В конце налогового периода налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган

Опубликовано: 14.05.2024

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, указанные в статье 214.2 настоящего Кодекса, доходы, сведения о которых представлены в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

В статье 229 НК РФ идет речь о налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, о сроках ее представления.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) в абзаце 1 пункта 3 статьи 229 НК РФ слова "и (или) прекращения выплат, указанных в статье 228 настоящего Кодекса" и слова "или таких выплат" были исключены.

Данные изменения согласно части 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ вступили в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон N 229-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.

Ранее до 2 сентября 2010 г. было предусмотрено досрочное представление декларации по налогу на доходы физических лиц.

Декларации по налогу на доходы физических лиц подавались досрочно в двух случаях, а именно: при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой и при прекращении поступления выплат, указанных в статье 228 НК РФ.

Однако в связи с вступлением в силу изменений в пункт 3 статьи 229 НК РФ при прекращении выплат, указанных в статье 228 НК РФ налогоплательщик вправе представлять налоговую декларацию о фактически полученных доходах по общим правилам, то есть не позднее 30 апреля следующего года.

Обращаем внимание, что налогоплательщики НДФЛ могут заполнить и представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в интерактивном сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на официальном сайте ФНС России.

В письме Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-08/4326 обращается внимание, что нормами НК РФ в достаточной степени урегулированы вопросы, связанные с декларированием доходов, полученных физическими лицами, и меры ответственности за непредставление налоговой декларации. Физические лица, получившие доходы, из которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, обязаны самостоятельно произвести исчисление и уплату этого налога. Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Анализируя статью 229 НК РФ, Минфин России разъяснил, что налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи квартиры, принадлежавшей налогоплательщику более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию (см. письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-04-05/5-264).

В письме от 07.04.2011 N 03-04-05/6-235 контролирующий орган пояснил, что физическое лицо, не признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, получившее доходы от продажи недвижимого имущества на территории Российской Федерации, обязано представить налоговую декларацию и уплатить налог на доходы физических лиц в отношении указанных доходов.

В письме от 05.04.2011 N 03-04-05/6-221 официальный орган заметил, что физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Как указало финансовое ведомство, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды клиенты кредитной организации, не являющиеся ее сотрудниками, исполняют самостоятельно в порядке, предусмотренном статьями 228 и 229 НК РФ, независимо от размера полученного дохода в виде материальной выгоды (см. письмо от 18.03.2011 N 03-04-06/6-44).

В письме от 01.02.2011 N 03-04-05/6-46 Минфин России пояснил, что НК РФ не содержит требования о представлении документов, подтверждающих размер полученных доходов, при подаче налоговой декларации. Такие документы могут быть затребованы в ходе налоговой проверки, проводимой налоговым органом.

В письме от 13.01.2011 N 20-14/4/001321 налоговое ведомство разъяснило, что физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда доходы не облагаются налогом, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме Минфина России от 08.04.2014 N 03-04-РЗ/15818 рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ доходов от продажи земельного участка, находившегося в собственности более трех лет. Применительно к рассматриваемому вопросу налоговый орган указал, что на основании статьи 229 НК РФ налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи земельного участка, находившегося в собственности более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

В письме Минфина России от 26.08.2013 N 03-04-05/34878 также указывается, что налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи автомобиля, находившегося в собственность налогоплательщика более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

Как заметил налоговый орган, пунктом 4 статьи 229 НК РФ установлено, что в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено данным пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Таким образом, право на использование данного имущественного налогового вычета возникает только у тех физических лиц, которые получают доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, поскольку предоставление указанного налогового вычета предусматривает возврат налога, уплаченного налогоплательщиком в течение налогового периода (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/138347@).

В письме от 31.12.2010 N 20-14/4/138478@ УФНС РФ по г. Москве пояснило, что в связи с получением дохода от продажи квартиры, находящейся в собственности менее трех лет, у ее владельца возникает обязанность в установленном порядке по представлению в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и уплате налога в сумме, исчисленной в соответствии с такой декларацией.

В письме Минфина России от 05.08.2013 N 03-04-06/31388 разъясняется, что при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций по покупке и продаже иностранной валюты на валютном рынке, такая организация не признается налоговым агентом. При этом исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода. Вместе с тем если операции с иностранной валютой в соответствии с существующими нормативными правовыми актами могут быть отнесены к операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, к ним следует применять соответствующие правила определения налоговой базы при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок, предусмотренные в статье 214.1 НК РФ, и в этом случае организация будет признаваться налоговым агентом.

Обращаем внимание, что обязанности представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией документы (их копии), подтверждающие полученные налогоплательщиком доходы, положениями НК РФ не предусмотрено.

На практике возникает ситуация, когда налогоплательщики пытаются переложить свою обязанность по подаче налоговой декларации по НДФЛ на иных лиц, например, конкурсного управляющего, в связи с чем впоследствии возникают судебные споры с участием налоговых органов.

В связи с этим обращаем внимание, что обязанность по подаче налоговой декларации является личной обязанностью налогоплательщика НДФЛ, которая не может быть возложена на конкурсного управляющего, вследствие чего в данной части жалоба удовлетворению не подлежит. Данной позиции придерживаются арбитражные суды.

Так, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 N А33-17848/2010к36 разъясняется, что конкурсному управляющему достоверно не может быть известно обо всех сведениях, подлежащих отражению в налоговой декларации в соответствии с частью 4 статьи 229 НК РФ, тогда как должник, напротив, владеет всеми сведениями, необходимыми для представления достоверных сведений в налоговой декларации. В рамках дела о банкротстве индивидуального предпринимателя должник является лицом, участвующим в деле, вправе принимать участие в собраниях кредиторов, получать иные сведения от конкурсного управляющего, необходимые в том числе для оформления и подачи налоговой декларации.

В связи с этим суд пришел к выводу, что обязанность по подаче налоговой декларации является личной обязанностью налогоплательщика, которая не может быть возложена на конкурсного управляющего. На этом основании суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя и оставил решение первой инстанции без изменения.

Обращаем внимание, что на практике часто возникает ситуация, когда налогоплательщики НДФЛ указывают в налоговых декларациях различные коды категорий налогоплательщиков, что вызывает определенные затруднения и порождает недопонимания со стороны налоговых органов.

В отношении такой ситуации необходимо отметить, что указание в поданных налоговых декларациях различных кодов категории налогоплательщика не свидетельствует о подаче двух различных налоговых деклараций по НДФЛ, что соответствует сложившейся судебной практике арбитражных судов.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 N 17АП-3167/2014-АК разъясняется, что указание в поданных налоговых декларациях различных кодов категории налогоплательщика 760 (физическое лицо, за исключением индивидуального предпринимателя, нотариуса и другого лица, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, и главы крестьянского (фермерского) хозяйства) и 720 (индивидуальный предприниматель) не свидетельствует о подаче двух различных деклараций, поскольку положениями статьи 229 НК РФ предусмотрена подача одной декларации по форме 3-НДФЛ для всех категорий налогоплательщиков с заполнением различных листов указанной декларации.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2014

Рассматривая спор по существу, судебные инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы доказательства руководствуясь положениями статей 45, 46, 52, 228, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду доказанности налоговым органом факта наличия у предпринимателя непогашенной в добровольном порядке недоимки по налогу в спорной сумме.

Выражая несогласие с оценкой доказательств, считает неправомерной ссылку в приговоре на ст. 226 НК РФ, при этом судом не учтены положения ст. 43, 207, 210, 214, 229, 230 НК РФ. Считает участие в деле адвоката Щербы на основании заключенного договора с К незаконным, поскольку адвокат Щерба не являлся участником взаимоотношений между ООО « и ООО», однако давал показания от имени потерпевшего, участвовал в прениях сторон.

Поскольку в соответствии со статьей 216 данного Кодекса налоговым периодом признается календарный год. В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация налогоплательщиком представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность

1. Формы и способы представления налоговых деклараций

Обязанность представления налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговые органы предусмотрена подпунктами 4, 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно положениям которых налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета (месту нахождения организации) в установленном порядке налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:

- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения);

- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях).

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Норма, указанная в п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. от 30.12.2006 N 268-ФЗ), применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность которых по состоянию на 1 января 2007 года превышает 250 человек.

Следует отметить, что в письме Минфина России от 28.01.2005 N 03-02-07/1-12 даны разъяснения по порядку представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) и других документов.


2. Представление отчетности на бумажных носителях лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления

В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверен-ности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Образец заполнения доверенности.

на представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и


город Москва, пятое мая две тысячи седьмого года ЗАО "Видное" в

лице генерального директора Леонова Станислава Игоревича,

действующего на основании Устава, доверяет бухгалтеру ЗАО "Видное"

Павловой Татьяне Сергеевне осуществление действий по представлению в

налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций ЗАО

Доверенность выдана сроком на шесть месяцев.

Паспортные данные представителя: паспорт ХХ ХХ N ХХХХХХ, выдан

ОВД "Вешняки" г. Москвы, 13 марта 2002 года.

Подпись Павлова удостоверяю

ЗАО "Видное" Леонов С.И. Леонов

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между организацией и налоговым органом законодательством не предусмотрено.

При оформлении доверенности читателям журнала следует обратить внимание на дату ее выдачи, так как в силу п. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна; на этом основании налоговый орган может не принять налоговую декларацию от уполномоченного представителя.

Как разъяснено в письме Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-06-03/08, индивидуальный предприниматель должен заверять у нотариуса доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность в налоговый орган.

Таким образом, представителем налогоплательщика - физического лица является бухгалтер, который в силу п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности от налогоплательщиков (их представителей) производится работниками отдела работы с налогоплательщиками налогового органа.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их фактического представления в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, проставляет на остающихся у налогоплательщика копиях отметку о принятии и дату представления декларации.

Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности подвергают визуальному контролю все представленные документы на наличие обязательных реквизитов, а именно:

- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;

- идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

- кода причины постановки на учет (КПП) (для юридических лиц);

- периода, за который представляются налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерская отчетность;

- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками налогового органа должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести в представляемые документы необходимые изменения.

Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая их представления не по установленной форме.

При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из обязательных реквизитов, налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документов по формам, утвержденным для данных документов, в случаях:

- отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из обязательных реквизитов;

- нечеткого заполнения отдельных реквизитов документа, делающих невозможным их однозначное прочтение, их заполнения карандашом, наличия не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;

- составления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;

- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В случае непредставления налоговых деклараций (расчетов) в установленный законодательством о налогах и сборах срок к налогоплательщику применяются меры ответственности, предусмотренные НК РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, если налогоплательщик несвоевременно сдал налоговую декларацию, то на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ, а на должностных лиц организации (руководителя или главного бухгалтера) - административный штраф согласно ст. 15.5 КоАП РФ.

По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными о фактическом представлении налоговых деклараций с использованием автоматизированной системы.

По результатам вышеуказанной сверки отдел камеральных проверок в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам подпунктом 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывает налогоплательщиков в налоговый орган посредством письменного уведомления для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок).

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принимать решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган.

После получения налоговая декларация вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок.

Налогоплательщик может оказаться в ситуации, при которой налоговый орган отказывает в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности.

Но такие требования налоговых органов не соответствуют законодательству, что разъяснено в письме Минфина России от 18.02.2004 N 16-00-10/3.

В настоящее время получила распространение практика представления в налоговый орган отчетности через коммерческую службу доставки корреспонденции. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что в силу ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" услуги почтовой связи являются лицензируемыми.

ЗАО "Видное" направило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за декабрь 2006 года в виде почтового отправления с описью вложения через коммерческую службу доставки корреспонденции. Опись вложения была заверена штемпелем коммерческой службы доставки корреспонденции. Срок отправки - 15 января 2007 года. При этом в налоговый орган декларация была доставлена 25 января 2007 года, то есть позднее предельного срока, установленного для сдачи декларации по НДС.

Налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ, указав при этом, что штемпель службы коммерческой доставки корреспонденции не подтверждает отправку почтового отправления, так как эта служба не имеет лицензии на оказание услуг почтовой связи.


3. Представление налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи

Принятие налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также иными актами ФНС России.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры этих документов налогоплательщик не представляет.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых де-клараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме, после проверки требований к оформлению документов.

Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным.

Требования к оформлению документов, случаи, при которых налоговые органы имеют право отказать в приеме отчетности, представленной на электронных носителях, последствия непредставления декларации аналогичны требованиям, предъявляемым при подаче налоговой отчетности на бумажном носителе.

Читателям журнала следует обратить внимание на письмо ФНС России от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@ "О приеме налоговых деклараций", в котором содержатся два указания нижестоящим налоговым органам, а именно:

- налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при ее представлении по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;

- если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

Автор: Е.Н. Исакина, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Налоговый период является обязательным элементом налогообложения.

Понятие налогового периода

Наличие налогового периода свидетельствует о том, что налог установлен. Это правило закреплено в статье 17 НК РФ. Без налогового периода налог не может существовать, что обуславливает актуальность правильного установления и использования периодов при исчислении налогов. В статье рассмотрим особенности налогового регулирования налоговых периодов.

Налоговым периодом признается календарный год либо прочий период применительно к конкретному налогу, по окончанию которого исчисляется налог, подлежащий к уплате.

При этом, основной налоговый период может состоять из подпериодов, к примеру: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Статья 52 НКРФ не относится к какому-либо одному налогу. Она имеет универсальный характер и устанавливает правила, которые распространяются на определение налоговых периодов для различных налогов, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый период устанавливается по Федеральному закону № 107 «Исчисление времени». По данному закону налоговый период исчисляется по григорианскому календарю, который принят в Российской Федерации и представляет собой такую вычислительную систему, которая основана на циклах обращения Земли, где один цикл равен 365 дней или 2425 суток.

Статья 190 определяет календарную дату или период времени, как год, месяц, неделя, день и час. В течение налогового периода налогоплательщик обязан вносит авансовые платежи, общая сумма которых вычитается из годового платежа.

Помимо этого, исчисление сроков уплаты налогов может начинаться с наступления юридических фактов, которые означают начало или окончание срока. Например, среди таких фактов современное законодательство выделяет реорганизацию и ликвидацию компании.

Исчисление начала и конца налогового периода

Обязанность по уплате налогов начинается с начала нового налогового периода. Конкретные налоги имеют налоговый период, который состоит из отчётных подпериодов. В конце каждого подпериода компания обязана выплачивать авансовые платежи.

Рассмотрим пример. Для организации, которая создана в декабре 2015 года, отчётным периодом является период с 01 декабря по 31 марта 2016 года. Если ООО является плательщиком прибыльного налога, то авансовые платежи перечисляются ежемесячно, а отчетный период закончится 31 января 2016 года.

Организация оплатит прибыльный налог в сумме, начисленной за один месяц, а затем будет вносит авансовые платежи каждый квартал. По итогам налогового периода компания вносит конечный платеж.

Определение налогового периода при создании организации

Налоговый период определяется следующим образом, если компании (ООО, ОАО или ЗАО) являются вновь созданными. Если компания создается после начала отчетного годового периода, то уплачивает налоги по итогам налогового периода – календарного года.

Днем создания организации является день, когда она зарегистрирована в налоговых органах.

При этом если организация зарегистрирована в налоговой в период 1—31 декабря, то это время учитывается налоговом периоде следующего отчетного года.

Квартальный налоговый период определяется при создании компании с 1 января текущего года. При этом данный период является основным по уплате большей части налогов по НК РФ.

Определение налогового периода при ликвидации (реорганизации) налогового периода

При ликвидации компании до конца года последним отчетным отрезком времени для нее будет являться период от начала текущего года до окончания процесса ликвидации, то есть до того момента, когда компания получает свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

Если компания создана в период с 1 по 31 декабря текущего года, и ликвидируется также в декабре этого года, то налоговым периодом для нее является период с начала ее деятельности до дня ликвидации. Данное правило не относится к компаниям, которые выделяют из своего состава или присоединяют к себе прочие организации.

В течение налогового периода компания может находиться в процессе ликвидации и реорганизации, так как это достаточно длительный процесс. Все это время налогоплательщик имеет обязательства по уплате основных налогов.

Определение налогового периода при самостоятельном признании себя иностранной организацией

Иностранная организация – это компания, регистрация которой осуществлена налоговыми органами любой другой страны мира. Ряд Федеральных законов устанавливает список компаний, которые могут стать резидентами РФ.

Основным правилом признания компании резидентом является осуществление деятельности на территории Российской Федерации в сроки, установленные законодательством.

Если компания самостоятельно признаёт себя иностранной организацией, то налоговый период по уплате налога на прибыль определяется в соответствии с налоговым законодательством, таким же образом, как и для российских организаций. Данные правила устанавливаются Федеральным Законом №32 от 15 февраля 2016 года.

Определение налогового периода при самостоятельном признании иностранной организации налоговым резидентом РФ

Налоговое законодательство Российской Федерации закрепляет за иностранными организациями право самостоятельно признавать себя российскими резидентами.

Если иностранное общество признало себя резидентом по итогам налогового периода (то есть когда она предоставила заявление в налоговую инспекцию), то первым отчетным периодом по прибыльному налогу для нее станет период времени с момента регистрации заявления в налоговой инспекции до конца календарного года, в котором данное заявление было предоставлено.

Если иностранная компания, предоставила заявление о постановке на учет в период с 1 по 31 декабря текущего года, то показатель налогового периода для нее по налогу на прибыль будет определяться с даты предоставления заявления до конца следующего отчетного года.

Данное правило распространяется только на ООО и прочие общества, самостоятельно признавшие себя резидентами России.

Здесь стоит отметить, что понятие «календарный год» не всегда составляет 365 дней. По налоговому законодательству периоды уплаты различных налогов устанавливаются от 360 до 366 дней.

По итогам налогового периода, вне зависимости от уплачиваемого налога, компания обязана предоставить в налоговые органы декларацию. В бланке декларации указывается последний налоговый период. Каждый период имеет цифровой код, который можно уточнить у специалистов налоговых органов или на сайте Налоговой инспекции конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при определении налогового периода необходимо руководствоваться правилами статьи 52 НК РФ. После изучения основных правил определения налоговых периодов можно обратиться к частным налогам для осуществления оплаты.

Последний налоговый период сумму оплаты всегда имеет меньшую, нежели авансовые платежи, поскольку уплачивается исходя из разницы между всей суммой налога и авансов.

Статья 289. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 289. Налоговая декларация

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 21, 58, 78, 286, 287, 289 Налогового кодекса, принимая во внимание разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходя из того, что 18.04.2016 общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, а 01.07.2016 - с заявлением в арбитражный суд о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2012 год, пришли к выводу о пропуске обществом срока подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченного налога, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, а также пропуске срока исковой давности для обращения с указанным заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствовались положениями статей 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что в рамках дела N А40-113969/2015 Арбитражного суда города Москвы действия инспекции по доначислению недоимки по налогу на прибыль организаций за январь 2015 года в размере 448 294 541 рубля и пеней в сумме 1 653 983 рубля 72 копейки, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.03.2015 N 25, признаны правомерными. Доказательств отсутствия задолженности на момент выставления требования обществом не представлено.

Признавая законным вынесение инспекцией оспариваемого требования, суды руководствовались положениями статей 44, 52, 54, 58, 75, 78, 80, 287, 289 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации". Суды исходили из того, что до вынесения решения по результатам проверки налоговой декларации общества за 2014 год налогоплательщиком не была подтверждена переплата по спорному налогу, и частичная неуплата авансовых платежей по налоговой декларации за январь 2015 года привела к возникновению недоимки по налогу на прибыль организаций, что в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса является основанием для начисления пеней.

Как следует из пункта 1 статьи 289 НК РФ, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 57, 58, 75, 80, 285, 286, 287, 289, 311 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" от 18.10.1996, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа и признали ненормативный акт в оспариваемой части законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 54, 78, 81, 247, 272, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы, уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд округа поддержал вывод суда первой инстанции о пропуске обществом трехлетнего срок на возврат налога за 2010 год, с учетом обращения в суд 01.09.2015, поскольку срок на обращение с заявлением о возврате налога подлежит исчислению с учетом положений статей 285, 286, 289 Налогового кодекса Российской Федерации с даты срока представления первичных деклараций за спорный период, в данном случае с 28.03.2011.

Как следует из оспоренных судебных актов, общество, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на основании статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исходя из фактической прибыли, до срока, установленного статей 289 НК РФ (28.03.2015), а именно 25.02.2015, представило итоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 год, в которой заявило сумму налога к уменьшению в размере 412 465 086 рублей, образовавшуюся в результате превышения фактически уплаченных в течение 2014 года ежемесячных авансовых платежей над суммой налога, исчисленной в декларации к уплате за 2014 год, исходя из финансовых показателей за декабрь 2014 года (получен убыток в размере 2 291 472 701 рубль).

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 58, 59, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", суд апелляционной инстанции, учитывая положения статей 278, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что обществу (его правопредшественнику) должно было стать известно о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм переплаты еще 01.03.2008 (по налогу на 2007 г.) и 01.03.2009 (по налогу на 2008 г.), пришел к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4182) приказываю:

3) по окончании налогового периода, с 1-го числа которого указанная организация вышла из состава консолидированной группы налогоплательщиков, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в сроки, предусмотренные главой 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 7, ст. 920), пунктом 1 статьи 289, а также пунктом 4 статьи 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 7, ст. 920) приказываю:

При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Согласно пункту 4 статьи 230 Кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711), в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6; N 28, ст. 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 31, ст. 3220; N 34, ст. 3520, ст. 3522, ст. 3525; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128) и Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 24, ст. 2312) приказываю:

В соответствии с пунктом 3 статьи 31, статьями 289, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 33, ст. 3413; N 53 (ч. I), ст. 5016, 5023, 5026; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 6; N 23, ст. 2174; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 28, ст. 2873, 2886) приказываю:

При этом согласно пункту 8 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган в порядке и сроки, которые установлены указанной статьей Кодекса для представления налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 40, ст. 5315) в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2014, N 40, ст. 5316) приказываю:

Ответственный участник КГН обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Кодекса для налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.


И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки - точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Читайте также: