премиум доступе" data-text-bottom-premium="

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА с ИП необходимо обратить внимание на зарегистрированные у ИП виды экономической деятельности (согласно ОКВЭД) и сопоставить их с предметом договорных отношений читать далее.

Следуя указаниям ФНС РФ, необходимо проявлять Должную осмотрительность* в отношении Контрагента и собирать следующий пакет документов:

  1. Паспорт и свидетельство о государственной регистрации предпринимателя (ОГРНИП). Документы удостоверяют личность и подтверждают право индивидуального предпринимателя на подписание договора.
  2. Уведомление ФНС (заявление) о применении спецрежима или копия патента (если предприниматель применяет спецрежим).
  3. Лицензия на право ведения определенной деятельности или документы о членстве в СРО (если это необходимо для ведения деятельности).

При заключении договора с ИП следует обратить внимание что, Ваша Компания заключила сделку с зарегистрированным ИП, а не с Физическим лицом читать далее.

Если из договора прямо не следует, что компания заключила его именно с Индивидуальным предпринимателем, при проведении платежа на Физическое лицо у Компании-плательщика возникает обязательства налогового агента. За неуплату НДФЛ ФНС может оштрафовать Компанию- плательщика (ст. 123 НК РФ) и начислить пени.

В договоре с Контрагентом – у ИП должно быть прописано, что документ он заключает именно как Индивидуальный Предприниматель. Для этого в договоре прописывается номер и дата свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, название инспекции, ИНН предпринимателя (письмо Минфина России № 03-04-06/10185).

ВАЖНО! при проведении безналичных платежей читать далее.

В реквизитах ИП расчетный счет начинается с 40802, если счет открыт на физическое лицо расчетный счет будет начинаться с 40817.

ВАЖНО! при проведении наличных платежей от ИП должен быть получен чек контрольно-кассовой техники (ККТ).
Чек должен быть выдан Индивидуальным Предпринимателем.
В чеке должны быть следующие данные (письмо Минфина России от 07.03.14 № 03-04-06/10185):

  • - ФИО предпринимателя,
  • - ИНН предпринимателя,
  • - Заводской номер ККТ,
  • - Порядковый номер чека,
  • - Дата и время покупки (оказания услуги),
  • - Стоимость покупки (услуги),
  • - Признак фискального режима.

Рекомендуется снять и хранить копию с полученного чека, так как чеки в течение года полностью выцветают, а хранить документы в рамках налогового контроля необходимо в течение 4-х лет.

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС в полном объеме
без рекламы (+ База клиентов в подарок!)

На сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ Вы можете бесплатно проверить Контрагента и проявить Должную Осмотрительность. Все указания и требования, представленные на сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не являются обязательными к исполнению и носят рекомендательный характер. Рекомендации даны для возможного снижения экономических рисков. При заключении сделок налогоплательщикам, в первую очередь, необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск. Администрация сайта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не несет ответственности за возможные экономические потери/случаи недополученного дохода и не дает каких-либо гарантий или заверений третьим лицам.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Твердохлебов Сергей Васильевич
(аффилированность ? )

Компании КОНКУРЕНТЫ. Всего найдено: 7 240
В регионе Волгоградская область с ОКВЭД 01.11.1.
Разместить рекламу по всем компаниям

Информация

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 434

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 49.4
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21
Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.21
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом 52.23.1
2. Культура, организация досуга и развлечений
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений 93
Деятельность физкультурно-оздоровительная 96.04
Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79
5. Гостиничный бизнес
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55
6. Общественное питание
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
Образование дополнительное детей и взрослых 85.41
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.91
8. Деятельность по организации конференций и выставок
Деятельность по организации конференций и выставок 82.3
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 апреля 2020 г. № 479 Внести в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 8 апреля, № 0001202004080046), следующие изменения:а) раздел 2 дополнить позицией следующего содержания: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов 59.14"; б) дополнить разделом 10 следующего содержания: "10. Деятельность в области здравоохранения Стоматологическая практика 86.23"

И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434

1. Пункт 2 после слова "используется" дополнить словами "в том числе".
2. В перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, указанным постановлением:
а) раздел 2 дополнить позициями следующего содержания:
Деятельность музеев 91.02
Деятельность зоопарков 91.04.1;
б) дополнить разделом 11 следующего содержания:

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
11. Розничная торговля непродовольственными товарами
Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах 45.11.2
Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая 45.11.3
Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах 45.19.2
Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая 45.19.3
Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями 45.32
Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах 45.40.2
Торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая 45.40.3
Торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах 47.19.1
Деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента 47.19.2
Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах 47.4
Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах 47.5
Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах 47.6
Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах 47.7
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью 47.82
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами 47.89

Информация

Высшим должностным лицам субъектов РФ:
- определить в границах соответствующего субъекта территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
- приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей;
- установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Настоящий указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
- непрерывно действующие организации;
- медицинские и аптечные организации;
- организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Указ может распространяться на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.

Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, государственным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность служащих и работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов и организаций.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внимание: Перед осуществлением безналичного платежа на расчетный счет любой организации (ООО, ЗАО, АО), рекомендуем проверять расчетные счета компании на блокировку ФНС. Совершая перевод на заблокированный счет, Вы рискуете не получить оплаченный товар/услугу и потерять денежные средства.

Проверка на блокировку расчетного счета организации доступна
в Премиум доступе

1 БИБЛИОТЕКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ РАН РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В. Н. Твердохлебов МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ Избранные статьи РОССПЭН 2012

2 Содержание Радж Тонна. К читателю 5 Королёва Н. Г. Проблемы формирования местных бюджетов в конце XIX первой трети XX в. в трудах В. Н. Твердохлебова. ; 9 Местные финансы Предисловие 55 Глава I 56 Введение : Общая характеристика местного самоуправления, его задачи и расходы Высшие и низшие местные союзы ; 59 Районирование 59 Целевые союзы :. 61 Глава II. Организация, функции и расходы местных союзов в различных странах Англия Нынешняя система местных союзов 71 Функции местных органов Франция. ' Германия Италия Соединенные Штаты Северной Америки 88 Глава III. Организация, функции и расходы органов самоуправления в дореволюционной России Земство, Города! ) Мирские, волостные и поселковые финансы 99 Поселковое управление.. ; 101 Глава IV. Местные финансы в Советской России Территориальное деление - районирование Состав органов местного самоуправления, их функции и расходы 105 Компетенция местных органов ;.' '. 107

3 ' Содержание Эволюция расходных бюджетов местных органов, Действующее законодательство 114 Учреждения, ведающие местными финансами Рост и распределение местных расходов 119 Дифференциация расходов по органам местного управления Волостной бюджет ; 125 Глава V. Формальный порядок местного хозяйства: бюджет и надзор над местными расходами Составление и утверждение бюджетов Состав бюджета и сметная номенклатура Исполнение бюджета, отчетность и контроль 138 Глава VI. Местные налоги и сборы Общая теория Реальные налоги или подоходный? Анализ отдельных видов обложения 154 Глава VII. Местное обложение в иностранных государствах Местные налоги в Англии Местное обложение в Германии 169 Обложение недвижимостей. Война и реформа 1920 года Местные налоги во Франции Вопрос о реформе Италия Нынешняя система 205 Прочие самостоятельные сборы. ' Соединенные Штаты 212 Глава VIII. Городское и земское обложение в дореволюционной России Земское обложение 214 Земские оценки Обложение торговли и промышленности и рудоносных земель Обложение городских недвижимостей Оценки городских недвижимостей 222

4 540 Содержание 36. Городские сборы Вопрос о реформе местных финансов 231 Глава IX. Местные налоги и сборы в СССР Исторический очерк Действующая система местного обложения Налог со строений Рентное обложение Прочие местные налоги и сборы 254 Глава X. Имущества и предприятия местных органов." Имущества местных органов Имущества местных Советов Коммунальные предприятия '. 275 Прибыль коммунальных предприятий и амортизация 276 Спор о муниципализации предприятий Городские предприятия в иностранных государствах Россия до революции Коммунальные предприятия в СССР. 297 Проблема восстановления предприятий и амортизации 301 Коммунальные тресты.: 302 Глава XI. Коммунальный кредит Формы и условия развития коммунального кредита Коммунальный кредит в западных государствах Кредит земств и городов в дореволюционной России Коммунальный кредит в СССР 318 Учреждения коммунального кредита 323 Глава XII. Пособия государства местным союзам Общая теория пособий 327 Общая оценка пособий Развитие пособий в важнейших государствах Запада Пособия в дореволюционной России.> Пособия в Советской России -. ' 341 Приложение 349 Исполнение местных бюджетов РСФСР в 1924/25 г 349

5 Содержание 541 Новейшие финансовые проблемы ( гг.) 353 Предисловие 355 Глава I. Война и государственные расходы Стоимость войны Рост расходов и состав их Современное состояние расходных бюджетов Англия Италия Франция Германский бюджет и репарации ^ 377 Вопрос о репарациях 379 Глава II. Доходные бюджеты. Их история Источники покрытия расходов. Налоги или займы? Соединенные Штаты 396 Кеуепие ас!; АНГЛИЯ Франция Италия ; Германия 424 Глава III. Податные проблемы. Современная роль налогов Общая характеристика происшедших перемен 431 Множественность налогов Подоходный налог Единовременный общепоимущественный налог Налоги на прирост дохода и имущества и на сверхнормальные прибыли Налог с наследств. Налоги на обращение 463 Налоги на оборот 466 Налог на продажи Налоги на расход. Акцизы и монополии 471 Акцизы 471 Монополии Таможенные пошлины 476 Глава IV. Государственные предприятия 482 Железные дороги Германия Франция:

6 542 Содержание 3. Англия Соединенные Штаты 491 Глава V. Государственный кредит 495, 1. Рост задолженности. Состав долгов Формы государственного кредита 501 Рентные или срочные займы 504 Выигрышные займы 506 Принудительные займы! Условия и техника эмиссии займов Внешние долги : Влияние государственного кредита на частный кредит и денежное обращение 520 Комментарии 525 Указатель имен 534

Читайте также: