В казну поступают налоги

Опубликовано: 16.05.2024

Владимир Путин внезапно поручил Медведеву разобраться, почему в регионах России растет налоговая нагрузка на граждан

Граждане России уверены, что единственный налог, который они платят государству в ежемесячном режиме, это так называемые подоходные налоговые вычеты с зарплаты в размере 13%. Однако, если копнуть поглубже, то выяснится, что это не совсем так, если вообще совсем не так. Более половины доходов россиян в том или ином виде приходится на государственные сборы с граждан. Подробнее в теме разбирался политический обозреватель Daily Storm Никита Попов.

«Что в реальной жизни там происходит?»

На днях президенту России Владимиру Путину принесли дурную весть: в стране растет налоговая нагрузка на граждан. Речь идет как о прямых налогах, так и косвенных. Об этом главе государства сообщил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

«Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни», — дал поручение Медведеву Путин после встречи со Шмаковым.

Учитывая, что за все время существования России мало того что налоги преимущественно повышались, так еще и вводились новые, призыв президента разобраться и наконец понять, что же там происходит в реальной жизни, выглядит несколько странным.

В реальной жизни даже по официальной статистике более 20 миллионов россиян еле сводят концы с концами, а большая часть граждан (опять же, по официальным данным) причислена к когорте работающих бедных. А тут еще и налоги — и далеко не единственный НДФЛ в 13% от заработной платы россиян.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Налоговое ярмо

Да, налог на доходы физических лиц является самым известным среди всех работников, имеющих на руках трудовые договора. Именно 13% есть та разница между тем, что прописано в ваших книжках, и тем, что вы получаете на руки. Но и это еще не все.

Каждый работодатель платит в государственную казну за своего работника еще четыре обязательных взноса, которые в сумме составляют от 30,2 до 38,5% налога.

Сюда входит взнос в Пенсионный фонд (22% от прописанной в договоре зарплаты), в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС — 5,1%) и Фонд социального страхования (ФСС — 2,9%). В зависимости от уровня опасности работы работодатель платит еще и взнос в ФСС по травматизму — от 0,2 до 8,5%.

Часто выходит так, что людям кажется, мол: да нет же, мы ведь отдаем государству лишь 13% от зарплаты. На самом деле — нет, если не забывать о страховых взносах работодателя за работника. Не из своего же кармана работодатель оплачивает взносы на медицинское и социальное страхование. Просто фонд оплаты труда, который формируется вашим начальником, уже учитывает размер этих страховых взносов. По-хорошему — это в чистом виде неучтенная и заранее отложенная часть вашей заработной платы.

Возьмем за основу зарплату в 1000 рублей, учитывая при этом, что работодатель знает, что за вас ему нужно будет еще отчислить от 30,2 до 38,5% страховых взносов. Для простоты расчетов принято иметь дело с так называемыми 30% страховых.

Соответственно, ваша зарплата могла была бы быть 1000 рублей, но будет меньше на 30%, таким образом составив 770 рублей (в бюджет в качестве взносов работодатель отдал 230 рублей).

Из этой суммы вычитаем 13% подоходного налога и получаем 670 рублей, поскольку в бюджет уплачено 100 рублей НДФЛ.

А дальше еще интереснее.

Помимо так называемых прямых налогов существуют косвенные налоги.

Самый известный из них — налог на добавленную стоимость (НДС), который приносит незаметную головную боль россиянам и существенные поступления в бюджет государства. Кстати, совсем недавно Госдума в трех чтениях большинством голосов «Единой России» увеличила НДС с 18 до 20%. Ощутить на себе повышение этого налога россияне смогут с 1 января 2019 года или через несколько дней после — когда наконец-то отрезвеют после праздников и к большому удивлению зафиксируют рост цен на товары и услуги. Ну а пока мы имеем дело с 18% НДС.

Что такое НДС? Производители товаров и услуг платят в казну налог на добавленную стоимость. Чтобы компенсировать убытки, уплаченный ранее налог закладывается в конечную цену для потребителя. Повышение НДС на два процентных пункта автоматически поднимает стоимость всего, чем живут россияне: начиная от тарифов ЖКХ — кончая последней буханкой хлеба.

Так вот. Как только работник потратил полученные нами при вычитании всех прямых налогов 670 рублей на покупку товаров и услуг, он в этот же момент заплатил из этих денег еще и 120 рублей НДС. Именно на такую сумму могли быть дешевле все эти товары и услуги.

Получается, что с каждой 1000 рублей каждый россиянин платит 450 рублей в качестве налогов и сборов. То есть 45%. После увеличения НДС до 20% с 1 января 2019 года россияне будут уплачивать 464 рубля с одной тысячи рублей или 46,4%.

Но и это, опять же, не все — есть еще пресловутый бензин, от стоимости которого зависит если не все, то очень многое.

Налоги и акцизы в цене на бензин по результатам проверки ФАС в этом году достигли максимальной отметки в 65%. Только вдумайтесь: из 100 рублей цены за литр бензина 65 рублей это налоговый сбор государства. От стоимости бензина напрямую зависят, опять же, цены на товары и услуги, поставляемые продавцом конечному потребителю. Чем дороже бензин — тем дороже все, что перевозится на автомобилях. Не говоря уже о том, что такой налог на топливо платит каждый, кто ездит на общественном или личном транспорте.

А помимо этого есть еще взносы за капитальный ремонт, налог на недвижимость, налог на транспортное средство (для счастливых обладателей), земельный налог, акцизы на спиртное, табак и многое-многое другое.

Россия поднимает пенсионный возраст исходя из рекомендаций МВФ

Dailystorm - Россия поднимает пенсионный возраст исходя из рекомендаций МВФ

Доктор экономических наук Андрей Гудков, до 2016 года работавший заместителем руководителя департамента социального развития аппарата ФНПР, полагает, что Михаил Шмаков поднял очень острую тему на встрече с Владимиром Путиным и она явно напрягла главу государства.

Однако независимый эксперт по социальной политике Гудков полагает, что проверка и выяснение обстоятельств роста налоговой нагрузки на россиян, которая была поручена президентом Дмитрию Медведеву, ничем не закончится. Все лежит на поверхности.

«Отчего растет налоговая нагрузка? Президент сам виноват. Его развели, как мальчика, после чего у бюджета возникли огромные трудности, а он этому еще и удивляется. Он же согласился вступить в ВТО, а после этого нам пришлось снизить импортные пошлины. Таким образом, один из самых мощных источников бюджетных доходов пересох. Но потребности чиновников-то никуда не делись. Вот они и повышают налоги», — считает экономист.

Повышение пенсионного возраста также является косвенной формой налогообложения. Увеличив возраст выхода на пенсию на пять лет, правительство лишило каждого россиянина в среднем одного миллиона рублей.

«Если зарплата до 85 тысяч рублей, то НДФЛ и страховые взносы изымают 40%. На руках остается 60%. Из них половина – это расходы на питание, остается 30%, здесь НДС 10%. Выходит, что минус 3%. Таким образом, на руках остается 57%. С оставшихся 30% НДС уже 20%, то есть минус 6%. Из 57 вычитаем 6% и получаем 51%. После этого вычитаем акцизы, которые связаны с бензином, алкоголем, табаком, и вы поймете, что на руках у работника остается меньше 50% от его зарплаты», — констатирует Андрей Гудков.

В свою очередь руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов напоминает, что в поле зрения российских властей не так давно успело попасть и самозанятое население, которое, по разным подсчетам, достигает приблизительно 20 миллионов человек. Они не платят прямые налоги, уклоняются от них и будут уклоняться в дальнейшем.

«Дураков среди них нет. Зарабатываешь мало, а отдавать нужно много. Еще и голову свою высовываешь, чтобы тебе ее отрубили. Чтобы налоговики могли схватить ее за уши и трясти, пока из тебя деньги не посыпятся, как из головы Буратино, привязанного к дереву, — рассказывает эксперт. — Поэтому самозанятые наружу не лезут. И какими-то довольно глупыми налоговыми «смягчениями» их не вытащишь. Но косвенные налоги они все равно платят».

Сам принцип одновременной уплаты прямых и косвенных налогов экономист Василий Колташов считает несправедливым. Он также обращает внимание на Конституцию России, которая, помимо прочего, дает еще и право на жилье всем гражданам страны. Однако возникает вопрос: откуда тогда берется налог на жилье? С юридической точки зрения — это абсурд, поскольку с гарантированного права налоги не платятся.

«Первую шкуру мы сдираем с россиян косвенными налогами, а вторую — прямыми. Вот и вся политика в отношении фискальной нагрузки российского государства последнего полугода. В чем там Медведев будет разбираться — я не знаю. Но по-хорошему надо отказаться от политики сдирания двух шкур. Если люди платят косвенные налоги, но при этом получают небольшую зарплату, то почему они должны платить еще 13%-й налог? Почему самозанятый с небольшим доходом должен платить какой-то налог? Должен быть не облагаемый налогом минимум доходов, который, в сущности, тратится только на потребление. 50 тысяч рублей может быть потолком такого не облагаемого налогом дохода. Только так можно снизить фискальную нагрузку. Не очень круто, но очень по справедливости», — объясняет руководитель Центра политэкономических исследований.

Стоит также отметить, что председатель правительства Дмитрий Медведев 14 ноября утвердил повышение тарифов ЖКХ в два этапа. С 1 января 2019 года на 1,7% и с 1 июля на 2,4%. Вы спросите: причем здесь налоговая нагрузка? Все просто. Тарифы поднимутся из-за повышения НДС с 18 до 20%, одобренного ранее правительством. Исходя из всего выше описанного, вызывает недопонимание и даже недоумение тот факт, что власть удивляется растущей налоговой нагрузке на граждан. Отчего же ей не расти, если сами чиновники делают для этого все, что в их силах.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.


Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.

Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Функции региональных налогов

Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Порядок установления

Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.

Что относится к региональным налогам

Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.

В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.

Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.

Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.

Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».

Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.

Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.

Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).

Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.

Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.

Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.

Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.

Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.

На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:

  • организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
  • банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
  • нотариусам, адвокатам;
  • организациям с филиалами;
  • работодателям, у которых больше 100 работников;
  • иностранным компаниям.

Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:

в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;

в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.

Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:

  • не более 100 работников;
  • менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
  • не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
  • не более 20 транспортных средств для перевозок.

В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.

Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.

ЕНВД — это произведение:

  • базовой доходности в месяц по числу сотрудников, площади помещения, количеству пассажирских мест или магазинов;
  • всероссийского коэффициента-дефлятора (в 2019 году он равен 1,915);
  • понижающего городского корректирующего коэффициента;
  • муниципальной налоговой ставки от 7,5% до 15%.

Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.

Куда поступают налоги

  • Куда поступают налоги
  • Для чего нужны налоги
  • Чем налоги отличаются от сборов
  • Бюджетный Кодекс РФ
  • Бюджетный Кодекс РФ
  • Куда платить единый налог
  • Куда идут налоги
  • Куда перечисляются налоги
  • Куда идет подоходный налогКуда идет подоходный налог
  • Какие налоги мы платим и на что они идутКакие налоги мы платим и на что они идут
  • Куда перечислить налог на имуществоКуда перечислить налог на имущество
  • Какие бывают прямые налогиКакие бывают прямые налоги
  • Как платить новые налогиКак платить новые налоги
  • Куда платить налоги за обособленное подразделениеКуда платить налоги за обособленное подразделение
  • Откуда идет финансирование социальной политикиОткуда идет финансирование социальной политики
  • Что такое налогЧто такое налог
  • Почему я плачу налогиПочему я плачу налоги
  • Зачем нужны налогиЗачем нужны налоги
  • Налоги как признак государстваНалоги как признак государства
  • Почему нужно платить налогиПочему нужно платить налоги
  • Какие налоги в разных странахКакие налоги в разных странах
  • Какие бывают налогиКакие бывают налоги
  • Какие виды налогов существуют в РФКакие виды налогов существуют в РФ
  • В какой стране самые низкие налогиВ какой стране самые низкие налоги
  • Что такое плательщик НДПИЧто такое плательщик НДПИ
  • Как перечислить подоходный налогКак перечислить подоходный налог
  • Какие налоги платит ОООКакие налоги платит ООО
  • Как платить налоги физическим лицамКак платить налоги физическим лицам
  • Как заплатить налог с доходаКак заплатить налог с дохода
  • Как перечислить налог в бюджетКак перечислить налог в бюджет

Читайте также: